Научная статья на тему 'Инструментальное музицирование как особая этнографическая сфера бытия: от Н.Ф. Финдейзена ― к нашим дням'

Инструментальное музицирование как особая этнографическая сфера бытия: от Н.Ф. Финдейзена ― к нашим дням Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкознание / инструментальное музицирование / национальные культуры России / Н.Ф. Финдейзен / «Русская музыкальная газета» / игра на свирели во всеобщем образовании / musicology / instrumental music playing / Russian national cultures / N.F. Findeizen / Russian Music Newspaper / playing the pipe in public education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.Л. Космовская

В статье предлагается краткий анализ роли инструментального музицирования в жизни национальных культур России и отражение наиболее ярких фактов в «Русской музыкальной газете» и архиве Н.Ф. Финдейзена. Поднимается проблема создания системы игры на музыкальных инструментах в общеобразовательных школах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instrumental music playing as specific etnographic area of existence: from N.F. Findeizen to our times

The article provides brief analysis of the role of instrumental music playing in the life of Russian national music cultures and the reflection of its most vivid examples in the Russian Music Newspaper as well as in N.F. Findeizen’s archive. The problem of creating the system of playing on musical instruments in Russian public schools is raised.

Текст научной работы на тему «Инструментальное музицирование как особая этнографическая сфера бытия: от Н.Ф. Финдейзена ― к нашим дням»

М. Л. Космовская

Инструментальное музицирование как особая этнографическая сфера бытия: от Н. Ф. Финдейзена — к нашим дням

Аннотация:

В статье предлагается краткий анализ роли инструментального музицирования в жизни национальных культур России и отражение наиболее ярких фактов в «Русской музыкальной газете» и архиве Н. Ф. Финдейзена. Поднимается проблема создания системы игры на музыкальных инструментах в общеобразовательных школах России. Ключевые слова: музыкознание, инструментальное музицирование, национальные культуры России, Н. Ф. Финдейзен, «Русская музыкальная газета», игра на свирели во всеобщем образовании.

M L. Kosmovskaya

Instrumental music playing as specific etnographic area of existence: from N. F. Findeizen to our times

Abstract:

The article provides brief analysis of the role of instrumental music playing in the life of Russian national music cultures and the reflection of its most vivid examples in the Russian Music Newspaper as well as in N. F. Findeizen's archive. The problem of creating the system of playing on musical instruments in Russian public schools is raised.

Keywords: musicology, instrumental music playing, Russian national cultures, N. F. Findeizen, Russian Music Newspaper, playing the pipe in public education.

гра на музыкальных инструментах — одно из самых самобытных проявлений музыкальности каждого народа: струнные, духовые, ударные звучащие приспособления есть у каждого народа, причем, подчиняясь общепринятой классификации, они сохраняют

самобытность и характер той или иной культуры, что отражается как на структуре инструмента или исполнительском репертуаре, так и на его звучании. Неповторимый колорит звуковой среды каждой даже самой маленькой народности сливается воедино в многонацио-

нальном государстве, вызывая восхищение и осознание многомерности нашего бытия.

Сбережение традиций и погружение в них новых поколений «с колыбели» — задача образования, причем всеобщего. Справляется ли с этой задачей современная система в России, передается ли опыт предшественников потомкам в самых разных ракурсах, включая инструментальное музицирование, и каков он на начальном этапе — вопросы, ответы на которые ищет каждое поколение. Не был исключением и Н. Ф. Финдейзен1 (1868 — 1928) — русский ученый, историк и историограф, писатель и музыкальный критик, пианист, лектор, педагог, который создал в «Русской музыкальной газете» (далее — РМГ) рубрику «Народная музыка». Одной из «фольклорных» тем в ней стало освещение проблемы инструментального музицирования в народной культуре.

О том, что эта рубрика была отражением живого интереса Финдейзена—редактора РМГ — к народному творчеству, как, впрочем, и ко всем иным многоплановым музыкальным аспектам, говорит факт создания им в 1901 году Музея «Русской музыкальной газеты» — одного из удивительных его начинаний в музейной сфере. Хотя пока не найдено никаких официальных документов о его учреждении (нет ни каталога, ни регистрационного журнала), различных сведений об этой коллекции сохранилось немало. Они содержатся в письмах к Финдейзену сотрудников и корреспондентов РМГ, в откликах посетителей Музея. Но, пожалуй, самую полную летопись представляют финдейзеновские дневники.

