Научная статья на тему 'Институты развития в инновационной структуре региона'

Институты развития в инновационной структуре региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК УСЛУГ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕРАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахарева Ольга Владимировна, Кордончик Давид Михайлович

Устойчивое развитие Республики Татарстан связано с диверсификацией региональной экономики и внедрением инноваций. Переход строительной индустрии России к технологии информационного моделирования зданий (BIM-технологии), применение новых национальных стандартов делает актуальным проблему создания института BIM-менеджмента. Своевременная подготовка специалистов позволит создать для средних и малых фирм в отрасли комфортные условия перехода к новым национальным стандартам, развития бизнеса и инновационного развития стройиндустрии и жилищно-коммунального хозяйства региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институты развития в инновационной структуре региона»

УДК 330.34; 330.35 JEL O10, O20

Институты развития в инновационной структуре региона Development institutions in the region's innovative structure

Бахарева Ольга Владимировна Bakhareva Olga Vladimirovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента E-mail: OVBakhareva@mail.ru, ORCID 0000-0002-5201-1524 Scopus Author ID: 57189027235 Кордончик Давид Михайлович Kordontchik David Mikhailovitch

кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой информационных технологий и САПР, проректор по организационно-правовым вопросам и

информационным технологиям E-mail: David@kgasu.ru, Казанский государственный архитектурно-строительный

университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1 Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya str., 1

Аннотация.

Устойчивое развитие Республики Татарстан связано с диверсификацией региональной экономики и внедрением инноваций. Переход строительной индустрии России к технологии информационного моделирования зданий (BIM-технологии), применение новых национальных

стандартов делает актуальным проблему создания института BIM-менеджмента. Своевременная подготовка специалистов позволит создать для средних и малых фирм в отрасли комфортные условия перехода к новым национальным стандартам, развития бизнеса и инновационного развития стройиндустрии и жилищно-коммунального хозяйства региональной экономики.

Abstract

Sustainable Development of the Republic of Tatarstan due to the diversification of the regional economy and the introduction of innovations. Russian construction industry transition to BIM buildings (BIM-technology), the application of new national standards makes it relevant to the problem of creating the Institute BIM-management. Timely training will create for small and medium firms in the industry comfortable transition to the new national standards, business development and innovation development of the construction industry and housing and communal services of the regional economy.

Ключевые слова: инновационное развитие, региональная экономика, региональный рынок услуг, институциональноеразвитие, региональная инфраструктура

Keywords: innovative development, regional economy, regional market of services, institutional development, regional infrastructure

Введение

Российские институты развития действуют как инструменты государственной политики, созданные для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики, поддержки частных инвестиционных проектов с высокой экономической и общественной значимостью, направленных на оказание помощи малому и среднему бизнесу, стимулированию экспорта, жилищного строительства, развития инновационных технологий, инфраструктуры, международного

сотрудничества. Институты развития реализуют основные направления государственной социально-экономической политики: развитие экономической и социальной инфраструктуры, инновационной сферы, содействие развитию внешнеэкономической деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса, сглаживание неравномерности развития регионов (инвестиции в транспортную инфраструктуру, жилищно-коммунальное хозяйство, программы энергосбережения) [1].

Федеральные институты развития используют механизмы кредита, гарантирования, государственно-частного партнерства в процессе софинансирования масштабных инвестиционных проектов совместно с кредитными организациями, факторинговыми, лизинговыми компаниями и микрофинансовыми организациями, частными компаниями.

В целях социально-экономического развития территорий и сокращения разрыва между субъектами Российской Федерациифедеральные институты развития оказывают финансовую поддержку по льготным ставкам кредита по сравнению со ставками в коммерческих банках, в том числе через свои региональные филиалы.

Роль институтов развития не может ограничиваться использованием только кредитных механизмов в процессе инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики. Возможен значимый позитивный эффект социально-экономического развития национальной экономикив случае роста инвестиций в развитие технической и социальной инфраструктуры, а так же обеспечение доступа специалистов к лучшим мировым стандартам профессиональных знаний и компетенций при освоении инновационных сфер экономики.

