УДК 316.334.3
Оригинальная научная статья
DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-6-130-148
CC BY-NC 4.0
ИНСТИТУТЫ устойчивого развития промышленных предприятии
РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
3'
О.Р.Гараев1
e-mail: [email protected] ORCID 0009-0000-8078-0630, eLibrary SPIN: 8347-8791, Author ID: 1136862
Автономное некоммерческое общество «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда», адрес: 123022, Россия, г. Москва,ул. Сергея Макеева, д. 13
Поступила в
редакцию
19.10.2024
Поступила
после рецензирования
29.11.2024
Принята к публикации 06.12.2024
Аннотация. Промышленный сектор является сегментом экономической системы, вносящим наиболее весомый вклад в формирование валового внутреннего продукта (ВВП). Однако, в современных экономических условиях в связи с ограничениями, связанные с покупкой технологических мощностей и высокой кредитной ставкой, предоставляемой банками производственным предприятиям, продуцирующих рост себестоимости выпускаемой продукции появляется необходимость в формировании институтов устойчивого развития
Цель статьи формирование механизмов и институтов устойчивого развития промышленных предприятий региона с учетом сложившегося опыта в промышленном секторе и современными аспектами функционирования российской экономики. Предмет исследования - особенности развития и регулирование дея-тельност и промышленных предприят ий Орловской област и.
Методологической основу представили концепции устойчивого развития промышленных региональных предприятий российских и зарубежных ученых. На основе статистических и оценочных данных проведен анализ влияния валовой добавленной стоимости на развитие промышленных предприятий Орловской облат и. Обзор, обобщение и сравнение мет одических подходов к оценке результативности развития регионального промышленного сектора позволил сформулироват ь конкретные предложения по реализации региональной плат -формы «Покупай сырье в регионе».
Конкретизация методического аспекта базируется на использовании следующих методах: оценка статистических данных, анализ, классификация мер поддержки, конкретизация, изучение методической литературы и систематизация практического опыта развития промышленных предприятий позволили сформулировать принципы и механизмы реализации регионального проекта в Орловской области «Энергоэффективность инфраструктуры предприятий региона».
Результаты исследования представляют интерес и могут быть использованы при разработке региональной стратегии устойчивого развития и программ по выполнению стратегических государственных задач. Реализация предложенных проектов будет способствовать увеличению валового регионального продукта при реализации проектов «Энергоэффективность инфраструктуры предприятий региона» и региональной платформы, способствующей росту продаж сырья в регионе и оптимизирующего региональные логистические цепочки.
Ключевые слова: валовая добавленная стоимость, промышленные предприятия, механизмы поддержки, регион, обрабатывающие производство, кла-ст ер, уст ойчивое развит ие
Информация о финансировании: данное исследование выполнено без внешнего финансирования.
Для цит.: Гараев О.Р. Институты устойчивого развития промышленных предприятий российских регионов: механизмы и инструменты// Среднерусский вестник общественных наук. - 2024. - Том 19. - №6. - С. 130-148. 001:10.22394/2071-2367-2024-19-6-130-148. - БОИ: ЖШАБ.
© Гараев О.Р., 2024
Original article
INSTITUTIONS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN RUSSIAN REGIONS: MECHANISMS AND INSTRUMENTS
O.R. Garaev1
e-mail: [email protected] ORCID 0009-0000-8078-0630, eLibrary SPIN: 8347-8791, Author ID: 1136862
1 Non-Commercial Society 'Federal Competence Center in Labor Productivity" (Russian Federation, Moscow)
Received 19.10.2024
Revised 29.11.2024
Accepted 05.12.2024
Abstract. The industrial sector is a segment of the economic system that makes the most significant contribution to the formation of the gross domestic product (GDP). However, in modern economic conditions, due to restrictions associated with the purchase of technological capacities and high interest rates provided by banks to manufacturing enterprises that produce an increase in the cost of manufactured products, there is a need to form institutions for sustainable development.
The purpose of the article is to form mechanisms and institutions for the sustainable development of industrial enterprises in the region, taking into account the established experience in the industrial sector and modern aspects of the functioning of the Russian economy. The subject of the research is the features of development and regulation of the activities of industrial enterprises in the Orel region.
The methodological basis was presented by the concepts of sustainable development of industrial regional enterprises of Russian and foreign scientists. Based on statistical and estimated data, an analysis of the impact of gross added value on the development of industrial enterprises in the Orel region was carried out. Review, generalization and comparison of methodological approaches to assessing the effectiveness of the regional industrial sector development allowed us to formulate specific proposals for the implementation of the regional platform "Buy raw materials in the region"
The specification of the methodological aspect is based on the use of the following methods: assessment of statistical data, analysis, classification of support measures, specification, study of methodological literature and sys-tematization of practical experience in the development of industrial enterprises allowed us to formulate the principles and mechanisms for implementing the regional project in the Orel region "Energy efficiency of the infrastructure of regional enterprises".
