Научная статья на тему '"Instrumentalization of newsreel": filming of events of the year 1917 in the changing historical context'

"Instrumentalization of newsreel": filming of events of the year 1917 in the changing historical context Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИОННАЯ КИНОХРОНИКА / REVOLUTIONARY NEWSREEL / ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / FEBRUARY REVOLUTION / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / OCTOBER REVOLUTION / КИНОФИЛЬМ / КИНОДОКУМЕНТ / FILM DOCUMENT / ОБРАЗ ПРОШЛОГО / IMAGE OF THE PAST / MOTION-PICTURE FILM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Belyakov Victor

The article discusses surviving chronicle documentary films made during the February Revolution of 1917 and the October coup of 1917, and are now stored in the Russian State Archive of Film and Photo Documents. These documentaries are divided into completed films and filming materials, which, in turn, are a kind of mounted chronicle dedicated to one or another event, or simply a collection of chronicle episodes of that period glued together outside of a certain logic. The references to real archive units, which now store in themselves both films and individual cinematographs, are indicated. Analyzed their names and names of companies that have created certain films. Separately, films and materials relating to the events in Petrograd and films and materials relating to the events in Moscow are described in detail. The description of these documentaries is made with reference to real events of that time with the purpose of completeness of representation about them. All the examined documentaries are clearly divided into those devoted to the events of the February Revolution of 1917, the events between February and October, and the events connected with the October coup of 1917. At the same time, when examining film documents, real historical details of those or other events are compared with what has been captured by cameramen of that time. An attempt is made to answer the question of why this is captured, and not something else. The motives and the grounds for various shots taken are commented on. What was the importance of capturing these or other heroes and circumstances? The use of these documentaries and materials in Soviet movies of a later time is analyzed. At the same time, attention is drawn to those fragments and episodes that, due to various ideological reasons, drop out of the cinematographic life in due course or are added to the strength of the formed mythical idea of the events of the past. At the same time, attention is drawn to the work with the source materials of both individual Soviet documentaries and to the creation of certain mythologies using material from Soviet feature films.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Instrumentalization of newsreel": filming of events of the year 1917 in the changing historical context»

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), Москва, Россия

Соискатель кафедры киноведения Режиссер, сценарист

All-Russian State Institute of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK), Moscow, Russia Doctoral Research Scholar of the Chair of Film Studies Filmmaker, Scriptwriter vic. belyakov@gmail. com

«ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИЯ ХРОНИКИ»: КИНОСЪЁМКИ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА В МЕНЯЮЩЕМСЯ ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

В статье рассматриваются сохранившиеся хроникальные кинодокументы, снятые во время Февральской революции 1917 года и октябрьского переворота 1917 года, и хранящиеся ныне в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Эти кинодокументы делятся на завершённые фильмы и материалы киносъёмок, которые, в свою очередь, представляют собой некую смонтированную хронику, посвящённую тем или иным событиям, или просто набор хроникальных эпизодов того периода, склеенных между собой вне определённой логики. Указываются отсылки к реальным архивным единицам, которые ныне хранят в себе как фильмы, так и отдельные киноматериалы. Анализируются их названия и наименование фирм, создавших те или иные фильмы. Отдельно описываются фильмы и материалы, относящиеся к событиям в Петрограде и фильмы и материалы, относящиеся к событиям в Москве. Делается описание этих кинодокументов с привязкой к реальным событиям той поры с целью передачи полноты представления о них. Все рассмотренные кинодокументы чётко разделяются на те, что посвящены событиям Февральской революции 1917 года, событиям между Февралём и Октябрём, и событиям, связанным с октябрьским переворотом 1917 года. При этом, при рассмотрении кинодокументов сравниваются реальные исторические подробности тех или иных событий с тем, что было запечатлено кинооператорами той поры. Делается попытка от-

ветить на вопрос, почему запечатлено именно то, а не что-нибудь другое. Комментируются мотивы и основания тех или иных осуществлённых съёмок, показывается, в чём состояла важность запечатле-ния тех или иных героев и обстоятельств.

Анализируется использование этих кинодокументов и материалов в советских кинофильмах

более позднего времени. При этом обращается -

внимание на те фрагменты и эпизоды, которые в силу тех или иных идеологических причин выпадают со временем из кинематографического обихода или добавляются в силу сформированного мифического представления о событиях прошлого. При этом обращается внимание как на работу с исходными материалами отдельных советских документалистов, так и на создание определённых мифологем с использованием материала из советских игровых фильмов.

