Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ В ООО «РН-ВАНКОР»'

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ В ООО «РН-ВАНКОР» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная культура / инструменты внутренних коммуникаций / ООО «РН-Ванкор» / ПАО «НК «Роснефть». / corporate culture / internal communication tools / RN-Vankor LLC / Rosneft Oil Company PJSC.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлов Алексей Валерианович, Харьянова Диана Владимировна

В данной работе авторами рассматриваются инструменты укрепления имиджа компании через формирование корпоративной культуры. Изучен опыт внутрикорпоративной деятельности одной из дочерних организаций ПАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Ванкор». При анализе рассмотрены официальные страницы ВКонтакте ООО «РН-Ванкор», официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». Повышение лояльности персонала всесторонне укрепляет корпоративную культуру. Использование различных инструментов коммуникаций поддерживает внутренний имидж организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR FORMING A COMPANY'S CORPORATE CULTURE. THE CASE OF RN-VANKOR LLC

In this paper, the authors consider the tools for strengthening a company's image through the prizm of corporate culture formation. The experience of internal corporate activities of one of the subsidiaries of Rosneft Oil Company PJSC, LLC RN-Vankor was studied. The official VKontakte page of RN-Vankor LLC and the official website of PJSC NK Rosneft served as experimental material. The authors argue that increasing staff loyalty comtributes to the development of corporate culture and the use of various communication tools serves to maintain the internal corporate image.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ В ООО «РН-ВАНКОР»»

УДК 316.77 ББК 66.3 ГРНТИ 81.93.29 ВАК 10.01.10

Михайлов А.В., Харьянова Д.В. Красноярск, Россия

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМПАНИИ В ООО «РН-ВАНКОР»

Аннотация. В данной работе авторами рассматриваются инструменты укрепления имиджа компании через формирование корпоративной культуры. Изучен опыт внутрикорпоративной деятельности одной из дочерних организаций ПАО «НК «Роснефть», ООО «РН-Ванкор». При анализе рассмотрены официальные страницы ВКонтакте ООО «РН-Ванкор», официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». Повышение лояльности персонала всесторонне укрепляет корпоративную культуру. Использование различных инструментов коммуникаций поддерживает внутренний имидж организации.

Ключевые слова: корпоративная культура, инструменты внутренних коммуникаций, ООО «РН-Ванкор», ПАО «НК «Роснефть».

A. V.Mikhaylov, D. V.Kharyanova Krasnoyarsk, Russia

TOOLS FOR FORMING A COMPANY'S CORPORATE CULTURE. THE CASE OF RN-VANKOR LLC

Abstract. In this paper, the authors consider the tools for strengthening a company's image through the prizm of corporate culture formation. The experience of internal corporate activities of one of the subsidiaries of Rosneft Oil Company PJSC, LLC RN-Vankor was studied. The official VKontakte page of RN-Vankor

LLC and the official website of PJSC NK Rosneft served as experimental material. The authors argue that increasing staff loyalty comtributes to the development of corporate culture and the use of various communication tools serves to maintain the internal corporate image.

Keywords: corporate culture, internal communication tools, RN-Vankor LLC, Rosneft Oil Company PJSC.

Постановка проблемы

Одной из актуальных проблем в настоящее время является удержание высококвалифицированных кадров. В связи с огромной конкуренцией на рынке труда материальной мотивации может быть недостаточно, поэтому компаниями широко используются инструменты корпоративной культуры. Развитая корпоративная культура не только повышает эффективность работы предприятия, в частности, через повышение сплоченности и мотивации сотрудников, но и является инструментом эффективного формирования имиджа компании. Сотрудники становятся амбассадорами компании во внешних аудиториях, формируют позитивный образ работодателя. Организация обретает HR-бренд в связи со своей развитой корпоративной культурой [Спивак, 2001].

Н.Н. Могутнова даёт определение корпоративной культуры как совокупности разделяемых трудовым коллективом ценностей, норм и традиций, формирующих у работников чувство сопричастности к организации [Могутнова, 2005]. Эти инструменты призваны вызывать у сотрудников компании чувство «общей судьбы», единения для решения общих задач.

К основным инструментам формирования корпоративной культуры относят корпоративные медиа, корпоративные мероприятия, поддержание традиций, включая публичное признание, поощрение или порицание, корпоративная сувенирная продукция (корпоративный «мерч»), кодекс корпоративной этики, формы повышения квалификации и другое.

К корпоративные медиа относят корпоративные журналы, газеты, сайты, социальные сети, радио. Для человека важно владеть информацией об успехах компании, своих коллег, к которым он становится сопричастным.