The results of the study are of interest and can be used in developing a regional strategy for sustainable development and programs for the implementation of strategic state tasks. The implementation of the proposed projects will contribute to an increase in the gross regional product during the implementation of the projects "Energy efficiency of the infrastructure of regional enterprises" and the regional platform, promoting the growth of raw materials sales in the region and optimizing regional logistics chains.
Keywords: gross value added, industrial enterprises, support mechanisms, region, manufacturing, cluster, sustainable development
Funding information: the study was done by the author without external funding.
For citations: Garaev, O.R. (2024) Institutions for sustainable development of industrial enterprises in Russian regions: mechanisms and instruments. Central Russian Journal of Social Sciences. Volume 19, no.6, P.130-148. DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-6-130-148. -EDN:NZIUAE.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия развития экономики создают ряд вызовов, оказывающих влияние на промышленные предприятия и способствующих ослаблению устойчивого развития их производственных систем. Первый вызов имеет внутренний характер и связан с увеличением себестоимости продукции, производимой промышленными предприятиями. Основной причиной этого является высокий уровень промежуточного потребления на этапе производства. Например, в 2022 году было установлено, что обрабатывающие производства Орловской области тратят 2,5 рубля на затраты на 1 рубль выпущенной продукции. При этом 84 % промежуточного потребления в обрабатывающей промышленности Орловской области составляют затраты на сырьё, материалы и другие комплектующие, что не компенсируется государственными программами (Родионова, 2010). Второй вызов заключается в отсутствии региональных коопераций для закупки сырья. В данном контексте речь идет не о закупках крупных объемов сырья производителями региона, а о необходимости создания платформы для региональных закупок, в рамках которой приоритет отдается местным поставщикам (Фоминых, 2021). Третий вызов заключается в отсутствии энергоэффективной политики на промышленных предприятиях, что создает двойную проблему. Во-первых, многие предприятия сталкиваются с нехваткой необходимых энергетических мощностей, что связано с устаревшей инфраструктурой в регионе. Во-вторых, сами предприятия не инвестируют ресурсы в повышение энергоэффективности. Эти вызовы препятствуют устойчивому развитию промышленных предприятий в регионе. Для снижения значимости указанных проблем необходимо провести исследование, позволяющее структурировать опыт зарубежных и российских специалистов, а также изучив современные механизмы и институты, разработать платформу для устойчивого развития промышленных предприятий в названной области.
Цель данного исследования заключается в разработке механизмов и институтов устойчивого развития промышленных предприятий российского региона.
Дифференциация нижеследующих задач позволит сформировать универсальный набор механизмов, способствующих укреплению промышленного сектора:
- рассмотреть понятие «устойчивое развитие» промышленных предприятий региона;
- изучить влияние валовой добавленной стоимости на устойчивое развитие промышленных предприятий региона;
- выявить современные механизмы устойчивого развития промышленных предприятий региона;
- предложить механизмы и институты, способствующие устойчивому развитию промышленных предприятий региона.
Полученные результаты позволят комплексно рассмотреть вопросы устойчивого развития в контексте региональной экономики и предоставить рекомендации органам власти, направленные на эффективное реагирование на возникающие вызовы.
Для выявления проблем устойчивого развития промышленных предприятий будут использованы статистические методы исследования, основанные на базах данных Территориального орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.
Методология. Для исследования поставленных задач будет осуществлен подробный анализ актуальности и надежности данных. Для выявления особенностей понятия «устойчивое развитие» промышленных предприятий региона акцент будет сделан на методах обобщения, основанных на научном опыте российских и зарубежных исследователей. В этом контексте будут применены методы классификации понятийного аппарата, ассоциативного анализа, теоретиза-ции и формализации выводов. Анализ влияния валовой добавленной стоимости на устойчивое развитие потребует выделения ключевых факторов, влияющих на конечный результат, с использованием методов анализа и оценки данных. Для выявления современных механизмов устойчивого развития промышленных предприятий региона предполагается использовать методы группировки, синтеза научного опыта и установления причинно-следственных связей. Формирование предложений по механизмам и институтам устойчивого развития будет основываться на вариативных инструментах, таких как моделирование, систематизация и графическое представление информации.
