Научная статья на тему 'Инструменты финансового сопровождения научно-технологического трансфера'

Инструменты финансового сопровождения научно-технологического трансфера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологический трансфер / финансовое взаимодействие / финансовые инструменты / наука и образование / технологическое предпринимательство / стартап-проект / ассоциация вузов / частный капитал / scientific and technological transfer / financial interaction / financial instruments / science and education / technological entrepreneurship / startup project / association of universities / private capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровская Марина Александровна, Масыч Марина Анатольевна, Федосова Татьяна Викторовна

Рассматриваются вопросы применения инструментов финансового обеспечения технологического предпринимательства со стороны как университета, реализующего акселерационные программы поддержки научно-технических проектов, так и команды проекта, разрабатывающей стартап со стадии идеи. Выявляются особенности финансирования научно-технологического трансфера и выделяются направления применения финансовых инструментов в сфере технологического предпринимательства. Предлагается обзор научных источников по проблемам финансирования научно-технологического трансфера, дается оценка состоянию нормативно-правовой базы обеспечения научно-технологического трансфера, ставятся вопросы поиска финансового обеспечения технологического предпринимательства со стороны университета, использования финансовых инструментов для привлечения частного капитала, а также определяется вариант их решения. Методы исследования: библиографический при выполнении литературного обзора, статистический анализ на основе использования данных Росстата РФ, анализ и синтез предметной области – финансового обеспечения научно-технического трансфера – и визуализация полученных данных графическими методами. Предложены вариант модификации финансовой модели университета, структуризация уровней готовности инвестиционного проекта технологического предпринимательства, подбор финансовых инструментов продвижения проекта на разных стадиях готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Support Tools for Scientific and Technological Transfer

The issues of using financial support tools for technological entrepreneurship, both on the part of the university implementing acceleration programs to support scientific and technical projects, and on the part of the project team developing a startup from the idea stage are considered. The purpose of the study is to identify the specifics of financing scientific and technological transfer and identify areas of application of financial instruments in the field of technological entrepreneurship based on the analysis of sources of scientific literature and foreign practice. The objectives of the study are a review of scientific sources on the problems of financing scientific and technological transfer; assessment of the state of the regulatory framework for ensuring scientific and technological transfer; setting the problem of finding financial support for technological entrepreneurship from the university, using financial instruments to attract private capital, as well as determining the solution to it. The research methods were the bibliographic method for performing a literature review, statistical analysis based on the use of data from Rosstat of the Russian Federation, analysis, and synthesis of the subject area – financial support for scientific and technical transfer and visualization of the data obtained by graphical methods. The option for modifying the financial model of the university, structuring the levels of readiness of the investment project for technological entrepreneurship, selection of financial instruments for promoting the project at different stages of readiness are proposed.

Текст научной работы на тему «Инструменты финансового сопровождения научно-технологического трансфера»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCE

Научная статья

УДК 336.5, 336.6, 658.15

doi: 10.18522/2687-0770-2024-1-84-97

ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСФЕРА

Марина Александровна Боровская 1, Марина Анатольевна Масыч 2Ш, Татьяна Викторовна Федосова 3

1 2 3 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

1 bma@sfedu.ru

2 mamasych@sfedu.ruH

3 tvfedosova@sfedu.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы применения инструментов финансового обеспечения технологического предпринимательства со стороны как университета, реализующего акселерационные программы поддержки научно-технических проектов, так и команды проекта, разрабатывающей стар-тап со стадии идеи. Выявляются особенности финансирования научно-технологического трансфера и выделяются направления применения финансовых инструментов в сфере технологического предпринимательства. Предлагается обзор научных источников по проблемам финансирования научно-технологического трансфера, дается оценка состоянию нормативно-правовой базы обеспечения научно-технологического трансфера, ставятся вопросы поиска финансового обеспечения технологического предпринимательства со стороны университета, использования финансовых инструментов для привлечения частного капитала, а также определяется вариант их решения. Методы исследования: библиографический при выполнении литературного обзора, статистический анализ на основе использования данных Росстата РФ, анализ и синтез предметной области - финансового обеспечения научно-технического трансфера - и визуализация полученных данных графическими методами. Предложены вариант модификации финансовой модели университета, структуризация уровней готовности инвестиционного проекта технологического предпринимательства, подбор финансовых инструментов продвижения проекта на разных стадиях готовности.

