Научная статья на тему 'Инструменты развития правосознания работников транспорта: традиции и современность'

Инструменты развития правосознания работников транспорта: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / железнодорожный транспорт / правосознание / правовая идеология / правовая психология / правовое просвещение / правовое убеждение / transport / railway transport / legal awareness / legal ideology / legal psychology / legal education / legal conviction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Александрович Нестеров

Рассматриваются инструменты формирования правосознания работников транспорта в различные исторические периоды социально-экономического развития Российского государства. Исследуются средства воздействия на правосознание работников железнодорожного транспорта в Российской Империи, особенности революционного правосознания транспортников 1917‒1920-х гг., способы формирования правосознания работников транспорта советского периода и современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for the development of legal consciousness of transport workers: traditions and modernity

The tools of formation of legal consciousness of transport workers in various historical periods of socioeconomic development of the Russian state are being considered. The means of influencing the legal consciousness of railway transport workers in the Russian Empire, as well as the features of the revolutionary legal consciousness of transport workers of the 1917‒1920s and the ways of forming the legal consciousness of transport workers of the Soviet period and modernity are being explored.

Текст научной работы на тему «Инструменты развития правосознания работников транспорта: традиции и современность»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-196-200 EDN: https://elibrary.ru/rsxiou NIION: 2003-0059-6/23-862 MOSURED: 77/27-003-2023-06-061

Инструменты развития правосознания работников транспорта:

традиции и современность

Евгений Александрович Нестеров

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), Москва, Россия, info@ui-miit.ru

Аннотация. Рассматриваются инструменты формирования правосознания работников транспорта в различные исторические периоды социально-экономического развития Российского государства. Исследуются средства воздействия на правосознание работников железнодорожного транспорта в Российской Империи, особенности революционного правосознания транспортников 1917-1920-х гг., способы формирования правосознания работников транспорта советского периода и современности.

Ключевые слова: транспорт, железнодорожный транспорт, правосознание, правовая идеология, правовая психология, правовое просвещение, правовое убеждение

Для цитирования: Нестеров Е. А. Инструменты развития правосознания работников транспорта: традиции и современность // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 196-200. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-6-196-200. EDN: RSXIOU.

Original article

Tools for the development of legal consciousness of transport workers:

traditions and modernity

Evgeny A. Nesterov

Russian University of Transport (RUT (MIIT)), Moscow, Russia, info@ui-miit.ru

Abstract. The tools of formation of legal consciousness of transport workers in various historical periods of socioeconomic development of the Russian state are being considered. The means of influencing the legal consciousness of railway transport workers in the Russian Empire, as well as the features of the revolutionary legal consciousness of transport workers of the 1917-1920s and the ways of forming the legal consciousness of transport workers of the Soviet period and modernity are being explored.

Keywords: transport, railway transport, legal awareness, legal ideology, legal psychology, legal education, legal conviction

For citation: Nesterov E. A. Tools for the development of legal consciousness of transport workers: traditions and modernity. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6): 196-200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-196-200. EDN: RSXIOU.

На протяжении многих столетий объектом пристального внимания правоведов остаются вопросы субъективной оценки, восприятия права отдельными индивидуумами, группой людей или обществом в целом. Совокупность таких оценок, представлений, идей, эмоций и чувств составляют сущность такого масштабного явления как правосознание. Его значимость для правовой системы можно проиллю-

© Нестеров Е. А., 2023

стрировать определением известного теоретика права, профессора Анатолия Борисовича Венгерова, отмечавшего, что «правосознание - это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, ачто неправомерным» [2, с. 281].

Традиционно, правосознание дифференцируется на категории: обыденное, профессиональное и научное; индивидуальное, групповое и массовое.

Профессиональное правосознание свойственно представителям юридического сообщества, тем, кто способен рассматривать правовые явления через призму профессиональной деятельности, оценивать их с позиций правоприменения и толкования права. Но, полагаем, что и представители иных профессий могут быть объединены собственными представлениями о праве - для них может быть характерно групповое правосознание, сформированное на основании принадлежности к определенному профессиональному сообществу.

В этой связи большой интерес представляет рассмотрение правосознание работников транспорта. Для этой категории работников развитое правосознание - синоним правомерного поведения, определяющего бесперебойное и безопасное функционирование транспортного комплекса, деятельность которого во все времена представляла собой источник повышенной опасности.

Уже со времен Российской Империи законодателем использовались инструменты, формировавшие у транспортников уважение к праву. В те времена основными средствами для этого выступали социальные гарантии и меры поощрения. Наличие пособий и компенсаций, возможностей вознаграждения за добросовестный труд выступали залогом развития позитивных эмоций и чувств, которые, в свою очередь, являются элементами правовой психологии - структурной части правосознания.

