Научная статья на тему 'Инструментальные средства управления экономическими системами'

Инструментальные средства управления экономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / СТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАДАЧА / ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уринцов Аркадий Ильич

В рукописи под названием «О некоторых традиционных методах управления экономическими системами», опубликованной в номере 1 за 2007 год настоящего журнала в рамках исследования методов и инструментария управления экономическими системами субъекта экономики к изменениям бизнес-среды нами были выделены класс традиционных методов и класс информационных методов, базирующихся на информационных технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментальные средства управления экономическими системами»

Инструментальные средства управления экономическими системами

А.И. Уринцов,

Д.Э.Н., проф.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

В статье "О некоторых традиционных методах управления экономическими системами», опубликованной в №1 за 2007 г. настоящего журнала в рамках исследования методов и инструментария управления экономическими системами субъекта экономики к изменениям бизнес-среды был выделен класс традиционных методов и класс информационных методов, базирующихся на информационных технологиях.

Традиционные методы и инструменты управления адаптации субъекта экономики к перманентным изменениям бизнес-среды, позволяющие компаниям строить свое конкурентное преимущество на организационных решениях, включают классические методы реструктуризации системы управления и бизнес-процессов, управление по задачам, матричное управление, даунсайзинг, аутсорсинг, реинжиниринг и.т.д. Данный класс методов и инструментов содержательно не зависит от применения средств вычислительной техники и предполагает автоматизацию типовых задач для разных уровней управления, обеспечивая многократное ускорение обработки формализованной информации. Данный класс был нами подробно рассмотрен в № 1 за 2007 г. настоящего журнала на с. 23—30. Класс информационных методов и инструментов, используют в качестве критерия адаптивности.

Компьютерные информационные технологии управления, понятие которых восходит еще к работам В.М. Глушкова (1970—72 гг.), A.A. Модина (1969 г.), Е.М. Ясина (1974 г.), В.М. Жеребина, В.П. Морозова (1983 г.), и др., получили реальное свое воплощение в организационном управлении лишь в последние 15 лет, когда со середины 1980-х гг. в практике экономико-управленческой деятельности стали появляться технологические средства персональной обработки данных на рабочих местах пользователей, объединенных в сети, обеспечивших внедрение идеологии распределенной обработки данных. В результате стали происходить постоянные, весьма кардинальные изменения в технологии и практике управленческих процедур.

Существенным аспектом разработки, внедрения и применения информационных технологий в организационном управлении было и остается качество функционирования информационной системы (ИС). Важнейшая особенность решения данной задачи заключается в обеспечении адекватности информационной поддержки принятия решений требованиям процесса управления. В современных условиях к этому добавляется необходимость обеспечения динамической подстройки информационного контура управления к меняющимся условиям функционирования, обеспечивая комплексность и минимальное запаздывание информации.

Информационные принципы управления субъектами экономики включают концепцию экономической информационной системы (ЭИС), или автоматизированной ИС, являющуюся информационной основой системы управления, базирующуюся на использовании интегрированной, динамически изменяющейся ИС [1— 3]. К обработке информации в такой ИС предъявляются следующие требования [3]: полнота и достаточность информации для реализации функций управления; своевременность предоставления информации; обеспечение необходимой степени ее достоверности; экономичность обработки информации; адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей и др.

Реструктуризация и интенсивно изменяющаяся бизнес-среда субъекта экономики создают для управленца совершенно новую ситуацию в области общих проблем менеджмента. В частности, меняются точки зрения на применение информационных технологий и компьютерных средств в управленческих процедурах. Выявляется необходимость регулярного внесения изменений (подчас довольно глубоких) в технологию управления и саму управленческую деятельность, недостаточность роли, отводимой теоретическому, методологическому и технологическому обеспечению компьютерной обработки данных. Возрастающие объем, сложность и интенсивность использования информационного инструментария приводят к неудовлетворительности проектных решений, полученных ранее. Осознается необходимость подходов к автоматизации управления, основанных на экономических расчетах, достижениях менеджмента, анализе накопленного опыта эксплуатации адаптивных решений.