Результаты. Устойчивое развитие является многогранной концепцией. По мнению Д. И. Ряховского, устойчивое развитие - это процесс, который нацелен на сохранение достигнутых результатов и их умножение под воздействием внешних и внутренних факторов (Ря-ховский, 2010). Данное определение основывается на факторном анализе, который способствует усилению роли системы за счет выявления объективных предпосылок современного общественного устройства. При анализе научной проблематики в контексте данного
определения важно отметить, что факторизация устойчивого развития промышленных предприятий региона представляет собой набор условий, необходимых для достижения поставленных целей. Внешние факторы устойчивого развития промышленных предприятий (Галичкин, 2016) в целом и в достаточно формализованной форме описаны в Стратегии устойчивого развития до 2030 года (цели устойчивого развития ООН).
Таблица 1 - Понятие «устойчивое развитие» в исследованиях зарубежных и российских авторов
Table 1 - The concept of "sustainable development" in the research of foreign and Russian authors
Критерии Характеристика Авторы
Факторный анализ Это длительный процесс, который направлен на сохранение имеющихся в системе результатов и приумножении их под влиянием внешних и внутренних факторов Ряховский Д.И.
Показательная оценка Сбалансированный рост ключевых показателей, отражающих количественные изменения и обеспеченность ресурсами в долгосрочном периоде Торик Н.Ю.
Механизмы и институты Поэтапное наращивание материальных ценностей за счет создания, доступа и использования современных механизмов и институтов развития Feas E.
К внешним факторам, которые относятся к устойчивому развитию промышленных предприятий, следует отнести:
- содействие устойчивому экономическому росту и производительной занятости;
- создание инфраструктуры (в том числе устойчивой индустриализации и инноваций);
- обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства (Соселия, 2009).
Рассмотренные внешние факторы коррелируются с предложенным Сыздыковой Э.Ж.: построением современной инфраструктуры, выделением государственной помощи промышленным предприятиям, поступательным повышением заработной платы работников производства (Сыздыкова, 2023).
Несмотря на анализ, проведенный Сыздыковой Э.Ж., вопрос о влиянии повышения заработной платы работников производства на повышение устойчивости промышленных предприятий в регионе остается дискуссионным. Комаревцевой О.О. (Komaгevtseva, 2017) отмечается, что в условиях технологизации регионов и муниципальных территорий увеличение заработной платы для работников производства может привести лишь к временным приростам производительности труда. Более того, для экономики это означает рост инфляции, а для предприятия - увеличение себестоимости продукции (Komaгevtseva, 2017). С учетом вышеизложенного нельзя утверждать, что повышение производительности труда является гарантией устойчивого развития промышленных предприятий в регионе.
По мнению Н. Ю. Торик, устойчивое развитие представляет собой сбалансированный рост основных показателей, которые отражают количественные изменения и доступность ресурсов в долгосрочной перспективе (Торик, 2024). Устойчивое развитие промышленных предприятий основывается на двух ключевых направлениях: обеспечении ресурсов в отрасли и повышении показателей промышленного сектора. Обеспеченность ресурсами в промышленности достигается благодаря государственной поддержке, включая предоставление субсидий и грантов, а также контролю за валовой добавленной стоимостью. Валовая добавленная стоимость является показателем, который характеризует объем продукции, произведенной в регионе, за вычетом промежуточного потребления. Увеличение промежуточного потребления приводит к снижению валовой добавленной стоимости региона (Малышева, 2015). Промышленные предприятия, особенно в обрабатывающем секторе, играют ключевую роль в формировании валовой добавленной стоимости на уровне региона. Так, в Орловской области валовая добавленная стоимость за 2022 год составила 39 миллиардов рублей при общем выпуске продукции и услуг в размере 128 миллиардов рублей, а промежуточное потребление составило 88 млрд рублей. Большую долю в промежуточном потреблении занимала статья «стоимость сырья, материалов и прочих комплектующих», составляющая 84 %, в то время как расходы на оплату услуг сторонних организаций составили 9 % (рис. 1).
Важным аспектом исследования промежуточного потребления является анализ затрат на производство продукции обрабатывающих предприятий. По данным, собранным территориальной службой статистики Орловской области, обрабатывающие производства региона расходуют 2,5 рубля затрат на каждый рубль выпускаемой продукции.
■ Стоимость сырья, материалов и прочих комплектующих
■ Расходы по оплате услуг сторонних организаций
■ Топливо
■ Электроэнергия
■ Аренда
Рисунок 1 - Структура промежуточного потребления в Орловской области за 2022 год
Figure 1 - The structure of intermediate consumption in the Orel region for 2022
К примеру, в сельском хозяйстве Орловской области затраты на 1 рубль выпускаемой продукции составляют 0,06 рубля1. Выделяя данную проблематику, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области проводит исследование расчета валовой добавленной стоимости в целом и промежуточного потребления в частности для 60 крупных и средних предприятий обрабатывающего комплекса региона. Однако в этом процессе не учитывается и не прогнозируется количество предприятий, которые будут включены в расчеты в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Статистика основана на собранной базе данных, которая представляет собой выборку наиболее крупных субъектов бизнеса в регионе.