Ключевые слова: революционная кинохроника, Февральская революция, Октябрьская революция, кинофильм, кинодокумент, образ прошлого.

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

«INSTRUMENTALIZATION OF NEWSREEL»: FILMING OF EVENTS OF THE YEAR 1917 IN THE CHANGING HISTORICAL CONTEXT

The article discusses surviving chronicle documentary films made during the February Revolution of 1917 and the October coup of 1917, and are now stored in the Russian State Archive of Film and Photo Documents. These documentaries are divided into completed films and filming materials, which, in turn, are a kind of mounted chronicle dedicated to one or another event, or simply a collection of chronicle episodes of that period glued together outside of a certain logic. The references to real archive units, which now store in themselves both films and individual cinematographs, are indicated. Analyzed their names and names of companies that have created certain films. Separately, films and materials relating to the events in Petrograd and films and materials relating to the events in Moscow are described in detail. The description of these documentaries is made with reference to real events of that time with the purpose of completeness of representation about them. All the examined documentaries are clearly divided into those devoted to the

events of the February Revolution of 1917, the events between February and October, and the events connected with the October coup of 1917. At the same time, when examining film documents, real historical details of those or other events are compared with what has been captured by cameramen of that time. An attempt is made to answer the question of why this is captured, and not something else. The motives and the grounds for various shots taken are commented on. What was the importance of capturing these or other heroes and circumstances?

The use of these documentaries and materials in Soviet movies of a later time is analyzed. At the same time, attention is drawn to those fragments and episodes that, due to various ideological reasons, drop out of the cinematographic life in due course or are added to the strength of the formed mythical idea of the events of the past. At the same time, attention is drawn to the work with the source materials of both 7 individual Soviet documentaries and to the creation of certain mythologies using material from Soviet feature films.

Key words: revolutionary newsreel, the February revolution, the October revolution, motion-picture film, film document, image of the past.

Организация съёмок Великой российской революции

Великая российская революция, как сегодня её часто именуют, состояла, как известно, из двух частей — Февральской революции, начавшейся в столице, Петрограде, 28 февраля 1917 года по старому стилю (это день, когда события вышли из-под контроля официальных царских властей) и октябрьского переворота, совершённого большевиками в ночь на 26 ок-

тября того же года. Эти исторические события чрезвычайно активизировали деятельность отечественных кинооператоров хроники. Снимали много, и вышло несколько документальных фильмов, посвящённым произошедшему, в различных вариантах. Исторические обстоятельства киносъёмок неоднократно изучались и освещались самими операторами-участниками событий, а также различными историками кино: Г. М. Болтянским, С. В. Дроба-

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

шенко, В. С. Листовым, В. М. Магидовым, А. Ю. Кальяновым, однако, детальным описанием сохранившихся материалов практически никто не занимался, зачастую даже искажая названия тех или иных кинолент или ошибаясь в атрибутировании тех или иных эпизодов, при ссылках на сохранившиеся кинодокументы. Остановимся же именно на том, что было заснято и в каком виде.

Революционные события снимали отдельно в Петрограде и отдельно в Москве. Достаточно быстро в каждой из столиц образовались свои независимые структуры, которые и осуществляли хроникальные съёмки и их распространение. Если судить по титрам фильмов, то в Петрограде съёмки производились Российским кинематографическим акционерным обществом и акционерным обществом «Биофильм», а в Москве события снимались Союзом кинодеятелей, который объединял крупнейшие прокатные конторы Москвы. Продолжал также работать Скобелевский Просветительный комитет1, который координировал работу кинооператоров.

