Научная статья на тему 'Инструментальное обеспечение формирования затрат на лекарства медико-экономических стандартов'

Инструментальное обеспечение формирования затрат на лекарства медико-экономических стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФОРМУЛЯР / ЛЕКАРСТВА / МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / ЛЕКАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ / РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЛЕКАРСТВ / FORM / MEDICINES / MEDICAL AND ECONOMIC STANDARD / THE STANDARD DRUG / A MODEL OF MEDICAL SERVICES / THE CALCULATION OF THE COST OF DRUGS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калиниченко А. В.

В работе рассмотрены вопросы формирования затрат на лекарства медико-экономических стандартов. Разработаны алгоритмическое и инструментальное обеспечение, позволяющее на данных формализованных технологий диагностики и лечения, включающих в свою структуру «лекарственный стандарт», производить оценку затрат в натуральном и стоимостном выражениях с учетом базовых, территориальных или сложившихся цен на лекарства, прогнозировать потребность в них и сформировать обоснованный проект закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tool to ensure the formation of drug costs of health and economic standards

The paper discusses the issues of formation of drug costs of medical-economic standards. Developed algorithms and software tool that allows data to the formal methods for the diagnosis and treatment, including in its structure «drug standard» to evaluate the cost in physical and value terms, taking into account baseline, territorial, or the prevailing prices of drugs, to predict the need for them to form a reasonable project procurement.

Текст научной работы на тему «Инструментальное обеспечение формирования затрат на лекарства медико-экономических стандартов»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ЛЕКАРСТВА МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

КАЛИНИЧЕНКО А.В.,

преподаватель, Кисловодский институт экономики и права, e-mail: akalini@gmail.com

В работе рассмотрены вопросы формирования затрат на лекарства медико-экономических стандартов. Разработаны алгоритмическое и инструментальное обеспечение, позволяющее на данных формализованных технологий диагностики и лечения, включающих в свою структуру «лекарственный стандарт», производить оценку затрат в натуральном и стоимостном выражениях с учетом базовых, территориальных или сложившихся цен на лекарства, прогнозировать потребность в них и сформировать обоснованный проект закупок.

Ключевые слова: формуляр; лекарства; медико-экономический стандарт; лекарственный стандарт; модель медицинской услуги; расчет стоимости лекарств.

The paper discusses the issues of formation of drug costs of medical-economic standards. Developed algorithms and software tool that allows data to the formal methods for the diagnosis and treatment, including in its structure «drug standard» to evaluate the cost in physical and value terms, taking into account baseline, territorial, or the prevailing prices of drugs, to predict the need for them to form a reasonable project procurement.

Keywords: form; medicines; medical and economic standard; the standard drug; a model of medical services; the calculation of the cost of drugs.

Коды классификатора JEL: 111, 112.

Среди основных задач, стоящих перед здравоохранением России, можно выделить две — повышение качества медицинской помощи и сокращение стоимости лечения, в том числе рационализация затрат на лекарственное обеспечение. Решение этих, на первый взгляд, противоречивых задач, возможно с использованием инструментального обеспечения формирования затрат на лекарства медико-экономических стандартов и современных компьютерных технологий.

Возросший ассортимент лекарственных препаратов и их доступность привели к дифференциации цен на одноименные препараты не только между субъектами Российской Федерации, но и внутри них.

Расширение на фармацевтическом рынке ассортимента лекарств за счет появления новых препаратов, постоянный рост цен, отсутствие эффективных регуляторов увеличивают затраты на лекарства в структуре расходов медицинских организаций и, как результат — стоимость Территориальной программы государственных гарантий.

В этой связи вопросы рационального обеспечения лечебно-диагностического процесса лекарственными препаратами и расходными материалами в условиях ограниченных финансовых ресурсов здравоохранения, в том числе средств бюджета и системы ОМС, направляемых на лекарственное обеспечение, приобретают особую актуальность и значимость.

Существует несколько путей ограничения расходов на лекарства: от использования более дешевых препаратов, конкуренции между поставщиками и контроля затрат, до введения ограничительных списков и установления предельных цен. Выбор пути следует вести не только с точки зрения его способности сдерживать расходы, но и с точки зрения достижения медицинской и социальной эффективности. Успех усилий по сдерживанию расходов должен снизить общие затраты, в то же время может уменьшить эффективность лекарственной терапии и тем самым ухудшить качество медицинской помощи.

