УДК 371.26
А.С. КУРОЧКИН, Г.А. МОНАХОВА
ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Представлен опыт практического использования современного интерактивного комплекса опроса обучающихся «Plikers».
Ключевые слова: система образования, интерактивный комплекс опроса, тест, мониторинг, мобильные коммуникационные средства.
This article presents the experience of practical use of modern interactive complex in a survey of students «Plikers».
Keywords: The education system, a complex interactive poll, test, monitor, mobile communication tools.
В современной образовательной технологии диагностика нацелена на раннее обнаружение и прогнозирование тенденций развития каждого студента. По результатам диагностики проектируется процесс на каждом шаге. Таким образом, получение информации обратной связи становится непрерывным синтетическим процессом, соединяющим диагностику с прогнозированием [3].
Для создания тестов по предметной области разработаны и разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий [2].
Среди существующих сегодня инструментов контроля качества освоения учебного материала можно выделить устные опросы, письменные ответы, работу с печатной формой теста и многое другое. Все эти способы требуют значительно времени на провер-
© Курочкин А.С., Монахова Г.А., 2016
ку со стороны учителя, что в современных условиях практически невозможно. При этом необходимо выполнять положения действующего законодательства по заполнению форм электронного журнала. На помощь учителю приходят различные программы компьютерного тестирования обучающихся («My test», «Mental control», «Net test» и др.). Данный вид контроля (компьютерное тестирование) обусловлен наличием необходимого количества рабочих станций для учащихся, запуском специального программного обеспечения, умением ученика работать с данным типом программного обеспечения. Постепенно в образовательные организации Подмосковья с 2012 г. стало поступать современное оборудование в рамках реализации новых ФГОС. В комплектах поставлялись интерактивные мультимедийные доски марки «Interwrite» с интегрируемыми комплексами интерактивного тестирования «Interwrite response». Данные комплекты представляли собой набор специальных пультов с инфракрас-
72 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2016
ным датчиком. Для ответа на вопрос ученик нажимал советующую кнопку на пульте и направлял на специальный датчик-приемник, установленный на доске. Данный способ опроса также имеет свои особенности - наличие специализированного программного обеспечения, оборудования, времени на выдачу пультов для тестирования.
Указанные выше два способа опроса (тестирования) обусловливаются наличием дорогостоящего оборудования (персональные рабочие станции обучающихся, лицензионное программное
Принципиально сложных моментов по использованию данного ресурса для педагога нет. Необходимо пройти процедуру регистрации на сайте приложения, указав свою электронную почту, и задать пароль для входа в систему. Далее учитель формирует свои классы. Списки учеников можно добавлять из электронных списков электронного журнала соответствующего класса. Система автоматически присвоит такой же порядковый номер каждому ученику, который он имеет в списке класса в классном (электронном) журнале, - это принципиально важно при организации тестирования (опроса). Если порядковые номера в списке класса не будут соответствовать номерам в си-
обеспечение, комплексы оперативного контроля знаний).
Принципиально новым способом оценки качества знаний обучающихся выступает интерактивный ресурс «РНкеге» (официальный сайт ресурса https://www.plickers.com/) [4]. Данное интерактивное приложение абсолютно бесплатно, требует наличия одной рабочей станции учителя и мобильного устройства (iPad, iPhone или Android-устройства). Принципиальное отличие представленной технологии от упомянутых выше приведены в табл. 1.
стеме опроса, невозможно будет идентифицировать того, кто отвечал на тот или иной вопрос.
Принцип работы системы «РНкеге» заключается в сканировании индивидуальных карточек обучающихся, на которые нанесены комбинации отдельных графических элементов в виде равносторонних четырехугольников - квадратов. Данный принцип в целом отражает использование технологии «ЦИ-кодирования» [1]. Максимально возможное количество респондентов может достигать 63 человек, что обусловлено максимально возможным количеством комбинаций графических элементов. Общий вид карточки представлен на рис. 1.
