Научная статья на тему 'Инструменты исследования состояния рынка молочной продукции в Иркутской области'

Инструменты исследования состояния рынка молочной продукции в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / PRODUCTION PROCESS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / АГРОМАРКЕТИНГ / FARM MARKETING / СПРОС / DEMAND / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морнова Юлия Викторовна

Современные социально-экономические условия российской экономики свидетельствуют о необходимости применения инновационных методов стимулирования импортозамещения сельскохозяйственной продукции. В статье рассматривается актуальная сегодня проблема производства конкурентоспособной мясомолочной продукции на региональном рынке Иркутской области. Обоснована необходимость применения инновационных механизмов инвестиционного обеспечения производственных процессов предприятий по производству молочной продукции. В целях обеспечения эффективной инвестиционной деятельности необходимо разработать методы исследования спроса и предложения регионального рынка молочной продукции, что позволит обеспечить эффективность инвестиционных вложений. Предлагаются механизмы исследования спроса и предложения, которые, по нашему мнению, целесообразно использовать при исследовании соответствия предложения молочных продуктов их спросу на региональном рынке. Практическая значимость исследования емкости рынка состоит в получении данных о состоянии регионального рынка сельскохозяйственной продукции, что является необходимым условием разработки инвестиционных проектов, направленных на обеспечение эффективной деятельности сельскохозяйственных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF RESEARCH OF THE CONDITION OF THE MARKET DAIRY PRODUCTS OF THE IRKUTSK REGION

Modern socio-economic conditions of the Russian economy show the need for innovative methods to promote import substitution of agricultural products. The article considers the topical issue of competitive production of meat and dairy products in the regional market of the Irkutsk region. The necessity of the use of innovative investment mechanisms of production processes of enterprises producing dairy products. In order to ensure effective investment activity there is a need in the development and application of methods for the study of supply and demand of the regional market of dairy products that will ensure the efficiency of investments. In the article the author has proposed a mechanism of the study of supply and demand, which, in our opinion, should be used inthe investigation of compliance with proposal dairy products to their demand in the regional market. The practical significance of this method of research of market capacity is to obtain data about the state of the regional market of agricultural products, which is a necessary condition of development of investment projects aimed at ensuring effective activity of agricultural enterprises.

Текст научной работы на тему «Инструменты исследования состояния рынка молочной продукции в Иркутской области»

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

УДК 330.322. JEL С 51, С53

Ю.В. Морнова

Братский государственный университет ул. Макаренко, 40, Братск, 665709, Россия

mit@brstu.ru

ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Современные социально-экономические условия российской экономики свидетельствуют о необходимости применения инновационных методов стимулирования импортозамещения сельскохозяйственной продукции. В статье рассматривается актуальная сегодня проблема производства конкурентоспособной мясомолочной продукции на региональном рынке Иркутской области. Обоснована необходимость применения инновационных механизмов инвестиционного обеспечения производственных процессов предприятий по производству молочной продукции. В целях обеспечения эффективной инвестиционной деятельности необходимо разработать методы исследования спроса и предложения регионального рынка молочной продукции, что позволит обеспечить эффективность инвестиционных вложений. Предлагаются механизмы исследования спроса и предложения, которые, по нашему мнению, целесообразно использовать при исследовании соответствия предложения молочных продуктов их спросу на региональном рынке. Практическая значимость исследования емкости рынка состоит в получении данных о состоянии регионального рынка сельскохозяйственной продукции, что является необходимым условием разработки инвестиционных проектов, направленных на обеспечение эффективной деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Ключевые слова: производственный процесс, инвестиции, агромаркетинг, спрос, предложение.

На современном этапе развития экономики Российской Федерации одной из приоритетных стратегических задач является обеспечение продовольственной безопасности страны. Достижение данной цели заключается, прежде всего, в обеспечении населения страны основными продуктами питания. Актуальной проблемой является низкий уровень производства и предложения конкурентоспособной продукции сельскохозяйственной отрасли, произведенной на территории региона.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед представителями региональных уровней власти, - это необходимость разработки инновационных механизмов аграрной политики, которые в ближайшие годы должны обеспечить рост конкурентоспособности продукции, стимулирования импортозамещения сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения населения регионов страны необходимыми продуктами питания.