Анализ устойчивого развития промышленных предприятий показывает, что текущий подход является недостаточным (рис. 2).
Во-первых, он приводит к неполному статистическому набору данных, что свидетельствует об отсутствии достоверной информации. В результате этой проблемы возникает барьер для прогнозирования валовой добавленной стоимости в регионе и разработки мероприятий по снижению промежуточного потребления в обрабатывающих производствах.
1 Валовой региональный продукт. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. - URL: https://57.rosstat.gov.ru/vrpr (дата обращения: 01.12.2023 года).
В рамках выделенной проблематики следует отметить, что в настоящее время в региональной статистике отсутствует полная информация о формировании и прогнозировании добавленной стоимости и промежуточного потребления предприятий обрабатывающей промышленности Орловской области. Это подчеркивает необходимость анализа устойчивого развития промышленных предприятий региона с учетом данной проблемы, а также ориентирования на механизмы и институты, способствующие сбалансированному росту указанных показателей.
57 предприятий включены в расчет, в 2028-2030 годы прирост по указанным предприятиям составит 3,5 % (или 13 млрд рублей)
29 предприятий
включены в расчет, в 2025-2027 годы
прирост по указанным предприятиям составит 3,1 % (или 11,6 млрд рублей)
60 предприятий включены в расчет 2023 года
Рисунок 2 - Прогноз роста валовой добавленной стоимости региона за счет роста численности МСП (2024-2030 годы)
Figure 2 - Forecast of gross value added growth in the region due to the growth of the number of SMEs (2024-2030)
Поиск новых инструментов и механизмов устойчивого развития промышленных предприятий исследуется и зарубежными исследователями. В работе Е. Феас устойчивое развитие определяется как поэтапное наращивание материальных ценностей посредством создания, доступа и использования современных механизмов и институтов развития (Feas, 2023). Устойчивое развитие промышленных предприятий региона в первую очередь требует наличия механизмов, направленных на удовлетворение и замещение основных потребностей производителей. Существенно облегчает понимание, представленное в таб. 2 взаимодействие институтов, применяемых инструментов, используемых механизмов формирования устойчивого развития орловских промышленных предприятий (табл. 2).
Таблица 2 - Взаимодействие институтов, применяемых инструментов, используемых механизмов формирования устойчивого развития промышленных предприятий региона
Table 2 - Interaction of institutions, applied tools, used mechanisms for the formation of sustainable development of industrial enterprises in the region
Механизм
1. Финансовый механизм, направленный на развитие и поддержку промышленных предприятий за счет распределения средств государственной поддержки
Инструмент Инст итут
Программы по выдачи займов АНО «Фонд развития промышленности»
Специальный инвестиционный контракт (СПИК) Минпромторг
Совместные займы ФРП с РФРП по программе «Комплектующие изделия» АНО «Фонд развития промышленности»
Программа покрытия до 80 % фактически понесенных затрат при транспортировке промышленной продукции РЭЦ
Программа компенсации части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции РЭЦ
2. Адресный механизм, направленный на реализацию оптимизационной и проектной помощи субъектам среднего и крупного обрабатывающего сектора
Инструмент Инст итут
Национальный проект «Производительность труда» АНО «ФЦК», АНО «РЦК» (в зависимости от региона)
3. Экспортный механизм, направленный на создание условий по поставке промышленных товаров на международный рынок
Инструмент Инст итут
Право вывоза товаров в ближнее зарубежье, ввоз продукции без маркировки, право ввоза товара иностранного производства без согласования с правообладателями и т. д. Минпромторг РФ
Послепродажное обслуживание промышленной продукции РЭЦ
4. Институциональный механизм, направленный на создание электронной инфраструктуры и обеспечение ею промышленных предприятий
Инструмент Институт
Кластерная инвестиционная платформа (КИП), ГИСП Минпромторг РФ
В табл. 2 представлены ключевые механизмы и институты устойчивого развития промышленных предприятий региона. На сего-
дняшний день в качестве институтов устойчивого развития промышленных предприятий региона выступают Минпромторг РФ, АНО «Фонд развития промышленности», АНО «ФЦК», АНО «РЦК», РЭЦ. Сгруппированная автором статьи система механизмов ориентирована на реализацию направлений, обеспечивающих устойчивое развитие промышленных предприятий региона. Финансовый механизм используется как мера государственной поддержки, направленная на развитие и поддержку промышленных предприятий за счет распределения денежных средств. Распределение денежных средств осуществляется по статьям, четко оговоренным в законодательных актах институтов, выдающих финансовую помощь промышленным предприятиям. Финансовые механизмы реализуются через следующие инструменты: программы по выдаче займов, заключение специальных инвестиционных контрактов, совместные (межинституционнальные) займы на поддержку комплектации и выпуска продукции, программы компенсации затрат на выпуск ключевых товаров промышленных предприятий.
