Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ'

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
газовая отрасль / промышленная политика / инструменты повышения эффективности / инвестиции / интегрированная информационно-телекоммуникационная платформа / gas industry / industrial policy / tools for increasing efficiency / investments / integrated information and telecommunication platform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайковский А.М.

Целью статьи является изучение особенностей промышленной политики, которая сегодня выступает одним из самых востребованных инструментов стратегического воздействия государства на экономику. На основании анализа научных источников показано, что несмотря на существующее многообразие подходов, как теоретических, так и методических, к вопросу изучения промышленной политики, следует признать, что отдельные важные аспекты, касающиеся направлений разработки отраслевой промышленной политики, а также ее инвестиционной составляющей, в настоящее время еще недостаточно исследованы, а потому и возникающие в связи с этим теоретические и практические проблемные области нуждаются в новых решениях и подходах. Вместе с тем, в ходе исследования сделан вывод о необходимости формирования единой государственной отраслевой промышленной политики газовой отрасли, успешность которой во многом определяется наличием современных инструментов ее реализации. Предложено авторское решение по созданию отраслевой интегрированной информационно-телекоммуникационной платформы для газовой отрасли. При наличии такой платформы будет осуществлена более существенная поддержка в реализации промышленной инвестиционной политики газовой отрасли и обеспечен серьезный комплексный подход к применению как нормативно-правовых, так и финансово-экономических методов. Обосновано, что в рамках реализации промышленной политики существенную роль начнут играть и организационно-административные методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чайковский А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INDUSTRIAL POLICY IN THE GAS INDUSTRY

The purpose of the article is to study the features of industrial policy, which today is one of the most sought-after tools for the strategic impact of the state on the economy. Based on the analysis of scientific sources, it is shown that despite the existing variety of approaches, both theoretical and methodological, to the study of industrial policy, it should be recognized that some important aspects related to the development of sectoral industrial policy, as well as its investment component, have not yet been sufficiently investigated, and therefore arise in In this regard, theoretical and practical problem areas need new solutions and approaches. At the same time, the study concluded that it is necessary to form a unified state sectoral industrial policy of the gas industry, the success of which is largely determined by the availability of modern tools for its implementation. The author's solution for the creation of an industry integrated information and telecommunications platform for the gas industry is proposed. With such a platform, more substantial support will be provided in the implementation of the industrial investment policy of the gas industry and a serious integrated approach to the application of both regulatory and financial and economic methods will be provided. It is proved that organizational and administrative methods will also play a significant role in the implementation of industrial policy.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ»

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

DOI: 10.54861/27131211_2023_12_96

Специальность ВАК: 5.2.3

УДК 338.45.01

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Чайковский А.М., младший научный сотрудник, Высшая школа финансов

РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является изучение особенностей

промышленной политики, которая сегодня выступает одним из самых

востребованных инструментов стратегического воздействия государства на

экономику. На основании анализа научных источников показано, что

несмотря на существующее многообразие подходов, как теоретических, так и

методических, к вопросу изучения промышленной политики, следует

признать, что отдельные важные аспекты, касающиеся направлений

разработки отраслевой промышленной политики, а также ее инвестиционной

составляющей, в настоящее время еще недостаточно исследованы, а потому и

возникающие в связи с этим теоретические и практические проблемные

области нуждаются в новых решениях и подходах. Вместе с тем, в ходе

исследования сделан вывод о необходимости формирования единой

государственной отраслевой промышленной политики газовой отрасли,

успешность которой во многом определяется наличием современных

инструментов ее реализации. Предложено авторское решение по созданию

отраслевой

интегрированной

информационно-телекоммуникационной

платформы для газовой отрасли. При наличии такой платформы будет

осуществлена более существенная поддержка в реализации промышленной

96

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

инвестиционной политики газовой отрасли и обеспечен серьезный

комплексный подход к применению как нормативно-правовых, так и

финансово-экономических методов. Обосновано, что в рамках реализации

промышленной политики

существенную роль начнут играть и

организационно-административные методы.

Ключевые слова: газовая отрасль, промышленная политика,

инструменты повышения эффективности, инвестиции, интегрированная

информационно-телекоммуникационная платформа.

TOOLS FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INDUSTRIAL

POLICY IN THE GAS INDUSTRY

Tchaikovsky А.М., Junior Researcher, Higher School of Finance of G.V.

