Научная статья на тему 'Инструменты распространения информации о результатах научных исследований'

Инструменты распространения информации о результатах научных исследований Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ученый / распространение научной информации / инструмент / образование / информационный ресурс / результаты научных исследований / scientist / dissemination of scientific information / tool / education / information resource / results of scientific research

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталия Сергеевна Михайлова

Методы, способы и инструменты, с помощью которых можно распространять научные данные, имеют разную целевую аудиторию, а также степень эффективности. Полнота результата будет зависеть от комплексности использования всех известных способов, а также поиска новых, соответствующих современным тенденциям. В статье рассмотрены традиционные и инновационные способы популяризации научных данных для эффективного продвижения, в том числе в цифровой среде. Статья представляет интерес для ученых, научных сотрудников, аспирантов и докторантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Наталия Сергеевна Михайлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for the dissemination of information about the results of scientific research

The methods and tools by which scientific data can be disseminated have different target audiences, as well as the degree of effectiveness. The completeness of the result will depend on the complexity of using all known methods, as well as the search for new ones that correspond to current trends. The article discusses traditional and innovative ways to popularize scientific data for effective promotion, including in the digital environment. The article is of interest to scientists, researchers, postgraduates and doctoral students.

Текст научной работы на тему «Инструменты распространения информации о результатах научных исследований»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 270—274. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):270 — 274.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.01

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-270-274 NIION 2007-0062-3/24-160

EDN: https://elibrary.ru/WUOTNE MOSURED: 77/27-004-2024-03-360

Инструменты распространения информации о результатах научных исследований

Наталия Сергеевна Михайлова

Cанкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, nsm74@yandex.ru

Аннотация. Методы, способы и инструменты, с помощью которых можно распространять научные данные, имеют разную целевую аудиторию, а также степень эффективности. Полнота результата будет зависеть от комплексности использования всех известных способов, а также поиска новых, соответствующих современным тенденциям. В статье рассмотрены традиционные и инновационные способы популяризации научных данных для эффективного продвижения, в том числе в цифровой среде.

Статья представляет интерес для ученых, научных сотрудников, аспирантов и докторантов. Ключевые слова: ученый, распространение научной информации, инструмент, образование, информационный ресурс, результаты научных исследований

Для цитирования: Михайлова Н.С. Инструменты распространения информации о результатах научных исследований // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 270—274. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-270-274. EDN: https://elibrary.ru/WUOTNE.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Tools for the dissemination of information about the results of scientific research

Nataliia S. Mikhailova

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Saint-Petersburg, Russia, nsm74@yandex.ru

Abstract. The methods and tools by which scientific data can be disseminated have different target audiences, as well as the degree of effectiveness. The completeness of the result will depend on the complexity of using all known methods, as well as the search for new ones that correspond to current trends. The article discusses traditional and innovative ways to popularize scientific data for effective promotion, including in the digital environment. The article is of interest to scientists, researchers, postgraduates and doctoral students.

Keywords: scientist, dissemination of scientific information, tool, education, information resource, results of scientific research

For citation: Mikhailova N.S. Tools for the dissemination of information about the results of scientific research // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):270—274. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-270-274. EDN: https://elibrary.ru/WUOTNE.

Выбор эффективной стратегии распространения научной информации зависит от целевой аудитории, характера проведенного исследования, а также от предполагаемых результатов.

При выборе эффективных методов распространения научной информации ученому следует

© Михайлова Н.С., 2024

использовать сочетание традиционных и инновационных подходов.

Традиционные методы распространения научной информации — это публикация статей в журналах, представление материалов на научно-представительских мероприятиях различного уровня и вида.

С помощью публикации материалов в журналах происходит распространение научных зна-

ний как в научном сообществе, так и в обществе в целом. Так как журналы делятся по научным специальностям, это позволяет исследователю выбрать к опубликованию материалов журнал, наиболее близкий к специфике его исследования, и получить отклик у конкретной узкой группы ученых. К сожалению, не все материалы, публикуемые в журналах, проходят дополнительное рецензирование и оценку качества, аргументированности выводов, что допускает возможность опубликования материалов низкого качества и небольшой значимости.

Выступления с докладами на конференциях — обсуждение на различных платформах актуальных научных проблем и вопросов по сферам деятельности. Участие специалистов в таком формате мероприятий позволяет получить мгновенную обратную связь и подтверждение значимости проделанной работы. С развитием технологий, позволяющих дистанционно участвовать в научных мероприятиях, участие в конференции позволило получать мнение международных ученых, осуществлять обмен опытом и знаниями.