Минздравсоцразвития РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования объединяют свои усилия для организации лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения.

Поиски путей Минздравсоцразвития РФ в части усиления государственного контроля над ценами на лекарственные средства увенчались созданием Государственного реестра цен на лекарственные средства и правил ценообразования к зарегистрированной (базовой) цене. Публикации базовых цен на лекарства показывают их отклонение как в ту, так и в другую сторону от оптовых цен, предлагаемых фармацевтическими фирмами на территориях.

В значительной мере рациональному использованию лекарственных средств способствует внедрение формулярной системы, включающей формулярные списки лекарств.

Традиционно формулярный список лекарств формируется путем затратно-эффективного отбора лекарственных средств по генерическим наименованиям с учетом результатов анализа структуры заболеваемости, уровнем потребления лекарств, их качества, эффективности и проведенного фармакоэкономического анализа [5].

© А.В. Калиниченко, 2012

Однако даже самый тщательный отбор лекарственных средств для формуляра, формируемого традиционным путем, не обеспечивает их правильного использования. От побочных действий лекарств здравоохранение несет дополнительные расходы на устранение последствий ошибок лекарственной терапии. Неправильное использование лекарств средств приводит к плохой преемственности фармакотерапии, к росту стоимости лечения, могут иметь место побочные эффекты, дозы лекарственного средства могут быть не адекватными состоянию пациента, может отсутствовать положительный результат на конкретный препарат, либо введение лекарственного препарата будет не адекватным.

Для того чтобы вовремя и правильно поставить диагноз, чтобы использовать необходимые лекарственные препараты в нужное время, чтобы пациент получил лекарственную терапию в заданный период лечения и в нужное время, необходимы стандарты диагностики и лечения, нацеленные на конкретные заболевания. При этом внимание сосредотачивается на комплексном действии всех препаратов, входящих в стандарт диагностики и лечения конкретного заболевания. Важна способность системы здравоохранения диагностировать заболевания и лечить группы пациентов с определенными заболеваниями в соответствии с едиными стандартами, позволяющими оценить их клиническую и экономическую составляющие.

Нами разработана информационно-поисковая система (ИПС) «МКТ - Банк моделей медицинских услуг территории», представляющая собой инструментальное средство с базой данных формализованных технологий медицинских услуг территориального уровня, включающих в свою структуру «лекарственный стандарт», являющийся основой для расчета стоимости медико-экономических стандартов и формирования формуляров [1].

ИПС «МКТ-Банк моделей медицинских услуг территории» обеспечивает поддержание в актуальном состоянии нормативно-справочной информации и формализованных данных по медицинским услугам, включает большой набор сервисных функций для формирования и печати медико-экономических стандартов и справочников медицинских услуг в различных вариантах; формирования и печати формуляров.

База данных «Модели медицинских услуг» содержит единые для всех медицинских организаций формализованные модели медицинских услуг, определяющие технологии диагностики и лечения, что обеспечивает возможность проведения исследований затрат на лекарства, медико-финансового моделирования при автоматизированном расчёте стоимости медицинских услуг, а также расчета количественных показателей медико-экономических стандартов. Технологии подразделяются на модели простых и комплексных медицинских услуг.

Модель простой медицинской услуги — формализованный документ, определяющий объем (полноту, содержание), требования к оформлению результатов услуги, подготовку пациента, нормируемую трудоемкость для основных исполнителей, перечень лекарственных препаратов и расходных материалов, необходимых для выполнения услуги, применяемое основное технологическое оборудование и время его занятости [2].

Модель комплексной медицинской услуги — формализованный документ, определяющий гарантированный объем диагностических и лечебных процедур, манипуляций, перечень лекарственных препаратов и расходных материалов, сроки и требования к результату лечения по определенной нозологии [2].

Программа для ЭВМ «Справочник лекарственных средств» является инструментальным средством для поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации и формализованных данных по лекарственным препаратам, расходным материалам.

