Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА'

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
229
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / РЕГИОН ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / КЛАСТЕРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STRATEGIC MANAGEMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGIC OBJECTIVES / DEPRESSED REGION / REPUBLIC OF ADYGEA / INSTRUMENTS OF THE STRATEGY IMPLEMENTATION / STATE PROGRAMS / CLUSTERS / REGIONAL PROJECTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

В статье раскрыты территориальные особенности стратегического управления социально-экономическим развитием региона депрессивного типа. Выделены стратегические направления и задачи социально-экономического развития Республики Адыгея, особенности системы стратегического управления развитием данного субъекта РФ. Раскрыты ключевые инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, включая документы стратегического планирования и программирования. Особое внимание уделено потенциалу государственных программ, региональных проектов, кластерных структур и механизмов государственно-частного партнерства в модернизации экономики Республики Адыгея. Подчеркивается, что ориентированность администрации региона депрессивного типа на ресурсы федеральных целевых программ при дефиците практики корпоративного софинансирования проектов в определенной мере снижает заинтересованность в диверсификации экономики, повышении конкурентоспособности приоритетных отраслей за счет реализации инновационного сценария, что сохраняет дотационность региона. Перспективы стратегического развития Республики Адыгея во многом связаны с привлечением корпоративных инвесторов и реализацией эффективных моделей государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION TOOLS FOR THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION OF THE DEPRESSIVE TYPE

The article reveals the territorial features of the strategic management of the socio-economic development of the region of the depressive type. The strategic directions and tasks of the socio-economic development of the Republic of Adygea, the features of the system of strategic management of the development of this subject of the Russian Federation are highlighted. The key tools for the implementation of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030 are disclosed, including documents of strategic planning and programming. Particular attention is paid to the potential of state programs, regional projects, cluster structures and mechanisms of public-private partnership in the modernization of the economy of the Republic of Adygea. It is emphasized that the orientation of the administration of the region of a depressive type to the resources of federal target programs with a lack of practice of corporate co-financing of projects to a certain extent reduces the interest in diversifying the economy, increasing the competitiveness of priority industries through the implementation of an innovative scenario, which preserves the subsidization of the region. The prospects for the strategic development of the Republic of Adygea are largely associated with the attraction of corporate investors and the implementation of effective models of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА»

УДК 332.14(470.621):[330.341:316.4] ББК 65.049(2Рос.Ады) М 74

А.А. Мокрушин,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрыты территориальные особенности стратегического управления социально-экономическим развитием региона депрессивного типа. Выделены стратегические направления и задачи социально-экономического развития Республики Адыгея, особенности системы стратегического управления развитием данного субъекта РФ. Раскрыты ключевые инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, включая документы стратегического планирования и программирования. Особое внимание уделено потенциалу государственных программ, региональных проектов, кластерных структур и механизмов государственно-частного партнерства в модернизации экономики Республики Адыгея. Подчеркивается, что ориентированность администрации региона депрессивного типа на ресурсы федеральных целевых программ при дефиците практики корпоративного софи-нансирования проектов в определенной мере снижает заинтересованность в диверсификации экономики, повышении конкурентоспособности приоритетных отраслей за счет реализации инновационного сценария, что сохраняет дотаци-онность региона. Перспективы стратегического развития Республики Адыгея во многом связаны с привлечением корпоративных инвесторов и реализацией эффективных моделей государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия социально-экономического развития, стратегические задачи, регион депрессивного типа, Республика Адыгея, инструменты реализации стратегии, государственные программы, кластеры, региональные проекты, государственно-частное партнерство.

A.A. Mokrushin,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

IMPLEMENTATION TOOLS FOR THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION OF THE DEPRESSIVE TYPE

Abstract. The article reveals the territorial features of the strategic management of the socio-economic development of the region of the depressive type. The strategic directions and tasks of the socio-economic development of the Republic of Adygea, the features of the system of strategic management of the development of this sub-

ject of the Russian Federation are highlighted. The key tools for the implementation of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030 are disclosed, including documents of strategic planning and programming. Particular attention is paid to the potential of state programs, regional projects, cluster structures and mechanisms of public-private partnership in the modernization of the economy of the Republic of Adygea. It is emphasized that the orientation of the administration of the region of a depressive type to the resources of federal target programs with a lack of practice of corporate co-financing of projects to a certain extent reduces the interest in diversifying the economy, increasing the competitiveness of priority industries through the implementation of an innovative scenario, which preserves the subsidization of the region. The prospects for the strategic development of the Republic of Adygea are largely associated with the attraction of corporate investors and the implementation of effective models of public-private partnership.