Региональные институты развития в России направлены на диверсификацию экономики, формирование инфраструктуры для внедрения инноваций: создание и расширение кластеров в новых секторах региональной экономики, создание технопарков, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов и пр. В Республике

Татарстан (РТ) создана и успешно действует инвестиционная инфраструктура: Индустриальный парк «Челны», Промышленный кластер «Тюлячи», территория опережающего социально-экономического развития Набережные Челны, Индустриальный парк на базе ОАО «БЭНЗ», индустриальный парк М-7, Индустриальный парк «Чистополь», индустриальный парк «Камские Поляны», Технополис «Химград», особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» промышленно-производственная зона производства легковых автомобилей и автокомпонентов в Елабужском районе», промышленная площадка Актанышского муниципального района, дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки «Алабуга», «Инновационно-производственный Технопарк «Идея-Юго Восток», аграрно-промышленный парк «Заритал», халяльный агропромышленный парк «Балтач» [2].

В Республике Татарстан уделяется внимание инновационно-технологическому менеджменту для развития региональной экономики [3].

Инновационный процесс требует кропотливой и последовательной работы в государственном и частном секторе, затрагивает различные этапы: проведение фундаментальных и прикладных исследований, коммерциализация разработок, создание нормативно-правовой базы для безопасного использования инновационного продукта, организация сети сбыта и послепродажного обслуживания, процесса экспорта созданных благ.

Сохраняется проблема неравномерного социально-экономического развития финансовой, технологической инфраструктуры в регионе, существенными остаются различия в подготовке специалистов, что не позволяет быстро перейти к инновационному развитию региональной экономики и национальной экономики в целом.

Рассмотрим проблемы и перспективы перехода к инновационному развитию строительной отрасли в регионе и внедрения инновационной технологии информационно моделирования зданий и сооружений (рус. -ТИМ-технология, англ. - BIM-технология -Building Information Modeling).

Методологической основой исследования являются сравнительный анализ использования технологий информационного моделирования зданий и сооружений в строительной отрасли на международном, национальном и региональном уровне. Научное исследование основано на институциональном анализе изменений, которые происходят в строительной отрасли России в связи с инновациями в отрасли и перспективами развития технологий информационного моделирования. Использован метод аналогии для теоретического исследования возникновения и развития нового института управления в отрасли.

Проектирование отраслевого инновационного развития

Исследования влияния факторов роста национальной экономики, анализ источников роста, значение инноваций в процессе изменений и инновационного развития экономики проводились в различных странах [413].

В российской практике уделяется внимание анализу потенциала территорий, рассматривается ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий капитал); институциональный потенциал (базовые институты, социальный слой); научно-технический и технологический потенциал (фундаментальная и прикладная наук, техника, техническая политика, уровень образования и технической оснащенности всех процессов) и инструменты государственного воздействия на развитие экономики [14-16].

Создание институциональной среды для достижения стратегических целей развития рассматривается российскими исследователями на национальном и региональном уровне, институты промышленной политики могут позволить стимулировать экономический рост, отмечается значимая роль региональной структуры и необходимости инвестиций в новые технологии, росте конкурентоспособности в результате реализации

промышленной промышленности реинжиниринга в нескольких секторах экономики [17-22].

Внедрение инновационных технологий информационного моделирования на макроуровне в Российской Федерации началось с разработки национальных стандартов для стройиндустрии, в ближайшие годы планируется их применение в практике государственного заказа. Правительство РФ разработало и поэтапно реализует план перехода российской строительной отрасли по ^пользованию ТИМ-технологий. В настоящее время создается новая национальная нормативно-правовая и нормативно-техническая база в строительной индустрии для внедрения технологии информационного моделирования.

Вместе с тем в условиях внедрения инновационной технологии профессиональные стандарты ранее не существовавших новых специалистов отрасли не созданы, что осложняет процесс обучения специалистов и внедрения инновационных изменений. Возникает проблема подготовки квалифицированных специалистов, способных работать вусловияхнового технологическогоуровня отечественной строительной отрасли.

Проектирование перехода к инновационной структуре экономики требует качественно новых институтов развития в отрасли. Создание новых стандартов в технической, нормативно-правовой областях, также требует создания института BIM-менеджмента в строительной отрасли. В процессе внедрения технологии информационного моделирования институт BIM-менеджмента позволит решить актуальную задачу развития профессиональных навыков и компетенций у специалистов и студентов строительной индустрии в новых условиях.

