РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.14:334.716
О.В. Старикова
Инструменты поддержки и стимулирования деятельности
субъектов реального сектора экономики: опыт регионов
В статье анализируются инструменты, которые используются регионами Российской Федерации в целях поддержания и стимулирования деятельности субъектов инновационной и высокотехнологичной отраслей промышленности. Представлен опыт лучших региональных практик, направленных на развитие промышленной и инновационной деятельности.
The article presents the analysis of tools which are used by regions of the Russian Federation for support and stimulation of activity of subjects in innovative and hi-tech industries. The experience of the best regional practices, aimed at the development of industrial and innovative activities, is given.
Ключевые слова: промышленная кооперация, центр импортозамещения и локализации, межкластерное взаимодействие, виртуальный кластер, индустриальные парки, развитие территории.
Key words: industrial cooperation, the import substitution and localization center in St. Petersburg, intercluster interaction, virtual cluster, industrial parks, development of the territory.
В современных политико-экономических условиях функционирования экономики Российской Федерации на первый план внутренней политики государства выходит стимулирование и поддержка несырьевого сектора, развитие высокотехнологичных отраслей промышленности.
В настоящее время сложилась ситуация, что российские регионы демонстрируют значительную неравномерность по уровню социально-экономического и инновационного развития. Так, по данным Министерства финансов России, на начало 2015 г. разница в бюджетной обеспеченности регионов составляет 680 % [2]. По нашему мнению, это позволяет говорить не только о разнице в уровне жизни населения субъектов Российской Федерации, но и о разной способности регионов к реализации мероприятий, направленных на развитие и поддержку высокотехнологичных отраслей промышленности.
Обладая разным промышленным потенциалом и различной отраслевой специализацией, рассчитывая на свои конкурентные преимущества, российские регионы формируют свой уникальный опыт
90
в реализации региональной промышленной и инновационной политики. В качестве инструментов поддержки и стимулирования реального сектора экономики субъекты Российской Федерации создают специальные институты развития, расширяют кооперационные связи, развивают инновационную инфраструктуру, создают привлекательные условия для внешнего инвестирования.
Говоря о региональном опыте поддержки субъектов реального сектора экономики, в первую очередь необходимо отметить Санкт-Петербург, который по итогам 2014 г. был признан Ассоциацией инновационных регионов России самым инновационным регионом.
Санкт-Петербург - один из крупнейших промышленных центров Российской Федерации; функционирование и развитие его промышленного комплекса оказывает влияние на развитие других секторов экономики региона, составляя 24 % ВРП. Основу промышленности Санкт-Петербурга составляют более 730 крупных и средних предприятий и около 23 тыс. малых предприятий, включая микропредприятия.
Реализуемая субъектом РФ промышленная политика позволяет не только поддерживать предприятия промышленности, но и развивать их.
Анализ численности работающих в промышленности Санкт-Петербурга за январь-ноябрь 2012-2014 гг. позволяет сделать вывод о стабильной тенденции роста (рис. 1).
ЗЕО
зоо -К------------------------1------------------------1--------------
2012 2013 2014
Рис. 1. Динамика численности, работающих в промышленности Санкт-Петербурга в январе-ноябре 2012-2014 гг.
Как и в целом по стране, в Санкт-Петербурге в последние два года наблюдается снижение индекса промышленного производства (рис. 2).
91
125
I юо
=1
о
о.
с
75
50
□ Россия и Санкт-Петербург
Рис. 2. Динамика индекса промышленного производства Санкт-Петербурга и России
Однако, несмотря на снижение показателей в целом по промышленности города, сохраняется рост объемов выпуска продукции в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (индекс промышленного производства 107,6 %), в обработке древесины и производстве изделий из дерева (индекс промышленного производства 102,7 %).
Увеличилось производство важнейших видов продукции: турбин -в 2,8 раза; радио- и телевизионной передающей аппаратуры - на 41,6 %; тракторов для сельского и лесного хозяйства - на 8,3 %; частей и принадлежностей для автотранспортных средств и их двигателей - на 8,1 %; стальных труб - в 1,5 раза; оборудования для АЭС -на 46,1 %; готового проката - на 20,4 %.