Историческая кинохроника Февральской революции 1917 года

О февральских событиях в Петрограде в наиболее полном виде сохранились два фильма. Один - это «Петроград в дни революции» Российского кинематографического общества (РГАКФД. Уч. 12809). Этот фильм состоит исключительно из сиюминутных репортажных

съёмок, которые включают в себя виды различных сожжённых зданий, в том числе полицейских частей, окружного суда и дворца несчастного министра Императорского Двора графа В. Б. Фредерикса, а также торжественный марш запасных батальонов Волынского и Кексгемольского полков к Таврическому дворцу - зачем они туда маршировали, до сих пор не ясно. Скорее всего, для подтверждения верности новой власти, о которой было самое смутное представление. Ведь Государственная Дума формально была распущена, и во дворце депутаты собирались по собственному почину. Существовала только структура самочинного Временного комитета Государственной Думы, и там же, во Дворце, вскоре начал функционировать Петроградский Совет рабочих депута-

_ 8

тов, во главе с Н. С. Чхеидзе. Позже, в августе, -

его на этом посту сменил Л. Д. Троцкий. К солдатам же выходил исключительно депутат

A. Ф. Керенский, произносивший пламенные речи, и некоторые другие депутаты, например,

B. М. Пуришкевич. В этом фильме эти встречи не сняты, и пока обнаружены в кусках советского фильма о февральской революции, который сохранился в двух частях (РГАКФД. Уч. 13045). Судя по последнему эпизоду рассматриваемого фильма, где происходит колка льда на Марсовом поле под Братскую могилу жертв революции, фильм вышел в прокат ещё до 23 марта по старому стилю.

1 Магидов В.М. Источники о деятельности Скобе-левского комитета и его роли в отечественном кинопроцессе накануне и в ходе Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций 1917 г. // Вестник архивиста. 2012. № 4. С. 55-70.

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

1-13071 (2) 26 октября 1917 года. Зимний взят. Зеваки на Дворцовой площади.

* Все фотографии предоставлены для публикации Российским государственным архивом кинофотодокументов.

Другой фильм - это «Великая русская революция» общества «Биофильм» (РГАКФД. Уч. 12958). От него в архиве сохранилась только вторая серия. Здесь есть те же самые сожжённые дома и здания, а также сцены прохождения воинских частей у Таврического

дворца. Титр как раз и говорит, что солдаты «заявляют верность комитету Гос.Думы». Но этот фильм также запечатлел людей, высыпавших на улицы, и броневики с солдатами, которые ради съёмок проезжают туда и обратно по улице.

9

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

О февральских событиях в Москве Союзом кинодеятелей был выпущен получасовой фильм «Великие дни революции в Москве» (РГАКФД. Уч. 13085). В нём, в основном, показано ликование народных масс на различных улицах города, которое началось после тревожных новостей о роспуске Думы в Петрограде и, следом, вестей об отречении Царя. И характерен титр «Появились солдаты, присоединившиеся к революционным рабочим» -кажется, мы реально увидим сейчас революционных солдат, но на экране сразу после титра

мы видим огромное количество обыкновенных уличных зевак - обывателей и учащейся молодёжи, среди которых стоят необременённые ничем солдаты с винтовками. Можно сказать, мифотворчество рождается прямо в момент события. Правда, в отличии от Петрограда, московские кинооператоры смогли снять картины собрания солдатских депутатов в кинотеатре «Арс» и штаб революционных войск в помещении Художественного электро-театра на Арбатской площади, о чём сообщают титры. Фильм заканчивается сценами большого

10

733-1 Февральская революция. Солдаты на броневиках. Кадр явно постановочный.

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

праздничного парада московского военного гарнизона под командованием полковника А. Е. Грузинова, произошедшего 4 марта на Красной площади. Впоследствии, уже совершенно обезличенные фрагменты этого парада использовали в своих пропагандистских целях все советские кинорежиссёры, начиная с Эсфирь Шуб.

О февральских событиях в Москве сохранился также выпуск киножурнала «Освобождённая Россия» (РГАКФД. Уч. 12563). В нём запечатлены ликующие толпы народа на улицах и на Красной площади и, что интересно, солдаты на Театральной площади, по команде оператора вскидывающие свои винтовки вверх. Вероятно, Сергей Эйзенштейн видел этот выпуск, поскольку в прологе своего фильма «Октябрь» с удовольствием повторил увиденный кадр в более энергичном варианте. Этот эйзенштейновский кадр потом стал выдаваться за документ чуть ли не в каждом пропагандистском советском фильме.

Разумеется, по вполне понятным причинам, не все созданные в феврале-марте фильмы до нас дошли в полном виде. Часть съёмок отложилась в архиве в виде больших или малых фрагментов, часть - судя по титрам, написанным в советской орфографии - была включена в некие советские фильмы, о которых в архиве нет данных и от которых сохранились отдельные части (это РГАКФД. Уч. 12572, 12837, 15850, 13045-1, 13045-2, 11549).