Ключевые слова: научно-технологический трансфер, финансовое взаимодействие, финансовые инструменты, наука и образование, технологическое предпринимательство, стартап-проект, ассоциация вузов, частный капитал

Для цитирования: Боровская М.А., Масыч М.А., Федосова Т.В. Инструменты финансового сопровождения научно-технологического трансфера // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 1. С. 84-97.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

FINANCIAL SUPPORT TOOLS FOR SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL TRANSFER

Marina A. Borovskaya1, Marina A. Masych2^, Tatyana V. Fedosova3

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

© Боровская М.А., Масыч М.А., Федосова Т.В., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

1 bma@sfedu.ru

2 mamasych@sfedu.ruH

3 tvfedosova@sfedu.ru

Abstract. The issues of using financial support tools for technological entrepreneurship, both on the part of the university implementing acceleration programs to support scientific and technical projects, and on the part of the project team developing a startup from the idea stage are considered. The purpose of the study is to identify the specifics of financing scientific and technological transfer and identify areas of application of financial instruments in the field of technological entrepreneurship based on the analysis of sources of scientific literature and foreign practice. The objectives of the study are a review of scientific sources on the problems of financing scientific and technological transfer; assessment of the state of the regulatory framework for ensuring scientific and technological transfer; setting the problem of finding financial support for technological entrepreneurship from the university, using financial instruments to attract private capital, as well as determining the solution to it. The research methods were the bibliographic method for performing a literature review, statistical analysis based on the use of data from Rosstat of the Russian Federation, analysis, and synthesis of the subject area - financial support for scientific and technical transfer and visualization of the data obtained by graphical methods. The option for modifying the financial model of the university, structuring the levels of readiness of the investment project for technological entrepreneurship, selection of financial instruments for promoting the project at different stages of readiness are proposed.

Keywords: scientific and technological transfer, financial interaction, financial instruments, science and education, technological entrepreneurship, startup project, association of universities, private capital

For citation: Borovskaya M.A., Masych M.A., Fedosova T.V. Financial Support Tools for Scientific and Technological Transfer. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(1):84-97. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Современное состояние исследований в области финансирования научно-технологического трансфера

Актуализация вопросов технологического суверенитета выводит на передний план развитие науки и образования, что не может происходить без формирования и развития инструментов финансирования этих направлений, в том числе научно-технологического трансфера.

Многие отечественные и зарубежные ученые исследуют проблемы финансирования научно-технологического трансфера на различных уровнях и с разных точек зрения, в том числе акцентируя внимание как на отдельных инструментах, так и на механизмах финансирования.

Например, анализируется получивший распространение в последнее время механизм проектного финансирования [1]. Авторы приводят его положительные и отрицательные стороны, сравнивают с прямым финансированием (премированием) отдельных исследователей и делают заключение, что проектное финансирование ограничивает возможности его использования учеными и может привести к получению меньшего эффекта по сравнению с премированием.

Сегодня зачастую акцентируется внимание на том, что финансовая поддержка исследовательской деятельности сокращается и научным работникам все сложнее прогнозировать темпы развития работ [2]. Это приводит к необходимости разрабатывать стратегии финансирования своих исследований путем комбинирования нескольких инструментов, в том числе обращаясь к внутренним источникам финансирования в университете [3, 4].

Есть также мнение, что развивающаяся система финансирования, появление новых инструментов загоняют в рамки самих исследователей и научные коллективы, потому что каждый из таких инструментов имеет определенные требования и к получению финансирования, и к результату, устанавливая некие рамки, что ограничивает возможность проведения индивидуальных изысканий [2].

Ряд научных работ посвящен финансированию на основе результата [5-7], что повлияло и на отношение университетов к проводимым исследованиям как репутационному компоненту [8]. Важное место в финансировании занимает сотрудничество университетов с бизнес-партнерами, однако отношение к такому финансированию сложилось неоднозначное. Изыскания по заказу

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

реального сектора чаще имеют прикладной характер [9], что может, с одной стороны, повлиять на развитие фундаментальной науки, а с другой - замедлить распространение результатов таких исследований из-за их секретности и передачи прав заказчику [10, 11].

В [12] проведен анализ финансирования науки и образования с учетом мирового и отечественного опыта, предложено концептуальное наполнение отраслевых стратегий развития науки и образования на разных уровнях экономики и уточнен финансовый инструментарий для их обеспечения.

Р. А. Аландаров, К. О. Тархановский рассматривают подходы к финансированию научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, такие как ньютоновский, бэко-новский и джефферсонский, используемые в странах Западной Европы и Азии, и обосновывают применимость одного из них к российским реалиям, а именно джефферсонского подхода, в основе которого лежит «равномерное распределение финансовых ресурсов по видам НИР внутри приоритетных направлений научного развития отраслей хозяйства. Источники финансирования НИР также распределены равномерно, при этом бюджетное финансирование, как правило, направляется на фундаментальные и некоторые виды прикладных научных исследований, а внебюджетные источники - на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки» [13, с. 172].

