Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНЕЕ ПРИАНГАРЬЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров Виктор Владимирович, Пантелеев Владимир Иванович

В статье рассматриваются вопросы развития малоосвоенных территорий Российской Федерации. Уделено внимание задаче по развитию в Красноярском крае территории, получившей название Нижнее Приангарье. Исследованы причины неудач реализации программы по комплексному освоению северного района в советский период времени. Предложено разработать новую программу по комплексному развитию Нижнего Приангарья с помощью кластерного подхода. Для этого предлагается сформировать на территории данного региона несколько промышленных кластеров. В качестве одного из механизмов финансирования предприятий промышленных кластеров рассматривается выпуск ими корпоративных облигационных займов. Для обоснования облигационного механизма финансирования предприятий промышленных кластеров был проведен анализ состояния отечественного рынка облигаций. В процессе анализа выделены основные сегменты рынка корпоративных облигаций Российской Федерации и дана их краткая характеристика. Выполнен прогноз по развитию российского рынка корпоративных облигаций в кратко- и среднесрочной перспективе. Предлагается при финансировании предприятий промышленных кластеров использовать, кроме облигационного механизма финансирования, еще и долевое финансирование, в том числе за счет выпуска акций акционерных обществ и паев обществ с ограниченной ответственностью. При этом для применения облигационного механизма финансирования предприятий в промышленных кластерах Нижнего Приангарья предложено сформировать региональную финансовую инфраструктуру, которая должна включать в себя специализированную финансовую организацию, финансового консультанта, выполняющего функции андеррайтера, платежного агента, а также вексельного и банковского брокера. Использование региональной финансовой инфраструктуры позволит предприятиям промышленных кластеров получить доступ к относительно дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам. По мнению авторов, комплексное развитие Нижнего Приангарья на основе промышленных кластеров позволит решить экономические проблемы как в Красноярском крае, так и в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTHERN AREAS DEVELOPMENT INSTRUMENTS OF THE KRASNOYARSK REGION

The paper deals with the development of underdeveloped territories of the Russian Federation. Attention is paid to the task of developing the territory in the Krasnoyarsk Region, which was called the Lower Angara Region. The causes of failures in the implementation of the program for the integrated development of the northern region in the Soviet period are investigated. It is proposed to develop a new program for the integrated development of the Lower Angara Region using a cluster approach. To do this, it is proposed to form several industrial clusters on the territory of this region. As one of the mechanisms for financing enterprises of industrial clusters, the issuance of corporate bonded loans by them is considered. To substantiate the bond mechanism for financing enterprises of industrial clusters, an analysis of the state of the domestic bond market was made. In the process of analysis, the main segments of the corporate bond market of the Russian Federation were identified and their brief description was given. A forecast was made for the development of the Russian corporate bond market in the short and medium term. It is proposed to use, in addition to the bond financing mechanism, equity financing for financing industrial cluster enterprises, including through the issuance of shares of joint-stock companies and shares of limited liability companies. At the same time, in order to use the bond mechanism for financing enterprises in the industrial clusters of the Lower Angara Region, it was proposed to form a regional financial infrastructure, which should include a specialized financial organization, a financial consultant acting as an underwriter, a paying agent, as well as a promissory note and banking broker. The use of regional financial infrastructure will allow enterprises of industrial clusters to gain access to relatively cheap and long-term financial resources. According to the authors, the integrated development of the Lower Angara Region based on industrial clusters will solve economic problems both in the Krasnoyarsk Region and in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Научная статья / Research Article