Keywords: strategic management, socio-economic development strategy, strategic objectives, depressed region, Republic of Adygea, instruments of the strategy implementation, state programs, clusters, regional projects, public-private partnership.

В условиях влияния кризисоген-ных факторов, роста ограниченности бюджетных возможностей регионов, значительных диспропорций в отраслевой структуре инвестиций, роста дифференциации субъектов РФ по уровню социально-экономического развития актуализируется проблема стратегического управления территориальным развитием РФ. Стратегическое планирование территориального развития определяет как общие направления развития, так и перспективы долгосрочного развития отдельных отраслей, секторов экономики, территориально-производственных комплексов регионов современной России. При этом эффективность стратегии социально-экономического развития региона во многом зависит от уровня научно-практической обоснованности механизмов, инструментов ее реализации.

Одним из ключевых элементов системы стратегического управления регионом выступают инструменты регулирования социально-экономических процессов, представляющие собой совокупность способов, методов и форм регулирующего воздействия государственных органов власти на процессы социально-экономического развития территорий для достижения поставленных целей и задач. Вместе с тем совокупность

институтов и инструментов формирует экономический механизм государственного регулирования развития территорий.

Решение проблем стратегического управления территориальным развитием широко представлено в отечественной и зарубежной экономической литературе. В частности, в российской экономической науке следует выделить теорию регионального стратегирования (А.Г. Гранберг), теорию стратегии опережающего развития (С.Ю. Гла-зьев),теориюинтегративногострате-гирования (А.И. Татаркин), теорию стратегической конкурентоспособности (Р.А. Фатхутдинов), формирующие концептуальную основу разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов. К зарубежным школам стратегического менеджмента относятся теория стратегического предвидения (Шумпетер Й.), теория стратегического осмысления (К. Эндрюс), теория стратегического планирования (И. Ансофф), теория стратегической трансформации (Г. Минцберг, А. Чандлер). Большой вклад в формирование и развитие теоретических основ стратегического управления на мезоуровне внесли такие ученые-экономисты, как Г.Б. Клейнер, И.Д.Тургель,М.Портер,И.Ансофф, А. Дж. Стрикленд.

Известны многочисленные классификации инструментов регулирования социально-экономического развития территорий: по уровням управления; по правовому статусу применения; по признаку характера и объекта воздействия [1, 2]. Инструменты регулирования развития регионов, применяемые в целях анализа воздействия на эффективность развития регионов на разных этапах экономического цикла, можно классифицировать по трём направлениям: административные, организационно-экономические и финансовые.

Группа административных инструментов включает в себя совершенствование отношений «федеральный центр - регионы», методики отбора регионов для приоритетного финансирования, создание целевых корпоративных структур, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие создание специальных экономических зон.

Группа административных инструментов включает в себя программы социально-экономического развития региона, методики создания кластерных структур и технопарков, методы отбора регионов для создания особых экономических зон, методики активизации предпринимательской инициативы, определения долгосрочных правил взаимодействия с корпоративными инвесторами, а также методики системного анализа социально-экономического развития региона.

Группа финансовых инструментов включает в себя системные трансферты, полное федеральное финансирование государственных обязательств населению региона, налоговую и ценовую политику в отношении системообразующих предприятий региона, долгосрочные программы финансовой поддержки проектов развития инфраструктуры в регионе, распределение средств Инвестиционного фонда, ФНБ РФ и др.

В стратегиях социально-экономического развития регионов России можно выделить общие и специфические механизмы и инструменты их реализации [3, 4, 5]. Широкое распространение получили государственные программы, кластерные проекты, промышленные площадки и индустриальные парки (технопарки). В меньшей степени в стратегическом управлении регионами РФ используются проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) (в особенности в регионах депрессивного типа), создание территорий опережающего развития (ТОР), внедрение организационно-управленческих инноваций. Вместе с тем необходима актуализация документов стратегического планирования на уровне муниципальных образований, выстраивание эффективных взаимоотношений между бизнес-сообществом, институтами гражданского общества и общественными организациями в развитии региона. В данном контексте востребована спецификация инструментов реализации стратегии применительно к институционально-хозяйственным условиям регионов депрессивного типа современной России.