Можно только предполагать, что некоторые из них - это различные фрагменты считающегося несохранившимся фильма Дзиги Вертова 1918 года «Годовщина революции».

Из фрагментарных материалов определённый интерес представляет большой кусок смонтированной хроники, посвящённый женской демонстрации в Петрограде 19 марта 1917 года (РГАКФД. Уч. 578). К сожалению, сегодня многие кинематографисты испытывают соблазн выдать запечатленное в этих съёмках событие за стихийное выступление петроградских ткачих 23 февраля, которое дало определённый толчок внезапной революционной стихии.

Созданы были отдельные фильмы о похоронах жертв февральской революции на

Марсовом поле с траурными шествиями по -

Невскому проспекту. Судя по съёмкам, это событие воспринималось современниками как носящее глубоко исторический характер, в нём принимал участие практически весь город. В архиве сохранился фильм, созданный фирмой братьев Пате «Похороны жертв революции в Петрограде 23 марта 1917 года» (РГАКФД. Уч. 12576). А также большой, состоящий из двух частей, смонтированный фильм без титров и названия (РГАКФД. Уч. 580). Во время похорон запечатлены различные политические деятели во главе с князем Г. Е. Львовым и М. В. Родзянко и лидерами Всероссийского Совета рабочих и солдатских депутатов.

11

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

12

12958 Февральская революция. Народ высыпал

Также интересны различные съёмки А. Ф. Керенского, которые производились в разные периоды 1917 года. Наиболее ранние отложились в смонтированном куске хроники в РГАКФД. Уч. 12733, где А. Ф. Керенский запе-чатлён в марте с титром «Смелый, энергичный борец за свободу, народный министр юстиции А. Ф. Керенский»2. Там же подмонтированы съёмки отдельных членов первого состава

2Эта же съёмка в неполном виде подклеена к фрагменту советского фильма под номером РГАКФД. Уч. 13045- 1.

на Знаменскую площадь в Петрограде.

Временного правительства, присяга новой власти одного из полков на фронте, а также заседание Государственной Думы в 1917 году с занавешенным портретом императора Николая II позади стола президиума.

Существуют в кусках более поздние съёмки А. Ф. Керенского и товарища министра Б. В. Савинкова (РГАКФД. Уч. 12837), членов правительства более позднего состава, членов Всероссийского Совета рабочих и солдатских депутатов во главе с Н. С. Чхеидзе и И. Г. Церетели, различных летних манифеста-

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

ций в поддержку правительства и против, июльских событий, Государственного совещания в Москве в августе, где среди делегатов запечатлён Георгий Плеханов (РГАКФД. Уч. 12415).

Определённый интерес для кинематографистов всегда представляли сцены братания солдат Русской армии с немецкими солдатами и офицерами, которые традиционно относили к зиме 1917 года. Они сохранились как эпизод в кусках не атрибутированного фильма в РГАКФД. Уч. 13045 и в срезках хроники в РГАКФД. Уч. 733-2.

Следует обратить внимание на то, что в некоторых весьма похожих сценах фильма о переговорах о перемирии в Бресте заметен в будущем ведущий советский журналист Михаил Кольцов в студенческой форме (РГАКФД. Уч. 13058). Если учесть, что он в начале 1918 года возглавлял группу кинохроники Нарком-проса и в феврале уехал на Северо-Западный фронт для организации съёмок братания, становится понятным, что все эти похожие сцены никакого отношения к аналогичным эпизодам 1917 года не имеют, а сняты годом позже.