Plekhanov Russian Economic University, Moscow, Russia

Abstract. The purpose of the article is to study the features of industrial policy, which today is one of the most sought-after tools for the strategic impact of the state on the economy. Based on the analysis of scientific sources, it is shown that despite

the existing variety of approaches, both theoretical and methodological, to the study

of industrial policy, it should be recognized that some important aspects related to

the development of sectoral industrial policy, as well as its investment component,

have not yet been sufficiently investigated, and therefore arise in In this regard, theoretical and practical problem areas need new solutions and approaches. At the

same time, the study concluded that it is necessary to form a unified state sectoral

industrial policy of the gas industry, the success of which is largely determined by

the availability of modern tools for its implementation. The author's solution for the creation of an industry integrated information and telecommunications platform for

the gas industry is proposed. With such a platform, more substantial support will be

provided in the implementation of the industrial investment policy of the gas industry and a serious integrated approach to the application of both regulatory and

97

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

financial and economic methods will be provided. It is proved that organizational

and administrative methods will also play a significant role in the implementation of

industrial policy.

Keywords: gas industry, industrial policy, tools for increasing efficiency, investments, integrated information and telecommunication platform.

JEL classification: О13, О25, Q4.

Для цитирования: Чайковский А.М. Инструменты повышения

эффективности промышленной политики в газовой отрасли // Прогрессивная

экономика. 2023. № 12. С. 96–109.

Введение

Концепция промышленной политики сегодня является одним из самых

востребованных инструментов стратегического воздействия государства на

экономику. Однако она является также объектом многочисленных научных

дискуссий, для этого есть много причин, и не в последнюю очередь, таких как

изменение глобальной политической обстановки, значительные структурные

преобразования, происходящие в производственных технологических

цепочках и коммуникационном взаимодействии во всем мире, возросшая

зависимость мировой и национальных экономик от конъюнктуры

международной торговли и обмена товарами и услугами, и т.д.

Промышленная политика государства формируется в ответ на вызовы

внешней и внутренней среды, в которой существует промышленность и играет

важную роль в обеспечении успешного экономического развития.

Посредством промышленной политики правительство оказывает влияние на

отраслевое (секторальное) распределение ресурсов рынка и выбор технологий.

По сравнению с относительно жесткой промышленной политикой прошлых

периодов, которая была сосредоточена преимущественно на прямой защите

конкретных отраслей, сегодняшняя промышленная политика является более

98

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

гибкой, интерактивной, инклюзивной, гибкой, интегрированной с другими

областями политики и реагирует на более широкие вопросы, такие как

устойчивое развитие.

Современная газовая отрасль России оказывает значительное влияние на

функционирование государства, внутреннюю стабильность и международное

положение. Природный газ не только служит основным источником энергии в

России, но и способствует развитию других секторов экономики, обеспечивая

им дополнительное финансирование. За последние несколько лет газовая

промышленность стала одной из самых технологически передовых отраслей.

Вместе тем, вопрос формирования единой государственной отраслевой

промышленной политики газовой отрасли до сих пор не получил

удовлетворительного решения, а поиск действенных инструментов

повышения ее эффективности сохраняет свою актуальность.

Основная сложность в понимании реальных процессов, лежащих в

основе

формирования

и

реализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной

отраслевой

промышленной политики, заключается в недооценке комплексности и

сложности области ее действия [2; 13].

Обзор литературы

Фундаментальные теоретические положения промышленной политики

раскрыты в трудах как ученых, так и специалистов-практиков. Так, А.А.

Вакарев и соавторы [4], в статье «Промышленная политика в проекции

устойчивого развития городов и регионов России», отмечают, что

«промышленную политику стали рассматривать как скоординированную

систему законодательной, административной, финансовой, организационной

и экономической деятельности государства, направленную на решение

вопросов управления индустриальными преобразованиями территориально-

производственных комплексов, увеличения объемов материального

производства и обеспечения устойчивого социально-экономического развития

территории». В свою очередь, согласно подходу С.С. Сулакшиной,

промышленную политику можно представить как «согласованную систему

99

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

законодательных,

административных,

финансово-экономических

государственных решений, мер и действий, позволяющих управлять

развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями

такого развития» [10].

