Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ГЕРМАНИИ В США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ИНСТИТУТЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ГЕРМАНИИ В США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
246
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ / АКТОРЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ГЕРМАНИИ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ / ИМИДЖ ГЕРМАНИИ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузина Оксана Евгеньевна

Цель исследования - выявить основные направления деятельности институтов публичной дипломатии Германии в США. В статье рассмотрены их инициативы и мероприятия на территории США, анализируются преимущества и недостатки выбранных подходов публичной дипломатии Германии. Актуальность указанных данных проанализирована посредством изучения отчётов и других официальных публикаций основных немецких акторов публичной дипломатии. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены взаимосвязи между правительственными и неправительственными организациями публичной дипломатии Германии и её основные направления в США. При этом в статье собран, систематизирован и обобщён новейший фактический материал, позволяющий раскрыть и проанализировать деятельность организаций Германии. В результате доказано, что институты публичной дипломатии Германии широко представлены в США и активно сотрудничают с местными организациями и населением, что положительно сказывается на восприятии государства среди американцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY’S PUBLIC DIPLOMACY INSTITUTIONS IN THE UNITED STATES AT THE PRESENT STAGE

The purpose of the study is to identify the main areas of the activity undertaken by Germany’s public diplomacy institutions in the United States. The article examines their initiatives and actions in the United States, analyses advantages and disadvantages of the chosen approaches of Germany’s public diplomacy. Relevance of the data is analysed by examining reports and other official publications of the main actors of Germany’s public diplomacy. The study is novel in that it is the first to identify interrelationships between governmental and non-governmental organisations of Germany’s public diplomacy and its main directions in the United States. At the same time, the article collects, systematises and summarises the latest factual material that makes it possible to provide an insight into and analyse the German organisations’ activity. As a result, it is proved that institutions of Germany’s public diplomacy are widely represented in the United States and actively cooperate with local organisations and the population, which has a positive effect on the state perception among the Americans.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ГЕРМАНИИ В США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

rpomora Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 5. С. 874-878 | 2021. Volume 14. Issue 5. P. 874-878

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Институты публичной дипломатии Германии в США на современном этапе

Кузина О. Е.

Аннотация. Цель исследования - выявить основные направления деятельности институтов публичной дипломатии Германии в США. В статье рассмотрены их инициативы и мероприятия на территории США, анализируются преимущества и недостатки выбранных подходов публичной дипломатии Германии. Актуальность указанных данных проанализирована посредством изучения отчётов и других официальных публикаций основных немецких акторов публичной дипломатии. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены взаимосвязи между правительственными и неправительственными организациями публичной дипломатии Германии и её основные направления в США. При этом в статье собран, систематизирован и обобщён новейший фактический материал, позволяющий раскрыть и проанализировать деятельность организаций Германии. В результате доказано, что институты публичной дипломатии Германии широко представлены в США и активно сотрудничают с местными организациями и населением, что положительно сказывается на восприятии государства среди американцев.

EN

Germany s Public Diplomacy Institutions in the United States at the Present Stage

Kuzina O. E.

Abstract. The purpose of the study is to identify the main areas of the activity undertaken by Germany's public diplomacy institutions in the United States. The article examines their initiatives and actions in the United States, analyses advantages and disadvantages of the chosen approaches of Germany's public diplomacy. Relevance of the data is analysed by examining reports and other official publications of the main actors of Germany's public diplomacy. The study is novel in that it is the first to identify interrelationships between governmental and non-governmental organisations of Germany's public diplomacy and its main directions in the United States. At the same time, the article collects, systematises and summarises the latest factual material that makes it possible to provide an insight into and analyse the German organisations' activity. As a result, it is proved that institutions of Germany's public diplomacy are widely represented in the United States and actively cooperate with local organisations and the population, which has a positive effect on the state perception among the Americans.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена эффективностью публичной дипломатии в решении внешнеполитических задач государств на современном этапе, а также недостаточным обобщением опыта её использования. Существующие исследования преимущественно рассматривают программы публичной дипломатии Соединённых Штатов Америки (США), являющихся лидерами в их применении и добившихся значительных результатов. В данном исследовании, напротив, население США представляется в качестве целевой аудитории для осуществления публичной дипломатии Федеративной Республики Германии (ФРГ). Кроме того, рассматривается уникальный опыт государства, ограниченного по историческим причинам в военных ресурсах, но сумевшего восстановить своё положение на международной арене и распространить влияние в том числе за счёт деятельности институтов публичной дипломатии.

В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи: во-первых, определить понятие публичной дипломатии для Германии; во-вторых, рассмотреть деятельность основных акторов публичной дипломатии Германии в США; в-третьих, определить значение институтов публичной дипломатии Германии в США.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210168

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Основными методами исследования выступают системный анализ, сравнительный анализ и институциональный подход, что позволяет установить значение немецких акторов публичной дипломатии для формирования положительного образа среди американского населения.