Экономика, Статистика и Информатика 61 №2, 2007

Решающее значение приобретают технологии программирования. Быстрое моральное устаревание аппаратного и программного обеспечения придает первостепенное значение совместимости и преемственности программных решений. Возникают новые обобщающие, так называемые базисные понятия, синтезирующие конкретику отдельных предметных областей и менеджмента. Использование базисных понятий превращается в императив, без освоения которого невозможен прогресс автоматизации управления. Примерами подобных понятий могут служить понятия бизнес-процесса и бизнес-модели, автоматизированного рабочего места и др. Наблюдается скачок требований к квалификации работников. Требования к уровню компетентности исполнителей повышаются. Возникают трудности совместимости новых условий работы со старыми, привычными психологическими и технологическими стереотипами.

Использование информационных технологий является залогом эффективного внедрения современных методов управления предприятием и организации производства, непрерывного улучшения бизнес-процессов субъекта экономики. Уровень развития информационных технологий позволяет применять информационные системы в качестве инструментария поддержки и развития субъекта экономики.

При этом информационную систему следует рассматривать не только как модель действующей системы управления субъекта экономики и его бизнес-процессов, отвечающую требованиям адекватности, не только как средство автоматизации бизнес-процессов и организационных процессов компании, обеспечивающее решение типовых рутинных задач для разных уровней управления, но и как базисное средство перехода субъекта экономики на новые принципы управления, инструментарий оперативной адаптации субъекта экономики к изменениям бизнес-среды.

Здесь существенно важным является понятие слабоструктурированной задачи [4], которое характеризует степень сложности и формализуемости решаемых организационно-экономических задач. Согласно [5] на высшем и среднем уровнях управления структурированные задачи составляют до 40%, на низшем — до 60%. Автоматизации

поддается не более 15—20%. Эти данные свидетельствуют о значительном удельном весе слабоструктурированных и неструктурированных задач в составе функций управления. Задачи, обычно решаемые в большинстве ИС на основе традиционных моделей и стандартного программного инструментария, с этой точки зрения относятся к классу наиболее простых, полностью структурированных.

Поскольку информационную систему можно рассматривать как модель предприятия в экономических показателях, то реструктуризация системы управления, перепроектирование бизнеса, реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленные на упрощение бизнес-процессов субъекта экономики и его организационной структуры, перераспределение и минимизация расходования ресурсов, сокращение сроков удовлетворения потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания требуют отдельного рассмотрения. Автоматизация бизнес-процессов в рамках существующей информационной системы приводит лишь к их ускорению и не может обеспечить того многократного улучшения эффективности, которое необходимо в условиях изменяющейся бизнес-среды субъекта экономики, характеризуемой нестабильностью экономических условий, изменениями сегментов рынка, развитием наукоемких технологий и т.д.

Нас интересует информационная система, способная обеспечить поддержку трансформации системы управления, заключающуюся в перепроектировании существующих бизнес-процессов и создании новых для повышения эффективности управления, а не система, обеспечивающая более качественную автоматизацию существующих бизнес-процессов со всеми их недостатками. Некоторые специалисты смешивают данные вопросы с модификацией программного обеспечения, задача которого состоит в переписывании, на основе современных информационных технологий, устаревших программных решений без изменения самих бизнес-процессов. Под термином перепроектирование следует понимать изменение существующей логики связей различных составных частей системы управления и объединение разрозненных бизнес-процессов, что позволяет обес-

печить оптимальное распределение этих процессов и исключение лишних связей и функций, выполняемых в соответствии с существующей организационной структурой управления, а также внедрение новых процессов, связанных с появлением адаптивных решений на основе информационных технологий, что позволяет коренным образом изменить базовые правила функционирования субъекта экономики.

В процессе трансформации системы управления достигается восстановление целостности процессов управления, в результате чего несколько рабочих процедур объединяются в одну, т.е. на каждом рабочем месте выполняемые различными сотрудниками простые задания или рабочие процедуры объединяются в одну более крупную и сложную, и происходит горизонтальное сжатие процесса. По оценкам специалистов, горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 и более раз.

