спринтерском беге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Добровольский С.С. - М., 1980. -20 с.
3. Евсеев, С.П. Императивные тренажеры (основы теории и методики применения) : учебное пособие / С.П. Евсеев ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1991. - 127 с.
4. Ермаков, В.В. Тренажеры в спортивно-технической подготовке лыжников // Проблемы спортивной техники : юбилейный сб. науч. статей / под общ. ред. проф. В.В. Ермакова ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2008. - С. 74-92.
5. Лейкин, М.Г. Научное обоснование и создание спортивно-оздоровительных тренажеров : дис. ... д-ра пед. наук / Лейкин М.Г. - М., 1993. - 119 с.
REFERENCES
1. Alabin, V.G. and Skripko A. D. (1979), Trainers and training devices in physical education and sport: A guide, Minsk, Belarus.
2. Dobrovolsky, S.S. (1980), Methodology of using technical facilities and trainers for disclosuring and improving of motor capacity of sportsmen in sprinting: dissertation, Moscow, USSR.
3. Evseev, S. P. (1991), Imperative trainers (basis of theory and methodology of using): tutorial, Leningrad, USSR.
4. Ed Ermakov, V.V. (2008), "Trainers in sport and technical training of skiers", Problems of sports equipment: Anniversary collection of articles, Smolensk: publishing house SSIPHC, pp. 74-92.
5. Leikin, M.G.(1993), Scientific basis and creation of sport and recreational trainers: dissertation, Moscow, Russian Federation
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2012.
УДК 796
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
КОНТЕКСТЕ ШКОЛЬНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ),
Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (РГУФКСМиТ), Москва
Аннотация
В статье представлены результаты поэтапного осуществления олимпийского образования на межпредметной основе в условиях общеобразовательных школ города Смоленска. Общая схема поэтапного осуществления олимпийского образования на межпредметной основе в условиях общеобразовательной школы представляется состоящей из семи основных этапов, которые соответствуют школьной программе 5-11 классов. Предварительные исследования подтвердили возможность включения межпредметных связей в процесс олимпийского образования школьников. Этот вывод подтверждается результатами анкетирования учителей. Анкетирование было проведено на основе анализа учителями общих тенденций олимпийского образования и, в частности, возможностями межпредметных связей в его реализации в условиях современной школы.
Ключевые слова: олимпийское образование в школе, межпредметные связи.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p36-40
TOOL FUNCTIONS OF THE OLYMPIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF SCHOOL INTERDISCIPLINARY APPROACH
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Maksim Michaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
Results of stage-by-stage implementation of the Olympic education are presented in article on an intersubj ect basis in the conditions of comprehensive schools of the city of Smolensk. The general scheme of stage-by-stage implementation of the Olympic education on an intersubject basis in the conditions of comprehensive school is submitted consisting of seven main stages which correspond to the school program of 5-11 classes. Preliminary researches confirmed possibility of inclusion of intersubject communications in process of the Olympic education of school students. This conclusion is confirmed by results of questioning of teachers. Questioning was carried out because of the analysis by teachers of the general tendencies of the Olympic education and, in particular, opportunities of intersubject communications to its realization in the conditions of modern school.
Keywords: the Olympic education at school, intersubject communications.
ВВЕДЕНИЕ
Для системной реализации заявочных обязательств и обеспечения устойчивого наследия Игр в Сочи в области образования осенью 2009 года Оргкомитетом была разработана концепция Системы олимпийского образования «Сочи 2014». В октябре 2009 года она была одобрена на заседании Наблюдательного совета АНО «Оргкомитет Сочи 2014», а в декабре документ утвердил Международный Олимпийский Комитет.
Итогом внесения Системы олимпийского образования в Правительство Российской Федерации стало поручение Правительства Российской Федерации №АЖ-П44-6878 от 25.11.2009 г., согласно которому федеральным органам исполнительной власти (Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации) была поставлена задача - разработать план внедрения Системы олимпийского образования [www.olympicuniversity.ru.]. Одним из разделов реализуемого плана стало осуществление олимпийского образования в школе на основе широкого междисциплинарного подхода.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе проделанного нами исследования был сформулирован учебный план, состоящий из 7 этапов, каждый из которых реализовался, соответственно c 5-го по 11-й класс, включительно. Данный план прошел апробацию в школах № 39, № 33, № 29, № 4 г. Смоленска. Все этапы учебного плана согласованы со школьной программой, что в целом делает возможным осуществление данного проекта в любой общеобразовательной школе.
Общая схема поэтапного осуществления олимпийского образования на межпредметной основе в условиях общеобразовательной школы представляется состоящей из семи основных этапов, которые соответствуют школьной программе 5-11 классов [4]:
В пятом классе (первый этап) дисциплины: история, литература, изобразительное искусство, музыка, математика позволяют рассмотреть происхождение, расцвет и гибель Олимпийских игр античности, познакомиться с мифологическим и историческим подходом к вопросу о происхождении Олимпийских игр древности, рассказать о зарождении и формах физической культуры народов Древнего мира, раскрыть значение игр как центра
политики и культуры, изучить периоды и эволюцию античных Олимпийских игр.