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа источников научной литературы, зарубежной практики выявить особенности финансирования научно-технологического трансфера и выделить направления применения финансовых инструментов в сфере технологического предпринимательства.

Задачами выступают:

- обзор научных источников по проблемам финансирования научно-технологического трансфера;

- оценка состояния нормативно-правовой базы обеспечения научно-технологического трансфера;

- постановка проблемы поиска финансового обеспечения технологического предпринимательства со стороны университета, использования финансовых инструментов для привлечения частного капитала, а также определение варианта ее решения.

Методами исследования стали библиографический метод при выполнении литературного обзора, статистический анализ на основе использования данных Росстата РФ, анализ и синтез предметной области - финансового обеспечения научно-технического трансфера - и визуализация полученных данных графическими методами.

Приоритеты социально-экономического развития страны в научно-исследовательской сфере

Приоритетность и актуальность научно-исследовательского вектора социально-экономического развития страны активно обсуждаются уже не один год и заявляются как приоритетное направление практически во всех федеральных документах. Так, например, в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642) заявлено, что под «научно-технологическим развитием Российской Федерации понимается трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы».

Целью национального проекта «Наука и университеты» (паспорт национального проекта утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018) выступает «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для ведущих российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей, увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки». Основные программные мероприятия и инициативы национального проекта представлены в таблице.

Основные инициативы национального проекта «Наука и университеты» / Main initiatives of the National project "Science and universities"

Инициатива Документ

Программа «Приоритет-2030» Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

Поддержка научно-образовательных и научных центров мирового уровня Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 538 «О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня»

Реализация проектов Национальной технологической инициативы Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»

Реализация комплексных научно-технических программ и проектов Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2019 № 162 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации»

Создание кампусов мирового уровня Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2021 № 1268 «О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты"»

Обновление приборной базы ведущих организаций Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1875 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука"»

Специализированные учебные научные центры Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2019 № 575 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на развитие сети специализированных учебных научных центров по начальной подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития России»

Передовые инженерные школы Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2022 № 619 «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ»

Инжиниринговые центры Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 № 1156 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций»

Технологическое предпринимательство в вузах Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1085 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы" в целях организации акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов в рамках реализации федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"»

Университетские «стартап-студии» Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1225 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета Фонду инфраструктурных и образовательных программ в целях создания и поддержки инструментов университетского венчурного строительства (университетские "стартап-студии"), а также на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением возложенных на него функций по организации мероприятий по популяризации федерального проекта»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

Окончание таблицы

Инициатива Документ

Гранты на популяризацию науки Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 № 2184 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на поддержку проектов авторов и команд авторов, направленных на освещение вопросов науки и технологий по тематикам приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 № 2185 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на организацию и проведение научно-популярных мероприятий для широкой аудитории»

Проведем статистический анализ показателей финансирования развития научных исследований в России с целью подтверждения необходимости развития науки для достижения как технологического суверенитета, так и конкурентных позиций страны на мировой арене.

При рассмотрении внутренних затрат на научные исследования и разработки в целом по Российской Федерации (рис. 1) можно отметить положительный тренд на протяжении всего рассматриваемого периода в абсолютных показателях. Если взять относительные показатели (% к валовому внутреннему продукту), то ситуация представляется не такой стабильной, есть частные колебания данного показателя с 2000 по 2022 г. Так, в 2021 и 2022 гг. по сравнению с 2020 и 2021 гг., соответственно, данный показатель снизился на 9 % в первом случае и на 6 % -во втором. Максимальное значение данного показателя можно наблюдать в 2003 г. - 1,29 % к ВВП и в 2009 г. - 1,25 % к ВВП.

1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

. I I I I I I

1,4 1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0

в фактически действовавших ценах

в процентах к валовому внутреннему продукту

Рис. 1. Внутренние затраты на научные исследования и разработки по Российской Федерации, млн руб. (составлено по [14]) / Fig. 1. Internal research and development costs in the Russian Federation, million

rubles (Compiled by [14])

На рис. 2 представлены данные по финансированию науки из средств федерального бюджета. Как можно заметить, активный рост финансирования науки начался с 2005 г. Максимальные размеры наблюдались с 2020 по 2022 г., соответственно, в целом по финансированию гражданской науки - 549 602,2; 626 574,3 и 631 701,6 млн руб. Такая же тенденция наблюдалась и отдельно по фундаментальной и прикладной науке. В 2016 и 2017 гг. зафиксировано довольно резкое сокращение финансирования в целом до 402 722,3 и 377 882,2 млн руб. соответственно.