Для расчета стоимости медико-экономических стандартов необходимо сформировать структуру медицинской организации и списки исполнителей услуг, определить перечни медицинских услуг по отделениям, увязать производственную мощность отделений с планируемыми объемами медицинских услуг, установить соответствие между медицинскими услугами и их исполнителями, сформировать фонд основной и дополнительной заработной платы исполнителей.

Для решения данных задач разработаны соответствующие формулы, алгоритмы и инструментальные средства.

Стоимость лекарственных препаратов и расходных материалов (далее лекарства), затраченных на больного в процессе оказания медицинской помощи в соответствии с медико-экономическим стандартом, складывается из двух составляющих:

— стоимости лекарств простых медицинских услуг (ПМУ), входящих в комплексную медицинскую услугу;

— стоимости лекарств, непосредственно входящих в комплексную медицинскую услугу (КМУ).

Расходы на лекарства в целом по медицинской организации можно представить в виде:

где РлпПМУ — затраты на лекарства, входящие в простые медицинские услуги в целом по медицинской организации; РлпКМУ— затраты на лекарства, входящие в комплексные медицинские услуги в целом по медицинской организации.

Затраты на лекарства, входящие в простые медицинские услуги, в целом по медицинской организации определяются по формуле:

(2)

где РлпПМУ — затраты на лекарства, входящие в простые медицинские услуги, в _/-м отделении медицинской организации; Рлп1ПМг— затраты на лекарства для г-й простой медицинской услуги, выполняемой в соответствии с моделью ПМУ; Рлппл— затраты на лекарства для г-й простой медицинской услуги, выполняемой по плану (не в соответствии с ПМУ); р1 — количество простых медицинских услуг, выполняемых в _/-м отделении в соответствии с моделями ПМУ; р2 — количество простых медицинских услуг, выполняемых в _/-м отделении в соответствии с планом; р = (р1 + р2) — общее количество простых медицинских услуг, выполняемых в _/-м отделении; п — количество профильных клинических отделений.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

Затраты на лекарства для г-й простой медицинской услуги, выполняемой в соответствии с моделью ПМУ определяются по формуле:

(3)

ы

где Цлп.1 — цена лекарств ¿-го наименования; Нлп.1 — норма расхода лекарств ¿-го наименования, входящих в «лекарственный стандарт» г-й модели простой медицинской услуги; кпримлп.1 — коэффициент применяемости лекарств ¿-го наименования, входящих в «лекарственный стандарт» г-й модели ПМУ; к — количество наименований лекарств, входящих в «лекарственный стандарт» г-й модели ПМУ.

Затраты на лекарства для г-й простой медицинской услуги, выполняемой по плану (при отсутствии модели ПМУ) определяются по формуле:

„ил

р 2

-нтр.

У»™Р

ы

ПМУ

(4)

где лпт — затраты на лекарства для простых медицинских услуг, выполняемых по плану в_/-м отделении; нтр і — нормативная трудоемкость І -й простой медицинской услуги; пП® — количество і-х простых медицинских услуг, выполняемых по плану.

При полном отсутствии моделей ПМУ в 7-м отделении затраты на лекарства для і-й простой медицинской услуги, выполняемой по плану, определяются по формуле:

р.тг

ШТ

-нтрі

\нтргщ

ПМУ

(5)

ы

где лп!"1 — сумма расходов на лекарства для простых медицинских услуг, выполняемых по плану вJ-м отделении в целом. Затраты на лекарства, изготавливаемые другими подразделениями своей медицинской организации (больничной аптекой и др.), включаются в стоимость в размере отделенческой себестоимости.

Затраты на лекарства, входящие в комплексные медицинские услуги в целом по медицинской организации определяются по формуле:

п ( ф И V і-і

'ЛП

,ШУ

д2 ^

■У,рщр

і=і

(6)

/

где Рлп]КМУ— затраты на лекарства в 7-м отделении медицинской организации на комплексные медицинские услуги; рлпмод— затраты на лекарства для г-й простой медицинской услуги, выполняемой в соответствии с моделью КМУ; рлпнр — затраты на лекарства для г-й комплексной медицинской услуги, выполняемой по нормам расхода на курс лечения; q1— количество комплексных медицинских услуг, выполняемых в 7-м отделении в соответствии с моделями КМУ; q2 — количество комплексных медицинских услуг для которых лекарства определяются по нормам расхода на курс лечения для 7-го клинического отделения; q = ^1 + q2) — общее количество комплексных медицинских услуг, выполняемых в 7-м отделении.