В отрасли инновационного развития возникает задача подготовки и переподготовки ранее не существовавших специалистов BIM-менеджеров, а также управленцев, владеющих знаниями, умениями и компетенциями в смежных областях профессиональной подготовки: строительство, производственный менеджмент, информационные технологии, экономика и

др. BIM-менеджер выполняет роль руководителя инвестиционного проекта по созданию, пополнению, корректировке информационной BIM-модели объекта строительства. Он взаимодействует со всеми подразделениями фирмы и становится «решателем» всех нерешаемых задач в процессе перехода государственной организации или частной фирмы к ТИМ-технологиям.

В международной практике BIM-менеджмент появился в начале XXI века, в частном секторе экономики, с момента разработки и реализации первых уникальных объектов строительства с применением BIM-технологий строительства.

Национальные стандарты на основе информационного моделирования зданий и сооружений приняты во многих странах мира с высокой долей инновационной составляющей общественного производства: Финляндия, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Дания, Великобритания, Сингапур, Южная Корея и др. станы мира.

Создание единого информационного пространства объекта строительства (информационной модели здания или сооружения) позволило протяжении всего жизненного цикла объекта участникам инвестиционного проекта (от архитектора до управляющей компании) на обмениваться всеми техническими данными о сооружении, о стоимости, о сроках планирования и фактического исполнения работ, о проведении государственной экспертизы инвестиционного проекта, о процессе обслуживания здания и реконструкции, а также обеспечивать качественное и эффективное управление объектом.

По оценке экспертов в процессе строительства объектов Олимпиады в Лондоне применение BIM-технологий в строительстве позволяет снизить производственные, транзакционные издержки инвестиционного проекта от 20% и обеспечить соблюдение сроков строительства объектов любой сложности, в том числе уникальных (табл. 1).

Таблица 1

Анализ статистических данных

о крупных инвестиционно-строительных объектах (по данным компании Autodesk)

Инфраструктурные проекты Удорожание на: 10-50%

Превышение сроков на: 30-120%

Примерно в 2/3 проектов произошло как удорожание, так и срыв сроков

Строительство зданий Удорожание:

в среднем на 15%, большинство проектов в пределах 5- 20% Превышение сроков:

в среднем на 50%, большинство проектов в пределах 30-120%

Примерно в 2/3 проектов произошло как удорожание, так и срыв сроков

Источник: Официальный сайт Autodesk [Электронный ресурс]:

http://damassets.autodesk.net/content/dam/autodesk/www/campaigns/BTT-

RU/Implementing%20a%20BIM%20Business%20Transformation-ru.pdf

BIM-технологии позволяют решить специфические проблемы управления строительствоми обеспечить плановую доходность инвестиционного проекта. BIM-менеджер обеспечивает: эффективность информационного моделирования, информационное взаимодействие внутри фирмы и с контрагентами, контроль, управление инвестиционным проектом. В результате снижения транзакционных издержек согласования, экономии на трансформационных издержках эксперты Autodesk отмечают повышение производительности труда в строительстве от 30%, снижение сроков разработки проектной и рабочей документации по проекту и ее согласования с государственными органами на 40-50%.

Наиболее важной функцией BIM-менеджера на наш взгляд является обеспечение контроля строительства в реальном времени, что позволяет принимать оперативные управленческие решения, например, в случае несоответствия плановых и фактических издержек на любом этапе проекта.

Следует отметить, что многолетние российские проблемы повышения эффективности жилищно-коммунальной сферы по нашему мнению могут

быть решены при использовании информационной модели объекта строительства в стадии эксплуатации зданий. В процессе создания моделиBIM-менеджер может предусмотреть данные в модели для оперативного контроля эксплуатации зданий и объектов инфраструктуры и передать модель эксплуатирующей организации и органам государственного надзора. Контроль за эксплуатационными расходами по обслуживанию здания, срокам и стоимости необходимых замен в процессе эксплуатации может и должен осуществлять собственник здания, имея объективные данные о плановых сроках замены и фактических, о стоимости текущего и капитального ремонта задний.

Методика проектирования отраслевого развития сокращения трансформационных и транзакционных издержек на этапе проектирования и строительства объектов, в целях снижения рисков эксплуатации зданий и оптимизации расходов на эксплуатации требует не только запланированных формальных нормативно-правовых мер для создания условий перехода к новой технологии, но и формирование неформального института BIM-менеджмента как культурной и профессиональной основы развития в отрасли.

