Е.В. Чеботарева
ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И
СТИМУЛИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются инструменты проведения мониторинга системы мотивации и стимулирования в организации. Рассмотрены особенности и целесообразность применения каждого инструмента.
Ключевые слова: Мотивация, стимулирование, мониторинг, оценка, инструменты мониторинга.
Система управления персоналом представляет собой совокупность различных способов и методов организации эффективной работы персонала. От эффективности ее осуществления зависит достижение цели субъекта хозяйственной деятельности, поэтому необходимо постоянное ее совершенствование.
Сущность мотивации как элемента системы управления состоит в том, чтобы различные категории персонала осуществляли трудовую деятельность в соответствии с предоставленными им функциональными правами и обязанностями, при этом, следуя в контексте принятых высшим руководящим звеном решений [1].
Мониторинг представляет собой процесс, направленность которого в отслеживании, контроле и регулировании практической реализации определенных необходимых действий, способствующих достижению системных целей, которые были определены в плане развития мотивации и стимулирования. Структурными элементами мониторинга являются сбор, измерение и распространение количественных и качественных показателей, свидетельствующих о его эффективности, оценка измерений в плане внесения конкретных усовершенствований, корректировок, дополнений и поправок в систему мотивации и стимулирования.
Перечислим и охарактеризуем основные инструменты мониторинга системы мотивации и стимулирования.
1. Экспертная оценка. Применяется должностными лицами высшего управленческого звена в сфере мониторинга и управления системой мотивации и стимулирования.
Важность экспертной оценки заключается в том, что ее практическое использование необходимо тогда, когда отсутствует точная информация о параметрах и характеристиках действующей системы мотивации и стимулирования, а получить ее не представляется возможным из-за отсутствия или недостатка необходимого количества времени или отсутствия конкретного способа ее получения. Обладающее профессиональными знаниями и наделенное определенными полномочиями лицо - эксперт может определить, какое количество времени может быть затрачено на определение характера действующей системы мотивации и стимулирования и сколько времени понадобится на ее совершенствование с учетом имеющегося в наличии субъекта хозяйственной деятельности объема ресурсов - организационных, материальных, человеческих, технических и др.
2. Аналитические методы. В их основание положен строгий и четкий алгоритм производимых действий. Они широко используются при разработке, планировании первоначальных проектов и планов мотивации и стимулирования, и, вместе с тем, при последующей оценке результатов, полученных в процессе применения системы мотивации и стимулирования.
Нужно заметить, что в рамках применения аналитических методов далеко не всегда можно получить конкретные, безвариантные решения и ответы, однако, объединяя их с другими инструментами мониторинга, можно получить очень хороший результат, способный оказать положительное воздействие на управление системой мотивации и стимулирования, а также на процесс ее мониторинга.
3. Информационное управление. Каждый без исключения хозяйствующий субъект использует в своей производительной деятельности информационные, компьютерные, коммуникационные технологии и инновации. Под информационным управление надлежит подразумевать характеризующийся сбалансированностью и комплексностью набор программных, технических и информационных инструментов и средств, практическая направленность которых состоит в реализации, поддержке и повышении результативности текущего функционирования системы мотивации и стимулирования.
© Чеботарева Е.В., 2021.
Научный руководитель: Митина Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, Воронежский государственный университет, Россия.
Информационное управление как процесс осуществляется в контексте информационного пространства, которое способствует непрерывному повышению качества и эффективности управления системой мотивации и стимулирования в любом субъекте хозяйственной деятельности посредством автоматизации последней, консолидации проектов и планов ее совершенствования (модернизации) в единой базе информационных данных.
4. Система отчетности. Самой главной задачей руководителя хозяйствующего субъекта является получение актуальной, полной и достоверной информации о процессе функционирования системы мотивации и стимулирования. В данном случае, для повышения эффективности системы отчетности как инструмента мониторинга необходимо определить:
- форму и содержание отчетов, предоставляемых на регулярной основе;
- временную периодичность предоставления отчетов;
- принципы измерения ее текущего состояния и определения возможностей для ее улучшения;
- лиц, несущих всю полноту ответственности за подготовку отчетов и достоверность представленной в них информации, количественных и качественных показателей [2].
Помимо охарактеризованных выше, можно также обозначить и другие инструменты мониторинга системы мотивации и стимулирования:
5. Информационная система управления (далее - ИСУ). Под ней подразумевается комплекс программ и инструментов, которые необходимы для обеспечения поддержки и эффективной практической реализации системы мотивации и стимулирования. В рамках вышеназванной системы аккумулируется конкретная информация о действующей в хозяйствующем субъекте системе мотивации и стимулирования: план, статус, изменения и дополнения, мероприятия, совершенствование и др. Единственный недостаток ИСУ заключается в том, что некоторые используемые в ней программы характеризуются повышенным уровнем сложности и, поэтому, для их освоения может потребоваться большое количество времени;
6. Журнал изменений. В качестве инструмента мониторинга он используется, чаще всего, в очень крупных субъектах хозяйственной деятельности для отслеживания процесса текущего функционирования, выявления ошибок и изменений, определения новых возможностей системы мотивации и стимулирования
[4];
7. Интервью (беседа) с ключевыми сотрудниками структурных подразделений субъекта хозяйственной деятельности. Используется в случае проведения оценки действия и эффективности факторов мотивации и стимулирования.
Наряду с вышесказанным, акцентируем внимание на том, что в западной науке управления в качестве ключевых инструментов мониторинга рассматриваются индикаторы, позволяющие измерить достижение целей действующей системы мотивации и стимулирования с возможностью их проверки в объективном плане. Индикатор позволяет ответить на вопрос, какой достигнут прогресс в достижении цели и достигнут ли он вообще, определяет эффективность функционирования вышеназванной системы посредством сравнения запланированных результатов с полученными в реальности.
Таким образом, мониторинг представляет собой разносторонний, многоступенчатый, многоэтапный процесс, имеющий непосредственную связь с исследованием системы мотивации и стимулирования с целью получения о ней наиболее полной и достоверной информации для осуществления эффективного управления вышеназванной системой в перспективной будущем. Вместе с тем, инструменты мониторинга находятся в непосредственной зависимости от тех задач, предназначенных для решения посредством их активного применения.
Библиографический список
1. Александрова А.А. Мотивация трудовой деятельности как элемент системы управления персоналом / А.А. Александрова // Вестник магистратуры. - 2016. - № 4 (55), Том III. - С. 57-60.
2.Воргунова В.Р. Методы и инструменты мониторинга и управления работами проекта / В.Р. Воргунова, С.Ю. Андреев // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - № 12. - С. 125-128.
3. Митина Н. Н. Работа с персоналом: мониторинг, аудит, контроллинг: учебное пособие / Н. Н. Митина, О. В. Исаева. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2018. - 95 с.
4.Черкасова Л.А. Организация труда как фактор мотивации персонала / Л.А. Черкасова, В.Ю. Краснова // Инновационные технологии управления и права. - 2017. - № 3 (19). - С. 91-94.
ЧЕБОТАРЕВА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант, Воронежский государственный университет, Россия.