Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАРКЕТИНГ / ПРОДАЖИ / ЛОГИСТИКА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханмурзина А.Б., Ворошилова М.С.

В современном мире для эффективного продвижения товаров и услуг, а также удержания целевой аудитории компаниям необходимо использовать набор инструментов, которые предусматривают разные тактики достижения поставленных целей и способствуют повышению эффективности бизнеса. Понимание того, какие методы и инструменты бизнеса понадобятся для достижения плановых показателей, является залогом успеха правильно выстроенной политики компании. Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня степень конкурентной борьбы очень высока, поэтому важно использовать различные эффективные инструменты, способствующие развитию инвестиционной, технологической, социально-экономической среды компании, а также систем управления логистической цепочки поставок, работы с кадрами и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS DEVELOPMENT INSTRUMENTS IN THE MODERN ECONOMY

In the modern world for effective promoting goods and services and retaining the target audience companies need to use a set of instruments that provide different tactics for achieving their goals and contribute to improving business efficiency. Understanding what business methods and instruments will be needed to achieve the planned targets is the key to a success of a properly structured company policy. The relevance of the article is due to the fact that the degree of competition is very high now, therefore it is important to use various effective instruments that contribute to the development of the investment, technological, socio-economic environment of the company, as well as management systems of the logistics supply chain, human resources, etc.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики / Business development instruments in the modern economy А.Б. Ханмурзина, М.С. Ворошилова, Л.П. Мокрова / A.B. Khanmurzina, M.S. Voroshilova, L.P. Makarova

Том 10, № 11(2022) Business Strategies

стр 283

DOI: 10.17747/2311-7184-2022-11-283-288

[ccj

Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики

А.Б. Ханмурзина, студент,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Москва, Россия)

alina.khanmurzina@gmail.com

М.С. Ворошилова, студент,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Москва, Россия)

voroshilova1806@gmail.com

Научный руководитель: Л.П. Мокрова, к.э.н., доцент департамента менеджмента и маркетинга в спорте, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)

Аннотация. В современном мире для эффективного продвижения товаров и услуг, а также удержания целевой аудитории компаниям необходимо использовать набор инструментов, которые предусматривают разные тактики достижения поставленных целей и способствуют повышению эффективности бизнеса. Понимание того, какие методы и инструменты бизнеса понадобятся для достижения плановых показателей, является залогом успеха правильно выстроенной политики компании. Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня степень конкурентной борьбы очень высока, поэтому важно использовать различные эффективные инструменты, способствующие развитию инвестиционной, технологической, социально-экономической среды компании, а также систем управления логистической цепочки поставок, работы с кадрами и т.д.

Ключевые слова: инструменты, бизнес, предпринимательство, маркетинг, продажи, логистика, инновации, инвестиции, человеческие ресурсы.

Business development instruments in the modern economy

A.B. Khanmurzina, student,

Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

alina.khanmurzina@gmail.com

M.S. Voroshilova, student,

Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

voroshilova1806@gmail.com

Academic supervisor: L.P. Makarova, cand. sci. (econ.), associate professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia)

Abstract. In the modern world for effective promoting goods and services and retaining the target audience companies need to use a set of instruments that provide different tactics for achieving their goals and contribute to improving business efficiency. Understanding what business methods and instruments will be needed to achieve the planned targets is the key to a success of a properly structured company policy. The relevance of the article is due to the fact that the degree of competition is very high now, therefore it is important to use various effective instruments that contribute to the development of the investment, technological, socio-economic environment of the company, as well as management systems of the logistics supply chain, human resources, etc.

Keywords: instruments, business, entrepreneurship, marketing, sales, logistics, innovation, investment, human resource.

В современном мире на механизм рыночной экономики непосредственное влияние оказывают такие основополагающие институты, как бизнес и предпринимательство. От эффективности их деятельности зависит рост и процветание всей экосистемы.

электронный научно-экономический журнал стр 284

Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики / Business development instruments in the modern economy А.Б. Ханмурзина, М.С. Ворошилова, Л.П. Мокрова / A.B. Khanmurzina, M.S. Voroshilova, L.P. Makarova

Бизнес - вид инициативной деятельности, направленный на систематическое получение прибыли. Эффективность предпринимательской деятельности включает в себя не только размер полученной прибыли, но и связана с изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия) [8].

