Научная статья на тему 'Инструменты решения приоритетных задач национального проекта "наука": практика университетов'

Инструменты решения приоритетных задач национального проекта "наука": практика университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУКА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ИННОВАЦИИ / НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрук Галина Владимировна, Шашло Нина Владимировна

В статье рассматриваются основные задачи научно-исследовательской деятельности в университетах в контексте реализации основных направлений научно-технологического развития России. Данное исследование преследует цель выявления эффективных инструментов, использование которых возможно в практике вузов для решения приоритетных задач научной политики страны. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы по вопросам научно-технологического и инновационного развития стран, исследования научного потенциала университетов. В работе подчеркнуты показатели, отмеченные в Нацпроекте «Наука», позволяющие обеспечить выполнение стратегической цели развития науки в РФ обеспечение присутствия в пятерке ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки. Авторами продемонстрированы инструменты, позволяющие университетам осуществить прорыв в научно-исследовательской деятельности, что позволяет реализовывать задачи, поставленные в национальных проектах России. Дана характеристика инструментов, используемых в практике конкретного университета для решения задач научно-исследовательской деятельности, повышения качества и результативности проводимых научных исследований, повышения эффективности образовательного процесса. Доказано, что реализуемый подход в университете базируется на балансе традиций и инноваций в сфере менеджмента научной деятельности вуза. Применение представленного опыта способствует более эффективному решению поставленных правительством стратегических задач в университетах. Новизна и оригинальность проведенного исследования заключается в выявлении инструментов, использование которых позволяет региональным университетам решать задачи развития научно-технологического развития России. Внедрение в практику других вузов представленного подхода ускорит решение задач, поставленных правительством страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрук Галина Владимировна, Шашло Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты решения приоритетных задач национального проекта "наука": практика университетов»

Современное образование

БСЯ dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/177-189

УДК 159.928.23 1

Г.В. Петрук1 Н.В. Шашло2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Инструменты решения приоритетных задач национального проекта «Наука» практика университетов

В статье рассматриваются основные задачи научно-исследовательской деятельности в университетах в контексте реализации основных направлений научно-технологического развития России. Данное исследование преследует цель выявления эффективных инструментов, использование которых возможно в практике вузов для решения приоритетных задач научной политики страны. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы по вопросам научно-технологического и инновационного развития стран, исследования научного потенциала университетов. В работе подчеркнуты показатели, отмеченные в Нацпроекте «Наука», позволяющие обеспечить выполнение стратегической цели развития науки в РФ - обеспечение присутствия в пятерке ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки. Авторами продемонстрированы инструменты, позволяющие университетам осуществить прорыв в научно-исследовательской деятельности, что позволяет реализовывать задачи, поставленные в национальных проектах России. Дана характеристика инструментов, используемых в практике конкретного университета для решения задач научно-исследовательской деятельности, повышения качества и результативности проводимых научных исследований, повышения эффективности образовательного процесса. Доказано, что реализуемый подход в университете базируется на балансе традиций и инноваций в сфере менеджмента научной деятельности вуза. Применение представленного опыта способствует более эффективному решению поставленных правительством стратегических задач в университетах. Новизна и оригинальность проведенного исследования заключается в выявлении инструментов, использование которых позволяет региональным университетам решать задачи развития научно-технологического развития России. Внедрение в практику других вузов представленного подхода ускорит решение задач, поставленных правительством страны.

1 Петрук Галина Владимировна - канд. пед. наук, доцент кафедры экономики и управления, директор департамента научно-исследовательских работ, e-mail: pigenko_galina_8@mail.ru

2 Шашло Нина Владимировна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления, заведующий отделом аспирантуры и докторантуры, e-mail: nina.shashlo@vvsu.ru

177

Ключевые слова и словосочетания: университет, научно-технологическое развитие, научно-исследовательская деятельность, наука, научные исследования и разработки, инновации, наукоемкие технологии, государство, национальный проект.

