Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОТКРЫТЫЕ КОММУНИКАЦИИ / БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарутин Никита Вадимович

Цель настоящего исследования заключается в разработке инструментов формирования и развития инновационной корпоративной культуры в организации. В работе рассмотрены ключевые отличия традиционной корпоративной культуры от инновационной. Автором выявлены проблемы, которые могут затруднить достижение целей и задач, связанных с внедрением и развитием инновационной корпоративной культуры. В исследовании выделены этапы, которые происходят при формировании инновационной корпоративной культуры в организации. Автором сформулированы ключевые инструменты управления процессами формирования и развития инновационной корпоративной культуры. Руководство организаций может использовать различные инструменты для внедрения и развития инновационной корпоративной культуры, включая обучение и развитие работников, открытую коммуникацию, сбор обратной связи и создание инновационной инфраструктуры. В заключение были выделены ключевые аспекты в деятельности организации, на которые может повлиять инновационная корпоративная культура. Сделан вывод о том, что формирование и развитие инновационной корпоративной культуры является важным фактором для успешного функционирования современных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE CORPORATE CULTURE IN THE ORGANIZATION

The purpose of this study is to develop tools for the formation and development of innovative corporate culture in the organization. The paper considers the key differences between the traditional corporate culture and the innovative one. The author identifies the problems that can make it difficult to achieve the goals and objectives associated with the introduction and development of innovative corporate culture. The study highlights the stages that occur during the formation of an innovative corporate culture in an organization. The author formulated the key tools for managing the processes of formation and development of innovative corporate culture. The management of organizations can use various tools for the introduction and development of an innovative corporate culture, including employee training and development, open communication, feedback collection and the creation of an innovative infrastructure. In conclusion, the key aspects in the organization’s activities that can be influenced by an innovative corporate culture were highlighted. It is concluded that the formation and development of an innovative corporate culture is an important factor for the successful functioning of modern organizations.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ»

Инструменты формирования и развития инновационной корпоративной культуры в организации

Тарутин Никита Вадимович,

аспирант Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства, и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) E-mail: nv.tarutin@gmail.com

Цель настоящего исследования заключается в разработке инструментов формирования и развития инновационной корпоративной культуры в организации. В работе рассмотрены ключевые отличия традиционной корпоративной культуры от инновационной. Автором выявлены проблемы, которые могут затруднить достижение целей и задач, связанных с внедрением и развитием инновационной корпоративной культуры. В исследовании выделены этапы, которые происходят при формировании инновационной корпоративной культуры в организации. Автором сформулированы ключевые инструменты управления процессами формирования и развития инновационной корпоративной культуры. Руководство организаций может использовать различные инструменты для внедрения и развития инновационной корпоративной культуры, включая обучение и развитие работников, открытую коммуникацию, сбор обратной связи и создание инновационной инфраструктуры. В заключение были выделены ключевые аспекты в деятельности организации, на которые может повлиять инновационная корпоративная культура. Сделан вывод о том, что формирование и развитие инновационной корпоративной культуры является важным фактором для успешного функционирования современных организаций.

Ключевые слова: корпоративная культура; управление инновациями; инновационная корпоративная культура; открытые коммуникации; бизнес-стратегия; конкурентоспособность организаций

Введение

Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что современные рыночные реалии требуют от компаний не только производства конкурентоспособных продуктов и услуг, но и постоянного развития и внедрения инноваций. В данных условиях инновационная корпоративная культура может стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность компании на рынке. Инновационная корпоративная культура означает, что компания не только создает новые продукты и услуги, но и активно ищет новые способы улучшения своих бизнес-процессов и управления своими ресурсами, а также внедряет новые формы взаимодействия и коммуникации с сотрудниками. Подобный тип организационной культуры, как правило, присущ организациям, ориентированным на будущее: нефтегазовым компаниям,инвестиционным банкам, строительным компаниям, а также в некоторой степени крупным промышленным предприятиям [4].