В мировой практике задача обучения специалистов для новых отраслей экономики (либо внедрения новых технологий) решается в процессе подготовки новых кадров и переквалификации имеющихся специалистов отрасли [ 23-25].

В российской практике для развития профессиональных компетенций в области информационного моделирования у специалистов строительной отрасли, органов государственного строительного надзора и контроля в регионе необходимо создать профессиональную среду для обучения и внедрения новых эффективных технологий.

Преимущества BIM-технологий в строительной отрасли заключаются в совершенствовании жизненного цикла инвестиционно-строительного проектаза счет единого информационного пространства и единых

регламентов, процессов и технологии моделирования на протяжении всего жизненного цикла объекта строительства, от эскиза архитектора, предпроектной стадии до эксплуатации, реконструкции и ликвидации.

Создание института BIM-менеджмента, стандартизация профессии, единые требования к компетенциям специалистов могут позволить экономическим агентам строительной отрасли в практической деятельности быстро адаптироваться к новому технологическому укладу на региональном рынке строительных услуг, минимизировать транзакционные издержки внедрения инновационных технологий в отрасли и обеспечить устойчивый экономический рост региональной экономики.

Развитие института BIM-менеджмента в регионе

Экономико-технологический характер отраслевого отставания российской стройиндустрии в процессе внедрения новых BIM-технологий может быть преодолён в случае создания институциональной среды для поддержки технологических инноваций в отрасли.

В процессе перестройки бизнес-моделей всей строительной отрасли внедрение инновационных BIM-технологийтребует высоких интегральных издержек (трансформационных и трансакционных), в том числе в процессе проведения государственной строительной экспертизы, а также эксплуатации построенных объектов.

Следует отметить российскую практику успешных внедрений BIM-технологий, которыесостоялись в крупных частных бизнес-группах с материнскими компаниями в нефтяной, газовой отраслях национальной экономики, в дорожном строительстве, комплексной жилой застройке и др. направленияхстроительствапромышленного, гражданского и

инфраструктурного назначения [26-29].

Несомненный успех использования BIM-технологий в строительстве состоялся на этапе архитектурного проектирования. На последующих

стадиях жизненного цикла объекта строительства процесс внедрения инноваций замедляется и останавливается на этапе проектирования, государственной экспертизы, эксплуатации и реконструкции.

Запаздывание с внедрением современной информационной технологии моделирования зданий и сооруженийпо мнению авторов связано с ограниченностью ресурсов у компаний в условиях финансового кризиса, а такженедостатком BIM-менеджеров с квалификацией, достаточной для успешного внедрения инновационных технологий в практику строительных предприятий.

Начало разработки национальных В1М-стандартов в РФставит перед экономическими агентами строительной отрасли и ЖКХ задачи развития института BIM-менеджмента, использования опыта и лучших образцов внедрения инновационных технологий в массовой практике строительных предприятий и организаций регионального уровня.

Внедрение BIM-технологий требует подготовки

высококвалифицированных специалистов в строительной индустрии, что является актуальной проблемой в условиях перехода рынка строительных услуг к использованию новых национальных стандартов.

Применения новых знаний специалистами в старых специфических областях часто сопровождается созданием профессиональных сообществ для обмена информацией и опытом для выявления и решения новых проблем. В России такой интернет-площадкой стал сайт isicad.ru и сеть профессионалов LinkedIn, таким образом, возникает неформальный институт в инновационном сегменте новой отрасли. Регламентация деятельности новых специалистов, разработка квалификационных требований приводит к развитию формальных институтов. К неформальным площадкам для обсуждений нововведений (мягкие институты) полезно обучение, повышение квалификации, публикации стандартов, справочников (библиотек), разработка стандартов, технологии, то есть определение профессии в целом [24].

В условиях перехода к инновационному развитию региональной экономики и дефицита специалистов в области BIM-технологий в РТ представляется актуальным поддержка развития института BIM-менеджмента в регионе и решение следующих последовательных задач:

1) содействие формированию института BIM-менеджмента как профессионального стандарта со стороны исполнительных органов власти;

2) целевая подготовка и переподготовка специалистов в области BIM-менеджмента для стройиндустрии РТ;

3) формирование институциональной среды для развития BIM-менеджмента: создание Инжинирингового центра BIM-технологий в строительстве и ЖКХ в составе строительного кластера Республики Татарстан как центра развития, обмена опытом, передачи лучших образцов внедрения инновационных технологий в массовой практике строительных предприятий и организаций регионального уровня, как лидеров рынка, так и средних и малых предприятий.