Кроме того, в настоящее время предлагается к использованию несколько

методик, которые затрагивают направления инвестирования применительно к

газовой отрасли. В частности, наибольший интерес представляют методики,

которые нашли отражение в статьях Н.Т. Аврамчиковой [1], Е.А. Арустамовой

[3], Е.Н. Рыковой [8]. Содержание данных методик иллюстрирует наличие

многообразия подходов и взглядов в отношении вопросов инвестирования в

объекты газовой отрасли. Однако, необходимо отметить, разработанные

авторами методические подходы применимы к отдельным компаниям и носят

частный, а не комплексный характер. Таким образом, в целях формирования

отраслевой промышленной инвестиционной политики требуется обращение к

методическим решениям, которые предлагают системный подход.

Таким образом, анализ научных источников позволил сделать вывод,

что несмотря на существующее многообразие теоретических и методических

подходов к вопросу исследования промышленной политики, приходится

признать, что отдельные важные аспекты в отношении разработки отраслевой

промышленной политики и ее важнейшей инвестиционной составляющей,

пока остались недостаточно исследованы, и потому, возникающие в связи с

этим теоретические и практические проблемные области нуждаются в новых

решениях и подходах.

Материалы и методы

Методологической базой представленного исследования является

системный анализ, сравнение и обобщение. В процессе исследования

использовались также частные методы системного, экономического,

статистического, сравнительного, логического, и иных видов анализа, методы

формального прогнозирования, среди которых важнейшее место было

отведено методу экспертных оценок.

100

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

Результаты и обсуждение

Исторически концепция промышленной политики возникло в начале

послевоенного периода в середине XX в. и относительно быстро стала одним

из инструментов государственного управления. Многие национальные

политические круги, особенно в тех странах, которые были наиболее сильно

затронуты военным конфликтом, осознали необходимость поддержать более

быструю структурную трансформацию своих экономик. Данная идея

получила активное развитие сначала в Европе, затем в странах Юго-

Восточной Азии, а сегодня она активно продвигается в странах с

формирующейся экономикой, в частности, странах БРИКС, к которым

относится Россия. Сегодня промышленная политика рассматривается

многими странами как один из наиболее популярных инструментов создания

структурно

сбалансированной,

конкурентоспособной

экономики,

реализующей самые современные технологические и институциональные

тенденции [7].

Серьезной методологической проблемой разработки промышленной

политики является невозможность однозначного и точного определения ее

сущности и содержания. В самом общем виде промышленную политику

можно рассматривать как совокупность стратегических действий государства,

направленных

на

реализацию

сложного

комплекса

структурных

экономических преобразований как в масштабах страны, так и на уровне

отдельных отраслей. Основной целью промышленной политики является

целенаправленная поддержка отраслей и технологий с более высокой

добавленной стоимостью, обеспечивающая для них управляемый переход от

деятельности с более низкой производительностью к деятельности,

обеспечивающей более высокую отдачу с учетом межсекторальных

взаимодействий.

Согласно подходу Д. Родрика, термин «промышленная политика»

подразумевает любую государственную политику, «стимулирующую

конкретные виды экономической деятельности и способствующую

101

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

структурным изменениям» [15]. С данной точки зрения промышленная

политика не касается промышленности как таковой, а относится к любым

отраслям и технологиям, способным давать значительный эффект в масштабах

экономики страны. Таким образом, понятие промышленной политики может

относится к «любому типу избирательного государственного вмешательства

или политики, направленной на изменение структуры производства в пользу

секторов (или видов деятельности), которые открывают лучшие перспективы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для обеспечения экономического роста [12].

В отечественном нормативно-правовом поле понятие промышленной

политики введено законодательно, и определяется как «комплекс правовых,

экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие

промышленного потенциала России, а также не обеспечение производства

конкурентоспособной промышленной продукции». Несмотря на разницу в

подходах к определению «промышленной политики», в научной дискуссии

относительно трактовки ее внутреннего содержания, целевой направленности

и возможных механизмах реализации, в настоящее время сложился

профессиональный консенсус.

Промышленную политику следует понимать как направление

структурной государственной политики, направленной на повышение

эффективности, рост масштаба и международной конкурентоспособности

отечественных промышленных предприятий в приоритетных секторах

экономики. Важными дополнительными характеристиками промышленной

политики являются признание значимости национального лидерства по ряду

позиций и направленность на самообеспечение национальной экономики для

достижения целей экономического роста и развития.