Затраты на лекарства для г-й комплексной медицинской услуги, выполняемой в соответствии с моделью КМУ определяются по формуле:

рті™1™ = • Нт\ • кпримлп^, / = 1,(]\

(7)

Ы

где Цлп‘— цена лекарств ¿-го наименования; Нлп. — норма расхода лекарств ¿-го наименования, входящих в «лекарственный стандарт» г-й модели комплексной медицинской услуги; кпримлП — коэффициент применяемости лекарств ¿-го наименования, входящих в «лекарственный стандарт» г-й модели КМУ; к — количество наименований лекарств, входящих в «лекарственный стандарт» -й модели КМУ.

Затраты на лекарства для -й комплексной медицинской услуги по нормам расхода на курс лечения определяются по формуле:

„(гдаО

рлщ

(курс)

лп

■ кдн, * ксл.

КМУ

(8)

к сл] • кдп)

где лп.(ш,с> — общая плановая сумма на лекарства, определяемая по нормам расхода на курс лечения для7-го клинического отделения; ксл. — средневзвешенный коэффициент сложности лечения по7-му отделению; кдп. - плановое количество койко-дней 7-го клинического отделения; кднг— нормативное количество койко-дней лечения в соответствии с г-й комплексной медицинской услугой; ксл.КМУ— коэффициент сложности лечения, определяемый экспертным путем для каждой модели -й комплексной медицинской услуги.

Средневзвешенный коэффициент сложности лечения по j-му отделению из г-х комплексных медицинских услуг определяется по формуле:

ч

к с л.. =

I

¡■=1

V 7 КМУ КМУ

кон, • кслі • гц

(9)

кдп.

}

где пКМУ — прогнозируемое количество г-х комплексных медицинских услуг.

При полном отсутствии моделей КМУ в 7-м отделении затраты на лекарства определяются по нормам расхода на один профильный койко-день для 7-го клинического отделения по следующей формуле:

рлп.

(кчЭ)

лп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ксл]•кдп;

- ксл.

(10)

где лп.<к-д> — общая плановая сумма расходов на лекарства, определяемая по нормам расхода на один профильный койко-день для 7-го клинического отделения.

Для медицинской организации экономический эффект от рациональной лекарственной терапии в соответствии с медико-экономическими стандартами может быть достигнут за счет сокращения длительности лечения каждого пациента и как следствие — увеличение общего числа пролеченных пациентов в целом.

Для выявления источников экономической эффективности системы потребления лекарств составим уравнение регрессии. Планируемые расходы на обеспечение лечебно-диагностического процесса одного пациента в соответствии с г-й моделью КМУ с полной обеспеченностью лекарствами представим в виде следующего выражения:

р „КМУ

ГП; — рлпі

КМУ

(11)

• КНО^ + робЩП • длеч*

где Рлп™7 — сумма планируемых расходов на лекарства для г-й комплексной медицинской услуги, выполняемой в соответствии с моделью КМУ; кно™7 — коэффициент нормативной обеспеченности лекарствами г-й модели комплексной медицинской услуги (при полной обеспеченности лекарствами кно™7 = 1); родЛДП — сумма планируемых расходов на обеспечение лечебно-диагностического процесса на одного пациента на один койко-день в соответствии с моделью г-й комплексной медицинской услуги (по всем статьям затрат, кроме статьи затрат на лекарства); длеч™7 — средняя длительность лечения в соответствии с моделью г-й комплексной медицинской услуги.

Средняя длительность лечения в соответствии с моделью г-й комплексной медицинской услуги имеет допустимое отклонение, которое можно выразить следующим выражением:

/ ч____КМУ \ЛМУ\ ^ л______.КМУ ^ / л______КМУ , *ЛЛ»У\ , .

(олеч^ )< ОЛвЧ^ < {олеч1 + Д^ ) (12)

где ДКМУ — допустимое отклонение в днях от средней длительности лечения в соответствии с г-й комплексной медицинской услугой, выполняемой в соответствии с моделью КМУ.