Большинство современных организаций осознают необходимость внедрения и развития инновационной корпоративной культуры, которая позволяет создать благоприятную среду для реализации новых идей и внедрения передовых технологий. Прогрессивные руководители также рассматривают корпоративную культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать коммуникации.

Однако, для того чтобы корпоративная культура стала фактором конкурентоспособности организации, необходимо ее правильно сформировать и довести до каждого сотрудника. Очевидно, что

177

создание и поддержание инновационном корпоративной культуры требует значительных усилий и существенное количество времени, а также грамотного управления [3]. Таким образом, цель настоящей статьи заключается в разработке инструментов формирования и развития инновационной корпоративной культуры в организации.

Отличия инновационной корпоративной культуры от традиционной

В широком смысле инновационная корпоративная культура представляет собой совокупность ценностей, норм, традиций и практик, которые способствуют развитию и внедрению новых идей и технологий в организации. Это подход к управлению, который ставит инновации в центр своей деятельности и стремится обеспечить условия для создания новых продуктов, услуг и процессов [8].

Говоря о ключевых отличиях традиционной корпоративной культуры от инновационной, стоит отметить, что традиционная корпоративная культура характеризуется устоявшимися принципами и подходами к управлению организацией, которые обычно связаны с ее историческим развитием и традициями. Также она зачастую бывает довольно консервативной, что может затруднить изменения и инновации внутри организации. В то же время инновационная корпоративная культура организации основывается на открытости, гибкости и способности организации к быстрому изменению.

Коммуникация и обмен идеями между различными отделами и уровнями управления являются основой инновационной корпоративной культуры. Сотрудники поощряются к выражению своих идей, а руководство компании старается создать условия для обмена идеями и мнениями. Также инновационная корпоративная культура организации характеризуется гибкостью и способностью к быстрой адаптации к изменениям [2]. При таком типе корпоративной культуры руководство организации поощряет

новаторство и творчество: сотрудники стараются искать новые способы улучшения продуктов и услуг компании, а руководство компании создает условия для творческой работы и развития идей.

Подчеркнем, что в рамках инновационной корпоративной культуры организация ориентирована на будущее и на развитие: компания стремится к созданию новых продуктов и услуг, а также к развитию новых рынков и технологий. Традиционная корпоративная культура, напротив, может быть ориентирована на сохранение текущих условий и укрепление уже устоявшихся позиций на рынке. Помимо этого, внедряя инновационную корпоративную культуру руководство организации старается распределить власть и ответственность на разных уровнях управления, чтобы стимулировать инициативу и креативность со стороны подчиненных [10]. В традиционной культуре, напротив, руководство может сосредоточить власть и ответственность в руках небольшого числа высших руководителей.

Таким образом, инновационная корпоративная культура организации отличается от традиционной культуры своей гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям и ориентацией на будущее. Понимание различий между инновационной и традиционной корпоративной культурами может помочь компаниям определить свои сильные стороны и позволить скорректировать вектор своего развития.

Однако, при формировании и развитии инновационной корпоративной культуры организации зачастую сталкиваются с рядом проблем, которые могут затруднить достижение целей и задач, связанных с инновациями. Так, одной из основных проблем при формировании инновационной корпоративной культуры является отсутствие поддержки со стороны руководства организации [1]. Если высшее руководство не демонстрирует явной поддержки инновационной деятельности, то сотрудники не будут чувствовать себя мотивированными для поиска новых идей или участия в инновационных проектах. Без явной поддерж-

178

ки и понимания со стороны руководства процессы формирования и развития инновационной культуры могут оказаться труднодостижимыми.

Еще одной проблемой при формировании инновационной корпоративной культуры является отсутствие достаточных ресурсов, поскольку процесс внедрения инноваций требует дополнительных ресурсов(временных, финансовых, человеческих и других). Если организация не готова выделять ресурсы для поддержки инновационных проектов, то попытки формирования и развития инновационной культуры могут оказаться неэффективными и неудачными.

