Научная статья на тему 'Инструменты стратегического управления региональной экономикой'

Инструменты стратегического управления региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / METHODS OF STRATEGIC MANAGEMENT / ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРАВЛЕНИЯ / STRATEGIC MANAGEMENT TOOLS / МЕХАНИЗМ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / THE MECHANISM OF STRUCTURAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маськов Сергей Анатольевич

В представленной статье изложена концепция применения инструментов стратегического управления региональной экономики на основе механизма структурных преобразований.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article deals with the concept of the use of tools of strategic management of the regional economy based on structural transformation mechanism.

Текст научной работы на тему «Инструменты стратегического управления региональной экономикой»

около 3 млн. тонн и 55% от общей массы твердых отходов.

Сталеплавильные шлаки можно рассматривать не только как источник загрязнения окружающей среды, но и как источник вторичных материальных ресурсов - так называемый рециклинг отходов. Они могут быть использованы в хозяйственных целях либо частично (в качестве добавки), либо полностью замещая традиционные виды ресурсов. Для них существует несколько эффективных направлений применения, как в собственном производстве ПАО «НЛМК» (агломерационном и доменном), так и в строительной промышленности Липецкой области.

На ПАО «НЛМК» действует цех по переработке металлургических шлаков (ЦПМШ). В ЦПМШ за год производится около 700 тыс. тонн щебня, при этом получается до 48 тыс. тонн скрапа. Данные показатели не велики, основная часть сталеплавильного шлака остается в отвалах.

Металл (скрап) на ПАО НЛМК извлекается из твердых шлаков при первичной переработке в шлаковых отвалах и при вторичной - на дробильно-сортировочных установках.

Несмотря на наличие на ОАО «НЛМК» дробильно-со-ртировочного комплекса по переработке шлаков и ЦПМШ, накопление сталеплавильного шлака имеет тенденцию роста с каждым последующим годом. Недостаточное использование и переработка металлургических шлаков приводит не только к недоизвлечению прибыли, но и к удорожанию основной металлургической продукции за счет больших затрат на вывозку шлаков и содержание отвалов на территории ПАО «НЛМК».

Целесообразно уделить особое внимание мероприятиям, направленным на снижение образования конвертерных шлаков, путем их эффективной переработки и извлечения железосодержащих продуктов с более высоким процентом содержания железа и дальнейшим производством фракционного щебня. Для решения этой проблемы на ПАО «НЛМК» вводится комплекс по переработке сталеплавильных шлаков фирмы «АМСОМ L.L.C». Данный комплекс в год пе-

рерабатывает до 1 200 000 тонн несортированного шлака с выходом фракционного щебня около 1064 тыс. тонн, выход фракционированного скрапа на данном комплексе составит около 135,6 тыс. тонн, против 48 тыс. тонн скрапа в условиях ЦМПШ.

Годовой экономический эффект работы комплекса «АМСОМ L.L.C» составляет 145 566 тыс. рублей. Он обеспечивается за счет доходов от:

1. замещения лома скрапом в объеме 48,0 тыс. тонн (фр. > 250) (10% зашлак.) - 157 920 тыс. руб.

2. использования 36,0 тыс. тонн скрапа в АГП и 26,0 тыс. тонн в ДП-4 (фр. 0-10; 10-70) - 114 799 тыс. руб.

3. реализации 25,2 тыс. тонн скрапа сталеплавильного (фр.70-250) (30 % зашлак.) - 64 000тыс. руб.

4. реализации востребованных фракций (510,7 тыс. тонн) - 40 800 тыс. руб.

Кроме этого сооружение установки по переработке металлургических шлаков является природоохранным мероприятием и позволяет:

1. улучшить техногенную обстановку;

2. сократить заводские территории, отведенные для складирования шлака, а также предотвратить их изъятие из хозяйственного оборота;

3. возвратить в производство, выделенный из отвальных шлаков скрап путем рециклинга, а также производить щебень для дорожного строительства.

Список литературы:

1. Борисов А.К. Экология и ресурсосбережение в черной металлургии производства [Текст] / А.К. Борисов // Металлург. - 2011. - №4.- с.46-48.