Таким образом дле,Ч^С — (длвЧ)

При изменении коэффициента нормативной обеспеченности лекарствами г-й модели комплексной медицинской услуги расходы изменятся и примут вид:

IШУ ----------КМУ -------факт , р^Щ17 . ¿)лечФ™™

уКМУ\

.КМУ

.КМУ

ьКМУ-,

и А.КМУ

гф, = рлпI

■ю^-кно^п +

(13)

где кнофакт — коэффициент фактической обеспеченности лекарствами г-й модели комплексной медицинской услуги (кнофакт< 1); длечфакт — фактическая длительность лечения в соответствии с моделью г-й комплексной медицинской услуги.

Фактическую длительность лечения в соответствии с моделью г-й комплексной медицинской услуги выразим в виде уравнения регрессии:

дпеч^ = дпеч^\1 +Д(.

КМУ

кноі - кноі

)]

(14)

Коэффициент регрессии р. имеет следующее выражение:

д =

рщ

КМУ

роб^-дпеч^ <15)

Снижение расходов на одного пациента по -й модели комплексной медицинской услуги при полной обеспеченности лекарствами определяется по формуле:

СрРМУ _ рф^МУ _ рцШУ _

= рщ

.КМУ

СКНО>*жи - КНОгшу) + роб™17 (дле^ - длеч™*)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

Выручка за счет лечения «дополнительных» пациентов прямо пропорциональна количеству высвободившихся койко-дней от сокращения длительности лечения по г-й модели комплексной медицинской услуге и определяется по формуле:

(17)

Общая выручка от одного койко-места от «законченного случая лечения» одного пациента за счет изменения степени обеспеченности лекарствами определяется сложением выражений (18) и (19) с учетом выражения (16) по формуле:

В^-д) = СР^ + Вдп^ =

- рлп%шу(кно'?аш - кно^)^ - /3(кно^кт - то™)]+ (18)

+ роб™17 ■ длеч™7 • (5{кнохIму - кно^кт)\1 + Д (<кно,Iму - кно^ш)]

Превышение доходов над расходами по медицинской организации в зависимости степени обеспеченности лекарствами в профильных клинических отделениях по различным моделям комплексных медицинских услуг определяется по формуле:

(19)

где кк1КМг — количество коек по каждой г-й модели комплексной медицинской услуги; фК/ — показатель функционирования одной койки в течение расчетного периода.

Показатель «Функционирование одной койки в течение расчетного периода» для _/-го клинического отделения определяется по формуле

(20)

где дj — количество календарных дней в расчетном периоде (году, квартале, месяце); дсаН/ — норма времени в днях на санобработку (длительность санобработки для коек основной массы профилей равна одному дню, для инфекционных — трем дням, для акушерских — двум-трем дням, для производства абортов — 0,5 дня в год); кдпр. — количество койко-дней простоя в связи с плановым ремонтом; дпреб/ — среднее пребывание больного на койке в днях; определяется исходя из данных отчета за предыдущий год путем деления количества дней, проведенных больными, на количество выписанных и умерших больных; крк. — количество развернутых коек.

Показатель «Производственная мощность отделения» (количество койко-дней по производственной мощности) для 7-го клинического отделения определяется по формуле:

( ,, дсан,

мпр\ 1 = д: • крк] (1 - ------------^г) — кдпрI (21)

дnpeбj

Показатель «Производственная мощность стационара» в целом рассчитывается по формуле:

(22)

целом; п — количество отделении.

Показатель «Функционирование одноИ коИки в течение расчетного периода» определяется как результат деления количества коИко-днеИ (по мощности и по плану) на количество развернутых коек.

Показатель «Приведенная производственная мощность отделения (рассчитанная по моделям комплексных медицинских услуг) определяется по формуле:

мирІ^МУ = ^ пі (длечі - дсан}) - кдпр}

(23)

¿=1

Показатель «Приведенная производственная мощность стационара» (рассчитанная по моделям комплексных медицинских услуг) в целом определяется по формуле:

КМУ .

мпр.с = > мир

н '

ЮкГУ

і

(24)

где мпр.с

лшу

производственная мощность стационара, рассчитанная по моделям комплексных медицинских услуг; мпрКМ — производственная мощность/-го отделения, рассчитанная по моделям комплексных медицинских услуг.

