Дятлов С.А., Чжоу Вейди
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И КИТАЕ
Аннотация. Статья посвящена обобщению институционально-правовых и организационно-технологических новаций в сфере исследований и разработок экосистем искусственного интеллекта и нейро-сетевых технологий в России и Китае. Дан анализ государственной политики в области формирования новых институтов развития, стимулирования и поддержки реализации крупных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта в экономику, социальную сферу и госуправление. Сделан вывод, что для достижения Россией гиперконкурентных преимуществ важно изучить и использовать положительный опыт внедрения систем искусственного интеллекта нового поколения в Китае, являющемся мировым ИТ-лидером.
Ключевые слова. Искусственный интеллект, цифровизация, институты, нейронные сети, Китай, Россия.
Dyatlov S.A., Zhou Weidi
INSTITUTES FOR THE DEVELOPMENT OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE SYSTEMS IN RUSSIA AND CHINA
Abstract. The article is devoted to the generalization of institutional-legal and organizational-technological innovations in the field of research and development of artificial intelligence ecosystems and neuro-network technologies in Russia and China. The analysis of the state policy in the field of formation of new development institutions, stimulation, and support of the implementation of major projects on the introduction of artificial intelligence technologies in the economy, social sphere and public administration is given. It is concluded that for Russia to achieve hypercompetitive advantages, it is important to study and use the positive experience of implementing new-generation AI systems in China, which is a global IT leader.
Keywords. Artificial intelligence, digitalization, institutions, neural networks, legislation, China, Russia.
Введение
Сегодня цифровизация на основе использования систем искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) является главным фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики и основой для решения сложных задач социально-экономического развития в условиях роста геоэкономической нестабильности и усиления гиперконкурентной борьбы. Важнейшим институтом формирующейся гиперконкурентной нейро-сетевой экономики становится искусственный интеллект [1]. Главным направлением ведения гиперконкурентной борьбы до 2030 года на мировых рынках является разработка интегрированных систем сильного искусственного интеллекта на основе нейронных сетей.
ГРНТИ 06.54.31 EDN BXSJOQ
© Дятлов С. А., Джоу Вейди, 2023
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Чжоу Вэйди - доктор экономических наук, профессор педагогического университета центрального Китая (г. Ухань).
Контактные данные для связи с авторами (Дятлов С.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-47-60. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 15.02.2023.
Искусственный интеллект представляет собой набор программно-инструментальных средств и цифровых организационно-управленческих систем, которые обеспечивают цифровую трансформацию отношений населения, бизнеса, государства и общества. По определению ЮНКТАД, AI означает «способность машин подражать интеллектуальному поведению человека» [2]. Технический директор отделения IFS К. Миллер подчеркивал, что важнейшим преимуществом AI является его способность анализировать огромные объемы данных и на этой основе просчитывать возможные варианты развития, а затем давать рекомендации бизнесу (см.: https://www.itweek.ru/ ai/article/detail.php?ID=225481). Масштабное использование AI, основанное на нейронных сетях и квантовых вычислениях, способствует снижению издержек, повышению производительности, росту доходов и конкурентоспособности. Материалы и методы
В развитых странах осуществляются опережающими темпами вложения в разработку передовых технологий искусственного интеллекта, а также формирование институционально-правовых основ для использования экосистем искусственного интеллекта во всех отраслях экономики. В Европейском Союзе улучшения конкурентных позиций на мировых рынках предполагается достичь на основе широкого использования искусственного интеллекта и нейронных сетей (см.: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/commission-white-paper-artificial-intelligence-feb2020_en.pdf). В ЕС в 2020 году был опубликован документ «White Paper on Artificial Intelligence», в котором сформулированы принципы стратегии ЕС по AI (см.: https://appleinsider.com/articles/20/02/19/eu-unveils-wide-ranging-digital-strategy-with-global-implications-for-apple-other-big-tech). Значительные вложения в разработку крупных проектов AI и их внедрение во все сферы экономики и жизни общества осуществляют крупнейшие ИТ-компании ЕС.