Среди современных кинематографистов очень популярны кинокадры возбуждённых солдат с шашками у броневиков, на которых ликуют такие же солдаты. К сожалению, они существуют только в так называемых летописных материалах, например, в РГАКФД. Уч. 733-13, где одновременно отложился эпизод

3 Также сейчас эта сцена есть в РГАКФД. Уч. 12962 - вероятной первой части фильма Д. Вертова «Годовщина революции», созданном в 1918 году, и в более позднем французском фильме «От царя к Ленину» (РГАКФД. Уч. 15774), монтажные листы которого утверждают, что он целиком смонтирован

посещения английской делегацией расположения запасных батальонов Волынского полка, и съёмки разных членов Временного правительства, и митинги у Исаакиевского собора, съёмки шахты и завода и даже персоны В. В. Шульгина, стоящего с газетой «Киевлянин» во дворе Таврического дворца. Представляется, что эта известная сцена снята в значительной степени, постановочным образом, поскольку, по свидетельствам очевидцев, экзальтированные солдаты иногда просто ради удовольствия и потехи вскакивали на броневики и грузовики и катались на них по улицам без всякой видимой цели. Трудно понять, зачем размахивать шашками и кричать «ура», не имея каких-либо намерений, если только проделать это не попросил кинооператор.

Киносъёмки между Февралём и Октябрём

Между событиями февраля и октября 1917 года страна бурлила, и кинооператоры продолжали снимать отдельные события, происходившие в Петрограде и Москве, а также, скажем, в Екатеринославе, где этим занимался оператор Д. Ф. Сахненко. Например, уже в марте на экраны вышел документальный фильм «Грандиозная манифестация военно-учебных заведений на Дворцовой пл. 19 марта 1917 года» (фот. В. К. Булла - изд. Акц. общ. Г. И. Либкен) (РГАКФД. Уч. 12766). Продолжительность этого фильма - около трёх с половиной минут. Он включает в себя просто ре-портажные съёмки о параде учебных частей перед Командующим Петроградским военным округом генералом Л. Г. Корниловым. Неудивительно, что на съёмки этого малозначитель-

из материалов РГАКФД, хотя оригиналы отдельных сцен в архиве до сих пор не обнаружены.

13

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

ного события был послан кинооператор. Уже тогда, ещё в первые недели революции общество жаждало увидеть нового военного лидера, своеобразного спасителя разваливающегося отечества. Л. Г. Корнилов в тот момент выглядел очень многообещающе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кстати, не случайно в эти же дни кинооператор оказался в Вырице, где застрял эшелон с войсками генерала Н. И. Иванова, который был послан ещё Николаем II и был им назначен командующим Петроградским военным округом (до Л. Г. Корнилова), и там его снимал при разводе караула (РГАКФД. Уч. 11680). Малозначительная фигура генерала странным образом внушала доверие общественному мнению, и его бросились снимать, пока генерал Н. В. Рузский не снял его с должности, которую он так толком и не получил, не доехав до Петрограда.

Зато уже в мае, когда на улицах столицы начался подлинный разгул манифестаций, был снят фильм «Петроградские торжества 18/1 мая 1917 г.» (Фотография В. А. Полякова М. И. Быстрицкий4) (РГАКФД. Уч. 12376). В этот день на улицах был весь город, и операторы запечатлели митинги на Александровской площади (бывшая Дворцовая), на Исаакиев-ской площади, шествия на Невском проспекте и у Таврического дворца, а также огромный митинг на Поле Свободы (как было переименовано в те дни Марсово поле). Впоследствии многие эти кадры использовались советскими режиссёрами как картины различных большевистских митингов, что было явной неправдой.

Интересна кинолента, отложившаяся в РГАКФД. Уч. 11744, которая является своеоб-

4 Заметное здесь нарушение орфографии существует в начальном титре фильма.

разной смесью фрагментов трёх различных фильмов. Начальный титр - «Сбор в пользу военнопленных 13 июня», однако практически сразу он сменяется титром «Манифестация 18 июня в Петрограде, организованная Всероссийским съездом С.Р. и С. Д.». Позднее в советской исторической литературе эта манифестация получила название патриотической (что уже подразумевало некоторую издёвку), и посвящена она была первым успешным боям летнего наступления Русской армии. И хотя демонстранты несут лозунги «Долой Гос.Думу!», «Требуем опубликования секретных протоколов», тут же кадр сменяется титром «Грандиозная манифестация военных организаций 21 июня», и мы уже видим лозунг «Верим в армию». При этом, если помнить

другие архивные материалы, становится оче- -

видным, что в сохранившихся фрагментах более позднего фильма за номером РГАКФД. Уч. 12837 есть известный многим кинокадр, где группа офицеров и гражданских лиц подхватывает на руки Керенского и начинает его качать, — теперь становится понятным, что этот кинокадр вырезан из описываемого нами фильма, посвящённого манифестации 18 июня.

