Научная статья на тему 'Инструменты привлечения инвестиций в экономику региона в условиях санкций: реализация инфраструктурных проектов с помощью офсетных контрактов'

Инструменты привлечения инвестиций в экономику региона в условиях санкций: реализация инфраструктурных проектов с помощью офсетных контрактов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офсетный контракт / механизм регулирования / законодательный акт / сдерживающие факторы / регион / муниципалитет / отрасли экономики / предпринимательство / импортозамещение / закупка / бюджет / offset contract / regulatory mechanism / legislative act / constraints / region / municipality / economic sectors / entrepreneurship / import substitution / procurement / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойчук Анатолий Викторович

Офсетный контракт в настоящее время получает все большее распространение в результате внесенных изменений в законодательные акты. В условиях санкционного давления и политики импортазамещения офсетный контракт выступает одним из инструментов привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в регионы с целью реализации инфраструктурных проектов и производств товаров и оказания услуг. В сложившейся экономической ситуации одним из важнейших инструментов поддержки промышленных предприятий выступает гарантированный спрос. Получить его можно, заключив контракт на условиях офсетного соглашения. Подписав договор, город решает сразу две задачи: он покупает продукцию, которая ему необходима для выполнения социальных обязательств, инвестор получает возможность развивать научно-технический потенциал города. Таким образом, мы имеем новое современное производство, новые рабочие места и дополнительные инвестиции. В статье проведен анализ применения офсетных контрактов, на основе чего выделены проблемы, которые выступают сдерживающими факторами для развития заключения офсетных контрактов на уровне регионов и муниципальных образований. Отмечена несогласованность законодательных и нормативных актов, регулирующих заключение и реализацию офсетных контрактов, в результате чего предложена разработка федерального закона об офсетных контрактах, которые позволят урегулировать недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS FOR ATTRACTING INVESTMENTS INTO THE ECONOMY OF THE REGION UNDER SANCTIONS: IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS USING OFFSET CONTRACTS

The offset contract is currently becoming more widespread as a result of changes to legislative acts. In the context of sanctions pressure and import substitution policy, the offset contract is one of the tools for attracting additional investment resources to the regions in order to implement infrastructure projects and manufacture goods and services. In the current economic situation, one of the most important tools for supporting industrial enterprises is guaranteed demand. You can get it by signing a contract on the terms of an offset agreement. By signing the contract, the city solves two tasks at once: it buys products that it needs to fulfill social obligations, the investor gets the opportunity to develop the scientific and technical potential of the city. Thus, we have a new modern production facility, new jobs and additional investments. The article analyzes the application of offset contracts, on the basis of which the problems that act as constraining factors for the development of offset contracts at the regional and municipal levels are highlighted. The inconsistency of legislative and regulatory acts regulating the conclusion and implementation of offset contracts was noted, as a result of which the development of a federal law on offset contracts was proposed, which will resolve the shortcomings

Текст научной работы на тему «Инструменты привлечения инвестиций в экономику региона в условиях санкций: реализация инфраструктурных проектов с помощью офсетных контрактов»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ

Инструменты привлечения инвестиций в экономику региона в условиях санкций: реализация инфраструктурных проектов с помощью офсетных контрактов

Бойчук Анатолий Викторович,

слушатель программы «Доктор государственного управления - Doctor of Public Administration (DPA)» ИГСУ РАНХиГС, Советник Директора ФГБУ НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова МЗ РФ E-mail: g270@list.ru

Офсетный контракт в настоящее время получает все большее распространение в результате внесенных изменений в законодательные акты. В условиях санкционного давления и политики импортазамещения офсетный контракт выступает одним из инструментов привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в регионы с целью реализации инфраструктурных проектов и производств товаров и оказания услуг. В сложившейся экономической ситуации одним из важнейших инструментов поддержки промышленных предприятий выступает гарантированный спрос. Получить его можно, заключив контракт на условиях офсетного соглашения. Подписав договор, город решает сразу две задачи: он покупает продукцию, которая ему необходима для выполнения социальных обязательств, инвестор получает возможность развивать научно-технический потенциал города. Таким образом, мы имеем новое современное производство, новые рабочие места и дополнительные инвестиции. В статье проведен анализ применения офсетных контрактов, на основе чего выделены проблемы, которые выступают сдерживающими факторами для развития заключения офсетных контрактов на уровне регионов и муниципальных образований. Отмечена несогласованность законодательных и нормативных актов, регулирующих заключение и реализацию офсетных контрактов, в результате чего предложена разработка федерального закона об офсетных контрактах, которые позволят урегулировать недостатки.