Как один из механизмов поддержки и развития промышленной деятельности в Санкт-Петербурге активно используется механизм промышленной кооперации.
В последнее время интенсификация сотрудничества между регионами стран Евразийского экономического союза стала важным элементом региональной промышленной политики этих стан. Ключевым инструментом межсубъектного взаимодействия, на наш взгляд, является промышленная кооперация, представляющая собой долгосрочное устойчивое взаимовыгодное взаимодействие субъектов хозяйственной промышленной деятельности [1].
Яркий пример такого взаимодействия - сотрудничество Санкт-Петербурга и Республики Беларусь.
Начиная с 2012 г. в рамках реализации программы торговоэкономического сотрудничества Санкт-Петербурга и Республики Беларусь, а также благодаря деятельности совместной рабочей группы по вопросам развития промышленной кооперации и продвижения совместных инновационных проектов в Санкт-Петербурге на
92
-------------------1------------------------------Г
2014 2015
базе ОАО «Авангард» совместно с белорусским предприятием ЗАО «Планар» открыт центр микросистематехники. Его продукция предназначена для мониторинга газовой и конструкционной безопасности. Она позволяет следить за состоянием любых объектов инфраструктуры и определять меры воздействия по предотвращению опасных ситуаций на транспорте, в энергетике, промышленности и ЖКХ.
Центр ставит своей целью увеличение доли России и Республики Беларусь в мировом объеме производства изделий микросистемотехники к 2018 г. на 6 % с помощью разработки новой продукции, не имеющей аналогов в мире.
В настоящее время объем производства изделий микросистемотехники в мире составляет более $100 млрд, при этом совокупная доля России и Республики Беларусь составляет около 0,6 %.
Еще одним ярким примером промышленной кооперации, создающим не только новые рабочие места, но и способствующим обеспечению продовольственной безопасности, является проект петербургского предприятия НПУИК «Концерн «Детскосельский», которое реализует на территории Республики Белоруссь инвестиционные проекты, обеспечивающие создание материальной базы для производства и переработке молока, картофеля, овощей и последующей поставки их в Санкт-Петербург.
За девять месяцев 2015 г. на территории Республики Беларусь предприятием произведено валовой продукции на сумму 102 558,7 млн рос. р. или 140,5 % к уровню прошлого года.
Локализация проекта на территории дружественного государства обусловлена в первую очередь более благоприятными климатическими условиями и развитой материальной базой, оставшейся с советских времен.
Кооперация передовых предприятий в области энерго- и машиностроения, яркими представителями которых являются отечественное предприятие ОАО «Звезда» и белорусский холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», позволяет разрабатывать двигатель, работающий на газомоторном топливе, для последующего использования на объектах водного транспорта и на технике для карьеров.
Создание подобного рода двигателей позволит увеличить гарантии успеха в освоении рынков двигателей различных применений, создать современное производство в кооперации между Россией и Республикой Беларусь, обеспечить импортозащищенность в данной сфере и создать предпосылки развития в широком мощностном диапазоне.
Таким образом, можно говорить о том, что промышленная кооперация создает синергетический эффект, который положительно
93
сказывается на социально-экономическом развитии регионов, участвующих в кооперации.
Благодаря реализации совместных проектов в области промышленной кооперации создаются новые предприятия, появляются дополнительные рабочие места, формируются дополнительные налоговые поступления в бюджет региона, что в перспективе способствует созданию современного инновационного отечественного продукта, конкурентоспособного на международном рынке.
В начале сентября 2015 г. Санкт-Петербургом в целях развития инноваций, модернизации и локализации производства был создан Центр импортозамещения и локализации (далее Центр). Центр представляет собой конгрессно-выставочную площадку, обеспечивающую условия поиска спроса и предложения промышленной продукции и услуг.
