Научная статья на тему 'Инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности'

Инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1406
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ЦИФРОВОЙ ФОРМАТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УГРОЗЫ / УПРАВЛЕНИЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MONITORING TOOLS / ECONOMIC SECURITY / REGION / DIGITAL FORMAT / DIGITAL ECONOMY / THREATS / MANAGEMENT / STABILITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсукова Марина Вячеславна, Николаева Анастасия Владимировна, Столярова Татьяна Владимировна, Федорова Людмила Петровна

Исследованы инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности, показана роль мониторинга, позволяющего оперативно отслеживать текущее состояние экономики, риск наступления потенциальных угроз в сопоставлении фактических параметров, которые характеризуют различные аспекты экономической безопасности, с их пороговыми значениями. Оценен потенциал мониторинга для реализации преимуществ цифрового формата развития отраслей экономики; выявлены причины возникновения новых технологий мониторинга и управления рисками угроз безопасности из-за усложнения финансовых операций, внедрения инноваций, развития цифровой инфраструктуры. Определены возможности трансформации мониторинга экономической безопасности региона на основе применения цифровых форматов для проведения экспресс-анализа региональных кризисных ситуаций, осуществления их углубленного анализа, формирования информационного массива для прогнозирования угроз экономической безопасности в регионе. Авторами сделан вывод, что на основе результатов цифрового мониторинга экономической безопасности региона может быть реализован полноценный управленческий функционал государственного риск-менеджмента с разработкой комплекса мер, направленных на эффективное развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барсукова Марина Вячеславна, Николаева Анастасия Владимировна, Столярова Татьяна Владимировна, Федорова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring tools to identify threats to economic security

The monitoring tools to identify threats to economic security are studied, the role of monitoring in comparing the actual parameters characterizing various aspects of economic security with their threshold values is shown, which allows to quickly monitor the current state of the economy and the risk of potential threats. The potential of monitoring for realization of advantages of the digital format of development of branches of economy is estimated; the reasons for the emergence of new technologies for monitoring and managing security risks due to the complexity of financial transactions, innovation, development of digital infrastructure are identified. Possibilities of transformation of monitoring of economic security of the region on the basis of application of digital formats for carrying out the Express analysis of regional crisis situations, implementation of their in-depth analysis, formation of an information array for forecasting of threats of economic security in the region are defined. The authors conclude that on the basis of the results of the digital monitoring of region economic security a full-fledged management functionality of state risk management with the development of a set of measures aimed at the effective development of the region can be implemented.

Текст научной работы на тему «Инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности»

лом сетевой торговли региона // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 444-449.

7. Федорова Л.П., Сиротин Д.В. Возможные изменения в кадровом менеджменте предприятий в условиях кризиса // Состояние и перспективы развития государства и общества условиях модернизации: диалог науки и практики: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (28 января 2015 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. Ч. 2. С.207-211.

8. Черненко И.М. Стратегическое управление человеческим капиталом промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург: УФУ им. Б.Н. Ельцина, 2014. 24 с.

References

1. Aganbegyan A.G. Chelovecheskij kapital i ego glavnaya sostavlyayustahaya - sfera «e'konomiki znanij» kak osnovnoj istochnik sotsial'no-e'kono-micheskogo rosta [Human capital and its main component-the sphere of «knowledge economy» as the main source of socio-economic growth] // E'konomicheskie strategii. 2017. № 3. S. 66-79; 2017. № 4. S. 6-21.

2. Zhernova A.A. Vosproizvodstvo intellek-tualnogo kapitala innovatsionnykh kadrov [Reproduction of intellectual capital of innovative personnel]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Orel: OrGU, 2012. 24 s.

3. Institutsionalnye aspekty' globalnykh tekhnologicheskikh sdvigov: materialy' V Druke-

rovskikh chtenij (Astana, 13 marta 2009 g.) / pod red. P.M. Nizhegorodceva. M.: Dobroe slovo, 2011. 280 s.