G.V. Petruk

N.V. Shashlo

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Instruments for tackling priority tasks of national project "Science": universities practice

The article discusses the main tasks of research activities in universities in the context of the implementation of the basic areas of scientific and technological development in Russia. The study aimed at identification of effective tools that can be used in the practice of universities to address the priorities of our country's scientific policy. The work highlights indicators national of project "Science" that will enforce the achievement of the strategic goal of science development in Russian Federation - ensuring the presence in the top five countries of the world, carrying out research and development. Tools have been identified to enable universities to make a breakthrough in research activities, which will enable them to implement the objectives set in the national projects of the Russian Federation. The methodological and theoretical basis of the research is made up of works on the issues of scientific-technological and innovative development of countries, research of the scientific potential of universities. There were set out a characteristic of tools used in research practice of a particular university for solving research tasks, increasing the quality and effectiveness of scientific research, upgrading the efficacy of educational process. It has been proved that the implemented approach at the university is based on the balance of traditions and innovations in the management of the university's scientific activities. The application of this experience will significantly expand the possibility of accomplishing the strategic objectives of national project "Science" set by the government. The novelty and originality of the study lies in identifying tools that allow regional universities to respond development challenges of Russia's scientific and technological progress. The implementation of the realized approach to other universities practice will speed up the execution of the tasks set by the government of the country.

Keywords: university, scientific and technological development, research, science, research and development, innovation, science-intensive technologies, state, national project.

Введение. XXI век - век бурного научно-технического прогресса, в котором формируется новый этап общественного развития - экономика, основанная на знаниях с ведущей ролью интеллектуального производства, высокой динамикой развития научного знания. Государства, обладающие передовыми технологиями в производстве и уникальными знаниями, войдут в группу элитных стран мира и займут лидирующее место в мировых рейтингах. Одним из факторов НТП является уровень развития науки, что вызывает необходимость ее государственной поддержки как источника экономического роста, реализации интеллектуального потенциала граждан, и обеспечения использования достижений науки и техники для удовлетворения потребностей членов общества.

178

В современных условиях трансформации общества и государства научный потенциал выступает ведущим детерминирующим фактором развития. Мир стоит на пороге нового 6-го технологического уклада, основу экономики которого должны составлять наукоёмкие, высоко технологичные производства, синтез научных достижений в новых научных направлениях.

Наука, инновации и человеческий капитал являются определяющими факторами конкурентоспособности экономики страны. Россия в ближайшие годы должна занять лидирующую позицию среди ведущих стран. Поставленная Президентом России задача - «перейти к развитию экономики, закрепиться в пятерке лучших экономик мира» определяет важность развития науки и реализацию её достижений, что, в свою очередь, позволит нашей стране достойно конкурировать на мировой арене.

Теоретический и методологический аспект исследуемой проблемы. Внедрение научной и инновационной политики и практики ее реализации в нашей стране и за рубежом исследовано в работах О.Г. Голиченко [1, 2], Н.И. Ивановой [3], Ж. Комаровой [4], Л.А. Коршуновой [5], И.Г. Салимьяновой [6, 7], С.Е. Ушаковой [8] и др. В научной среде поддерживается постоянный интерес к проблемам эффективной реализации научно-технической политики, инструментам, позволяющим внедрять в практику технологии продуктивного развития научной деятельности как в академических институтах и университетах России, так и за рубежом. Анализ «успешных практик» развития науки в вузах раскрыт в работах И.Г. Дежиной [9, 10, 11], О.Г. Леоновой [12, 13], О.В. Федорец [14, 15], А. В. Щепиловой [16] и др.

В связи с обозначенными Правительством РФ актуальными задачами необходимо по-новому взглянуть на перспективы развития науки, определить инструменты решения поставленных задач и роль университетов в системе реализации научной политики России в целом.

Цель настоящей работы заключается в выявлении эффективных инструментов, использование которых возможно в практике университетов для решения приоритетных задач научной политики нашей страны.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы по вопросам научно-технологического и инновационного развития стран, исследования научного потенциала университетов, а также роли государства в управлении развитием науки, роли университетов в научно-технологическом развитии, ученых и специалистов России и зарубежья.