Любопытен и архивный фильм РГАКФД. Уч. 12377, который, на деле, представляет из себя выпуск № 5 еженедельной хроники событий издания Скобелевского комитета «Свободная Россия» от 3 июля 1917 года. То есть выпуск вышел во время расстрела большевистской демонстрации в Петрограде. В выпуске же мы видим Марию Спиридонову, членов Всероссийского Совета крестьянских депутатов, манифестацию петроградских украинцев в честь Свободы, заседание Особого совещания по созыву Учредительного собра-

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

ния, а также агитационную кампанию на улицах в Москве по выборам в городскую Думу и там же солдатскую манифестацию с требованием «Всех окопавшихся в тылу на фронт!». Как говорится, ничто не предвещало.

Историческая кинохроника октябрьского переворота 1917 года

Как известно, существует много свидетельств о том, что октябрьский переворот 1917 года для многих прошёл незамеченным, функционировали театры, публика гуляла по Невскому проспекту. По более поздним воспоминаниям кинооператора А. Г. Лемберга, владельцы киноконтор не хотели давать киноплёнки для съёмок назревавших событий5, а кинооператор И. С. Кобозев пишет, что он снимал отдельные эпизоды по заданию Свердлова, даже в самый канун восстания, скрытно в Зимнем дворце6. Представляется всё же, нехватки киноплёнки на тот момент не наблюдалось, поскольку отдельные съёмки производились и сохранились до сегодняшних дней.

Удивительно другое: до нас дошёл лишь один короткий законченный фильм об октябрьских событиях в Петрограде (РГАКФД. Уч. 13071), смонтированный, скорее всего, Д. Вертовым для своего фильма «Годовщина революции» как его составная часть, уже в 1918 году. В нём, в самом начале, стоят две сцены, снятые, возможно, И. С. Кобозевым: запечатлён

5 Лемберг А.Г. Дзига Вертов приходит в кино // Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 7. М., 1968. С. 41.

6 Кобозев И.С. С киноаппаратом на разведку в Зимнем дворце // В огне революционных боёв (районы Петрограда в двух революциях 1917 г.) Сборник воспоминаний старых большевиков-питерцев. М., 1967. С. 566, 570.

15

Зимний дворец днём 25 октября и на следующий день 26 октября. На съёмках 25-го видно, как юнкера складывают поленья дров в баррикаду перед дворцом, а на съёмках 26-го мы видим эту же ещё не разобранную баррикаду, но перед дворцом уже гуляют различные зеваки, разглядывающие следы пуль на стенах и разбитые окна. Поскольку сами эти планы - маловыразительны и проигрывают в силе сценам, придуманным С. Э. Эйзенштейном, и воспроизводимыми разными адептами до С. Ф. Бондарчука включительно, ничего удивительного, что они вскоре выпали из кинообихода, как ничтожные по значимости для большевистской мифологии.

Далее демонстрируется Смольный в качестве штаба революции. В качестве руководителей так называемого восстания в этом филь- -

ме запечатлены Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский (на тот момент, депутат городской Думы Петрограда и легальный выразитель большевистской позиции), А. М. Коллонтай и П. Е. Дыбенко (при этом для показа первых трёх персонажей использованы летние съёмки неизвестного происхождения). Историк С. П. Мельгунов в своей книге «Как большевики захватили власть» пишет: «...Массового участия подлинных рабочих в операциях 25-го отметить нельзя... Прежде всего, утром в день восстания работа на фабриках и заводах не была остановлена. Путиловский завод, имевший якобы 1500 организованных красногвардейцев, мог фактически выставить лишь отряд в 80 человек, бравший во главе с Сурковым «лобовым ударом» Зимний дворец. ... Только в 4 ч. 30 м. дня началось окружение - тогда именно, когда в Петербург прибыли уже испытанные в июльские дни «5000» кронштадтцев

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

и матросов Балтийского флота из Гельсингфорса. ... «Балтийцы» и становились в центр плана восстания»7.