4. Kekkonen A.L. Chelovecheskij kapital regio-na: formirovanie i razvitie v sovremenny'kh uslovi-yakh [Human capital of the region: formation and development in modern conditions]: avtoref. dis. ... kand. e'kon. nauk. SPb.: IPRE' RAN, 2013. 22 s.

5. Otchet Programmy' razvitiya OON o chel-ovecheskom razvitii. URL: http://hdr.undp.org.

6. Petrova T.P., Fedorova L.P. Ispolzovanie modeli kompetentsij v upravlenii personalom sete-voj torgovli regiona [Using the competence model in the management of network trade personnel in the region] // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2012. № 4. S. 444-449.

7. Fedorova L.P., Sirotin D.V. Vozmozhny'e izm-eneniya v kadrovom menedzhmente predpriyatij v usloviyakh krizisa [Possible changes in the personnel management of enterprises in the crisis] // Sostoyanie i perspektivy' razvitiya gosudarstva i obshchestva usloviyakh modernizatsii: dialog nauki i praktiki: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (28 yanvarya 2015 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2015. Ch. 2. S. 207-211.

8. Chernenko I.M. Strategicheskoe upravlenie chelovecheskim kapitalom promy'shlennogo pred-priyatiya [Strategic management of human capital of an industrial enterprise]: avtoref. dis. ... kand. e'kon. nauk. Ekaterinburg: UFU im. B.N. El'cina, 2014. 24 s.

БАЙГУРЕНОВА Мариям Ахметжановна - кандидат экономических наук, доцент. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. Республика Казахстан. Караганда. Е-mail: guu-nigg@mail. ru.

МУСАТАЕВА Асемгуль Амангазиевна - доктор PhD, старший преподаватель. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. Республика Казахстан. Караганда. E-mail: guu-nigg@mail. ru.

BAYGURENOVA, Mariam Akhmetzhanovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor. Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz. Republic of Kazakhstan. Karaganda. E-mail: guu-nigg@mail.ru.

MUSATAYEVA, Asemgul Amangazievna - Doctor PhD, Senior Lecturer. Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz. Republic of Kazakhstan. Karaganda. E-mail: guu-nigg@mail.ru.

УДК 657

ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М.В. Барсукова, А.В. Николаева, Т.В. Столярова, Л.П. Федорова

Исследованы инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности, показана роль мониторинга, позволяющего оперативно отслеживать текущее состояние экономики, риск наступления потенциальных угроз в сопоставлении фактических параметров, которые характеризуют различные аспекты экономической безопасности, с их пороговыми значениями.

Оценен потенциал мониторинга для реализации преимуществ цифрового формата развития отраслей экономики; выявлены причины возникновения новых технологий мониторинга и управления рисками угроз безопасности из-за усложнения финансовых операций, внедрения инноваций, развития цифровой инфраструктуры. Определены возможности трансформации мониторинга экономической безопасности региона на основе применения цифровых форматов для проведения экспресс-анализа региональных кризисных ситуаций, осуществления их углубленного анализа, формирования информационного массива для прогнозирования угроз экономической безопасности в регионе. Авторами сделан вывод, что на основе результатов цифрового мониторинга экономической безопасности региона может быть реализован полноценный управленческий функционал государственного риск-менеджмента с разработкой комплекса мер, направленных на эффективное развитие региона.

Ключевые слова: инструменты мониторинга; экономическая безопасность; регион; цифровой формат; цифровая экономика; угрозы; управление; стабильность; эффективность.

M.V. Barsukova, A.V. Nikolaeva, T.V. Stolyarova, L.P. Fyodorova. MONITORING TOOLS TO IDENTIFY THREATS TO ECONOMIC SECURITY

The monitoring tools to identify threats to economic security are studied, the role of monitoring in comparing the actual parameters characterizing various aspects of economic security with their threshold values is shown, which allows to quickly monitor the current state of the economy and the risk of potential threats. The potential of monitoring for realization of advantages of the digital format of development of branches of economy is estimated; the reasons for the emergence of new technologies for monitoring and managing security risks due to the complexity of financial transactions, innovation, development of digital infrastructure are identified. Possibilities of transformation of monitoring of economic security of the region on the basis of application of digital formats for carrying out the Express analysis of regional crisis situations, implementation of their in-depth analysis, formation of an information array for forecasting of threats of economic security in the region are defined. The authors conclude that on the basis of the results of the digital monitoring of region economic security a full-fledged management functionality of state risk management with the development of a set of measures aimed at the effective development of the region can be implemented.

