Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
318
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / СТАБИЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / МАКРОПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пушкарева Л.В.

Основной целью исследования являлась разработка предложений по совершенствованию экономической безопасности регионов (ЭБР) Российской Федерации. Для ее достижения потребовалось решение задач: исследовать сущность, факторы и угрозы обеспечения ЭБР; изучить имеющиеся инструменты для этого, а также показатели оценки экономической безопасности; выявить угрозы; разработать рекомендации по совершенствованию существующей системы. В ходе работы использовались следующие методы: мониторинг, классификация, синтез, экономический анализ, сопоставление; изучались труды ученых по обозначенной теме. В статье представлен методический подход к анализу и оценке ЭБР, проиллюстрированный на примере Республики Тыва. Научная новизна исследования состоит в следующем: вскрыты проблемы в сфере экономической безопасности региона, определены элементы механизма управления системой ее обеспечения; типологизированы объекты анализа экономической безопасности, предложены две группы индикаторов. Проведенный анализ может послужить основой для принятия управленческих решений руководством региона, направленных на улучшение качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пушкарева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The primary objective of the study is to develop proposals for improving the economic security of the regions (EBR) of the Russian Federation. To achieve this goal, it is worthwhile to solve the following tasks: to investigate the essence, factors and threats of EBR provision; to study the available tools for this purpose, as well as indicators of economic security assessment; to identify threats; to develop recommendations for improving the existing system. In the course of the work, the following methods are used: monitoring, classification, synthesis, economic analysis, comparison, as well as scientific reviews, works of domestic and foreign authors on ensuring the EBR are studied. In order to assess the EBR and identify threats, measures aimed at minimizing negative consequences in the event of crisis situations, as well as methodological approach to the analysis and evaluation of the EBR on the example of the Republic of Tyva are proposed. This approach differs from the already known ones in that it is considered on the example of EB indicators of a specific region. Scientific novelty of the research: problems in the field of EBR are revealed; elements of the EBR management mechanism are identified; objects of economic security analysis are structured by type and two groups of indicators are proposed; theoretical conclusions are made. The study highlights the most effective tools for ensuring the EBR as monitoring, regulatory mechanism, risk management system, expert evaluation of the results of financial and economic activities of the region. To analyze the EBR according to the relevant indicators, the following groups of objects can be distinguished: demographic, scientific and technical, social, environmental, production, investment indicators. The analysis carried out can be the basis for making managerial decisions by the leadership of the region, and first of all, to improve the quality of life of the population.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Научная статья УДК 332.1

https://doi.org/10.24158/pep.2023.8.13

Инструменты обеспечения экономической безопасности региона Людмила Васильевна Пушкарева

Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия, plv1412@mail.ru

Аннотация. Основной целью исследования являлась разработка предложений по совершенствованию экономической безопасности регионов (ЭБР) Российской Федерации. Для ее достижения потребовалось решение задач: исследовать сущность, факторы и угрозы обеспечения ЭБР; изучить имеющиеся инструменты для этого, а также показатели оценки экономической безопасности; выявить угрозы; разработать рекомендации по совершенствованию существующей системы. В ходе работы использовались следующие методы: мониторинг, классификация, синтез, экономический анализ, сопоставление; изучались труды ученых по обозначенной теме. В статье представлен методический подход к анализу и оценке ЭБР, проиллюстрированный на примере Республики Тыва. Научная новизна исследования состоит в следующем: вскрыты проблемы в сфере экономической безопасности региона, определены элементы механизма управления системой ее обеспечения; типологизированы объекты анализа экономической безопасности, предложены две группы индикаторов. Проведенный анализ может послужить основой для принятия управленческих решений руководством региона, направленных на улучшение качества жизни населения.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, инструменты обеспечения безопасности, стабильность, устойчивость, макропоказатели

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Пушкарева Л.В. Инструменты обеспечения экономической безопасности региона // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 8. С. 106-113. https://doi.org/10.24158/pep.2023.8.13.