Проводимые проверки, управляющие воздействия и согласования непосредственно не приносят доходов и не производят ценностей, поэтому целью реорганизации бизнес-процессов является минимизация проверок, управляющих воздействий и согласований до экономически целесообразного уровня на основе сокращения внешних точек контакта. Как было нами установлено выше, бизнес-процессы субъекта экономики насыщены подобными стадиями, единственное предназначение которых — контроль соблюдения исполнителями предписанных правил. На основе реструктуризации системы управления предметной области вместо проверок каждого из выполняемых заданий перепроектированный процесс объединяет эти задания и осуществляет проверки и управляющие воздействия в определенном режиме, что позволяет сократить временные и стоимостные затраты на выполнение процесса. Это обеспечит более эффективное распределение работ между границами подразделений, что приведет к повышению эффективности процесса в целом.

Уровень развития адаптивных решений на основе информационных технологий позволяет использовать современные информационные системы в качестве подобного инструментария. А поскольку можно говорить о пропорциональной зависимости между инфор-

мационной системой субъекта экономики и тем, как в нем организован бизнес, то информационную систему целесообразно рассматривать с одной стороны, как основу или ключ для адаптации субъекта экономики под новые требования бизнеса, обеспечивая поддержку перевода системы управления из существующего состояния в требуемое по мере необходимости данного мероприятия, трансформацию бизнес-процессов субъектов экономики, а с другой — как функцию развития бизнеса и средство его поддержки.

Для этих целей наиболее подходят системы поддержки формирования и контроля исполнения решений, поскольку они относятся к классу информационных систем, которые представляют собой комплекс инструментальных средств, поддерживающих процесс принятия решений. В настоящее время этот класс ИС развивается в направлении Electronic Performance support systems и Integrated Performance support systems. Эти системы обладают средствами оперативной адаптации ЛПР к изменениям бизнеса и влияний среды за счет офлайнового обучения и онлайновых консультаций. Вопросы оперативной адаптации менеджера, организация его операционной среды на основе различных инструментов поддержки всех этапов формирования, принятия и исполнения решений сегодня актуальны и своевременны. Особое значение эти системы имеют в сфере сетевой экономики, где оперативность принятия решения является ключевым фактором успеха.

Таким образом, класс информационных методов и инструментов, использующих в качестве критерия адаптивности информационные технологии, предполагает наличие информационного инструментария оперативной адаптации субъекта экономики к изменениям бизнес-среды, выражающейся в способности поддержки реструктуризации системы управления и бизнес-процессов, однако подобные решения стали появляться относительно недавно и поэтому недостаточно развиты. В этой связи несомненный интерес представляет исследование свойств информационной системы в качестве инструментария оперативной адаптации субъекта экономики. Данный инструментарий получил название многопользовательской иерархической распреде-

ленной экономической информационной системы — MP^.

MPMC ориентирована на обработку информации с использованием комплекса аппаратных и программных решений непосредственно на рабочих местах специалистов различных уровней управления в реальном масштабе времени. При этом предполагается наличие немедленного ввода и обновления информации в процессе ее поступления, а собственно информация рассматривается как некий ключевой корпоративный ресурс управления. Эффективность и устойчивость функционирования MP^ достигается с помощью ее адаптивных свойств.

C известной долей уверенности можно утверждать, что необходимость создания информационного инструментария оперативной адаптации субъекта экономики к изменениям бизнес-среды возникла одновременно с появлением корпоративных автоматизированных решений в конце 70-х — начале 80-х годов. Начиная с этого периода, постановка проблемы претерпела значительную эволюцию, которая, с одной стороны, характеризовалась прогрессом в области технических и программных средств управления информацией, а с другой — развитием и видоизменением взглядов на принципы управления субъектом экономики.

В онтологии подходов к данной проблеме выделим четыре основные этапа трансформации взглядов в рамках развития научных мнений и практических решений. Датировки приводятся применительно к мировой практике; Pос-сия по ряду позиций в информатизации основных сфер хозяйственной деятельности отстает от стран-лидеров на несколько лет.