1. Институт BIM-менеджмента как профессиональный стандарт

На национальном уровне формируется институциональная среда (правовое поле, регулятивные нормы), по нашему мнению, необходима также стандартизация новой профессии, которая может быть формализована в форме профессионального стандарта «BIM-менеджер» (а также иным новым специальностям по технологии), и подготовлена специалистов до срока обязательного использования новых стандартов, что позволит фирмам в отрасли быстро понять, что и как делать в новых условиях, тем самым снизить потери времени по изучению новой области, иметь возможность внедрить лучшие образцы.

По аналогии успешной практики внедрения профессионального стандарта по созданию новой системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах (Приказ Министерства труда и

социальной защиты РФ от 07.09.2015 № 591н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению рисками»), можно заключить, что обобщение лучших международных и российских практик по созданию стандарта специальности BIM-менеджер позволит детально определить разделы стандарта для других новых специалистов по внедрению и использованию BIM-технологий:

общие сведения (наименование вида профессиональной деятельности, основная цель вида профессиональной деятельности);

описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; требования к образованию и обучению; требования к опыту практической работы; необходимые знания;

необходимые умения и иные показатели, применительно к специалистам различного уровня в организации.

Для региональных фирм, средних и малых предприятий использование профессиональных стандартов станет частью механизма догоняющего развития и механизмом поддержки и снижения неравенства в доступе к лучшим образцам внедрения инновационных технологий.

2. Подготовка и переподготовка специалистов в области BIM-менеджмента для стройиндустрии региона

Стандарт специальности BIM-менеджера позволит создать институциональную среду для подготовки высшими учебными заведениями в регионах необходимых программ обучения и своевременно подготовить специалистов для региональной экономики.

Повышение конкурентоспособности предприятий стройиндустрии региона в результате своевременного использования инновационных BIM-технологий возможно в результате реализации следующих мероприятий.

Для успешного внедрения в регионеинновационных BIM-технологий, сокращения транзакционных издержек на каждом этапе жизненного цикла объекта, предлагается провести предварительные мероприятия по подготовке кадров в регионе и обеспечить успешный старт использования новых национальных стандартов в отрасли (рис. 1).

ведет к:

ведет к:

1

1

Определение:

- ключевых целевых групп

- приоритетов для обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка потенциальныхфирм (институтов)для сотрудничества

Формулирование стратегии перехода

фирмы к использованию новых технологий: выбор способавнедрения BIM-технологий в фирме

i

Внедрение стратегии перехода

фирмы к использованию новых технологий: подготовка тренера (BIM-менеджера), подготовка типовых внутренних документов (регламентов), практическое взаимодействие с коллегами

Рис. 1. Авторская модель проектирования регионального внедрения BIM-технологий(анализ способностей и потребностей сотрудников фирм для их развития в процессе внедрения технологии информационного моделирования)

Разработка специализированных образовательных программ, программ повышения квалификации (обучения) специалистов нового направления в профильных учебных заведениях региона может быть дополнена практикой инновационно-технологического менеджмента для развития профессиональных навыков коммерциализации технологий и изучения международной практики реализации проектов внедрения инноваций.

3. Формирование институциональной среды для развития BIM-менеджмента: создание в регионе Инжинирингового центра BIM-технологий в строительстве и ЖКХ

В Республике Татарстан сформирован, при поддержке исполнительных органов государственной власти (Министерство строительства, архитектуры, и ЖКХ Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли РТ, Министерство экономики РТ, АНО «Камский центр кластерного развития объектов малого и среднего предпринимательства») успешно действует строительный кластер РТ.

Участниками кластера являются региональные строительные предприятия, предприятия по производству строительных материалов, юридические компании.

Инфраструктура поддержки кластера объединяет: Камский центр кластерного развития, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, ИЦ СтройХимКомпозит, РЦИ ХИМТЕХ, РЦИ КАИ-лазер, Технополис«Химград», Промышленный парк «Развитие», Учебный комбинат «Татстрой».