УДК 332.14

DOI: 10.36718/2500-1825-2022-4-3-9

Виктор Владимирович Прохоров1, Владимир Иванович Пантелеев213

1 Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия

2 Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

1 prohorov.victor@yandex.ru

2 vpanteleev@yandex.ru

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В статье рассматриваются вопросы развития малоосвоенных территорий Российской Федерации. Уделено внимание задаче по развитию в Красноярском крае территории, получившей название Нижнее Приангарье. Исследованы причины неудач реализации программы по комплексному освоению северного района в советский период времени. Предложено разработать новую программу по комплексному развитию Нижнего Приангарья с помощью кластерного подхода. Для этого предлагается сформировать на территории данного региона несколько промышленных кластеров. В качестве одного из механизмов финансирования предприятий промышленных кластеров рассматривается выпуск ими корпоративных облигационных займов. Для обоснования облигационного механизма финансирования предприятий промышленных кластеров был проведен анализ состояния отечественного рынка облигаций. В процессе анализа выделены основные сегменты рынка корпоративных облигаций Российской Федерации и дана их краткая характеристика. Выполнен прогноз по развитию российского рынка корпоративных облигаций в кратко- и среднесрочной перспективе. Предлагается при финансировании предприятий промышленных кластеров использовать, кроме облигационного механизма финансирования, еще и долевое финансирование, в том числе за счет выпуска акций акционерных обществ и паев обществ с ограниченной ответственностью. При этом для применения облигационного механизма финансирования предприятий в промышленных кластерах Нижнего Приангарья предложено сформировать региональную финансовую инфраструктуру, которая должна включать в себя специализированную финансовую организацию, финансового консультанта, выполняющего функции андеррайтера, платежного агента, а также вексельного и банковского брокера. Использование региональной финансовой инфраструктуры позволит предприятиям промышленных кластеров получить доступ к относительно дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам. По мнению авторов, комплексное развитие Нижнего Приангарья на основе промышленных кластеров позволит решить экономические проблемы как в Красноярском крае, так и в Российской Федерации.

© Прохоров В.В., Пантелеев В.И., 2022

Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 4. С. 3-9. Socio-economic and humanitarian journal. 2022;(4):3-9.

Ключевые слова: Нижнее Приангарье, промышленный кластер, корпоративные облигации, финансовая инфраструктура

Для цитирования: Прохоров В.В., Пантелеев В.И. Инструменты развития северных районов Красноярского края // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 4. С. 3-9. DOI: 10.36718/2500-1825-2022-4-3-9.

Viktor Vladimirovich Prokhorov1, Vladimir Ivanovich Panteleev2^

1 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia

2 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

1 prohorov.victor@yandex.ru

2 vpanteleev@yandex.ru

NORTHERN AREAS DEVELOPMENT INSTRUMENTS OF THE KRASNOYARSK REGION

The paper deals with the development of underdeveloped territories of the Russian Federation. Attention is paid to the task of developing the territory in the Krasnoyarsk Region, which was called the Lower Angara Region. The causes of failures in the implementation of the program for the integrated development of the northern region in the Soviet period are investigated. It is proposed to develop a new program for the integrated development of the Lower Angara Region using a cluster approach. To do this, it is proposed to form several industrial clusters on the territory of this region. As one of the mechanisms for financing enterprises of industrial clusters, the issuance of corporate bonded loans by them is considered. To substantiate the bond mechanism for financing enterprises of industrial clusters, an analysis of the state of the domestic bond market was made. In the process of analysis, the main segments of the corporate bond market of the Russian Federation were identified and their brief description was given. A forecast was made for the development of the Russian corporate bond market in the short and medium term. It is proposed to use, in addition to the bond financing mechanism, equity financing for financing industrial cluster enterprises, including through the issuance of shares of joint-stock companies and shares of limited liability companies. At the same time, in order to use the bond mechanism for financing enterprises in the industrial clusters of the Lower Angara Region, it was proposed to form a regional financial infrastructure, which should include a specialized financial organization, a financial consultant acting as an underwriter, a paying agent, as well as a promissory note and banking broker. The use of regional financial infrastructure will allow enterprises of industrial clusters to gain access to relatively cheap and long-term financial resources. According to the authors, the integrated development of the Lower Angara Region based on industrial clusters will solve economic problems both in the Krasnoyarsk Region and in the Russian Federation.

Keywords: Lower Angara Region, industrial cluster, corporate bonds, financial infrastructure

For citation: Prokhorov V.V., Panteleev V.I. Northern areas development instruments of the Krasnoyarsk region // Socio-economic and humanitarian journal. 2022. № 4. S. 3-9. DOI: 10.36718/2500-1825-2022-4-3-9.

Введение. Уровень развития экономики России будущего во многом будет определяться наличием в государстве доступных и относительно дешевых ре-

сурсов. В настоящее время разведанные запасы минеральных и иных ресурсов в Российской Федерации расположены в первую очередь на малоосвоенных се-

верных территориях страны со сложным климатом и в географической недоступности. К таким сложным, но перспективным, районам в Красноярском крае относится Нижнее Приангарье. Еще в 70-80-х годах ХХ века оценочная стоимость имеющихся на ее территории ресурсов превышала 1 трлн долл. Поэтому интерес к данной территории в будущем будет только возрастать.

Здесь необходимо отметить, что Российское государство уже не раз предпринимало действия по освоению ресурсов, расположенных вдоль реки Ангара и прилегающих к ней районов. Но это в первую очередь касалось освоения только лесных ресурсов. Еще в начале 30-х годов прошлого века в Нижнем Приан-гарье АО «Комсеверпуть» начало лесозаготовки для дальнейшего экспорта лесной продукции за пределы страны. Практически через 30 лет уже в 60-х годах на этой территории стал формироваться лесопромышленный комплекс с центром в г. Лесосибирске. При этом другие ресурсы не являлись приоритетом государства для освоения [1].