Другой проблемой может выступить то, что сложившаяся организационная культура в рамках организации может быть слишком консервативной, и устоявшиеся стереотипы будут препятствовать формированию инновационной культуры. Сотрудники могут опасаться выдвигать новые идеи, боясь быть отвергнутыми или наказанными, а сами организации могут быть не готовы к изменениям (особенно если они имеют успешную бизнес-модель и высокую рентабельность) [9].

Еще одной проблемой при формировании инновационной корпоративной культуры может стать отсутствие интеграции инноваций в стратегию организации. Очевидно, что инновации должны быть интегрированы в бизнес-стратегию организации и направлены на достижение стратегических целей. Если инновации не интегрируются в стратегию организации, то они могут стать лишь дополнительными затратами, а не инструментом для увеличения прибыли и конкурентоспособности.

Таким образом, для успешного формирования и развития инновационной корпоративной культуры организации должны уделять особое внимание решению вышеуказанных проблем и создавать условия для успешной реализации инновационных проектов.

Этапы и инструменты формирования и развития инновационной корпоративной культуры в организации

Для достижения поставленной в исследовании цели автором были выделены укрупненные этапы, которые происходят при формировании инновационной корпоративной культуры в организации, а именно:

1. Идентификация целей и задач организации.

2. Определение принципов и ценностей организации.

3. Обучение и развитие сотрудников.

4. Разработка и внедрение инновационной корпоративной культуры.

5. Поддержание инновационной корпоративной культуры.

6. Интеграция инновационной корпоративной культуры в бизнес-стратегию организации.

Рассмотрим более подробно содержание каждого из этапов. Первый этап формирования инновационной корпоративной культуры заключается в определении целей и задач компании. Компания должна понимать, чего она хочет достичь и какие ценности и установки ей необходимо привить своим сотрудникам. Важно, чтобы эти цели были четко сформулированы и понятны всем сотрудникам компании. Второй этап связан с определением принципов и ценностей компании, которые будут описывать ее корпоративную культуру. Организация должна определить, какие ценности она считает важными и какие принципы будут лежать в основе ее деятельности. Эти ценности и принципы должны быть ясными и доступными для всех сотрудников компании.

Третий этап заключается в обучении и развитии сотрудников компании. Руководство организации должно обеспечить своих сотрудников необходимыми знаниями и навыками, чтобы они могли применять инновационные методы в рамках своей деятельности. Обучение и развитие должны стать системными и постоянными процессами, которые будут помогать сотрудникам расти и развиваться вместе с компанией. Четвертый этап заключается во внедрении инновационной корпоративной культуры и включает в себя поощрение сотрудников к идеям и экспериментам, а также поддержку их

179

внедрения. Организация должна создать атмосферу, в которой сотрудники чувствуют себя комфортно для выражения своих идей и их развития.

Пятый этап заключается в поддержании разработанной инновационной культуры. То есть организация должна продолжать создавать условия для роста и развития инновационной культуры, поддерживать сотрудников в их идеях, а также поощрять успешные и инновационные проекты. Компания должна также внедрять системы, которые позволяют оценивать и измерять инновационную культуру внутри компании [5]. Последний этап заключается в интеграции инновационной корпоративной культуры в бизнес-стратегию компании. Как отмечалось ранее в исследовании, инновационная культура должна стать неотъемлемой частью бизнес-стратегии. А сама компания должна постоянно анализировать свой уровень инновационной корпоративной культуры и, при необходимости, вносить коррективы в стратегию, чтобы она соответствовала меняющимся условиям рынка и потребностям клиентов.

Безусловно, для эффективной реализации описанных выше этапов необходимо грамотное и эффективное управление процессами формирования и развития инновационной корпоративной культуры. В этой связи автором были сформулированы инструменты управления процессами формирования и развития инновационной корпоративной культуры.

Одним из способов управления, по мнению автора, может стать создание проектной команды (или структурного подразделения внутри организации), которая будет отвечать за развитие и поддержку инновационной культуры. Такая команда должна иметь достаточный авторитет и ресурсы, чтобы реализовывать инновационные проекты и идеи [7].

