Научная статья на тему 'Инструменты инновационного развития: открытые инновации и краудсорсинг'

Инструменты инновационного развития: открытые инновации и краудсорсинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДСОРСИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / OPEN INNOVATIONS / CROWDSOURCING / CROWDSOURCING PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов К.О., Соколова М.И., Живулько С.А.

В статье рассматривается роль краудсорсинга и открытых инноваций как инструментов инновационного развития промышленного предприятия. Определены основные формы краудсорсинга (сообщество специалистов; «продуктовое сообщество»; сообщество участников конкурса; удаленное сообщество работников). Выявлены предпосылки возникновения открытых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF INNOVATION DEVELOPMENT: OPEN INNOVATIONS AND CRAWSORSING

The article examines the role of crowdsourcing and open innovation as tools for the innovative development of an industrial enterprise. The main forms of crowdsourcing (community of specialists, "product community", community of participants of the competition, remote community of workers) are defined. The prerequisites for the emergence of open innovations are revealed.

Текст научной работы на тему «Инструменты инновационного развития: открытые инновации и краудсорсинг»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 315.422.42. JEL: D71

ББК 65.292

ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ И

КРАУДСОРСИНГ

Соколов К.О., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

e-mail: sokolov_k@mail.ru Соколова М.И., доцент ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) e-mail: somaig@mail. ru Живулько С.А., студент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

e-mail: szivulko@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается роль краудсорсинга и открытых инноваций как инструментов инновационного развития промышленного предприятия. Определены основные формы краудсорсинга (сообщество специалистов; «продуктовое сообщество»; сообщество участников конкурса; удаленное сообщество работников). Выявлены предпосылки возникновения открытых инноваций.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие, открытые инновации, краудсорсинг, краудсорсинговый проект.

Ключевым вызовом для многих организаций является задача быть более инновационными, чем их конкуренты. Быть среди тех, кто первым прокладывает новые пути и реализует новые идеи, часто является решающим фактором успеха в глобальной экономике. В этом контексте важную роль играет краудсорсинг - явление, которое приобрело значительную популярность за последние годы. Краудсорсинг - неологизм, созданный из слов crowd - «толпа» и sousing - «использование ресурсов», описывает возможности использования человеческих ресурсов в решении разнообразных задач. «Краудсорсинг - это инструмент решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом на основе способности онлайн-сообщества экспертов генерировать новые знания»1.

Организации, использующие краудсорсинг, получают доступ к новым идеям и решениям, более глубокому вовлечению потребителей, возможностям совместного создания, оптимизации задач и снижению затрат. Интернет и социальные сети приблизили организации к своим потребителям, заложив основу для новых способов сотрудничества и создания ценности.

В настоящее время известны следующие формы краудсорсинга (способы организации сообщества экспертов).

1. Сообщество специалистов. Данное сообщество объединяет специалистов в определенной отрасли знания (например, обработка металлов давлением, животноводство, травматология и др.). Главными мотивами участия специалистов в краудсорсинговых проектах являются желание учиться и возможность улучшить свою репутацию в сообществе коллег. Для участия в краудсорсинговых проектах могут привлекаться специалисты со всего мира, у которых есть интересы и мотивация.

Основное направление деятельности экспертов - генерация идей создания новых продуктов (товаров, услуг и технологий), поиск перспективных направлений развития

отраслей знания. Преимуществом сообщества специалистов является широкий спектр знаний, навыков и опыта экспертов. Сообщество специалистов наиболее эффективно работает, когда участники могут накапливать и рекомбинировать идеи, свободно обмениваясь информацией, поэтому правовая защита результатов интеллектуальной собственности (РИД) практически невозможна.

2. «Продуктовое» сообщество. Данное сообщество создается заинтересованной стороной для доработки и продвижения собственной продукции. Значительную часть сообщества экспертов, наряду со специалистами, могут составлять потребители продукции.

Одно из основных направлений деятельности «продуктового» сообщества - это создание сопутствующих товаров и услуг к основному товару/услуге. Главным условием эффективного использования экспертов для создания сопутствующих товаров и услуг является предоставление полной и достоверной информации об основном продукте. Грамотное использование ресурсов «продуктового» сообщества может обеспечить организации-инициатору мощные конкурентные преимущества на рынке определенной продукции.

3. Сообщество участников конкурса. Организация конкурса является одним из самых простых способов использования знаний и опыта сообщества экспертов. Организаторы конкурса должны объявить проблему, выносимую на обсуждение и озвучить форму и размер вознаграждения, а также другие условия конкурса.

Конкурсы приносят значимый положительный результат, когда проблема сложная или новая или не имеет установленных методов решения, когда неясно, какая комбинация навыков или даже какой технический подход приведет к лучшему решению проблемы. Запуск конкурса сродни запуску серии независимых экспериментов. Это особенно актуально, когда вы не знаете заранее, как будет выглядеть оптимальное решение.