В последнее время в РФ разработаны и планируются к разработке законы, которые станут институционально-правовой основой внедрения и использования систем AI в экономике, обществе и госуправлении. В России приоритеты развития AI определены в «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утверждённой Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ». Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р была принята «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года». C 2021 года реализуется федеральный проект «Искусственный интеллект РФ», где были утверждены правила поддержки проектов в сфере AI. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2021 г. № 767 определено, что субсидии бизнесу на реализацию пилотных проектов по внедрению AI будут распределяться по итогам конкурсного отбора. В рамках федерального проекта на эти цели до 2024 года будет выделено 5,26 млрд рублей. Важную роль играет закон от 24 апреля 2020 года № 123-ФЗ «О проведении эксперимента для разработки и внедрения технологий AI в городе федерального значения Москве». Экспериментальный правовой режим устанавливается с 1 июля 2020 года на пять лет. Образован координационный Совет AI Москвы. Результаты
В России началась реализация федерального проекта «Искусственный интеллект», где определены конкретные направления и механизмы разработки и внедрения технологий AI. Руководителем проекта назначена замминистра экономического развития РФ О. Тарасенко (см.: https://gov.cnews.ru/articles/2021-02-01_tehnologii_dolzhny_byt_tolko_tam). При Правительстве РФ на базе Аналитического центра создан новый экспертно-аналитический институт «Центр экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект», который призван обеспечить поддержку правительства РФ по вопросам развития, разработки и внедрение AI, «Кодекса этики» AI, формирование индекса готовности компаний к внедрению AI, а также выступит оператором процесса предоставления господдержки исследовательским центрам, займется организационно-техническим, экспертно-аналитическим сопровождением и мониторингом проектов в сфере AI (см.: https://gov.cnews.ru/articles/2020-10-05_elena_novikovapolymedia_v_rossii_pora).
ПАО «Сбербанк» развивает сеть региональных центров искусственного интеллекта совместно с ведущими российскими университетами. Первый центр по изучению AI был создан в Приморье. Второй центр изучения искусственного интеллекта и цифровых технологий создается в Новосибирске с января 2023 года. Руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ К. Калинин, выступая на пленарной сессии XII Международного ИТ-Форума с участием представителей стран БРИКС и ШОС, отметил,
что, по имеющимся расчетам, спрос секторов экономики на искусственный интеллект в период с 2020 по 2024 гг. может вырасти более чем в 3 раза - с примерно 73 до 253 млрд рублей (см.: https://ac.gov.ru/news/page/tehnologii-ii-avlautsa-samymi-skvoznymi-iz-sovremennyh-it-tehnologij-26951). Министерство сельского хозяйства РФ выделило 400 млн рублей на разработку и внедрение системы мониторинга и наблюдения за сельскохозяйственными культурами в российских регионах на основе использования технологий AI (см.: https://www.cnews.ru/reviews/tsifrovizatsiya_gossektora_2022/articles/vyruchka_top-10_postavshchikov_it_v_gossektor).
РАН совместно с учеными из МГУ разрабатывает программу развития технологий нейроинтерфей-сов для взаимодействия человеческого мозга и AI и их применения в различных сферах. Министерство науки и высшего образования РФ утвердило модуль «Системы искусственного интеллекта» и включило его в программы обучения в ведущих российских университетах с 2021 года (см.: https://www.comnews.ru/content/215766). Также министерство внесло «Альянс в сфере AI» в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (см.: https://news.egov.itmo.ru/21_02_10-1.html). Предполагается разработать рейтинг российских университетов по качеству подготовки специалистов с компетенциями в области AI, важнейшим критерием которого является заработная плата выпускника при трудоустройстве.
На базе университета ИТМО создан и функционирует исследовательский центр «Сильный искусственный интеллект в промышленности». Работы Центра связана с сильным искусственным интеллектом - имитацией машиной креативной умственной деятельности специалистов. В Сбере создано специальное высокотехнологичное подразделение, занимающейся разработками по созданию и внедрению систем сильного AI. На международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных, состоявшейся в ноябре 2022 года, организованной Сбером, представители центров AI высказались за создание в России образовательных и исследовательских проектов национального масштаба, сопоставимых с мировыми, а также было предложено создать российскую национальную платформу AI (см.: https://www.rbc.ru/neweconomy/news/ 637f2b899a794747a753ddc1). Для более эффективной реализации проектов цифровой трансформации федеральные и региональные органы власти, а также ведущие госкорпорации начали работу по созданию ситуационных центров.