Однако по фундаментальным исследованиям в 2016 г. наблюдается сокращение со 120 203,8 млн руб. в 2015 г. до 105 247,6 млн руб. в 2016 г., а в 2017 г. снова рост до 116 977,6 млн руб. В 2018 г. ситуация изменилась, наблюдается рост финансирования как в целом по гражданской науке на 7,8 %, так и по фундаментальной науке - на 27,9 %, только по прикладным исследованиям

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

отмечен незначительный спад - на 1,2 %. Это связано в первую очередь с началом реализации национальных проектов, которые во главу угла ставят развитие фундаментальной науки в стране.

Анализируя внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (рис. 3), видим, что порядка 70 % - средства государства, однако наблюдается тренд на сокращение государственных затрат с 70,3 в 2010 г. до 67,5 % в 2021 г. В то же время средства предпринимательского сектора имеют незначительный рост: от 25,5 в 2010 г. до 29 % в 2021 г.

700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

п т Я

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022 Расходы:

на гражданскую науку ^^^ на фундаментальные исследования

на прикладные научные исследования * к расходам федерального бюджета, %

к валовому внутреннему продукту, %

3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

Рис. 2. Финансирование науки из средств федерального бюджета, млн руб. (составлено по [14]) / Fig. 2. Financing of science from the federal budget, million rubles (Compiled by [14])

80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

70,3

67,1

67,8 67,6

69,2 69,5

68,2

25,5

3,5 Й

0,8 4,3 0,:

0,8 4,0 0,1

1,0 3,0 0,1

27,1

1,1 2,5

JJl

26,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,2 2,6 кн

66,2 67,0 66,3

67,8 67,5

28,1

0,9

0,

2 2,7

:±H

2,6 Ь

29,5

0,9

0,3 '

=!H

0,8

03*

=_и

29,2

0,9

1,8

Ь

1,2 0,3 1,9

Lis

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Средства: ■ государства

= организаций! сектора вытшего образования □ иностранных раточников

ИЛ предпринимательского сектора S частных некоммерческие организаций

Рис. 3. Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования, % (составлено по [15]) / Fig. 3. Internal research and development costs by funding sources, % (Compiled by [15])

30,2

30,2

27,7

29,0

27,2

28,2

0,5

1,2

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

Что касается видов конкурсного финансирования (рис. 4), то основную долю занимают субсидии бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (53 %), затем идут субсидии бюджета на выполнение НИР и/или ОКР (17,8 %), на третьем месте - гранты фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (10,5 %).

Другие виды конкурсного финансирования

Гранты фондов поддержки научной, научно-технической и инно вационной днятел ьности

Субсидии бюджета на выполнение научно-исследовательских и/или опытно-конструкторских работ

Субсидии бюджота на (финансовое обеспечение выполнения государственного задайид в сфере научной (научно-исследовательской) деятельности

0,00 50 000,00 100 000,00 150 000,00 200 000,00

Рис. 4. Внутренние затраты на исследования и разработки, выполненные за счет субсидий, грантов, конкурсного финансирования, в 2021 г., млн руб. (составлено по [15]) / Fig. 4. Internal costs of research and development carried out through subsidies, grants, competitive financing, according to sources, 2021, million rubles

(Compiled by [15])

Проведенный статистический анализ и выявленные тенденции увеличения финансирования науки, а также привлечение частных инвестиций в этот сектор говорят о том, что развитие научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности является одним из приоритетов правительства. Также актуализируется необходимость развития научно-технологического предпринимательства с целью повышения коммерциализации разработок и их трансфера в реальный сектор экономики.

Тенденции, проявляющиеся при создании передовых инженерных школ, инжиниринговых центров, активизируют технологическое предпринимательство в вузах, способствуют росту университетских «стартап-студий», одновременно ставя задачи финансового обеспечения данного процесса и поиска инструментов финансового взаимодействия заинтересованных сторон в научно-технологической сфере.

Постановка исследовательских задач и их обоснование

Развитие технологического предпринимательства в университетской среде определяется следующими взаимосвязанными и пока нерешенными задачами. Очевидно, что государственные проекты конечны и не могут закрыть все потребности в финансировании науки в целом и в студенческом технологическом предпринимательстве в частности. Государство ожидает пролонгированного эффекта от реализации национального проекта, формируя показатели, достигнуть которые вузам следует в последующие годы.