Таблица 1
Сравнительные качественные характеристики существующих систем опроса обучающихся
Характеристика Компьютерное тестирование Комплексы оперативного контроля знаний Интерактивный ресурс «Plikers»
Бесплатность ПО - - +
Минимальный комплект оборудования - - +
Простота применения и использования + + +
Общий вид карточки
Рис. 1. Общий вид карточки Plikers
Каждая карточка имеет свой персональный номер, который в последующем будет соответствовать порядковому номеру учащегося в списке класса. Каждая сторона карточки имеет свою букву - «А», «В», «С», <^», которая будет соответствовать варианту ответа на вопрос. Максимальное количество ответов на вопрос может достигать четырех вариантов. При формировании вопроса можно задать тип вопроса с выбором варианта ответа «один из четырех» либо ответ «да» или «нет». Во время опроса отвечающий должен сориентировать свою карточку таким образом, чтобы выбранный им вариант ответа располагался в верхней части карточки. На рис. 1 выбранным вариантом ответа следует считать «В». По аналогии в программе опроса кодируются варианты ответа. Учитель, используя фотокамеру своего мобильного устройства (iPad, iPhone или Android-устрой-ства), считывает варианты ответов обучающихся, и программа опроса мо-
ментально выявляет правильные и неправильные ответы у каждого ученика. После проведения опроса результаты можно отправить в виртуальный кабинет учителя в сети Интернет, где они будут сохранены для дальнейшей работы. Результаты опроса интерпретируются в виде столбчатых диаграмм, которые отображают общее количество правильных и неправильных ответов. Отдельно формируется матрица ответов по каждому обучающемуся (рис. 2).
В ходе апробации данного ресурса в учебно-воспитательном процессе были выявлены следующие преимущества и недостатки (табл. 2).
Апробация ресурса проходила на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» пос. Дружба Раменского муниципального района Московской области среди учащихся 10 класса (рис. 3). Руководитель А.С. Курочкин (учитель высшей квалификационной категории).
74 ВЕСТНИК РМАТ№ 2 • 2016
Рис. 2. Общий вид страниц личного кабинета «РНкеге»
Апробация интерактивного ресурса
Каждая карточка индивидуализирована и соотносится с персональным номером обучающегося в списке класса
131
МОУ СОШ № 11 пос. Дружба Раменский м.р. МО
Рис. 3. Апробация интерактивного ресурса
Таблица 2
Преимущества и недостатки ресурса «Plikers»
Преимущества Недостатки
Удобство и универсальность применения Совместимость только с устройствами Apple или Аndroid
Мгновенная интерпретация данных Англоязычная версия ресурса
Однозначность результатов Необходимость наличия сети Интернет
Доступное (бесплатное) программное обеспечение Бумажные карточки быстро изнашиваются
Внедрение новых образовательных технологий на основе инновационной методологической платформы современного среднего образования связа-
но с глобальным переходом к сетевым и мобильным механизмам познания окружающей действительности.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Григорьева А.В., Курочкин А.С. Применение «QR-кодов» в обучении и воспитании школьников // Образование: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. 8 октября 2015 г. / отв. ред. Н.В. Уварина. Прага, Чешская Республика: WORLD PRESS s r.o, 2015. С. 149-150.
2. Монахова Г.А., Монахов Н.В. Инструменты мониторинга в мобильном обучении // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. 2014. Вып. № 1 (12). Материалы VIМеждунар. науч.-практ. конф. «Электронная Казань - 2014» (ИКТ в обра-
зовании: технологические, методические и организационные аспекты их использования, 22-24 апреля). Ч. 1. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2014. С. 293-297.
3. Монахова Г.А., Монахов Н.В., Монахов Д.Н. Инструментальный аспект дистанционных образовательных технологий // II Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях». 14 января 2015 г., Санкт-Петербург. СПб.: ИЦРОН, 2015. С. 158-160.
4. URL: https://www.plickers.com/ (дата обращения: 27.01.2016).