В шестом классе на уроках физической культуры, музыки, изобразительного искусства, истории литературы есть возможность познакомиться с различными видами с порта, входящими в программу Олимпийских игр современности, рассмотреть зимние и летние виды спорта, разобрать программу Олимпийских игр современности, охарактеризовать значение спорта в искусстве, музыке, живописи, литературе, скульптуре, театре, архитектуре.
В седьмом классе предметы география, биология, история, изобразительное искусство, литература, физическая культура, музыка, математика предоставляют условия для раскрытия и изучения олимпийского движения нового времени, знакомства с высшим руководящим органом олимпийского движения, с президентами МОК, с олимпийской символикой, с олимпийской географией.
В восьмом классе на занятиях по истории, музыке, изобразительному искусству, литературе, физической культуре можно разобрать исторические предпосылки появления России на Международной Олимпийской арене. Продолжить изучение тем: Олимпийское движение современности (от Олимпиады 1896 г. в Афинах (Греция) до Олимпиады 1912 г. в Стокгольме (Швеция)), спорт в искусстве, архитектуре, музыке.
Рамки школьной программы девятого класса позволяют рассказать о зимних Олимпийских играх в период с 1924 г. (Шамони, Франция) по 2014 г. (Сочи, Россия) и летних Олимпийских играх в период с 1920 г. (Антверпен, Бельгия) по 2012 г. (Лондон, Великобритания), показать влияние физической культуры и спорта на организм человека, отметить взаимовлияние спорта и политики, продолжить изучение темы "Спорт и искусство".
В десятом классе в курсе истории, литературы, геометрии, географии, а также в спецкурсах: "Человек и общество", "Основы безопасной жизнедеятельности", "Мировая художественная культура", "Основы правоведения" на обсуждение могут быть вынесены темы: спорт и экономика, спорт и окружающая среда, наука и спорт, спорт в цирковом искусстве и кинематографе, региональный олимпизм.
В одиннадцатом классе факультативы, семинары, спецкурсы "География человеческой деятельности", "Элементарный курс по истории философии", "Основы правоведения", "Человек и общество". "Глобальная география" и др. позволяют рассмотреть проблемы: олимпийский и профессиональный спорт, проблема допинга, философия олим-пизма, физическое и психическое здоровье спортсменов высших достижений, международные олимпийские связи, движение "Фэйр Плэй" олимпийский проект "СпАрт" значение физического воспитания в школе, олимпийские идеалы и ценности в образовательном и воспитательном аспекте современной школы.
Тематическое планирование по каждому предмету в соответствии с представленным выше учебным планом по олимпийскому образованию на основе межпредметных связей в подробном варианте нашло свое отражение в разработанном нами учебном пособии: "Межпредметные связи в структуре школьного олимпийского образования" [1], а также в других научных публикациях [2-3].
Предварительные исследования подтвердили возможность включения межпредметных связей в процесс олимпийского образования школьников.
Этот вывод подтверждается результатами анкетирования учителей. Анкетирование было проведено на основе анализа учителями общих тенденций олимпийского образования и, в частности, возможностями межпредметных связей в его реализации в условиях современной школы. Всего анкетированием было охвачено 200 учителей, ведущих предметы: русский язык и литературу (21 чел.), иностранный язык (14 чел.), изобразительное искусство и художественный труд (12 чел.), музыку (10 чел.), историю (22 чел.), химию (19 чел.), физику (11 чел.), географию (17 чел.), биологию (25 чел.), математику (12 чел.), черчение (10 чел.), физвоспитание (17 чел.), а также 10 чел. учителей началь-
ных классов. Из 200 учителей - 77% работают в школах № 39, № 33, № 29, № 4 г. Смоленска более 5 лет.
Анализ анкет учителей [4] выявил следующее. Оценивая роль олимпийского образования в современных условиях, большинство опрошенных отмечали, что это способ саморазвития и самосовершенствования (67,5%), 32,5% были также склонны к этому мнению, фиксируя ответ (скорее да, чем нет). Достаточно высоко были охарактеризованы возможности олимпийского образования как фактора социальной справедливости и объединения общества 35,5% - да, 54% - скорее да, чем нет. По вопросу: Что является стимулом реализации ваших профессиональных планов в системе олимпийского образования школьников?, 56,5% отмечали расширившиеся возможности карьеры, 68% -стремление к профессиональному самосовершенствованию, 15% - общественное признание, 11% - боязнь потерять работу и только 3% указали на то, что возможностей для реализации сейчас нет.