Анализируя способы реализации промышленной политике на практике,

следует выделить ее горизонтальный вектор, направленный на создание

благоприятного делового климата, и вертикальный вектор, связанный с

поддержкой приоритетных отраслей. Последнее предполагает, что в качестве

самостоятельного объекта промышленной политики может выступать

102

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

отдельная отрасль. Как правило, под отраслевой промышленной политикой

понимается совокупность регулятивных мер и целенаправленных усилий со

стороны государства, направленных на поддержание ускоренного роста, а

также фискальную и экономическую поддержку конкретных отраслей

(секторов) экономики с целью достижения им значимых стратегических

результатов [5; 9; 11].

Применительно к конкретным отраслям, промышленная политика

используется

с

намерением

стимулирования

структурной

или

производственной модернизации, а также для формирования условий для

внедрения инновационных управленческих и технологических решений,

развития новых видов деятельности и выхода на новые рынки сбыта. С данной

точки зрения промышленная политика может рассматриваться как форма

реализации структурной политики, определяющей общую пространственную

и продуктовую сегментацию производства в экономике страны [15].

Произведенный анализ можно применить к потребностям газовой

отрасли, где в настоящий момент заметны усилия по формированию единой

отраслевой промышленной политики. Данный вопрос становится особенно

актуален в настоящее время, поскольку вследствие санкционного давления и

роста фискальной нагрузки, перед предприятиями отрасли ставится задача

поддержания устойчивости и международной конкурентоспособности

отечественного газового рынка.

Современную отраслевую промышленную политику газовой отрасли

следует рассматривать как основу решения трех фундаментальных проблем.

Две из них присущи всем комплексным организационным системам – это

проблема устойчивого функционирования и поддержания должной динамики

инновационного роста. Третья проблема связана с необходимостью

радикальной

перестройки

или

переориентации

существующей

инфраструктуры в целях переключения на новые международные рынки

сбыта.

103

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

В данном контексте особое внимание следует уделить вопросу тесной

увязки отраслевой промышленной политики с наблюдаемой в отрасли

инвестиционной активностью. По мнению автора, в современных условиях

вполне обоснованно ставить вопрос о формировании в рамках отрасли единой

инвестиционной политики, сопряженной с отраслевой промышленной

политикой. Основная задача такой инвестиционной политики заключается в

разработке эффективных нормативных и финансовых механизмов,

определяющих принятие эффективных стратегических инвестиционных

решений в отрасли.

Источниками инвестиций могут выступать собственные средства,

прибыли основных отраслевых игроков с привлечением кредитов и средств от

дополнительной эмиссии акций, а также ресурсы, привлекаемые в рамках

реализации федеральных и региональных программ поддержки отрасли. При

этом, целесообразно различать существующие на текущий момент

инвестиционные портфели и планируемые на стратегическую перспективу

стратегические

инвестиции,

связанные

с

развитием

отраслевого

инновационного потенциала. Отраслевой инновационный потенциал связан с

проблемой предстоящего энергетического перехода и предполагает вложения

в такие направления как возобновляемые источники энергии, автономная

энергетика, энергосбережение и т.д. Согласно экспертным оценкам,

реализация проектов, обеспечивающих энергетический переход, требует

привлечения инвестиций в объеме 2,4 – 2,8 трлн. долларов США [6].

Успешность отраслевой промышленной политики во многом

определяется наличием современных инструментов ее реализации. В качестве

одного из таких инструментов для газовой отрасли может выступать

инновационный механизм создания интегрированной информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры, в основе которой лежит идея

специализированных

технологических

платформ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последние

рассматриваются сегодня в качестве ключевого инструмента активизации

усилий бизнеса, науки, государства и гражданского общества по созданию

104

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

новых технологий и продуктов в целях модернизации экономики региона и

отрасли.

В связи с вышеизложенным, для успешной реализации методов и

инструментов повышения эффективности промышленной политики,

требуется запустить механизм создания интегрированной информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры, поскольку ее внедрение будет

способствовать интеллектуализации ключевых производственных процессов

и росту скорости принятия оперативных управленческих решений.