По объему производства, условиям деятельности и численности нанятых рабочих бизнес принято разделять на малый, средний и крупный (табл. 1).

Таблица 1

Виды бизнеса по объему производства

Малый бизнес Средний бизнес Крупный бизнес

Небольшие фирмы, формально не входящие в объединения, имеющие численность сотрудников не более 100 чел. и получающие годовой доход менее 800 млн руб. Предприятия, способные обслужить большую клиентскую аудиторию, имеющие в штате от 101 до 250 чел. и годовой оборот от 801 млн до 2 млрд руб. Предприятия, производящие наибольшую часть товаров и услуг в своей отрасли, работающие в рамках нескольких территориальных рынков, имеющие более 251 сотрудника в штате и годовой доход свыше 2 млрд руб.

Предпринимательство, или предпринимательская деятельность, - самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная с риском, осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом [2].

Для интенсивного развития бизнеса и предпринимательства необходимы определенные условия и факторы:

1) предпринимательская способность, личные интересы, созидательные идеи, выгоды;

2) существование свободного места на рынке или вероятность расширения рынка;

3) возможность увеличения прибыли;

4) способность экономно использовать ресурсы, вводить новшества;

5) возможность предсказывать кризисные ситуации и пути их разрешения.

Развитие бизнеса - это процесс, используемый для создания и привлечения новых клиентов и бизнес-возможностей, стимулирующих рост и прибыльность компании [9].

Сущность бизнеса можно свести к выполнению им нескольких функций. В табл. 2 приведены основные функции бизнеса [11].

Таблица 2 Основные функции бизнеса

Общеэкономическая функция Функция имеет непосредственное отношение к организации производства товаров и услуг с учетом основных законов рынка, что ведет к росту объема экономических благ.

Ресурсная функция Функция представляет собой объединение ресурсов под одним субъектом, стимулируя их накопление, а также увеличение или осуществление улучшения их качества.

Инновационная функция Функция реализуется за счет поиска и внедрения новых путей достижения цапи, что в конечном итоге приводит к техническому или технологическому прогрессу.

Организаторская функция Функция осуществляется путем выбора наиболее рациональной стратегии ведения экономической деятельности, что постепенно приводит к упорядочиванию рынка.

Социальная функция Функция реализуется через создание новых рабочих мест;

предоставление социального обеспеченна наемных работников, а также различные формы благотворительности.

Выполняя названные функции, бизнес оказывает воздействие на темпы роста валового национального продукта (ВНП). Большинство стран с развитыми экономическими системами стараются его стимулировать, так как бизнес оказывает непосредственное влияние на качество ВНП. В государствах с прогрессивной рыночной экономикой доля малого бизнеса составляет около 65-70% ВНП. В США малый бизнес предоставляет обществу в два раза больше рабочих мест, чем средний и крупный. В таких странах, как Великобритания, Германия, Канада, на малый бизнес приходится 60-70% общего производства.

В текущих реалиях рынка России основной фокус направлен на развитие крупного бизнеса. Рост оборота крупного бизнеса связан с повышением цен на сырьевые товары, что является основной причиной снижения доли малых предприятий (рис. 1). Оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и на 10% - чем в первой половине до-пандемийного 2019 года. В 2021 году доля малого бизнеса в общем обороте составила 11,5%, что является ми-

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики / Business development instruments in the modern economy А.Б. Ханмурзина, М.С. Ворошилова, Л.П. Мокрова / A.B. Khanmurzina, M.S. Voroshilova, L.P. Makarova

Том 10, № 11(2022) Business Strategies

стр 285

нимумом с 2008 года. Пик роста оборота малого бизнеса приходился на 2017 год - тогда этот показатель достиг 18,2%. В малом бизнесе основную долю занимают предприятия торговли: на них приходится более половины оборота (56% в первой половине 2021 года).

Рис. 1. Доля малого бизнеса в обороте предприятий в России

Источник: [3].

Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 года превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн руб., или 27%, больше, чем годом ранее (в 2019 году был зафиксирован аналогичный уровень).