Начало деятельности Музея РМГ можно датировать второй половиной 1901 года, поскольку Финдейзен писал в дневнике: «Музей подвигается. Готово уже более 100 №» [24. С. 286] (27 сентября 1901 года); «Дома музей — уже развешаны многие портреты» [24. С. 287] (10 октября 1901). Пополнялся он и после открытия: «9 декабря 1901. Вчера от Шестако-вой получил 4 больших портрета Глинки 1817, 1830, 1837 гг. и большую копию (фотогр<а-фию>) с картины Репина — Чудесный вклад

в музей Редакции. С автографами выставлено уже более 200 №№» [24. С. 290].

Музей РМГ был собранием смешанного типа, поскольку сочетал черты мемориального, исторического и, что очень существенно, му-зея музыкальных инструментов. В создании инструментального раздела на протяжении почти 20 лет принимали участие сотрудники журнала. Рассказывая о встрече с Г. Н. Тимофеевым, Н. Ф. Финдейзен отмечал: «Обещал, что мне привезут из Ялты настоящий татарский народный инструмент — „Сааз"» [24. С. 95] (8 июня 1892 года); «У меня был <неразб> — перед отъездом в командировку от Географич<еского> общ<ества>. Просил его привезти мне музык<альные> инструменты инородцев» [24. С. 168] (19 апреля 1896 года); «Вечером Привалов, кроме рожка, прислал 3 кантеле — гусли, очень старые — за 10 р. Музей сразу обогатился» [25. С. 180] (13 марта 1907 года); «Были Гутор, Привалов, Рыбаков. Последний привез из Тургая кобыз для меня. Хорошее приращение для музея» [25. С. 239] (20 мая 1909 года).

Немало инструментов приобретал и сам Финдейзен. 15 марта 1901 года он писал: «Был на кустарной выставке; купил гусли для музея (за 4 р.)» [24. С. 98]; 1 августа 1901 года: «Вчера от Шредера привезли старинное, квадратное (вроде сложенного ломбардного столика, фортепиано 1781 г. (английское), в 4 'Л октавы» [24. С. 282]; 24 января 1914: «Купил в Алек-сандр<овском> рынке старинный торбан, за 5 целковых, в очень жалком виде» [26. С. 163]; «Получил от Р. Иванова из Иркутска 10 любопытных снимков бурятских муз<ыкальных> и шаманских инструментов» [26. С. 164] и т. д.

Финдейзен не только собирал звучащую коллекцию (впоследствии, в 1920-е годы, переданную Музею филармонии и Музею антропологии и этнографии), но и заинтересованно изучал сохранившиеся и современные инструменты, создаваемые народными умельцами. В результате им был составлен «Краткий словарь народных музыкальных инструментов в России» [27], а также созданы такие

главы «Очерков по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века», как «Древнеславянские музыкальные инструменты по письменным, песенным и художественным памятникам» [29. Т. 1. С. 61 — 80], «Музыка и музыкальные инструменты в русских миниатюрах, лубочных картинах и в толкованиях азбуковников» [29. Т. 1. С. 171 — 200] и «Обзор старинных русских народных музыкальных инструментов» [29. Т. 1. С. 201 — 236].

Как одну из заслуг Н. Ф. Финдейзена следует отметить и тот факт, что РМГ публиковала статьи не только о русском фольклоре. Редактор понимал, что народная музыка России — понятие многонациональное, поэтому с первых номеров «Газеты» встречаются имена исследователей грузинской музыки — Д. И. Аракишвили-Аракчиева [4; 5], К. Г. Постхверашвили (несколько позднее) [17], М. А. Баланчивадзе [8]; армянской — Е. А. Багдасарянца [7]; музыки народов России (С. Г. Рыбакова — о музыке татар и башкир [19—22]; А. Л. Маслова — о музыкальном творчестве поморов [15] и т. д.). Интересны и статьи-исследования русских музыкантов о музыке народов России: И. Е. Попов «Армянская музыка» [16], И. В. Липаев «Музыкальные нужды Северного Кавказа» [14], Н. И. Привалов «Армянский театр» [18], В. Е. Чеши-хин «Среднеазиатский музыкальный этнограф 1870-х годов» [30] и др.

