Научная статья на тему 'Инструменты определения факторов стратегического развития региона'

Инструменты определения факторов стратегического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ФАКТОРЫ / АНАЛИЗ / СИСТЕМА / СИНЕРГИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапыгин Д.Ю.

В настоящее время для разработки стратегий не выработано достаточно универсальных рекомендаций в части выбора факторов развития регионов, но существуют подходы для развития бизнес-структур, которые можно адаптировать к решению обозначенной задачи. В статье рассмотрены аспекты выявления факторов и показаны инструменты выявления факторов внешней и внутренней среды региона, влияющих на построение стратегии его развития. В основе исследования лежит методология теории систем и методы стратегического менеджмента. К наиболее важным результатам следует отнести систематизацию инструментов выявления факторов внешней и внутренней среды как в части социологических, так и в части аналитических методов, а также методов корректировки и ранжирования полученных результатов. Универсальность полученных результатов исследования позволяет использовать их при разработке стратегии развития социально-экономических систем различных видов и форм, в том числе субъектов Федерации и муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты определения факторов стратегического развития региона»

УДК 332.144

ИНСТРУМЕНТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

TOOLS FOR DETERMINING FACTOR OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Лапыгин Д.Ю.

к.э.н., доцент Владимирского филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации E-mail: lapygin denis@mail.ru

Lapygin D. Y.

Associate Professor Vladimir Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

E-mail: lapygin denis@mail.ru

Аннотация

В настоящее время для разработки стратегий не выработано достаточно универсальных рекомендаций в части выбора факторов развития регионов, но существуют подходы для развития бизнес-структур, которые можно адаптировать к решению обозначенной задачи. В статье рассмотрены аспекты выявления факторов и показаны инструменты выявления факторов внешней и внутренней среды региона, влияющих на построение стратегии его развития. В основе исследования лежит методология теории систем и методы стратегического менеджмента. К наиболее важным результатам следует отнести систематизацию инструментов выявления факторов внешней и внутренней среды как в части социологических, так и в части аналитических методов, а также методов корректировки и ранжирования полученных результатов. Универсальность полученных результатов исследования позволяет использовать их при разработке стратегии развития социально-экономических систем различных видов и форм, в том числе субъектов Федерации и муниципальных образований.

Ключевые слова: регион, стратегия, факторы, анализ, система, синергия, инструменты.

Abstract

Currently, the development of strategies is not developed sufficiently universal recommendations regarding selection factors in the development of regions, but there are approaches for the development of business structures that can be adapted to solve the above problem. The article discusses aspects of identifying the factors and shows the tools to identify factors in the external and internal environment of the region, affecting the construction of its development strategy. The study is based methodology of systems theory and methods of strategic management. The most important results should include the systematization of tools to identify factors in the external and internal environment as part of a sociological, and in terms of analytical techniques and methods of adjustment and ranking of the results. The universality of the results of research can be used when developing the strategy of socio-economic systems of various types and forms, including the subjects of the Federation and municipalities.

Keywords: region, strategy, factors analysis, system synergy tools.

Аспекты выявления факторов

Под фактором обычно понимают условия и показатели, оказывающие влияние на развитие региона, а под показателем, в свою очередь -обобщённую характеристику такого развития. Рассмотрим факторы внешней и внутренней среды региона.

Регион в отличие от хозяйствующих субъектов, представляет собой еще более сложную социально-экономическую систему, поэтому опыт школ стратегического управления (см. [1], [7], [10], [16]), накопленный за последние семь десятилетий в отношении бизнес-структур, может быть адаптирован при разработке стратегии региона с некоторыми оговорками.

Вторым важным аспектом для выявления факторов развития может выступить классификация школ стратегий, разработанная Г. Минцбергом

[11]. Затем Ричард Кох (консультант по вопросам управления) добавил еще две школы (см. [4], [21]), представленные англичанином Гари Хамелом в содружестве с профессором из США Коимбатором Кришнарао Прахаладом и исследователями Эшриджского центра стратегического менеджмента [7].