Если учесть, что несмотря на существование Военно-Революционного Комитета, непосредственное руководство по проведению всех операций взял на себя Л. Д. Троцкий, а матросы прибыли в Петроград по распоряжению Председателя Центробалта П. Е. Дыбенко, который был реальным руководителем всего Балтийского флота и состоял в самой тесной связи с А. М. Коллонтай по прямому телефонному проводу и иными способами, ничего удивительного, что именно А. М. Коллонтай с подачи Л. Д. Троцкого побудила к действиям П. Е. Дыбенко, находящегося в этот момент на захваченной императорской яхте «Штандарт» на рейде Кронштадта. Поэтому и включено в фильм изображение этих персон, а не, скажем, В. И. Ленина, чьё участие в конкретном руководстве восстанием и его реализации было незначительно.

Следом за кадрами руководителей революции идут кадры марширующих матросов, которые уже направляются в Гатчину для боёв против контрреволюции. Показан броневик «Лейтенант Шмидт», который теперь будет воспроизводиться во всех последующих фильмах, и лётчик Локайчук. Наконец, следуют сцены похорон жертв Октябрьской Революции (как сказано об этом в титре).

Следует сказать, что указанный фильм местами повторяет хроникальный смонтированный материал, отложившийся в РГАКФД. Уч. 628. Только в нём отсутствуют некоторые

16

7 Мельгунов С.П. Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевицкой революции. М., Айрис-пресс, 2014. С. 167.

планы, нет титров, и А. М. Коллонтай снята в другом ракурсе. При этом вторая часть этого материала содержит съёмки следов боёв и обстрела Кремля в Москве. Подробно показаны различные башни, храмы и монастыри со следами от снарядов, а также гостиница «Метрополь» со следами разрушения и отдельные здания у Никитских ворот, где шли наиболее ожесточённые бои.

Относительно событий в Москве в октябре 1917 года следует сказать, что только один из трёх сохранившихся фильмов называет произошедшее революцией. Это короткий фильм «Октябрьско-ноябрьская Революция в Москве» (РГАКФД. Уч. 12722). Два других фильма - это «Последние московские события. Победа большевиков и Красной гвардии. Краткий обзор» (РГАКФД. Уч. 11905) и «К Москов- -

ским ноябрьским событиям 1917 г. Дни скорби и траура» (РГАКФД. Уч. 12512).

Как ни странно, все три фильма не показывают ничего другого, как следы боёв за власть в Москве и сгоревшие в результате этого здания. Разве что один из них коротко показывает похороны жертв произошедшего.

Трансформация исторической кинохроники 1917 года в более позднее советское время

Незачем говорить, что в силу всем известных причин образы февральской революции и октябрьского переворота позднее, в советское время, претерпели определённую трансформацию. И если Н. Н. Евреинов, снимая в 1920 году, фактически, постановку спектакля о событиях 1917 года под названием «Взятие Зимнего» (РГАКФД. Уч. 1940), заставляет в финале солдат бежать через Дворцовую площадь штурмовать Зимней Дворец, то, с од-

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

ной стороны, все последующие режиссёры не стесняются воспроизводить эту сцену в каждом новом игровом фильме со всё большим размахом, а с другой стороны, позднее возникают соображения как цензурного, так и идеологического толка, заставляющие документалистов строго отбирать и купировать отснятый в 1917 году материал и показывать только то, что соответствует постепенно твердеющему мифу о восстании.

Уже Эсфирь Шуб в фильме «Великий путь» 1927 года (то есть в юбилейной картине) (РГАКФД. Уч. 2697) в качестве демонстрируемой реальной хроники Октября оставляет только марширующих матросов и красногвардейцев, а также все имеющиеся сцены у Смольного института. А в качестве руководителей она показывает В. И. Ленина, снятого заведомо позднее, А. В. Луначарского, прапорщика Н. В. Крыленко (ставшего 12 ноября 1917 года волею судьбы Верховным Главнокомандующим Российской Армией), В. А. Антонова-Овсеенко и Я. М. Свердлова. Другие фигуры из того реального фильма уже как бы не существуют. Показывается также крейсер «Аврора» и фасад Зимнего дворца, снятые позднее. Зато с помощью титра о контрреволюции, держащейся за идею Учредительного собрания, Шуб легко дискредитирует все имеющиеся кадры, относящиеся к выборам Учредительного собрания и его разгону. Для этого используется фильм 1918 года «Открытие и ликвидация Учредительного собрания» (РГАКФД. Уч. 12521).