В статье использованы следующие методы: сравнительно-правовой - в анализе нормативно-правовых актов государственной научно-технической политики; диахронный (метод периодизации) - для исследования качественных и количественных изменений в формировании государственной политики в области развития науки в современный период и с прогнозом на долгосрочную перспективу; диалектический - при подготовке конкретных рекомендаций и определения собственной позиции авторов по формированию и реализации эффективной государственной научно-технической политики; структурный метод, метод статистических наблюдений - для выяснения динамических характеристик развития науки и показателей, характеризующих данное развитие; анализ и синтез,

179

факторный анализ - с целью выявления конкретных факторов, обусловливающих современное состояние национальной научно-технологического развития страны. Вышеупомянутые методы во взаимосвязи с общими логическими методами и приемами (индукция, дедукция, аналогия) позволили всесторонне и эффективно провести данное исследование.

Результаты и их обсуждение. Стратегическими приоритетами современной экономической политики России являются создание конкурентоспособного научного сектора, использование новых технологий в реальном секторе экономики. Основные направления развития науки страны отражены в Указах Президента РФ [1], национальном проекте «Наука» [2].

В данных документах зафиксирована стратегическая цель - обеспечение присутствия России в числе пяти стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных областях научно-технологического развития, обеспечение привлекательности работы в РФ для ученых и молодых перспективных исследователей, увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки.

Инструментом реализации амбициозных целей развития науки является национальный проект «Наука», в котором выделено пять основополагающих задач в этой сфере и определены показатели, позволяющие отслеживать выполнение проекта. Ожидается, что в результате его реализации к 2024 году число публикаций в международных базах данных и патентов вырастет в два раза, доля внутренних затрат в ВВП на научные исследования увеличится с 1 до 1,7%, число ученых на 10 000 работающих составит не менее 111 человек, а руководителей научных лабораторий в возрасте до 39 лет будет не менее 50% (табл. 1).

Таблица 1

Показатели для вхождения науки России в пятерку ведущих стран мира

Место в мире 2017 г. Показатели для вхождения в пятерку ведущих стран 2024 г.

Число публикаций в международных базах данных

11 57 909 115 818

Число патентов

8 29 777 59 554

Доля в ВВП внутренних затрат на получение исследования (%)

8 1,11 % 1,66 %

Число ученых в сфере исследований и разработок на 10 000 работающих

4 111 чел. Не ниже, чем в 2017 году

180

Показатели для вхождения науки России в пятерку ведущих стран мира

За время реализации Нацпроекта будет открыто 15 НОЦ мирового уровня, создано 14 центров компетенций НТИ, для реализации проектов созданных центров 250 крупных и средних российских компаний планируется вовлечь в процессы разработки технологий, продуктов, услуг, обновить не менее 50% приборной базы ведущих организаций, не менее 500 российских журналов должны войти в международные базы данных, будет функционировать 5 агробиотехно-парков, совершено 210 морских экспедиций на научно-исследовательских судах, создано 250 новых научных лабораторий, не менее 30% из которых будут руководить молодые исследователи.

По планам Министерства науки и образования Россия должна занять 5-ю позицию среди других стран (в настоящее время занимает 11 позицию) по числу публикаций в международных базах данных, 5-ю позицию - по числу патентов (сейчас 8 позиция), 4-ю позицию - по численности исследователей с условием, что 50,1 % всех исследователей должны быть в возрасте до 39 лет.

Достижение этих показателей позволит России войти в число ведущих стран мира в части развития науки, т.е. такие амбициозные цели России — это не что иное, как некий вызов себе и своим способностям. Стоит подчеркнуть, что главными продуцентами, обеспечивающими выполнение выше обозначенных показателей, являются научно-исследовательские институты и высшие образовательные учреждения [17]. Сегодня на них возложена основная задача в решении приоритетных направлений государственной политики в рамках Нацпроекта.