На сегодняшний день резидентами Центра являются около 100 промышленных предприятий; на площадке Центра проходят тематические недели, в том числе недели регионов Российской Федерации, способствующие взаимодействию предприятий разных регионов. Центр посещают официальные делегации иностранных государств в рамках своих рабочих визитов в Санкт-Петербург.
В настоящее время еще рано говорить об экономическом эффекте Центра, однако уже сегодня за счет консолидации представительств промышленных организаций в одном месте его площадка позволяет не только находить партнеров в рамках одного государства, но и продвигать продукцию отечественных производителей на внешние рынки.
Помимо указанных инструментов поддержки (промышленная кооперация, Центр импортозамещения и локализации), необходимо отметить также инструменты, используемые регионами для стимулирования субъектов инновационной и промышленной деятельности - индустриальные (технологичные, промышленные) парки; инновационные и производственные кластеры.
В 2014 г. достаточно успешно завершена реализация комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
На конец декабря 2014 г. в рамках комплексной программы созданы и функционируют технопарки в сфере высоких технологий в Новосибирской, Тюменской, Нижегородской, Самарской областях, в Республиках Татарстан и Мордовия. В ближайшее время ожидается запуск объектов и размещение резидентов в технопарках Свердловской области и Москве.
По итогам 2014 г. в технопарках работают более 770 компаний-резидентов с совокупной годовой выручкой более 40 млрд р., создавших более 18,5 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
94
Анализируя опыт российских регионов по созданию инновационной территории, в качестве яркого примера необходимо отметить Калужскую область, которая по итогам 2014 г. заняла пятое место в рейтинге инновационных регионов, составленном Ассоциацией инновационных регионов России; этот регион поднялся на шесть позиций вверх по сравнению с рейтингом 2013 г.
В конце 90-х гг. ХХ в. Калужская область входила в число дотационных регионов; в условиях отсутствия природно-ресурсного потенциала руководство региона сделало ставку на привлечение инвестиций. До 2005 г. нарабатывался опыт регионального развития, в том числе изучался международный опыт, например, опыт китайской провинции Гуанчжоу, который нашел свое воплощение в современной политике Калужской области.
С 2007 г. на территории г. Обнинска ведётся работа по созданию зоны инновационного развития, которую планируется разместить на площади 18 га. Реализация этого проекта позволит создать основу для планомерного и компактного размещения в г. Обнинске малых и средних производственных инновационных предприятий . Для их работы на условиях аренды и на конкурсной основе будет предоставлен небольшой участок муниципальной земли с подведёнными коммуникациями для строительства и размещения небольших офисных и производственных помещений. Размещение предприятий предполагается на участках по 0,5 и 1 га. Инженерная инфраструктура этой площадки будет построена за счёт средств городского бюджета. Суммарный объём инвестиций оценивается в 900 млн р. Предполагаемая плотность застройки составит 40 %, а общая площадь - 72 тыс. м2. Планируемая же площадь самих зданий и сооружений - 216 тыс. м2. На выделенных участках планируется разместить 13-14 новых производств, на которых будет создано 1500 рабочих мест.
В 2010 г. началась работа над реализацией проекта «Обнинского индустриального парка». После первоначальных инвестиций в сумме около 300 млн р. для создания инфраструктуры на тот момент первого в области индустриального парка и получения положительного эффекта (увеличение в несколько раз доходов бюджета г. Обнинска и полный возврат затраченных средств) было принято решение мультиплицировать имеющуюся практику на территории всей области. На сегодняшний день в Калужской области создано девять индустриальных парков, резидентами которых являются более 70 компаний.
Переходя к инновационным территориальным кластерам, необходимо отметить, что помимо 25 инновационных территориальных кластеров, входящих в перечень, утвержденный поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 г.
95
№ ДМ-П8-5060, на территории субъектов Российской Федерации создаются инновационные кластеры, не входящие в указанный перечень.