Original article

Tools for Ensuring the Economic Security of the Region Lyudmila V. Pushkareva

North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia, plv1412@mail.ru

Abstract. The primary objective of the study is to develop proposals for improving the economic security of the regions (EBR) of the Russian Federation. To achieve this goal, it is worthwhile to solve the following tasks: to investigate the essence, factors and threats of EBR provision; to study the available tools for this purpose, as well as indicators of economic security assessment; to identify threats; to develop recommendations for improving the existing system. In the course of the work, the following methods are used: monitoring, classification, synthesis, economic analysis, comparison, as well as scientific reviews, works of domestic and foreign authors on ensuring the EBR are studied. In order to assess the EBR and identify threats, measures aimed at minimizing negative consequences in the event of crisis situations, as well as methodological approach to the analysis and evaluation of the EBR on the example of the Republic of Tyva are proposed. This approach differs from the already known ones in that it is considered on the example of EB indicators of a specific region. Scientific novelty of the research: problems in the field of EBR are revealed; elements of the EBR management mechanism are identified; objects of economic security analysis are structured by type and two groups of indicators are proposed; theoretical conclusions are made. The study highlights the most effective tools for ensuring the EBR as monitoring, regulatory mechanism, risk management system, expert evaluation of the results of financial and economic activities of the region. To analyze the EBR according to the relevant indicators, the following groups of objects can be distinguished: demographic, scientific and technical, social, environmental, production, investment indicators. The analysis carried out can be the basis for making managerial decisions by the leadership of the region, and first of all, to improve the quality of life of the population.

Keywords: economic security, region, security tools, stability, sustainability, macro indicators

Funding: Independent work.

For citation: Pushkareva, L.V. (2023) Tools for Ensuring the Economic Security of the Region. Society: Politics, Economics, Law. (8), 106-113. Available from: doi:10.24158/pep.2023.8.13 (In Russian).

Актуальность проблемы, ее сущность и общественно-научная значимость. В современном мире в связи с глобальной конкуренцией и постоянным усилением влияния факторов

© Пушкарева Л.В., 2023

риска и неопределенности обеспечение экономической безопасности становится одним из важнейших условий функционирования государства и его регионов.

Именно на уровне субъектов федерации происходят производственные и социальные процессы, которые определяют экономические и политические макропоказатели государства. Также можно отметить, что существующие методы обеспечения экономической безопасности (ЭБ) во многих регионах России недостаточно эффективны из-за несовершенства нормативно-правовой базы, а также слишком обобщенного и декларативного подхода к проблеме.

Освещение данной проблемы и опыта ее решения в литературе. Тема исследования получила свое развитие в работах Е.С. Игнатова1, С.А. Носкина2, М.С. Сюповой (Сюпова, Бондаренко, 2019), Е.В Левкина (Левкин и др., 2022), В.К Сенчагова (Экономическая безопасность регионов России ..., 2012) и др. Однако данная тема остается недостаточно изученной по ряду причин. Одна из них связана со спецификой экономического развития регионов и уникальностью каждого субъекта России.

Основным документом, регламентирующим деятельность органов власти по обеспечению ЭБ, является Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года3. В ней интересующее нас понятие определено как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ»4. Отсюда следует, что экономическая безопасность характеризируется такими признаками, как независимость, стабильность и устойчивость, а также способность к саморазвитию.

Обеспечение экономической безопасности России не представляется возможным без способности каждого отдельно взятого ее субъекта формировать собственный потенциал развития, обладать должной степенью суверенности и стабильности. В связи с этим первоочередной задачей обеспечения национальной и экономической безопасности страны является умение регионов самостоятельно противостоять угрозам, предотвращать и нейтрализовать их последствия5.

Исходя из сферы рассмотрения, многие ученые по-разному трактуют понятие «регион». Наиболее распространенная трактовка выглядит следующим образом: «такая территория, которая имеет схожую социально-производственную инфраструктуру» (Котенко, 2009: 48).

A.С. Новоселов и А.С. Маршалова определяют регион как «относительно самостоятельную часть подсистемы социально-экономического комплекса страны с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов» (Новоселов, Маршалова, 2017).