Наука в российских региональных вузах никогда не являлась их конкурентным преимуществом, однако совершенно очевидно, что поставленные правительством задачи невозможно решить только силами федеральных и опорных университетов. Без участия региональных университетов, на наш взгляд, ряд показателей, указанных в проекте, невозможно выполнить, в частности:

- подготовка не менее 10 000 обучающихся по образовательным программам приоритетных направлений НТР;

- выполнение не менее 7500 научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития;

- увеличение доли аспирантов, представивших диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в 2,1 раз к 2024 году, причем у 30% защищающихся, от общего числа успешно защищенных, основные научные результаты должны быть опубликованы в не менее 2 журналах, индексируемых в международных базах данных;

- поддержка не менее 1000 молодых перспективных исследователей в рамках стимулирования внутрироссийской академической мобильности.

Для того чтобы понять, какие инструменты есть у университетов для реализации задач, поставленных в национальных проектах РФ, есть ли вообще инструменты для прорыва в научно-исследовательской деятельности, что и как следует изменить в менеджменте университета, чтобы добиться необходимых результатов в своей научной деятельности, целесообразно рассмотреть возможные механизмы управления наукой в вузе на примере одного из региональных вузов,

181

которым является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ФГБОУ ВО «ВГУЭС»). Основной целью научно-исследовательской деятельности (далее - НИД) университета является повышение качества и результативности проводимых научных исследований, эффективности образовательного процесса в результате внедрения достижений НИД.

Первая цель Нацпроекта - первенство в науке среди ведущих стран мира, которое измеряется достижением лидерского положения страны по удельному весу в общем числе статей в областях, определенных приоритетами научно-технологического развития. Нельзя согласиться с тем, что предложенные в Нац-проекте индикаторы позволяют судить о качестве научных исследований и о прорывах в науке, но поскольку именно они предложены в качестве измерителей реализации проекта, будем их и придерживаться. На сегодняшний день результативность университетов в науке низкая по сравнению с НИИ, особенно если проводить оценку по такому показателю как число публикаций и их цитирование. Среди инструментов повышения качества и результативности проводимых исследований выделяют коллаборацию научных коллективов НИИ и университетов в совместном проведении исследований, создание базовых кафедр и совместных лабораторий, а также неформальных коллективов. Командная работа ученых из разных формальных подразделений и научных областей развивает творческий потенциал коллектива, создает синергетический эффект, многократно повышающий интеллектуальный потенциал одного исследователя. Результат объединения усилий вузовской и академической науки проявится в планомерном увеличении научных открытий, разработок и далее в ваысоких формальных показателях (рост количества научных статей, грантов, увеличения доходов НИР, поступивших от реального сектора экономики). Научный труд в силу своей специфики очень трудно измерить, а, следовательно, и найти универсальные формы поощрения за результаты научного труда. Одним из инструментов, позволяющих стимулировать работу научно-педагогических кадров и руководителей учебных структурных подразделений (директоров институтов и заведующих кафедр), видится внедрение оценки результативности работы через рейтинговую систему. Поскольку основным исполнителем показателей результативности деятельности университета являются научно-педагогические работники, то целесообразно эти показатели каскадировать с верхнего уровня на нижний, стимулируя их выполнение через премиальные выплаты за достижения высоких результатов работы профессорско-преподавательского состава и ученых, а также доплаты руководителям (заведующим кафедрами и институтами) за выполнение показателей структурными учебными подразделениями.

Мониторинг показателей эффективности структурных учебных подразделений университета в разрезе всех направлений деятельности, в частности, и научно-исследовательской деятельности, осуществляется с периодичностью раз в полугодие, при этом значения в плане сравниваются с фактически достигнутыми. По результатам мониторинга готовятся аналитические отчеты и выявляются недостатки в работе структурных подразделений, а также фиксируется взаимосвязь между отклонениями показателей от их запланированных значений. Необ-

182

ходимо подчеркнуть, что перечень показателей, входящих в рейтинговую систему оценки результатов деятельности подразделений университета, полностью соответствует перечню показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

Как показывает практика, использование данного инструмента позволяет университету сохранять на протяжении ряда лет положительную устойчивую динамику публикационной активности как в национальных, так и в международных базах научного цитирования [17]. Так, в 2018 году количество статей в базе WoS увеличилось практически в 2 раза [3, 4], причем 85% статей выполнено коллективами исследователей (рис. 1).

