Научная статья на тему 'Инструменты стратегического планирования персонала'

Инструменты стратегического планирования персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1505
912
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЦА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / MATRIX / COMPETENCE / MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрылова Ольга Анатольевна

Статья посвящена проблеме применения инструментов стратегического планирования персонала. Рассматривается поэтапное внедрение матричного инструментария в планирование, определены уровни выраженности компетенций менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF STAFF STRATEGIC PLANNING

Article is devoted to a problem of use of instruments of strategic planning of the personnel. Stage-by-stage introduction of matrix tools in planning is considered, levels of expressiveness of competences of managers are defined.

Текст научной работы на тему «Инструменты стратегического планирования персонала»

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

О. А. НЕКРЫЛОВА

Статья посвящена проблеме применения инструментов стратегического планирования персонала. Рассматривается поэтапное внедрение матричного инструментария в планирование, определены уровни выраженности компетенций менеджеров.

Ключевые слова: матрица, компетентность, менеджмент, стратегическое планирование.

В стратегическом планировании применяется достаточно много матриц той или иной направленности. Существует необходимость систематизации этих матриц, а также поэтапного внедрения матричного подхода на всех этапах стратегического планирования.

Поэтапное внедрение матричного инструментария в планирование деятельности предприятия представлено следующим образом [1; 2]:

1. Матрица SWOT - анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз.

2. Матрица MCC - анализ соответствия миссии предприятия и его основных возможностей.

3. Матрица вектора экономического развития предприятия - анализ статистических данных.

4. Матрица BCG - анализ темпов роста и доли рынка.

5. Матрица GE - анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности.

6. Матрица ADL - анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке.

7. Матрица Hofer / Schendel - анализ положения среди конкурентов в отрасли и стадии развития рынка.

8. Матрица Ансоффа («рынок - продукт») -анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам.

9. Матрица Портера (пяти конкурентных сил) - анализ стратегических перспектив развития бизнеса.

10. Матрица эластичности конкурентной реакции на рынке - анализ действия фирмы по факторам конкурентоспособности товара в зависимости от эластичности реакции приоритетного конкурента по товару.

11. Матрица группировки товара - анализ группировки товара.

12. Матрица «Воздействие / неопределенность» - анализ уровня воздействия и степени неопределенности при выходе на новый рынок.

13. Матрица Купера - анализ привлекательности отрасли и силы бизнеса.

14. Матрица Shell / DPM - анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности.

15. Матрица стратегий переживающего спад бизнеса - анализ конкурентных преимуществ в отраслевом окружении.

16. Отрасль Матрица основных форм объединений - анализ объединения в отраслевом окружении.

17. Матрица улучшения конкурентной позиции - анализ дифференциации и охвата рынка.

18. Матрица «Дифференциация / относительная эффективность затрат» - анализ дифференциации и относительной эффективности затрат.

19. Анализ дифференциации Матрица «Производительность - инновации / дифференциации» - анализ инноваций / дифференциации и производительности.

20. Матрица «Цена - качество» - позиционирование продукта в зависимости от качества и цены.

21. Анализ качества Матрица «Качество -ресурсоемкость» - анализ зависимости качества от ресурсоемкости.

22. Матрица стратегии расширения марочных семейств - анализ зависимости отличительных преимуществ и сегментации целевого рынка.

23. Анализ маркетинговой стратегии Матрица «Осведомленность - отношение к марке товара» - анализ зависимости маржи валовой прибыли и ответной реакции сбыта.

24. Матрица маркетинговых каналов -

анализ зависимости темпов развития рынка и ценности, добавляемой каналом.

25. Матрица «Контакт - уровень приспособления услуг» - анализ зависимости уровня приспособления услуг к требованиям клиентов от степени контакта с клиентом.

26. Матрица «Диагностика маркетинга» -анализ зависимости стратегии от осуществления стратегии.

27. Матрица способов стратегического управления. Анализ зависимости стратегии и влияния планирования.

28. Матрица модели стратегического менеджмента - анализ зависимости модели менеджмента от типа изменений.

29. Матрица Херси - Бланшара - анализ ситуативной модели руководства.

30. Матрица «Комбинации размерностей стилей руководства университета Огайо» - анализ комбинаций размерностей стилей руководства.

31. Матрица «Управленческая решетка» -анализ типов руководства.

32. Матрица «Изменение - сопротивление в организации» - анализ зависимости изменений, происходящих в организации и сопротивления этим изменениям.

33. Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе - анализ зависимости взаимоотношений в группе от дифференциации оплаты.

34. Матрица типов включения человека в группу - анализ зависимости отношения к ценностям организации и отношения к нормам поведения в организации.

35. Матрица «Основные деловые способности» - анализ рынка и основных деловых способностей.

36. Матрица «Важность / выполнение работы» - анализ зависимости выполнения работы от важности.