В России определен ряд новаций, которые должны найти отражение в обновлённой национальной стратегии развития AI. Начиная с 2023 года будет вестись мониторинг результатов применения AI по отраслям экономики и социальной сферы с помощью индекса «интеллектуальной зрелости отраслей и регионов», на основе которого предполагается оценивать практические результаты работы каждого региона, министерства, ведомства по внедрению AI. С 2023 года учреждена ежегодная премия молодым учёным и инженерам за научные и конструкторские прорывы в сфере AI, а также премия «за успехи в области внедрения искусственного интеллекта», предназначенная предприятиям, регионам и городам России. С 1 января 2023 года при покупке и внедрении отечественных решений в сфере AI бизнес может воспользоваться налоговыми льготами и направить дополнительные средства на технологическое обновление.
Важные функции по экспертно-аналитическому сопровождению внедрения AI в отраслях экономики и госсекторе, координации работы органов власти, научных организаций и бизнеса должен выполнять недавно созданный Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ совместно с Высшей школой экономики. Руководитель Центра экспертизы по реализации проекта «Искусственный интеллект» С. Наквасин считает, что для понимания реального состояния внедрения AI необходимо разработать универсальную методику его оценки (см.: https://ac.gov.ru/news/page/eksperty-izucaut-realnoe-sostoanie-vnedrenia-ii-v-otraslah-ekonomiki-26958).
Экономический эффект от внедрения технологий AI компаниями в 2021 году превысил 300 млрд руб. Такие цифры привел вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий цифровую экономику в правительстве, на сессии по внедрению AI на международной конференции Сбера «AI Journey» (см.: https://www.rbc.ru/neweconomy/news/637f50579a794758929262d0?from=newsfeed). По данным специалистов «Рексофт Консалтинг», общий вклад в ВВП российских организаций, использующих технологии AI, составил более 30 трлн руб. По прогнозам, среднегодовой рост решений на базе AI может составить 19-20% до 2024 года, и использование AI может дать дополнительно до 3% прироста к 2025 году (см.: https://www.comnews.ru/content/224273/2023-02-06/2023-w06/iskusstvennyy-intellekt-poluchit-podderzhku).
В 2021 году в России были разработаны и утверждены правила поддержки инновационных проектов в сфере искусственного интеллекта (см.: https://ac.gov.ru/news/page/utverzdeny-pravila-podderzki-proektov-v-sfere-iskusstvennogo-intellekta-26922). Цифровые стартапы, включая проекты по AI, получают поддержку государства через Фонд содействия инновациям, РФРИТ, Фонд развития интернет-инициатив и др. С 2019 года на различные конкурсы с грантами от 2 млн до 50 млн руб. в Фонд содействия инновациям поступило более 5,6 тыс. заявок, более 1 тыс. из них получили поддержку почти на 10 млрд руб. За 2022 год подано более 1,5 тыс. заявок с проектами в области AI (см.: https://www.kommersant.ru/doc/5707562). До 2025 года в России на финансирование разработок в области AI из разных источников будет направлено 7,3 млрд рублей (см.: https://d-russia.ru/chto-predlozhil-vladimir-putin-dlja-razvitija-v-strane-tehnologij-iskusstvennogo-intellekta.html).
Компания «Лаборатория Касперского» совместно с «Мотив-НТ» представила платформу нейро-морфного машинного обучения Kaspersky Neuromorphic Platform, которая предназначена для исследований в области нейроморфного AI, создания решений на основе нейросистем AI нового поколения, которые будут способствовать появлению принципиально новых типов устройств на основе AI (см.: https://www.itweek.ru/ai/news-company/detail.php?ID=225257). Российский институт стандартизации разработал и опубликовал в 2022 году ГОСТ Р ИСО/МЭК 24668-2022 «Информационные технологии. Искусственный интеллект. Структура управления процессами аналитики больших данных», в котором изложению международных стандартов и норм искусственного интеллекта посвящен специальный раздел.