Рис. 1. Количество публикаций ВГУЭС в базах Scopus и Web of Science

Увеличивается и количество цитирований публикаций сотрудников ВГУЭС, что подтверждает актуальность проводимых научных исследований (рис. 2).

■ WoS ss Scopus

Рис. 2. Цитирование публикаций ВГУЭС в базах Scopus и Web of Science

Следующая цель проекта - обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. Показатель, ориентированный на численность российских и зарубежных ученых, работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях 1-2 квартиля в международных базах данных, должен составить 31% к 2024 году.

183

В университете реализуются проекты, в которых интегрирован потенциал коллективов академических институтов и преподавателей университета. Подобная интеграция влияет на качество научных исследований, демонстрируемое в научных публикациях, подготовленных научными коллективами с привлечением студентов и аспирантов, а также на увеличение количества защит диссертационных исследований, рост числа грантов, поддержанных российскими научными фондами. Так, в журналах 1-2 квартиля, индексируемых в Scopus и WoS, в 2018 году опубликовано 14 % от общего числа статей [18] (рис. 3), причем более половины их выполнены коллективами ученых.

50

2013 2014 2015 2016 2017 2018 ■ WoS s: Scopus

Рис. 3. Публикации ВГУЭС в журналах 1-2 квартиля, индексируемых в Scopus и WoS

Как правило, научным коллективам, объединенным исследованием одной тематики в течение 1-2 лет, удается выделить наиболее перспективную проблему в своей области и создать научный задел, позволяющий получить финансовую поддержку научного фонда. Так, в 2016 году исследователи университета получили поддержку РФФИ в сумме 7 млн руб., в 2018 году - 17 млн руб., в середине 2019 года эта сумма составила 15,8 млн руб.

Второй показатель - увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей. Актуальная проблема многих университетов и академических институтов - старение научных кадров - затронула и ВГУЭС. Инструментом изменения сложившейся ситуации является разработанная и принятая к реализации программа по воспроизводству научно-педагогических кадров.

Основная цель программы - это воспроизводство кадрового потенциала университета, развитие новых научных идей и научного знания, интеграция науки, образования и производства, стимулирование активной научной деятельности подразделений университета. Проект направлен на поддержку научных исследований молодых ученых, привлечение, подготовку и закрепление в университете перспективных научно-педагогических кадров, в том числе молодых исследователей в возрасте до 35 лет.

Так, в рамках реализации программы было создано 8 формальных научных школ.

184

Проект дает возможность молодым исследователям:

- проводить научно-исследовательские работы фундаментального и прикладного характера в определенной научной сфере, обеспечивающие приращение научных знаний;

- разрабатывать и выполнять научные проекты по актуальным проблемам науки под управлением опытного ученого;

- получать целевое финансирование из средств университета, внешних источников (например, гранты научных фондов, заказы НИР от сторонних организаций и т.д.), из средств институтов и кафедр, полученных за счет коммерциализации результатов их научно-исследовательской деятельности;

- более полно раскрывать свои творческие способности путем содействия в организации научной работы;

- осуществлять взаимодействие с научным сообществом ведущих российских и международных научных центров с исследовательскими лабораториями.

Поддержка ведущих ученых, научных коллективов школ способна обеспечить высокий уровень научных исследований в университете, а поддержка молодых ученых - привлечь и закрепить в нем талантливую молодежь.

Увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников - одна из целей Нацпроекта. Показатель, с помощью которого можно оценивать достижение данной цели, - внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников. Этот показатель невозможно применить в чистом виде для вузов, поскольку финансирование науки в России измеряется за счет всех источников. Поэтому целесообразно анализировать доходы, поступающие от выполнения НИР и НИОКР. Инструментом, повышающим данные доходы, кроме указанных выше научных коллабораций, является проектное и практико-интегрированное обучение.