Ключевые слова: офсетный контракт, механизм регулирования, законодательный акт, сдерживающие факторы, регион, муниципалитет, отрасли экономики, предпринимательство, импортозамещение, закупка, бюджет

Офсетный контракт рассматривается как эффективный инструмент для борьбы с кризисом в стране. Однако это не значит, что этот инструмент в нашей стране и ее регионах быстро внедряется. Есть преимущества его применения, но и есть факторы, сдерживающие развитие офсетных контрактов. Офсетный контракт как новый инструмент развития территорий требует новой экономической мысли, нового подхода к разработке и регулированию правовых и законодательных норм.

С исторической точки зрения офсетные контракты берут свое начало за рубежом в 80-х годах XX века во Франции по торговле оружием.

Ведущей страной в применении офсетного контракта выступают США в основном в отношении вооружения. В качестве примера следует отметить заключенный офсетный контракт между корпорацией McDonnel Douglas и правительством Испании на поставку истребителей F/A-18. В 90-е годы США сделали попытку в разработке международного офсетного соглашения с союзными государствами, но оно не нашло дальнейшего применения [13].

Первым крупным офсетным контрактом является сделка на поставку фрегатов в Саудовскую Аравию в 1989 году, по которому Франция предоставила гарантии реинвестирования в размере 35% от общей суммы сделки. В дальнейшем этот метод стали применять и другие страны, в том числе и развитые [7].

В зарубежных странах особое внимание уделяют прозрачности сделок по офсетным контрактам, чтобы снизить риски мошенничества. При этом обязательной процедурой является проведение конкурсов, что также соответствует российским законам [7].

Основным механизмом регулирования офсетного контракта является Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [14], в котором определено понятие «офсетный контракт» - это «государственный контракт на поставку товара, предусматривающий встречные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации».

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

о. в

Еще одним механизмом регулирования офсетного контракта является Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [15], который регламентирует порядок проведения закупок, определяет требования, условия и порядок к проведению закупки, порядок оформления договоров с поставщиками, порядок их заключения и выполнения, а также другие вопросы, связанные с закупкой.

В 2021-2022 годах данному механизму уделялось особое внимание, в результате были внесены поправки в 44 ФЗ [14] и в 223 -ФЗ [15] в части процедур заключения офсетных контрактов с малым и средним бизнесом. В июле 2021 года были внесены поправки в части разрешения заключения офсетных контрактов на оказание услуг, что значительно расширило возможности привлечения инвестиций. Также расширению возможностей привлечения инвестиций способствовало принятое в 2022 году решение о снижении минимального объема инвестиций с 1 млрд руб. до 100 тыс. руб. Кроме того появилась возможность заключения офсетного контракта не с одним, а с несколькими регионами одновременно.

Согласно 44-ФЗ [14] субъекты РФ / муниципалитеты не обязаны определять порядок подготовки, заключения и реализации офсетные контракты. В связи, с чем субъектам федерации и муниципалитетам необходимо подготовить нормативную базу, в случае отсутствия нормативно-правовых актов (НПА) принято новые или изменить (дополнить) действующие. Так с 2017 года на сегодня в России субъектами федерации было принято 10 НПА о порядке межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта РФ при принятии решения о проведении закупки на заключение офсетного контракта.

На этапе работы с инвесторами у субъектов РФ возникают определенные сложности. Согласно ч. 1 ст. 17 135 ФЗ [18] запрещено проводить координацию заказчиков и участников конкурса, т.к. это приводит к ограничению конкуренции, а именно запрещает обсуждение технического задания, обсуждения закупочной документации, переговоры во время аукциона.

