Научная статья на тему 'Инструменты самоорганизации в формировании инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования'

Инструменты самоорганизации в формировании инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ АГРАРНОГО БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / RURAL MUNICIPALITY / SELF-ORGANIZATION OF THE AGRARIAN BUSINESS COMMUNITY / MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP / DIGITALIZATION OF THE PROCESSES OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миненко А.В.

В статье рассмотрены инструменты формирования инфраструктуры развития АПК применительно к сельскому муниципальному образованию, механизмы их формирования, выделены функции, закрепленные за саморегулируемыми организациями, определены задачи самоорганизующихся бизнес-сообществ, направления развития муниципально-частного партнерства, технологии цифровизации процессов взаимодействия муниципальных органов управления и районного бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF SELF-ORGANIZATION IN THE FORMATION OF THE INFRASTRUCTURE OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF RURAL MUNICIPAL-EDUCATION

The article discusses the tools for the formation of the infrastructure of the agro-industrial complex in relation to the rural municipality, the mechanisms for their formation, highlights the functions assigned to self-regulating organizations, defines the tasks of self-organizing business communities. , directions of development of municipal-private partnership, technology of digitization of the processes of municipal cooperation of the main governing bodies and the regional business community.

Текст научной работы на тему «Инструменты самоорганизации в формировании инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования»

ИНСТРУМЕНТЫ САМООРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ АПК СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент, вед. науч. сотр. Алтайская лаборатория СибНИИЭСХ СФНЦА РАН (Россия, г. Барнаул)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n401

Аннотация. В статье рассмотрены инструменты формирования инфраструктуры развития АПК применительно к сельскому муниципальному образованию, механизмы их формирования, выделены функции, закрепленные за саморегулируемыми организациями, определены задачи самоорганизующихся бизнес-сообществ, направления развития муни-ципально-частного партнерства, технологии цифровизации процессов взаимодействия муниципальных органов управления и районного бизнес-сообщества.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское муниципальное образование, самоорганизация аграрного бизнес-сообщества, муниципально-частное партнерство, цифровизация взаимодействия власти и бизнеса.

В существующей практике самоорганизации бизнес-сообществ аграрного сектора сложилось три типа отраслевых союзов и ассоциаций [1; 2; 3]:

- возглавляемые бывшими руководителями отрасли. Такие объединения ставили перед собой чаще политические цели, в т.ч. участие в реализации экономической политики государства. Их участники входили в такие союзы благодаря авторитету руководителя и со временем распадались или отличались частой сменой участников, которые не получали от них оперативной помощи;

- коммерческие структуры, существующие под видом отраслевого союза или ассоциации, занимающиеся перепродажей продукции учредителей. Они более устойчивы, но отличаются ограниченностью участников. Отсутствие политических целей делает их обычными хозяйствующими субъектами;

- возглавляемые действующим руководителем предприятия. Также направлены на сбыт произведенной продукции. Союз пользуется инфраструктурой и возможностями данного предприятия, поэтому такое

объединение обычно имеет неплохую базу, но руководитель ориентирован, прежде всего, на решение оперативных задач своего предприятия, что снижает эффективность деятельности объединения в целом.

Применительно к аграрному сектору сельского муниципального образования в задачи такого объединения должно войти решение всех, перечисленных в таблице 2 задач и к ним следует добавить решение задач формирования инфраструктуры развития АПК при тесном взаимодействии с муниципальными органами управления.

Взаимодействие с властью бизнесу необходимо потому, что в её руках сосредоточены механизмы регулирования, учета, контроля, распределения определенных благ и услуг, в т.ч. бюджетных средств. Власти бизнес необходим в силу наличия у него финансовых ресурсов и значительного организационного опыта, и потенциала. В силу этого на районном (муниципальном) уровне формируется ряд направления деятельности бизнеса, которые он может решать только совместно или по согласованию с районными органами управления (рис.).

Районное бизнес-сооб ще-ство

Направления деятельности

Тарифная политика

Социальная политика, в т.ч. развитие инженерной инфраструктуры села

Экономическая политика, в т.ч. кадровая,

создание инфраструктуры сбыта и поддержки микро-бизнеса, проч.

Отстаивание интересов бизнеса в государственных и муниципальных органах управления

Му-ници паль ные органы упра вле-ния

Рис. Направления деятельности районного бизнес-сообщества, требующие взаимодействия с муниципальными органами управления

Основным инструментом их взаимодействия сегодня является муниципально-частное партнёрство, которое, согласно соответствующему законодательству [3], реализуется посредством таких организационно-правовых форм, как концессии, публично-частное партнерство на основе отношений аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе «аренды с инвестиционной составляющей», инвестиционные договоры (соглашения), участие в капитале и смешанные [4].