Опыт мировых держав показывает, что главным признаком растущей экономики является масштабное развитие малого, среднего и крупного бизнеса. Развивая в стране предпринимательство, государство обеспечивает рост здоровой конкуренции: наполняет внутренний рынок товарами и услугами, создает новые рабочие места, разрабатывает и внедряет инновационные решения.

Бизнес-инструменты - это элементы управления бизнесом, которые позволяют оптимизировать бизнес-процессы, автоматизировать их компоненты и снизить затраты на каждом звене цепи, от выбора поставщиков решений и затрат на ведение бизнеса до повышения прибыльности для каждой единицы товара или услуги [12].

Учитывая современные тенденции экономики, сегодня можно выделить пять основных инструментов повышения эффективности бизнеса (рис. 2).

Рис. 2. Основные инструменты повышения эффективности бизнеса

Инновации

Инвестиции

* ♦

HR

электронный научно-экономический журнал стр 286

Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики / Business development instruments in the modern economy А.Б. Ханмурзина, М.С. Ворошилова, Л.П. Мокрова / A.B. Khanmurzina, M.S. Voroshilova, L.P. Makarova

Эти инструменты должны непрерывно взаимодействовать между собой и в результате синергии доводить все показатели бизнеса до желаемого результата. Каждый из механизмов играет важную роль в становлении и развитии бизнеса.

1. Инвестиции - это активы, которые приобретаются с целью получения наибольшего дохода или повышения стоимости бизнеса. Инвестиции всегда предполагают, что их будущая отдача превысит первоначальную стоимость [4].

Инвестирование - это процесс выделения средств для актива или направления капитала на усилия (бизнес, проект, недвижимость и т.д.) с ожиданием получения дохода или прибыли. Ожидание возврата в виде дохода или повышения цены со статистической значимостью является основной предпосылкой инвестирования. Спектр активов, в которые можно инвестировать и получать доход, очень широк. В конце спектра низкого риска находятся крупные инвестиции, такие как депозитные сертификаты; облигации или инструменты с фиксированной доходностью располагаются выше по шкале риска, а товары и производные инструменты обычно считаются одной из наиболее рискованных инвестиций [5].

2. Согласно McKinsey, 84% руководителей говорят, что их будущий успех зависит от инноваций. Существует много причин, по которым компании уделяют инновациям большое внимание. Помимо того что технологии позволяют организациям оставаться актуальными на конкурентном рынке, они также играют важную роль в экономическом росте. Способность решать критические проблемы зависит от новых инноваций, и странам, особенно развивающимся, это нужно как никогда [14].

Инновации - лучший способ быть на вершине соревнования. Когда есть возможность предложить потребителям что-то уникальное, высока вероятность того, что клиент согласится сотрудничать. Каждый предпочитает продукты или услуги, которые являются новыми для рынка. Предложите клиентам то, что никто не предлагает. Инновации могут включать новые методы, идеи, рабочие процессы, технологические процессы, которые будут полезны для компаний.

Фактически, согласно Deloitte, только 12% компаний из списка Fortun500 с 1955 года все еще работают, и половина компаний S&P500 изменится в течение следующих десяти лет, поэтому важно иметь возможность быстро реагировать на внешние вызовы.

Повышенное конкурентное преимущество и постоянные инновации часто напрямую влияют на производительность и прибыльность. Согласно Global Innovation 1000, существует четкая разница в росте выручки (11%) и EBITDA (22%) в пользу более инновационных организаций. Эти цифры показывают, что инновационные компании не только растут быстрее, но и более прибыльны, чем остальные [13].

Экономический рост зависит от инноваций и технологических усовершенствований, которые снижают производственные затраты и обеспечивают более высокую производительность. Если посмотреть на это с точки зрения организации, то различные решения по автоматизации сокращают ручную, повторяющуюся работу и время выпуска для более важных задач, которые создают ценность.

Повышение производительности и эффективности делает работу более значимой, поскольку для выполнения задач с минимальным воздействием требуется меньше времени. Чем больше времени вы сможете потратить на задачи, которые непосредственно влияют на ваш бизнес, например на улучшение процессов, решение проблем или на разговоры с вашими клиентами, тем больше вероятность того, что вы сможете реально сократить расходы, увеличить оборот и обеспечить клиентов решениями, которые действительно принесут им пользу.