В институциональном ракурсе важнейшими задачами регионального развития, по утверждению Н.В. Зубаревич, выступают: снижение барьеров для распространения разнообразных инноваций по территории страны, рост мобильности населения, стимулирование конкуренции регионов и городов за инвестиции и человеческий капитал и, одновременно, горизонтального взаимодействия для решения общих проблем [6]. Динамика социально-экономического развития регионов России свидетельствует о том, что ключевым фактором экономического роста является инновационный путь развития территорий. При этом основными факторами, определяющими специфику выбора инструментов

инновационного развития регионов России, являются:

- межрегиональная дифференциация по уровню инновационной активности, технологическому характеру развития;

- степень развития каналов распространения инноваций, трансфера технологических инноваций в регионе;

- степень развития в регионе научно-образовательных комплексов, инновационной инфраструктуры;

- уровень внедрения инновационных услуг в образование и государственное управление; уровень социальной восприимчивости к инновациям в управлении региональной социально-экономической системы;

- уровень кадрового обеспечения государственного и муниципального управления; квалификационный потенциал сотрудников региональных администраций.

Специфика Республики Адыгея как депрессивного (проблемного) региона Юга России влияет на систему стратегического управления территориальной экономикой. Характерными чертами проблемного региона являются: деформированная структура производства; многолетнее отсутствие решений по вопросам структурной организации экономики, эффективного госрегулирования пропорций межотраслевого обмена, конкурентной среды локальных рынков; слабое развитие производственной инфраструктуры региона; экстенсивный характер воспроизводства в отраслях сельского хозяйства, пищевой промышленности; дефицит бюджетных источников финансирования проектов при невысоком уровне инвестиционной активности [7]. Вместе с тем региональная специфика социально-экономического комплекса Республики Адыгея определяется анклавным позиционированием внутри Краснодарского края и значительным природно-ресурсным потенциалом [8].

Регионы депрессивного типа отличаются значительными структурными диспропорциями, неравномерным территориально-отраслевым развитием вследствие системных проблем, связанных с непродуманной экономической политикой на макро- и мезоуровне, последствиями трансформации отношений собственности на фоне снижения бюджетной обеспеченности регионов и роста межрегиональной конкуренции за ресурсы и капитал. Также регионы депрессивного типа характеризуются низким уровнем инвестиций в основной капитал, значительной долей населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В основе социально-экономического развития Республики Адыгея лежит действующая Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года (далее - Стратегия). Стратегия определяет приоритетные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Основными направлениями стабилизации финансово-экономического положения Республики Адыгея, снижения уровня ее дота-ционности, в соответствии с приоритетами Стратегии, являются:

- совершенствование инвестиционной политики, направленное на рост уровня инвестиционной привлекательности Республики Адыгея;

- совершенствование имущественных и земельных отношений в регионе; рост доходов регионального и муниципальных бюджетов от использования имущества, повышение капитализации имущественного комплекса хозяйствующих субъектов региона на основе

объективной оценки имущества и земельных участков;

- совершенствование социальной политики региона для снижения оттока квалифицированных кадров и повышения качества трудовых ресурсов;

- совершенствование сферы общественных финансов, финансово-бюджетной политики на мезо-уровне, направленное на создание институционально-хозяйственных форм, инструментов и инфраструктуры привлечения сбережений населения региона в реализацию региональных инвестиционных проектов [9, 10].

Вместе с тем перспективы роста экономики Республики Адыгея предусматривают обеспечение сбалансированного развития отраслей, комплексов экономики региона, развитие и государственную поддержку экспортоориентированного производства, расширение географии экспортных поставок и диверсификация номенклатуры несырьевого неэнергетического экспорта, использование конкурентного преимущества выгодного геоэкономического положения региона.