B.И. Игнатов считает, что регион как хозяйствующий субъект характеризуется экономической самостоятельностью. Именно наличие этого фактора позволяет обеспечить его стабильность и безопасность6.

На законодательном уровне определение региона дано в Указе Президента РФ от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года»7. Согласно документу, «регион - это часть территории РФ в границах территории субъекта РФ»8.

Таким образом, рассмотренные подходы и концепции дают возможность определить регион как часть территории Рф со своим законченным циклом воспроизводства и системой управления, а также комплексом отраслей производства, социальной и производственной инфраструктурой; это подсистема, которая способна самостоятельно противостоять угрозам, предотвращать и нейтрализовать их последствия на мезоуровне.

Сущность экономической безопасности региона (ЭБР) заключается в обеспечении и поддержании устойчивого социально-экономического развития субъекта федерации с учетом рационального и эффективного использования имеющихся на его территории природных, трудовых, сырьевых и финансовых ресурсов.

1 Игнатов Е.С. Развитие методологии и инструментов мониторинга экономической безопасности регионов России : дис. ... д-ра экон. наук. Нижний Новгород, 2018. 360 с.

2 Носкин С.А. Механизмы обеспечения экономической безопасности региона в условиях цифровых преобразований : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2021. 191 с.

3 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Там же.

5 Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации : микроформа / под ред. А.И. Татаркина, А. А. Куклин. Екатеринбург, 2002. 80 с.

6 Игнатов Е.С. Указ. соч. С. 52.

7 Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Там же.

Стоит отметить, что невозможно обеспечить абсолютную экономическую безопасность, так как риски и угрозы существуют всегда, а некоторые из них невозможно даже спрогнозировать. Следовательно, при эффективной системе экономической безопасности регион должен не только стремиться к состоянию стабильного развития, но и быть готовым к возникновению непредвиденных кризисов и нивелированию их последствий.

Предложения по решению проблемы. До настоящего времени понятие ЭБР не имело общепризнанной трактовки. Различные его определения отражены в работах В.П. Чичканова, А.А. Куклина (Экономическая безопасность региона: комбинаторика и балансировка состояний ..., 2017), Е.В. Левкиной, Л.А. Сахаровой, Е.И. Денисевич (Левкина и др., 2022), С.Н. Яшина, Е.Н. Пу-зова (Яшин, Пузов, 2006), В.К. Сенчагова (Экономическая безопасность регионов России ..., 2012), М.В. Москалева (Экономическая и продовольственная безопасность регионов и хозяйственных субъектов - оценка и перспективы ..., 2016) и др.

Методический подход к оценке ЭБР заключается в оценке социально-экономических показателей и их пороговых значений. В этих целях структуру ЭБР нужно рассматривать как совокупность взаимозависимых и взаимовлияющих блоков.

Первый блок - независимость экономики региона - подразумевает контроль местными властями тех ресурсов, которые имеются у субъекта федерации. Такая мера требуется для того, чтобы у региона был достаточно мощный потенциал развития экономики. Имея в этом отношении независимость, субъект федерации в состоянии развиваться без значительного участия внешних источников финансирования с дальнейшим укреплением своих позиций среди других административно-территориальных единиц.

Устойчивость, а также уровень стабильности региональной экономики входят во второй блок структуры экономической безопасности субъекта федерации. Это значит, что со стороны властей должен быть организован контроль за процессами распределения прибылей и убытков в регионе, соблюдением законов и созданием благоприятной среды для развития малого бизнеса, так как именно эта форма предпринимательства способствует достижению высокого уровня ЭБР (Экономическая безопасность региона: комбинаторика и балансировка состояний ..., 2017: 44).

Третий блок, который включает в себя способность региона к развитию и прогрессу, считается основным по причине того, что без нее субъект федерации находится на этапе застоя, в связи с чем он будет иметь низкий уровень ЭБР. Поэтому необходима постоянная деятельность по формированию благоприятного инвестиционного климата, создание условий, необходимых для развития малого предпринимательства, а также реализация мероприятий, направленных на улучшение работы производств и ввода в их деятельность различной инновационной практики.