Теоретической базой исследования, наряду с отчётами и другими документами правительственных и общественных организаций публичной дипломатии Германии, послужили публикации отечественных и зарубежных исследователей публичной дипломатии Германии.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть также полезны для формирующейся мягкой силы России и создания её положительного образа за рубежом.

Публичная дипломатия Германии

На современном этапе взаимоотношения ФРГ и США носят преимущественно положительный и интенсивный характер. Оба государства придерживаются трансатлантической солидарности и западных ценностей, имеют общие приоритеты в сфере безопасности (членство государств в Организации Североатлантического договора - НАТО), тесные экономические связи. При этом Германия признаёт лидирующие позиции США и выступает в качестве их младшего партнёра. Такая позиция рассматривается Федеральным правительством не с точки зрения зависимости, а как возможность усиления ФРГ на международной арене [3, с. 665-666]. Соответственно, интерес Германии во взаимодействии с США остался и будет поддерживаться руководством страны, несмотря на претензии и неординарные заявления бывшего американского президента Д. Трампа. Тем не менее инструменты публичной дипломатии, активно применяющиеся ФРГ и формирующие её положительный образ среди зарубежного населения, способны успешно решать поставленную внешнеполитическую задачу по сохранению сотрудничества даже в условиях осложнения взаимоотношений на официальном уровне.

Понятие «публичная дипломатия» не закреплено в немецких официальных документах. Более того, даже научное сообщество ФРГ только начинает разрабатывать комплексные концепции для Германии, прекращая отождествлять публичную дипломатию и внешнюю культурно-образовательную политику. В работе П. Вит-тига, приверженца концепции мягкой силы Дж. Ная, она дополняется национальными специфическими чертами [26]. Р. Хюльсс исследуют пиар и маркетинг «новой публичной дипломатии» Германии (так называемый национальный брендинг) [24, р. 293-294]. А. Шван рассматривает публичную дипломатию как стратегическую внешнюю коммуникацию государства [25, S. 240-323]. Наконец, К. Ауэр и А. Сругиес расширяют понятие публичной дипломатии Германии благодаря подходам науки о коммуникации и социологии, учитывая деятельность различных акторов в децентрализованной системе, их интересы, институциональные структуры, констелляции и социальные подсистемы [4, р. 12-15].

Кроме того, даже политические деятели Германии редко употребляют понятие «публичная дипломатия». Возможно, основанием такого осторожного использования нового термина является ассоциация публичной дипломатии с пропагандой, что недопустимо для внешнеполитической деятельности современной Германии по историческим причинам [5, S. 98]. Несмотря на это, ФРГ активно использует накопленные ресурсы мягкого влияния для своего усиления на международной арене. При этом практическая деятельность достаточно широкой сети организаций публичной дипломатии Германии устанавливает её концептуальные основы. Учитывая вышеперечисленное, наиболее подходящим определением публичной дипломатии для Германии представляется следующее обозначение:

«Публичная дипломатия Германии - это деятельность правительственных и общественных организаций (преимущественно посреднических) по взаимодействию с зарубежной общественностью для установления взаимопонимания между народами и продвижения привлекательного образа Германии как современного демократического, инновационного и культурного государства европейской цивилизации с высоким уровнем жизни и гражданской активностью» [19].

Институты публичной дипломатии Германии в США

Институты публичной дипломатии Германии можно разделить на правительственные и неправительственные организации. Последние имеют общественный организационно-правовой статус и функционируют по принципу децентрализации, часто являясь посредниками за рубежом по выполнению заказов правительственных организаций. Кроме того, согласно пониманию публичной дипломатии институты можно сгруппировать по направлениям их деятельности.

1. Внешняя культурно-образовательная политика

Данная группа институтов представлена в США Центральным управлением школ за рубежом, Институтом имени Гёте, Германской службой академических обменов, Германским домом науки и инноваций и преимущественно координирующим (в том числе финансирующим) их деятельность Федеральным министерством иностранных дел ФРГ. Согласно официальным сайтам и отчётам, мероприятия и инициативы указанных организаций направлены на продвижение культуры (разноформатные проекты - от цифровых инициатив до дискуссий по архитектуре, кино, устойчивому развитию и тому подобное), немецкого языка (языковые курсы и платформы), обучения в Германии (стипендиальные программы и студенческие обмены). То есть под внешней культурно-образовательной политикой данные институты подразумевают не только культуру

и язык, но и науку и образование. Кроме того, многие проекты организованы совместно с американскими партнёрами: двусторонняя программа школьного обмена - German American Partnership Programme (Федеральное министерство иностранных дел ФРГ и Государственный департамент США) [17], проект «Мир бездомности» (Институт имени Гёте в США и Департамент по борьбе с бедностью г. Лос-Анджелеса) [18], мемориальная стипендия Д. Ф. Кеннеди (Федеральное правительство ФРГ, представители немецкой промышленности и Гарвардский университет) [10].