Показатель «Средняя длительность пребывания больного на койке по медико-экономическому стандарту» определяется по формуле:

где мпр(к-д) — производственная мощность /-го отделения; мпр.ск~д) — производственная мощность стационара в

тп

V Д•длец

(25)

т

¡■=1

где п. — количество медицинских услуг г-го типа; длеч. — средняя длительность лечения больного на койке в днях в соответствии с моделью

г-й комплексной медицинской услуги; т — количество моделей комплексных медицинских услуг.

Полученные выражения реализованы в виде инструментального средства формирования затрат на лекарства медикоэкономических стандартов, использующего «Банк моделей медицинских услуг», содержащий в своем составе формализованные технологии простых и комплексных медицинских услуг, включающих разделы «лекарственное обеспечение» и «обеспечение расходными материалами».

ИПС «МКТ-Банк моделей медицинских услуг организации» является инструментальным средством для поддержания в актуальном состоянии нормативно-справочной информации и базу формализованных данных по медицинским услугам медицинской организации. Включает большой набор сервисных функций для формирования и печати моделей и справочников медицинских услуг медицинской организации в различных вариантах, формирования и печати формуляров и т.д.

Программа «МКТ-Тарификация» предназначена для расчета фонда основной и дополнительной заработной платы исходя из должностного оклада, зависящего от квалификационной группы, стимулирующих и компенсационных выплат, формирования тарификационных списков и сигнальных ведомостей.

Программа «МКТ-Привязка медицинских услуг» является инструментальным средством для увязки базы данных «Модели медицинских услуг» с исполнителями услуг в медицинской организации с целью дальнейшего расчета их себестоимости (цены). Программа импортирует структуру медицинской организации из программы «МКТ-Тарификация» и базу данных медицинских услуг из ИПС «Банк моделей медицинских услуг медицинской организации». Результатом работы программы является база данных «Данные по привязке», которая экспортируется в программу «Расчет стоимости медицинских услуг».

Программа «Расчет стоимости медицинских услуг» позволяет на сформированной базе данных «Данные по привязке» и смете расходов рассчитать стоимость медико-экономических стандартов.

Программа позволяет включать все (отдельные) или исключать определенные статьи экономической классификации; подключать алгоритмы адаптации и моделирования, обеспечивающие оптимизацию структуры и объема медицинской помощи под заданные финансовые ресурсы. Результатом работы программы является прейскурант цен на медицинские услуги и перечень ресурсов в натуральном и стоимостном выражении, необходимых для выполнения медицинских услуг в течение расчетного периода.

Поддержание в актуальном состоянии банка моделей медицинских услуг как двухуровневой интегрированной системы, содержащей в своем составе модели простых и комплексных медицинских услуг, включающих «лекарственный стандарт» позволяют по-новому сформировать соответствующие формуляры лекарств территориального (муниципального) уровня и медицинской организации.

Формирование формулярных списков лекарств на основе медико-экономических стандартов позволяет решить проблему их рационального использования на основе затратно-эффективного способа их отбора с учетом заболеваемости, ресурсного обеспечения, применения рациональной фармакотерапии; производить расчет цен медицинских услуг с учетом базовых, территориальных или сложившихся цен на лекарственные средства и расходные материалы по медицинской организации, муниципальному образованию и региону в целом; прогнозировать потребность в них и сформировать обоснованный проект закупок.

Реализация рассмотренной технологии составляет основу для формирования формулярной системы и моделей медицинских услуг, позволяющих унифицировать процесс лечения и управлять его качеством на основе объективных критериев оценки использования лекарств и обоснованных затрат в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

Для прогнозирования основных экономических показателей потребления лекарств, входящих в медикоэкономические стандарты, можно построить адаптивные модели прогнозирования по методу Брауна.