Проведение консультаций допускает п. 6 ч. 4 ст. 38 44 - ФЗ [14] только на стадии планирования закупок, только по определению состояния конкурентной среды, наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных муниципальных нужд. В связи, с чем целесообразно закрепить в положении о контрактной службе (контрактном управляющем) заказчика:

- проведение консультаций для целей ОК по п. 6

ч. 4 ст. 38 44-ФЗ [14];

- процедуру их проведения;

- вопросы, которые не должны обсуждаться

в рамках консультаций;

- меры по предотвращению выхода за предмет

п. 6 ч. 4 ст. 38 44-ФЗ [14];

- возможность привлечения 3-х лиц для организации проведения консультаций (в т.ч. экспертных организаций).

В связи, с чем предложение о заключении офсетного контракта, которое будет соответствовать требованиям регионального НПА, требует выполнения следующих условий в соответствии с межведомственной процедурой:

- Согласовать предложение о заключении офсетного контракта или его часть с исполняющими органами государственной власти (ИОГВ), осуществляющим функции и полномочия учредителя (в случае если заказчиком выступает государственное учреждение или унитарное предприятие);

- Подготовить предложения по основным условиям соглашения между субъектами РФ о предоставлении территории (в случае реализации офсетного контракта на территории нескольких субъектов РФ либо на территории иного субъекта РФ);

- Подготовить основные условия офсетного контракта;

- Подготовить предложения по основным условиям соглашения между субъектами РФ о проведении совместного конкурса (в случае осуществления закупки для обеспечения нужд двух и более субъектов РФ);

- Направить предложение о заключении офсетного контракта на согласование в уполномоченный орган на рассмотрение такого предложения ИОГВ.

Проблема заключается в том, что на сегодня, Федеральным законодательством не определена форма предложения о заключении офсетного контракта и требования, предъявляемые к ней. При этом региональные НПА, как правило, устанавливают требования к содержанию предложения, например, в НПА Москвы определено, что в предложении инициатором должно быть указано наименование товара, срок действия [9].

В результате решения ряда факторов, которые сдерживают развитие системы применения офсетного контракта, планируется подписать около 80 таких контрактов к 2026 году. Перечислим эти факторы:

Во-первых, это риски инвестора, который вкладывает средства в контракт. Если государство не несет убытки, то при сбоях в реализации проекта или внезапном изменении рентабельности проекта - риски несет инвестор [1]. Как вариант, можно расширить круг вкладчиков и привлечь в него несколько банков. Но пока механизм финансового соучастия банков в контрактах не доработан, и система банковского кредитования еще не готова к этому. Важно показатель банкам первый успешный эксперимент, чтобы убедить их рентабельности и прибыльности предлагаемой системы.

Во-вторых, это угроза конкуренции. Еще одной проблемой является потенциальная конкуренция, вопрос по которому не случайно поднимался на выставке «Госзаказ» в 2015 г., когда еще только начинался переход на офсетную контрактацию. Минэ-

кономики не располагает инструментом для предварительного мониторинга офсетодержателей [6]. Это связано с тем, что инвестора вносят в список поставщиков, которые являются единственными.

В-третьих, это объем спроса. Регионы, которые являются дотационными, или близки к ним, не могут обеспечить достаточное количество спроса на продукцию, чтобы покрыть свои расходы. В теории решение этой проблемы может быть найдено путем заключения межрегионального офсетного контракта. Для этого в законодательстве предусмотрена возможность совместного участия нескольких субъектов РФ в одном контракте [3].

В-четвертых, - это параметры бюджетного планирования. Эксперты считают, что низкий темп распространения электронных контрактов в регионах во многом связан с тем, что бюджетное планирование в России является одним из приоритетных направлений. Узкие рамки бюджетирования тормозят работу применение офсетных контрактов.

Прибыльность и рентабельность офсетных контрактов зависит от ценообразования, которое еще не сложилось в этой отрасли [8]. Потенциальному инвестору не известна реальная цена продажи товара, что создает для него дополнительные риски при планировании инвестирования в офсетный контракт, так как он вкладывает в производство от 100 млн до 1 млрд рублей.