Keywords: monitoring tools; economic security; region; digital format; digital economy; threats; management; stability; efficiency.

Актуальность и практическая значимость проблематики исследования обуславливается спецификой типа регионального развития объекта исследования. Одной из задач обеспечения экономической безопасности в условиях меняющейся экономики в сторону цифровиза-ции становится выявление и предотвращение угроз с помощью инструментов мониторинга. Целью научного исследования является систематизация и обоснование рекомендаций по трансформации инструментов мониторинга по выявлению экономических угроз в регионе в современных условиях.

Системный, институциональный и синер-гетический подходы позволили рассмотреть процессы регионального мониторинга на основе его включения в систему регионального управления и направленность на обеспечение диагностики и всестороннего учета региональных особенностей экономической безопасности территории. В работе использовались общенаучные методы и инструменты научного познания.

Теоретико-методическим аспектам организации мониторинга и оценки экономической

безопасности уделялось внимание в работах А.Н. Бобрышева, М.Ю. Казакова, Г.В. Калининой, Н.А. Малиновской, И.О. Нагаслае-вой, Л.П Федоровой и др. [2-5]. Отдельные научные исследования охватывают различную проблематику осуществления мониторинга. Несмотря на значительный исследовательский интерес к региональной проблематике, прослеживается недостаточная проработка специфики мониторинга для оценки экономической безопасности на уровне отдельных регионов. Обобщение результатов исследований регионального мониторинга и экономической безопасности [2-5] позволило определить следующее:

1) система регионального мониторинга преимущественно состоит в анализе текущего социально-экономического положения региона;

2) по мере эволюции мониторинга прослеживается тенденция усложнения состава показателей развития;

3) усиление открытости и прозрачности системы мониторинга, ее процедур и результатов предполагает транспарентность информации;

4) мониторинг развития региональной си-

стемы преимущественно ориентирован на отображение экономического развития региона;

5) наличие нескольких субъектов мониторинга на региональном уровне приводит к дублированию информационных массивов.

Считаем, что управленческий мониторинг регионального развития обладает более мощным диагностическим и информационным потенциалом для оценки экономической безопасности региона (рис. 1).

Сопоставляя фактические параметры, характеризующие различные аспекты экономической безопасности, с их пороговыми значениями, мониторинг позволяет оперативно отслеживать текущее состояние экономики, ее стабильность функционирования, риск наступления потенциальных угроз. В условиях цифровой экономики меняются требования ко всей системе управления экономической безопасностью региона в рамках трансформации применяемых инструментов, подходов и методов. Цифровые технологии проникают во все сферы экономики, их значимость как драйвера развития очевидна по опыту стран, совершивших рывок в своем развитии, сделав ставку на поддержку цифровизации. Глобальные изменения, продуцируемые цифровыми техно-

логиями, расширили спектр проблем в сфере экономической безопасности, включая финансовую сферу региона. Эффективность управления рисками в рамках цифрового пространства обладает потенциалом для реализации преимуществ цифрового формата развития отраслей экономики. Для цифровой экономики характерны следующие черты:

1) наибольшей капитализацией и повышенным интересом у инвесторов пользуются активы интернет-компаний, имеющих значительный объем интеллектуальных ресурсов, способных генерировать высокую экономическую эффективность;

2) актуализация применения больших данных в экономической деятельности, сосредоточенных в базах данных, объектах интеллектуальной собственности, программном обеспечении, хотя в этих условиях возникает проблема обеспечения информационной безопасности;

3) преимущественно сетевые формы взаимодействия участников экономических отношений;

4) обмен данными приобретает всеобщий массовый характер, и, как следствие, неразвитые в информационном аспекте экономические субъекты утрачивают конкурентные позиции;

Рис. 1. Место мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности региона

5) развертывание масштабов цифровых угроз, зачастую приводящих к значительным финансовым, репутационным и временным затратам.