Проблемами, сдерживающими его реализацию, являются низкий уровень проработки совместно реализуемых проектов, низкий уровень информации об этих проектах как бизнеса, так и муниципальных органов управления, отсутствие у работников муниципальных органов управления должного уровня навыков, знаний и необходимых структур.

Техническим инструментом взаимодействия муниципальных органов управления, слабо структурированного бизнес-сообщества и созданного им местного союза предпринимателей должны стать информационные технологии, развивать которые следует, исходя из возможностей, предоставляемых соответствующей государственной Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», подпрограмма «Управление реализацией Государственной программы» (мероприятие «Формирование государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом») Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сы-

рья и продовольствия на 2013-2020 годы» и привлечения уже разработанных для бизнеса коммуникационных технологий банками [5; 6].

Имеющиеся интегрированные аналитические платформы и консоли позволяют создать из указанных элементов взаимосвязанную систему. К таким технологиям следует отнести: облачную технологию ABBYY Cloud OCR SDK, на основе которой создан сервис, позволяющий по фотографии распознавать бланк определенного документа и автоматически заполнять соответствующую форму; облачную технологию MoneyTalk, позволяющую обмениваться сообщениями и переводами между участниками единого процесса; облачные ERP-системы, позволяющие контролировать финансовые потоки, производственные системы, внутренний и внешний документооборот, формировать единую базу персональных и объектных данных, вести учет использования рекреационных, земельных и иных ресурсов, контролировать процессы утилизации бытовых и промышленных отходов, формировать единую базу данных (на основе технологии BigData) для мониторинга и всесторонних аналитических обзоров по всем аспектам хозяйственной деятельности; сочетание облачных технологий и средств мобильной связи, позволяющее оперативно заниматься учетом и размещением трудовых ресурсов, их обучением и повышением квалификации предпринимателей.

Постоянное использование большей частью населения устройств мобильной связи уже сформировало определённый дизайн мышления (восприятие и осмысление информации, выставленной в виртуальном пространстве) как пошаговое восприятие

реальности, что позволяет шире использо- предполагают информационный выход на вать сайты муниципальных органов региональный уровень, что требует обяза-управления для продвижения необходи- тельного участия со стороны региональ-мой информации и тем самым сокращать ных бюджетов. Сегодня вопросы цифрови-процессы разработки, принятия и реализа- зации муниципального уровня, особенно ции управленческих решений, а, значит, сельских территорий не является объектом ускорять темпы развития экономики тер- интересов для Программы «Цифровая эко-ритории, создавать условия для повыше- номика Российской Федерации». Его сле-ния эффективности ведения бизнеса и де- дует предусмотреть в ней как самостоя-лать территорию более привлекательной тельное направление, что, в том числе, для инвестора. сделает более открытыми управленческие

Однако внедрение указанных техноло- решения в вопросах распоряжения ресур-гий достаточно затратно. Муниципальные сами и избавит от многих коррупционных бюджеты их практически не способны схем. внедрять. Кроме того, многие технологии

Библиографический список

1. Орлов А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) как некоммерческих организаций // Некоммерческие организации в России. - 2003. - №3-4.

2. Гриценко Г.М. Инфраструктура развития АПК муниципального образования: сущность и методические основы системного анализа / Г.М. Гриценко, Н.Ф. Вернигор, А.В. Миненко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2018. - №12. - С. 33-38.

3. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 224-ФЗ от 13 июля 2015 г. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 г.

4. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.

5. Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации": Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р.

6. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf

INSTRUMENTS OF SELF-ORGANIZATION IN THE FORMATION OF THE IN-FRASTRUCTURE OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR

OF RURAL MUNICIPAL-EDUCATION

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor , Senior Researcher Altai laboratory of Siberian Research Institute Economics of Agriculture of the FSBI of Science Siberian Federal Research Center for Agrobiotechnology Russian Academy of Sciences

(Russia, Barnaul)

Abstract. The article discusses the tools for the formation of the infrastructure of the agro-industrial complex in relation to the rural municipality, the mechanisms for their formation, highlights the functions assigned to self-regulating organizations, defines the tasks of self-organizing business communities. , directions of development of municipal-private partnership, technology of digitization of the processes of municipal cooperation of the main governing bodies and the regional business community.

Keywords: agro-industrial complex, rural municipality, self-organization of the agrarian business community, municipal-private partnership, digitalization of the processes of interaction between government and business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.