При этом, в процессе инвестирования в производство, актуализируются инфляционные риски, риски колебания рыночных цен на товары, которые являются предметом закупки и комплектующие к ним, риски появления товарозаменителей и иных альтернатив, например, лекарственные препараты, цена которых будет значительно ниже. В этом случае инвестор фактически максимизирует риск финансовых потерь.

Такая угроза, в принципе, характерна для всех долгосрочных контрактов, в том числе и для договоров о долгосрочном сотрудничестве. В связи с этим возникает резонный вопрос о том, как создать четкий алгоритм регулирования цен на товары и услуги [4]. Можно было бы установить такие правила ценообразования, которые позволяли бы (при снижении цены) заказчику требовать от поставщика соразмерных объемов закупок.

Наиболее популярной сферой применения офсетного контракта является медицина, потому проблемы, с которыми пришлось данной сфере столкнуться, занимают наибольший объем [2].

Минфин не поддержал идею о совместных закупках из-за того, что один и тот же инвестор не может отвечать перед несколькими заказчиками. Часть 3 ст. 26 ФЗ - 44 [14] позволяет проводить централизованные закупки в интересах регионов через единого поставщика.

В настоящее время регионы выбирают для себя медицинский сценарий в заключении контрактов на производство и продажу товаров. Офсетные контракты могут быть использованы как в медицине, так и в общепите, а также в машиностроении, электроэнергетике, коммунальном хозяйстве

и других отраслях промышленности. В полную силу инструмент заработает после того, как мы увидим контракты по перечисленным отраслям [11].

Письмо Минфина России от 22 ноября 2022 г. № 24-01-07/114061 [9] ответило на ряд вопросов, которые были актуальны у заказчиков при осуществлении закупок, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами.

В частности, в документе разъяснено, что ФЗ-44 [14] закупка может быть осуществлена любыми заказчиками, включая муниципальные заказчики, которые определены актом высшего исполнительного органа субъекта РФ. При этом определение заказчика осуществляется с учетом положений бюджетного законодательства, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [16], Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [17].

Также предусмотрено заключение одного или несколько офсетных контрактов одновременно на поставку товара и оказание услуги, то на основании п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом согласно ст. 111.4 ФЗ- 44 не запрещается установление условий контракта до завершения инвестиционных обязательств [14].

Лидером в реализации офсетных контрактов является Москва. Так к 2022 году 75% офсетных контрактов заключила Москва, а именно 12 из 18 контрактов заключенных в целом по стране. Экономическим эффектом применения офсетного контракта валяется 26 млрд сэкономленных денежных средств, создано более 5 тыс. рабочих мест, привлечены инвестиции в создание производств в объеме 19 млрд руб. Наибольшая доля заключенных офсетных контрактов приходится на сферу здравоохранения 83% [5].

Офсетная контрактация получила широкое распространение в Югре. В Югре определились с перспективными направлениями для развития производства при использовании офсетного контракта: производство лекарств по лечению раковых заболеваний, организация социального питания в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения, услуги по поставке и долговременному обслуживанию текстильной продукцией сферы здравоохранения.

Реализация проекта по созданию особой экономической зоны «Нягань» на основе офсетного контракта предполагает привлечение инвестиций в инфраструктуру в объеме 8,6 млрд руб., объем инвестиций резидентов 29,5 млрд руб., объем инвестиций в инфраструктуру 2,4 млрд руб., 767 единиц рабочих мест, порядка 7,6 млрд руб. налоговых отчислений. В реализации проекта примут участие 5 якорных резидентов [12].

Несмотря на поправки, внесенные в ФЗ - 44 [14] и представленные пояснения Министерства финансов, регионы отмечают проблемы, с которыми

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q. в

они сталкиваются при заключении офсетных контрактов:

Во-первых, во всех частных инициативах нет легальной возможности вести переговоры.

Во-вторых, неизвестно кто победит в конкурсе и насколько быстро инвестор сможет получить информацию о закупках до того, как станет участником конкурса.