Этап О (середина 50-x — начало 70-x гг.). Возникновение концепции автоматизированного управления субъектами экономики с использованием вычислительной техники и начало ее практической реализации. В этот период были созданы технологические предпосылки применения ЭBM в экономике, разработаны языки программирования и €УБД, обеспечившие практическую реализацию MIS (Management Information Systems), а предложенная в 1959 г. Т. Коддом концепция мультипрограммирования позволила перейти к созданию и внедрению диалоговых средств общения

«пользователь—ЭВМ», которые давали возможность автоматизированного управления в режиме реального времени.

Этап 1 (конец 70-х — середина 80-х гг.). В практику экономико-управленческой деятельности широко входит понятие MIS. Информатизация предприятий носит фрагментарный характер, применяемые информационные системы разрознены, каждая из них поддерживает определенные бизнес-функции, ограниченные, как правило, рамками отделов и служб. Использование аппаратно-программных решений рассматривается в чисто техническом аспекте, как средство для повышения эффективности функционирования компании за счет снижения объема бумажного документооборота и ручного ввода информации, сокращения времени обработки данных.

Ни о каких решениях с использованием информационных технологий, призванных обеспечить адаптацию субъекта экономики к изменениям бизнес-среды, речи не идет, поскольку данная проблема практически не интересует разработчиков информационных систем. Основными методами интеграции прикладного программного обеспечения как элемента адаптации на данном этапе являются обмен файлами и интерфейсы, разрабатываемые индивидуально для каждой группы программных решений.

Этап 2 (конец 80-х — середина 90-х гг.). Возникают и внедряются информационные системы управления в масштабе предприятия, поддерживающие целиком те или иные функциональные области бизнеса. За несколько лет парк программного обеспечения ряда компаний обновляется на 80-90%, что диктует необходимость объединения существующих и вновь внедряющихся программных решений.

Происходящий экономический рост и вытекающее отсюда усиление рыночной конкуренции обуславливают для предприятий необходимость повышения прибыли за счет снижения операционных расходов. Поэтому и возникает потребность менеджмента в оперативной и достоверной отчетности, охватывающей все бизнес-операции субъекта экономики, что и является основной причиной трансформации системы управления компаний. Здесь впервые информационная система рассматривается как некий гибкий инструмен-

Экономика, Статистика и Информатика S3 №2, 2007

тарий, способный оперативно адаптироваться к новым требованиям бизнеса. При этом в процессе создания корпоративных решений информационную систему субъекта экономики впервые начинают рассматривать как следствие развития бизнеса. И, следовательно, задумываться о необходимости информационного инструментария оперативной адаптации субъекта экономики к изменениям бизнес-среды.

Консолидация данных из различных информационных сред становится неотъемлемым требованием бизнеса. В качестве основного метода интеграции используются механизмы централизованного или распределенного обмена данными между программными решениями, поддерживаемые приложениями особого типа, называемыми в западной литературе middleware, что можно перевести как промежуточное программное обеспечение. При этом сам термин интеграция начинает рассматриваться как некий набор технологий, обеспечивающих объединение процессов бизнеса и данных, и поддерживаемых в разрозненных информационных системах с целью увеличения возможностей предприятия реагировать на перемены в бизнесе и адаптироваться к ним.

Этап 3 (конец 90-х гг. — настоящее время). Дальнейший экономический рост, сопряженный с «взрывным» развитием средств телекоммуникаций и Интернет, приводит к возникновению новой парадигмы бизнеса, так называемой е-соттегсе (электронной коммерции), в которой обмен актуальной информацией в режиме реального времени как внутри предприятия, так и между деловыми партнерами в рамках всей цепочки поставок является ключевым фактором успешного существования субъекта экономики. Это, в свою очередь, обусловливает потребность компаний в гибком инструментарии, способном оперативно адаптироваться к новым требованиям бизнеса, обеспечивать эффективную поддержку реструктуризации системы управления субъекта экономики и переход его системы управления из существующего состояния в требуемое.