Задача финансового обеспечения технологического предпринимательства со стороны университетов. Для университетов страны важным является создание таких условий развития, которые обеспечивают вузу финансовую устойчивость и возрастающий свободный денежный поток, что влечет модернизацию существующей финансовой модели университета. Суть модернизации заключается в диверсификации источников доходов, усилении гибкости в управлении финансами за счет повышения конкурентоспособности университета в приоритетных областях научно-исследовательской и образовательной деятельности, диверсификации научных направлений, расширении числа индустриальных партнеров, коммерциализации результатов интеллекту-

альной деятельности, а также в росте платных образовательных услуг, включая программы ДПО, создании центров коллективного пользования, развития эндаумент-фонда. Финансовый интерес университета и цель создания возрастающего объема внебюджетных средств отражены в следующем: во-первых, реинвестировать в развитие университета, обеспечить гибкость и достойный уровень независимости от внешних условий и факторов, влияющих на финансовую устойчивость университета; во-вторых, сформировать внутренние инвестиционные фонды развития, которые позволят университету осуществлять поддержку проектов в сфере технологического предпринимательства через систему внутренних грантов. Задача финансового обеспечения технологического предпринимательства со стороны университета модифицирует традиционную финансовую модель университета, вводя в её состав следующий элемент (рис. 5).

Возвратный капитал

Отбор проектов акселерационных программ

Работа с проектами в стартап-студии

Создание экономико-правовой и маркетинговой упакпвки проектов. Научно-техноуогическая экспертиза проектов

Продвижение проектов на региональный, федеральный и международный уровень

S

cd

«

S

К

H

о

cd

F

^

CD

CD

«

cd

&

cd

К

en

О

m

Погашение расходов инвестиционного фонда

Получение дохода от проектов

Рис. 5. Элемент финансовой модели университета / Fig. 5. An element of the university's financial model

Модернизации финансовой модели университета посвящен ряд работ. Например, Н. И. Скворцовым, Н. С. Павловым, В. Г. Ермиловым выполнен анализ российских и западных моделей с выделением бюджетной, смешанной и рыночной моделей финансирования высших учебных заведений: «цели государства и общества определяют дизайн моделей финансирования системы высшего образования» [16].

Самоокупаемость обеспечивается регулярным получением дохода от стартап-проектов, получивших развитие и реализовавшихся на рынке, и цикличным характером. Статистика выживаемости стартап-проектов низкая, как и получение доходов от них. Рассматривается вариант привлечения финансирования с отсрочкой возврата или использованием не денежного возврата, а НИОКР, обучения специалистов, т.е. передача и трансформирование иных ресурсов.

Задача поддержки и продвижения проектов в сфере технологического предпринимательства университета и ее финансовая обеспеченность. Опыт проведения акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1085 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы"» показал, что продвижение проекта требует целого комплекса работ для достижения определенного уровня готовности (рис. 6).

Рис. 6. Подготовка проекта по уровням готовности к реализации / Fig. 6. Preparation of the project according to the levels of readiness for implementation

Данную поддержку способны оказать квалифицированные сотрудники вуза, на постоянной основе занимающиеся профильной деятельностью в области экономики, финансов, маркетинга и юриспруденции, с привлечением экспертов в предметной научной области. «Использование методологии TRL позволяет учесть особенности финансирования разработки технологий на разных этапах и сократить сроки вывода новых высокотехнологичных продуктов на рынок» [17], однако на этапе акселерации проектов и с командами, состоящими из студентов, её применение затруднительно и может быть упрощено. Итак, подготовка включает три уровня: проработка проекта, информационная и инфраструктурная поддержка и продвижение проекта и содействие коммерциализации. Каждый уровень разбит на два подуровня, представляет собой определенный объем работы, например проработка стратегии в отношении возникающих прав на объекты интеллектуальной собственности (ИС) и другие аспекты управления ИС, маркетинговое обоснование проекта и т. д. Финансовое обеспечение выполнения обозначенных работ в настоящее время производится за счет грантов, собственных средств у университетов нет. Ведение проекта по уровням готовности к реализации полностью силами университета представляет собой нереальную задачу и требует привлечения ресурсов сторонних вузов, бизнес-структур и других заинтересованных лиц, партнёров.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

В свете такого целенаправленного взаимодействия новые модели финансирования науки могут включать создание партнерских отношений между университетами, компаниями, государственными учреждениями и общественными организациями. Это позволяет объединять ресурсы и выполнять экспертизы для реализации масштабных и коллективных научных исследовательских проектов. Также важно развивать механизмы привлечения инвестиций от предприятий и региональных органов в создание и поддержку инновационной инфраструктуры и научных центров на университетских площадках. Взаимодействие заинтересованных лиц, особенно с финансовой составляющей и той ответственностью, которую она налагает на участников, нуждается в приобретении статуса некоммерческой организации. Поэтому создание ассоциаций с участием вуза-лидера с целью объединения ресурсов и возможностей является новым инструментом финансового взаимодействия, призванным реализовать функции по подготовке проектов к выходу на рынок (рис. 6) и осуществлять финансирование как внутри университета, так и во внешней среде с партнерами, объединенными в ассоциации, консорциумы и др.