Вторым инструментом может выступить интеграция сотрудников в процесс формирования и последующего развития инновационной корпоративной культуры. Необходимо создавать условия, при которых каждый сотрудник компа-

нии может внести свой вклад в развитие организации, а также принимать участие в создании инновационной культуры. Для этого могут использоваться различные инструменты, такие как хака-тоны, конкурсы на лучшую идею, создание коммуникационных платформ, внедрение системы поощрений и т.д.

Другим важным инструментом для управления процессами развития инновационной корпоративной культуры является мониторинг и анализ результатов. Необходимо отслеживать достигнутые результаты и оценивать эффективность процессов формирования и развития инновационной корпоративной культуры, а также вносить коррективы (в случае необходимости). Это позволит сохранять актуальность и эффективность инновационной корпоративной культуры и обеспечить ее развитие в соответствии с требованиями рынка и самой организации.

Регулярная коммуникация и обратная связь являются не менее важным инструментом управления процессами формирования и развития инновационной корпоративной культуры организации. Коммуникация руководителя с сотрудниками является ключевым фактором в развитии и поддержании инновационной корпоративной культуры [6]. Руководитель должен предоставить возможность для общения сотрудников друг с другом, чтобы обсуждать идеи и решать возникающие проблемы. Иными словами, должны быть созданы всевозможные способы получения обратной связи от всего персонала (официальные и неофициальные; устные и письменные; прямые и опосредованные и т.д.).

Таким образом, управление процессами формирования и развития инновационной корпоративной культуры представляет собой комплексный подход, требующий внедрения и сочетания различных способов и инструментов. Внедрение описанных выше способов и инструментов позволит организациям, по мнению автора, создать более благоприятную среду для реализации инновационных идей и внедрения новых техно-

180

логий, а также позволит привлекать талантливых и инициативных сотрудников.

Заключение

Резюмируя, инновационная корпоративная культура, по мнению автора, может выступить фактором конкурентоспособности организации в следующих аспектах:

1. Привлечение и удержание талантливых сотрудников: организации с развитой инновационной корпоративной культурой обычно находят и привлекают наиболее талантливых кандидатов, а также могут налаживать более длительные отношения с сотрудниками, поскольку те чувствуют себя частью сообщества и имеют общие ценности с компанией.

2. Повышение эффективности принятия решений и коммуникации: корпоративная культура, основанная на инновационных ценностях и принципах, может помочь сотрудникам быстрее принимать решения и эффективнее действовать в сложных ситуациях.

3. Создание лояльности со стороны клиентов: инновационная корпоративная культура может проявляться в повышении эффективности обслуживания клиентов, удовлетворении их потребностей и ориентации на их интересы. Компании, осознающие это, зачастую обладают высоким уровнем лояльности клиентов, что повышает их конкурентоспособность на рынке. Таким образом, формирование инновационной корпоративной культуры представляет собой длительный и многогранный процесс, требующий внимания ко многим аспектам деятельности организации. При этом целенаправленное управление корпоративной культурой дает возможность более эффективно развиваться организации, а также предоставляет долгосрочные конкурентные преимущества. В результате внедрения описанных в настоящей работе инструментов управления процессами инновационной корпоративной культуры организация будет более гибкой и готовой к постоянным изменениям, а также будет иметь возможность оперативно

реагировать на возникающие вызовы

рынка, сохраняя при этом свою конкурентоспособность.

Литература

1. Власова А.А. К вопросу о тенденциях развития корпоративной культуры в современных организация // Вестник научных конференций. - 2019. -№ 1-3(41). - С. 15-16.

2. Гримашевич О.Н., Жданов С.А. Формирование корпоративной культуры предприятий в современных российских условиях // Промышленность: экономика, управление, технологии. - 2018. - № 3 (72). - С. 55-58.

3. Кочнев В.А., Тарасов А.В. Способы построения и управления корпоративной культурой организации // Вестник евразийской науки. - 2015. -№ 6 (31). - С. 112-119.