Итогом исследовательских публикаций в рубрике «Народная музыка» РМГ можно считать сборник статей, вышедший в 1926 году, под названием «Музыкальная этнография» [28], редактором-составителем которого был Н. Ф. Финдейзен. Ценность сборника определялась прежде всего статьями самого Н. Ф. Финдейзена: «Задачи Комиссии по изучению народной музыки» [28. С. 3 — 4], «Еврейские цимбалы и цимбалисты Лопянские» [28. С. 37—44], «Отчет о деятельности Комиссии по изучению народной музыки за 1925 — 1926 год» [28. С. 48—49] и «Краткая программа для собирания материалов по музыкальной этнографии» [28. С. 50 — 51].

Некоторые положения финдейзеновских программных статей из «Музыкальной этнографии» актуальны и в настоящее время. Так, к примеру, Финдейзен говорил о необходимости готовить специалистов в области фольклористики, которые могли бы записывать и анализировать народные песни грамотно, профессионально, не искажая созданного народом обширного наследия, и при этом сохранили бы полную историю бытования песни.

В предложенной Финдейзеном «Краткой программе...» учитывались все достижения и недоработки предшественников и современников (А. Н. Серова, «кучкистов», Е. Э. Линевой, А. Л. Маслова). Аналогов подобной глубины и лаконичности, пожалуй, нет в специальной литературе и по сей день: на двух страницах в восьми тезисах излагается перспективный план работы будущих фольклористов. Тезисное изложение вопросов, которые необходимо осветить, собирая «остатки музыкальной старины», несло ярко выраженную практическую направленность (в последних строках даже указывался адрес, по которому рекомендовалось присылать собранные материалы). Каждому новому поколению исследователей народного музыкального творчества была бы весьма полезна «Краткая программа...» как руководство для работы с богатейшей сокровищницей, воплотившей, по словам Н. Ф. Финдей-зена, лучший «мир веры, фантазии и любви» [23. Стб. 439].

Деятельность историка и музыканта не ограничивалась теоретическими публикациями и коллекционированием музыкальных инструментов. Он всячески пропагандировал их: устраивал выставки-концерты, лекции с демонстрацией возможностей собранных инструментов. Хотелось бы выделить его работу в этом направлении в 25-й единой советской трудовой школе, для которой сначала была написана Программа курса Всеобщей истории музыки (18 сентября 1918 года) [1], а через 7 лет, как итог работы в начальной и общей школе, вычерчена Таблица с нотными записями [2], в которой Финдейзен выписывает песни, тан-

цы и марши — те жанры, которыми он ограничил свою работу в общей школе, особенно в начальных классах (отметим, что это было в 1925 [!] году).

Логическим продолжением работы Н. Ф. Финдейзена в школе стала деятельность по организации в 1925 — 1927 годах в Российском географическом обществе Комиссии по изучению народной музыки [3], занимавшейся изучением музыки народов России, особенно финно-угорских народностей. Этот ракурс музыкального наследия ученого-историка пока еще очень мало исследован. Можно лишь констатировать, что имеющиеся в архивных собраниях документы отражают целесообразность лекционно-практической работы по пропаганде народной инструментальной музыки.

Забота о сохранении народного творчества была обусловлена осознанием ценности этнографического инструментария как отражения ментальности каждого народа. В РМГ нередко отмечалось, что музыкальные инструменты постепенно исчезают.

Прошло почти столетие со времени деятельности Н. Ф. Финдейзена. Как же сегодня вернуть народам России интерес к инструментальному музицированию, ведь то, что констатировалось в его время как факты истории, ныне во многом утрачено, и сегодня надо собирать и восстанавливать, возрождать былое народное исполнительское многообразие?

У каждого из народов, населяющих нашу страну, есть самые разнообразные инструменты. Простейшая свирель способна пробудить у детей интерес к любому народному духовому инструменту: принцип игры на 5-, 7- и 8-ды-рочных свирелях, включая и блок-флейту, — единый.

Но сначала, следуя идеям Н. Ф. Финдейзена, надо провести исследование и сделать обобщение. В 2014 году на кафедре методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета была начата эта работа в сфере начального инструментального музицирования.

С 1990 года преподавателями вуза проводилась апробация и внедрение игры на свирели в донотный период. Был создан учебно-методический комплекс [10], распространившийся по стране, а в 2000-е годы доработанный и переизданный [11; 12; 13]. Естественно, что одной из задач начатой исследовательской работы по проблеме музицирования стал анализ распространения разработанной преподавателями кафедры методики игры на простейшей шестидырочной свирели. Первоначально в основе исследований лежал принцип донотного музицирования, возрожденный в 1980-е годы московским учителем музыки Э. Я. Смеловой. Сегодня дети одинаково свободно играют и по нотам, и по «цифровкам», легко осваивая обе системы.