Решение первой задачи по созданию финансовой модели университета, обеспечивающей финансовую устойчивость и возрастающий свободный денежный поток, повлечет за собой и решение второй.

Задача привлечения частного капитала к финансированию и сопровождению технологических проектов и разработок, создаваемых в университетской среде. Содействие в привлечении инвестиций - ключевой аспект успешной реализации проекта в сфере технологического предпринимательства. Университет в настоящее время не имеет внутренних инвестиционных фондов, которые позволили бы осуществлять поддержку проектов в сфере технологического предпринимательства. Существуют рыночные инструменты финансирования технологического предпринимательства, однако их применение ограничено по ряду причин: отсутствие или недостаточность свободных средств у команды проекта, недоверие кредитных организаций к стар-тап-проектам, выделение средств на конкурсной основе в рамках государственных программ, а частный капитал, по законам рынка, должен быть возвратным и т.д.

Финансовый инструмент - любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой1. К источникам финансирования в технологическом предпринимательстве можно отнести собственное, заемное, бюджетное и смешанное финансирование. Специфические источники финансирования инновационной деятельности предпринимательских структур представлены на рис. 7.

Выбор финансовых инструментов, способных привлечь частный капитал, оказать конструктивное влияние на формирование финансовых потоков в бюджеты университетов и/или обеспечить финансовое покрытие расходов команды проекта на доработку и продвижение стартап-проекта, определяется рядом условий. Первое из них - достижение определённого уровня готовности проекта, так на начальной стадии, при наличии идеи, подлежащей проработке, подходят собственное финансирование и средства гранта, при наличии экономико-правовой упаковки - венчурное и проектное финансирование и т.д. Второе условие - в рамках обязательной проработки подробного бизнес-плана и подготовки презентации проекта необходимо продемонстрировать потенциал прибыльности и роста проекта, убедительно показать конкурентные преимущества и риски. При наличии вышеперечисленного важно иметь четкий план использования инвестиций и стратегию по возврату средств инвесторам. Венчурное и проектное финансирование, все виды ценных бумаг и другие финансовые инструменты будут использоваться частным капиталом только при определенных гарантиях возврата вложенных средств.

1 Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление» (приложение № 20).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

Лизинг

Государственно-частное партнерство

Долгосрочная ссуда

Венчурное и проектное финансирование

Крауцфандинг

Банковское кредитование

Микрофинансирование

Факторинг

• финансовая услуга по приобретению имущества у поставщика и передачи его в долгосрочную аренду клиенту (юридическому лицу) с последующим выкупом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях

• предоставление денежных средств или имущества на заранее оговоренный срок

• источником средств для погашения долга рассматривается прежде всего сам проект, в проектном -со значительно более низким уровнем риска

• использование онлайн-платформ для сбора небольших сумм от большого числа частных инвесторов

• удовлетворение потребностей клиента в привлечении денежных ресурсов на возвратной и платной основе

• краткосрочный кредит на небольшую сумму, выдается без залога и поручительства

• оплата поставки или услуги третьей стороной за вознаграждение в более ранний срок, чем указано в договоре

• последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг, т. е. распределение их между определенными категориями лиц

Рис. 7. Потенциальные источники финансирования стартап-проекта / Fig. 7. Potential sources of financing for a startup project

Заключение

Исследование проблем финансового обеспечения научно-технологического трансфера показало, что, несмотря на методологическую проработку и государственную поддержку университетских проектов, процент выживаемости новых предприятий очень низок. Выход или даже движение вперёд не могут обойтись без применения финансовых инструментов, обеспечивающих финансирование там, где поддержка пробуксовывает в настоящий момент. Университеты должны стать более финансово устойчивыми, располагать свободным денежным потоком для рефинансирования основной деятельности, развития инфраструктуры и для поддержки и продвижения проектов в сфере технологического предпринимательства, авторами которых являются аффилированные с университетом лица. Инструменты такого финансового обеспечения проявляются через модификацию общей финансовой модели университета с элементом возвратного капитала от ранее переданных ресурсов в проект. Привлечение частного капитала к финансированию и сопровождению технологических проектов и разработок, созданных в университетской среде, также связано с использованием инструментов с гарантией возвратности капитала. На этапе продвижения научно-технологического проекта частный капитал позволит обеспечить необходимые ресурсы для масштабирования бизнеса, разработки продукта или услуги, проведения маркетинговых исследований, а также создания инфраструктуры для