Крупные компании используют корпоративные газеты в бумажном или электронном виде для информирования сотрудников о новостях. В настоящее время корпоративные сайты, хотя и задействованы в формировании корпоративной культуры, выполняют задачу доведения до сведения общественности обязательной информации о компании (так называемые «раскрытие информации»). Разрабатываются корпоративные чаты, мобильные приложения, например, в АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» и других дочерних обществах ПАО «НК «Роснефть».

Корпоративные мероприятия и выезды помогают сильнее сплотить коллектив, влиться новым сотрудникам, делая акцент на том, что «мы одна большая семья». Организация творческих конкурсов, иногда даже не связанных с прямой деятельностью компании, помогает самовыражаться сотрудникам в других направлениях, отличающихся от их прямых обязанностей. Так, сотрудник компании сможет развивать себя не только в профессиональном плане, но и творческом. Иногда в таком виде деятельности могут участвовать не только работники, но и их члены семьи. Таким образом, создается положительный имидж в глазах людей, способных повлиять на возможное решение работника об уходе с компании.

Поддержание традиций сближает сотрудников компании, а профессиональные ритуалы создают символичность их действия.

Организация и проведение международных и профессиональных праздников создаёт эмоциональную связь между сотрудниками компании. В крупных компаниях учреждаются корпоративные праздники — день рождения компании, день рождения генерального директора, Новый год или что-то ещё [Серебренникова, 2017].

Практикуется регулярное повторение ценностей, целей и принципов корпоративной культуры для их глубокого усвоения работниками.

Распространенной сувенирной продукцией являются ручки, кружки, блокноты, календари, футболки и т.п.

В Кодекс корпоративной этики включаются различные формы и приемы повышения вовлеченности сотрудников во внутреннюю жизнь компании, не ограничиваясь производственными процессами.

Публичное признание заслуг сотрудников. Чаще всего в компаниях для признания заслуг сотрудников вывешивается перечень «работников месяца», для чего используется доска почёта. Приказ о включении в такой перечень может сопровождаться материальными бонусами в виде премии, выплат и т.п.

Организация тренингов, семинаров, лекций, курсов для повышения квалификации сотрудников и помощи в самореализации.

Внешняя идентификация. Дресс-код, внешний вид, одежда и представление личности на работе. Внешняя идентификация важна для создания рабочей атмосферы и имиджа компании [Колесникова, 2017].

Формирование позитивной атмосферы в компании с преданными сотрудниками («корпоративных граждан» в «корпоративном отечестве») невозможно без развитой корпоративной культуры.

Результаты исследования

ООО «РН-Ванкор» — это дочернее общество ПАО «НК «Роснефть», оператор по реализации проекта «Восток Ойл» в Таймырском, Долгано-Ненецком и Туруханском районах Красноярского края, Ямало-Ненецком автономном округе [РН-Ванкор...; Официальный сайт компании ПАО «НК «Роснефть»].

Корпоративная культура «РН-Ванкор» обладает комплексом активно используемых инструментов, как обнаружилось в ходе и после прохождения учебной практики одним из авторов в отделе по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью, внутренним коммуникациям и корпоративной культуре ООО «РН-Ванкор» в июле 2022 года, а также при дальнейшей работе с сотрудниками и материалами компании.

Организация, по наблюдениям, использует большинство современных устоявшихся инструментов для поддержания сформировавшейся корпоративной культуры. Приведем несколько примеров, взятых с официальной страницы ВКонтакте ООО «РН-Ванкор» и официального сайта ПАО «НК «Роснефть».

Важным инструментом становятся корпоративные медиа. Сотрудники ООО «РН-Ванкор» для ознакомления с новостями организации используют сайт ПАО «НК «Роснефть», корпоративную почту, группу в социальной сети ВКонтакте, Телеграм-канал и корпоративную газету [Кодекс деловой и корпоративной этики...; Официальная страница ВКонтакте ООО «РН-Ванкор»].

Немало усилий предпринимают специалисты по внутренним коммуникациям планированию и проведению корпоративных мероприятий. В организации отмечаются профессиональные праздники, такие, как «День нефтяника», в котором с большим энтузиазмом участвуют работники ООО «РН-Ванкор». К этому дню приурочены соревнования между работниками общества по программе «Лучший по профессии», а также в рамках ежегодного смотра-конкурса профмастерства.

Весьма популярны выезды с пешеходными прогулками в выходные дни. На предприятии летом проходит спортивно-оздоровительная программа — пешие экскурсии с гидом по Национальному парку «Красноярские Столбы». Для работников это возможность познакомиться с коллегами из других направлений и бесплатно отдохнуть на природе, а для ООО «РН-Ванкор» — поддержание имиджа организации, заботящейся о своих сотрудниках.