Возникает вопрос: «Как публичные организации могут предоставлять такую информацию всем желающим или определённым инвесторам». Для решения этого вопроса регионы рекомендуют воспользоваться одним из лучших инструментов для проведения маркетингового анализа в рамках концессий и договоров.

Прогнозировать офсетные контракты невозможно в силу заключения их в соответствии с условиями 44 ФЗ [14] опубликования планов закупок только на текущий год.

Немаловажный вопрос, который волнует регионы в офсетных контрактах, это - это цена, которая может устанавливаться на основе пяти вариантов ее определения для всех видов закупок, в том числе и для отраслевых органов. Например, есть мнение, что для закупки медицинской техники применяются тарифный и сравнительный метод.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие проблемы в развитии и реализации офсетных контрактов:

- снижение минимальный объем, недавно установленный для заключения офсетных контрактов до уровня 100 млн руб. - это временное решение, которое будет менять в сторону увеличения;

- программа обязательного медицинского страхования (ОМС) утверждается только на 1 год, и неизвестно какой спрос будет на лекарства в следующем году, по какой цене они будут продаваться, что не позволяет запланировать заключение офсетных контрактов в будущем в сфере здравоохранения;

- заключение офсетных контрактов на муниципальном уровне сабо реализуемы, ввиду недостаточности объема потребностей муниципалитета для обеспечения инвестору минимального размера контракта в объеме 100 млн руб.

- согласно ФЗ-44 [14] инвестор инвестирует в форме офсетного контракта только в месте нахождения заказчика, что ограничивает возможности инвестировать в другие регионы. Трендами развития офсетного контракта в настоящее время в России являются:

- развитие межсубъектных офсетных контрактов позволяющие обеспечить максимальную загрузку мощностей предприятий, а также обеспечить необходимым оборудованием, лекарственными препаратами, питанием медицинские учреждения и объекты социальной сферы;

- реализации политики импортозамещения и как следствие увеличении налогооблагаемой базы и поступления в бюджеты разных уровней власти;

- развитие предпринимательства за счёт гарантированного сбыта произведенной продукции;

- применение офсетных контрактов во всех сферах экономики.

С целью развития применения офсетных контрактов в инвестиционной политике регионов и муниципальных образований необходимо разработать отдельный нормативно-правовой акт, который определит субъекты,объекты,правила, принципы, сроки, формы заключения офсетных контрактов.

С учетом несогласованности нормативно-правовых документов регулирующих закупочную деятельность, в том числе в рамках заключения офсетного контракта говорит о необходимости разработки отдельного федерального закона посвященному офсетному контракту.

Литература

1. Бакиновская, О.А. Офсетные контракты как механизм согласования публично-частных интересов / О.А. Бакиновская // Динамика пра-воустановления и правореализации в сфере публично-правовых отношений: Сборник научных статей / Редколлегия: О.И. Чуприс (гл. ред.) [и др.]. Том Выпуск 4. - Минск: Общество с ограниченной ответственностью «Колор-град»,2022.- С. 147-152.

2. Бронников А.М., Гуляева А.С. Предиктивный анализ на стадии планирования государственных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2023. - Т. 13. № 4-1. -С.415-421.

3. Буракова И.К. Новые правила в регулировании государственного контракта со встречными инвестиционными обязательствами (офсетный контракт) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022. - № 82. -С. 65-67.

4. Ильин С.А. Российский офсетный контракт, как инструмент механизма привлечения в экономику дополнительных инвестиций, его нормативно-правовое сопровождение // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2023. - Т. 12. № 3 (44). - С. 36-39.

5. Офсетный контракт как механизм инновационного развития. [Электронный ресурс]. -URL: https://p3week.ru/images/2023/prese-natations/27/petrosyan.pdf (дата обращения 23.12.2023)

6. Офсетные контракты и иные механизмы государственного стимулирования спроса. [Электронный ресурс]. - URL: https://pravorf. ru/blog/ofsetnye-kontrakty-i-inye-mehanizmy-gosudarstvennogo-stimulirovaniya-sprosa?ysc lid=lq0pmbsxxb784368287 (дата обращения 11.12.2023)

7. Офсетные контракты как механизм привлечения инвестиций. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.youandpartners.ru/upload/me-dialibrary/899/Analiticheskiy_otchet_Ofsetnye-kontrakty-kak-mekhanizm-privlecheniya-

investitsiy_You-_-Partners_21072021.pdf (дата обращения 12.01.2024)

8. Петраков А.Ю. Привлечение инвестиций с помощью офсетного контракта // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). -2020. - № 7 (71). - С. 98-104.