Иркутская область представляет собой крупнейший индустриальный регион с огромным потенциалом развития мясомолочной продукции. По данным анализа состояния рынка сельскохозяйственной продукции Иркутской области за 2008-2013 гг., уровень предложения мясомолочной продукции в регионе уступает в развитии другим регионам страны (Красноярский, Алтайский края). Исследование уровня обеспеченности населения Иркутской области продуктами питания показывает: по производству мяса говядины регион обеспечивает себя

Морнова Ю. В. Инструменты исследования состояния рынка молочной продукции в Иркутской области // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 41-46.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Том 15, выпуск 4 © Ю. В. Морнова, 2015

на 58 %, свинины - 55 %, молока и молочных продуктов - 82 %. Объемы выпуска яйца оцениваются в 160 % от потребности Иркутской области. Этот товар реализуется и за пределы региона. Мясом птицы население Иркутской области обеспечено на 100 %, картофелем - на 100 %, овощами - 74 % 1. Следовательно, можно сделать вывод, что проблемной зоной остается деятельность субъектов мясомолочной отрасли агропромышленного комплекса (АПК).

На наш взгляд, одним из препятствий на пути развития является высокий уровень потребления мясомолочной продукции, производимой не только соседними регионами, но и зарубежными производителями. Данные, предоставленные Иркутской таможенной организацией, показывают, что поставщиками 25 % говядины на рынок Иркутской области являются Бразилия, Парагвай, Уругвай, страны Европы. Около 30 % свинины поставляется из Бурятии, Беларуси, Бразилии, Дании 2.

В соответствии с Государственной программой Иркутской области «Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики на 2014-2020 гг.» перед представителями региональных органов власти стоят задачи: «Обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Иркутской области, повышение уровня продовольственной безопасности», «поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2014-2018 гг.

Важно отметить, в современных экономических условиях развитие предприятий отрасли АПК Иркутской области находится на достаточно низком уровне, не позволяющем обеспечить население региона необходимыми продуктами питания.

Выполнению задач Правительства Иркутской области по производству в регионе конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции может способствовать разработка и реализация инновационной программы инвестиционной поддержки производственных процессов предприятий малых форм хозяйствования отрасли АПК. Программа включает эффективную инвестиционную политику в области совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства, а также применение методов стратегического управления предприятиями АПК, ориентированных на мобилизацию конкурентных преимуществ и адаптированных к внешним условиям рынка данной отрасли.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что производственное предпринимательство, ориентированное только на традиционалистский подход, в особенности в промышленности, успешным быть не может. На определенном этапе предприниматель обязательно сталкивается с необходимостью нововведений [1. С. 27].

На начальных этапах разработки программы по реализации инвестиционной поддержки производственных процессов предприятий по производству молочной продукции, особенно на начальных стадиях функционирования, необходимо учитывать особенности воспроизводства молочного подкомплекса сельскохозяйственной отрасли.

В силу своей специфики молочная продукция требует немедленной переработки и скорейшего доведения продукции до потребителя. Следовательно, для эффективной организации деятельности предприятий молочной промышленности необходимо применение методов агромаркетинговых исследований, результаты которых могут быть использованы для выработки сбытовой политики предприятия.

Реализация функций маркетинга в агробизнесе и прежде всего изучение рынка, его прогнозирование, стратегическое и тактическое планирование маркетинга, формирование спроса и стимулирование сбыта в значительной мере зависят от особенностей спроса на сельскохозяйственную продукцию. Конечным для агропромышленного комплекса и всего агробизнеса является спрос на продукты питания. Именно он определяет спрос на сельскохозяйственную продукцию, а через него на ресурсы для сельского хозяйства [2. С. 94].

В ходе проведения оценки текущего и перспективного спроса на молочную продукцию в Иркутской области необходимо определить факторы, влияющие на формирование спроса. К ним относятся: цена на продукты мясной и молочной промышленности, а также продук-

1 http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/statistics/foreign_trade/

2 http://stu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=179:2012-12-27-01-28-15&Itemid=254&layout=default

цию их переработки; потребительские вкусы и предпочтения; величина доходов населения и удельный вес расходов на продукты питания в общей сумме расходов; спрос и цены на сопряженные товары; географические факторы.

На основании вышеизложенных факторов нами предложен механизм качественного и количественного анализа спроса молочной продукции на региональном рынке (рис. 1).

Рис. 1. Механизм исследования спроса молочных продуктов на микроэкономическом уровне

Рис. 2. Механизм исследования предложения молочной продукции на микроэкономическом уровне

По нашему мнению, применение данного механизма исследования спроса на молочную продукцию в регионе позволит определить:

• фактический уровень потребления молочных продуктов в год на 1 человека;

• реальную цену каждой единицы молочной продукции в исследуемый период;

• уровень среднедушевого потребления молока и его производных;

• зависимость потребления молока и молочных продуктов населением региона от дохода покупателя;

• стратегию стимулирования спроса на региональном рынке молочной продукции.