2. Богомолова Е.В. Экологичность инвестиций в металлургическую отрасль. Сборник материалов м-н н-п форума «Стратегическое планирование развития территорий. Опыт. Современные тенденции. Перспективы» Липецк, 2014 г., с. 306-309.

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Маськов Сергей Анатольевич

канд.экон. наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления, г. Майкоп

АННОТАЦИЯ

В представленной статье изложена концепция применения инструментов стратегического управления региональной экономики на основе механизма структурных преобразований.

ABSTRACT

In the present article deals with the concept of the use of tools of strategic management of the regional economy based on structural transformation mechanism.

Ключевые слова: Региональная экономика, методы стратегического управления, инструменты стратегического уравле-ния, механизм структурных преобразований.

Keywords: Regional economy, methods of strategic management, strategic management tools, the mechanism of structural transformations.

На современном этапе развития осмысление новых аспектов в функционировании регионов требует специального анализа экономических и социальных проблем, свойственных экономике мезоуровня. Непоследовательность в проведении экономической реформы сказывается в частой

несогласованности интересов государственных структур и хозяйствующих субъектов, инвесторов и пользователей, местных органов власти и проживающего населения. Каждый из этих участников потенциально может рассматриваться и как источник формирования конечного плате-

жеспособного (или неплатежеспособного, но общественно необходимого) спроса, и как источник инвестиций, и как непосредственный организатор (исполнитель) достижения тех или иных целей.

Стратегические направления структурной перестройки экономики региона: совершенствование ее хозяйственной специализации, решение важнейших проблем регионального развития и рыночных преобразований в хозяйственном комплексе, требуют для их реализации довольно длительного времени, радикальных преобразований и значительных инвестиций [1, с. 167].

Методы стратегического управления начинают успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и муниципальных образованиях, при управлении инвестиционной деятельностью или масштабными инфраструктурными проектами. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы муниципальных органов управления.

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, соци-

альном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Развитие регионов, необходимость их реструктуризации, представляя собой момент реализации общегосударственной стратегии управления, предполагает не просто упорядочение отдельных звеньев и свойств организованной региональной системы, но и внедрение в эту систему новых рыночных элементов при ликвидации старых административных звеньев.

Для управления развитием региона как территориальных экономических и социально-культурных систем всегда требуется дополнительная проработка механизмов сочетания экономических интересов всех составляющих его структурных элементов.

Рассмотрим функциональную схему механизма структурных преобразований, отражающего характер воздействия управляющей системы, принимающей решение о реструктуризации субъекта экономики (отрасли, предприятия, фирмы) на исполняющую систему управления, осуществляющую преобразования структуры субъекта (рис. 1).

Система управления, принимающая решение о реструктуризации регионального субъекта (федеральный, региональный, отраслевой уровень)

Т I

Информация о состоянии Командная информация

ИСПОЛНЯЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Контроль и учет

• мониторинг структурных преобразований;

• оценка фактических результатов преобразований.

Целеполагание

• корректировка целей;

• определение роли реструктуризуемого объекта.

Отклонения отсутствуют

Командная информация _*_

Анализ

• реализация подготовительной структурных преобразований.

стадии

Командная информация

1

Командна^информация

Прогнозирование и Оперативное управление

планирование • организация процесса

• разработка вариантов программ согласования интересов;

структурных преобразований; —► • согласование интересов;

• построение межотраслевых • реализация структурных

моделей балансового типа. преобразований.

Плановая и оперативная командная информация

Информация о состоянии объекта реструктуризации

Информация о состоянии среды

Рисунок!. Функциональная схема управления структурными преобразованиями в экономике региона

По типу управляемости его можно отнести к механизму прямого воздействия [2, с. 85]. Командная информация (директива, приказ и т. п.) вышестоящей организации (ведомства, министерства) поступает в исполняющую систему управления нижестоящей организации (предприятия, группы предприятий, отрасли), где происходит корректировка цели преобразования и определяется роль реструктуризуемого субъекта, и, одновременно в блок контроля и учета, где отслеживаются все структурные преобразования.

Затем командная информация попадает в блок анализа, где реализуется подготовительная стадия структурных преобразований. При необходимости изменения структуры субъекта информация попадает в блок прогнозирования и планирования, где происходит реализация стадии вариантов программ структурных преобразований, при этом возможно применение межотраслевых моделей балансового типа.

