8. Шарипов, Ш. Стратегии регионального развития: 9. Тихомирова, М. Не хочу делиться / М. Тихомирова
выравнивание или поляризация / Ш. Шарипов // Эконо- // Эксперт. 2005. № 36. мика региона. 2006. N° 2.
N. T. Avramchikova
PROBLEMS AND PECULIARITIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN RUSSIA
The questions of searching for optimal balance within the trinity «territorial development - development area -development territory» are considered, the way to which for Russia, in contrast to west-european countries, should be different taking into account the sizes and territory development degree in Russia.
УДК 658
А. А. Бойко, Н. В. Рыбачек
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Показана актуальность внедрения функционально-стоимостного анализа (ФСА) на предприятиях. Рассмотрены основные программные продукты!, позиционируемые разработчиками как системы для решения задач ФСА, дана их сравнительная характеристика.
Постоянно изменяющаяся внешняя среда, в которой вынуждены действовать российские предприятия, требует ускоренной их адаптации к новым условиям хозяйствования. Чтобы удержать свои рыночные позиции, производители должны постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы. Решению этой задачи во многом способствует внедрение на предприятиях процессного подхода к управлению и основанного на нем метода функционально-стоимостного анализа (ФСА).
Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов является довольно-таки трудоемкой процедурой, поэтому его практически невозможно осуществлять без использования специальных инструментальных комплексов. В настоящее время существует целый ряд программных продуктов, позиционируемых производителями как система для решения задач ФСА. Однако наиболее популярными продуктами на российском рынке CASE-средств являются AllFusion Process Modeler, EasyABC Plus, ARIS PCA, VIP-Costing, Hyperion Business Modeling.
AllFusion Process Modeler (ранее BPwin), поставляемый компанией Computer Associates International Inc. (США), поддерживает нотации IDEF0, DFD, IDEF3 и позволяет анализировать бизнес-процессы с трех точек зрения:
1) функциональности системы. Диаграммы IDEF0 предназначены для описания бизнес-процессов на предприятии: они показывают, какие объекты потребляются или изменяются функциями, какими регламентами руководствуются функции, каков результат деятельности функций, и какие для этого требуются ресурсы;
2) организации документооборота. Диаграммы DFD описывают потоки данных и позволяют проследить, каким образом происходит обмен информацией как внут-
ри системы между функциями бизнес-процесса, так и системы в целом с внешней информационной средой;
3) последовательности выполнения функций. Диаграммы IDEF3, называемые также диаграммами workflow, описывают логику взаимодействия информационных потоков, последовательность выполнения функций и альтернативные сценарии развития бизнес-процесса.
AllFusion Process Modeler позволяет разрабатывать как гибридные модели, состоящие из диаграмм различного типа, так и модели, состоящие из однотипных диаграмм. При этом любая из моделей может быть пополнена данными о затратах на осуществление функций с помощью такой составляющей функционально-стоимостного анализа, как Activity Based Costing (ABC).
Activity Based Costing обычно применяется для того, чтобы определить действительную стоимость производства продукта или поддержки клиента, идентифицировать функции, которые «стоят» больше всего (т. е. те, которые должны быть улучшены в первую очередь), обеспечить менеджеров предприятия финансовой мерой предлагаемых изменений и т. д.
ABC в составе AllFusion Process Modeler оперирует следующими основными понятиями:
- объект затрат - причина, по которой функция выполняется (обычно основной выход функции);
- движитель затрат - характеристики входов и управлений функции, которые влияют на то, как выполняется функция и как долго она длится;
- центры затрат, которые трактуются как статьи расхода.
Общие затраты по функции рассчитываются как сумма по всем центрам затрат. При определении затрат на вышестоящую (родительскую) функцию сначала вычис-
ляется произведение затрат дочерней функции на частоту ее выполнения (число раз, которое функция выполняется в рамках родительской функции), затем результаты суммируются.