Обеспечение ЭБР сопровождается рядом факторов, которые оказывают определенное воздействие на экономические процессы и их результаты, среди них: обеспеченность региона ресурсами, социально-экономическая политика властей, инвестиционный климат и потенциал территории, текущее состояние экономики региона, демографическая обстановка, качество жизни населения, социокультурные особенности и т.п.

Несвоевременное или неправильное реагирование на проявление какого-либо фактора может привести к трансформации относительно безопасного состояния в дестабилизирующее, часто непредсказуемое, которое рассматривается как угроза ЭБР - совокупность дестабилизирующих факторов и условий, наносящих значительный ущерб экономике региона. И только своевременное и квалифицированное управление обеспечивает нейтрализацию негативных последствий.

В связи с тем, что Россия состоит из множества субъектов, имеют место быть еще и специфические угрозы экономической безопасности на ее территории. Например, социально-экономический кризис и отход государства от центрально-плановой экономики привели к резкому ослаблению межрегиональных связей и росту монополизма субъектов федерации. Наблюдается неблагоприятная и устойчивая тенденция усиления дифференциации в уровнях доходов населения по регионам России, которая стала причиной появления практики разделения территорий на донорские и реципиентные. Первые генерируют около 80 % всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и являются финансовым источником бюджетного выравнивания, позволяющего сократить разрыв в уровне материальной обеспеченности регионов. Более 50 % субъектов РФ можно считать обладающими самодостаточным экономическим потенциалом, однако диспропорция в экономическом развитии территорий сохраняется из-за недоработок в реализации механизмов финансового распределения потоков.

Формирование угроз ЭБР России остается открытым вопросом, так как каждый регион характеризуется совокупностью уникальных экономических, технических, ресурсных, климатических особенностей.

Так как ЭБР предложено рассматривать как систему, то необходимо указать ее элементы, оказывающие влияние на безопасность субъекта федерации (рис. 1).

Рисунок 1 - Элементы системы управления ЭБР Figure 1 - Elements of the EBR Control System

Также следует отметить, что классификация угроз ЭБР необходима для выявления и оценки их по всем отраслям деятельности региона, однако высокая эффективность достигается, если такая типологизация используется для предупреждения и устранения не реальных, а потенциальных угроз ЭБР.

Актуальное содержание рассматриваемой проблемы меняется в зависимости от экономической ситуации в регионе и вне его. Следовательно, для достижения конкурентоспособности экономики субъекта федерации необходима эффективная система обеспечения ЭБР.

С этой целью разрабатываются концепции и стратегии социально-экономического развития территорий и проводится целенаправленная региональная политика с учетом федеральной концепции экономической безопасности, а также специфических (географических, климатических, природных, исторических) особенностей субъекта федерации.

Региональные программы в области обеспечения ЭБР должны быть более детальными и адресными, а также иметь четкую социальную направленность в целях создания благоприятных условий для развития отдельной личности и повышения уровня жизни населения региона.

Модель построения эффективной системы ЭБР должна основываться на научных и обоснованных подходах определения проблемы экономической безопасности и отражаться в стратегии социально-экономического региона.

Анализ ряда работ и исследований дает возможность выделить следующий перечень инструментов обеспечения региональной экономической безопасности:

- мониторинг;

- нормативно-правовой механизм;

- система управления рисками;

- привлечение экспертов и научных коллективов.

Важнейшим инструментом формирования эффективной системы обеспечения ЭБР является мониторинг, так как в этом случае показатели отслеживаются непрерывно, анализируются и интерпретируются органами государственной власти для дальнейшего принятия управленческих решений по нивелированию угроз ЭБР.

Разрабатываемые нормативные правовые акты должны учитывать имеющиеся особенности формирования социально-экономического пространства региона и не противоречить имеющимся

федеральным стандартам и стратегиям. Привлечение экспертов и научных коллективов для оценки угроз ЭБР может помочь в формировании эффективной системы управления рисками.