9. Письмо Минфина России от 22 ноября 2022 г. № 24-01-07/114061 «О заключении контрактов со встречными инвестиционными обязательствами». [Электронный ресурс]. -URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/405664341/ (дата обращения 29.12.2023)

10. Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2017 г. №17-ПП «О Порядке взаимодействия заказчиков города Москвы при принятии решения о проведении электронного конкурса на заключение контракта на поставку товара, оказание услуги, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства товара и (или) созданию, реконструкции используемого для оказания услуги имущества» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/49603062/#:~: text=Постановление%20Пра-вительства%20Москвы%20от%2025, исполь-зуемого%20для%20оказания%20услуги%20 имущества%22 (дата обращения 29.12.2023)

11. Региональная экономика прицеливается к офсетным контрактам. [Электронный ресурс]. - URL: https://forum-goszakaz. ru/news/2023/03/24/regionalnaya-ekonomika-priczelivaetsya-k-ofsetnym-kontraktam/ (дата обращения 29.12.2023)

12. Системное решение по офсетным контрактам. [Электронный ресурс]. - URL: http://invest.adm-

surgut.ru/public/uploads/(2023_08_12)_17__Ko-

lupaev_R_G__ofsetnyie_kontraktyi.pdf (дата обращения 30.12.2023)

13. Сусанян К.Г. Роль офсетных сделок в мировой и российской внешней торговле // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. -№ 2. - С. 63-69.

14. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624/ (дата обращения 29.12.2023)

15. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_116964/ (дата обращения 29.12.2023)

16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_44571/ (дата обращения 29.12.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_404070/ (дата обращения 29.12.2023)

18. Федеральный закон «О защите конкуренции»» от 26.07.2006 № 135-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/?y-sclid=lrkerzhov6450322681 (дата обращения 29.12.2023)

INSTRUMENTS FOR ATTRACTING INVESTMENTS INTO THE ECONOMY OF THE REGION UNDER SANCTIONS: IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS USING OFFSET CONTRACTS

Boichuk A.V.

NMIC AGP named after V.I. Kulakov of the Ministry of Health of the Russian Federation

The offset contract is currently becoming more widespread as a result of changes to legislative acts. In the context of sanctions pressure and import substitution policy, the offset contract is one of the tools for attracting additional investment resources to the regions in order to implement infrastructure projects and manufacture goods and services. In the current economic situation, one of the most important tools for supporting industrial enterprises is guaranteed demand. You can get it by signing a contract on the terms of an offset agreement. By signing the contract, the city solves two tasks at once: it buys products that it needs to fulfill social obligations, the investor gets the opportunity to develop the scientific and technical potential of the city. Thus, we have a new modern production facility, new jobs and additional investments. The article analyzes the application of offset contracts, on the basis of which the problems that act as constraining factors for the development of offset contracts at the regional and municipal levels are highlighted. The inconsistency of legislative and regulatory acts regulating the conclusion and implementation of offset contracts was noted, as a result of which the development of a federal law on offset contracts was proposed, which will resolve the shortcomings.

Keywords: offset contract, regulatory mechanism, legislative act, constraints, region, municipality, economic sectors, entrepreneur-ship, import substitution, procurement, budget.

Reference

1. Bakinovskaya, O.A. Offset contracts as a mechanism for coordinating public-private interests / O.A. Bakinovskaya // Dynamics of legal establishment and legal realization in the field of public law relations: Collection of scientific articles / Editorial Board: O.I. Chupris (Chief editor) [and others]. Volume Issue 4. - Minsk: Limited Liability Company "Colorgrad", 2022. -pp. 147-152.