Система стратегического управления социально-экономическим развитием Республики Адыгея должна обеспечить межведомственное взаимодействие, эффективное взаимодействие вертикалей государственной и корпоративной власти путем реализации следующих функций:

- определение стратегических приоритетов социально-экономического развития региона;

- синхронизация механизмов отраслевого и территориального планирования с созданием организационных структур (институтов и агентств развития), деятельность которых будет направлена на реализацию стратегических программ и проектов социально-экономического развития; синхронизация государственных федеральных и республиканских программ,

способствующая концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях стратегического развития Республики Адыгея;

- создание условий для вовлечения государственной, местной власти, частного бизнеса и населения в решение вопросов социально-экономического развития региона;

- внедрение в систему стратегического управления регионом инструментария ГЧП и повышение эффективности расходов регионального бюджета на государственное управление; привлечение корпоративных финансов для инвестирования в стратегические проекты и региональные программы;

- мониторинг и корректировка Стратегии; корректировку Стратегии следует проводить с учетом изменения внешних условий и внутренних процессов социально-экономического развития региона в виде ежегодного уточнения среднесрочных и краткосрочных прогнозов и корректировки среднесрочных программ развития региона. Вместе с тем целесообразно проводить корректировку Стратегии развития региона раз в 4-5 лет путем актуализации стратегических приоритетов, задач социально-экономического развития региона.

Особенностями стратегического управления экономикой Республики Адыгея являются:

- отсутствие теоретико-методологических разработок в прогнозировании территориального развития воспроизводственных процессов в регионе на долгосрочную перспективу, учитывающих ключевые факторы современного развития;

- отсутствие региональных стратегий развития приоритетных отраслей, территориально-производственных комплексов Республики Адыгея; отрасли экономики региона в условиях адаптации к рынку, развития глобализацион-ных процессов функционируют без действенной, четко выраженной

государственной поддержки со стороны органов регионального управления;

- ориентированность системы госрегулирования на финансовые ресурсы федеральных целевых программ;

- отсутствие в Стратегии перечня инновационных инструментов, использование которых способствует обеспечению пропорциональности развития отраслей, территориально-производственных комплексов региона.

Стратегическое управление воспроизводственными процессами в Республике Адыгея базируется на использовании традиционных инструментов государственного регулирования (государственные программы, планы («дорожные карты») территориального развития), а инновационные инструменты в документах стратегического планирования носят декларативный характер без спецификации к институционально-экономическим условиям региона. При этом современная практика программно-целевого регулирования экономики Республики Адыгея характеризуется недостаточной системностью и стратегической ориентированностью, что препятствует полной реализации конкурентного потенциала региона. Мероприятия программно-целевой господдержки экономики региона не отражают современных тенденций экологизации и цифровизации воспроизводства на мезоуровне, перехода к инновационной модели развития экономики региона.

Структурным подразделением, осуществляющим деятельность в сфере стратегического планирования и реализации документов стратегического планирования, выступает отдел стратегического планирования и государственных программ Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, ключевыми функциями которого являются:

- внесение предложений по разработке и реализации государственной политики в области стратегического управления;

- организация разработки и корректировки Стратегии, а также плана ее реализации;

- организация мониторинга и контроля реализации Стратегии и плана реализации Стратегии; определение приоритетов социально-экономического развития региона в условиях изменения глобальных и макроэкономических факторов;

- обеспечение организационно-технического и информационного сопровождения работы Комиссии по мониторингу достижения в Республике Адыгея целевых показателей социально-экономического развития субъектов РФ, установленных отдельными Указами Президента РФ;

- согласование проектов генеральных планов развития территорий и действующих схем территориального планирования;

- обеспечение организационно-технического и информационного сопровождения работы Координационного совета по реализации Стратегии, а также Комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Адыгея;

- организация мониторинга реализации плана по выполнению поручений и достижению целевых показателей социально-экономического развития Республики Адыгея, установленных отдельными Указами Президента РФ на территории Республики Адыгея;

- организация взаимодействия органов исполнительной власти Республики Адыгея по выполнению принимаемых решений Правительства РФ, Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Главы Республики Адыгея по стратегическому развитию экономики республики, проведению социально-экономических преобразований на ее территории.

Устойчивое развитие хозяйственных процессов в Республике Адыгея предусматривает использование как традиционных, так и инновационных инструментов стратегического управления (в т.ч. прогнозно-аналитических и институциональных), учитывающих проблемы, направления и задачи стратегического развития региона.

Инструментами федеральной поддержки развития воспроизводственных процессов в Республике Адыгея являются: государственные программы; федеральные целевые программы (ФЦП); государственные институты развития; инвестиционная инфраструктура; зоны территориального развития; естественные монополии.