Совокупность факторов, вытекающих из требований бизнеса, определяет актуальность проблемы рассмотрения МРИС как средства поддержки процессов управления и адаптации субъекта экономики. Среди этих факторов, можно выделить:

• повышенное «давление» со стороны конкурентного рынка и постоянную необходимость поиска новых и модификацию существующих подходов бизнеса;

• сокращение длительности цикла разработки новых продуктов бизнеса;

• слияние, поглощение и разделение компаний;

• построение и оптимизацию цепочек поставок;

• упрочение взаимоотношений с деловыми партнерами;

• управление взаимоотношениями с клиентом;

• развитие электронной коммерции, выход в Интернет как неотъемлемый признак успеха бизнеса;

-непрерывное обновление используемых наборов информационных технологий компаний — субъектов экономики.

Заинтересованность предприятий в создании и использовании инструментария оперативной адаптации выдвигает вопросы интеграции программных решений внутри информационной системы на новый качественный уровень. Это подтверждается и количественными показателями. Так, по данным аналитического агентства Forrester [6], на сегодняшний день 30% всего бюджета, отпускаемого компаниями на информатизацию, тратится на разработку и поддержку механизмов интеграции информационных систем. По данным компании IBM [7], 70% всего объема программирования на сегодня приходится на интерфейсы, протоколы обмена данными и прочие процедуры обеспечения связи между различными системами.

Здесь необходимо отметить, что вопросы рассмотрения МРИС, как инструментария управления и адаптации субъекта экономики, переходят границы чисто технической задачи интеграции данных и бизнес-процессов. Уже недостаточна интеграция только лишь на уровне данных, необходима интеграция различных бизнес-процессов независимо от программных платформ, их поддерживающих, и форматов используемых данных.

Задача создания инструментария оперативной адаптации субъекта экономики в соответствии с требованиями изменяющейся бизнес-среды, выражающейся в поддержке реструктуризации его системы управления и бизнес-процессов, требует привлечения мето-

дов структурного системного анализа и повышенного внимания к вопросам моделирования как предметной области, так и информационной структуры предприятия. Начиная с 1998 г., у ряда зарубежных компаний стал появляться интерес к данной проблематике. Аналитики (в частности, компания Gartner Group) прогнозируют резкий рост рынка такого инструментария в недалеком будущем.

По темпам автоматизации предприятий Россия отстает от западных стран. Это имеет двоякое влияние на развитие проблемы создания инструментария оперативной адаптации в нашей стране. С одной стороны, такая ситуация позволяет пользоваться накопленным опытом западных коллег, избегая при этом многих типичных ошибок и сокращая эволюционный путь развития взглядов. С другой стороны, лица, ответственные за процессы автоматизации на предприятиях, как правило, не выделяют данную проблему в числе приоритетных, и таким образом, финансирование подобных работ оставляет желать лучшего.

Большинство российских субъектов экономики, воспринимающих насущность этой проблемы, находятся на первом этапе, что обусловлено низким уровнем автоматизации, устаревшим парком программного обеспечения, нежеланием вкладывать инвестиции в автоматизацию. Малый процент предприятий можно отнести к таким, которые находятся на втором этапе, и это, как правило, наиболее успешные по экономическим показателям компании, способные выделять существенные денежные средства на информатизацию своих бизнес-процессов и, главное, оценивать экономический эффект.

В настоящий момент нам не известно ни одной российской компании, идущей вровень с аналогичными западными предприятиями и осознающими необходимость создания информационного инструментария оперативной адаптации субъекта экономики к изменениям бизнес-среды, как ключевого фактора успеха бизнеса в обозримом будущем. Здесь следует отметить, что переход к третьему этапу инициируется в основном высокой конкуренцией на рынках, вынуждающей субъекты экономики искать новые пути снижения издержек, переходя к электронной коммерции и интеграции своих производ-

ственных цепочек с цепочками партнеров и поставщиков на взаимовыгодный условиях. В России этому препятствуют высокая монополизация рынка и силыная разнородносты уровня автоматизации предприятий. Для многих отечественных производств электронный обмен данными с программными решениями поставщиков невозможен по причине их значителыного отставания в сфере информационных технологий. Реалыно конкурентная ситуация сложи-ласы в считанных отраслях экономики, таких, например, как банковское дело или телекоммуникации.