Проблематика обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере усугубляется активным внедрением инноваций, основанных на цифровых технологиях, способных решать задачи развития экономики региона и разрешать финансовые проблемы. Как следствие, финансовая цифровизация прежде всего должна охватить инфраструктуру привлечения инвестиций в регион и формирование благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов территории.

Происходит трансформация форматов организации различных процессов в рамках цифровой среды: на смену микрофинансовым организациям приходят платформы организации краудфандинга, обеспечивающие быструю аккумуляцию денежных средств потенциальных инвесторов для обеспечения старта инвестиционных проектов, криптовалюты разрушают санкционные барьеры международной торговли, а блокчейн прочно укрепился в системе оценки цифровых проектов. Банком России, как мегарегулятором, поддерживается идея расширения использования цифровых бизнес-моделей в различных процессах государственного финансового управления, включая такую его составляющую, как мониторинг угроз финансовой безопасности.

В этой сфере Банком России уже накоплен определенный опыт: с 2016 г. осуществляется мониторинг деятельности краутфандинговых платформ в рамках соответствия требованиям обеспечения прозрачности, достоверности и качества оказания финансовых услуг, своевременного и полного информационного обеспечения их пользователей и инвесторов. Основная логика реализации цифрового мониторинга краудфандинговых площадок заключается в выявлении рисков в этой сфере и содействии развитию их эффективных бизнес-моделей. Мониторинг охватит следующие направления, подлежащие регулированию:

- деятельность площадок, оценка выполнения требований к их владельцам и системе управления;

- требования к эмитентам ценных бумаг, предложенных с использованием площадки, и заемщикам;

- требования к кредиторам и инвесторам, использующим площадку.

Целевая установка системы цифрового мониторинга - оценить риски для заемщиков и инвесторов, возникающих в результате деятельности площадки, возможности использо-

вания мошеннических схем, включая потенциал создания финансовых пирамид. Согласно «дорожной карте», составленной Банком России, ряд краудфандинговых компаний, в том числе Р2Р-площадки (около 20 площадок), примут участие в тестировании требований к их деятельности. В частности, им необходимо сформировать капитал в размере не менее 10 млн руб., раскрыть бенефициаров с долями больше 10 %, провести анализ финансового состояния заемщиков и идентификацию инвесторов, разместить программное обеспечение на территории России и др.; вся полученная в результате мониторинга информация будет проанализирована и применена в последующей регуляторной деятельности.

Отметим, что деятельность мегарегулято-ра в сфере обеспечения безопасности финансовой системы базируется на нормативном регулировании, осуществляемом в двух проекциях: формирование стандартов и рекомендаций, разработка нормативных требований, обязательных к выполнению. Поэтому любая трансформационная процедура сопряжена с соответствующим нормативным регулированием, не исключением является и применение цифровых форматов мониторинга.

Реализуемый в настоящее время Банком России проект внедрения системы быстрых платежей является одним из примеров формирования цифровой финансовой инфраструктуры со встроенными инструментами мониторинга финансовой безопасности. Помимо основных функциональных задач - развитие рынка платежных услуг, предоставляемых на основе инновационных и комфортных в применении для потребителя сервисов, повышение уровня доступности финансовых услуг в любом регионе России, стране мира, развитие конкурентной среды, - система быстрых платежей позволит мегарегулятору осуществлять управление ликвидностью, отслеживать финансовые потоки в режиме 365/24/7.

С точки зрения обеспечения региональной экономической безопасности такая система позволяет исключить кассовый разрыв у юридических лиц вследствие незамедлительного получения средств и тем самым оказывает положительное влияние на платежные возможности организаций, усиливает ликвидность структуры активов как необходимую составляющую их финансовой стабильности. Дополнительный стимул в виде существенной экономии затрат на эквайринг несут субъекты малого и среднего предпринимательства, улучшая структуру своих затрат и становясь более доступными и открытыми для потребителей своих услуг.