Этот принцип подсчета стоимости справедлив лишь в том случае, когда функции выполняются последовательно. Если схема осуществления функций более сложная, можно отказаться от автоматического подсчета и задать итоговую стоимость функций вручную. Тогда результаты расчетов с нижних уровней декомпозиции будут игнорироваться, а при расчетах на верхних уровнях будет учитываться стоимость, заданная вручную [1].
Результаты АВС фиксируются в специальном отчете AllFusion Process Modeler, который дает возможность документировать стоимость функций как суммарную, так и отдельно по центрам затрат. Кроме того, результаты АВС отображаются и непосредственно на диаграммах.
Таким образом, встроенные возможности AllFusion Process Modeler позволяют оценить стоимость бизнес-процессов достаточно укрупненно, но, тем не менее, оказываются полезными при предварительной оценке затрат. Для проведения более точных расчетов следует воспользоваться специализированным средством ФСА EasyABC Plus, с которым AllFusion Process Modeler имеет двунаправленный интерфейс.
EasyABC Plus - программный продукт компании ABC Technologies Inc. (США). Основными особенностями EasyABC Plus являются следующие:
- поддержка метода ABC, выявление центров затрат, подготовка данных для планирования и управления предприятием;
- работа с реальными и бюджетными данными, что дает возможность оценить фактическую производительность по сравнению с запланированными показателями;
- возможность моделирования результатов принимаемых решений в режиме «что если»;
- возможность анализа групп ресурсов, функций или объектов затрат, помеченных одинаковыми атрибутами. Каждому ресурсу или группе ресурсов, функциям, объектам затрат могут быть назначены один или несколько атрибутов. Атрибут представляет собой словосочетание, идентифицирующее ресурс, функцию или объект затрат. С помощью атрибутов можно генерировать сквозные отчеты по отделам, подразделениям и т. п. Например, можно использовать атрибуты, чтобы анализировать бизнес-процессы, связанные с поставщиками, сравнивать бизнес-процессы, добавляющие и не добавляющие ценность, управлять временем и т.д.;
- экспорт и импорт данных.
АВС-модель в EasyABC Plus базируется на трех модулях: ресурсном, функциональном, объектов затрат. Ресурсный модуль содержит информацию о затратах предприятия. Он может быть структурирован по отделам или по функциям внутри отделов. Конкретные элементы модуля могут учитываться отдельно для сравнения с остальными составляющими стоимости объекта затрат и определения вклада каждого из элементов в стоимость соответствующего объекта. Функциональный модуль содержит информацию о функциях и бизнес-процессах предприятия. Модуль объектов затрат располагает данными о
продукции, в процессе создания которой выполняются функции, и которая является объектом анализа.
После того как ресурсный, функциональный модули и модуль объектов затрат будут спроектированы, ресурсы соотносятся с функциями, а функции с объектами затрат. Завершающим шагом является назначение драйверов ресурсов и драйверов функций. Драйверы ресурсов применяются для переноса стоимости ресурсов на стоимость функций. Они подбираются таким образом, чтобы характеризовать потребление ресурсов функциями. Итоговая стоимость функций переносится на объекты затрат с помощью драйверов функций (драйвер функции - это мера использования данной функции объектом затрат).
Таким образом, EasyABC Plus является специализированным программным продуктом, позволяющим определить стоимость бизнес-процессов, отнести фактические затраты на продукцию, а также моделировать результаты принимаемых решений в режиме «что если».