Основными функциями организаций и предприятий инфраструктуры являются проведение научно-исследовательских работ в области разработки инновационных строительных материалов, подготовка и обучение кадров для

строительной отрасли, проведение исследований в сфере промышленности строительных материалов, размещение новых промышленных предприятий, содействие развитию инновационных предприятий.

Катализаторами создания институциональной среды для развития BIM-технологий в регионе, а также фундаментальных и прикладных исследований в строительной отрасли и в области информационных технологий являютсяисполнительные органы государственной власти, профессионалы-инноваторы и профильные высшие учебные заведения.

В составерегионального строительного кластера предлагаетсясоздать Инжиниринговый центр BIM-технологий в строительстве и ЖКХ как активную площадку для обсуждения и развития идей, взаимодействия с заинтересованными участниками и исполнительными органами власти,. Основные три возможныхнаправленияисследований и практической реализации новой технологии, которые изменят институциональную среду и помогут региональному бизнесу в условиях интенсивного развития технологий в строительстве:

- BIM-технологии в архитектуре, дизайне и проектировании;

- BIM-технологии в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве (технологии для владельцев зданий);

-контрактные требования в BIM-технологии: стандартизированные BIM-контрактывчастном и общественном секторах экономики (табл. 2).

Таблица 2

Основные направления развития Инжинирингового центра BIM-технологий в строительстве и ЖКХ в инновационной структуре региона

на первом этапе

- при поддержке республиканских и муниципальных органов власти разработка методики сертификации специалистов для работы в строительной индустрии по новым национальным

стандартам в отрасли;

- подготовка и переподготовка специалистов (промышленное и гражданское строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, государственная экспертиза и др.);

- адаптация сертифицированного программного обеспечения с учетом требований государственных органов и региональной специфики;

- изучение, разработка новых технологий в строительстве, содействие популяризации и внедрению лучших практик;

- научно-исследовательские проекты, в том числе студенческие, магистерские работы по новым направлениям (практикоориентированные: практическое применение инновационных разработок).

Источник: авторская методика.

Инжиниринговый центр BIM-технологий в строительстве и ЖКХ в составе строительного кластера Республики Татарстан:

- обобщение успешных практик обучения В1М-специалистов и использования В1М-технологий, и их внедрение на предприятиях инвестиционно-строительного комплекса в РФ;

- аттестация специалистов после стандартизации специальности и разработки квалификационных требований ВГМ-менеджмента в стройиндустрии;

- разработка программ переквалификации и переподготовки специалистов по новым национальным стандартам и их использование для подготовки кадров.

Результаты

на втором этапе

в стадии зрелости

Для решения проблем подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в условиях нового технологического уровня

отечественной строительной отрасли.целесообразно создать институт BIM-менеджмента в стройиндустрии и жилищно-коммунальном хозяйстве.

На примере Республики Татарстан решению поставленных задач может способствовать:

подготовка до начала действия новых национальных ТИМ-стандартов в РФ стандартов новой специальности;

создание системы мониторинга и внедрения новых технологий в строительстве и их популяризация в регионе на базе предложенного Инжинирингового центра BIM-технологий в строительстве и ЖКХ,

получение экономического эффекта в результатебыстрого внедрения BIM-технологий в регионе иснижения транзакционных издержек в строительстве и ЖКХ.

Заключение

Проведенный теоретический и эмпирический анализ показал, что практическое развитие института BIM-менеджмента позволяет быстро и эффективно внедрить технологии информационно моделирования в отрасли, существенно снизить интегральные издержки на протяжении жизненного цикла продукта. Развитие инфраструктуры региона позволит создать благоприятные условия для ведения строительного бизнеса, повысит качество жизни населения, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Достоинством предложенного решения поставленных задач является комплексное развитие института BIM-менеджмента в составе инновационной структуры региональной экономики, эффективное использование потенциальными потребителями - предприятиями и организациями стройиндустрии и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, выход отрасли на новый технологический уровеньв Поволжском

Федеральном округе, а также непрерывное совершенствование технологии в последующем.

Благодарности

Авторы выражают благодарность профессору, доктору экономических наук Г. М. Загидуллиной за поддержку и советы в исследовании развития региональной инфраструктуры.

Библиографический раздел

1. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ, [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/ institute/ (дата обращения 17.11.2016).

2. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан, [Электронный ресурс]: http://tida.tatarstan.ru/rus/investitsionnaya-infrastruktura.htm (дата обращения: 18.11.2016).