С 2015 года ВГУЭС реализует модель практико-интегрированного обучения (далее - ПИО), которая предусматривает закрепление обучающихся в период учебного процесса за предприятиями региона на период от 6 до 8 месяцев. Концепция организации ПИО состоит в интеграции профессиональной практики в образовательную программу, приобретении реального опыта профессиональной деятельности и выполнении выпускных квалификационных работ по заказу реального предприятия. Данный подход к обучению в дальнейшем гарантирует выпускникам трудоустройство, профессиональный рост и дает возможность реализовать себя в регионе. Для университета - это одна из возможностей получать от реального сектора экономики заказы на научно-исследовательские работы, решать актуальные проблемы субъектов бизнеса и получать доход от выполнения заказов, связанных с научными и научно-техническими услугами и разработками. По данным мониторинга, 67% выпускников ВГУЭС остаются жить и работать на Дальнем Востоке.

Еще одним современным инструментом получения доходов от НИР является применение проектного обучения при реализации образовательных программ. Современное общество ставит перед высшим учебным заведением задачу подготовки студентов, способных быстро адаптироваться в различных ситуациях;

185

самостоятельно приобретать необходимые знания; критически мыслить; грамотно работать с различной информацией, саморазвиваться; быстро адаптироваться в коллективе. Студенты участвуют в проектах, инициированных органами государственной и муниципальной власти, представителями реального сектора экономики. Реализация совместных проектов позволяет учащимся приобретать навыки и формировать компетенции, востребованные на рынке труда, а университету - выполнять исследования, в том числе инициированные внешними заказчиками.

Таким образом, коллаборация исследователей из числа академических институтов и преподавателей университета внедрена в образовательный процесс проектного и практико-интегрированного обучения, дает возможность повышать качество проводимых научных работ, привлекать молодежь в науку, а также наращивать уровень доходов от выполнения НИД [19].

Исходя из проведенного исследования, а также с учетом решения задач научно-технологического развития Российской Федерации можно определить задачи ВГУЭС как одного из региональных вузов в рамках реализации научной политики РФ в целом (рис. 4).

Рис. 4. Задачи ВГУЭС в рамках проекта «Наука»

Заключение. Признание науки сложноструктурированным социокультурным феноменом на современном этапе цивилизационного развития общества и отведение ей значительной роли в формировании шестого социогуманитарного технологического уклада как адекватного ответа технологическим вызовам XXI века выступают ключевыми факторами обеспечения конкурентоспособности стран мира.

Одним из стратегических приоритетов государственной политики России является развитие науки и инноваций, основные цели которой отражены в на-цпроекте «Наука». Эффективное использование научных достижений позволит

186

стране в ближайшем будущем достичь лидерского положения среди ведущих стран мира. Однако выполнять свою решающую для модернизации общества роль отечественная наука способна лишь при определенных условиях - коренном преобразовании отношения со стороны государства, достаточном финансировании, совершенствовании механизмов организации научной работы исследований и создании объективных условий для оценки ее результатов.

Как показал анализ практики, ВГУЭС для решения задач, поставленных правительством РФ в Нацпроекте «Наука», использует следующие инструменты: формирование научных коллабораций из ученых академических институтов и университетов, целевую подготовку кадров по программам магистратуры и аспирантуры талантливых молодых исследователей с дальнейшим трудоустройством в университете, материальное стимулирование через механизмы рейтинга и системы доплат ученым, практико-интегрированное и проектное обучение студентов, что позволит решить поставленные государством задачи в следующих направлениях:

- развитие научных исследований университетов по приоритетным направлениям научно-технологического развития России;

- использование новых подходов и практических решений в организации научной деятельности университетов, обеспечивающих реализацию Нацпроекта «Наука».

Решение данных задач коррелируется с задачами, отражёнными в стратегии ВГУЭС до 2023 года.

1. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 // СПС Консультант Плюс (дата обращения 10.04.2019).

2. Паспорт национального проекта «Наука»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 // СПС Консультант Плюс (дата обращения 10.04.2019).