На разных этапах развития школы стратегического управления «выхватывали» и разрабатывали различные аспекты стратегического управления как процесса, основанного с одной стороны на объективных условиях проблемной ситуации и с другой - на методах субъективного целеполагания. Анализ контекста школ стратегий позволяет выделить факторы стратегического управления, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы развития с позиций школ стратегий

№ Наименование школы Формулировки соответствующих факторов

стратегий развития

1 Дизайна Осмысление перспектив

2 Планирования Построение планов на базе прогнозов

3 Позиционирования Выбор из стандартных вариантов на основе результатов анализа и расчетов

4 Когнитивная Комбинация ментальных моделей разработчиков стратегии

5 Обучения Последовательное сочетание обучения и разработки стратегии

6 Культуры Социальная культура населения региона

7 Власти Согласование позиций стейкхолдеров

8 Внешней среды Окружающая среда диктует стратегию

9 Предпринимательства Проникновение в будущее через озарение

10 Конфигурации Сочетание факторов в зависимости от ситуации, в которой идет разработка стратегия

11 Материнства Согласование стратегии страны, округа и региона

12 Ресурсная Амбициозная цель побуждает экономить ресурсы и искать недостающие

Среди факторов, влияющих на формирование стратегии, можно выделить четыре наиболее представительные группы: эталонные варианты развития, результаты идентификации действующей тенденции развития

системы, результаты SWOT-анализа и философию развития.

В этом случае появляется возможность выполнения ориентированного SWOT-анализа (ориентированного на уже сформулированные цели, скажем, от такой цепочки факторов как «видение-миссия-цели»). Либо SWOT-анализ может выполняться под тенденции, выявленные по результатам анализа содержания эталонных стратегий или под легальные (идентифицированные) цели действующей стратегии. Либо реализуется комплексный итерационный процесс, когда разработка стратегии происходит циклически -корректируется философия развития на основе объективной ситуации, а мероприятия по изменению системы и среды формируются в соответствии с философией развития региона.

Рассмотрение факторов в отдельности свидетельствует о следующем. При выявлении факторов развития в рамках действующей стратегии предметом анализа выступает внутренний потенциал стратегичности: аспекты ресурсов и компетенций, среди которых выделяются ключевые компетенции (уникальное сочетание уникальных технологий, процессов управления и коллективного обучения). Определяются факторы недооценки возможностей, предоставляемых внешним окружением, оцениваются механизмы отбора талантов для реализации новых возможностей и т.п.

Эталонными вариантами развития регионов принято считать «Стратегию 2020» [13], стратегии федеральных округов [19] и лидирующих субъектов федерации [18].

Факторы философии развития региона представляют собой качественную характеристику целевой ориентации в виде каскада: видение-миссия-стратегические цели [9].

Ну, а классический анализ факторов внешней и внутренней среды, также ведет к построению по результатам анализа матрицы стратегических целей [7, с. 144], совокупность которых представляет собой стратегию развития региона. Но, прежде, подробнее рассмотрим потенциал такого анализа.

Анализ внутренней среды

Часто анализ внутренней хозяйствующих субъектов проводится по двум направлениям: оценка эффективности трансформации основных видов ресурсов в продукцию или услуги и анализ уровня менеджмента [9, с. 98101]. Однако для региона большую информацию приносит анализ территориального и природного потенциалов, анализ потенциала взаимодействия власти, бизнеса и местного сообщества, а также инновационного и экономического потенциалов, условий развития региона. А наряду с анализом финансовых факторов развития, людских ресурсов, энергетических, материальных и информационных ресурсов имеет смысл проанализировать использование ресурса времени: оперативность принятия решений, выполнение принятых решений в срок, потерю времени и т.п.

Среди ресурсов необходимо выделить такие элементы как людские ресурсы, материальные и финансовые ресурсы, а также энергетические и информационные ресурсы. В числе факторов менеджмента следует назвать основные функции управления, к которым относятся прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль полученных результатов.

Традиционные методы организационной диагностики (см. [9, с. 309]), к которым относятся анализ документов, интервью, наблюдения следует добавить методы визуализации [18, с. 21], техники на основе карточек [2,с. 71] и метод пять «П» [6, с. 85], которые лучше осуществлять в групповой работе [5 с. 184].

Кроме того, необходимо выделить и некоторые аналитические методы исследования: диаграмму «рыбий скелет» [6, с. 83], метод «635» [2, с. 59], АВС-анализ [8 с. 121-123], метод номинальных групп [6, с. 229], метод построения ментальных карт (см. [22, с. 27] [12, сс. 10-16], метод на основе ключевых слов и, конечно же, метод построения матрицы ресурсов и матрицы менеджмента [7, с. 106-107].