Наконец, что не менее важно, инновации также оказывают положительное влияние на культуру компании, поскольку они расширяют возможности приобретения, создания и наилучшего использования компетенций, навыков и знаний.

Инновационные практики могут помочь создать культуру непрерывного обучения, личностного роста и развития. Этот тип инновационной среды может мотивировать людей постоянно улучшать свою команду, а именно эффективность ее работы.

3. Человеческий капитал - это ценность, которую сотрудники предприятия обеспечивают благодаря применению навыков, ноу-хау и опыта. Это объединенный человеческий потенциал организации для решения бизнес-задач. Репутация компании как работодателя влияет на человеческий капитал, который она привлекает.

Управление человеческими ресурсами состоит в том, чтобы помочь организации достичь стратегических целей путем привлечения и удержания сотрудников, а также эффективно управлять ими, чтобы они приносили продуктивные результаты. Подход HRM стремится обеспечить соответствие между управлением сотрудниками организации и общим стратегическим направлением деятельности компании. Человеческий капитал относится к нематериальному аспекту человеческих ресурсов. Основное внимание должно уделяться внутренней стоимости каждого сотрудника, где любые расходы на работников рассматриваются как инвестиции, а не как расходы. Различным талантам и мотивации сотрудников уделяется внимание, чтобы можно было создавать стимулы и рабочие механизмы для повышения вклада каждого сотрудника [15]. Компании могут инвестировать в человеческий капитал, например, посредством обучения и подготовки кадров, что позволяет повысить уровень качества и производства.

4. Маркетинг - это процесс определения того, какие продукты и услуги компания будет предлагать, какой целевой аудитории и по какой цене. В нем также рассматривается, как организация будет себя позиционировать и продвигать, а также предложения на конкурентном рынке. Результатом всей этой деятельности должно стать повышение осведомленности о компании среди существующей целевой аудитории и более сильный поток квалифицированных потенциальных клиентов и возможностей.

Том 1G, № 11(2G22) Business Strategies

Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики / Business development instruments in the modern economy А.Б. Ханмурзина, М.С. Ворошилова, Л.П. Мокрова / A.B. Khanmurzina, M.S. Voroshilova, L.P. Makarova

Основой развития бизнеса является создание долгосрочного позитивного имиджа организации в сознании клиентов, заинтересованных сторон, рынков и т. д. Масштабы развития бизнеса могут быть самыми разными и сильно варьироваться от организации к организации.

Маркетинг относится к деятельности, которую компания обязуется продвигать, покупая или продавая продукт или услугу. Маркетинг включает в себя рекламу, продажу и доставку продуктов потребителям или другим предприятиям [16].

Профессионалы, работающие в отделах маркетинга и продвижения корпорации, стремятся привлечь внимание ключевых потенциальных аудиторий с помощью рекламы. Рекламные акции ориентированы на определенную аудиторию и могут включать одобрения знаменитостей, броские фразы или лозунги, запоминающуюся упаковку или графический дизайн и общую экспозицию в СМИ.

На самом базовом уровне маркетинг стремится обеспечить соответствие продуктов и услуг компании клиентам, которые хотят получить доступ к этим продуктам. Подбор продуктов для клиентов в итоге обеспечивает прибыльность. Существует три основных этапа маркетинговой воронки (рис. 5).

Первые два этапа модели: привлечение потенциальных покупателей и построение взаимодействия являются традиционными маркетинговыми функциями. Заключительный этап - превращение возможностей в клиентов -это традиционная функция продаж. В традиционной роли развитие бизнеса будет искать новые каналы сбыта или партнеров по маркетингу. В современном мире многие фирмы называют весь процесс маркетинга и продаж развитием бизнеса [7].

Продажи - это процесс преобразования потенциальных клиентов в новых реальных клиентов. Развитие бизнеса - это более широкий термин, охватывающий многие виды деятельности, помимо функции продаж. И хотя есть некоторые совпадения, большинство традиционных ролей бизнес-развития лишь слегка касаются привлечения новых клиентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегии развития бизнеса не следует путать с продажами. Процесс продаж основан на получении дохода или получении прибыли. Развитие бизнеса выявляет и создает новые возможности для партнерства, которые косвенно помогают увеличить доходы. Функция продаж имеет дело только с результатом, в то время как процесс развития бизнеса касается всего пути [1].

