Научная статья на тему 'Институты цифровой экономики'

Институты цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2513
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЙ РЫНОК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / ЭЛЕКТРОННО-СЕТЕВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашкин Тимур Владимирович

Проблема развития цифровой экономики и внедрения новых технологий на сегодняшний день является активно обсуждаемой, так как единая теоретико-методологическая база исследования данного феномена только формируется и еще до конца не разработана, что дает толчок к ее глубокому анализу и изучению. В статье рассмотрены электронно-сетевые институты цифрового рынка и предложены рекомендации, направленные на использование и совершенствование информационных технологий в различных предпринимательских сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

The problem of the development of the digital economy and the introduction of new technologies today is actively discussed, as a unified theoretical and methodological basis of the study of this phenomenon only formed and yet to be developed, that gives impetus to its deep analysis and study. The article describes the electron network digital market institutions and offered recommendations for the use and improvement of information technologies in various business areas.

Текст научной работы на тему «Институты цифровой экономики»

10. Томилина Е.П., Глотова И.И. Финансовое планирование в системе обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов // Аграрная наука северокавказскому федеральному округу: материалы 80-й Ежегодной научно-практической конференции. СтГАУ 2015. С. 197-200.

11. Томилина Е.П., Глотова И.И. Финансовая безопасность: оценка и направления укрепления // Аграрная наука, творчество, рост : материалы международной науч.- практ. конф. СтГАУ 2015. С. 361-365.

УДК 338.1

ИНСТИТУТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ромашкин Тимур Владимирович

к.э.н., доцент кафедры экономической теории и национальной экономики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Россия, г. Саратов

Аннотация: Проблема развития цифровой экономики и внедрения новых технологий на сегодняшний день является активно обсуждаемой, так как единая теоретико-методологическая база исследования данного феномена только формируется и еще до конца не разработана, что дает толчок к ее глубокому анализу и изучению. В статье рассмотрены электронно-сетевые институты цифрового рынка и предложены рекомендации, направленные на использование и совершенствование информационных технологий в различных предпринимательских сферах деятельности.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровой рынок, цифровизация, цифровая эпоха, электронно-сетевые институты.

INSTITUTIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Romashkin Timur Vladimirovich

Ph. D, Associate Professor of the Department of Economic Theory and National Economy

Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky Russia, Saratov

Abstract: the problem of the development of the digital economy and the introduction of new technologies today is actively discussed, as a unified theoretical and methodological basis of the study of this phenomenon only formed and yet to be developed, that gives impetus to its deep analysis and study. The article describes the electron network digital market institutions and offered recommendations for the use and improvement of information technologies in various business areas.

Keywords: digital economy, digital market, digitalization, the digital era, e-network institutions.

Цифровизация экономических и производственных процессов становится ключевым фактором конкурентоспособности стран на внутреннем и мировом рынке. В июле 2017 года Правительством России была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики.

Благодаря прорыву в технологиях мир стоит на пороге новой промышленной революции, или «Индустрии 4.0. В отличие от предыдущих индустриальных революций промышленная революция 4.0 развивается не линейно, а по экспоненте. В результате промышленной революции 4.0 основную ценность в нем будут представлять данные, а не продукты. Будет усиливаться влияние промышленного интернета вещей, иногда его еще называют промышленным интернетом - сети физических объектов, платформ, систем и приложений со встроенными технологиями по обмену данных друг с другом, внешней средой и людьми, как определяет его компания Accenture. По ее прогнозу, к 2030 году этот сектор будет добавлять к мировому ВВП $14,2 триллиона (для 20 ведущих экономик мира это плюс 1 % сверх прогнозируемых темпов роста), а количество подсоединенных к сети предметов, по прогнозу IHS, в 2025 году составит 75,4 млрд. [1].

В условиях цифровизации внедряется множество технологических и институциональных инноваций, такие как электронная коммерция, корпоративные базы данных, Интранет и другие. С переходом к новой экономике возникает необходимость иным способом управлять уже существующими институтами или «выращивать» новые [2, с.49]. Цифровая эпоха не только возложила новые обязанности на государство, но и дала новые возможности, реализация которых осуществляется посредством формирования новых, электронно-сетевых институтов. Таковыми, прежде всего, являются электронное правительство, электронная демократия, политический краудсорсинг, политический флеш-моб и другие [3].

Новые возможности прямого общения с народом, общественными организациями, бизнесом, интеллектуальными сетями, внешним миром получили название «электронное правительство».

Одним из крупнейших проектов, реализованных в рамках программы, является сайт по оказанию государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/ru/. Он обеспечивает доступ физическим и юридическим лицам к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг. К наиболее популярным услугам данного сайта относятся: получение и замена паспорта гражданина РФ и загранпаспорта, проверка и оплата штрафов ГИБДД, регистрация по месту жительства или пребывания, подача налоговой декларации, регистрация транспортных средств, проверка налоговых задолженностей, проверка пенсионных накоплений. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации. Место получения услуги определяется наличием самой услуги и условием ее предоставления. Таким образом, данный интернет-портал дает возможность людям быстро, качественно и в любое удобное для них время реализовать их конкретные потребности за счет предоставляемых информационных услуг, и благодаря этому происходит развитие информационного общества в стране.