В науке разработано множество методов обеспечения ЭБР. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки при их использовании, но все они призваны систематизировать и конкретизировать деятельность региональных органов власти для предотвращения кризисных ситуаций в социально-экономической сфере региона.

Наиболее распространенным методом оценки ЭБР является использование показателей-индикаторов и их пороговых значений. Индикативный анализ на основе специальных показателей-индикаторов экономической безопасности региона является оптимальным методом оценки состояния экономической безопасности региона. Специальные показатели-индикаторы позволяют количественно оценить уровень безопасности территории и формировать комплекс мероприятий для стабилизации обстановки. Уровень проявления угроз определяется при сравнении фактических значений индикаторов с их пороговыми значениями. Чаще всего в качестве таковых применяются средние по стране данные аналогичных показателей, но они также могут быть выбраны в соответствии с международными сопоставлениями или же заключениями экспертов.

Индикаторы экономической безопасности региона формируются по группам, каждая из которых отражает определенную сферу жизни и деятельности региона и является важным этапом при проведении анализа.

Индикаторы оценки уровня ЭБР мы предлагаем разделить на две группы: констатирующие и «потенциала роста». Первые направлены на то, чтобы оценить динамику и текущее состояние экономики региона. Вторые призваны характеризовать внутренний потенциал региона, предпосылки и возможности преодоления состояния отсталости за счет внутренних средств или обосновать претензию региона на федеральную помощь.

С помощью индикаторов проводится анализ состояния субъекта федерации с последующим поиском путей преодоления состояния отсталости за счет внутренних сил и средств. Хотя методика считается универсальной, необходимо помнить, что каждый регион имеет свои особенности в социально-экономической сфере, и простое сравнение текущих значений показателей с пороговыми не позволяет соотносить разные регионы между собой по уровню экономической безопасности. У двух из них может быть одинаковое количество показателей, соответствующих безопасным значениям, но при этом реальное экономическое положение может отличаться. Во избежание такой ошибки и осуществления максимально приближенной к реальности оценки уровня ЭБР, необходимо предусмотреть нормирование анализируемых показателей.

Апробацию методики оценки ЭБР осуществим на примере Республики Тыва.

Республика Тыва (Тува) - субъект РФ, который входит в состав Сибирского федерального округа. Его можно отнести к аграрно-промышленному типу регионов страны, так как объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, хозяйства населения) на его территории в 2021 г. в действующих ценах составил 8 071,0 млн руб., в том числе растениеводство - 1 363,1, животноводство - 6 707,9 млн руб.1 Также регион можно отнести к трудоизбыточным. Это обусловлено тем, что уровень безработицы в республике на конец 2021 г. составил 18 %2.

Тыва является дотационным регионом. Более 60 % доходной части бюджета региона составляют трансферты из федеральной казны3.

По уровню экономического развития Тува относится к слаборазвитым территориям. Так, по результатам социально-экономического рейтинга за 2021 г. Тува заняла 84 место из 85 со значением показателя 12,235 (значение региона на 1 месте - 83,929)4.

В республике действует Управление ЭБ и противодействия коррупции. Однако нормативно-правовая база в этой сфере остается неразвитой. Так, в регионе нет отдельной стратегии обеспечения ЭБР, а в Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 г.5 отсутствует раздел, посвященный экономической безопасности.

Рассмотрим индикаторы ЭБ Республики Тыва (табл. 1).

1 Социально-экономическое положение Республики Тыва в 2021 году : доклад [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://clck.ru/35BCsQ (дата обращения: 01.08.2023).

2 Там же.

3 Там же.

4 Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2021 г. [Электронный ресурс] // РИА Рейтинг. URL: https://riarating.ru/infografika/20220516/630222174.html (дата обращения: 01.08.2023).

5 О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года : постановление правительства Республики Тыва от 24.12.2018 № 638 (с изменениями на 17 января 2023 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://clck.ru/35BCzJ (дата обращения: 01.08.2023).

Таблица 1 - Индикаторы ЭБ Республики Тыва1

Table 1 - Indicators of EBs of the Republic of Tuva

Система индикаторов для оценки ЭБР Критерии экономической безопасности 2021 г.