4. Кудряшов В.С. Основы формирования и развития корпоративной культуры в организации // Juvenis scien-tia. - 2018. - № . 8. - С. 4-8.

5. Миронова Н.А. Теоретические аспекты корпоративной культуры: уровни, содержание и взаимодействие // Московский экономический журнал. -2019. - № 7. - С. 666-674.

6. Озаркив О. М. Изучение корпоративной культуры: теоретико-методологические основания // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - 2019. - № 3. -С. 101-117.

7. Оржевская А.А., Исабекова О.А. Методы совершенствования корпоративной культуры организации, как фактора инновационной деятельности // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2018. - № .4. - С. 391-400.

8. Родина М.Г. Формирование организационной культуры как механизм поддержания внутренней среды организации // В сборнике: Экономика и государство: проблемы управления и развития. Москва, 2018. - С. 240247

9. Степанов А.А., Савина М.В. Корпоративная культура - детерминанта активизации инновационногопове-

181

дения персонала организации // Креативная экономика. - 2019. - Том 13. - № 10. - С. 1929-1942. 10. Тюриков А.Г., Узюмова Н.В. Корпоративная культура как объект социологического анализа // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2019. - № 6. -С. 83-91.

TOOLS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE CORPORATE CULTURE IN THE ORGANIZATION

Tarutin N.V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

The purpose of this study is to develop tools for the formation and development of innovative corporate culture in the organization. The paper considers the key differences between the traditional corporate culture and the innovative one. The author identifies the problems that can make it difficult to achieve the goals and objectives associated with the introduction and development of innovative corporate culture. The study highlights the stages that occur during the formation of an innovative corporate culture in an organization. The author formulated the key tools for managing the processes of formation and development of innovative corporate culture. The management of organizations can use various tools for the introduction and development of an innovative corporate culture, including employee training and development, open communication, feedback collection and the creation of an innovative infrastructure. In conclusion, the key aspects in the organization's activities that can be influenced by an innovative corporate culture were highlighted. It is concluded that the formation and development of an innovative corporate culture is an important factor for the successful functioning of modern organizations.

Keywords: corporate culture; innovation management; innovative corporate culture; open communications; business strategy; competitiveness of organizations

References

1. Vlasova A.A. On the issue of trends in the development of corporate culture in modern organizations // Bulletin of scientific conferences. 2019. Vol. 1-3., No. 41. Pp. 15-16.

2. Grimashevich O.N., Zhdanov S.A. Formation of corporate culture of enterprises in modern Russian conditions // Industry: economics, management, technologies. 2018. Vol. 3., No. 72. Pp. 55-58.

3. Kochnev V.A., Tarasov A.V. Methods of building and managing corporate culture of an organization // Bulletin of Eurasian Science. 2015. Vol. 6., No. 31. Pp. 112-119.

4. Kudryashov V.S. Fundamentals of formation and development of corporate culture in the organization // Juvenis scientia. 2018. No. 8. Pp.4-8.

5. Mironova N.A. Theoretical aspects of corporate culture: levels, content and interaction // Moscow Economic Journal. 2019. No.7. Pp. 666-674.

6. Ozarkiv O.M. The study of corporate culture: theoretical and methodological foundations // NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Pravo. 2019. No. 3. Pp. 101-117.

7. Orzhevskaya A.A., Isabekova O.A. Methods of improving the corporate culture of an organization as a factor of innovation activity // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". 2018. No. 4. Pp. 391-400.

8. Rodina M.G. Formation of organizational culture as a mechanism for maintaining the internal environment of the organization // In the collection: Economy and the state: problems of management and development. Moscow, 2018. Pp. 240-247

9. Stepanov A.A., Savina M.V. Corporate culture - a determinant of the activation of innovative behavior of the personnel of the organization // Creative economy. 2019. Vol. 13., No. 10. Pp. 1929-1942.

10. Tyurikov A.G., Uzyumova N.V. Corporate culture as an object of sociological analysis // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2019. No. 6. Pp. 83-91.

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.