37. Матрица существующих формальных систем критерия качества работы - анализ существующих формальных систем критерия качества работы.

38. Матрица результатов управления критериями качества работы - анализ результатов управления критериями качества работы.

39. Матрица Блейка-Моутона - анализ зависимости выполнения работы от количества людей и от количества задач.

40. Матрица МакДональда - анализ производительности.

На первом этапе предлагается произвести первичный анализ деятельности предприятия. Для

этой цели подобраны три матрицы. Матрица SWOT широко описана в литературе. Матрица MCC предполагает анализ соответствия целей предприятия и его основных возможностей. Матрица вектора экономического развития предприятия представляет собой таблицу, в которой представлены числовые данные основных показателей предприятия. Из этой матрицы можно почерпнуть информацию для других матриц, а также на основе этих данных сделать различные выводы уже на данном этапе.

Вторым этапом применения матричных методов является анализ рынка и отрасли. Здесь анализируются рынки, на которых функционирует предприятие, а также отрасль в целом. Основными являются матрица BCG, исследующая зависимость темпов роста и доли рынка, и матрица GE, анализирующая сравнительную привлекательность рынка и конкурентоспособность в отрасли и имеющая две разновидности: вариант Дэйа и вариант Мониенсона. Отраслевую привлекательность, конкурентоспособность и закономерности развития отрасли исследует матрица Shell/DPM.

Следующие этапы стратегического планирования анализ дифференциации и анализ качества. В этой группе находятся три матрицы. Матрица «Улучшение конкурентной позиции» позволяет наглядно выявить закономерности и зависимости дифференциации от охвата рынка.

Матрица «Дифференциация относительная эффективность затрат» выявляет зависимость относительной эффективности затрат на данном рынке от дифференциации. Матрица «Производительность инновации / дифференциации» показывает зависимость между производительностью данной бизнес-единицы и внедрением инноваций.

Выявление факторов и закономерностей, влияющих на такой аспект, как качество производимой продукции включать две матрицы. Матрица «Стратегии установления цен» позиционирует продукты в зависимости от качества и цены.

Матрица «Качество-ресурсоемкость» определяет соотношение качества произведенного продукта и ресурсов, на него потраченных.

В предложенной схеме стратегического планирования в каждой группе матрицы взаимодействуют друг с другом, но нельзя опираться на результат или вывод только одной матрицы необходимо учитывать выводы, получаемые из каждой матрицы в группе.

Матричные методы играют очень важную роль в стратегическом планировании предпри-

ятия. Однако использование только матричных методов не является достаточным, так как матрицы позволяют исследовать стратегическое планирование с отдельных сторон и не показывают полной картины, но в соединении с остальными методами матричный подход дает возможность наглядно увидеть закономерности в процессах, происходящих на предприятии, и сделать правильные выводы.

В целях организации компетентного стратегического планирования мы разработали матрицу «Компетентность менеджеров при стратегическом планировании», взяв за основу уровни компетенций менеджеров.

Таблица 1

Уровни выраженности компетенции менеджера

Представим матрицу «Компетентность менеджеров при стратегическом планировании» (табл. 2).

Таблица 2

Компетентность менеджеров при стратегическом планировании

Наименование уровня компетенций / стратегии развития предприятия Стра- тегия І Стра- тегия 2 Стра- тегия З Стра- тегия 4 Стра- тегия З

5 уровень

4 уровень

3 уровень

2 уровень

1 уровень

В уровни компетенций мы добавили 5 уровень, предполагающий компетентность команды лидеров, занимающихся определенным проектом стратегического планирования. Разные уровни компетенций показывают степень готовности менеджеров к стратегическому планированию и выполнению определенных стратегий, что позволит предприятиям формировать компетентную команду управленцев.

Литература

1. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М., 1998.

2. Хруцкий Б. Е., Толмачев Р. А. Оценка персонала: современные системы и технологии. М., 2005.

* * *

INSTRUMENTS OF STAFF STRATEGIC PLANNING

O. A. Nekrylova

Article is devoted to a problem of use of instruments of strategic planning of the personnel. Stage-by-stage introduction of matrix tools in planning is considered, levels of expressiveness of competences of managers are defined.

Key words: matrix, competence, management, strategic planning.

Наименование уровня Характеристика уровня

Четвертый Лидерский уровень (дополняет базовый и сильный уровни) - менеджер задает нормы для коллектива, когда не только он, но и другие начинают проявлять данную компетенцию; менеджер помогает другим проявлять необходимые навыки

Третий Сильный уровень (дополняет базовый уровень) - компетенция может проявляться в трудовых процессах, при решении сложных, стратегически важных задач

Второй Базовый уровень - компетенция развита нормально; менеджер проявляет необходимые для определенной работы качества

Первый Уровень понимания - менеджер понимает необходимость данных компетенции, он старается их проявлять, но это не всегда получается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.