ARIS Process Cost Analyzer (ARIS PCA) - программный продукт компании IDS Scheer AG (Германия) - обеспечивает поддержку принятия стратегических решений по оптимизации бизнес-процессов и дает возможность определить:
- насколько высоки затраты на выполнение бизнес-процессов и какое влияние они оказывают на формирование цены товара или услуги;
- какие бизнес-процессы являются особо затратными;
какую продукцию следует производить самим, а какую лучше покупать (решения типа «сделать или купить?»);
- какую минимальную цену следует назначить за товар или услугу, чтобы получить прибыль;
- какие ресурсы необходимы для выпуска запланированного объема продукции;
- как распределяются накладные расходы между бизнес-процессами предприятия;
- какое влияние на стоимость бизнес-процессов окажет реструктуризация предприятия;
- какие мероприятия могут повысить использование производственных мощностей в центре затрат;
- какой эффект дадут мероприятия по оптимизации бизнес-процессов с течением времени и т. п.
Функциональные возможности ARIS PCA позволяют следующее:
- использовать любые модели семейства ARIS в качестве основы для расчетов;
- работать с открытым XML-интерфейсом при импорте и экспорте данных;
- агрегировать данные (например, по типам затрат, центрам затрат и т. д.);
- использовать любые методы расчета для различных массивов данных;
- проводить расчеты по любым иерархиям бизнес-процессов;
- импортировать данные из других систем (MS Excel и прочих);
вводить данные в табличном виде;
- проводить анализ типа «что если» для оценки любых сценариев выполнения бизнес-процессов;
- совмещать графический анализ с аналитическим;
- создавать отчеты в формате, определенном пользователем;
- импортировать данные из SAP HR или SAP СО;
- формировать информационные срезы по временным периодам;
- проводить анализ структуры центров затрат с прослеживанием всей цепочки (от исполнителей отдельных функций до уровня предприятия в целом).
Таким образом, ARIS РСА может быть использован как на этапе проектирования бизнес-процессов с целью сравнения различных сценариев их выполнения с точки зрения затрат, так и на этапе мониторинга бизнес-процессов с целью определения их реальной стоимости.
VIP-Costing - программный продукт консалтинговой компании «ВИП Анатех» (Россия), предназначенный для разработки и внедрения АВС-системы управленческого учета затрат; расчета стоимости бизнес-процессов предприятия; определения себестоимости товаров, услуг и т. п.; анализа затрат и разработки рекомендаций по их снижению.
VIP-Costing оперирует следующими базовыми категориями функционального учета затрат:
1. Центры затрат (ЦЗ) - объекты, которые выделены для списания затрат. Центрами затрат могут являться:
- организационно-структурные единицы предприятия (управления, службы, отделы, бригады и т. д.); они представляют собой структурные центры затрат;
- производственные и административные объекты и оборудование (производственные и административные здания, сооружения, насосные станции и т. п.); они представляют собой неструктурные центры затрат;
- продукция; представляет собой неструктурный центр затрат.
Центры затрат, себестоимость (стоимость) которых требуется определить, называются конечными центрами затрат или конечными объектами затрат.
2. Категории затрат (КЗ) - статьи (субсчета бухгалтерского учета), по которым предприятие осуществляет свои затраты. Категориями затрат могут являться:
- вид оплачиваемого потребленного ресурса (электроэнергия, топливо, персонал, материалы);
- вид обязательного платежа или отчисления (налоги, социальные отчисления, амортизационные отчисления);
- специально выделенный для анализа вид затрат (коммунальные услуги, технологические потери).
3. Драйвер - это параметр, который определяет степень поглощения ресурсов действиями или центрами затрат или степень поглощения стоимости действий конечными объектами затрат.
Драйверы могут быть элементарными и сложными. Элементарный драйвер - это числовой атрибут (свойство) объекта затрат. Сложный драйвер является функцией от других (элементарных) драйверов.
По частоте изменений драйверы делятся на условно постоянные и переменные. Условно постоянные драйверы - это драйверы, значения которых не изменяются в каждом отчетном периоде, за который производятся АВС-расчеты. Переменные драйверы - драйверы, значения которых, как правило, будут зависеть от отчетного периода (например, объем производимой продукции, затраты материальных ресурсов).