Инновационные методы распространения научной информации — взаимодействие членов научного общества с помощью академических социальных компьютерных сетей; с помощью аудиоблогов (подкастов), видеороликов и интерактивных веб-сайтов, иных творческих способов распространения результатов исследований.

Академические социальные сети — это интернет-платформы (веб-сайты), предназначенные для построения и организации социальных взаимоотношений ученых, их сотрудничества, предоставляющие такие сетевые приложения, как семантический поиск, обмен публикациями, форумы, возможности комментирования, создание групп по интересам [1, с. 81].

Существуют иностранные социальные сети и сети, действующие для российских научных работников.

Иностранные социальные сети.

1. Интернет-ресурс ResearchGate, адрес: www.researchgate.net.

В настоящее время зарегистрировано более 241 млн ученых, загружено 47 млн файлов с материалами. Удобный пользовательский интерфейс разбит на категории по исследовательским интересам, в каждой группе указано число участников, количество загруженных статей и число авторов материалов. Например, в категории «Закон» зарегистрировано 47 300 исследователей, внесено 244 000 статей 109 000 авторами. Ресурс позволяет оптимизировать поиск исследований, а также с помощью аналитических ал-

горитмов отслеживать степень влияния загруженных материалов на аудиторию.

2. Интернет-ресурс Academia, адрес: www. academia.edu.

Основан в 2008 г. как стартап, финансируемый инвесторами, с целью объединить мир науки и сделать исследования открытыми для всех. Зарегистрировано более 25 млн пользователей более чем из 190 стран. Основатели считают, что системы, обеспечивающие исследования, слишком медленны и недоступны, для того чтобы решить глобальные проблемы современного мира, а сложные процессы финансирования препятствуют прогрессу в открытой науке, но с помощью доступа друг к другу, к ресурсам, к компаниям есть возможность сделать науку быстрой, справедливой и доступной. Позволяет добавить публикации в профиль, изучить вакансии, задать вопрос и получить отклик от коллег.

3. Интернет-ресурс The Naked Scientists, адрес: www.thenakedscientists.com.

Основатель — Крис Смит, медицинский консультант, специализирующийся на клинической микробиологии и вирусологии, научный сотрудник в Кембриджском университете. Еще в 1999 г. он заложил основы радиошоу, подкаста и веб-сайта «Обнаженные ученые». На сайте представлен обширный новостной блог с научными статьями, подкасты и форум.

4. Интернет-ресурс Social Science Research Network (SSRN), адрес: www.ssrn.com.

Появился в 2016 г., объединив научные сети Mendeley и Elsevier, с целью создания инструментов, которые улучшат рабочий процесс и производительность исследователей, позволят обмениваться рабочими данными в онлайн-формате. Кроме того, авторизованные пользователи получают доступ к таким авторитетным инструментам измерения публикационной активности, как Scopus и Newsflo (программа для чтения новостей, опционально позволяющая синхронизировать подписки и категории с популярным новостным сервисом Feedly1).

5. Интернет-ресурс REIsearch, адрес: www.eismd.eu/

REIsearch был запущен в 2016 г. как официальный пилотный проект, предложенный Европейским парламентом. Объединяет исследователей и политиков, занимающихся темами, которые формируют наше будущее, чтобы способствовать разработке политики, основанной на фактических данных.

1 URL: http://www.wincore.ru/ (дата обращения: 01.07.2024).

Платформа с интегрированной системой агрегирования обеспечивает доступ к данным и научному контенту политикам и гражданам, интересующимся научными темами и их влиянием на общество, облегчая доступ к статьям, журналам, законодательным и политическим документам и научным данным, хранящимся в различных базах данных. В настоящее время REIsearch предоставляет доступ к более чем 115 млн публикаций из различных баз данных, а также ко всем юридическим и политическим документам, содержащимся в базе данных EUR-Lex2.

Российские социальные сети.

1. SCIENCE ID — сеть, объединяющая российских ученых, адрес: www.scienceid.net. Цель проекта — создание эффективной коммуникации ученых, реализуется автономной некоммерческой организацией «Центр развития научных и образовательных инициатив».

Проходя регистрацию, автор формирует личный цифровой профиль ученого, предоставляющий ряд специальных возможностей. Прежде всего, это возможность сформировать свое профессиональное резюме, включающее в себя данные об образовании, области научных интересов, месте работы (с указанием должности), публикационную активность и наукометрические показатели. Благодаря интеграции Science ID со Scopus и Elibrary данные обновляются автоматически3.