В соответствии с ФЗ от 28.07.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и законом Республики Адыгея от 06.08.2015 г. № 455 «О стратегическом планировании в Республике Адыгея» основными инструментами реализации Стратегии являются документы стратегического планирования и программирования:

- план мероприятий по реализации Стратегии;

- прогноз социально-экономического развития Республики Адыгея на долгосрочный период до 2030 года; прогноз потребности рынка труда Республики Адыгея в специалистах различных направлений;

- среднесрочный прогноз социально-экономического развития Республики Адыгея (в т.ч. на 2019 г., 2020 г. и плановый период 20212022 гг.);

- государственные программы социально-экономического развития региона.

Вместе с тем остаются неразработанными схема территориального планирования Республики Адыгея, генеральный план и схема территориального планирования муниципальных образований республики.

Основные мероприятия в рамках реализации Стратегии и соответствующие флагманские проекты детализируются в Плане мероприятий с указанием сроков исполнения, ответственных исполнителей и ожидаемых результатов. На основе Плана мероприятий по реализации Стратегии необходимо внесение изменений в реализуемые государственные программы, а также разработка новых государственных программ региона, регламентирующих конкретные мероприятия, объем и источники финансирования. В данном контексте основной объем работ по реализации положений Стратегии связан с контролем реализации соответствующего Плана мероприятий и государственных программ. При этом необходимо обеспечить взаимосвязь и регулярные скоординированные обновления Стратегии, Плана мероприятий и государственных программ социально-экономического развития республики.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года ключевыми стратегическими задачами развития региона являются:

- повышение уровня внешнеэкономической активности региона;

- создание в регионе институциональной среды развития малого и среднего предпринимательства, экспортоориентированного производства;

- повышение уровня инвестиционной привлекательности республики; становление республики в качестве региона, характеризующегося эффективной инвестиционной средой, сбалансированным бюджетом развития, низкой зависимостью от федерального бюджета;

- становление региона как все-сезонного центра активного, экологического, познавательного, событийного, лечебно-оздоровительного туризма, детского, молодежного и

семейного отдыха, одного из центров туризма РФ и важного элемента туристско-рекреационного кластера Южного полюса роста;

- становление республики как региона с собственной развитой электроэнергетикой и эффективным электросетевым хозяйством, обеспечивающими потребности экономики и населения энергией на основе сочетания инновационного развития традиционной энергетики и интенсивного внедрения технологий «зеленой энергетики»;

- формирование рационального, конкурентоспособного агропромышленного производства, основанного на применении современных технологий на всех стадиях производства и сбыта собственной продукции;

- модернизация производственных фондов приоритетных отраслей, секторов экономики региона;

- развитие научно-технологической и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособность Республики Адыгея;

- формирование сбалансированной системы государственных и частных институтов, развитой предпринимательской культуры; формирование в регионе оптимальных условий для бизнеса, развитие горизонтальных и вертикальных связей между бизнес-структурами разного масштаба; создание в регионе комфортных условий для развития гражданского общества;

- становление республики как региона, обладающего разнообразными природными системами, как международного центра экологического туризма;

- формирование эффективно используемого пространства жизнедеятельности местного населения и гостей Республики Адыгея и Краснодарского края с высокой капитализацией и проницаемостью территории.

В качестве инновационных инструментов стратегического управления развитием региона можно выделить:

1. Кластерные структуры: создание каталитического кластера по производству козьего молока, его переработке и реализации адыгейского сыра, линейки кисломолочной продукции, ядром которого выступает агрохолдинговая структура.

2. Технологические платформы по внедрению инноваций. Технологические платформы представляют собой форму сотрудничества коммерческих структур, государства, научно-образовательных организаций и предназначены для формирования государственной инновационной политики в регионе, экспертное сопровождение инновационных проектов, продвижение отечественной продукции на зарубежных рынках.

3. Инновационные формы господдержки социальных проектов, включая специализированную технологическую платформу и механизм краудсорсинга в регионе.

4. Формы инфраструктуры социального предпринимательства и гражданского взаимодействия, в том числе коворкинг-площадки для взаимодействия общественных институтов и бизнеса.

5. Региональная краудфандин-говая платформа для реализации общественно значимых и общественно полезных проектов, направленная на увеличение объема социальных инвестиций бизнеса в развитие местных сообществ без включения в государственную программу.