Драйвер, с помощью которого затраты распределяются с ресурсов на действия, называется драйвером распределения затрат или драйвером ресурсов. Он является элементарным драйвером.
Драйвер, с помощью которого стоимость действий списывается на объекты затрат, использующие данные действия, называется драйвером группы или драйвером действий. Он может быть элементарным или сложным, а также константой.
Затраты на предприятии могут быть прослеживаемыми и непрослеживаемыми. Прослеживаемые затраты -это затраты, для которых можно подобрать соответствующий драйвер их распределения на конечные центры затрат. Непрослеживаемые затраты - затраты, природа которых неизвестна или требует слишком сложного анализа, т. е. для которых невозможно найти драйвер их распределения на конечные объекты затрат.
В состав программного продукта VIP-Costing входят две подсистемы: подсистема подготовки исходных данных и подсистема стоимостных расчетов.
Подсистема подготовки исходных данных (ППИД) разработана в среде MS Excel и представляет собой набор макросов, с помощью которых на основе исходной информации производится подготовка совокупности данных о предприятии для их загрузки в подсистему стоимостных расчетов.
Основные функции ППИД следующие:
1) формирование анкет для сбора и обработки данных по действиям на основе информации, полученной из функциональных моделей деятельности предприятия, описанных в нотациях IDEF0 и eEPC;
2) обработка данных системы бухгалтерского учета, организационно-штатной структуры предприятия, а также сведений об оборудовании, инфраструктуре предприятия и объектах затрат;
3) подготовка таблиц для загрузки в подсистему стоимостных расчетов в виде файлов MS Excel.
Подсистема стоимостных расчетов (ПСЧ) разработана в среде MS Access и представляет собой программный комплекс с функциями импорта данных в формате MS Excel. Она состоит из 4 основных блоков: ведение справочников; расчет загрузки персонала и оборудования, стоимости действий персонала и оборудования, стоимости бизнес-процессов; расчет стоимости объектов затрат; формирование аналитических отчетов.
Основные функции ПСЧ следующие:
1) импорт таблиц с результатами анкетирования, данными системы бухгалтерского учета, организационноштатной структуры предприятия, сведений об оборудовании, инфраструктуре предприятия и объектах затрат;
2) ведение справочников (центров затрат, структурных единиц предприятия, оборудования, категорий затрат, бизнес-процессов, действий, драйверов и т. д.);
3) расчет трудоемкости действий и бизнес-процессов;
4) расчет загрузки исполнителей (должностных лиц, структурных подразделений, оборудования);
5) задание схемы стоимостных расчетов (полный расчет стоимости действий и бизнес-процессов для последующего их анализа или расчет стоимости действий с последующим расчетом стоимости объектов затрат);
6) расчет стоимости действий персонала и оборудования, бизнес-процессов, центров затрат, в том числе:
- списание затрат ЦЗ, не содержащих действия (кроме конечных центров затрат), на ЦЗ, содержащие действия, на основе элементарных драйверов;
- оценка трудозатрат и ресурсозатрат на действия;
- распределение затрат с ЦЗ на действия;
- расчет стоимости бизнес-процессов и ЦЗ путем суммирования стоимости входящих в них действий;
7) расчет себестоимости конечных центров затрат, в том числе:
- формирование групп действий;
- введение сложных драйверов действий;
- списание прослеживаемых затрат с групп действий на конечные ЦЗ с помощью драйверов действий;
- отнесение непрослеживаемых затрат с промежуточных ЦЗ на конечные пропорционально косвенным затратам;
- перенос затрат с отложенных КЗ на конечные ЦЗ пропорционально полным или косвенным затратам;
- вычисление себестоимости конечных ЦЗ как суммы прямых и косвенных затрат;
8) формирование отчетов по справочникам и результатам расчетов.
Таким образом, программный продукт VIP-Costing может быть использован для внедрения системы АВС, проведения анализа затрат в разрезе бизнес-процессов, категорий и центров затрат, разработки рекомендаций по их снижению, оценки эффективности бизнес-процессов предприятия.