4. Удаленное сообщество работников. Участников данного сообщества не вполне корректно называть экспертами, так как они не участвуют в обсуждении вопросов на краудсорсинговых платформах. Участники удаленного сообщества работников используются для выполнения задач, которые человек может выполнять лучше, чем компьютер, например, идентифицировать людей на фотографиях. Как правило, это повторяющиеся задачи, требующие человеческого интеллекта, но для решения которых было бы трудным и дорогостоящим нанимать штатных сотрудников. По сути удаленное сообщество работников является временным трудовым коллективом, доступным по требованию. Использование удаленного сообщества работников является способом масштабирования бизнеса.

Очевидно, что краудсорсинг будет наиболее востребован на этапе генерации идей. Новые идеи постоянно появляются в сети Интернет, что заставляет компании использовать краудсорсинг и учиться извлекать из этого максимальную выгоду, в том числе в виде новых знаний. Интернет обеспечивает легкую связь с экспертами и при правильном применении, он способен обеспечивать фирмы новыми идеями и знаниями для решения возникающих проблем.

Если организация не обладает конструкторской или технологической службами, производственными мощностями для разработки и производства инновационной продукции, с помощью краудсорсинга можно найти оптимальное решение этих проблем. Сообщество экспертов поможет организации наилучшим образом разместить заказы на разработку и производство у внешних исполнителей или найти партнеров для совместной деятельности.

В настоящее время принято различать модели закрытых и открытых инноваций. В 20 в. компании работали, используя модель закрытых инноваций, в соответствии с которой все необходимые инновационные продукты разрабатывались учеными в рамках компаний, в которых они работали. Однако в 21 в. под воздействием ряда факторов ситуация начала меняться. Основные предпосылки возникновения открытых инноваций: - интенсивное развитие средств коммуникаций;

- недоступность значительной части имеющейся информации;

- создание и развитие открытого рынка интеллектуальной собственности;

- невозможность использования части объектов интеллектуальной собственности

(ОИС) по причине отсутствия у организации необходимых ресурсов, что, как

правило, приводило к потере ОИС в результате морального старения.

Генри Чезбро первый предложил использовать термин «открытые инновации», определив его как «парадигму, согласно которой фирмы, в своих усилиях усовершенствовать собственные технологии, могут и должны использовать внешние идеи и внутренние и внешние способы продвижения на рынки»2.

Ключевое отличие от закрытых инноваций - интеллектуальная собственность не закрыта от конкурентов, а выведена на рынок как товар. «Последователь закрытых инноваций на рынке - это шахматист, который просчитывает несколько ходов вперед, а представитель открытых инноваций - это игрок в покер, который ждет прихода следующей карты и не знает, что произойдет на самом деле»3.

Модель открытых инноваций позволяет компаниям использовать внешние источники идей и технологий. Существует пять основных форм того, как может осуществляться процесс открытых инноваций:

1. привнесение знаний извне;

2. передача знаний;

3. партнерство;

4. венчурное предпринимательство;

с "4

5. инновации по инициативе пользователей4.

Основная проблема, которую призваны решать открытые инновации - это проблема высоких затрат на разработку и внедрение инноваций.

В качестве примера практического использования модели открытых инноваций рассмотрим опыт инновационной деятельности компании Procter & Gamble (P&G). P&G -крупная компания, которая работает в более чем 80 странах и насчитывает почти 140 000 сотрудников. Некоторые известные бренды принадлежат этой компании, например: Pampers, Ariel, Pantene и Pringles (www.pg.com).

P&G работает на конкурентном, зрелом глобальном рынке. Компания постоянно ищет новые идеи. P&G инвестирует 4% от объема мировых продаж в исследования и разработки, 7 500 ученых работают в 22 исследовательских центрах, P&G владеет 24 000 патентов по всему миру и ежегодно получает в среднем 3 800 новых патентов. Кроме того, компания является одним из крупнейших мировых держателей патентов.

В 1999 г. P&G запустила новую стратегию под названием «Организация 2005», которая является частью программы Connect and Develop. «Организация 2005» была основана на признании того, что большинство решений существующих проблем P&G лежат вне компании. Переход на использование внешнего информационного ресурса и изменение культуры в P&G для поощрения поиска решений вне компании в сфере инноваций приводит к открытому инновационному видению. Цель этой стратегии - стимулировать создание и практическое использование инноваций, сделав внутренне ориентированные и фрагментированные коммуникации P&G в большей степени ориентированными на внешнюю среду. Для реализации стратегии «Организация 2005», P&G создала так называемую Технологическую Группу (TAG). Эта группа должна искать новые технологии из внешних источников и сосредоточиться на лицензировании для увеличения отдачи от инвестиций в P&G. Для P&G стратегия имела большой успех, в результате чего появилось более 2 200 идей для разработки новых и совершенствовании существующих продуктов.