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

успешной реализации проекта. На этапе установки научно-технологических разработок частный капитал направят на финансирование закупки необходимого оборудования, развертывания инфраструктуры, обучения персонала, а также проведения тестирования и наладки систем. Для проверки данных положений необходимо провести анализ успешных примеров привлечения частных капиталов на этих этапах развития научно-технологических проектов, а также оценить их влияние на результативность бизнеса и успех проекта. Достигнутые в данном исследовании решения требуют дальнейшей проработки. Так, взаимодействие вузов и стейкхолдеров формирует экосистему научно-технологического трансфера, следовательно, необходимо обосновать и дать системное представление об экономической модели трансфера технологий с применением финансовых инструментов.

Список источников

1. Franssen Т., Schölten W., Hessels L.K., Rijcke S. The Drawbacks of Project Funding for Epistemic Innovation: Comparing Institutional Affordances and Constraints of Different Types of Research Funding // Minerva. 2018. № 56. P. 11-33. https://doi.org/10.1007/s11024-017-9338-9.

2. Gläser J., Velarde K.S. Changing Funding Arrangements and the Production of Scientific Knowledge: Introduction to the Special Issue // Minerva. 2018. № 56. P. 1-10. https://doi.org/10.1007/s11024-018-9344-6.

3. Jaime A., Pérez-Martelo C., Herrera B., Ordóñez-Matamoros G., Vinck D. Functioning strategies of the research groups' leaders in the context of funding and policy instabilities // Review of Policy Research. 2022. Vol. 40, iss. 2. P. 282-306. https://doi.org/10.1111/ropr.12512.

4. Guston D. Between Politics and Science: Assuring the Integrity and Productivity of Research. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 213 p.

5. Geuna A., Martin B. University Research Evaluation and Funding: An International Comparison // Minerva. 2003. № 41. P. 277-304. https://doi.org/10.1023/B:MINE.0000005155.70870.bd.

6. Himanen H., Auranen O., Puuska H.-M., Nieminen M. Influence of Research Funding and Science Policy on University Research Performance: A Comparison of Five Countries // Science and Public Policy. 2009. № 36(6). P. 419-430. https://doi.org/10.3152/030234209X461006.

7. Hicks D. Performance-Based University Research Funding System // Research Policy. 2012. № 41(2). P. 251-261. https://doi.org/10.1016/j.respol.2011.09.007.

8. The Changing Governance of the Sciences: The Advent of Research Evaluation Systems. R. Whitley, J. Gläser (eds.). Dordrecht: Springer, 2007. 271 p.

9. Lam A. From 'Ivory Tower Traditionalists' to 'Entrepreneurial Scientists'? // Social Studies of Science. 2010. № 40(2). P. 307-340. https://doi.org/10.1177/0306312709349963.

10. Campbell E.G., Weissman J.S., Causino N., Blumenthal D. Data Withholding in Academic Medicine: Characteristics of Faculty Denied Access to Research Results and Biomaterials // Research Policy. 2000. № 29(2). P. 303-312. https://doi.org/10.1016/S0048-7333(99)00068-2.

11. Sismondo S. Ghosts in the Machine: Publication Planning in the Medical Sciences // Social Studies of Science. 2009. № 39(2). P. 171-198. https://doi.org/10.1177/0306312708101047.

12. Боровская М.А., Никитаева А.Ю., Бечвая М.Р., Черниченко О.А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход // Финансы: теория и практика / Finance: Theory and Practice. 2022. № 26(2). С. 6-24. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24.

13.Аландаров Р.А., Тархановский К.О. Сравнительный анализ методологии организации финансирования научно-исследовательских работ на примере Российской Федерации, стран Западной Европы и Азии // Финансы: теория и практика / Finance: Theory and Practice. 2017. Т. 21, № 6. С. 166-177. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-6-166-177.

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.12.2023).

15. Индикаторы науки: 2023 : стат. сб. / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 416 с.

16. Скворцов Н.И., Павлов Н.С., Ермилов В.Г. Особенности реализации финансовой политики в сфере высшего образованиям // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. Серия : Экономика. 2023. № 1 (35). С. 37-51. DOI: 10.25688/2312-6647.2023.35.1.03.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

17. Богачева О.В., Смородинов О.В. Применение шкалы готовности технологий в государственном финансировании НИОКР в странах ОЭСР // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66, № 2. С. 42-50. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-42-50.