3. Официальный сайт Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, [Электронный ресурс]: http://www.kamaklaster.ru/news/309.html (дата обращения: 19.11.2016).

4. Solow R. M. Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics, 1956, Vol. 70, No 1. - P. 65-94.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Прогресс, 1982.

6. Levy M. Modernization and the Structure of Societies. Princeton University Press, 1966. - 735 p.

7. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. Cambridge, 1971. - 803 p.

8. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics, 1988, Vol. 22, № 5. - P. 3-42.

9. Barro R. Government Spending in a Simple Model of Endogenous Growth/Journal of Political Economy, 1990, Vol. 98, No 5, pp. 91-102.

10. Grossman G., Helpman E. Innivation and Growth in the Global Economy, Cambridge, MIT Press, 1991. - 359 p.

11. Mankiw N. E., Romer D., Weil D. N. A Contribution to the Empirics of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics, 1992, Vol. 107, No 2. - P. 407-437.

12. Barro R., Sala-i-Martin X. Economic Growth, N.Y.: McGraw-Hill, 1995. - P. 140-170.

13. Laffont J.-J., Tirole J. Creating Competition Through Interconnection: Theory and Practice // Journal of Regulatory Economics, 1996, No 10. - P. 227256.

14. Сухарев О. С. Экономический рос и технологические изменения: глобальные тенденции // Мировая экономика, 2015, № 2. - с. 131-146.

15.Полтерович В. М. Промышленная политика: рецепты или институты? // Журнал новой экономической ассоциации, 2014, № 2(22). - С. 190-195.

16. Минакир П. А. О стратегиях роста российской экономики // пространственная экономика, 2016, № 2. С. 158-167.

17. Алексеева Т. Р. Институциональная модель системы управления инновационным развитием строительного комплекса с использованием //Вестник МГСУ, 2015, № 7. - С. -113- 126.

18. Санникова Т. Д. К вопросу о трансформации институциональной среды инновационной деятельности в регионе // Инновационный Вестник Регион, 2013, № 2. - С. 67-71.

19. Романова А. И. Развитие рынка строительных услуг как условие инвестиционного роста региона // Известия Казанского архитектурно -строительного университета, 2013, № 2(24). - С. 326-331.

20. Ахинов Г., Камилов Д. Государственное регулирование

инновационной деятельности в социальной сфере // Проблемы теории и практики управления. 2013, № 9, - С. 23-24.

21. Лукманова И. Г. Методические основы трансферта технологий в строительстве отрасли // Вестник МГСУ, 2012, № 3. - С. 193-198.

22. Мухаррамова Э. Р. Инжиниринг в строительстве // Российское предпринимательство, 2016, № 16, том. 17. - С. 1959-1974

23. Романова А. И., Ильина Е. В., Рахматуллин А. И. Формирование и трансформация капитала на рынке информационных услуг в региональной экономике // Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1. - С. 45-50.

24. Бланкворт Ж. П. Эволюция управления и эффективность разработки продукции и инжениринга. Развитие «дерева управления», культивируемого ассоциациями управления. // Мир управления проектами. Под ред. Х. Решке, Х. Шелле. Пер. с англ. - М.: «Аланс», 1993. - 304 с.

25. Удлер Е.М., Пекерман Э.Е. Проблемы обучения дисциплине САПР в архитектурно-строительном вузе // Известия КГАСУ, 2012, № 4 (22). - С. 535-539.

26. Jalaei F., Jrade A. Integrating Building Information Modeling (BIM) and Energy Analysis Tools with Gree Building Certification System to Conceptually Design Sustainable Buildings // Journal of Information Technology in Construction. Vol. 19 (2014). - P. 494-519.

27. Талапов В. В. О некоторых принципах, лежащих в основе BIM. // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2016, № 4(688). - С. 108-114.

28. Скворцов А.В. BIM для дорожной отрасли: что-то новое или мы этим уже занимаемся? // САПР и ГИС автомобильных дорог, 2014, № 1 ( 2 ). - С. 8-11.

29. Баранник С.В., Блинов Д.С. Создание ГИС автомобильной дороги «Обход г. Одинцово» // САПР и ГИС автомобильных дорог, 2014, № 1( 2 ). -С. 70-73.

References list

1. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation, access mode: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/ institute/ (date of views 17.11.2016).