В то же время сфера безналичных расчетов несет в себе угрозы развития кибермошенни-чества. В этих целях Банком России предпринимается масштабная нормотворческая работа. К примеру, разрабатывается механизм, позволяющий банкам приостанавливать транзакции в случае возникновения подозрений, что они совершаются без согласия клиента, что требует включения мощного модуля мониторинга отслеживания угроз подобного уровня. В Банке России функционирует Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере, предоставляющий банкам рекомендации по противостоянию киберугрозам. Обеспечено межведомственное взаимодействие ФинЦЕРТа с правоохранительными органами, государственной власти, компаниями-разработчиками программного обеспечения финансовой сферы в области организации и координации обмена информацией, анализа данных о фактах компьютерных атак субъектов финансовой системы, разработки рекомендаций в сфере обеспечения защиты при осуществлении переводов денежных средств.

Считаем необходимым выделить модули цифрового мониторинга, которые должны быть интегрированы в автоматизированную систему мониторинга киберугроз экономической безопасности в финансовой сфере на уровне каждого региона (рис. 2). Цифровиза-ция накладывает отпечаток на технологию осуществления функций регулирования, надзора и мониторинга за финансовыми организациями в рамках обеспечения стабильности функционирования региональных финансовых систем, и, одновременно с этим, повышение эффективности исполнения регуляторных требований

организациями финансового сектора становится одним из важнейших факторов их конкурентоспособности. Усложнение финансовых операций, внедрение финансовых инноваций, основанных на цифровых технологиях и значительном объеме экономической безопасности в финансовой сфере на уровне региона обрабатываемых данных, развитие цифровой инфраструктуры и необходимость соответствия требованиям приводит к возникновению новых технологий мониторинга и управления рисками угроз финансовой безопасности (таблица).

Повышение транспарентности регионального финансового сектора и создание эффективной надзорной среды может быть достигнуто посредством датацентричного подхода взаимодействия регулятора с поднадзорными организациями. Поэтому спектр направлений применения решений SupTech Банком России и его территориальными подразделениями может быть расширен в рамках следующих направлений:

1) анализ аффилированности заемщиков;

2) прогнозирование спроса на наличные деньги;

3) предиктивный анализ стабильности кредитных и иных организаций на основе их платежных данных;

4) потрансакционный онлайн-анализ данных кредитных организаций в части операций участников финансового рынка с целью выявления случаев мошенничества.

Банком России реализуется проект по созданию регулятивной площадки как механизма апробации инновационных финансовых технологий, продуктов, услуг, что связывают с необходимостью содействия их развитию с

Рис. 2. Модули цифрового мониторинга, предлагаемые к интегрированию в автоматизированную систему мониторинга киберугроз

Новые технологии мониторинга и управления рисками угроз финансовой безопасности

Характернзующий параметр RegTech (regulatory technology) SupTech (supervision technology)

Содержание технологии Использование финансовыми организациями инновационных технологий для повышения эффективности выполнения регуляторных требований и управления рисками Использование регуляторами инновационных технологий (Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект, облачные технологии и др.) для повышения эффективности процессов регулирования, надзора и мониторинга деятельности участников финансового рынка

Сфера применения 1) идентификация клиента (проведение процедур KYC -Know уош customer); 2) выявление подозрительной активности и предотвращение мошенничества; 3) автоматизация процедур подготовки и сдачи отчетности; 4) комплекс-контроль 1) автоматизация и упрощение административных процедур, осуществляемых финансовым регулятором: 2) перевод данных и инструментов взаимодействия с участниками финансового рынка в цифровой формат; 3) повышение достоверности и качества отчетной информации; 4) совершенствование системы поддержки принятия решений; 5) анализ взаимосвязей, обработка неструктурированных данных, в т.ч. из внешних источников, и использование полученных результатов для обнаружения противоправных действий на финансовом рынке и прогнозирования потенциальных рисков

учетом требований обеспечения стабильности финансовой системы и защиты прав потребителей, сокращения времени на их внедрение в условиях потенциально более низких затрат, высокого уровня доступности и повышенного уровня безопасности. Достижение целей создания цифровой регулятивной площадки позволит успешно пилотировать инновационные финансовые технологии и продукты, оценивать допустимость их внедрения, анализировать риски их использования, формировать модели угроз их использования и разрабатывать меры по их предотвращению уже на стадии пилотирования.