После внедрения программы Connect and Develop P&G уделяет больше внимания сотрудничеству с внешними партнерами и более эффективному использованию патентов, которые P&G уже имеет. До этой программы в продуктах использовались менее 10% принадлежащих P&G технологий. Программа Connect and Develop помогает создавать, передавать и использовать знания.

Программа Connect & Develop позволяет связать внутренние и внешние ресурсы при разработке новых технологий. Сотрудники P&G могут связываться друг с другом находясь в любой точке мира с помощью так называемой «InnovationNet» (внутренняя сеть). Помимо международного обмена информацией, цель P&G заключается в содействии коммуникации внутри и между «сообществами практиков».

P&G также создала сеть «Технологии предпринимательства». Группа из 70 человек помогает связать P&G с внешними информационными ресурсами в сфере инноваций.

В 1995 г. P&G запустила «Ultimate Supply System». Эта система призвана упростить связь с поставщиками, повышая важность управления цепочками поставок. Цель состоит в том, чтобы «значительно увеличить продажи, сократить расходы, увеличить денежный поток и, в конечном итоге, обеспечить создание правильного продукта в нужное время по правильной цене для наших клиентов»5.

P&G также имеет группу исследователей внутренних операций, которая разрабатывает цепочки поставок с использованием методов оптимизации и моделирования. Эта группа называется «Глобальная аналитика». Сотрудники группы синхронизируют циклы планирования и производственные графики и решают проблемы использования мощностей.

Поскольку P&G работает на рынке потребительских товаров, дизайн упаковки очень важен. Именно по этой причине P&G имеет группу под названием Create Innovate, которая создает новый дизайн для упаковки. Кроме того, используя компьютерные технологии, они визуализируют прототипы, чтобы согласовать дизайн упаковки с потребителями. Для Create Innovate «мозговой штурм» - главная методика работы. Если у них есть хорошая идея, модель может быть разработана через один-два дня. Команды экспертов по всему миру исследуют виртуальную модель и могут давать положительные и/или отрицательные комментарии.

Может показаться, что это новый феномен, однако основные практики краудсорсинга и открытых инноваций существуют уже много веков. Известно, что Оксфордский словарь английского языка создавался в конце 18 в. на основе открытого обращения профессора Джеймса Мюррея, с просьбой к тысячам добровольцев из англоязычного мира собирать и отправлять ему идиомы и фразы.

До недавнего времени «традиционные» корпорации наблюдали за открытыми инновациями и краудсорсинговыми инициативами со стороны, при этом очень немногие принимали в этом непосредственное участие. Однако есть признаки того, что в последние годы все больше и больше компаний используют краудсорсинг и открытые инновации в качестве драйверов экономического роста.

Положительный эффект от использования краудсорсинга и открытых инноваций обусловлен:

- снижением затрат на продвижение инновационной продукции;

- получением новых знаний работниками компании;

- сокращением сроков выхода инновационной продукции на рынок;

- повышением качества продукции, если партнерами по краудсорсингу и открытым инновациям являются клиенты компании;

- вовлечением потребителей в процесс разработки и продвижения инновационной продукции.

Примечания

1 Соколов, К.О., Соколова, М.И. Источники новых знаний: краудсорсинг// Управление в современных системах. - 2017. - № 5 (16). - С. 39-45.

2 Seely John and John Hagel. Creation Nets: Harnessing the Potential of Open Innovation:

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.johnhagel.com/creationnets.pdf

3 Щербаков, А. Open innovation: российские перспективы. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hse.ru/news/27368841.html

4 Гросфелд, Т., Роландт, Т. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт - 2008. -Т. 2. - № 1. - C. 20-28

5 Официальный сайт компании Procter & Gamble [Электронный ресурс]. - URL: https://www.procterandgamble.ru/ru-RU/who-we-are/our-approach

TOOLS OF INNOVATION DEVELOPMENT: OPEN INNOVATIONS AND

CRAWSORSING

Sokolov K.O., South-Ural Institute of Management and Economics, e-mail: sokolov_k@mail.ru Sokolova M.I., South Ural State University (national research university)

e-mail: somaig@mail.ru Zhivulko S.A., Souh-Ural Institute of Management and Economics e-mail: szivulko@,mail.ru

Abstract

The article examines the role of crowdsourcing and open innovation as tools for the innovative development of an industrial enterprise. The main forms of crowdsourcing (community of specialists, "product community", community of participants of the competition, remote community of workers) are defined. The prerequisites for the emergence of open innovations are revealed.

Keywords: innovations, innovative activity, innovative development, open innovations, crowdsourcing, crowdsourcing project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.