В целом финансовый механизм является наиболее востребованным среди промышленных предприятий региона. Хотелось бы отметить, что в большей степени финансовый механизм влияет не на развитие, а на обеспечение промышленных предприятий региона.
Использование адресного механизма предполагает реализацию мероприятий, направленных на оптимизацию производственных процессов и осуществление проектной деятельности на промышленных предприятиях. Адресный механизм функционирует как система мер нефинансового характера и основан на развитии сотрудников промышленных предприятий региона через обучение, реализацию проектной деятельности и подготовку команд по производственной оптимизации. Данный механизм применяется в рамках национального проекта «Производительность труда». По итогам 2024 года 46 предприятий в Орловской области стали участниками данной меры поддержки с общей выручкой свыше 56 млрд рублей, при этом экономический эффект составил 534 млн рублей. Несмотря на успехи, большинство промышленных предприятий региона сталкиваются с трудностями в получении данной государственной поддержки из-за высоких требований для участия в ней.
Экспортный механизм направлен на создание условий для промышленных предприятий по поставке товаров на международный рынок и реализуется как через финансовые, так и через институци-
ональные инструменты. Взаимосвязь между экспортным и финансовым механизмами проявляется в форме компенсационных мер, направленных на софинансирование части затрат производств. Эти механизмы включают обучение и поддержку выхода на международные рынки. Однако реализация инструментов экспортного механизма происходит формализованно и не оказывает комплексного влияния на устойчивое развитие промышленных предприятий.
Институциональный механизм является наименее развитым в российском реальном секторе, несмотря на наличие множества институтов, задействованных в организации государственной поддержки. Он охватывает процессы, направленные на создание и обеспечение электронной инфраструктуры предприятий. На текущий момент развитие институциональных механизмов является основой для создания кластерной инвестиционной платформы (предоставляющей налоговые льготы и предпочтительные ставки) и государственной информационной системы промышленности (обеспечивающей взаимодействие между предприятиями и государством). В то же время данный механизм в значительной степени сводится к финансовому, поскольку включает инструменты бюд-жетно-экономического характера.
Следовательно, несмотря на разнообразие механизмов и институтов, государственная поддержка в области устойчивого развития промышленных предприятий региона в основном ориентирована на финансирование мероприятий и получение займов. Вопросы, связанные с регулированием промежуточного потребления производственных предприятий, не находят отражения в исследованиях и практической деятельности. Поэтому необходимо дополнительно проработать аспекты формирования механизмов и институтов для обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий региона.
В качестве механизма устойчивого развития промышленных предприятий региона следует предложить формирование региональной программы «Покупай сырье в регионе» (далее - Региональная программа). Представленный механизм устойчивого развития косвенно рассматривался как в зарубежных, так и российских исследованиях. Так, авторы Ван Ц., Чжан Ю., Ма К. (Wang Q., 2024) предлагали сформировать систему регионального протекционизма, в которой будут использовать ресурсы, выращенные или полученные в рамках локальной территории. Данная идея прорабатывалась, но не была закончена в статьях российских исследователей
Бутко Г.П., Мехренцев А.В., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. (Бутко Г.П., 2022), которые предлагали сформировать систему кластерного использования региональных ресурсов для инновационного развития производственных предприятий. На основе обобщения данного опыта и проблем устойчивого развития промышленных предприятий, предлагаем использовать Региональную программу, направленную на установление эффективного взаимодействия между промышленными предприятиями региона с целью снижения их промежуточного потребления в разрезе валового регионального продукта. Региональная программа должна быть реализована в рамках нескольких этапов:
1. Проведение анализа потребностей регионального рынка промышленных предприятий. На данном этапе предполагается провести оценку потребностей региональных предприятий в технологиях, сырье и материалах, влияющих на промежуточное потребление. Результатом анализа выступает формирование пула доступных ресурсов, возможностей производства и поставок в регионе.
2. Формирование стратегии по расширению доли местного сырья в региональном промышленном производстве. На данном этапе предполагается определить цели, задачи и инструменты по увеличению доли местного сырья в промышленном производстве до 2027 года. Результатом формирования данной стратегии выступает проработка механизмов стимулирования местных производителей сырья для поставки ресурсов промышленным предприятиям региона.