Президент России В. Путин осенью 2022 года поручил подготовить проект специального указа о внесении изменений в национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года, которые направлены на широкое внедрение AI-технологий в отраслях экономики, социальной сфере и государственном управлении. Документ к 1 июня 2023 года должна подготовить Администрация президента совместно с Правительством РФ с привлечением ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта». Комиссиям Госсовета по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Коммуникации, связь, цифровая экономика» поручено обеспечить внедрение реализованных проектов и наиболее успешных практик применения технологий AI в субъектах РФ, подготовить соответствующий отчет до 1 сентября 2023 года (см.: https://tass.ru/ekonomika/16927805).
Среди мировых динамично развивающихся центров исследований и разработок систем искусственного интеллекта выделяется азиатский регион. Лидером в области исследования и широкого внедрения систем AI является Китай. В июне 2017 года Госсовет КНР опубликовал «План развития искусственного интеллекта нового поколения в КНР» (Notice of the State Council Issuing the New Generation of Artificial Intelligence Development Plan), в котором были определены основные цели и этапы развития экосистем ИИ, квантовых вычислений и исследований мозга до 2030 г. В соответствии с этим планом AI, квантовые компьютеры и нейронные сети должны стать основой цифровой модернизации всех сфер экономики, государственного управления и безопасности (см.: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/20/content_5211996.htm и https://flia.org/wp-content/ uploads/2017/07/A-New-Generation-of-Artificial-Intelligence-Development-Plan-1.pdf). Основные принципы и задачи по исследованию и развитию технологий AI в Китае опубликованы в документе «Белая книга по китайской индустрии искусственного интеллекта» (см.: http://www.gov.cn/ zhengce/baipishu/index.htm).
Следует отметить, что китайское правительство совместно с ведущими китайскими ИТ-компаниями выделяет значительные инвестиции и является главным заказчиком исследований и подготовки специалистов в области AI. С 2019 года в ведущих университетах Китая осуществляется подготовка специалистов по специальности «Искусственный интеллект», в настоящее время специалистов в области искусственного интеллекта и нейронных сетей готовят более 100 китайских университетов. В Китае с одобрения Национальной комиссии развития и реформ КНР в 2017 году была создана общегосударственная «Лаборатория AI», которую возглавила китайская ИТ-корпорация Baidu в сотрудничестве с ведущими научными центрами и университетами страны. В Китае действует программа поддержки развития исследований и проектов искусственного интеллекта и их коммерческой реализации, а также привлечения лучших зарубежных специалистов в ведущие китайские научные центры и университеты.
Китай объединяет гигантский объем данных с талантами, компаниями, исследованиями и капиталом для создания ведущей в мире экосистемы искусственного интеллекта (см.: https://medium.com/@bootstrappingme/china-the-first-artificial-intelligence-superpower-90a9a6dd4565). По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), ведущие китайские университеты и исследовательские институты Академии наук КНР являются лидерами по научным публикациям, защищенным патентам и прикладным НИР в области AI. В 2018 году Китайским институтом электронной стандартизации был опубликован официальный документ стандартов AI, так называемая «Белая книга по стандартизации искусственного интеллекта» (см.: https://pan.baidu.com/s/1hueUZM8). В Китае в 2021 году начала функционировать «Система социального кредита», базирующаяся на использовании единой системы национального мониторинга, сетей 5G и AI, на основе которой анализируются, систематизируются и дифференцируются данные по 160 тыс. параметров.
В Китае осуществляется сбор гигантского объема разнообразных данных, они интегрированы в общенациональную систему мониторинга и анализа на основе искусственного интеллекта и нейронных сетей (см.: https://medium.com/@bootstrappingme/china-the-first-artificial-intelligence-superpower-90a9a6dd4565). До 2030 года китайское правительство запланировало выделить на развитие систем AI порядка 32 млрд долл. [3]. Рынок продуктов и услуг, разработанных с использованием технологий AI, в Китае является самым динамичным и быстро растущим в мире (см.: https://daxueconsulting.com/wp-content/uploads/2020/03/AI-in-China-2020-White-Paper-by-daxue-consulting-2.pdf). Китай занимает лидирующие позиции в мире в области создания нейронных сетей и нейроморфных интерфейсов, которые имеют важнейшее значение для разработки и создания гибридных экосистем AI нового поколения.