При этом выявленные проблемы (или сильные стороны региона) необходимо упорядочить за счет переформулирования 2-3 проблем в одну или путем замены трех проблем одной поглощающих две другие.

Если перечень проблем все же велик, то целесообразно произвести укрупнение (агрегирование) проблем - сформировать из них группы проблем (блоки) и установить причинно-следственные связи между блоками проблем. Вслед за этим необходимо построить графы, в узлах которых будут блоки проблем, а дугами будут выявленные связи. Определив, таким образом, корневой блок, необходимо для проблем в него входящих осуществить процедуру установления причинно-следственных связей и построения аналогичного графа проблем, что позволит определить корневую проблему корневого блока. Для того чтобы протестировать полученный результат, следует найти корневые проблемы всех оставшихся блоком, а затем сопоставить их между собой и корневой проблемой коревого блока (построив граф проблем), чтобы удостовериться в том, что корневая проблема коревого блока является корневой для всей совокупности проблем [17].

Итоговый граф корневых проблем позволяет выделить область Парето, в которой лежат те 20% проблем, решение которых определяет 80% требуемого результата [20, с. 269].

Наряду с проблемами выявляются и сильные стороны региона - его потенциал развития. Однако определение области Парето для сильных сторон методом парных сравнений провести не удается в силу того, что связи между такими сторонами, как правило, неочевидны. Здесь нужны прямые методы ранжирования, среди которых следует выделить методы на основе мозгового штурма [15, с. 155].

Графическая модель методов анализа факторов внутренней среды региона представлена на рисунке 1, из которого следует, что предметная область анализа лежит в двух плоскостях (функциональной и ресурсной). Кроме того, методы анализа подразделяются на методы сбора информации и

аналитической обработки информации, а также методы сокращения размерности выявленных характеристик внутренней среды и методы ранжирования для определения области Парето.

Рис. 1. Совокупность инструментов выявления характеристик

внутренней среды

В итоге, получаем характеристики основного потенциала региона и его стратегически значимые проблемы, решение которых должно найти свое отражение в стратегии развития региона.

Анализ внешней среды

Процедуру анализа внешней среды региона можно представить

анализом факторов ближнего и дальнего окружения, как это принято в SWOT-анализе коммерческих организаций [6, с. 100-127] с той лишь разницей, что наполнение содержанием указанных факторов окружения будет иным.

Например, блок факторов, отражающих влияния социума потребует оценок изменения базовых ценностных ориентаций и образа жизни населения страны, а также специфических оценок демографической ситуации и доходов (расходов) населения.

Влияние политики следует рассматривать под углом зрения политического положения страны, отношений региональных органов власти с органами власти федерального уровня, а также с точки зрения политических факторов разделения труда в мире, санкций и преференций.

Анализ факторов экономического блока дают представление о возможностях и угрозах в части изменений в экономике, динамики инфляционных процессов и стратегических альянсов региона.

Блок факторов научно-технического прогресса позволяет в результате анализа тенденций в сфере НИОКР, а также анализа появления новых продуктов и технологий, представить возможности инновационного развития региона и предвидеть таящиеся в этих тенденциях угрозы для региона.

Оценка таких факторов экологического содержания как выбросы в атмосферу, очистка сточных вод, экология земли и воздействие на живые организмы в регионе позволяют также сформулировать возможности и угрозы развитию региона.

Анализируя институциональные аспекты, к которым следует отнести правовые, нормативные, коммуникационные, интеллектуальные факторы, можно получить представление о новых и существующих правилах как ограничивающих, так и позволяющих обеспечить стратегическое развитие региона.

Факторы, определяемые конкурентной ситуацией по отношению к

региону, можно оценить с позиций конкурентного анализа по М. Портеру [16]: влияние структуры конкурентных сил, конкурентной позицией региона, оценкой ключевых факторов успеха и ключевых компетенций региона.

Оценивая репутацию региона в глазах населения страны, взаимодействие его с рынком труда, взаимодействие региона с некоммерческими организациями, а также партиями и движениями, можно получить формулировки возможностей и угроз для стратегического развития региона.

Несомненную пользу принесет анализ факторов влияния поставщиков и потребителей региона. Поставщиков рабочей силы и капитала, информации и энергоресурсов, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, анализа потребительского спроса на продукцию региона на основе оценки бренда региона, ключевых сегментов рынка и каналов сбыта, соотношения качества и цены на выпускаемую продукцию в регионе.