3. Наукометрическая база данных Scopus [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com (дата обращения 10.02 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Наукометрическая база данных Web of Science [Электронный ресурс]. URL: http://apps.webofknowledge.com (дата обращения 05.02 2019).

5. Голиченко О.Г., Оболенская Л.В. Путь к инновационному лидерству развивающейся страны (на примере новых индустриальных стран) // Инновации. 2018. № 6 (236). С. 21-29.

6. Голиченко О. Г. Государственная политика и провалы национальной инновационной системы // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 97-108

7. Иванова Н.И. Анализ инновационной политики и оценка ее результатов // Инновации. 2014. № 7. С. 44.

8. Комарова Ж., Иванова Н.И. Фундаментальная наука - системное основание инновационного процесса // Наука и инновации. 2018. Т. 2. № 180. С. 8-14.

9. Коршунова Л.А., Кузьмина Н. Г., Камынина Л. А. Роль национальной инновационной системы в развитии экономики России // Вестник науки Сибири. 2015. № 2 (17). С. 76-84.

10. Салимьянова И.Г. Цифровая экономика как ключевое направление четвертой промышленной революции // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. № 3 (1). С. 211-216.

187

11. Салимьянова И.Г., Трейман М.Г. Инновации как эффективный инструмент развития экономических систем в Российской Федерации: монография. СПб: Изд-во Санкт-Петербург. гос. экон. университет, 2017. 111 с.

12. Ушакова С.Е., Салицкая Е.А. Инвестиционный и правовой аспекты повышения эффективности использования интеллектуального капитала России // Наука. Инновации. Образование. 2017. № 4 (26). С. 25-47.

13. Дежина И.Г. Востребованность российской науки: отражение в стратегических документах страны // Экономическое развитие России. 2016. Т. 23, № 2. С. 93-96.

14. Дежина И.Г. Российская наука и новые планы ее развития // Инновации. 2018. № 12 (242). С. 3-10.

15. Dezhina I.G. Tendencies and prospects of russian-french scientific collaboration // Государственная служба. 2018. Т. 20, № 1. С. 84-89.

16. Леонова О.Г. Концептуализация понятия «глобализация» в современной науке // Век глобализации. 2018. № 1 (25). С. 15-23.

17. Леонова О. Г. Проблемы инкорпорации России в глобальное образовательное и научное пространство // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 9. С. 75-80.

18. Федорец О.В. Инновационная политика вуза как фактор повышения конкурентоспособности высшей школы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 133-142.

19. Федорец О.В. Актуальные аспекты воспроизводства кадрового потенциала и подготовки инновационных кадров высшей школы // Креативная экономика. 2013. № 3 (75). С. 47-54.

20. Современный университет: от модели к российской действительности / А.В. Щепи-лова, В. А. Гончарова, С.В. Михайлова, А.Е. Бажанов, В.В. Алпатов // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 92-101.

21. Упоров И.В. Вузовская наука: состояние и проблемы организационно-структурного развития // Теория и практика общественного развития. № 11. 2018.

22. Шашло Н.В., Петрук Г.В. Потребительская ценность знаний в инновационной экосистеме Дальнего Востока России // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5. С. 93-102.

23. Shashlo N.V., Petruk G.V., Korostelev A.A. Determinants of integration interaction among the subjects of the entrepreneurial innovation ecosystem of macro region // Amazonia Investiga. 2018. Т. 7, № 13. С. 351-363.

Транслитерация

1. O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrya 2016 g. № 642 // SPS Konsul'tant Plyus (Data obrashcheniya: 10.04.2019).

2. Pasport nacional'nogo proekta «Nauka»: utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16 // SPS Konsul'tant Plyus (Data obrashcheniya: 10.04.2019).

3. Naukometricheskaya baza dannyh Scopus [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.scopus.com (Data obrashcheniya: 10.02 2019).

4. Naukometricheskaya baza dannyh Web of Science [Elektronnyj resurs]. URL: http://apps.webofknowledge.com (Data obrashcheniya: 05.02 2019).

5. Golichenko O.G., Obolenskaya L.V. Put' k innovacionnomu liderstvu razvivayushchejsya strany (na primere novyh industrial'nyh stran) // Innovacii. 2018. № 6 (236). S. 21-29.