Hyperion Business Modeling (HBM) - программный продукт компании Hyperion Solutions Corp. (США), предназначенный для решения целого ряда задач, основанных на принципах функционально-стоимостного анализа и теории ограничений. К таким задачам, в частности, относятся контроллинг косвенных затрат; оценка рентабельности отдельных продуктов и клиентов; анализ последствий запуска в производство новых изделий; обоснование целесообразности инвестиций и реинжиниринга; управление мощностями и ограничениями.
HBM позволяет разрабатывать функционально-стоимостные модели, содержащие сведения о бизнес-процессах (описание действий, ресурсов, продуктов и их взаимосвязей), финансовую информацию (стоимость ресурсов, категории затрат), нефинансовые данные (объемы производства, мощности и ограничения), а также информацию о носителях затрат. При этом в качестве объекта моделирования может выступать как организация в целом, так и некоторая ее часть - отдельные группы операций, выполняемых теми или иными подразделениями.
Для представления элементов модели в графическом виде Hyperion Business Modeling использует определенные графические символы, также называемые блоками.
Переменный ресурс (Supply) - ресурс, потребление которого зависит от объема производства (соответствующие затраты носят переменный характер). Примерами могут служить сырье, электроэнергия, сверхурочный труд (если для рабочих установлена почасовая оплата труда);
Постоянный ресурс (Resource) - ресурс с постоянными, не зависящими от объема производства затратами. Это может быть труд работников с фиксированной
заработной платой, а также оборудование, здания, машины и механизмы ит.п.;
Деятельность (Activity) - конкретные действия, операции и процессы;
Потребление (Demand) - конечная продукция предприятия. Это могут быть не только товары, но и услуги, а также клиенты - потребители услуг. Данные, связанные с этим символом, определят интенсивность потребления ресурсов;
Объединение (Summary) - группировка процессов и ресурсов для анализа промежуточных или итоговых результатов;
Запас (Inventory) - блок, символизирующий запасы материалов, полуфабрикатов или продуктов;
Выбор (Route) - блок, позволяющий производить выбор между ресурсами или процессами в соответствии с определенными правилами (например, выбор между сверхурочным и «обычным» трудом или между материалом А и материалом В).
Кроме того, модели, построенные при помощи Hyperion Business Modeling, содержат в себе определенную количественную информацию:
- объемы потребления (Demand volumes) - объемы конечной продукции (работ, услуг), производимой в течение периода моделирования;
- нормативы (Factors) - объемы ресурсов, необходимых для выполнения единицы работы;
- мощности (Capacities) - максимально возможные производительности ресурсов (рабочих центров) в течение периода моделирования;
- финансовые данные (Financial data) - затраты и / или доходы, связанные с ресурсами (рабочими центрами).
Особенностью HBM является то, что каждому ресурсу (блокам «Переменный ресурс», «Постоянный ресурс») и продукту соответствуют определенные категории затрат. Например, если в качестве ресурса выделить группу сотрудников, то с этим ресурсом могут быть связаны такие категории затрат, как «Заработная плата», «Премии», «Расходы на питание» «Единый социальный налог».
К основным достоинствам Hyperion Business Modeling следует отнести следующие:
1. Связывание моделей. HBM позволяет связывать несколько моделей между собой, что дает возможность проводить полноценный анализ даже в крупных организациях с разобщенными подразделениями.
2. Проверку модели. HBM предоставляет возможность организовать проверку сформированной модели. Такая проверка (тестирование) необходима для того, чтобы убедиться в правильности построенной модели и ее пригодности для реального использования.