Что касается инструментов выявления возможностей и угроз со стороны факторов внешней среды, то такие инструменты в основе своей могут быть сгруппированы в блоки, представленные на рисунке 2.

Так, социологические методы (анализ деловых документов, наблюдения, интервью, карточные техники, групповая работа и визуализация) позволяют собрать и обработать предварительные результаты анализа и дополнить затем их аналитической информацией, полученной путем построения ментальных карт или на основе анализа по матрицам окружения, или на базе метода «635» и т.п.

Характеристика внешней среды региона

Д а.; I ь нес п к ру же um.1 Политические фактiоры Экономическая с итуацня Социокультурная среда общества Науч но -технический прогресс Экологическое состояние срельг И нститу цно нальн ы е факторы среды

Ь] и ж нес окружении Потребители 11 роду кии и Регион ы- кон куренты Поставщики ресурсов То ва ры - замеь i ите; ш Рынок труда

Социологические менюОы Лналич деловых докумен юн Наблюдения Интервью Групповая работа Карточные icmiiikm Binva ih 5ация

Аналитические методы Метальных карт Ма гриц окружения Aöeipat ировання Л ВС-анализ Меюд 635 Ключевых е.юн

МепннШ сокращения

(Хп.единення

Дополнения

Замен 1.1

Комбинации

Переноса

Л нал щ

с последующим ранжированием возможностей и у [роз

Методы ма >. что.'о штурма 11рямого штурма Обра г иыи ппурм Комбинированный Номинальных групп Дельфм

Самые благоприятные факторы внешней среды

Сам ые неудовлетворительные состояния внешней среды

Рис. 2. Совокупность инструментов выявления возможностей и угроз

Синергическая матрица

Как и в анализе внутренней среды региона, полученные перечни упорядочиваются и ранжируются выше описанными методами. В итоге анализ завершается определением области Парето в отношении возможностей и угроз для развития региона.

Самостоятельным фактором следует считать синергический фактор, представляющий собой сочетание выделенных характеристик (см. табл. 2) внешней и внутренней среды, как усиливающих друг друга и развитие

региона (положительная синергия), так и усиливающих друг друга в части ослабления региона (отрицательная синергия).

Как следует из таблицы полезно рассмотреть как влияние первого фактора на второй, так и второго на первый.

Морфологическая матрица, построенная по такому принципу, позволяет получить стратегически значимые действия, которые могут составить основу стратегии развития региона.

Таблица 2

Синергия факторов внешней и внутренней среды

Факторы

Возможности Угрозы Сильные Слабые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы стороны стороны

Возможности Использовать Предотвратить Опираясь на Решить

одни угрозу, потенциал, проблему за

возможности используя реализовать счет

для реализации возможности возможность имеющейся

других возможности

Угрозы Реализовать Взаимное Опираясь на Разрешая

возможность усиление угроз потенциал, проблему,

для смягчения или их преодолеть смягчить угрозу

угрозы нейтрализация угрозу

Сильные Реализовать Смягчить Использование Решить

стороны возможность угрозу, одного проблему,

для усиления опираясь на потенциала для опираясь на

потенциала потенциал усиления другого имеющийся потенциал

Слабые Реализуя Предотвращая Реализовать Разрешая одну

стороны возможность, угрозу, свой потенциал проблему,

решить разрешить в решении решишь и

проблему проблему проблемы вторую

Подводя итог, необходимо выделить следующие результаты. Специфика факторов внешней и внутренней среды региона побуждает использовать такие инструменты как адаптированные матрицы анализа внешней и внутренней среды, не столь характерные по своему содержанию в анализе ситуации для коммерческих организаций.

Показано, что инструменты анализа факторов внешней и внутренней среды следует агрегировать в четыре группы методов: социологические, аналитические, методы ранжирования (мозгового штурма) и методы

корректировки результата (уточнения).

Построение синергических матриц результатов анализа факторов внешней и внутренней среды региона позволяет увидеть проявление положительных и отрицательных сочетаний факторов, что дополнительно обеспечивает получение новой информации для выработки более сильных решений в процессе формирования стратегии развития региона.

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. -Издательство: Питер, 2009. - 344 с.

2. Бос Э. Как развить креативность. - Ростовн/Д: Феникс, 2008. - 189с.

3. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.