6. Golichenko O.G. Gosudarstvennaya politika i provaly nacional'noj innovacionnoj sis-temy // Voprosy ekonomiki. 2017. № 2. S. 97-108

7. Ivanova N.I. Analiz innovacionnoj politiki i ocenka ee rezul'tatov // Innovacii. 2014. № 7. S. 44.

188

8. Komarova ZH., Ivanova N.I. Fundamental'naya nauka - sistemnoe osnovanie innovacion-nogo processa // Nauka i innovacii. 2018. T. 2. № 180. S. 8-14.

9. Korshunova L.A., Kuz'mina N. G., Kamynina L. A. Rol' nacional'noj innovacionnoj sis-temy v razvitii ekonomiki Rossii // Vestnik nauki Sibiri. 2015. № 2 (17). S. 76-84.

10. Salim'yanova I.G. Cifrovaya ekonomika kak klyuchevoe napravlenie chetvertoj promyshlennoj revolyucii // Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU. 2018. № 3 (1). S. 211-216.

11. Salim'yanova I.G., Trejman M.G. Innovacii kak effektivnyj instrument razvitiya eko-nomicheskih sistem v Rossijskoj Federacii: monografiya. - SPb: Izd-vo Sankt-Peterburg. gos. ekon. universitet, 2017. 111 S.

12. Ushakova S. E., Salickaya E. A. Investicionnyj i pravovoj aspekty povysheniya effektiv-nosti ispol'zovaniya intellektual'nogo kapitala Rossii // Nauka. Innovacii. Obrazovanie. 2017. № 4 (26). S. 25-47.

13. Dezhina I.G. Vostrebovannost' rossijskoj nauki: otrazhenie v strategicheskih dokumentah strany // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2016. T. 23, № 2. S. 93-96.

14. Dezhina I.G. Rossijskaya nauka i novye plany ee razvitiya // Innovacii. 2018. № 12 (242). S. 3-10.

15. Dezhina I.G. Tendencies and prospects of russian-french scientific collaboration // Gosu-darstvennaya sluzhba. 2018. T. 20, № 1. S. 84-89.

16. Leonova O.G. Konceptualizaciya ponyatiya "globalizaciya" v sovremennoj nauke // Vek globalizacii. 2018. № 1 (25). S. 15-23.

17. Leonova O.G. Problemy inkorporacii Rossii v global'noe obrazovatel'noe i nauchnoe pros-transtvo // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2017. № 9. S. 75-80.

18. Fedorec O.V. Innovacionnaya politika vuza kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti vysshej shkoly // Intellekt. Innovacii. Investicii. 2013. № 3. S. 133-142.

19. Fedorec O.V. Aktual'nye aspekty vosproizvodstva kadrovogo potenciala i podgotovki in-novacionnyh kadrov vysshej shkoly // Kreativnaya ekonomika. 2013. № 3 (75). S. 47-54.

20. Sovremennyj universitet: ot modeli k rossijskoj dejstvitel'nosti / A.V. SHCHepilova, V.A. Goncharova, S.V. Mihajlova, A.E. Bazhanov, V.V. Alpatov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 12 (218). S. 92-101.

21. Uporov I.V. Vuzovskaya nauka: sostoyanie i problemy organizacionno-strukturnogo razvitiya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. № 11. 2018.

22. Shashlo N.V., Petruk G.V. Potrebitel'skaya cennost' znanij v innovacionnoj ekosisteme Dal'nego Vostoka Rossii // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. T. 21, № 5. S. 93-102

© Г.В. Петрук, 2019 © Н.В. Шашло, 2019

Для цитирования: Петрук Г.В., Шашло Н.В. Инструменты решения приоритетных задач национального проекта «Наука»: практика университетов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 3. С. 177-189.

For citation: Petruk G.V., Shashlo N.V. Instruments for tackling priority tasks of national project "Science": universities practice, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 3, pp. 177-189.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/177-189 Дата поступления: 31.07.2019.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.