Исследования показали, что 98,5% преподавателей на уроках по своему предмету используют знания по олимпизму, олимпийскому движению и т.д. Главной стороной и целью олимпийского образования 60% респондентов считают формирование духовно-нравственных отношений и ценностей, 43% - формирование прочных знаний по олимпизму, 54,5% - активизацию познавательной деятельности учащихся и 34,5% - организацию коллективной и индивидуальной работы учащихся. Наиболее перспективные в образовательном и воспитательном плане идеалы и ценности олимпизма, по мнению опрошенных, являются: принцип "Фэйр Плэй" - 71,5%; идеал гармонично развитого человека (атлета) - 55%, принцип "Главное участие, а не победа" - 40,5%; девиз "Быстрее, выше, сильнее" - 39,5%.
Установление межпредметных связей в рамках олимпийского образования в ответах респондентов распределилось следующим образом: осуществляют связь с русским языком - 34%; с литературой - 31%; с музыкой - 49,5%; с историей - 63,5%; с географией - 26,5% с изобразительным искусством - 43,5%; с иностранными языками - 19%; с биологией - 26,5%; химией - 15%; с физической культурой - 75%; с физикой - 21,5%; с черчением - 12%; с математикой - 18,5%.
В целом, учителя не испытывают затруднений и в осуществлении межпредметных связей во внеклассной работе по олимпийскому образованию, что отмечает 94,5% респондентов. Об этом, в частности, свидетельствует распределение ответов по следующим вопросам: беседы (лекции) о спорте и олимпийском движении проводят 64% учителей; викторины на олимпийскую и спортивную тематику - 65%; спортивные соревнования школьников с использованием знаний по олимпизму — 33%; вечера, посвященные олимпийской проблематике 25,5%; работают по организации спортивного олимпийского музея - 8%; проводят конкурсы на лучший рассказ, стихотворение, фотографию, рисунок на спортивную тематику - 30%.
Больше половины опрошенных (61%) преподавателей постоянно интересуются современным состоянием олимпийского движения и проведением Олимпийских игр. Однако, многие учителя желали бы расширить свои знания в этих областях: об идеалах и ценностях олимпийского движения - 33%; о значении спорта для укрепления и сохранения здоровья, физического совершенствования человека - 48,5%; об эстетическом и нравственном потенциале спорта - 44,5%; о принципах "Фэйр Плэй" - 33,5%; об олимпийских традициях и ритуалах - 31%; об экологических аспектах спортивной деятельности - 36,5%; о выступлениях российских спортсменов на Олимпийских играх - 31,5%.
Оценивая по пятибалльной системе возможности межпредметных связей в решении основополагающих задач олимпийского образования, ответы респондентов расположились следующим образом: позволяют развить эстетические способности: удовлетворительно -23,5%; хорошо - 42,5%; отлично - 27,5%.
Позволяют укрепить здоровье, стать более физически развитым: удовлетворитель-
но - 19,5%; хорошо - 30%; отлично - 27%.
Позволяют повысить уровень своей культуры: удовлетворительно - 15%; хорошо - 38%; отлично - 39%. Позволяют развить умственные способности, интеллект: удовлетворительно - 13%; хорошо - 33,5%; отлично —35,5%. Улучшить свое телосложение: удовлетворительно - 20%; хорошо - 25,5%; отлично - 27,7%.
ВЫВОД. Предварительные исследования подтвердили возможность включения межпредметных связей в процесс олимпийского образования школьников и необходимость дальнейшей работы по данной проблеме на широкой экспериментальной базе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефременков, К.Н. Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании : учеб. пособие / К.Н. Ефременков, А.Г. Егоров ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры, - Смоленск : [б.и.], 1998. - 75 с.
2. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование: теория и методика : монография / К.Н. Ефременков ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 2011. - 131 с.
3. Ефременков, К. Н. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования / А.Г. Егоров, К.Н. Ефременков, Г.Ф. Петлеваный // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 25-29.
4. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование в России как социально-культурное явление : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.04 : спец. 13.00.05 / Еф-ременков Константин Николаевич ; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М., 2004. -55 с.
REFERENCES
1. Efremenkov, K.N. and Egorov, A.G. (1998), Intersubject communications in school Olympic education: manual, publishing house SGIFK, Smolensk, Russian Federation.
2. Efremenkov, K.N. (2011), Olympic education: theory and technique: monograph, publishing house SGIFK. Smolensk, Russian Federation.
3. Efremenkov, K.N. Egorov A.G. and Petlevany G.F. (2000), "Variety of an Olympus and dynamics of the Olympic education", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 25-29.
4. Efremenkov, K.N. (2004), The Olympic education in Russia as the welfare phenomenon: dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2012.
УДК 796:378.147-388
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Оксана Юрьевна Жарова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета, Наталья Леонидовна Язынина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, начальник отдела практики, профориентации и трудоустройства выпускников, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
Производственные практики являются важным составным компонентом учебных программ. Однако в изменившихся экономических условиях многие вузы сталкиваются со значительными трудностями в организации производственных практик. В частности, вузы имеют крайне ограни-