Поддержка процессов формирования и развития такой платформы для

газовой отрасли может осуществляется сегодня на нескольких уровнях, в том

числе через органы региональной и федеральной власти, а также институты

развития. Основной задачей промышленной политики в данном контексте

будет обеспечение быстрого и бесперебойного коммуникационного

взаимодействия между различными заинтересованными сторонами, а именно:

Министерством энергетики, органами исполнительной и законодательной

власти, ключевыми отраслеобразующими бизнес-единицами, независимыми

сервисными предприятиями и т.д.

Предлагаемое

авторское

решение

по

созданию

отраслевой

интегрированной информационно-телекоммуникационной платформы для

газовой отрасли представлено на рисунке 1. Показано, что информационная

поддержка реализации промышленной инвестиционной политики газовой

отрасли может быть основана на развитии современных информационных

технологий, при использовании технических средств, инвестиционной

системы, договоров инвестирования.

Участники

платформы

получают

доступ

к

качественной

телекоммуникационной связи и ресурсам через оператора такой платформы.

В

результате

возможно

обеспечение

масштабного

внедрения

интеллектуальных производств и принятия действенных управленческих

решений в области инвестирования. Кроме этого, рекомендуется к

практическому применению «Стратегическая карта ключевых ориентиров

105

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

промышленной инвестиционной политики газовой отрасли», где под каждую

группу задач определяются ключевые методические решения, ответственные

за успешный ход реализации промышленной политики газовой отрасли в

части

инвестиций,

а

именно:

организационно-административные,

нормативно-правовые, финансово-экономические.

Информационная поддержка реализации промышленной инвестиционной

политики газовой отрасли

Информационные технологии, обеспечивающее доступ к

телекоммуникационной связи и иным информационным ресурсам

Создание эффективной системы

Формирование информационно

взаимодействия и коммуникации

-

телекоммуникационной

разных субъектов (органы

инфраструктуры с учетом отраслевой

исполнительной и законодательной

специфики

власти, ПАО «Газпром», иные

независимые компании,

обслуживающие предприятия)

Широкое внедрение производств интеллектуальных продуктов и повышение

качественного уровня управленческих решений, с обеспечением обратной связи

от государства к производителю и потребителю

Рис. 1. Схема интегрированной информационно-

телекоммуникационный платформы для поддержки реализации

промышленной инвестиционной политики газовой отрасли

Источник: разработано автором

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что наличие

интегрирующей информационно-телекоммуникационной платформы будет

способствовать более полному и комплексному применению нормативно-

правовых, финансово-экономических, организационно-административных

методов в рамках реализации промышленной политики.

Заключение

На основании проведенного анализа можно заключить, что в основе

успешной реализации методов и инструментов повышения эффективности

106

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

промышленной политики, включая ее инвестиционную часть, должен

находиться

механизм

создания

современной

интегрированной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на базе сопряжения

бизнеса, науки и государства для модернизации и технологического развития,

в качестве которого могут выступать специализированные технологические

платформы.

Литература

1. Аврамчикова Н.Т., Киракосян К.А. Формы и способы привлечения

инвестиций в развитие нефтегазовой отрасли. // Менеджмент социальных и

экономических систем. 2019. № 2. С. 45–51.

2. Анненков М.Е. Особенности проблем, возникающих в процессе

управления

организационными

изменениями

//

Известия

ТулГУ.

Экономические и юридические науки. 2012. № 2–1. С. 116–119.

3. Арустамов Е.А. Управление инвестиционной привлекательностью

российских компаний нефтегазового сектора // Хроноэкономика. 2020. № 3

(24). С. 43–48.

4. Вакарев А.А., Гришин И.А., Ушамирский А.Э. Промышленная

политика в проекции устойчивого развития городов и регионов России.

Волгоград, 2005. С. 15

5. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики.

Вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики.

2012. № 4. С. 132–146.

6. Муллаяров Р.А. Развитие нефтегазового комплекса России на период

до 2030 года // Проблемы Науки. 2012. № 12 (12). С.68–69.

7. Романова О.А., Пономарева А.О. Промышленная политика: новые

реалии, проблемы формирования и реализации // Экономические и

социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 2. С. 25–40.

8. Рыкова И.Н., Табуров Д.Ю. Совершенствование инструментов

стимулирования инвестиционной

привлекательности

энергетического

комплекса России // Вестник Волгоградского государственного университета.

Серия 3. Экономика. Экология. 2019. Т. 21. № 1. С. 92–99.