Индикаторы производственной безопасности

Темп роста ВРП к предыдущему году в сопоставимых ценах, % > 105 95,4

Индекс промышленного производства, % к предыдущему году > 105 63,3

Индекс производства продукции сельского хозяйства к предыдущему году, % > 105 101,2

Объем оборота розничной торговли, в % к ВРП > 40 30,5

Индикаторы научно-технической безопасности

Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % > 15 0,26

Численность занятых научными исследованиями и разработками, в % к занятым в экономике > 1 0,35

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП > 2,2 0,43

Индикаторы инвестиционной безопасности

Инвестиции в основной капитал, в % к ВРП (норма инвестирования) > 25 23,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в сопоставимых ценах % к предыдущему году > 105 94,4

Степень износа основных фондов, % < 40 36,8

Коэффициент обновления основных фондов, % > 15 8,4

Коэффициент выбытия основных фондов, % > 5 0,8

Индикаторы социальной безопасности

Уровень безработицы по методологии МОТ, % < 5 18,0

Обеспеченность жильем, м2 на 1 человека > 25 14,3

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения < 1 31,7

Коэффициент фондов (соотношение 10 % высокодоходного и 10 % населения с низкими доходами), раз < 8 11,1

Число преступлений на 1 000 человек населения, ед. < 24 26,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикаторы демографической безопасности

Годовой темп роста численности населения, % > 100 100,9

Коэффициент депопуляции < 1 0,46

Суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину > 2,15 2,97

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет > 70 66,3

Миграционный прирост на 10 000 чел. населения > 0 -17,5

Индикаторы экологической безопасности

Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, т/км2 < 0,5 5,3

Лесовосстановление, % > 0,15 0,06

Индикаторы ЭБ Республики Тыва свидетельствуют о том, что регион является одним из отсталых по показателям экономики и уровня жизни населения. Многие показатели меньше порогового значения, что свидетельствует о том, что регион находится в кризисной ситуации. Таким образом, можем сделать вывод об угрозах, влияющих на ЭБР Республики Тыва:

1. низкая инвестиционная активность, обострение социальных проблем;

2. отсталость технологической базы большинства отраслей;

3. высокий уровень имущественного расслоения общества;

4. алкоголизация населения и рост смертности по социальным причинам;

5. криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой;

6. загрязнение окружающей среды сточными водами.

1 Составлено автором на основании: О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года ... ; Оперативные показатели [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государствен-

ной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://24.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2023).

Анализ элементов системы ЭБР Республики Тыва показал, что регион в недостаточной мере осуществляет деятельность в обеспечении ЭБ. Нормативно-правовая база в этой области слабо развита, значения индикаторов оценки ЭБР ниже их порогового значения.

Краткие выводы, резюмирующие проведенные исследования, отражающие основные их результаты. Таким образом, индикаторы ЭБР должны отражать ключевые аспекты социально-экономического развития региона, и их выбор является достаточно серьезным этапом проведения оценки ЭБР. При этом они должны быть универсальными, чтобы их можно было использовать одинаково успешно для каждого региона, вне зависимости от его специализации.

Подводя итоги, можно сказать, что сущность ЭБР определяется нами как способность региональной экономики противодействовать внутренним и внешним угрозам. На основе предложенного методического подхода к анализу и оценке ЭБР - индикаторного метода - может быть сформирована ее концепция. Изучение с его помощью состояния ЭБ Республики Тыва за 20202021 гг. позволило сделать выводы о потенциале региона. Так, уровень ЭБ Республики Тыва нельзя назвать безопасным, так как по ряду показателей наблюдается критическое положение. К ним относятся производственная, научно-техническая, социальная, инвестиционная составляющие. Положительно можно оценить состояние демографической, бюджетно-финансовой, экологической, внешнеэкономической сфер республики.

Стоит отметить, что проведенный анализ и оценка ЭБР имеют ретроспективный характер. Учитывая тот факт, что статистическая информация по макроэкономическим показателям публикуется значительно позже, при принятии решений нет возможности оперировать текущими данными и оценивать реальное положение дел. Однако цель оценки ЭБР состоит в том, чтобы выявить структурные проблемы, долговременные негативные тенденции в развитии региона для формирования стратегических программ, а также подтверждения правильности принятых ранее решений и проведенных государственных мероприятий.