6. Региональные проекты, включая проекты «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Цифровое государственное управление» (предоставление гражданам доступа к госуслугам, сервисам в рамках госпрограммы «Цифровое развитие»), «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке», в т.ч. к льготному финансированию.

Действующими региональными проектами в Республике Адыгея являются проекты «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» в рамках нацпроекта «Образование», а также проекты «Формирование комфортной городской среды (Республика Адыгея)» и «Дорожная сеть».

Перспективными региональными проектами социально-экономического развития Республики Адыгея выступают: «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Цифровое государственное управление», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке»; целевые, ведомственные программы развития отраслей, секторов экономики (в т.ч. «Развитие процессов кооперации в АПК Республики Адыгея», «Развитие экспортного потенциала Республики Адыгея» и др.).

7. Комплексные программы решения межотраслевых проблем стратегического развития Республики Адыгея (в т.ч. целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея», «Развитие экспортного потенциала Республики Адыгея» и др.). Целесообразно развитие подпрограмм государственных целевых программ до уровня отдельных программ (регионального, местного уровней).

8. Институты проектного развития, создаваемые для формирования, расширения и укрепления межрегиональных социально-экономических связей в целях реализации инновационных проектов межрегионального, международного уровней.

9. Негосударственные социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) в системе здравоохранения и образования Республики Адыгея.

10. Механизм венчурного финансирования. Особая роль придается малым формам предпринимательства, реализующим венчурные проекты, а также их целевой государственной поддержке. Для эффективного использования венчурного финансирования целесообразно создание «Инвестиционно-венчурного фонда Республики Адыгея». Цель данного фонда -обеспечение роста инновационного потенциала республики, развитие наукоемких производств, а также внедрение нововведений в производство. При этом организация венчурного финансирования должно осуществляться при грамотно разработанной нормативно-правовой базе.

11. Формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в приоритетных отраслях экономики Республики Адыгея.

Реализация потенциала инновационных механизмов кластеризации, государственно-частного партнерства востребована для развития воспроизводственных процессов в экономике депрессивного региона. Однако ориентированность администрации региона депрессивного типа на ресурсы федеральных целевых программ при дефиците практики корпоративного софинансирования проектов в определенной мере снижает заинтересованность в диверсификации экономики, повышении конкурентоспособности приоритетных отраслей за счет реализации инновационного сценария, что сохраняет дотационность региона. Более того, холдинговая централизация, регистрация крупного корпоративного бизнеса в федеральных центрах снижает объем бюджетных поступлений, регулируемость межотраслевых пропорций со стороны

государственных органов власти, населения региона.

В сфере развития конкуренции в 2019 г. утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Республике Адыгея на 2019-2021 годы (распоряжением Главы Республики Адыгея от 26.03.2019 г. № 71-рг), направленный на достижение ключевых показателей развития конкуренции в Республике Адыгея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно мировой практике, для успешного и интенсивного роста высокотехнологичной и диверсифицированной экономики необходимо использовать такие инструменты, как: кластерное развитие; сбалансированная инновационная политика, которая должна быть основана на формировании полноценной экосистемы инноваций.

Инновационной формой стратегического управления хозяйственными процессами в регионе выступают Проектные офисы, выполняющие следующие функции:

- управление реализацией инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами территориального планирования;

- эффективное распределение ресурсов на создание и развитие производственной, социальной инфраструктуры в регионе;

- создание и расширение инвестиционных площадок в регионе;

- сопровождение проектов социального развития региона;

- комплексная работа по привлечению корпоративных инвесторов, подготовке инвестиционных проектов, подготовке инфраструктуры;

- разработка и реализация в регионе кластерных проектов;

- сопровождение инвестиционных проектов, предусматривающее взаимодействие инвесторов с государственными органами власти, господдержка экспортных операций, участие в построении логистических каналов.

Вместе с тем стратегическое развитие Республики Адыгея

предусматривает реализацию потенциала межрегионального сотрудничества в рамках Краснодарской городской агломерации как фактора инновационного развития территории. Агломерация способствует концентрации экономически активного населения, усилению роли городского образа жизни. Инновационные университеты являются частью городских агломераций, вследствие чего происходит взаимосвязь «город - вуз».

Приоритетным направлением стратегического развития Республики Адыгея является ориентация системы образования на повышенный спрос на новые знания и технологии. При этом трансформируется роль вузов: они становятся площадками для реализации научно-исследовательских проектов, формируя инновационную активность обучающихся.