После завершения регистрации ученый получает доступ к вкладке «Научные мероприятия», содержащей систематизированную информацию по проводимым научно-представительским мероприятием с возможностью поиска по дате, региону, области наук и возможность прохождения упрощенной процедуры регистрации и загрузки информации о мероприятии в личный календарь.

Имея регистрацию, пользователь может выступить представителем организатора конференции, создать страницу мероприятия и после проверки ему будет предоставлен набор инструментов для управления мероприятием.

Пользователям доступен ресурс с вакансиями от научных организаций, зарегистрированных в Science Id. Поиск также осуществляется

2 EUR-Lex — официальный веб-сайт, посвященный законодательству Европейского Союза и другим публичным документам Европейского Союза, опубликованным на 24 официальных языках Европейского союза.

3 URL: https://scienceid.net/about (дата обращения: 01.07.2024).

по областям знаний, квалификационным требованиям, ключевым словам.

2. Научная сеть SciPeople, адрес: www. scipeople.ru.

Минималистичный интерфейс. Сервис предназначен для ученых, аспирантов, а также студентов, интересующихся наукой. Основные задачи сервиса — создать среду для распространения научных знаний и данных, а также помогать ученым в их работе. С его помощью возможно: создать персональную научную страницу на двух языках; искать ученых по профилю; работать с ведущими научными журналами; обмениваться научными материалами; общаться с коллегами; вести научные проекты. Содержит рекламные предложения о вакансиях, курсах, грантах, периодических изданиях и конференциях.

3. Интернет-ресурс Ломоносов, адрес: www. lomonosov-msu.ru.

Проект был создан при поддержке гранта Президента Российской Федерации для упрощения процедуры организации, проведения и регистрации участников Международного молодежного научного форума «Ломоносов», проводимого Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова. Работа конференции осуществляется в рамках 47 секций, ежегодно представляется около 3000 докладов.

За три года он развился в социальную сеть, которая объединила около 50 000 школьников старших классов, студентов, аспирантов, молодых ученых более чем из 73 стран мира, и позволил сформировать базу молодых ученых из России и стран СНГ.

На данный момент площадка функционирует для облегчения процедуры проведения конференций: позволяет публиковать анонс проводимого мероприятия, собирать заявки, делать рассылки для участников, формировать сборник из представленных материалов, добавлять программу мероприятия. На ней доступны форумы по сферам научных интересов, возможности обсуждения научных работ, блоги пользователей.

Каждый пользователь при регистрации формирует профиль молодого ученого, получает настраиваемый научный календарь, фотоальбом, возможность обмена файлами.

В настоящий момент идею использования платформы для проведения конференций используют Санкт-Петербургский государственный университет, Алтайский государственный университет, Ульяновский государственный университет, Дальневосточный федеральный университет, Курский государственный университет и др.

В будущем портал с целью популяризации науки планирует размещать информацию о грантах, стажировках, конкурсах, вакансиях для молодых ученых в инновационных компаниях; формировать электронный журнал научных публикаций на русском и английском языках; проводить онлайн конференции и лекции ведущих российских и зарубежных ученых4.

4. Интернет-ресурс Science-Community.org, адрес: https://vk.com/club6182522.

Представляет собой сообщество из 4800 пользователей (из них — около 60 докторов наук, 350 кандидатов наук) в социальной сети Вкон-такте. Содержит возможность поиска: грантов; научно-представительских мероприятий; информации о аспирантурах; научных вакансиях; оборудования; коллег по научным интересам, географии и званиям; оппонентов, рецензентов, соавторов; публикации в научных изданиях.

5. Интернет-ресурс Daily Russian Science, адрес: https://t.me/s/DailyRussianScience.

В 2018 г. при Институте проблем развития науки РАН появилась социальная сеть о науке на платформах Facebook и Instagram5, в связи с введенными ограничениями проект перешел в Телеграм6. Медиапроект Daily Russian Science разработан в рамках исследований информационно-аналитических технологий. Разноплановый контент проекта представляет статистику и динамику публикационной активности ученых и освещает экспертные мнения научного сообщества по актуальным вопросам.

Ключевыми источниками информации для проекта Daily Russian Science являются поисковые платформы, объединяющие реферативные базы Web of Science и Scopus. Еженедельно на страницах Daily Russian Science публикуются мини-презентации ученых с высоким индексом Хирша, сжатые аннотации только что проиндексированных статей в Web of Science, объемы исследований российских научных центров и университетов. В выходные дни в ленту соцсети добавляются фоторепортажи из научных музеев мира.