Кластеры, входящие в перечень, располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности. В их число входит, в частности, ряд наукоградов, территорий размещения особых экономических зон, закрытых административно-территориальных образований.
Динамика ключевых показателей развития инновационных территориальных кластеров за период с 2012 по 2014 год представлена в таблице; необходимо отметить при этом положительную тенденцию увеличения числа высокопроизводительных рабочих мест, что, безусловно, сказывается на состоянии региональной экономической системы.
Таблица
Динамика ключевых показатели развития инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации
Показатели Годы
2012 2013 2014 2014/2012
Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест (тыс. ед.) 29 35 40 1,38 раза
Объем инвестиционных затрат организаций - участников кластеров в ценах 2013 г (млрд р.) 293 381 463 1,58 раза
Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями - участниками кластеров (млрд р.) 72,9 84,6 85,4 1,17 раза
Создание инновационных кластеров на отдельно взятых территориях требует развития кооперационных связей между кластерами одной отрасли. Хорошим примером объединения фармацевтических кластеров Российской Федерации является «Союз фармацевтических кластеров России».
Создание подобных организационных структур уже на уровне Федерации, а не регионов позволяет государству эффективнее поддерживать отечественных производителей, создает условия для проведения разработок и исследований на международном уровне,
96
а также упрощает доступ разработанной инновационной продукции на рынок.
Летом 2015 г. «Союз фармацевтических кластеров России» в целях развития кооперационных связей заключил соглашение о сотрудничестве с созданным в Витебской области (Республика Беларусь) Союзом медицинских, фармацевтических и научно-
образовательных организаций «Медицина и фармацевтика - инновационные проекты».
Развитие межкластерного взаимодействия в границах Евразийского экономического союза должно позволить организациям не только обмениваться наработанным опытом, но и реализовывать совместные проекты, создавать новые предприятия, производить продукцию для экспорта за пределы Союза.
В целях интенсификации межкластерного взаимодействия нам представляется целесообразным создание единой виртуальной структуры, объединяющей промышленные (инновационные) кластеры, относящиеся к смежным отраслям. Взаимодействие кластеров в такой системе осуществляется в виртуальном пространстве на основе отраслевой совместимости. Система имеет две составляющие, внутреннюю - для закрытого обмена данными между участниками межкластерного взаимодействия и внешнюю - интернет-портал (площадку), цель которого - продвижение продукции. Система подобного рода расширяет возможности регионов в сфере коммуникации и трансфера технологий, позволяя предоставлять больший спектр услуг, достигать улучшенных показателей эффективности [3].
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что регионы Российской Федерации обладают хорошим опытом поддержки и стимулирования реального сектора экономики. В качестве поддержки используются различные инструменты, в том числе создаются специальные институты и развиваются кооперационные связи.
В целях повышения эффективности промышленной и инновационной политики субъектов Российской Федерации представляется необходимым следующее.
1. Сделать упор на усиление межрегионального сотрудничества, направленного на обмен опытом и реализацию совместных инновационных проектов.
2. Интенсифицировать международное сотрудничество на уровне регионов (межкластерное взаимодействие, промышленная кооперация и пр.).
3. Сформировать консолидированную систему лучших практик в целях их внедрения и масштабирования.
97
Список литературы
1. Булатов А.Н. К вопросу о сущности промышленной кооперации // Российский экономический интернет-журнал - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2010/Bulatov6.pdf.
2. Ерошкина Л.А. Об особенностях формирования межбюджетных отношений на 2015-2017 годы. Минфин России - [Электронный ресурс]. - URL: http://sfr.bujet.ru/upload/iblock/08e/%D0%9B%D0%90.%20%D0%95%D1%80%D0% BE%D1%88%D0%BA% D0%B8% D0%BD%D0%B0.pdf
3. Старикова О. В. Новые формы межкластерного взаимодействия как фактор обеспечения экономической безопасности региона // Труды Вольного эконом. о-ва России. Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Вып. XVII. - СПб.: Изд-во ИНИР, 2014-2015. - С. 591596.
98