References

1. Franssen T., Schölten W., Hessels L.K., Rijcke S. The Drawbacks of Project Funding for Epistemic Innovation: Comparing Institutional Affordances and Constraints of Different Types of Research Funding. Minerva. 2018;(56):11-33, https://doi.org/10.1007/s11024-017-9338-9.

2. Gläser J., Velarde K.S. Changing Funding Arrangements and the Production of Scientific Knowledge: Introduction to the Special Issue. Minerva. 2018;(56):1-10, https://doi.org/10.1007/s11024-018-9344-6.

3. Jaime A., Pérez-Martelo C., Herrera B., Ordóñez-Matamoros G., Vinck D. Functioning strategies of the research groups' leaders in the context of funding and policy instabilities. Review of Policy Research. 2022;40(2):282-306, https://doi.org/10.1111/ropr. 12512.

4. Guston D. Between Politics and Science: Assuring the Integrity and Productivity of Research. Cambridge: Cambridge University Press; 2000. 213 p.

5. Geuna A., Martin B. University Research Evaluation and Funding: An International Comparison. Minerva. 2003;(41):277-304, https://doi.org/10.1023/B:MINE.0000005155.70870.bd.

6. Himanen H., Auranen O., Puuska H.-M., Nieminen M. Influence of Research Funding and Science Policy on University Research Performance: A Comparison of Five Countries. Science and Public Policy. 2009;(36):419-430, https://doi.org/10.3152/030234209X461006.

7. Hicks D. Performance-Based University Research Funding System. Research Policy. 2012;(41):251-261, https://doi.org/10.1016/j.respol.2011.09.007.

8. Whitley R., Gläser J., eds. The Changing Governance of the Sciences: The Advent of Research Evaluation Systems. Dordrecht: Springer Publ.; 2007. 271 p.

9. Lam A. From 'Ivory Tower Traditionalists' to 'Entrepreneurial Scientists'? Social Studies of Science. 2010;(40):307-340, https://doi.org/10.1177/0306312709349963.

10. Campbell E.G., Weissman J.S., Causino N., Blumenthal D. Data Withholding in Academic Medicine: Characteristics of Faculty Denied Access to Research Results and Biomaterials. Research Policy. 2000;(29):303-312, https://doi.org/10.1016/S0048-7333(99)00068-2.

11. Sismondo S. Ghosts in the Machine: Publication Planning in the Medical Sciences. Social Studies of Science. 2009;(39):171-198, https://doi.org/10.1177/0306312708101047.

12. Borovskaya M.A., Nikitaeva A.Yu., Bechvaya M.R., Chernichenko O.A. Financial instruments in the economic mechanisms of strategic development of science and education: ecosystem approach. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2022;(26):6-24, https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24. (In Russ.).

13. Alandarov R.A., Tarhanovsky K.O. Comparative analysis of the methodology for organizing the financing of research work using the example of the Russian Federation, Western European and Asian countries. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2017;21(6):166-177, https:// doi.org/10.26794/ 25875671-2017-21-6-166-177. (In Russ.).

14. The official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Available from: https://www.gks.ru / [Accessed 27th December 2023]. (In Russ.).

15. Vlasova V.V., Gokhberg L.M., Didkovsky K.A. et al. Indicators of science: 2023. Statistical collection. Moscow: Higher School of Economics Press; 2023. 416 p. (In Russ.).

16. Skvortsov N.I., Pavlov N.S., Ermilov V.G. Features of the implementation of financial policy in the field of higher education. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Economics. 2023;(1):37-51, doi: 10.25688/23126647.2023.35.1.03. (In Russ.).

17. Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. Application of the technology readiness scale in public financing of R&D in OECD countries. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations. 2022;66(2):42-50, doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-42-50. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1

Информация об авторах

М.А. Боровская - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, президент ЮФУ.

М.А. Масыч - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической кибернетики. Т.В. Федосова - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики предприятия.

Information about the authors

M.A. Borovskaya - Doctor of Science (Economics), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, President of the Southern Federal University.

M.A. Masych - Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Cybernetics.

T.V. Fedosova - Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Head of the Department of Enterprise Economics.

Статья поступила в редакцию 31.01.2024; одобрена после рецензирования 23.02.2024; принята к публикации 12.03.2024. The article was submitted 31.01.2024; approved after reviewing 23.02.2024; accepted for publication 12.03.2024._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.