Пилотирование может быть осуществлено в двух форматах:

1) тестирование - моделирование целевого процесса применения технологии, продукта при отсутствии рисков для потребителей;

2) ограниченный регулятивный эксперимент - реализация целевого процесса применения технологии, продукта в реальных условиях под контролем Банка России совместно с заинтересованными органами государственной власти и управления.

Считаем, что необходима общая логика осуществления цифрового мониторинга экономической безопасности региона, включая все ее сферы. Очевидно, что система регионального мониторинга должна быть встроена в общую систему мониторинга мегарегулятора для формирования базы данных, их использования

для формирования отчетно-аналитических материалов и принятия управленческих решений в сфере обеспечения финансовой безопасности и контрольно-надзорной деятельности.

Применяемая информационная система должна обладать развитой методологией выявления и оценки угроз, расчета пороговых значений индикаторов финансовой безопасности, обладать открытостью для сбора данных о внешней среде с последующей фильтрацией риск-факторов. Последнее законодательное требование - информационный продукт должен иметь российское происхождение и реа-лизовываться на основе отечественных информационных технологий [1]. Немаловажным требованием является обеспечение интеграции всех участников мониторинга, с одной стороны, и обеспечение их информационной безопасности и защиты данных, - с другой.

Результат цифровой трансформации системы мониторинга глобален с точки зрения возможностей: обеспечивается быстрый и своевременный мониторинг угроз экономической безопасности в финансовой сфере, формируется значительный информационный массив, обеспечивается его автоматическая аналитика, применяемая для принятия соответствующих управленческих решений на уровне региона, определяется рейтинг субъектов РФ по обеспечению уровня экономической безопасности, что ложится в основу принятия

стимулирующих мер и системных решений для развития механизма и инструментария ее обеспечения. Трансформация мониторинга экономической безопасности финансового сектора региона на основе применения цифровых форматов позволяет:

- проводить экспресс-анализ региональных кризисных ситуаций в финансовой системе с ранжированием территорий внутри региона;

- осуществлять углубленный анализ кризисных ситуаций по областям жизнедеятельности для обоснования комплекса мер по локализации и нейтрализации очагов кризисных ситуаций в регионе;

- формировать информационный массив для осуществления прогнозирования угроз экономической безопасности.

Таким образом, на основе результатов цифрового мониторинга экономической безопасности региона может быть реализован полноценный управленческий функционал государственного риск-менеджмента с разработкой комплекса мер, направленных на преодоление кризисного состояния и устранение опасных отклонений от пороговых значений показателей экономической безопасности региона. Это станет основой для достижения устойчивости социально-экономического развития региональной системы, ее адаптированности к негативному влиянию внешних и внутренних факторов, провоцирующих угрозы ее стабильному существованию и успешному развитию.

Список литературы

1. Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ: распоряжение Правительства № 806-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. КалининаГ.В., АндреевВ.В., Литвинова О.В., Федорова Л.П. Теоретические понятия экономической безопасности организации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 52-55.

3. Литвинова О.В., КалининаГ.В., АндреевВ.В.,

Федорова Л.П. Методические подходы к оценке экономической безопасности предприятия // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 62-65.

4. Малиновская Н.А., Нагаслаева И.О. Исследование системы мониторинга социально-экономического развития региона // Известия Юго-Западного гос. ун-та. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2014. № 2. С. 48-56.

5. Попова О.А., Малиновская Н.А., Нагаслаева И.О. Анализ системы мониторинга социально-экономического развития региона // Вестник ЗабГУ. Экономические науки. 2015. № 1 (116). С. 142-150.