В то же время советское государство все же пыталось заложить основы будущего промышленного развития Нижнего Приангарья. Так, в 1974 году началось строительство Богучанской ГЭС с целью создания энергетической базы для будущего развития данной территории. Но по ряду причин ее строительство продлилось около 40 лет. Только в 20122014 годы электростанция была передана энергетикам в эксплуатацию.

Среди причин, которые не позволили комплексно освоить Нижнее Приан-гарье, можно выделить следующие. Во-первых, объективно минеральные ресурсы во второй половине ХХ века не были нужны советскому государству. Они имелись в более доступных районах, где не требовались значительные вложения в физическую инфраструктуру для их переработки и дальнейшего вывоза. При этом их местное потребление на территории Нижнего Приангарья не было значительным.

Другой причиной являлось отсутствие энергетического обеспечения, необходимого для освоения данного сложного региона. При этом имелся определенный парадокс, связанный с тем, что электрическая энергия, которая должна была вырабатываться строящейся Богу-чанской ГЭС, на тот период времени также не была нужна местным потребителям. Ее запуск уже в нынешнем столетии был в основном обеспечен необходимостью принятия решения о достройке, или ликвидации. Принятое решение о достройке ГЭС во многом и определило реализацию проекта, связанного со строительством Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ), который был запущен в эксплуатацию в 2019 году.

К идее о новом освоении Нижнего Приангарья вернулись в 90-х годах прошлого столетия, когда была разработана программа по комплексному освоению данной территории. Надо сказать, что на тот момент времени эта программа стала первой и единственной государственной программой по комплексному развитию субъекта Федерации, а именно Красноярского края. Но, к большому сожалению, она так и не была реализована.

Цель исследования. Перманентная выработка доступных запасов минеральных ресурсов вновь приводит к необходимости возрождения ранее забытых комплексных программ развития малодоступных территорий, в том числе и Нижнего Приангарья. Реализация программы по комплексному развитию данной территории потребует применения инновационных подходов, в том числе кластерных, на новой технологической основе.

В частности, предлагается сформировать на данной территории несколько специализированных промышленных кластеров. Они дадут возможность сформировать технологические производственные связи, объединяющие промышленные предприятия ряда отраслей экономики, а также транспортно-логистические центры. Для того чтобы сформировать данные производственные связи, потребуется энергетическое обес-

печение их деятельности. Необходимо построить на реке Ангара дополнительно несколько новых ГЭС. Как известно, такие планы в советский период времени существовали. Планировалось построить 4-5 гидростанций, сопоставимых по мощности с Богучанской ГЭС.

Но в настоящее время реально существует проект строительства только Нижнебогучанской ГЭС, которая должна находиться рядом с селом Богучаны выше по течению. Сам проект достаточно интересен как с технологической, так и экономической точки зрения. В частности, предлагается на данной ГЭС использовать гидрогенераторы нового поколения, а именно капсульного типа с переменной частотой вращения.

Данные гидрогенераторы имеют определенное преимущество перед используемыми сегодня вертикальными агрегатами с поворотно-лопастными турбинами и синхронными генераторами. К ним можно отнести повышенную надежность и динамическую устойчивость, а также возможность применения цифровых станций и подстанций типа SmartGrid. Это позволяет внедрять на ГЭС за счет использования дистанционного управления и контроля малолюдные и безлюдные технологии. Все это в целом резко уменьшает затраты по текущему обслуживанию гидротехнического оборудования.

Материалы и методы исследования. Новый проект по комплексному развитию Нижнего Приангарья потребует определенного значительного финансового обеспечения. Но условия финансирования в настоящее время серьезно изменились. Российское государство находится под санкционным давлением со стороны США, Европейского союза и их сторонников. Перед отечественным бизнесом закрылся доступ на финансовые рынки мира. Поэтому реально доступным для российских предпринимателей остается только внутренний финансовый рынок.

В условиях непростой экономической ситуации необходимо применять адекватные механизмы, позволяющие

эффективно аккумулировать денежные средства на внутреннем финансовом ранке. Облигационный механизм финансирования как раз и является одним из эффективных таких инструментов. С его помощью можно аккумулировать денежные средства широкого круга юридических и физических лиц для инвестирования в программу комплексного развития Нижнего Приангарья.