Предприятие регулярно проводит конкурсы, направленные как на сотрудников, так и на родственников работников, в особенности детей. Конкурсы подразделяются на профессиональные и творческие. Примером может служить фотоконкурс «Зимняя сказка», профессиональный конкурс «Один день из жизни нефтяника» и творческий конкурс ко «Дню геолога», строителя и других специальностей, задействованных в производственном

процессе общества. Помимо моральной мотивации в виде размещения победителей в новостях группы «ВКонтакте», участники награждаются подарками с символикой организации - ещё одним инструментом формирования корпоративной культуры.

Поддержание традиций и ритуалов также стало инструментом корпоративных коммункиаций. В компании несколько лет проходит традиционный кубок ООО «РН-Ванкор» по кёрлингу, зимней и летней спартакиаде, в которой участвуют несколько команд из разных подразделений общества. Так, Зимний кубок Ванкора, прошедший 2021 году, в котором принимали участие 14 команд и более 350 работников, в течение месяца состязавшиеся в хоккее с шайбой, беговых и горных лыжах, конькобежном спорте, эстафете на санях, кёрлинге и сноуборде был одним из самым масштабным корпоративным турниров в городе. Также более 600 сотрудников стали гостями соревнований и ярыми болельщиками. В 2022 году прошли XVII Летние спортивные игры ПАО «НК «Роснефть» в Туапсе, где впервые в истории предприятия «РН-Ванкор» одержал общекомандную победу в корпоративной спартакиаде. Данные мероприятия показывают какой популярностью пользуются массовые соревнования, укрепляющие корпоративную культуру предприятия.

Ещё одной из традиций ООО «РН-Ванкор» является исполнение новогодних пожеланий детей из приюта «Забота» города Игарки. Все они были приобретены из личных средств работников предприятия в рамках традиционной акции добрых дел «Елка желаний». В том числе, проходят экологической акции, на пример субботник «Звездный десант», в котором по своему желанию участвуют сотрудники. Как видно из приведенных примеров, работники с радостью участвуют в акция, организованных ООО «РН-Ванкор» или ПАО «НК «Роснефть».

ПАО «НК «Роснефть» проводит межрегиональные научно-технические конференции для молодых специалистов из различных предприятий

компании, в которой в том числе участвуют и занимают призовые места сотрудники ООО «РН-Ванкор».

В компании все сотрудники строго следуют кодексу корпоративной этики и дресс-коду, который контролируют сотрудники частного охранного предприятия «РН-Охрана-Ванкор». Каждый сотрудник ООО «РН-Ванкор» должен ознакомиться с «Кодексом деловой и корпоративной этики НК «Роснефть» перед началом работе в предприятие [Кодекс. ]. В повседневной деятельности сотрудники соблюдают правила и стандарты, установленные в настоящем Кодексе, также каждый сотрудник несет ответственность за соблюдение этических норм, которые обязательны для всех работников, независимо от занимаемой должности и положения в ООО «РН-Ванкор». Руководство предприятия организует корпоративные мероприятия и многое другое в соответствии с принципами, изложенными в данном Кодексе.

Для компании, как для множества структур с вертикально интегрированными коммуникациями, вертикальные коммуникации дают обмен информацией между соподчиненными (иерархическими) уровнями структуры управления. Такие коммуникации могут быть нисходящими и восходящими. В нисходящих коммуникациях руководитель реализует свои управленческие воздействия приказы, распоряжения, предписания, рекомендации и т. п. Восходящие вертикальные коммуникации дают обратную связь между подчиненными и руководителем [Вертикальные коммуникации; Серебренникова М. С., Фатеева Н. Б., Алимарданова Н. А., 2017]. Направление корпоративной культуры создаётся головной структурой компании ПАО «НК «Роснефть», которая направляется дочерним организациям, в том числе ООО «РН-Ванкор».

На сайте Роснефти даются самые важные инструменты формирования корпоративной культуры. «Среди ключевых инициатив в области корпоративной культуры Роснефти можно перечислить следующие направления:

- деловая этика;

- внутренние коммуникации и социологические исследования;

- корпоративные мероприятия» [Роснефть...].

Как показало проведенное исследование, ООО «РН-Ванкор» для поддержания внутреннего имиджа, повышения лояльности персонала всесторонне развивает корпоративную культуру, расширяя инструменты воздействия.

Выводы

Авторы полагают, что корпоративные коммуникации в вертикально интегрированных компаниях крайне трудно подвергаются изменениям. Тем не менее, именно в них топ-менеджмент более пристально следит за изменениями в отрасли, в том числе и в области корпоративного управления, за инновациями.