С течением времени из фильма в фильм начинает повторяться своеобразный канонический набор киноматериалов, которые зачастую даже не имеют точной соотнесённости с рево-

люционными событиями (например, кадры, запечатлевшие В. И. Ленина), или являются кадрами советских игровых картин. Ярким примером последнего факта является безжалостное использование отдельных кадров из яркого художественного фильма «9 января» («Кровавое воскресенье») (1925 г.) режиссёра В. К. Висковского, из которого отдельные кадры просто выстригались с потерей изображения в оригинале, а то и терялись при производстве различных более поздних фильмов.

В результате, в сегодняшнем кинематографическом обиходе реальные картины революционных событий 1917 года присутствуют крайне редко или используются в обезличенном виде, зачастую иллюстрируя совсем другие факты.

^ 17

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1. Петроград в дни революции [Документальный фильм] / Российское кинематографическое общество, 1917 г.

2. Парад войск в Петрограде (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

3. Великая русская революция [Документальный фильм] / общество «Биофильм», 1917 г.

4. Великие дни революции в Москве [Документальный фильм] / Союз кинодеятелей, 1917 г.

5. Освобождённая Россия [киножурнал] / фабрика АО А. Ханжонков, 1917 г.

6. Демонстрация в Петрограде за Учредительное собрание. Киносъемки о демонстрации женщин и частей Петроградского гарнизона 19 марта 1917 года (условное название) [Документальный фильм] / 1917 г.

7. Похороны жертв Февральской революции в Петрограде 23 марта 1917 года [Документальный фильм] / фирма братьев Пате, 1917 г.

8. Похороны жертв Февральской революции в Петрограде (условное название) [Документальный фильм] / 1917 г.

9. Хроника (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

| 2 (31) 2018 |

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / RUSSIAN REVOLUTION: A VISUAL NARRATIVE

Виктор Константинович БЕЛЯКОВ / Victor BELYAKOV

| «Инструментализация хроники»: киносъёмки событий 1917 года в меняющемся историческом контексте / «Instrumentalization of newsreel»: filming of events of the year 1917 in the changing historical context |

10. События в Петрограде и в Москве (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

11. Остатки от фильма о событиях в Петрограде после 3-5 июля 1917 года (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

12. Февральская революция в Москве (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

13. Дни Февральской революции 1917 года в Москве (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

14. Съезд членов Государственной Думы (Отдельные сюжеты из хроники "Свободная Россия") (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

15. Хроника свободной России (фрагменты разных номеров) (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

16. Мирные переговоры в Брест-Литовске [Документальный фильм] / 1917-1918 г.

17. «Грандиозная манифестация военно-учебных заведений на Дворцовой пл. 19 марта 1917 года» [Документальный фильм] / Акц. общ. Г. И. Либкен, 1917 г.

18. Отдельные киносюжеты (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1911-1917 г.

19. Петроградские торжества 18/1 мая 1917 г. [Документальный фильм] / Фотография В. А. Полякова и М. А. Быстрицкого, 1917 г.

20. События 18-го июня 1917 года в Петрограде (условное название) [Отдельные киносъёмки] / 1917 г.

21. Свободная Россия № 5 [киножурнал] / Скобелевский просветительный комитет, 1917 г.

22. Октябрьская революция в Петрограде (условное название) [Документальный фильм] / 1917-1918 г.

23. Октябрьская социалистическая революция в Москве и в Петрограде (условное название) [Документальный фильм] / 1917 г.

24. Октябрьско-ноябрьская Революция в Москве [Документальный фильм] / 1917 г.

25. «Последние московские события. Победа большевиков и Красной гвардии. Краткий обзор» [Документальный фильм] / 1917 г.

26. «К Московским ноябрьским событиям 1917 г. Дни скорби и траура» [Документальный фильм] / 1917 г.

27. Открытие и ликвидация Учредительного собрания [Документальный фильм] / 1918 г.

28. Взятие Зимнего [инсценировка] / режиссёр Н. Н. Евреинов, ПОФКО, 1920 г.

29. Великий путь [Документальный фильм] / режиссёр Э. Шуб, Совкино, 1927 г.

30. 9 января (Кровавое воскресенье) [Художественный фильм] / режиссёр В. К. Висковский, Се-взапкино, 1925 г.

18

| 2 (31) 2018 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.