Список источников:

Котенко А.А. Экономическая безопасность: сущность, оценка и закономерности обеспечения в трансформирующемся обществе. Калининград, 2009. 194 с.

Левкина Е.В., Сахарова Л.А., Денисевич Е.И. Оценка экономической безопасности региона (на примере Приморского края) // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 9. С. 2529-2542. https://doi.Org/10.18334/epp.12.9.116259.

Новоселов А.С., Маршалова А.С. Институциональная система управления социально-экономическим развитием региона // Регион: экономика и социология. 2017. № 2 (94). С. 3-31. https://doi.org/10.15372/REG20170201.

Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Система индикаторов экономической безопасности региона // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2019. № 4 (55). С. 67-80.

Экономическая безопасность региона: комбинаторика и балансировка состояний / под ред. В.П. Чичканова, А.А. Куклина. Екатеринбург, 2017. 139 с.

Экономическая безопасность регионов России / В.К. Сенчагов [и др.]. Н. Новгород, 2012. 254 с.

Экономическая и продовольственная безопасность регионов и хозяйственных субъектов - оценка и перспективы / М.В. Москалев [и др.]. СПб., 2016. 215 с.

Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. 2006. № 3 (207). С. 31-36.

References:

Chichkanov, V. P. & Kuklin, A. A. (eds.) (2017) Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: kombinatorika i balansirovka sos-toyanii [Economic security of the region: combinatorics and balancing of states]. Ekaterinburg. 139 p. (In Russian).

Kotenko, A. A. (2009) Ekonomicheskaya bezopasnost': sushchnost', otsenka i zakonomernosti obespecheniya v transformiruyushchemsya obshchestve [Economic security: the essence, assessment and patterns of provision in a transforming society]. Kaliningrad. 194 p. (In Russian).

Levkina, E. V., Sakharova, L. A. & Denisevich, E. I. (2022) Assessing The Economic Security of a Region (Case Study of Primorye). Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (9), 2529-2542. Available from: doi:10.18334/epp.12.9.116259. (In Russian).

Moskalev. M. V., Ilyin, N. P., Vinogradova, T. G., Moskalev, S. M., Averyanova, V. F. & Semiletova, Ya. I. (2016) Ekonomicheskaya i prodovol'stvennaya bezopasnost' regionov i khozyaistvennykh sub"ektov - otsenka i perspektivy [Economic and food security of regions and economic entities - assessment and prospects]. St. Petersburg. 215 p. (In Russian).

Novoselov, A. S. & Marshalova, A. S. (2017) Institutsional'naya sistema upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Institutional management system of socio-economic development of the region]. Region: Ekonomika I Sotsiologiya. (2 (94)), 3-31. Available from: doi:10.15372/REG20170201. (In Russian).

Senchagov, V. K., Mityakov, S. N., Lapaev, D. N., Mityakova, O. I., Shiryaev, M. V., Yakovleva, N. N., Mityakov, E. S. & Murashova, N. A. (2012) Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov Rossii [Economic security of russian regions]. Nizhniy Novgorod. 254 p. (In Russian).

Syupova, M. S. & Bondarenko, N. A. (2019) System of Regional Economic Security Indicators. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. (4 (55)), 67-80. (In Russian).

Yashin, S. N. & Puzov, E. N. (2006) Monitoring ekonomicheskoi bezopasnosti regionov na baze ikh sravnitel'noi otsenki i opredeleniya effektivnosti razvitiya territorii [Monitoring of economic security of regions on the basis of their comparative assessment and determination of the effectiveness of territorial development]. Finance and Credit. (3 (207)), 31-36. (In Russian).

Информация об авторе Л.В. Пушкарева - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры безопасности Северо-западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=417089

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author L.V. Pushkareva - D.Phil. in Economics, Professor, Professor at the Department of Life Safety, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=417089

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.