В целях улучшения институциональной среды осуществляется работа по приведению регионального законодательства в сфере государственно-частного партнерства в соответствие с федеральным законодательством. Принято и реализуется постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.09.2018 г. № 188 «О порядке принятия решений Кабинетом Министров Республики Адыгея о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Республики Адыгея на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств». На основании предложений исполнительных органов власти региона и муниципальных образований сформирован перечень объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, МЧП, который размещен на инвестиционном портале Республики Адыгея.

Таким образом, ключевыми направлениями совершенствования

стратегического управления социально-экономическим развитием Республики Адыгея являются: актуализация направлений, задач и мероприятий в Стратегии; осуществление системных преобразований; расширение и адаптация инструментов реализации Стратегии к территориально-отраслевым, институциональным условиям экономики депрессивного региона. Особое значение приобретает реализация инфраструктурных ГЧП-проектов, региональных проектов, создание кластерных структур в агропромышленном, туристско-ре-креационном комплексах и в деревообрабатывающей отрасли республики.

Перспективы стратегического развития Республики Адыгея во многом связаны с привлечением корпоративных инвесторов и реализацией эффективных моделей государственно-частного партнерства. Реализация стратегических приоритетов направлена на повышение конкурентоспособности, структурную модернизацию экономики проблемного региона, эффективную реализацию его ресурсного потенциала. При этом востребован потенциал как традиционных программно-целевых инструментов, так и новых институтов территориального развития.

Примечания:

1. Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 39 (366). С. 2-12.

2. Ершов К.О. Проблемы стратегического управления развитием регионального промышленного комплекса // Российское предпринимательство. 2014. № 9. С. 89-94.

3. О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.12.2018 г. № 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.

4. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года: закон Краснодарского края от 21.12.2018 г. № 3930-K3 URL: http://docs. cntd.ru/document/550301926.

5. О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года: постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 г. № 185. URL: https://rkomi.ru/content/5948/2019.04.16_185.pdf.

6. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. № 4 (478). С. 6-27.

7. Мокрушин А.А. Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2017. Вып. 3 (205). С. 43-53.

8. Джаримов А.А. Регион в едином рыночном пространстве России: на материалах Республики Адыгея. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1995. 250 с.

9. Об Инвестиционной стратегии Республики Адыгея до 2025 года: распоряжение Главы Республики Адыгея от 11.12.2014 г. № 254-рг (с изм. на 02.08.2018). URL: http://docs.cntd.ru/document/423978443.

10. Инвестиционная политика Республики Адыгея. URL: Ы^://01.реги0н.рф/ investicionnaya-politika-respubliki-adygeya.

References:

1. Balakina G.F. Instruments for regulating the socio-economic development of regions // Regional economy: theory and practice. 2014. No. 39 (366). Pp. 2-12.

2. Ershov K.O. Problems of strategic management of the development of the regional industrial complex // Russian Journal of Entrepreneurship. 2014. No. 9. Pp. 89-94.

3. On the Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Adygea until 2030: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea No. 286 dated December 26, 2018. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.

4. On the Strategy of Social and Economic Development of the Krasnodar Territory until 2030: the law of the Krasnodar Territory dated December 21, 2018 No. 3930-KZ URL: http://docs.cntd.ru/document/550301926.

5. On the Strategy of Socio-Economic Development of the Komi Republic for the period up to 2035: Resolution of the Government of the Komi Republic dated April 11, 2019 No. 185. URL: https://rkomi.ru/content/5948/2019.04.16_185.pdf.

6. Zubarevich N.V. Regional development and regional policy in Russia // ECO. 2014. No. 4 (478). Pp. 6-27.

7. Mokrushin A.A. Program-target instruments of state regulation of the agro-industrial complex of the problem region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2017. Issue. 3 (205). Pp. 43-53.

8. Dzharimov A.A. Region in a single market space of Russia: on the materials of the Republic of Adygea. Rostov-on-Don, 1995. 250 pp.

9. On the Investment Strategy of the Republic of Adygea until 2025: order of the Head of the Republic of Adygea dated December 11, 2014 No. 254-rg (as amended on 02.08.2018). URL: http://docs.cntd.ru/document/423978443.

10. Investment policy of the Republic of Adygea. URL: http: //01.regionn.rf/ investicionnaya-politika-respubliki-adygeya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.