Так, рабочим и служащим железных дорог, помимо традиционных пособий на лечение или пенсионных выплат назначались также денежные компенсации при переходе железных дорог из категории частных в категорию казенных, выплачивались пособия в случае невозможности перевода на более легкую работу, предусматривалась выплата пособий, причитавшихся умершему работнику, его вдове. Значимой нормой являлось также включение в стаж для назначения пенсии времени, в течение которого железнодорожник находился «в учениках при мастерских или депо» [3, с. 18, 28, 31, 33].

В числе нормативных правовых актов, определявших меры поощрения работников железнодорожного транспорта, можно выделить Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 15 мая 1886 г. «О вознаграждении служащих на казенных железных дорогах за обнаружение бесплатной или не вполне оплаченной перевозки пассажиров или грузов». К подобным актам относится и Высочайше утвержденные 16 сентября 1916 г. Положения Совета Министров об осуществлении некоторых постановлений проекта

Устава о службе на казенных железных дорогах, закреплявшие для служащих казенных железных дорог установление поощрения в размере 10 % от основного жалования за каждое пятилетие службы на одной и той же железной дороге в пределах Европейской России, и за каждое четырехлетие - в пределах Азиатской России. Положения Устава о службе по определению от Правительства 1832 г. содержали нормы о наградах за службу для инженеров и техников железнодорожного транспорта.

Сложный для страны предреволюционный и революционный период нашел свое отражение и в правосознании железнодорожников. В августе 1917 года, в условиях разрухи и отсутствия денежных средств, в адрес Временного правительства, министра путей сообщения, администраций железных дорог стали поступать коллективные заявления от путейцев с требованиями об улучшении материального положения и условий труда. «Из честных людей, - говорилось в них, - мы делаемся ворами. В поисках пропитания мы принуждены при производстве маневров умышленно разбивать вагоны, брать из них продовольствие» [1, с. 416]. Неправомерное поведение доведенных до отчаяния железнодорожников стало показателем нежизнеспособности законодательных решений Временного правительства.

В первые годы Советской власти правосознание транспортников формировалось в русле феномена, получившего наименование «революционное правосознание». В его структуре правовая идеология и правовая психология преломлялись через волю, потребности и интересы победившего класса. Так, одним из первых документов советской власти стало принятое 26 октября (8 ноября) 1917 года обращение II Всероссийского съезда Советов, содержавшее концептуальные начала нового правопорядка на транспорте. В обращении выражалась уверенность власти в высоком уровне правосознания железнодорожных рабочих и служащих, которое обеспечило бы «... сохранение полного порядка на железных дорогах», бесперебойное движение, беспрепятственный пропуск продовольствия в города и на фронт [7]. Обращение также содержало и позитивное для формирования правовой психологии работников положение о том, что «Революционная власть Советов берет на себя заботу об улучшении материального положения железнодорожников», а их представители войдут в состав нового Министерства путей сообщения.

Вместе с тем, революционное правосознание первых лет советской власти подчиняло любую деятельность достижению целей рабоче-крестьянской власти. Инструментами достижения целей становилось жесткое принуждение и революционные трибуналы. Так, показательным является пример «Тульского процес-

са» 1920 года, когда 39 человек из числа руководства и рабочих тульских железнодорожных мастерских были привлечены к ответственности за падение производительности труда. Осужденным были назначены наказания в виде принудительных работ различной продолжительности с содержанием под стражей.

Первостепенная роль железнодорожного транспорта для экономики страны обусловила и меры повсеместной трудовой мобилизации, объявленной 30 января 1920 года постановлением Совета Рабоче-Крестьянской Обороны. В соответствии с указанным постановлением, лица ведущих железнодорожных профессий (машинисты, слесари, монтеры пути и т. п.) от 18 до 50 лет, ранее трудившиеся на железных дорогах, должны были покинуть занимаемые должности в иных учреждениях и организациях и вернуться на железные дороги.

За уклонение обязанностей по трудовой мобилизации предусматривалось осуждение революционным трибуналом с назначением наказания - лишения свободы на срок до 5 лет. Аналогичному наказанию подвергались также «... ответственные заведующие и управляющие учреждениями и предприятиями, виновные в укрывательстве и несообщении сведений о состоявших в их предприятиях на службе лицах», на которых распространялось требование о возобновлении труда на железных дорогах [8, с. 62-63].

Вместе с тем, условия жесткого принуждения не исключали и элементов поощрения за добросовестный труд. Так, 31 декабря 1919 года было принято постановление СНК об отпуске Народному комиссариату путей сообщения 10 вагонов муки для выдачи премий рабочим железнодорожных мастерских. Согласно постановлению, за увеличенный выпуск паровозов из ремонта предусматривалось премирование рабочих Вологодских, Ярославских, Муромских и Ковровских железнодорожных мастерских и работников депо Москва, Тверь, Бологое, Малая Вишера, Петроград, Вологда и Ярославль [9].