3. Ситуационный и сценарный анализ. HBM позволяет весьма эффективно проводить анализ чувствительности финансовых показателей к изменению каких-либо факторов. Например, даже незначительное изменение объема производства одного из продуктов незамедлительно приводит к изменению стоимости всех остальных продуктов. Это объясняется тем, что при функционально-стоимостном подходе происходит перераспределение затрат на продукты, часть из которых носит постоянный и обязательный характер для всех типов продукции (на-
пример, оплата труда руководителей или арендная плата за помещения общего назначения). Похожая ситуация возникает при изменении стоимости ресурсов или факторов модели (например, рост зарплаты одной из категорий сотрудников будет приводить к росту себестоимости той части продуктов, на которую направлены их действия). Смоделировав подобную ситуацию, можно определить, какова чувствительность доходности продукта к изменению того или иного фактора. Затем, проанализировав все возможные изменения внутренних и внешних факторов (например, поочередно увеличивая каждый параметр на 10 %), можно выявить наиболее значимые факторы (т. е. те факторы, изменение которых на 1% приводит к большему изменению доходности продукта) для каждого продукта. Кроме того, руководству компании может быть интересен анализ сценариев (например, анализ последствий запуска в производство нового продукты или исключение одного из существующих);
4. Способ представления информации. HBM обеспечивает представление расчетной информации различными способами - через экранные и отчетные формы, которые настраиваются в зависимости от предпочтений пользователя. Кроме того, HBM содержит встроенную функциональность, позволяющую работать с результатами расчетов средствами MS Excel и Hyperion Analyzer.
5. Интегрируемость. Являясь частью BPM-комплекса, HBM легко интегрируется с другими приложениями Hyperion. В частности, результаты расчетов, выполнен-
ных при помощи модели, могут быть экспортированы в реляционные базы данных. Весьма эффективен экспорт информации в многомерную базу данных Hyperion Essbase (входящую в комплект поставки Hyperion Business Modeling), после чего эта информация становится доступной большому числу пользователей в режиме реального времени.
Таким образом, Hyperion Business Modeling является специализированным программным продуктом, позволяющим не только представлять в графическом виде схемы потребления ресурсов, но и оперативно анализировать различные сценарии и ситуации. С помощью моделей, построенных в HBM, можно эффективно решать задачи функционально-стоимостного анализа, функциональностоимостного управления, оценки эффективности капитальных вложений, снижения затрат на производство.
Сравнительная характеристика инструментальных комплексов, используемых для проведения функционально-стоимостного анализа, представлена в таблице.
Подводя итог, следует сказать, что для проведения функционально-стоимостного анализа деятельности предприятий целесообразно использовать те программные продукты, которые являются комплексными, т. е. сочетают в себе как аналитические функции, так и функции моделирования. К таким программным продуктам могут быть отнесены AllFusion Process Modeler, ARIS Process Cost Analyzer, а также Hyperion Business Modeling.
Сравнительная характеристика инструментальных комплексов для проведения ФСА деятельности предприятий
Критерий сравнения AllFusion Process Modeler EasyABC Plus ARIS Process Cost Analyzer VIP-Costing Hyperion Business Modeling
Модель процессов, используемая для расчетов AllFusion AllFusion ARIS AllFusion или ARIS Hyperion
Ограничение на размер базы данных Нет Нет Нет Нет Нет
Групповая работа Да Нет Да Нет Да
Интегрируемость Да Да Да Да Да
Анализ в режиме «что если» Нет Да Да Да Да
Графический анализ Нет Да Да Да Да
Расчет стоимости процессов, выполняемых параллельно Нет Да Да Да Да
Генерация отчетов Да Да Да Да Да
Точность расчетов Низкая Высокая Высокая Высокая Высокая
Комплексность Да Нет Да Нет Да
A. A. Boiko, N. V. Ribachok
BASIC SOFTWARE FOR ECONOMIC ACTIVITIES VALUE ANALYSIS OF AN ENTERPRISE
It is considered the way value analysis can be put into practical activities of an enterprise. It is reviewed and compared the basic software products positioned by their creators as essential for solving value analysis problems.
14З