2. The Agencies Tatarstan Investment Development, access mode: http://tida.tatarstan.ru/rus/investitsionnaya-infrastruktura.htm (date of views 18.11.2016).

3. The Kamsky Center of Cluster Development of Small and Medium-sized Businesses access mode: http://www.kamaklaster.ru/news/309.html (date of views 19.11.2016).

4. Journal of Economics, 1956, Vol. 70, No 1. - P. 65-94.

5. Schumpeter J. A. Theory of Economic Development (Research of business profits, capital, credit, interest and conditions of the cycle). - M .: Progress, 1982.

6. Levy M. Modernization and the Structure of Societies. Princeton University Press, 1966. - 735 p.

7. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. Cambridge, 1971. - 803 p.

8. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics, 1988, Vol. 22, № 5. - P. 3-42.

9. Barro R. Government Spending in a Simple Model of Endogenous Growth/Journal of Political Economy, 1990, Vol. 98, No 5, pp. 91-102.

10. Grossman G., Helpman E. Innivation and Growth in the Global Economy, Cambridge, MIT Press, 1991. - 359 p.

11. Mankiw N. E., Romer D., Weil D. N. A Contribution to the Empirics of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics, 1992, Vol. 107, No 2. - P. 407-437.

12. Barro R., Sala-i-Martin X. Economic Growth, N.Y.: McGraw-Hill, 1995. - P. 140-170.

13. Laffont J.-J., Tirole J. Creating Competition Through Interconnection: Theory and Practice // Journal of Regulatory Economics, 1996, No 10. - P. 227256.

14. Sukharev OS growing economic and technological change: global trends // World Economy, 2015, № 2. - p. 131-146.

15. Polterovich VM Industrial policy: recipes or institutions? // Magazine of the New Economic Association, 2014, № 2 (22). - S. 190-195.

16. Minakir PA about growth strategies for the Russian economy // spatial economics, 2016, number 2. S. 158-167.

17. Alekseeva TR institutional model of innovative development of the control system of a building complex using // Herald MSUCE 2015, № 7. - S. 126 -113-.

18. Sannikov TD On the question of the transformation of the institutional environment of innovative activity in the region // Herald Innovative Region, 2013, № 2. - S. 67-71.

19. Romanova AI construction services market development as a condition of investment growth in the region // Proceedings of the Kazan Architecture and Construction University, 2013, № 2 (24). - S. 326-331.

20. Akhinov G., Kamilov D. State regulation of innovative activity in the social sphere // Problems of the theory and practice of management. 2013, number 9, - S. 23-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Lukmanova IG Methodical bases of technology transfer in construction sector // Herald MSUCE 2012, № 3. - S. 193-198.

22. Muharramova ER Engineering in construction // Russian Entrepreneurship, 2016, number 16, is. 17. - P. 1959-1974

23. Romanova AI, Ilyin EV, Rahmatullin AI Formation and transformation of capital market information services in the regional economy // Journal of Economics, Law and Sociology, 2015, № 1. - pp 45-50 .

24. Blankvort JP Management Evolution and efficiency of product development and Engineering. The development of "tree control", cultivated

Management Association. // World of Project Management. Ed. J. Reschke, H. Schell. Trans. from English. - M .: "Balance is", 1993. - 304 p.

25. Udler E.M., Pekerman E.E. Problems of training in discipline of SAPR in architectural and construction higher education institution//IzvestiaKGASU, 2012, № 4 (22). - P. 535-539.

26. Jalaei F., Jrade A. Integrating Building Information Modeling (BIM) and Energy Analysis Tools with Gree Building Certification System to Conceptually Design Sustainable Buildings // Journal of Information Technology in Construction. Vol. 19 (2014). - P. 494-519.

27. Talapov V.V. Some of the Principles Underlying the BIM // Proceedings of the higher educational institutions. Building. - 2016, № 4 (688). - P. 108-114.

28. Skvortsov A.V. BIM for the road sector: something new or we doing this for? // CAD and GIS roads, 2014, № 1 (2). - P. 8-11.

29. Barannik S.V., Blinov D.S. GIS road Bypass Odintsovo // CAD and GIS roads, 2014, № 1 (2). - P. 70-73.

30. Smirnov E.B. Typical forms of international and national construction contracts and their adaptation to the conditions of Russia // Transportnoe delo Rossii, 2011, № 8. - P. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.