Действенным способом формирования правосознания призвана была стать традиция присвоения железнодорожным объектам имен наиболее отличившихся железнодорожников - данная поощрительная мера предусматривалась Положением «О поощрении работников транспорта, отличившихся на трудовом фронте», утвержденным Постановлением СНК СССР от 03.11.1930 г. № 47/603а [10].

В более позднее время, в период устоявшейся социалистической системы хозяйствования к инструментам формирования правосознания работников относились средства воздействия на психоэмоциональную сферу, в том числе: «...создание отношений товарищеской взаимопомощи и взаимного уважения, деловой авторитет непосредственного руководителя,

оказание общественного почета лицам, добросовестно выполняющим свою трудовую функцию, непримиримое отношение к нарушителям трудовой дисциплины» [11, с. 335].

Современные подходы развития правосознания базируются на увеличившейся роли правового убеждения, правового информирования и правового просвещения.

Правовое убеждение относится к формам правовой идеологии и воплощается в корпоративных нормах служебного поведения работников транспорта, этических кодексах, уставах и положениях и дисциплине.

Так, в Положении о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта Российской Федерации характеризуется значение правомерного поведения в железнодорожной отрасли, указывается, что от работников предприятий, учреждений, и организаций железнодорожного транспорта требуется высокая организованность в работе и безукоризненное выполнение трудовых обязанностей в целях обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, а также во избежание ситуаций, угрожающих жизни и здоровью пассажиров [4]. Подчеркивается особо вредный характер последствий нарушения дисциплины на железнодорожном транспорте, выражающийся в создании угрозы жизни и здоровью людей, безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, в невыполнении договорных обязательств.

Корпоративное нормотворчество также является источником формирования правосознания работников, воздействуя на их эмоционально-волевую и поведенческую сферу. Кодекс деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 6 мая 2015 г. № 1143р [5], закрепляет комплекс правил, направленных на осознание работниками ценности правоориентированного поведения. Аналогичную цель преследует и Кодекс корпоративной этики ПАО «Аэрофлот», утвержденный решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» от 31 мая 2019 г., протокол № 21 [6]. Оба документа содержат положения о необходимости соблюдения правовых и корпоративных норм, этических и моральных правил, воспитания нетерпимости к любым проявлениям коррупции.

Правовое информирование и правовое просвещение как способы повышения правовых знаний, укрепления правовой культуры и правосознания работников транспорта, активно реализуются через образовательные инструменты. Ведущая роль в развитии правосознания транспортников принадлежит

Юридическому институту Российского университета транспорта. Более пятидесяти программ дополнительного профессионального образования для работников транспортного комплекса не только обогащают профессиональные навыки и знания правовыми компетенциями, но и формируют правомерное поведение, нетерпимость к коррупции и иным негативным социальным явлениям. В течение 2022 года в Юридическом институте РУТ по программам дополнительного профессионального образования обучилось более трех тысяч транспортников, в числе которых и государственные служащие Министерства транспорта Российской Федерации и подведомственных ему организаций, и работники, непосредственно обеспечивающие движение транспортных средств, и представители сил обеспечения транспортной безопасности.

Для студентов РУТ (МИИТ) - будущих инженеров транспорта - предусмотрено изучение правовых дисциплин, направленных на развитие понимания ценности права, воспитание уважения к закону, соблюдение требований правовых норм в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, инструменты развития правосознания работников транспорта в различные исторические периоды определялись особенностями этапа социально-экономического развития Российской Федерации. Правосознание является основой правомерного поведения - задачи по его обеспечению никогда не утратят своей актуальности, равно как и транспорт никогда не утратит своего значения для экономики страны.

6. Кодекс корпоративной этики ПАО «Аэрофлот», утвержденный решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» от 31.05.2019 г., протокол № 21 // URL https://www.aeroflot.ru/

7. Обращение Второго Всероссийского съезда Советов «Ко всем железнодорожникам» // Радиограмма и юзограмма ; «Газета» № 1, 28 октября ; «Известия» № 208, 27 октября ; «Правда» № 170, 27 октября ; «Рабочий и Солдат» № 9, 26 октября. Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М. : Политиздат, 1957.

8. Постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 30 января 1920 г. № 52 «Об объявлении трудовой мобилизации лиц, работавших на железных дорогах» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М., 1943.

9. Постановление СНК об отпуске Народному комиссариату путей сообщения 10 вагонов муки для выдачи премий рабочим железнодорожных мастерских. Москва, Кремль. 30 декабря 1919 г. // Декреты Советской власти о Петрограде. 31 января 1919 г. - 21 декабря 1920 г. Л. : Лениздат, 1987.