References

1. Ob organizatsii i provedenii monitoringa protsessov v real'nom sektore e'konomiki, finanso-vo-bankovskoj i sotsial'noj sferakh sub''ektov RF: rasporyazhenie Pravitel'stva № 806-r. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

2. Kalinina G.V., Andreev VV., Litvinova O.V., Fyo-dorova L.P. Teoreticheskie ponyatiya e'konomi-cheskoj bezopasnosti organizatsii [Theoretical concepts of economic security of the organization] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 3 (25). S. 52-55.

3. Litvinova O.V., Kalinina G.V., Andreyev V.V., Fyodorova L.P. Metodicheskie podkhody' k otsenke e'konomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya [Me-todological approaches to the assessment of economic security of the enterprise] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 3 (25). S. 62-65.

4. Malinovskaya N.A., Nagaslaeva I.O. Issle-dovanie sistemy' monitoringa sotsial'no-e'kono-micheskogo razvitiya regiona [Study of the monitoring system of socio-economic development of the region] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gos. un-ta. Seriya «E'konomika. Sotsiologiya. Menedzhment». 2014. № 2. S. 48-56.

5. Popova O.A., Malinovskaya N.A., Nagaslaeva I.O. Analiz sistemy' monitoringa sotsial'no-e'konomicheskogo razvitiya regiona [Analysis of the monitoring system of sotsio-economic development of the region] // Vestnik ZabGU. Ekonomicheskie nauki. 2015. № 1 (116). S. 142-150.

БАРСУКОВА Марина Вячеславна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

НИКОЛАЕВА Анастасия Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@ mail. ru.

СТОЛЯРОВА Татьяна Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

BARSUKOVA, Marina Vjacheslavna - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NIKOLAEVA, Anastasia Vladimirovna - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

STOLYAROVA, Tatyana Vladimirovna - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

FYODOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

УДК 339.9

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

А.Г. Белов

В статье представлен текущий анализ санкционных мероприятий в отношении Российской Федерации, правительственных чиновников, представителей российского предпринимательства и российской олигархии. Эти меры анализируются как системные действия Запада против прорывной политики России. По своей сути они являются ничем иным, как элементами протекционизма и политически мотивированных ограничений.

Методы экономического (здесь можно сказать санкционого) давления США на другие страны направлены на осуществление лозунга «Маке America great», но когда до выборов президента остается чуть более года, происходит корректировка лозунга - «Keep America great». Если бы авторы этих лозунгов были более политкорректными, то в лозунге вместо «America» (это название континента) должно было быть название страны «USA».

Протекционизм и политически мотивированные экономические ограничения со стороны США в отношении СССР и Российской Федерации были и остаются перманентными. Большинство санкций Евросоюза в отношении Российской Федерации носят символический характер и инициируются США. Несмотря на все это, Российская Федерация включена в список самых привлекательных для инвесторов рынков среди развивающихся стран.

В настоящее время эффективность санкционных ограничений падает. Если при президенте США Б. Обаме объем внешней торговли между США и Россией упал до 20 %, то при Д. Трампе он вырос на 5 %.

Ключевые слова: санкционные ограничения; экономический рост; низкая процентная ставка; индекс глобальной конкурентоспособности; коммерческий инвестиционный проект; высокодоходные ценные бумаги; протекционизм; политически мотивированные ограничения.

A.G. Belov. ANALYTICAL REVIEW OF SANCTIONS RESTRICTIONS AGAINST RUSSIA

This article provides an ongoing analysis of sanctions measures against the Russian Federation, government officials and representatives of Russian business, the Russian oligarchy. These measures are analyzed as systemic actions of the West against Russia's breakthrough policy. At their core, they are nothing more than elements of protectionism and politically motivated restrictions.

The USA methods of economic (here we can say sanctioned) pressure on other countries are aimed at implementing the slogan «make America great», but when the presidential election is just over a year, there is an adjustment of the slogan - «Keep America great». If the authors of these slogans would be more politically correct, the slogan instead of «America» (the same name of the continent) should be the name of the country «USA».

Protectionism and politically motivated economic constraints on the part of the United States against the Soviet Union and the Russian Federation were and remain permanent. Most of the EU sanctions against the Russian Federation are symbolic and they are pressed by the United States. Despite all this, the Russian Federation is included in the list of the most attractive markets for investors among developing countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.