3. Создание курирующего центра по координации производителей ресурсов и промышленных предприятий. В разрезе данного этапа формируется институт - курирующий центр координации взаимодействия между всеми заинтересованными лицами системы предоставления местного сырья региональным промышленным предприятиям. Результатом данного этапа выступает формирование управляющей структуры с проработкой ролей и обязанностей по участию во взаимодействии для всех участников, включая государственные органы, бизнес и научные учреждения.
4. Разработка региональной программы «Покупай сырье в регионе», включающей формы государственной поддержки, направленные на выдачу промышленным предприятиям региона займов по сниженной ставке на закупку технологии, оснастки или
сырья. Для вступления в программу курирующий центр будет предоставлять консультационные услуги промышленным предприятиям по вопросам бизнес-планирования и сертификации продукции. Результатом программы должно стать снижение уровня промежуточного потребления промышленных предприятий.
5. Разработка платформы взаимодействия местных производителей сырья и региональных промышленных предприятий. Для этой цели предполагается создать онлайн-платформу для обмена информацией и ресурсами между участниками взаимовыгодного сотрудничества по вопросам обмена и потребления ресурсов. Результатом работы онлайн-платформы станет установление сотрудничества промышленных предприятий с местными производителями, а также снижение уровня промежуточного потребления в разрезе региона.
Следующим механизмом выступает расширение направлений компенсации затрат на выставки промышленных предприятий, предоставляемые Региональным экспортным центром. Для реализации данного механизма предполагается провести исследование потребностей конкретных групп промышленных предприятий (в основном малого и среднего бизнеса) в компенсации затрат на проведение выставок как внутри страны, так и за рубежом (Miгoudot, 2022). Затем на основе регулирования показателя «объем выпуска продукции» предлагать промышленным предприятиям региона различные меры поддержки, направленные на развитие сбыта. В разрезе данного механизма должна вестись постоянная работа по мониторингу результатов от выделенных государственных мер, заключенных договоров в разрезе проведенных выставок и роста сбытовой политики промышленных предприятий.
Заключительным механизмом и институтом устойчивого развития промышленных предприятий региона выступает проработка регионального проекта «Энергоэффективность инфраструктуры предприятий региона» (далее - Региональный проект). Региональный проект направлен на анализ уровня потребления электроэнергии промышленными предприятиями и создание финансовых механизмов, стимулирующих более рациональное потребление среди субъектов крупного и среднего бизнеса. В рамках Регионального проекта предполагается определить ключевые проблемы и ограничения, с которыми сталкиваются предприятия обрабатывающей промышленности в области энергосбережения.
Проведенный анализ позволяет установить цели Регионального проекта по снижению энергоемкости и повышению энергетической эффективности промышленных предприятий региона. Цели Регионального проекта позволят выработать перечень направлений, подлежащих возмещению, определить механизм финансовой поддержки энергоэффективных контрактов, а также дополнить региональную нормативно-правовую базу в области энергоэффективности промышленных предприятий.
Обсуждение. В представленном исследовании были выделены ключевые механизмы и институты устойчивого развития промышленных предприятий, соответствующие требованиям регионального развития. Однако еще остается открытым вопрос о федеральной помощи и возмещении финансовых затрат, связанных с оптимизацией промежуточного потребления на уровне промышленных предприятий региона. Кроме того, важно детализировать роль территориального органа государственной статистики в расчете показателя «валовая добавленная стоимость» и определить, какую роль играют промышленные предприятия региона в формировании этого показателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по формированию механизмов и институтов устойчивого развития промышленных предприятий региона привело к следующим выводам:
1. Понятие «устойчивое развитие» промышленных предприятий региона имеет свои особенности. Оно определяется наличием внутренних и внешних факторов, способствующих сохранению существующих результатов системы. К таким факторам относятся: развитие современной инфраструктуры, выделение государственной помощи предприятиям и повышение уровня заработной платы работников производства. Последний аспект является спорным, поскольку рост заработной платы может приводить к инфляции на государственном уровне и повышению себестоимости продукции на уровне предприятия. Следующей важной особенностью является сбалансированный рост показателей, где ключевым индикатором выступает валовая добавленная стоимость, отражающая вклад промышленных предприятий в экономику региона.