Преимуществ облигационного механизма финансирования перед классическим кредитованием несколько, в том числе это низкая стоимость финансовых ресурсов; долгосрочность в их пользовании; диверсификация кредиторов; наличие только формальных ограничений по объему заимствования денежных средств и т.д. Конечно, при этом имеются и определенные недостатки такого финансирования, в числе которых сложная процедура эмиссии долговых ценных бумаг; относительные высокие затраты по подготовке эмиссии облигаций; ограничения по пересмотру процентных ставок и т.д. [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Понимая важность для страны облигационного финансирования, российское правительство на протяжении последних лет проводит политику по стимулированию эмиссий корпоративных облигаций. Для этого была усовершенствована нормативная база по их выпуску. К настоящему времени сформировались три сектора облигационного рынка, состоящего из классических, биржевых и коммерческих облигаций.

При этом эмиссии классических облигаций регистрируются Банком России. Данные облигации могут иметь биржевое и внебиржевое обращение. Фондовая биржа регистрирует биржевые облигации, которые имеют только биржевое обращение. В свою очередь Национальный расчетный депозитарий (он выполняет функции Центрального депозитария страны) регистрирует коммерческие облигации, имеющие внебиржевое обращение [3, 4, 5].

Кроме того, российское правительство разработало механизмы субсидиро-

вания затрат при проведении эмиссии корпоративных облигаций. В частности, предприятия малого и среднего бизнеса могут получить возмещение части затрат по выплате процентной ставки и по разработке эмиссионных документов [6].

Помимо этого, государство готово выступать в лице якорного инвестора при размещении облигаций малых и средних предприятий через действующие институты развития. Это в целом стимулирует интерес к корпоративным облигационным займам среди широкого круга инвесторов [6].

В результате действий государства по стимулированию эмиссий корпоративных облигаций их объемы выпуска в значительной степени выросли. Эти изменения сказались и на рынках государственных и муниципальных ценных бумаг. Объемы на них также выросли.

По сравнению с началом 2015 года на конец первого квартала 2022 года объем выпуска облигаций всех групп эмитентов (государства, муниципальных образований и корпораций) вырос с 12,2 до 33,4 трлн руб. При этом объем корпоративных облигаций за этот период времени вырос с 2,9 до 9,1 трлн руб. [3, 7].

Согласно статистической информации Московской биржи, на 31 декабря 2021 года на ней обращалось 1999 выпусков 374 эмитентов (без учета структурных и краткосрочных облигаций). Первые три места по объемам выпуска облигаций заняли предприятия нефтегазового сектора - до 27,0 % от всего объема корпоративных облигаций, на банковский сектор приходилось до 20,5 %, на сектор небанковских финансовых организаций (ДОМ.РФ, ВЭБ.РФ и др.) -14,4 % [4, 8].

Необходимо отметить, что на отечественном рынке облигаций ситуация к началу следующего года может поменяться. Влияние окажут геополитические риски, которые связаны с развива-

ющейся ситуацией на южных границах страны.

В частности, продолжение санкци-онной политики по отношению к Российской Федерации может негативно сказаться не только на государственных и муниципальных ценных бумагах, но и на корпоративных. Это повлияет на ликвидность отечественного рынка облигаций, что приведет к определенным трудностям при выпуске новых корпоративных займов. При этом данные риски положительно могут сказаться на состоянии облигационного рынка страны, так как будут действовать ограничения по выводу финансовых ресурсов из России. В результате в стране появятся свободные денежные средства, которые необходимо куда-то вкладывать. И рынок облигаций для этих денежных средств будет интересен.

Здесь необходимо отметить, что и на состояние облигационного рынка может повлиять кредитно-денежная политика, проводимая Банком России, в первую очередь регулирование ключевой процентной ставки. Ее адекватное изменение будет напрямую влиять на объемы эмиссий будущих корпоративных займов.

Использование долгового финансирования в деятельности предприятий промышленных кластеров Нижнего Приангарья не исключает использование и долевого финансирования. Оно может быть представлено в виде эмиссий акций акционерных обществ или выпуска паев обществами с ограниченной ответственностью.

Заключение. Использование облигационного механизма финансирования проектов, реализуемых в рамках комплексного развития Нижнего Приан-гарья, потребует создания определенной региональной финансовой инфраструктуры. Ее можно представить в виде взаимодействия ряда элементов.

Первый ее элемент должен включать специализированную финансовую организацию деятельности, которая определена в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Она должна финансировать предприятия промышленных кластеров с помощью приобретения их денежных обязательств (корпоративных облигаций и т.д.) и выпуска на этой основе собственных облигаций [9].

Следующим элементом инфраструктуры должна быть финансовая организация, выполняющая функции андеррайтера, финансового консультанта, платежного агента и т.д. Данная организация будет участвовать в подготовке и регистрации эмиссионных документов, а также размещении долговых ценных бумаг.