Использование разработанного инструментального обеспечения позволяет комплексно решить задачу распределения лекарств с максимальным социальным и экономическим эффектами, которая обеспечивает повышение качества оказания медицинской помощи за счет выздоровления пациентов в медицинских организациях, имеющих наилучшую корреляцию между выздоровлением и обеспечением лекарствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструментальные средства способствуют реализации Территориальной программы государственных гарантий в части лекарственной и медицинской помощи и позволяют:

♦ ^рассчитать стоимость медико-экономических стандартов диагностики и лечения заболеваний;

♦ рассчитать стоимость «лекарственных стандартов», входящих в модели простых и комплексных медицинских услуг;

♦ производить сравнительную характеристику медицинских технологий с оценкой стоимости «лекарственных стандартов»;

♦ избирательно использовать медицинские технологии, оценивая стоимость лекарственного обеспечения;

♦ создать условия для рационального использования лекарственных препаратов;

♦ сформировать соответствующие формуляры федерального и территориального уровней и медицинской организации;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

♦ произвести стоимостную оценку формуляров;

♦ производить краткосрочный и долгосрочный прогноз лекарственного обеспечения;

♦ оптимизировать размеры государственных гарантий в области лекарственного обеспечения;

♦ сократить разрыв между государственными гарантиями и их финансовым обеспечением.

Реализация «Банка моделей медицинских услуг территории» совместно с инструментальным средством расчета стоимости лекарств позволяет:

S создать целостную взаимосвязанную, динамично развивающуюся и постоянно актуализируемую систему оказания лекарственной помощи;

S создать единый автоматизированный формулярный справочник лекарств с данными о форме выпуска, синонимах, аналогах, лечебном эффекте, показаниях к применению;

S уменьшить необоснованную полипрагмазию;

S использовать полученный справочник в медико-экономических стандартах для расчета затрат на лекарственное обеспечение медицинской технологии и комплексной оценки качества оказания медицинской помощи;

S обеспечить автоматизированную выписку и систему учета выданных лекарств;

S создать систему учета, поступления и использования лекарств в медицинских организациях за счет применения рациональной фармакотерапии.

Использование инструментального средства позволяет рассчитать стоимость «лекарственного стандарта» как на Федеральном уровне (по базовым ценам), так и на уровне территории (по ценам территории) или медицинской организации (ценам организации) и оценить затраты в натуральном и стоимостном выражении.

Формирование плана-заказа на лекарства на основе медико-экономических стандартов и «Банка моделей медицинских услуг территории» в рамках Территориальной программы государственных гарантий обеспечивается:

S возможностью нормирования расхода реактивов и расходных материалов, используемых для диагностических исследований в соответствии с моделями простых медицинских услуг;

S возможностью установления натуральных норм медикаментозного обеспечения «лекарственного стандарта» моделей по нозологиям, и как факт, предсказуемостью затрат на лекарства и определения общей потребности в них: при стационарном лечении; для стационарозамещающих технологий; для амбулаторно-поликлинической помощи.

Внедрение инструментального обеспечения формирования затрат на лекарства в практическое здравоохранение позволяет повысить уровень знаний медицинского персонала в вопросах лекарственного обеспечения, ускорить процесс выбора врачом лекарственных препаратов и создать условия для рационального их использования, что способствует реализации Территориальной программы государственных гарантий в части лекарственной и медицинской помощи и обеспечивает переход к управляемой медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калиниченко А.В. Программа для ЭВМ «Информационно-поисковая система «МКТ-Банк моделей медицинских услуг территории» /

B.И. Калиниченко, Л.А. Калиниченко, А.В. Калиниченко, А.В. Мамонтов (RU); правообладатель: Калиниченко Владимир Иванович (RU) — Св-во об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2004610812; заявка № 2004610317 от 17.02.2004 г. М.: РОСПАТЕНТ, 2004.

2. Калиниченко В.И. Управление медицинской помощью с использованием интегрированных систем: монография. Краснодар: КубГУ, 2001. С. 376.

3. О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год: информационное письмо Минздравсоцразвития России от 22 декабря 2011 г. № 20-2/10/1-8234.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

C. 479.

5. Савелли Э., Шварц Г., Загорский А. Практическое руководство по разработке и внедрению формулярной системы в лечебных учреждениях/ Management Sciences for Health, Науки управления для Здравоохранения, Проект «Рациональный фармацевтический менеджмент»// Препринт: Арлингтон, Вирджиния / Москва, Россия, февраль,1997. 2-е изд. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.