Научная статья на тему 'Инструменты государственно-частного партнерства как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе'

Инструменты государственно-частного партнерства как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / DIFFEREN TIATION AND MODERNIZATION OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есина Юлия Леонидовна, Агафонова Елена Евгеньевна

Достижение инновационного вектора развития России не может быть обеспечено без дифференциации и модернизации национальной экономки, наличия инновационно активного малого бизнеса. Однако его инновационная активность сдерживается рядом отрицательных факторов, основным из которых является ограниченный финансовый потенциал. Решению данной проблемы будет способствовать применение инструментов государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruments of Private-Public Partnership as Factor of Regional Innovative Activity of Small Business

It is impossible to give innovative impetus to Russia's development without differentiation and modernization of national economy and in the absence of innovative activity on the part of small business. However, a number of negative factors hinder such activity, of which a limited financial potential is a major one. The use of instruments of private-public partnership both on federal and regional levels will contribute to solving the problem.

Текст научной работы на тему «Инструменты государственно-частного партнерства как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе»

государственно-частное партнерство и развитие

малого бизнеса в липецкой области

инструменты государственно-частного партнерства

как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе1

Аннотация

Достижение инновационного вектора развития России не может быть обеспечено без дифференциации и модернизации национальной экономки, наличия инновационно активного малого бизнеса. Однако его инновационная активность сдерживается рядом отрицательных факторов, основным из которых является ограниченный финансовый потенциал. Решению данной проблемы будет способствовать применение инструментов государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, малый бизнес, инновации, дифференциация и модернизация экономики

Есина

Юлия Леонидовна

зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита esyul@mail.ru

В условиях жестких финансовых ограничений объективно возникает необходимость привлечения на принципах взаимовыгодного партнерства возможностей государства для реализации инновационных проектов малого бизнеса. При этом со стороны государства партнерами малого предпринимательства выступают органы власти федерального и регионального уровня, а также специализированные государственные институты развития.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ проект № 11-12-48002а/Ц.

Агафонова Елена Евгеньевна

ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита а§аГопоуае1е1:с@ ramb1er.ru

Елецкий

государственный университет им. ИА. Бунина

в России в 2010 году

_функционировало

_22 региональных

_венчурных фонда

инвестиций в малые

_предприятия

г научно-технической

_сфере с общим

_объемом средств

_9,2 млрд руб.

Задачей федеральных органов власти в первую очередь, является формирование эффективной нормативно-правовой базы применения механизма государственно-частного партнерства в сфере малого бизнеса. Следует отметить, что действующим федеральным законодательством заложены достаточно широкие возможности взаимодействия государства и малых предприятий. Так Налоговый кодекс РФ предлагает специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса, а регионам дано право определения отдельных налоговых преференций для них. В целях повышения доступности и снижения платы за пользование заемными финансовыми ресурсами, привлекаемыми для развития малого бизнеса, в том числе в сфере инноваций, в рамках государственно-частного партнерства предусмотрено субсидирование процентной ставки по банковским кредитам и лизингу. Для расширения небанковской формы финансирования инновационной деятельности малых предприятий в 2011 году аложен правовой базис развития системы мик-офинансирования, ориентированной на предоставление «коротких» и «дешевых» кредитов.

конодательно установив льготный режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, государство сформировало благоприятную среду для активизации инновационных процессов малого бизнеса на таких территориях.

Государственно-частное партнерство и развитие малых инновационных предприятий

Софинансирование государством частных бизнес-проектов осуществляется также посредством специализированных институтов развития, таких как государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Российская венчурная компания», государственная корпорация «РОСНАНО». В частности, в 2010 году в рамках реализуемой Внешэкономбанком программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства был разработан новый продукт «Финансирование для инноваций и модернизации» [1]. Общий объем кредитования по линии Россий-

оссийское предпринимательство, № 3 (201)/февраль 2012

ского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства совместно с Внешэкономбанком в 2011 году составит 3-4 трлн руб. [2]. В России в 2010 году функционировало 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере с общим объемом средств 9,2 млрд руб. [3]. По словам главы Роснано А. Чубайса, в России создано уже более 600 малых инновационных предприятий, корпорацией финансируется около 100 проектов, объем финансирования составляет 130 млрд руб., а вместе с частным бизнесом - еще 180 млрд руб. [4]. Вместе с тем федеральные органы власти и институты развития определяют лишь общие направления и возможности механизма государственно-частного партнерства в стимулировании инновационной активности малого бизнеса. Адресность и практическое применение инструментов государственно-частного партнерства призваны обеспечить регионы. Одним из субъектов федерации, где государственные органы власти тесно сотрудничают с малым бизнесом и активно используют инновационные формы и инструменты государственно-частного партнерства, является Липецкая область.

Опыт Липецкой области

В рамках определенных на федеральном уровне направлений усилия региона в первую очередь направлены на увеличение финансовых возможностей малого предпринимательства. Так для расширения доступа к банковским кредитам областная «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.» в рамках приоритетных для региона направлениях деятельности предусматривает компенсацию малому бизнесу части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам. В 2010 году на эти цели из областного бюджета было выделено 21,9 млн руб., в 2011 году эта сумма возросла до 66,45 млн руб. Одним из приоритетных направлений государственно-частного партнерства в сфере малого бизнеса является инвестиционная деятельность. В 2011 году в Липецкой области запланирована поддержка 53 инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса. Кроме капи-

развитию системы небанковского кредитования в регионе содействует Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства

коммерциализацию

_инновационного

потенциала малого

_бизнеса призвана

обеспечить особая

_экономическая

зона регионального

_уровня технико-

внедренческого типа «Липецк-Технополюс»

тальных вложений, особое внимание в регионе уделяется развитию лизинга оборудования. С этой целью предусмотрено предоставление субсидий или, так называемого лизинг-гранта, на компенсацию первого взноса. В 2011 году по данному направлению уже 9 малых предприятий, работающих в сфере производства и оказания услуг, стали партнерами региональных государственных органов власти. С 2011 года в области начато субсидирование инновационной деятельности малых предприятий. Данное направление государственно-частного партнерства оказалось достаточно успешным и уже 4 заявки находятся на рассмотрении [5].

