Научная статья на тему 'Инструмент профессионального самоопределения «Чистый Лист»'

Инструмент профессионального самоопределения «Чистый Лист» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / РЫНОК ТРУДА / СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА / ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТ / СAREER GUIDANCE / SELF-DETERMINATION / VALUES / I-CONCEPT / BUSINESS MODEL / LABOR MARKET / PRODUCT CREATION / DESIGN THINKING / TOOL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Викторов Андрей Сергеевич

В статье описывается инструмент профессионального самоопределения «Чистый Лист». Инструмент помогает выбрать профессиональное направление, которое востребовано рынком, имеет спрос и соответствует ценностной системе человека, желаниям и смыслу, который он вкладывает в свою деятельность. Инструмент и методика находятся на начальных этапах разработки, на данный момент им воспользовалось 50 человек. Авторы находятся в поисках наиболее эффективной версии инструмента для дальнейшей работы и валидизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION TOOL «BLANK SHEET»

The article describes the tool of professional self-determination Clean Sheet. The tool helps to choose the professional direction which is demanded by the market and corresponds to the value system of the person, desires and sense which he invests in the activity. The tool and methodology are in the early stages of development and has been used by 50 people so far. The authors are looking for the most effective version of the tool for further work and validation.

Текст научной работы на тему «Инструмент профессионального самоопределения «Чистый Лист»»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

«ЧИСТЫЙ ЛИСТ» Викторов А.С. Email: Viktorov677@scientifictext.ru

Викторов Андрей Сергеевич — магистрант, факультет психологии,

Гродненский государственный университет им. Янки Купали, г. Гродно, Республика Беларусь

Аннотация: в статье описывается инструмент профессионального самоопределения «Чистый Лист». Инструмент помогает выбрать профессиональное направление, которое востребовано рынком, имеет спрос и соответствует ценностной системе человека, желаниям и смыслу, который он вкладывает в свою деятельность. Инструмент и методика находятся на начальных этапах разработки, на данный момент им воспользовалось 50 человек. Авторы находятся в поисках наиболее эффективной версии инструмента для дальнейшей работы и валидизации.

Ключевые слова: профориентация, самоопределение, ценности, я-концепция, бизнес-модель, рынок труда, создание продукта, дизайн-мышление, инструмент.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION TOOL «BLANK SHEET»

Viktorov A.S.

Viktorov Andrei Sergeevich — Graduate student, PSYCHOLOGY DEPARTMENT, YANKA KUPALA STATE UNIVERSITY OF GRODNO, GRODNO, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: the article describes the tool of professional self-determination Clean Sheet. The tool helps to choose the professional direction which is demanded by the market and corresponds to the value system of the person, desires and sense which he invests in the activity. The tool and methodology are in the early stages of development and has been used by 50 people so far. The authors are looking for the most effective version of the tool for further work and validation.

Keywords: rnreer guidance, self-determination, values, I-concept, business model, labor market, product creation, design thinking, tool.

УДК 159.99

В то время, когда новые профессии и специализации появляются каждый год, когда требования к сотрудникам возрастают, а темп работы, ожидаемая эффективность и результативность только растут, то есть в наше с вами время, как никогда актуальны эффективные, результативные, а также удобные и доступные методы профессионального самоопределения. Ведь если мы вкладываем столько времени и усилий в определенную деятельность, хочется, чтобы она была "той самой" или максимально к ней приближенной, а также востребованной на рынке.

В момент определения профессионального направления абитуриентом вуза, зрелым человеком, меняющим сферу деятельности, или школьником со взглядом в будущее, возникает проблема выбора: как выбрать направление или профессию, которая будет востребована на рынке, принесет определенный доход, будет соответствовать ценностям и мировоззрению и в которой удастся как можно более полно реализовать себя.

Задача является многосоставной и походит на математическое уравнение с большим количеством переменных. Так, нужно в одном решении учитывать, меняющееся во времени положение и востребованность профессии на рынке труда, личные качества принимающего решение, его ценности и смысл, который он вкладывает в деятельность, а также возможность реализоваться в выбранном направлении и готовность совершать определенные действия и прилагать усилия.

Приверженцы гуманистической психологии, которые назвали бы такое решение путем к самоактуализации [3, с. 213], вернее всего добавили бы, что очень важным является именно самостоятельно принятое решение, а не навязанное со стороны, пусть даже учитывающее больше факторов.

Так, во время изучения данной проблемы, появилась гипотеза, что методика, позволяющая человеку прийти к более осознанному профессиональному самоопределению, которая выполняется человеком самостоятельно с минимальным вмешательством помогающего специалиста может быть разработана. При этом она поможет учесть рыночное положение профессии или деятельности, личность человека, его возможный путь к реализации себя в этой деятельности.

С этой гипотезы началась разработка инструмента профессионального самоопределения "Чистый Лист".

Начать следует с того, почему Чистый Лист — это именно инструмент. Инструмент предполагает, что им можно решать разные виды задач и различными способами. Также инструмент предполагает наличие какой-либо формы, будь то молоток, веб-приложение или метафорические карты. В нашем случае это лист А3 или 4 листа А4 со структурой в виде 4-х частей и 13 блоков. Идея создания именно визуального инструмента с упором на рыночные отношения в модель профессионального самоопределения пришла во время прочтения книги А. Остервальдера [4, с. 50] о бизнес-моделях. Он предлагает визуальный бизнес-шаблон, который при его заполнении отражает бизнес-модель компании и ее положение на рынке, отношения с партнерами и клиентами, необходимые ресурсы, затраты, доходы и так далее.