4. Кох Р. Стратегия / Ричард Кох; пер с англ. - М.: Эксмо, 2007. - 224 с.

5. Лапыгин Ю.Н. Основы управленческого консультирования. - М.: Академический проект, 2006. - 350 с.

6. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем. - М.: Эксмо, 2008. - 336 с.

7. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2014. -208 с

8. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента. - М.: Рид Групп, 2011. - 336 с.

9. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент: бакалавриат и магистратура. - М.: Эксмо, 2010. С. 309.

10.Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2000. -336 с.

11.Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

12.Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и конструирования идей. - М.: Омега-Л, 2007. - 126 с.

13. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") / Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 90601/

14.Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года / Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27 пп. http ://www.bel.ru/news/society/2012/12/20/74132.html

15.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.

Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

16.ПортерМ. Конкуренция: уч. пос. / пер. с англ.— М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. — 495 с.

17.Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. -864 с.

18.Роэм Д. Визуальное мышление. Решение проблем и продажа идей при помощи картинок на салфетке. - М.: Эксмо, 2009. - 296 с.

19.Стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р // http://cfo.gov.ru/acts/33

20.Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд./ Р. Кох. — СПб.: Питер, 2003. - 320 с.

21.Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня/ Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2002. — 288 с.

22.Шерер Й. Техники креативности: как в 10 шагов найти, оценить и воплотить идею. - М.: СмартБук, 2010. -136 с.

References

1. I. Ansoff Strategic Management. Classic edition. - Publisher: Peter, 2009.

- 344 p.

2. Bos E. How to develop creativity. - Rostovn / W: Phoenix, 2008. - 189s.

3. Drogobytsky IN System analysis in economics: studies. allowance. - M .: Finance and Statistics, 2007. - 512 p.

4. R. Koch Strategy / Richard Koch; Lane from English. - M .: Penguin Books, 2007. - 224 p.

5. Lapygin YN Fundamentals of management consulting. - M .: Academic Project, 2006. - 350 p.

6. Lapygin YN System solution of problems. - M .: Penguin Books, 2008. -

336 p.

7. Lapygin YN Strategic Management. - M .: Infra-M, 2014. - 208 p

8. Lapygin YN Management theory. - M .: Reed Group, 2011. - 336 p.

9. Lapygin YN, Lapygin DY Strategic Management: Bachelor's and Master.

- M .: Penguin Books, 2010. 309 pp.

10. Mintzberg H., Alstrend B., J. Lempel. Teaching strategies / Translated from English. ed. YN Kapturevskogo. - St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2000. - 336 p.

11. H. Mintzberg, J. Quinn. B., Ghoshal S. Strategic process / Per. Translated from English. ed. YN Kapturevskogo. - SPb .: Peter, 2001. - 688 p.

12. Müller H. Preparation of mental maps: generation method and design ideas. - M .: Omega-L, 2007. - 126 p.

13. On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (along with "The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to

2020") / Russian Federation Government Decree of 17.11.2008 N 1662-P (eds. from 08.08.2009) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/

14. Approval of the strategy of socio-economic development of the Belgorod region for the period up to 2025 / Resolution of the Government of the Belgorod region January 25, 2010 № 27, pp. http ://www.bel.ru/news/society/2012/12/20/74132.html

15. Panfilov AP Innovative educational technology: Active learning: studies. allowance for stud. Higher. Textbook. institutions / AP Panfilov. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2009. - 192 p.

16. Porter M. Competition: Ouch. pos. / Ln. with angl.- M .: Publishing house "Williams", 2001. - 495 p.

17. Prigogine AI Methods development organizations. - M .: MCFER, 2003.

- 864 p.

18. D. Roem visual thinking. Solving problems and selling ideas with the help of pictures on a napkin. - M .: Penguin Books, 2009. - 296 p.

19. Strategy for Socio-Economic Development of CFD for the period up to 2020 / Approved by the Federal Government on September 6, 2011 number 1540 p // http://cfo.gov.ru/acts/3

20. Strategy. How to create and use an effective strategy. 2nd ed. / R. Koch.

- SPb .: Peter, 2003. - 320 p.

21. Hamel, G., Prahalad K. Competing for the Future. Creating markets of tomorrow / Per. Translated from English. - M .: ZAO "Olympus-Business", 2002. -288 p.

22. J. Scherer creativity techniques: in 10 steps to find, evaluate and\E\ implement the idea. - M .: smartbooks, 2010. -136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.