На следующем этапе информация попадает в блок оперативного управления, где происходит реализация стадии

организации процесса согласования интересов и непосредственно согласование интересов участников сторон, а также осуществление стадии практической реализации структурных преобразований с учетом командной информации, поступающей с блока контроля и учета и плановой информации с блока планирования и прогнозирования.

После осуществления структурных преобразований информация о состоянии объекта реструктуризации вместе с информацией о состоянии внешней среды поступает в блок контроля и учета, где анализируется, корректируется, а затем поступает в вышестоящую систему управления, принимающую решение о реструктуризации регионального

субъекта, где цикл управленческих процедур по реструктуризации экономического субъекта завершается.

Литература:

1. Колесников Ю.С. Региональная составляющая проблем стратегического планирования // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. - М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001.

2. Маськов С.А. Научная мысль Кавказа: Приложение № 2 Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2004.

АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Махлычев Руслан Владимирович

Магистр кафедры логистики ИОМ, ГУУ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Данная статья раскрывает теоретические основы системы сбалансированных показателей и служит постановкой целей и задач для дальнейшего углубленного изучения темы. В статье описываются основные положения системы сбалансированных показателей, краткая историческая справка, а также недостатки традиционных подходов к оценке эффективности, которые возможно преодолеть при использовании ССП.

ABSTRACT

This article unveils a theory basis of balanced scorecard and is in use to statement of problems and goal setting for further researches of the issue. It describes the main points of balanced scorecard, gives a brief historical background upon BSC as well as limitations of traditional approaches to efficiency estimation, which can be overpassed using BSC.

Ключевые слова: теоретические основы, логистика, предприятие, стратегическое планирование, стратегическое управление, система сбалансированых показателей, ключевые показатели эффективности, информационный поток, финансовый поток.

Keywords: theory basis, logistics, organization, strategic planning, strategic management, balanced scorecard, key performance indicators, information flow, financial flow.

Проблемы, технологии, методы, способы теоретического и практического решения эффективности управления, оценки его реального качества в логистических системах и предприятиях находятся под пристальным вниманием профессиональных специалистов в национальной, региональной, международной [1-4], трансграничной логистике пространств и границ, в экономических и таможенных союзах [5-6]. Также данная тематика имеет отражение в научных школах кафедры логистики ГУУ [7-8], где, например, рассматриваются теоретические принципы развития разработки стратегии национальных логистических систем [9-10]. Эта работа представлена как первоначальная постановка научной задачи исследований в магистерской диссертации [11].

Объект исследования: Система сбалансированных показателей. Предмет исследования: Применение системы сбалансированных показателей в логистическом предприятии. Цель работы: Изучить и проанализировать теоретические основы системы сбалансированных показателей.

Было выявлено основное организационно-экономическое противоречие: Недостаточная изученность применимости системы сбалансированных показателей к логистическим предприятиям. Была определена Область применения: Стратегическое планирование деятельности организаций различных сфер деятельности [11].

Вопрос оценки эффективности интересовал владельцев

бизнесов со времён зарождения первых предпринимательских организаций, однако действительно актуальным данный вопрос становится лишь во второй половине 20-го века, когда на рынке стала зарождаться действительно острая конкуренция, а в настоящее время вопросами оценки эффективности задаются ещё до того, как организация начинает функционировать, поскольку в условиях жёсткой конкуренции именно правильная, реальная оценка эффективности работы организации является жизненно важным критерием существования её на рынке.

Одной из самых популярных современных систем оценки эффективности, которой уделяется всё больше внимания среди руководителей крупных организаций является разработанная в начале 90-ых годов Робертом Кэпленом и Дэвидом Нортоном система сбалансированных показателей, однако, несмотря на довольно большой возраст системы, она всё ещё недостаточно изучена и адаптирована под различные сферы деятельности. Этим обусловлена актуальность данной темы [12].

Целью данной работы является изучение теоретических основ системы сбалансированных показателей.

Основные задачи исследования:

- Изучить историю возникновения системы сбалансированных показателей

- Изучить область применения системы сбалансированных показателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.