Задачами медиапроекта о науке являются ежедневное освещение деятельности российских ученых, привлечение внимания к проблематике публикационной активности и формирование

4 URL: https://www.msu.ru/innovation/do/details/ 201209_antipov.pdf (дата обращения: 01.07.2024).

5 Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в Российской Федерации.

6 URL: t.me>s/DailyRussianScience (дата обращения:

01.07.2024).

нового канала обратной связи общества с учеными. Весь контент Daily Russian Science, включая фото- и видеоматериалы, готовится авторами проекта7.

Аудитория Daily Russian Science объединяет два потока: членов научного сообщества и пользователей соцсетей, интересующихся наукой и желающих получать новости о науке ежедневно. Доступ к профилю Daily Russian Science в социальных сетях возможен с любых мобильных устройств.

В зависимости от выбранного способа распространения научной информации исследователь должен адаптировать текст сообщения, делая научную информацию доступной и привлекательной для выбранной аудитории.

Представляется возможным сформулировать основные компоненты эффективного распространения научных знаний и исследований. Для этого важно определить цель, целевую аудиторию, ключевые сообщения, каналы распространения, платформы и средства коммуникации для охвата целевой аудитории, а также проработать вопрос о сотрудничестве с другими исследователями или научными организациями, что поможет добиться большей вовлеченности; извлечь выгоду из их опыта; способствовать лучшему взаимопониманию между группами, устранению любых пробелов в дезинформации и повышению эффективности ключевых сообщений.

В целом ключевым компонентом успеха плана распространения информации является поиск творческих способов распространения результатов исследований и их эффективная адресность.

Список источников

1. Душина СА., Куприянов ВА., Хватова Т.Ю. Социальные академические интернет-сети как репрезентация «открытой науки» // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9, № 3. С. 81.

2. Информационный справочник: источники и показатели, характеризующие деятельность организаций сферы науки / сост. Н.И. Пашин-цева. М.: ИПРАН РАН, 2024. 955 с.

3. Организация научной деятельности в образовательных и научных организациях МВД России / Н.Ф. Гейжан, А.С. Душкин, Н.В. Гладких, А.В. Афанасьев; Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. 84 с.

7 URL: https://www.ras.ru/news/shownews.aspx? Íd=a2f9b5f3-0a2a-4fc0-a460-2a0a3fa8daf1 (дата обращения: 01.07.2024).

4. Хусаинов M.K. Наука и научные исследования: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2022. 244 с.

References

1. Dushina S.A., Kupriyanov VA., Khvatova T.Yu. Social academic Internet networks as a representation of "open science" // Sociology of Science and Technology. 2018. Vol. 9, No. 3. p. 81.

2. Information directory: sources and indicators characterizing the activities of organizations in

the field of science / compiled by N.I. Pashintseva. M.: IPRAN RAS, 2024. 955 p.

3. Organization of scientific activity in educational and scientific organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / N.F. Geizhan, A.S. Pushkin, N.V. Gladkikh, A.V. Afanasyev; St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. St. Petersburg: St. Petersburg University of Management of Affairs of the Russian Federation, 2021. 84 p.

4. Khusainov M.K. Science and scientific research: an educational and methodological guide. Moscow: Finance and Statistics, 2022. 244 p.

Информация об авторе

Н.С. Михайлова — начальник отделения научно-исследовательского отдела C анкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Information about the author

N.S. Mikhailova — Head of the Department of the Research Department of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law Sciences.

Статья поступила в редакцию 12.07.2024; одобрена после рецензирования 12.08.2024; принята к публикации 12.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 2.07.2024; approved after review 1 2.08.2024; accepted for publication 12.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Социальная конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / под науч. ред. И .В. Грошева, А.Н. Сухова; под общ. ред. И.И. Аминова. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 303 с.

ISBN 978-5-238-03933-6

В учебнике раскрываются понятие и структура конфликта, его динамика, стадии развития, функции и классификация. Особое внимание уделяется освещению истории развития как западной, так и отечественной социальной конфликтологии. Излагается социально-психологический подход к пониманию различных видов конфликта.

Содержатся не только теоретические, но и прикладные аспекты реальной практики урегулирования и разрешения социальных конфликтов. Анализируются различные технологии их превенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для студентов-бакалавров и магистрантов, обучающихся по гуманитарным специальностям, в том числе психологов, социологов, политологов, социальных работников, юристов, экономистов, преподавателей, менеджеров, политиков и госслужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.