2. Влияние валовой добавленной стоимости на устойчивое развитие промышленных предприятий проявляется через объем продукции, произведенной в регионе, за вычетом промежуточного потреб-
ления. Ключевым индикатором для анализа является промежуточное потребление. По данным статистики Орловской области за 2022 год, валовая добавленная стоимость составила 39 млрд рублей, при этом объем продукции и услуг достиг 128 млрд рублей, а промежуточное потребление - 88 млрд рублей. Наибольшую долю в промежуточном потреблении занимает статья «стоимость сырья и материалов» - 84 %, затем следуют «расходы на услуги сторонних организаций» - 9 %. Установлено, что обрабатывающие производства региона тратят 2,5 рубля на 1 рубль выпускаемой продукции. Эта ситуация обусловлена отсутствием учета и прогнозирования промышленных предприятий, влияющих на расчет валовой добавленной стоимости в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах (статистика ведется на основе выборки предприятий). Недостаток надежной информации о промежуточном потреблении существенно снижает значимость государственной поддержки для устойчивого развития промышленных предприятий.
3. Современные механизмы и инструменты устойчивого развития промышленных предприятий региона реализуются через государственные меры поддержки. К основным механизмам можно отнести финансовый, адресный, экспортный и институциональный. В основе этих инструментов лежит финансовая поддержка государства, предоставляемая через займы, компенсацию затрат на выпуск продукции и реализацию проектной деятельности. Для достижения устойчивого развития требуется наличие детализированных механизмов, поддерживающих институты устойчивого развития.
4. В качестве механизма и института устойчивого развития промышленных предприятий можно выделить:
- региональную программу «Покупай сырье в регионе», направленную на создание курирующего центра и механизма взаимодействия местных сырьевых производителей с промышленными предприятиями региона;
- механизм компенсации затрат на участие в выставках с долгосрочным мониторингом результатов использования государственных средств и анализа роста сбытовой политики предприятий;
- региональный проект «Энергоэффективность инфраструктуры предприятий региона», направленный на снижение затрат и более эффективное потребление электроэнергии промышленными предприятиями региона.
Список литературы:
1. Бутко Г.П., Мехренцев А.В., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Инновационные кластеры по рациональному использованию сырья на уровне региона // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2022. - № 6 (390). - С. 609-613. DOI: 10.55186/25876740_2022_65_6_609. EDN: LREJPA
2. Галичкин А.Е. Государственная поддержка промышленных предприятий на федеральном и региональном уровне // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 3. - С. 14-18. EDN: WKPKMZ.
3. Сыздыкова Э.Ж. Валовая добавленная стоимость: влияние экстенсивных факторов на примере численности занятого в экономике населения //Bulletin of Karaganda University. Economy Series. - 2023. - Т. 106. - № 2. - С. 302-312. DOI: 10.31489/2021ec2/302-312 EDN: OBLART.
4. Малышева О.О. Валовая добавленная стоимость как основополагающий показатель при мониторинге социально-экономического развития территории (на примере республике Мордовия) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 4 (9). - С. 200-208. EDN: VBDBJJ.
5. Родионова ОА., Борхунов Н.А., Гришкина С.Н. Валовая добавленная стоимость в системе показателей оценки воспроизводства и эффективности сельского хозяйства// Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 12. - С. 71-77. EDN: NECADR.
6. Ряховский Д.И. Инвестиционная поддержка промышленных предприятий в современных условиях // Вестник университета. -2010. -№ 36. -С. 48-54. EDN: STVSCV.
7. Соселия В.В. Механизмы финансовой поддержки развития инновационного предпринимательства промышленных предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2009. - № 4 (81). - С. 166-173. EDN: KXWXOH.
8. Торик Н.Ю. Государственная поддержка инновационной деятельности промышленных предприятий в России: перспективы развития // Информационные войны. - 2024. - № 4 (72). - С. 55-58. EDN: LGIAIC.
9. Фоминых И.А. Государственное регулирование и поддержка промышленных предприятий обрабатывающих отраслей (на
примере Кировской области)//Вектор экономики. - 2021. -№12 (66). EDN: LZTHWB.
10. Feás E. Decomposition of value added in gross exports: a critical review // Applied Economic Analysis. - 2023. - Vol. 31. - no. 93. -P. 182-198. DOI: 10.1108/aea-11-2022-0300. EDN: CCIBFC.
11. Komarevtseva O.O. Forming for dynamic measurement of cities' readiness to implement Smart city technologies // Proceedings - 2017 2nd International Ural Conference on Measurements, UralCon 2017. -2017. - pp. 415-420. DOI: 10.1109/URALC0N.2017.8120745. EDN: YCALVR.
12. Miroudot S., Ye M. Decomposing value added in gross exports from a country and bilateral perspective // Economics Letters. - 2022. -Vol. 212. - pp. 110272. DOI: 10.1016/j.econlet.2022.110272 EDN: NYDXLM.
13. Wang Q., Zhang Y., Ma K. Study of the differences in collection scope of raw materials of biomass CHP plants by regional factors // Journal of Environmental Management. - 2024. - Vol. 360. - pp. 121106. DOI: 10.1016/j.jenvman.2024.121106. - EDN: MMJWGT.
