Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
УДК 338.3
ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИФИКИ
М. Ю. Рузавина, А. С. Логинова Научный руководитель - Н. В. Федорова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: m-ruzavina@mail.ru
Рассматриваются особенности стратегического управления. Особое внимание уделяется инструментам стратегического управления с учетом международной специфики.
Ключевые слова: стратегическое управление, инструменты, международный маркетинг.
METHODS (TOOLS) STRATEGIC MANAGEMENT BASED ON INTERNATIONAL SPECIFICS
M. Yu. Ruzavina, A. S. Loginova Scientific Supervisor - N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: m-ruzavina@mail.ru
This article discusses the features of strategic management. Special attention is paid to strategic management tools taking into account international specifics.
Keywords: strategic management, tools, international marketing.
В настоящее время совершенствование управления компанией является приоритетным направлением, и по важности сравнивается с такими направлениями как внедрение инноваций, разработка технологий.
Важность исследования заключается в сравнении опыта развития и применения стратегического управления в России и зарубежом.
Актуальность исследования состоит в том, что российские компании не придают должного значения роли и инструментам стратегического управления, а значит, упускают возможности совершенствования и недопущение ошибок.
Стратегическое управление- это результат эволюции в развитии управленческих наук. Теоретические исследования данной области позволило выделить множество понятий [1].
Первый термин появился в 1960-1970-х годах. Тогда стратегическим управлением считались различия между управлением на уровне производства и управлением на уровне корпорации [2].
В своей статье А. В. Меркулова провела исследование существующих теорий, что позволило выделить ряд требований для определения стратегического управления:
1. Возможность применить к любому объекту
2. Обобщение всех управленческих функций в стратегическом менеджменте
3. Отражение специфики стратегического управления.
В результате исследования, самым целесообразным понятием стало стратегического управления как влияния субъекта на объект для того, чтобы достигнуть поставленные стратегические цели с помощью стратегических инструментов.
Стратегическое управление состоит из стратегического анализа, стратегического планирования, организации выбора и реализации стратегии, стратегического контроля. У каждого инструмента существует своя структура и своё содержание. Все инструменты взаимосвязаны друг с другом.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 2
Кратко охарактеризуем все инструменты стратегического управления:
1. Стратегический анализ - это инструмент, формирующий базу информации для определения и корректировки стратегического выбора. Стратегический анализ обеспечивает научно-экономическое обоснование принятых стратегических решений.
2. Стратегическое планирование - это инструмент, включающий процесс целеполагания и стратегических альтернатив. Стратегические альтернативы осуществляются при учёте принципа иерархичности построение стратегий, т. е. начинается с построения базовой стратегии.
3. Организация выбора и реализация стратегий. Выбор стратегии для реализации - один из самых сложных инструментов в стратегическом управлении. В данный момент существует множество моделей и подходов для осуществления стратегического выбора, которые отличаются между собой. К примеру, Матрица И. Ансоффа, модель М. Портера, матрица «Бостон консалтинг групп». Главный критерий стратегических альтернатив - это достижимость.
Важная составляющая данного инструмента - это перевоплощение стратегии в реальность.
4. Статегический контроль - это инструмент для своевременного обнаружения сбоя ошибок, а также выработке и корректировке мер для достижения цели. В процесс стратегического контроля входит: выбор параметров, создание системы нормативов, создание механизма обнаружения отклонений, механизм по устранению отклонений.
Не стоит путать экспорт и международный маркетинг. Экспорт отличается незаинтересованностью производителя в заграничной судьбе своей продукции и обратной связью от потребителя. Что касается международного маркетинга, то проводится систематический мониторинг вовлеченности потребителя в продукцию [3].
Швейцарские часы, элементы которых могут изготовляться в различных странах мира распространенный пример международного подхода к маркетингу. Из чего следует, что фирменное швейцарское качество передается и на другие страны, путем координации трудовых ресурсов для высокого качества.
Российские производители, а также дистрибьюторы зачастую упускают возможности более широкого охвата, большего сбыта и т. п., так как не исследуют обратную связь от стран импортёров. Зарубежные же производители проводят большее количество исследований для более глубокого детального изучения потребителя. К примеру, известная кукла «Барби» не поначалу не полюбилась японскому народу, тогда производители начали изучать культуру и традиции народа и поняли, что кукла со светлой кожей и волосами для них не является красивой. Тогда эксклюзивно для японцев была создана новая кукла «Барби» азиатской внешности.
Международный маркетинг должен учитывать такие особенности, как независимость государства, национальная валюта и используемые, законодательная и экономическая база государства и т. д.
Изучение внешнего рынка процесс более трудоемкий и сложный. Из чего зарождается потребность в целых структурных подразделениях или помощи компаний, занимающихся особенностям и изучением внешних рынков.
Из чего следует, что международный маркетинг имеет больший охват, чем национальный, так как включает в себя больший выбор факторов. Также для благополучия на внешних рынках стоит прибегнуть к методам маркетинга.
Определенного клеше действий не существует. Каждый производитель старается отстроиться от конкурента путем инновационных методов и действий. Не стоит забывать и о мировых тенденциях, задача которых состоит в том, что производимый товар должен быть конкурентоспособен даже через 20 лет.
Библиографические ссылки
1. Меркулова Е. В. Инструменты стратегического управления предприятием // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 114.
2. Менеджмент: конспект лекций [Электронный ресурс]. URL: http://www.nnre.ru/ delovaja_literatura/menedzhment_konspekt_lekcii/p6.php (дата обращения: 27.03.2018).
3. Федорова Н. В. Территориальный маркетинг // Решетневские чтения : материалы XVI Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Ре-шетнева (7-9 нояб. 2012 г., Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2012. Ч. 2. С. 743.
© Рузавина М. Ю., Логинова А. С., 2018