В первой половине 2015 года в Курске был организован ряд мероприятий, направленных на популяризацию инструментального исполнительства. Главным среди них был очно-заочный конкурс-фестиваль «Наш Свиридов» (с предложением исполнения сочинений композитора на свирели), итогом которого стала научно-практическая конференция на тему «Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика» с завершающим гала-концертом победителей конкурса-фестиваля 30 мая 2015 года. Для доступности проводимых исследований был создан сайт www. svirel.biz, на котором размещены все информационные письма и материалы мероприятий.

Выводы делать пока еще рано. Откликнулись на предложение участвовать в конкурсе-фестивале, помимо Курска, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Вологда, Москва, Казань, Ханты-Мансийский автономный округ (музыканты которого не только играют, но и проводят научные исследования [6; 9]). Эта конференция и начало работы с учителями музыки показали необходимость четкого осмысления их опыта работы. На сайте были вывешены: анкета и вопросы в помощь учителю музыки, отвечая на которые, он может обобщить свой опыт по инструментальному музицированию в общеоб-

разовательных школах; краткий обзор истории музицирования на свирели; научно-методические пособия игры на этом инструменте.

В свое время Н. Ф. Финдейзен дважды проводил всероссийские опросы о положении музыки в школах России: в 1899 — 1900 годах (25 анкет) и в 1912 — 1913 (14 анкет). Результаты обобщались в РМГ, а письма из разных городов России и сегодня хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, представляя для исследователей информацию вневременного значения.

Думается, что не только результат анкетирования, то есть содержание ответов, но и сам факт большого количества поступивших анкет показывает, насколько изменился интерес учителей музыки к участию в совместной работе за минувшие 100 лет. Сегодня можно сказать, что интерес к практическому музицированию в общеобразовательной школе растет, среди конкурсных материалов есть прекрасные концертные номера. Обмен опытом в наши дни просто необходим учителям музыки из регионов России, поскольку общее образование — тот базис, который способствует музыкальному развитию детей, выявлению и росту музыкальных талантов страны, направлению лучших исполнителей в детские школы искусств и музыкальные школы и, в конечном итоге, их ранней профессионализации.

ПримеЧания

Исследование архивов Н. Ф. Финдейзена ведется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. В 2015 году — это грант №15-04-00191а на тему «Дневники Н. Ф. Финдейзена 1920 — 1924 годов» (расшифровка рукописи, исследование, комментарии, подготовка к публикации М. Л. Космовской).

Список

лише.

ужу

ы

Архиёные матер

материалы:

Финдейзен Н. Ф. О введении в программу учебного плана Народной школы курса Всеобщей истории музыки. Докладная записка и программа одногодичного курса. (18 сент. 1918 г) // ОР РНБ. — Ф. 816. — Оп. 1. — Ед. хр. 258. — 7 л. Финдейзен Н. Ф. [Ритмы маршей и песен.] Таблица с нотными записями. Май, 1925. Ленинград // ОР РНБ. — Ф. 816. — Оп. 1. — Ед. хр. 261. — 1 л. Российское географическое общество. Программы (3) музыкальных иллюстраций народной музыки и этнографических концертов 1925 — 1926 // ОР РНБ. — Ф. 816. — Оп. 1. — Ед. хр. 348. — 7 л. Приложение: газетная вырезка со сведениями о деятельности Комиссии по изучению народной музыки.

Литература:

4. Аракчиев Д. И. Сравнительный обзор грузино-имеретинской музыки и музыкальных инструментов (гурийской ветви) // РМГ. — 1904. — № 50. — Стб. 1264—1273; — № 51/52. — Стб. 1209— 1215.

5. Аракчиев Д. И. О народной музыке грузин — пшавов и хевсур // РМГ. — 1906. — № 47. — Стб. 1096—1101; — № 48. Стб. 1134 — 1137; — № 50/51. — Стб. 1197 — 1199; — № 52. — Стб. 1240 — 1244.

6. Артёмова Н. И. Формирование опыта восприятия «серьезной» музыки у младших школьников через организацию инструментальной деятельности на уроках музыки: ансамблевая игра на свирели // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А. В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: Нижневартовский государственный университет, 2014. — С. 240—241.