9. Смирнов Е. Инновационный вектор промышленной политики

Европейского Союза // Международная экономика. 2007. № 2. С. 54–59.

10.

Сулакшин С.С. Государственная политика промышленного

развития России // Журнал экономической теории. 2005. №1. С. 118–126.

107

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

11.

Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и

механизм ее реализации. Системный подход // Экономика региона. 2007. № 3.

С. 19–31.

12. Ушаков Е.В. Резистентные проблемы в науке и практике публичного

управления // E-Scio. 2020. № 10 (49). С. 208–212.

13.

Andreoni A., Chang, H.J., Scazzieri, R. Industrial policy in context:

building blocks for an integrated and comparative political economy agenda.

Structural change and economic dynamics. 2019. P. 1–6.

14. Rodrik D. Normalizing Industrial Policy // Commission on Growth and

Development Working Paper. 2008. № 3. 50 p.

15. Pack H., Saggi K. Is There a Case for Industrial Policy? A Critical Survey//

The World Bank Research Observer. 2006. Vol. 21. № 2. P. 267–297.

References

1. Avramchikova N.T., Kirakosyan K.A. Formy i sposoby privlecheniya

investicij v razvitie neftegazovoj otrasli. // Menedzhment social'nyh i

ekonomicheskih sistem. 2019. № 2. S. 45–51.

2. Annenkov M.E. Osobennosti problem, voznikayushchih v processe

upravleniya organizacionnymi izmeneniyami // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i

yuridicheskie nauki. 2012. № 2–1. S. 116–119.

3. Arustamov E.A. Upravlenie investicionnoj privlekatel'nost'yu rossijskih

kompanij neftegazovogo sektora // Hronoekonomika. 2020. № 3 (24). S. 43–48.

4. Vakarev A.A., Grishin I.A., Ushamirskij A.E. Promyshlennaya politika v

proekcii ustojchivogo razvitiya gorodov i regionov Rossii. Volgograd, 2005. S. 15

5. Kalinin A. Postroenie sbalansirovannoj promyshlennoj politiki. Voprosy

strukturirovaniya celej, zadach, instrumentov // Voprosy ekonomiki. 2012. № 4. S.

132–146.

6. Mullayarov R.A. Razvitie neftegazovogo kompleksa Rossii na period do

2030 goda // Problemy Nauki. 2012. № 12 (12). S.68–69.

7. Romanova O.A., Ponomareva A.O. Promyshlennaya politika: novye

realii, problemy formirovaniya i realizacii // Ekonomicheskie i social'nye peremeny:

fakty, tendencii, prognoz. 2020. T. 13. № 2. S. 25–40.

8. Rykova I.N., Taburov D.YU. Sovershenstvovanie instrumentov

stimulirovaniya investicionnoj privlekatel'nosti energeticheskogo kompleksa Rossii

// Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Ekonomika.

Ekologiya. 2019. T. 21. № 1. S. 92–99.

9. Smirnov E. Innovacionnyj vektor promyshlennoj politiki Evropejskogo

Soyuza // Mezhdunarodnaya ekonomika. 2007. № 2. S. 54–59.

108

Прогрессивная экономика № 12 / 2023

10. Sulakshin S.S. Gosudarstvennaya politika promyshlennogo razvitiya

Rossii // ZHurnal ekonomicheskoj teorii. 2005. №1. S. 118–126.

11. Tatarkin A.I., Romanova O.A. Promyshlennaya politika i mekhanizm ee

realizacii. Sistemnyj podhod // Ekonomika regiona. 2007. № 3. S. 19–31.

12. Ushakov E.V. Rezistentnye problemy v nauke i praktike publichnogo

upravleniya // E-Scio. 2020. № 10 (49). S. 208–212.

13. Andreoni A., Chang, H.J., Scazzieri, R. Industrial policy in context:

building blocks for an integrated and comparative political economy agenda.

Structural change and economic dynamics. 2019. P. 1–6.

14. Rodrik D. Normalizing Industrial Policy // Commission on Growth and

Development Working Paper. 2008. № 3. 50 p.

15. Pack H., Saggi K. Is There a Case for Industrial Policy? A Critical

Survey// The World Bank Research Observer. 2006. Vol. 21. № 2. P. 267–297.

109

Document Outline

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.