Стратегия развития бизнеса - это маркетинговая функция, включающая в себя некоторые незначительные навыки продаж, такие как переговоры. Типичные цели стратегий развития бизнеса включают расширение рынка, представление бренда, привлечение новых клиентов, общую осведомленность о бренде и т.д.

Функция продаж заключается в том, чтобы продавать товары или услуги напрямую конечному пользователю или клиенту, принимая во внимание, что функция стратегий развития бизнеса заключается в работе через каналы или партнеров.

5. Логистика показывает широкий процесс координации и перемещения ресурсов: людей, материалов, инвентаря и оборудования - из одного места на складе в желаемое место назначения [6].

Логистика и управление цепочками поставок - это термины, использование которых часто взаимозаменяемо, но на самом деле они относятся к двум аспектам процесса. Логистика - это процесс, происходящий внутри одной компании и включающий, например, покупку и доставку сырья, упаковку, отгрузку и транспортировку товаров дистрибьюторам. Управление цепочкой поставок относится к более широкой сети внешних организаций, работающих вместе, чтобы доставлять продукты клиентам, в том числе поставщикам (транспортных услуг, центрам обработки вызовов, складских помещений и другим) [10].

Рис. 3. Маркетинговая воронка

Превратить возможности в клиентов

Построить взаимодействие

Привлечь потенциальных покупателей

электронный научно-экономический журнал стр 288

Инструменты развития бизнеса в условиях современной экономики / Business development instruments in the modern economy А.Б. Ханмурзина, М.С. Ворошилова, Л.П. Мокрова / A.B. Khanmurzina, M.S. Voroshilova, L.P. Makarova

Таким образом, перечисленные выше инструменты являются неотъемлемой частью развития бизнеса. Развивая в стране предпринимательство, государство обеспечивает рост здоровой конкуренции. Исходя из приведенной методологии по развитию бизнеса в статье было предложено пять основных инструментов: инвестиции, инновации, человеческие ресурсы, маркетинг и логистика. Используя эти инструменты, компания получает возможность не только улучшать свои финансовые показатели, но и повышать эффективность и конкурентоспособность в условиях современной экономики.

Использованные источники

1. Абрамов В.С., Абрамов С.В. Стратегический менеджмент: в 2 ч. Ч. 1: Сущность и содержание. М.: Юрайт, 2018.

2. Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность. URL: https://econ.wikireading.ru/26876.

3. Доля малого бизнеса в обороте предприятий в России. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2021/11/14/895810-dolya-malogo-biznesa-v-oborote-dostigla-minimuma.

4. Инвестиции. Понятие и сущность. URL: https://www.investopedia.com/terms/i/investing.asp.

5. Инструменты управления бизнесом. URL: http://varcom.ru/business-tools.html.

6. Логистика. Понятие и сущность. URL: https://www.shopify.com/encyclopedia/logistics.

7. Маркетинговые воронки. URL: https://www.getresponse.ru/blog/marketingovye-voronki-vse-chto-vy-hoteli-znat.

8. Основы бизнес-анализа. М.: Кнорус, 2017.

9. Предпринимательство и бизнес. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/810442.

10. Раджеш Р. Управление цепочками поставок для розничной торговли Нью-Дели. МакГроу-Хилл, 2010.

11. Роль бизнеса в экономике. URL: https://crusfit.com/rol-biznesa-v-ekonomike/.

12. Ряховская А.Н. Трансформация антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование // Эффективное антикризисное управление. 2011. № 2.

13. Griffith T.L. The plugged-in manager: Get in tune with your people, technology, and organization to thrive.

14. The importance of innovations. URL: https://www.viima.com/blog/importance-of-innovation.

15. Transforming human resources into human capital. URL: https://www.researchgate.net/publication/230874626_ Transforming_Human_Resources_into_Human_Capital.

16. What is marketing? URL: httpsV/www.investopedia.com/terms/m/marketing.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.