10. Положение «О поощрении работников транспорта, отличившихся на трудовом фронте», утвержденным Постановлением СНК СССР от 03 ноября 1930 г. № 47/603а // СЗ СССР. 1930 № 56. Ст. 586.

11. Советское трудовое право. М., 1987.

jurisprudence

Список источников

1. Аксененко Н. Е. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2 : 1917-1945 гг. СПб, 1997.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2018.

3. Сборник правил и циркуляров о назначении пособий, наград и вознаграждений служащим на казенных железных дорогах / Сост. М. С. Лян-ченков, ст. контролер Контроля Сызрано-Вязем-ской ж. д. - Неофиц. изд. СПб : Тип. Д. В. Чи-чинадзе, 1902. [2], VI, 96 с. ; 27 см. (1898-1901 г. Распоряжения и циркуляры по постройке и эксплуатации казенных железных дорог).

4. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 621 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Кодекс деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 06.05.2015 г. № 1143р //СПС«КонсультантПлюс».

References

1. Aksyonenko N. Е. History of railway transport in Russia and the Soviet Union. Vol. 2 : 1917-1945. St. Petersburg, 1997.

2. Vengerov A. B. Theory of Government and Rights. M., 2018.

3. Collection of rules and circulars on the appointment of benefits, awards and rewards to employees on state-owned railways / Сотр. M. S. Lyanchenkov, Art. inspector of the Control of the Syzran-Vyazemskaya railway. - Unofficial, ed. St. Petersburg : Type. D. V. Chichinadze, 1902. [2], VI, 96 p. ; 27 cm (1898-1901 Orders and circulars for the construction and operation of state-owned railways).

4. Regulations on the discipline of railway workers of the Russian Federation, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of 25 августа 1992 № 621 // LRS Consultant Plus.

5. Code of Business Ethics of Open Joint Stock Company «Russian Railways», approved by order of JSC «Russian Railways» dated 06.05.2015 № 1143r // LRS «ConsultantPlus».

6. Code of Corporate Ethics of PJSC Aeroflot, approved by the decision of the Board of Directors of PJSC Aeroflot dated May 31, 2019, Minutes № 21 // https://www.aeroflot.ru/

7. Appeal of the Second All-Russian Congress of Soviets «To all railway workers» // Radiogram and yuzogram; «Newspaper» № 1, October 28; Izvestia № 208, October 27; Pravda № 170, October 27; «Worker and Soldier» № 9, October 26. Decrees of the Soviet power. T. I. October 25, 1917 - March 16, 1918 M. : Politizdat, 1957.

8. Decree of the Council of Workers' and Peasants' Defense of30.01.1920 № 52 «On the announcement of the labor mobilization of persons working on the railways» // Collection of legalizations and government orders for 1920. Management of the Affairs of the Council of People's Commissars of the USSR. M, 1943.

9. Decree of the Council of People's Commissars on the release of 10 wagons of flour to the People's

Commissariat of Railways for the issuance of bonuses to workers of railway workshops. Moscow Kremlin. December 30, 1919 / Decrees of the Soviet government on Petrograd. January 31,1919 - December 21,1920. L. : Lenizdat, 1987.

10. Regulation «On the promotion of transport workers who have distinguished themselves on the labor front», approved by the Decree of the Council of People's Commissars of the USSR dated 03.11.1930 № 47/603a// SZ of the USSR. 1930 № 56. Art. 586.

11. Soviet labor law. M., 1987.

Библиографический список

1. Виноградов П. Г. Очерки по теории права. М., 1915.

Bibliographic list

1. Vinogradov P. G. Essays on the theory of law. M., 1915.

Информация об авторе

E. А. Нестеров - директор Юридического института Российского университета транспорта (РУТ МИИТ), кандидат юридических наук.

Information about the author

E. A. Nesterov - Director of the Law Institute of the Russian University of Transport (RUT (MIIT)), Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 09.06.2023; принята к публикации 11.08.2023.

The article was submitted 12.04.2023; approved after reviewing 09.06.2023; accepted for publication 11.08.2023.

Криминология

VupñuMk

Седьмое издание

Криминология. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Г.А. Аванесова. 447 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Учебник посвящен изучению криминологии как науки, преступности - как с оциа льно -прав ов ого явления. Рас сматрив аются история криминологиче ской науки, методология и методы криминологического исследования; особенности личности преступника и механизм совершения конкретных преступлений, меры их предупреждения, факторный анализ преступности.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, анализируются криминологические особенности и меры предупреждения насильственной, организованной, рецидивной и профессиональной, неосторожной преступности; преступлений против собственности, преступлений в сферах экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин. Приведен словарь криминологических терминов.

Для студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.