7. Багдасарянц Е. А. Несколько слов об армянской музыке: Заметка // РМГ. — 1901. — № 19/20. — Стб. 521.

8. Баланчивадзе М. А. О грузинском народном светском пении // РМГ. — 1899. — № 11. — Стб. 329—337.

9. Зуева С. Г. Игра на свирели обучающихся в общеобразовательной школе // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А. В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: Нижневартовский государственный университет, 2014. — С. 248 — 249.

10. Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Донотный период. — Курск: Изд-во КГПИ, 1993. — 25 с.

11. Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Донотный и нотный периоды. — Курск: Изд-во КГУ, 2011. — 49 с.

12. Космовская М. Л. Научно-методическое руководство игры на свирели. — Курск: Изд-во КГПИ, 1993; репр. изд. 2011. — 16 с. — URL: http://www.svirel.biz/results/. Дата обращения: 7.04.2015.

13. Космовская М. Л. Практическое музицирование на свирели: Учебно-методические пособие. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2014. — 16 с. — URL: http://www. svirel.biz/results/. Дата обращения: 7.04.2015.

14. Липаев И. В. Музыкальные нужды Северного Кавказа: Из дорожных впечатлений // РМГ. — 1903. — № 36. — Стб. 791 —796; — № 37. — Стб. 827—833.

15. Маслов А. Л. Музыкальное творчество поморов // РМГ. — 1901. — № 47. — Стб. 1190 — 1191; — № 48. — Стб. 1219—1221.

16. Попов И. Е. Армянская музыка // РМГ. — 1909. — № 40. — Стб. 849—853; — № 41. — Стб. 881 — 887; — № 42. — Стб. 914 — 918; — № 43. — Стб. 951 — 954; — № 44. — Стб. 979—983; — № 46. — Стб. 1061 — 1066; — № 47. — Стб. 1095 — 1098; — № 48. — Стб. 1137—1140.

17. Постхверашвили К. Г. Грузинские церковные песнопения // РМГ. — 1914. — № 17. — Стб. 443.

18. Привалов Н. И. Армянский театр // РМГ. — 1916. — № 34/35. — Стб. 625—626.

19. Рыбаков С. Г. Любовь и женщина по народным песням инородцев // РМГ. — 1901. — № 21/22. — Стб. 566 — 575.

20. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб.: Тип. Ак. наук, 1897. — 330 с.

21. Рыбаков С. Г. Русские влияния в музыкальном творчестве нагайбаков, крещеных татар в Оренбургской губернии / Приложение: I. Старые нагайбакские мелодии. II. Хоровые песни нагайбаков // РМГ. — 1896. — № 11. — Стб. 1345 — 1354.

22. Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент // РМГ. — Очерк.— 1896. — № 1. — Стб. 35—52.

23. Финдейзен Н. Ф. Вопленница Ирина Андреевна Федосова: Библиографическая заметка на статью С. Рыбакова в «Русской беседе» // РМГ. — № 7. — Стб. 439 —440.

24. Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1892—1901 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исследование, комм., подготовка к публ. М. Л. Космовской. — СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2004. — 430 с.

25. Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1902—1909 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исследование, комм., подготовка к публ. М. Л. Космовской. — СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2010. — 392 с.

26. Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1909—1914 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исследование, комм., подготовка к публ. М. Л. Космовской. — СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2013. — 376 с.

27. Финдейзен Н. Ф. Краткий словарь народных музыкальных инструментов в России // Музыкальный календарь-альманах на 1895 год. — СПб., 1896. — С. 53 — 60.

28. Финдейзен Н. Ф. Музыкальная этнография: Сб. статей. — Л.: Комиссия по изучению народной музыки при Этнографическим отд. РГО, 1926. — 51 с.

29. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. — Т. 1. — Вып. 1 — 3. — М.; Л., 1928. — 364 с.; — Т. 2. — Вып. 4 — 7. — М.; Л., 1928— 1929. — 376 с.

30. Чешихин В. Е. Среднеазиатский музыкальный этнограф 1870-х годов (А. Эйх-горн) // РМГ. — 1917. — № 19/20. — Стб. 361 — 367; — № 21/22. — Стб. 388 — 392; — № 23/24. — Стб. 406 — 408; — № 29/30. — Стб. 482 — 489; — № 31/ 32. — Стб. 500 — 504.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.