При исследовании рынка молочной продукции на уровне региона важным элементом является предложение продуктов. При этом рыночное предложение формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. Кроме того, важно отметить, что объем предложения товара на рынке зависит от следующих факторов: издержки производства и обращение данного товара (с учетом стоимости затраченных ресурсов), научно-технический прогресс, потребности населения и спрос, потребительские ожидания изменения цен в будущем, уровень конкуренции на рынке [3. С. 78].

Механизм исследования предложения на региональном рынке молочной продукции представлен на рис. 2.

По нашему мнению, применение данного механизма исследования предложения на рынке молочной продукции в регионе позволит:

• оценить уровень производства молока и его производных в регионе в исследуемый период на одного жителя;

• разделить рынок на отдельные сегменты в соответствии с мотивацией потребителей и их специфическими признаками;

• оценить конкуренцию на рынке молочной продукции на уровне региона;

• оценить объем ввозимой молочной продукции из других регионов;

• сформировать прогноз оптимального объема предложения продукции с учетом применения стратегии регулирования уровня предложения продукции на региональном рынке.

Таким образом, в ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

• в процессе разработки стратегии исследования регионального рынка молочной продукции возникает необходимость в применении эффективных методов исследования емкости рынка. В результате исследования методических аспектов анализа рынка молочной продукции на уровне региона предложены инструменты оценки спроса и предложения. По нашему мнению, применение данных механизмов исследования рынка молочной продукции позволяет определить способность предприятия полностью удовлетворять спрос потребителя, что в условиях рынка становится одной из основных целей производителя;

• практическая значимость предложенных нами механизмов исследования спроса и предложения состоит в получении наиболее информативных показателей обеспечения потребителей молочной продукцией на территории региона, что является необходимым условием оценки инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий Иркутской области.

Список литературы

1. Потаев В. С. Организация предпринимательской деятельности: Курс лекций. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2009. 159 с.

2. Барановский А. И., Глебова Н. М., Косенчук О. В., Быкова Е. А. Маркетинг в сфере агробизнеса: Учеб. пособие экон. спец. Омск: Ом. экон. ин-т», 2010. 252 с.

3. Ишмуратов М. М., Ишмуратов А. М., Нуралиев С. У. Продовольственный рынок: формирование, развитие и государственное регулирование. М.: ФГУ РЦСК, 2006. 437 с.

Материал поступил в редколлегию 08.05.2015

Yu. V. Mornova

Bratsk State University 40, Makarenko Str., Bratsk, 665709, Russian Federation

mit@brstu.ru

INSTRUMENTS OF RESEARCH OF THE CONDITION OF THE MARKET DAIRY PRODUCTS OF THE IRKUTSK REGION

Modern socio-economic conditions of the Russian economy show the need for innovative methods to promote import substitution of agricultural products. The article considers the topical issue of competitive production of meat and dairy products in the regional market of the Irkutsk region. The necessity of the use of innovative investment mechanisms of production processes of enterprises producing dairy products. In order to ensure effective investment activity there is a need in the development and application of methods for the study of supply and demand of the regional market of dairy products that will ensure the efficiency of investments. In the article the author has proposed a mechanism of the study of supply and demand, which, in our opinion, should be used inthe investigation of compliance with proposal dairy products to their demand in the regional market. The practical significance of this method of research of market capacity is to obtain data about the state of the regional market of agricultural products, which is a necessary condition of development of investment projects aimed at ensuring effective activity of agricultural enterprises.

Keywords: production process, investment, farm marketing, demand, supply.

References

1. Potaev V. S. Organizacija predprinimatel'skoj dejatel'nosti: kurs leksij [Organization of business]. Ulan-Ude, 2009, 159 p.

2. Baranovskij A. I., Glebova N. M., Kozenchuk O. V., Bykova E. A. Marketing v sfere agrobi-znesa: ucheb. posobie [Marketing of agribusiness]. Omsk, 2010, 252 p.

3. Ishmuratov M. M., Ishmuratov A. M., Nuraliev S. U. Prodovol'stvennyj rynok: formirovanie, razvitie I gosudarstvennoe regulirovanie [Food market: formation, development and state regulation]. Moscow, 2006, 437 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.