Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ '

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / система контроля качества образования / двухчастная система / государственные программы / quality of education / quality control system / two-part system / government programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Ф. Тельнов, А.В. Михайлов

В статье освещаются вопросы исследования и сравнения инструментов повышения качества образования в высших учебных заведениях России, США и Великобритании, а также самих систем высшего образования в рассматриваемых странах, что затрагивает и ракетно-космическую промышленность, специалисты которой также вовлечены в получение высшего и профессионального образования, которое должно быть на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY IMPROVING TOOLS OF THE EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA, USA, GREAT BRITAIN

This article highlights the research and comparison of quality improving tools in higher education institutions in Russia, the United States and the United Kingdom, as well as the higher education systems themselves in these countries that in the future, especially affects the rocket and space industry, whose specialists are also involved in obtaining their higher and professional education, which should be at the highest level.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ »

УДК 387

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, США,

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В. Ф. Тельнов Научный руководитель - А. В. Михайлов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

lezrinot@vandex.ru

В статье освещаются вопросы исследования и сравнения инструментов повышения качества образования в высших учебных заведениях России, США и Великобритании, а также самих систем высшего образования в рассматриваемых странах, что затрагивает и ракетно-космическую промышленность, специалисты которой также вовлечены в получение высшего и профессионального образования, которое должно быть на высоком уровне.

Ключевые слова: качество образования, система контроля качества образования, двухчастная система, государственные программы.

QUALITY IMPROVING TOOLS OF THE EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA, USA,

GREAT BRITAIN

V. F. Telnov Scientific supervisor - A. V. Mikhalov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

lezrinot@yandex.ru

This article highlights the research and comparison of quality improving tools in higher education institutions in Russia, the United States and the United Kingdom, as well as the higher education systems themselves in these countries that in the future, especially affects the rocket and space industry, whose specialists are also involved in obtaining their higher and professional education, which should be at the highest level.

Key words: quality of education, quality control system, two-part system, government programs

Введение. Данная работа посвящается исследованию высшего образования в России, Великобритании и США. Актуальность исследования заключается в том, что своевременное развитие образования в любой стране способствует реализации главных задач социально-экономического и культурного развития, поскольку именно высшее учебное заведение готовит человека к активной жизнедеятельности в разных сферах экономики, политики, культурной жизни общества. Следовательно, от уровня знаний во многом зависит успешное развитие всей страны и особенно ракетно-космической промышленности, где от уровня подготовки специалистов зависят не только темпы развития изучения космоса и прикладных наук, а также и жизни многих людей.

Проблема изучения системы высшего образования в разных странах в сравнительном аспекте является одной из актуальных проблем в современной науке. Это связано с тем, что

Секция «Теория и практика коммуникаций»

на развитие системы образования в разных странах накладывают отпечаток различные факторы: история развития нации, образование самостоятельного государства, религия, культура, общение с другими народами и множество других факторов.

В то же время интерес к системе высшего образования в англоязычных станах обусловлен тем, что обучение в Великобритании и США считается сегодня престижным в разных странах мира. Обе страны ассоциируются в других странах с высочайшими стандартами качества обучения. Они имеют старейшие традиции обучения, и именно в них находится наибольшее количество самых престижных в мире вузов, включая британские Оксфорд и Кембридж и американский Гарвардский университет.

Большой вклад в развитие теории управления качеством образовательных систем внесли труды академиков Н.А. Селезневой, А.И. Субетто и Ю.Г. Татур, работавших над национальным проектом системы качества образования. Они считали образование социальным благом, а качество образования социальным механизмом развития общества. Учёными были разработаны квалиметрические модели и критерии для оценки состояния качества образования на уровне учебного заведения и на уровне государства [1].

Ну и затрагивая сами методы и инструменты повышения качества образования можно выделить следующее.

В России постепенно вводятся в действие инструменты болонского процесса: двухуровневая система обучения бакалавриат/магистратура, поддержка мобильности студентов и преподавателей, система накопления образовательных кредитов (European Credit Transfer System, ECTS), меры по обеспечению качества обучения и т.д. На сегодняшний день процесс все еще не получил широкого распространения в масштабах страны и остается делом, в первую очередь, крупных столичных государственных вузов, в которых, к тому же, разные компоненты Болонского процесса развиваются крайне неравномерно.

Компромисс между требованиями Болонского процесса и стремлением к сохранению национальных традиций привел к сосуществованию обеих систем. Традиционный для российской системы специалитет не соответствует логике Болоньи, но прочно коренится в менталитете, в частности, работодателей, для которых, как показывают данные опросов, бакалавр - все еще неполный специалист. Однако, в последние годы наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества выпускников вузов - бакалавров и магистров.

Обучение в Великобритании, начиная с 1998-1999 года, полностью платное. Причем для местных студентов стоимость обучения значительно ниже, чем для иностранных. Университеты вправе сами устанавливать цену на обучение для студентов [2, с. 79].

На период 2014 года существует следующие возможности для получения высшего образования в Великобритании: в университетах: около 91 университета в Великобритании, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Краснокирпичные университеты, университеты из литого стекла; в колледжах высшего образования: технические коллежи, педагогические колледжи; в Открытом университете: заочное обучение [2, с. 83]. Сегодня, на период 2020 года, на официальном сайте образования Высшего образования приводится более 700 наименований различных высших учебных заведений [3].

Рассмотрим ступени высшего образования в США, сравнивая их со ступенями обучения в Великобритании.

Здесь выделяется три ступени: Undergraduate (бакалавриат), Graduate (магистратура, MBA) и Postgraduate (докторантура).

Первая ступень - это получение двухгодичного образования в колледже, т.е. неполное высшее образование. Второй ступенью является полное высшее образование, во время получения которого можно получить степень магистра (Master's degree) и докторскую степень (Ph.D), а также профессиональную степень (professional degree).

Степень магистра может быть получена студентами по завершении одного-двух лет обучения после степени бакалавра. Докторантура предполагает предварительное обучение в течение трех лет после получения магистерской степени [4].

В США в современную эпоху (на период 2020 года) самым известным университетом остается Гарвардский университет. Согласно официальному сайту университета, здесь сегодня предлагается четыре уровня высшего образования: «Undergraduate», «Graduate & Professional Schools», «Continuing Education» и «Summer Programs». Главными направлениями обучения являются общественные, гуманитарные, точные науки и множество других [5].

Библиографические ссылки

1. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне). СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 49 с.

2. Rainer J. Country-studies of Great Britain. - Stаrk, 2014. — 125 c.

3. Gov.UK. - 2020. - Режим доступа: https://www.gov.uk/check-a-university-is-officially-recognised/listed-bodies (дата обращения: 24.11.2020).

4. Glazer-Raymo J. Professionalizing Graduate Education: The Master's Degree in the Marketplace: ASHE Higher Education Report. - Wiley, 2005. - 160 р.

5. Harvard University. - 2020. - Режим доступа: https://www.harvard.edu/ (дата обращения: 24.11.2020).

© Тельнов В. Ф., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.