Третий элемент должен быть представлен вексельным и банковским брокером. В его функции будут входить, с одной стороны, размещение краткосрочных переводных и простых векселей предприятий промышленных кластеров Нижнего Приангарья, с другой стороны, данная организация будет заниматься поиском наиболее выгодных условий по банковскому кредитованию, участвовать в подготовке кредитных договоров, поиске обеспечения по ним и т.д.

В целом же применение промышленных кластеров в комбинации с облигационным финансированием даст возможность более эффективно развивать такую перспективную территорию, как Нижнее Приангарье. Ее развитие позволит не только решить экономические проблемы Красноярского края, но в целом Российской Федерации. И это особенно важно в ситуации, которая складывается в условиях санкций со стороны враждебных к Российской Федерации государств.

Список источников

1. Прохоров В.В., Зеленская Т.В. Формирование отраслевого кластера на основе механизмов государственно-

частного партнерства. Красноярск, 2020. 192 с.

2. Прохоров В.В. Облигационный механизм инвестирования в инновационную деятельность на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Красноярск, 2012. 128 с.

3. Центральный банк Российской Федерации. URL: https:// cbr.ru (дата обращения: 24.05.2022).

4. Группа Московская биржа. URL: https:// www.moex.com (дата обращения: 26.05.2022).

5. Национальный расчетный депозитарий. URL: https://www.nsd.ru (дата обращения: 19.05.2022).

6. Постановление № 532 от 30.04.2019 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже»// Гарант.ру. URL: https:// base.garant.ru/72237234/? (дата обращения: 20.05.2022).

7. Портал RusBonds. URL: https:// rusbonds.ru/? (дата обращения: 26.05.2022).

8. РЕГИОН группа компаний. URL: https://region.ru/ upload/iblock/ 771/77 13c2ffcade56b224f0f63f8ce8d587.pdf (дата обращения: 14.05.2022).

9. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ// КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru/ document/cons_do c_LAW_10148/ (дата обращения: 10.05.2022).

References

1. Prokhorov V.V., Zelenskaya T.V. Formirovanie otraslevogo klastera na

osnove mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Krasnoyarsk, 2020. 192 s.

Prokhorov V.V. Obligatsionnyi mekhan-izm investirovaniya v innovatsionnuyu deyatel'nost' na predpriyatiyakh obo-ronno-promyshlennogo kompleksa. Krasnoyarsk, 2012. 128 s. Tsentral'nyi bank Rossiiskoi Federatsii. URL: https:// cbr.ru (data obrashcheni-ya: 24.05.2022).

Gruppa Moskovskaya birzha. URL: https:// www.moex.com (data obrash-cheniya: 26.05.2022). Natsional'nyi raschetnyi depozitarii. URL: https://www.nsd.ru (data obrash-cheniya: 19.05.2022). Postanovlenie № 532 ot 30.04.2019 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidii iz federal'nogo byudzheta rossiiskim organizatsiyam - sub"ektam

7.

8.

malogo i srednego predprinimatel'stva v tselyakh kompensatsii chasti zatrat po vypusku aktsii i obligatsii i vyplate kuponnogo dokhoda po obligatsiyam, razmeshchennym na fondovoi bir-zhE»// Garant.ru. URL: https:// base.garant.ru/72237234/? (data obrashcheniya: 20.05.2022). Portal RusBonds. URL: https:// rusbonds.ru/? (data obrashcheniya: 26.05.2022).

REGION gruppa kompanii. URL: https://region.ru/upload/iblock/771/77 13c2ffcade56b224f0f63f8ce8d587.pdf (data obrashcheniya: 14.05.2022). Federal'nyi zakon «O rynke tsennykh bumaG» ot 22.04.1996 g. № 39-FZ// Konsul'tanTPlyus. URL:

www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_l0l48/ (data obrashcheniya: 10.05.2022).

Статья принята к публикации 11.10.2022/ The article has been accepted for publication 11.10.2022.

Информация об авторах: Виктор Владимирович Прохоров, доцент кафедры организации и управления наукоемкими производствами, кандидат экономических наук, доцент Владимир Иванович Пантелеев, доцент кафедры логистики и маркетинга в АПК, кандидат исторических наук

Information about the authors: Viktor Vladimirovich Prokhorov, Associate Professor at the Department of Organization and Management of Science-Intensive Industries, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Vladimir Ivanovich Panteleev, Associate Professor at the Department of Logistics and Marketing in the Agroindustrial Complex, Candidate of Historical Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.