Следующим глобальным институтом регулирования информационного рынка является электронная демократия - это применение электронных средств связи, прежде

66

всего сети Интернет, для укрепления демократических процессов, устранения недостатков представительной (партийной) демократии. Другими словами, это вовлечение населения во все сферы жизнедеятельности (управление бизнесом, территориями, государством посредством сетевых коммуникаций). Это явление пока находится на этапе становления и является предметом активного обсуждения и деятельности в рамках правительств, групп и общественных структур во всем мире.

На фоне усиливающейся роли социальных сетей и развития информационно-коммуникационных технологий появляются и другие значимые электронно-сетевые институты, к числу которых относится политический краудсорсинг. Это, прежде всего, привлечение всего населения к решению общезначимых задач, на безвозмездной основе. Участие добровольное, без асимметрии информации и на основе энтузиазма. Данное направление найдет себя только при условии, что граждане будут готовы поделиться своими идеями с властью, чтобы увидеть эти идеи воплощенными в публичной практике. В России в качестве пилотного краудсорсинга используется онлайн платформа общественной экспертизы и доработки Закона «Об образовании». Это открытое сетевое сообщество со своими идеями и предложениями, в которое вошли эксперты в области образования, работники сферы общего образования (как учителя, так и администраторы, методисты), родители, а также юристы, чиновники. Использование новых коммуникационных технологий для самоорганизации также способствовало стремительному становлению нового электронно-сетевого института, получившего название политический флэшмоб. Это заранее спланированная через социальные сети Интернет массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте. С помощью информационных технологий и распространения информации, люди объединяются для решения каких то задач, согласно продуманному сценарию, например, протест по поводу роста цен, налогов и т.д.

Таким образом, цифровая экономика открывает для государства новые возможности, реализация которых осуществляется посредством формирования новых, электронно-сетевых институтов, являющихся предметом регулирования информационного рынка.

Институты объединяют агентов и структурируют их взаимодействия посредством использования информационно-коммуникационных технологий, и прежде всего, сети Интернет. Будучи неразрывно связаны с ними, эти новые институты продуцируют новые «правила игры», а, следовательно, и новые результаты поведения экономических агентов, тем самым регулируя отношения контрагентов на информационном рынке. Информационные технологии дают возможность обмениваться информацией на беспредельно больших расстояниях, одновременно заниматься бизнесом и развивать его в различных точках мира [4, С. 100].

Таким образом, что касается рекомендаций развития цифрового рынка, то к ним можно отнести:

- наличие четкой цифровой стратегии, позволяющей нашей стране дополнительно наращивать свой экономический потенциал, что предполагает активное представительство государства на информационном рынке и как производителя информационных благ, и как его потребителя, и как предпринимателя и как налогоплательщика и как субъекта законотворчества в сфере информационного права. Это позволяет определить роль государства в контексте институционального регулирования на информационном рынке как главного игрока, институционального детерминанта, определяющего базовые правила игры;

- формирование новых отношений между гражданином и государством, в основе которых лежит концепция проактивных сервисов. Это означает, что после формирования гражданином электронного запроса все взаимодействие между различными госучреждениями также должно производиться в электронном виде. Иначе услуга будет

оказываться медленно: при сохранении, полностью или частично, бумажного документооборота чиновники из разных ведомств будут запрашивать дополнительную информацию, ждать подтверждения, преобразовывать ответ, полученный в другой форме, в формат, используемый в данном учреждении. Только при налаженном электронном документообороте, единых стандартах и четком взаимодействии между ведомствами гражданин быстро получит ответ на свой запрос. Такие системы уже действуют: в Израиле, Дании, Великобритании, США, в России они формируются в формате электронного правительства;

- создание корпоративных порталов знаний, объединяющих в себе информационные порталы, порталы для совместной работы и порталы экспертизы. За счёт прямого взаимодействия пользователей с необходимым для выполнения конкретных задач интеллектуальным капиталом, подобные порталы ускоряют нововведения и уменьшают объём «повторяемой» работы в компании [5, с. 64].

- своевременное и гибкое изменение законодательства, обеспечивающее реализацию проектов, как например, введение электронно-цифровой подписи (в Эстонии выдано несколько десятков тысяч уникальных ключей для применения электронной подписи);

- траектории институционального регулирования информационного рынка в России должны быть синхронизированы с содержанием Индустрии 4.0.

Список литературы:

1. См.: http://kaspersky.vedomosti.ru/industrii/industry4

2. Устинова Н.Г. Генерация и воспроизводство институциональных инноваций. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. № 1. С. 48-54.

3. Шилов С. Электронный институционализм - стратегия инновационного развития России. URL:http:www.kreml.org/opinions/218683560

4. Ромашкин Т.В. Информационное обеспечение бизнеса в современных условиях. Аграрный научный журнал. 2017. № 3. С. 95-100.

5. Устинова Н.Г., Тучина Н.А., Ромашкин Т.В. Корпоративное управление институциональными инновациями в условиях перехода к цифровой экономике. Эпоха науки. 2018. № 13. С. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.