Сегодня в ведущих странах мира реализуются долгосрочные программы исследования человеческого мозга и нейро-когнитивных технологий (см.: https://medium.com/@bootstrappingme/china-the-first-artificial-intelligence-superpower-90a9a6dd4565). С 2016 года в Китае реализуется государственная программа «China Brain Project», которая была утверждена Национальным собранием народных представителей КНР и рассчитана до 2030 года. Предполагается, что достижения китайской нейронауки в области исследования мозга должны стать основой для расширения перспектив создания и развития технологий AI нового поколения (сильного искусственного интеллекта на нейронных сетях).
В проведенном исследовании Australian Strategic Policy Institute «Mapping more of China's technology giants» отмечается, что 23 ведущие ИТ-компании Китая, среди которых Alibaba, Baidu, BGI, CET Group, China Mobile, China Telecom, China Unicom, DJI, Huawei, SenseTime, Tencent, AppTec Group, ZTE и др., ведут активную политику по выходу на мировые рынки и завоеванию новых рыночных ниш. В ближайшее время в 45 странах, включая страны Европы, Азии и Африки, будут развернуты китайские сети 5G. В 71 городе мира внедряются китайские системы безопасности «Умный город». Построено более 200 центров хранения и обработки больших данных и запущено 342 IT-проекта в различных странах мира. Китайская компания SenseTime является один из самых крупных и дорогих в мире стартапов в области искусственного интеллекта. Meiya Pico - ведущая компания в области сбора данных и цифровой безопасности. Компания DJI - ведущий разработчик и производитель беспилотных технологий и устройств. ByteDance - интернет-компания, разработавшая и владеющая крупнейшим по рыночной стоимости интернет-приложением TikTok (см.: https://www.aspi.org.au/report/mapping-more-chinas-tech-giants).
На 4-ой сессии Всекитайского собрания народных представителей был одобрен план 14-ой пятилетки на 2021-2025 годы, а также были утверждены цели развития КНР до 2035 года. Важнейшими направлениями инновационного технологического развития Китая в этот период становятся развитие наночипов, искусственного интеллекта, квантовых компьютеров и биотехнологий. Расходы на фундаментальные исследования будут увеличиваться более чем на 7% каждый год в течение пяти лет. Китай намерен к 2035 году стать одним из самых инновационных государств мира (см.: https://www.rbc.ru/politics/11/03/2021/604a2c5e9a7947bc907a7920?utm_referrer=https%3A%2F %2Fzen.yandex.com). В 14-м пятилетнем плане развития КНР поставлена задача превратить Китай в ведущую технологическую супердержаву. Предусмотрено значительное увеличение финансирования передовых технологий. Так, ежегодное финансирование НИОКР увеличивается в 17,5 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой (см.: https://www.vesti.ru/article/2536494?utm_referrer= https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr). Реализация всех поставленных задач по ин-
новационному опережающему развитию новейших технологий, прежде всего - искусственного интеллекта, нейронных сетей и квантовых вычислений, должна сделать Китай ведущей высокотехнологической державой мира.
Заключение
Будущий успех в усиливающейся гиперконкурентной высокотехнологичной борьбе на мировой арене связан с разработкой и внедрением экосистем «сильного искусственного интеллекта на основе соци-онейроморфных интерфейсов и интегрированных нейронных сетей (NN AGI)» [1]. Технологии искусственного интеллекта определят будущее лидерство и гиперконкурентные преимущества передовых стран в ближайшее десятилетие. Успешное внедрение искусственного интеллекта предполагает разработку универсальных международных процедур и механизма стандартизации и сертификации разработки и использования технологий AI, а также развитие и гармонизацию международного и национальных законодательств в сфере защиты интеллектуальной собственности на новые объекты интеллектуальной собственности: гибридные нейро-сетевые эффекты, продукты и услуги. Для достижения Россией гиперконкурентных преимуществ важно изучить и использовать положительный опыт внедрения систем AI нового поколения в Китае, являющемся мировым ИТ-лидером.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Дятлов С.А. Искусственный интеллект как институт развития цифровой нейро-сетевой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 2. С. 25-29.
2. Information Economy Report: Digitalization, Trade and Development. N.Y. & Geneva: UN, UNCTAD, 2017. 112 p.
3. Stanford University Human-Centered Artificial Intelligence. Artificial Intelligence Index Report 2021. 222 p.