Если представить человека-профессионала как проект и создать для него бизнес-модель, она также может отражать компоненты из модели Остервальдера. Главное отличие Чистого Листа от модели Остервальдера в том, что модель человека должна учитывать не только потенциальных клиентов, то есть рынок, но и самого человека, смысл, который он вкладывает в деятельность, его ценности, его отличия. Также Чистый Лист предполагает наличие этапа, который соединяет эти две переменные, рынок и личность человека, — Контакт. Этот этап сделан для того, чтобы найти решение, которое удовлетворит и рынок, и личность, и наметит путь реализации этого решения.

Итак, как выглядит процесс работы с инструментом:

1. Сначала человек формирует идеал "Я-профессионального" через описание конкретных людей и их конкретной проблемы в части Мир. Таким образом, идеал "Я-профессионального" — это я, который умеет решать конкретную проблему конкретных людей. В части Мир 3 блока: носитель проблемы, проблема, контекст.

2. Далее клиент описывает "Я-реальное" в части Я. Основа для описания себя взята из нейро-логических уровней Дилтса [1, с. 77]. В блоке Я 3 блока: смысл, ценности, моё отличие.

3. В завершении клиент в части Контакт выстраивает путь от "Я-реального" к идеалу "Я-профессионального".

4. Каждый блок заполняется путем ответа на вопросы, раскрывающие суть блока. В каждом блоке в среднем 4 вопроса. После заполнения каждого блока клиент самостоятельно подводит итоги по своим ответам.

5. Также подводятся общие итоги по части Мир и части Я. После заполнения части Контакт, клиент формирует Предложение миру. Отвечает на вопрос: какую проблему он решит и для чего это нужно, каким образом он это сделает и почему именно он должен это сделать. Это центральный вопрос инструмента, ответив на все предыдущие, клиент обладает достаточной информацией, чтобы ответить на этот.

6. В процессе работы с инструментом клиент имеет возможность самостоятельно увидеть наличие дезинтеграции смысла жизни [2]. Также определенная структура инструмента предполагает внутреннюю ответственность, другими словами интернальный контроль в области достижения "Я-профессионального" [4, с. 68].

Работа с инструментом по текущей методике занимает 2-3 часа. Возможна работа один на один и в группах онлайн и офлайн. Был опыт проведения методики вплоть до 18 человек одновременно. Даже в таком случае клиенты отмечали положительный результат для себя.

Если говорить о результатах. На данный момент мы тестируем различные версии инструмента и различные методики его использования. В этом случае собираем скорее качественную связь, чем количественную.

Так, например, некоторые из отзывов клиентов, работавших с инструментом:

- Чистый Лист не займёт роль универсальной таблетки, которая вызывает кардинальные изменения в жизни. Он позволит найти то самое ядро личности, опираясь на которое можно найти практически неограниченной потенциал. Ядро, оперевшись на которое, можно оградить себя от выгорания, от скуки, от нереализованности, от чувства проживания чужой жизни (Магистрант факультета психологии).

- Помогает разложить по полкам, с кем ты хочешь работать и что именно ты хочешь предложить им. Получается некая гармония (Руководитель отдела продаж частной компании).

- Толковая методика, направленная на актуализацию и артикуляцию своих жизненных задач, способствующую самоопределению (Преподаватель университета).

- Инструмент для поиска себя. Поможет сформулировать свое предложение миру. Найти нишу, в которой хочешь развиваться (Школьник).

- Очень полезная методика, помогает прочистить мысли в голове и утвердиться в правильности выбора своей профессии или определить, куда человек хочет двигаться, чтобы выбрать нужную профессию и как ее выбрать. Определенно стоит потратить на Чистый Лист время и силы, особенно если не можешь найти свою профессию или сомневаешься в нынешнем выборе (Логопед).

- Отличный инструмент при сомнениях и неуверенности (Дизайнер).

При сборе обратной связи собирался также маркетинговый показатель NPS. Это ответ на вопрос, насколько вероятно, что клиент порекомендует пройти данную методику своим друзьям / коллегам / знакомым от 0 до 10, где 0 — абсолютно не порекомендую и 10 — точно порекомендую. Средний ответ на 52 человека, заполнивших обратную связь, = 8,2.

Инструмент разрабатывается таким образом, чтобы быть эффективным и доступным для клиента, а также удобным для помогающего специалиста.

Эффективный: не про профессии, а про проблемы, основан на принципах рыночной экономики; разработан не для специалиста, а в первую очередь для клиента; при небольшом количестве времени клиенты получают весомый и прогнозируемый результат; в разработке применяются принципы дизайн-мышления и бизнес-моделирования.

Доступный: инструмент может быть адаптирован для самопомощи; инструмент может быть адаптирован для работы онлайн через компьютер и смартфон; можно пользоваться инструментом самостоятельно, один на один со специалистом или в группе.

Удобный для специалистов: легок в освоении специалистом; специфика работы предполагает снижение сопротивления и фокусировку клиента; может быть адаптирован по желанию специалиста; клиент и специалист после совместной работы получают сухой остаток — материал, написанный в блоках Чистого Листа и с ним можно работать дальше; инструмент может быть использован как диагностический; вероятность формирования интроектов у клиента снижена.

Инструмент будет разрабатываться и дальше в указанном направлении.

Список литературы / References

1. Дилтс Р., Делозье Д. НЛП-2: Поколение NEXT: пер. с англ. Спб: Питер, 2012. 320 с.

2. Карпинский К.В. Взаимосвязь дезинтеграции смысла жизни с переживанием личностного кризиса // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. С. 3-27.

3. МаслоуА. Мотивация и личность: пер. с англ. 3 изд. Спб: Питер, 2014. 400 с.

4. Остервальдер А., Пенье И. Построение бизнес-моделей: Настоящая книга стратега и новатора: пер. с англ. 9-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2019. 288 с.

5. Реан А.А. Психология личности. Спб: Питер, 2016. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.