Важную роль играет в мобильности внешне громоздких компаний система требований к крупному бизнесу, сложившаяся в международном пространстве. Например, провозглашенные с начала 1990-х годов цели устойчивого развития ООН имели следствием развитие ESG-политики. И прежде всего в компаниях, которые находятся в центре внимания общественности, финансовых СМИ, властных структур и конкурентов, внутрипроизводственные отношения становятся прозрачными. Этому способствуют в Российской Федерации и сложившаяся политическая культура, гражданские отношения. В нынешней ситуации нефтегазовые компании стали флагманом позитивных изменений корпоративной политики, и ООО «РН-Ванкор» не исключение.

Библиография

Вертикальные коммуникации. URL: https://economy-ru.info/info/94844/ (дата обращения: 06.04.2023).

Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО «НК «Роснефть» // ПАО «НК «Роснефть»: сайт. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/Kodeks_rus.pdf (дата обращения: 07.02.2023).

КолесниковаМ. А., Шаповалова И. С. Корпоративная культура // Экономика и социум. 2017. № 4(35). С. 734-737.

Корпоративное управление ПАО «НК «Роснефть» // ПАО «НК «Роснефть»: сайт. 2020. URL: https://www.rosneft.ru/governance/ (дата обращения: 29.03.2023).

Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы // Социологические исследования. 2005. № 4(252). С. 130-135.

ООО «РН Ванкор»: официальная страница сообщества «РН-Ванкор». URL: https://vk.com/vankorneft (дата обращения: 07.03.2023).

Официальная страница ВКонтакте ООО «РН-Ванкор». URL: https://vk.com/vankorneft (дата обращения: 05.04.2023).

Официальный сайт компании ПАО «НК «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/ (дата обращения: 06.04.2023).

Политика компании в области устойчивого развития // ПАО «НК «Роснефть»: сайт. 2017. 7 декабря. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document file/Kodeks rus.pdf (дата обращения: 28.03.2023).

СеребренниковаМ. С., ФатееваН. Б., Алимарданова Н. А. Корпоративная культура как фактор мотивации // Аграрный вестник Урала. 2017. № 03 (157). С. 97-100.

Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика. М.; Харьков; Минск: Питер, 2001. 345 с.

References

Kodeks korporativnogo upravleniya PAO «NK «Rosneft'» (2017). [Code of corporate governance of PJSC "NC Rosneft"]. PJSC "NC Rosneft": website. November 15. URL: https://www.rosneft.ru/governance / (accessed: 07.03.2023).

KolesnikovaM. A., ShapovalovaI. S. (2017). Korporativnaya kul'tura [Corporate culture] // Ekonomika i sotsium [Economy and society]. № 4(35). Pp. 734-737.

Korporativnoe upravlenie PAO «NK «Rosneft'» (2020) [Corporate governance of PJSC "NK "Rosneft"]. PJSC "NC Rosneft": website. URL: https://www.rosneft.ru/governance/ (accessed: 29.03.2023).

MogutnovaN. N. (2005). Korporativnaya kul'tura: ponyatiye, podkhody [Corporate culture: concept, approaches]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research]. № 4(252). Pp.130-135.

Ofitsial'naya stranitsa kompanii PAO «NK «Rosneft'» [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.rosneft.ru/ (accessed: 06.04.2023).

Ofitsial'naya stranitsa VKontakte OOO «RN-Vankor» [Elektronnyy resurs]. URL: https://vk.com/vankorneft (accessed: 05.04.2023).

Politika kompanii v oblasti ustojchivogo razvitiya (2017) [The company's policy in the field of sustainable development]. PJSC "NC Rosneft": website. December 7. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/development_policy.pdf (accessed:

07.03.2023).

Serebrennikova M. S., Fateyeva N. B., Alimardanova N. A. (2017). Korporativnaya kul'tura kak faktor motivatsii [Corporate culture as a motivation factor]. Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals]. № 03 (157). Pp. 97-100.

Spivak V. A. (2001). Korporativnaya kul'tura: teoriya i praktika [Corporate culture: theory and practice.]. Moscow; Kharkiv; Minsk: Piter. 345 p.

Vertical communications (1998). URL: https://economy-ru.info/info/94844/ (accessed: 06.04.2023).

Сведения об авторах

Михайлов Алексей Валерианович - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой общественных связей, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, avm_2006_64@mail.ru.

Харъянова Диана Владимировна - студентка кафедры общественных связей, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, dianax03@mail.ru.

Mikhaylov Alexey Valerianovich - Ph.D. in Philological Science, Associate Professor, Head of the Public Relations Department, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, avm_2006_64@mail.ru.

Kharyanova Diana Vladimirovna - student of the Department of Public Relations, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, dianax03@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.