Следует отметиты, что в России зачастую повсеместно не соблюдается общепринятое в развитых странах правило одного процента, опубликованное еще в конце 70-х гг. в Harvard Business Review. Это правило гласит, что любой субъект экономики, стремящийся быты конкурентоспособным в бизнесе, должен удерживаты затраты на информационные технологии приблизителыно на уровне 1% своего бюджета. Этот 1% следует пониматы в определенном контексте. Указанная величина является средним значением для множества самых разных компаний. В исследованиях Д. Васкевича [8] эти вопросы существенно детализируются. Наряду с другими проблемами автор, анализируя структуру затрат на информационные технологии и телекоммуникации (IT), приходит к выводу, что, действителы-но, промышленные компании должны тратиты примерно 1% своей сметы затрат на IT, а вот банки, инвестиционные и страховые компании — около 10%, в то время как минималыные затраты приходятся на предприятия розничной торговли и должны составляты около 0,3% от их бюджета.

Существующая в настоящее время информация в данной области знаний страдает определенной долей бессистемности, и потребносты в ее агрега-

ции, анализе и систематизации с каждым годом увеличивается. Степены же изученности и разработки вопроса нелызя оцениты однозначно, посколыку это связано с новым рассмотрением проблемы в том виде, в котором она ставится в настоящее время автором. На то, что данная проблема разработана и исследована недостаточно, указывает также и тот факт, что в настоящий момент нет работ, где бы вся существующая теория и практика этого вопроса для крупнык субъектов экономики была бы полностыю обобщена. Количество работ, касающихся исследования данной проблемы, исчисляется единицами. В то же время недостаток внимания теоретико-методическому и комплексному подходам исследования проблемы объясняется тем, что основные работы в этом направлении ведутся аналитическими подразделениями консалтинговых компаний в рамках их дея-телыности на рынке услуг по организации информационных систем. Как следствие, можно наблюдаты частую нефор-мализованносты подхода, слабую теоретическую базу и разнородносты терминологии. Автор не смог обнаружиты упоминаний об академических работах, близких по теме, что, однако не означает их отсутствия, но говорит о неболы-шом их числе. Однако существует достаточно болышое количество работ по проблемам смежной тематики, в частности, посвященным задачам информационного менеджмента. Тем не менее, уже сейчас в России есты единичные компании, готовые осознаты проблему создания информационного инструментария оперативной адаптации субъекта экономики как ключевого фактора успеха в бизнесе. Будем надеяты-ся, что в ближайшем будущем их число увеличится, что и обусловит несомненный интерес к этой проблеме.

Изменения в основной парадигме менеджмента, связанные с высокой ди-

намичностыю бизнес-среды субъекта экономики, привели к необходимости разработки новыгх подходов к автоматизации управления. Создание и исполызо-вание МРИС следует рассматриваты как новый подход, основанный на идеях общей теории управления, позволяющий обеспечиты сокращение персонала компании при сохранении темпов и объемов производства; увеличение объемов продаж при сохранении уровня цен и ассортимента; повышение стоимости предприятия с точки зрения инвесторов; рост рентабелыности производства; про-зрачносты и предсказуемосты бизнеса; «разгрузку» высшего менеджмента от «текучки»; четкое разграничение полномочий и зон ответственности; снижение сроков и затрат на внедрение систем управления качеством и др.

Литература

1. Смирнова Г.Н., Сорокин A.A., Телы-нов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Телынова. М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Автоматизация информационный технологий в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Автоматизированные системы обработки экономической информации / Под ред. В.С.Рожнова. М.: Финансы и статистика, 1986.

4. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Антонюк Б.Д. Информационные системы в управлении. М.: Радио и связы, 1986.

6. http:// www. forrester. com/home/ 0,6092,10,ff.html

7. http://www.ibm.com/us/

8. Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. Руководство по выживанию специалистов по реорганизации бизнеса. К.: Диалектика, 1996.

Экономика, Статистика и Информатика

65

№2, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.