Сведения об авторе:
Гараев Олег Равильевич1, старший руководитель проектов
е-mail: [email protected], ORCID 0009-0000-8078-0630, SPIN-код: 8347-8791, Author ID: 1136862
1 Автономное некоммерческое общество «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда», адрес: 123022, Россия, г. Москва,ул. С. Макеева, д. 13
References:
1. Butko, G.P., Mehrencev A.V., Sharapova, V.M., Sharapova, N.V. (2022). Innovacionnye klastery po racional'nomu ispol'zovaniju syr'ja na urovne regiona. Mezhdunarodnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal. no 6 (390), P. 609-613. DOI: 10.55186/25876740_2022_65_6_609. EDN: LREJPA. (In Russ.).
2. Galichkin, A.E. (2016). Gosudarstvennaja podderzhka promyshlennyh predprijatij na federal'nom i regional'nom urovne. Intellekt. Innovacii. Investicii. no.3, P.14-18. EDN: WKPKMZ. (In Russ.).
3. Syzdykova, Je.Zh. (2023) Valovaja dobavlennaja stoimost': vlijanie jekstensivnyh faktorov na primere chislennosti zanjatogo v jekonomike naselenija. Bulletin of Karaganda University. Economy Series. T. 106. no. 2, P. 302-312. EDN: OBLART. (In Russ.).
4. Malysheva, O.O. (2015). Valovaja dobavlennaja stoimost' kak osnovopolagajushhij pokazatel' pri monitoringe social'no-jekonomicheskogo razvitija territorii (na primere respublike Mordovija) Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. no. 4 (9), p. 200-208. EDN: VBDBJJ. (In Russ.).
5. Rodionova, O.A., Borhunov, N.A., Grishkina, S.N. (2010). Valovaja dobavlennaja stoimost' v sisteme pokazatelej ocenki vosproizvodstva i jeffektivnosti sel'skogo hozjajstva. Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. no.12, P. 71-77. EDN: NECADR. (In Russ.).
6. Rjahovskij, D.I. (2010). Investicionnaja podderzhka promyshlennyh predprijatij v sovremennyh uslovijah. Vestnik universiteta. no.36, P.48-54. EDN: STVSCV (In Russ.).
7. Soselija, V.V. (2009). Mehanizmy finansovoj podderzhki razvitija innovacionnogo predprinimatel'stva promyshlennyh predprijatija. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Jekonomicheskie nauki. no.4 (81), P. 166173. EDN: KXWXOH. (In Russ.).
8. Torik, N.Ju. (2024). Gosudarstvennaja podderzhka innovacionnoj dejatel'nosti promyshlennyh predprijatij v Rossii: perspektivy razvitija. Informacionnye vojny. no.4 (72), P. 55-58. EDN: LGIAIC (In Russ.).
9. Fominyh, I.A. (2021). Gosudarstvennoe regulirovanie i podderzhka promyshlennyh predprijatij obrabatyvajushhih otraslej (na primere Kirovskoj oblasti). Vektor jekonomiki. no.12(66). EDN: LZTHWB. (In Russ.).
10. Feâs, E. (2023). Decomposition of value added in gross exports: a critical review. Applied Economic Analysis. Vol. 31. no. 93, P.182-198. DOI: 10.1108/aea-11-2022-0300. EDN: CCIBFC. (In Eng.).
11. Komarevtseva O.O. (2017). Forming for dynamic measurement of cities' readiness to implement Smart city technologies. Proceedings 2nd International Ural Conference on Measurements, UralCon, P. 415-420. DOI: 10.1109/URALCON.2017.8120745 EDN: YCALVR.(In Eng.).
12. Miroudot, S., Ye M. (2022). Decomposing value added in gross
exports from a country and bilateral perspective. Economics Letters.
Vol. 212. p. 110272. DOI: 10.1016/j.econlet.2022.110272.
EDN: NYDXLM. (In Eng.).
13. Wang, Q., Zhang, Y., Ma K. (2024). Study of the differences in
collection scope of raw materials of biomass CHP plants by regional
factors. Journal of Environmental Management. Vol. 360. P. 121106.
DOI: 10.1016/j.jenvman.2024.121106. EDN: MMJWGT. (In Eng.).
About the author:
Oleg R. Garaev1, Senior Project Manager, e-mail: [email protected], eLibrary SPIN: 8347-8791, Author ID: 1136862, ORCID 0009-0000-80780630.
1Autonomous Non-Commercial Society "Federal Competence Center in Labor Productivity" (Russian Federation, Moscow)
Конфликт интересов: автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.
Conflict of interests: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.