Для расширения альтернативных источников финансовых ресурсов субъектов малого бизнеса региональными органами власти предусмотрены субсидии потребительскими кредитными кооперативами, предоставляющим займы своим членам -субъектам малого предпринимательства. Развитию системы небанковского кредитования егионе содействует Липецкий областной фонд ржки малого и среднего предпринимательст-тивы фонда на 1 июля 2011 года составляют ,3 млн руб. и направляются на предоставление поручительств и микрозаймов субъектам малого бизнеса. С начала 2011 года фондом профинансировано 169 заявок на сумму свыше 117,3 млн руб. и выдано 8 поручительств [5].

Повышению инновационной активности субъектов малого бизнеса во многом способствует применение таких инновационных форм государственно-частного партнерства, как особые экономические зоны и кластеры. На территории Липецкой области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа федерального уровня «Липецк» и восемь особых экономических зон регионального уровня. Отличительной чертой последних является широкий спектр охватываемых направлений экономической деятельности, а также районов области, что обеспечивает сглаживание отраслевых и территориальных диспропорций, дает возможность активно внедрять инновационные производства и технологии в различные сферы экономической деятельности. В частности, при содействии реги-

сое предпринимательство, № 3 (201)/февраль 2012

ональных органов власти в различных городах и районах области развиваются четыре промышлен-но-производственные, одна агропромышленная и две туристско-рекреационные региональные зоны. Коммерциализацию инновационного потенциала малого бизнеса призвана обеспечить особая экономическая зона регионального уровня технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс». Эффективности зоны в расширении применения нанотехнологий, во многом будет содействовать строящийся на ее территории нанотехнологичес-кий центр.

Инструменты

государственно-частного

партнерства

В Липецкой области органы государственной власти одними из первых в стране стали привлекать инвестиции частных корпораций путем создания кластеров. Готовая инфраструктура ведущих предприятий региона оказалась весьма привлекательной не только для российских, но и иностранных инвесторов. В результате при содействии государства удалось сформировать конкурентный территориальный кластер по производству бытовой техники и создать целый ряд высокотехнологичных малых предприятий, осуществляющих производство смежной продукции. Эффективность кластерного подхода обусловила инициативу региональных государственных органов власти, направленную на формирование территориальных кластеров по изготовлению автокомпонентов, сельскохозяйственной техники и оборудования, а также фармацевтического кластера, первая производственная очередь которого уже запущена в июне 2011 года. С привлечением финансирования из федерального, регионального бюджетов и частных инвестиций в 2011 году на территории Липецкой области начато создание туристско-рекреацион-ного кластера «Елец» и автотуристского кластера «Задонщина».

Действенным инструментом государственно-частного партнерства в Липецкой области, направленным на повышение инновационной активности малого бизнеса, являются индустриальные парки. В настоящее время функционирующий на террито-

Литература

1. Внешэкономбанк. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http:// www.veb.ru/common/ upload/files/veb/fnalytics/ mi/201106.pdf.

2. Интервью с председателем правления Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства Сергея Крюкова Российской Бизнес-газете. Записала Ольга Заславская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2011/08/09/msp. html.

3. ОАО «Российская венчурная компания» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http:// www.rusventure.ru/ru/ investments/regionai_ funds.

4. Внешэкономбанк [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http:// www.veb.ru/common/ upload/files/veb/fnalytics/ mi/201012.pdf.

5. Администрация Липецкой области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. admlr.lipetsk.ru.

рии области индустриальный парк «Кузнецкая слобода» предоставляет производственные площади уже семи фирмам из России, Германии и Италии. В перспективе предполагается создание индустриальных парков еще в двух городах региона, а с 1 января 2012 года их резидентам будет предоставлен ряд налоговых преференций.

Применение инструментов государственно-частного партнерства, несомненно, положительно отразилось на динамике развития малого бизнеса в регионе. По данным общественной организации «Опора России» в Липецкой области отмечен рост количества субъектов малого бизнеса, который позволил достичь показателя 32 субъекта на тысячу человек. Зафиксировано также увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, как по абсолютным, так и по относительным показателям [5]. Необходимо дальнейшее расширение направлений взаимодействия региональных государственных органов власти и предпринимателей, поиск и применение новых инструментов государственно-частного партнерства в целях активизации инновационной активности малого бизнеса в регионе.

Yulia L. Yesina

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Head of Department of Accounting and Audit, Bunin Yelets State University Elena E. Agafonova

Assistant Professor, Department of Accounting and Audit, Bunin Yelets State University

Instruments of Private-Public Partnership as Factor of Regional Innovative Activity of Small Business

_Abstract

It is impossible to give innovative impetus to Russia's development without differentiation and modernization of national economy and in the absence of innovative activity on the part of small business. However, a number of negative factors hinder such activity, of which a limited financial potential is a major one. The use of instruments of private-public partnership both on federal and regional levels will contribute to solving the problem.

Keywords: private-public partnership, small business, innovations, differentiation and modernization of economy

_-J—J_

^российское предпринимательство, № 3 (201)/февраль 2012

_в Липецкой

_области органы

_государственной

_власти одними

_из первых в стране

_стали привлекать

инвестиции частных

_корпораций путем

_создания кластеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.