2. Bronnikov A.M., Gulyaeva A.S. Predictive analysis at the planning stage of government contracts with counter investment obligations // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2023. -vol. 13. No. 4-1. - pp. 415-421.

3. Burakova I.K. New rules in the regulation of a state contract with counter investment obligations (offset contract) // National Association of Scientists (NAU). - 2022. - No. 82. -pp. 65-67.

4. Ilyin S.A. The Russian offset contract as an instrument of the mechanism for attracting additional investments into the economy, its regulatory and legal support // Azimut of scientific research: economics and management. - 2023. - vol. 12. No. 3 (44). - pp. 36-39.

5. Offset contract as a mechanism of innovative development. [electronic resource]. - URL: https://p3week.ru/images/2023/ presenatations/27/petrosyan.pdf (accessed 12/23/2023)

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

6. Offset contracts and other mechanisms of government stimulation of demand. [electronic resource]. - URL: https://pravorf.ru/ blog/ofsetnye-kontrakty-i-inye-mehanizmy-gosudarstvennogo-stimulirovaniya-sprosa?ysclid=lq0pmbsxxb784368287 (accessed 11.12.2023)

7. Offset contracts as a mechanism for attracting investments. [electronic resource]. - URL: https://www.youandpartners. ru/upload/medialibrary/899/Analiticheskiy_otchet_Ofsetnye-kontrakty-kak-mekhanizm-privlecheniya-investitsiy_You-_-Part-ners_21072021.pdf (accessed 12.01.2024)

8. Petrakov A. Yu. Attracting investments using an offset contract // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). - 2020. -№ 7 (71). - Pp. 98-104.

9. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated November 22, 2022 No. 24-01-07/114061 "On concluding contracts with counter investment obligations". [electronic resource]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405664341 / (accessed 12/29/2023)

10. Resolution of the Government of Moscow dated April 25, 2017 No. 217-PP "On the Procedure for interaction between customers of the city of Moscow when deciding to hold an electronic tender for the conclusion of a contract for the supply of goods, provision of services, providing for counter-investment obligations of the supplier (contractor) to create, modernize, master the production of goods and (or) create, reconstruction of the property used for the provision of services" (with amendments and additions) [Electronic resource]. - URL: https://base.garant. ru/49603062/#:~: text=Resolution%20 of the Government%20 Moscow%20ot%2025, used%20for%20indication%20servic-es%20performance%22 (accessed 12/29/2023)

11. The regional economy is aiming for offset contracts. [electronic resource]. - URL: https://forum-goszakaz.ru/news/2023/03/24/

LQ S Q.

e

CM

o

CM

regionalnaya-ekonomika-priczelivaetsya-k-ofsetnym-kontraktam / (accessed 12/29/2023)

12. A system solution for offset contracts. [electronic resource]. - URL: http://invest.admsurgut.ru/public/uploads /

(2023_08_12)_17_Kolupaev_R_G_ofsetnyie_kontraktyi.pdf

(accessed 12/30/2023)

13. Susanyan K.G. The role of offset transactions in world and Russian foreign trade // Russian Foreign Economic Bulletin. -2013. - No.2. - p. 63-69.

14. Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" dated 04/05/2013 No. 44-FZ (latest edition) [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_144624 / (date of appeal 12/29/2023)

15. Federal Law "On Procurement of Goods, Works, Services by certain Types of Legal Entities" dated 07/18/2011 No. 223-FZ (latest edition) [Electronic resource]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964 / (accessed 12/29/2023)

16. Federal Law No. 131-FZ dated 06.10.2003 (as amended on 12/25/2023) "On the general principles of the organization of Local Self-government in the Russian Federation" [Electronic resource]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_44571 / (date of appeal 12/29/2023)

17. Federal Law "On General Principles of the Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation" dated 12/21/2021 No. 414-FZ (latest edition) [Electronic resource]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_404070 / (accessed 12/29/2023)

18. Federal Law "On Protection of Competition" dated 07/26/2006 No. 135-FZ (latest edition) [Electronic resource]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/?ysclid=l-rkerzhov6450322681 (accessed 12/29/2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.