2. Внешняя научно-исследовательская политика

Федеральное министерство образования и научных исследований ФРГ координирует деятельность в США Американской ассоциации друзей Фонда имени Александра фон Гумбольдта, Общества имени Фраунгофера в США, Общества по содействию наукам имени Макса Планка, Представительства Германского научно-исследовательского общества и немецких высших учебных заведений в рамках Конференции ректоров и президентов высших учебных заведений ФРГ. Прежде всего организации отмечают проведение научных исследований и двустороннюю профессиональную подготовку. При этом существует множество двусторонних соглашений о сотрудничестве между отдельными учреждениями: сотрудничество Федерального министерства образования и научных исследований ФРГ и Национального научного фонда США по нейробиологии. Международный центр Общества по содействию наукам имени Макса Планка представлен в Йельском центре движения за биоразнообразие и глобальные изменения, а представительства Дармштадтского технического университета, Фрайбургского университета, Мюнхенского технического университета и других немецких университетов расположены на базе кампусов североамериканских высших учебных заведений [22].

3. Продвижение политической и внешнеполитической позиции

К данной группе относятся международная телекомпания «Немецкая волна» (Deutsche Welle), представительства общественно-политических фондов в США (Фонд имени К. Аденауэра, Фонд имени Ф. Эберта, Фонд имени Ф. Науманна, Фонд имени Х. Зайделя, Фонд имени Р. Люксембург, Фонд имени Г. Бёлля), а также не представленные на территории США, но активно взаимодействующие с американскими партнёрами немецкие аналитические центры - Фонд «Наука и политика» - Германский институт международной политики и безопасности и Германский Совет по внешней политике. «Немецкая волна», финансируемая за счёт средств федерального бюджета ФРГ, освещает международную деятельность США, а также отмечает действия Германии и ЕС по решению проблем мигрантов и расизма [14; 15]. Общественно-политические фонды, независимые, но идейно близкие к соответствующим политическим партиям, проводят мероприятия для обмена мнениями между политическими деятелями, бизнес-деятелями и учёными из Германии и США по вопросам интенсификации трансатлантических отношений (политическое образование). Также политические фонды поддерживают зарубежных молодых специалистов, обучающихся в Германии и занимающих активную политическую позицию [6; 8; 13; 16; 20; 21]. Наконец, указанные мозговые центры инициируют исследовательские и информационные программы, участвуют вместе с американскими коллегами в форумах и конференциях - Американо-европейский форум по глобальным вопросам Даймлера (Фонд «Наука и политика» и Брукингский институт) [23], сотрудничество Германского Совета по внешней политике с Советом по международным отношениям и другое [8]. При этом все организации группы уточняют, что не подвергают сомнению и поддерживают лидирующую роль США в мире.

4. Продвижение внешней торговли

Данная группа немецких организаций в США состоит из представителей Общества по внешнеэкономическим связям и маркетингу Германии за рубежом в составе внешнеторговых палат при координирующей роли Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ. С точки зрения публичной дипломатии необходимо выделить их информационную деятельность, направленную на позиционирование Германии в качестве равного и надёжного экономического партнёра США, чьи дочерние компании создают самые высокооплачиваемые рабочие места во всех американских штатах в сравнении с другими крупнейшими иностранными работодателями (речь идёт о Японии, Великобритании, Канаде и Франции). Также указанные организации распространяют систему двойного образования Германии в США при содействии немецко-американских торгово-промышленных палат [11]. В совокупности это создаёт положительный образ Германии как «локомотива Европы» среди американцев.

5. Сотрудничество в области устойчивого развития

В данной группе нет институтов, находящихся на территории Северной Америки, что объясняется спецификой деятельности. При координации Федерального министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ исполнительная организация - Немецкое общество международного сотрудничества сотрудничает с США для реализации совместных проектов в странах-партнёрах, получающих помощь для устойчивого развития. Несмотря на акцентирование немецких организаций, что Германия является второй по величине страной-донором после США, чаще государства взаимодействуют между собой в рамках деятельности международных организаций, например Организации экономического сотрудничества и развития [12]. Тем не менее по инициативе Федерального министерства иностранных дел ФРГ Немецкое общество международного сотрудничества участвовало в организации Трансатлантического климатического моста между Германией и США -партнёрстве по защите климата в 2008 году (программы обмена для лиц, принимающих решения в данном вопросе, журналистов, фермеров, предпринимателей и учёных) [10].

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Немецкие институты публичной дипломатии широко представлены на территории Северной Америки и активно взаимодействуют с местными организациями. Учитывая наличие институтов мягкого влияния Германии в США, можно выделить основные направления для двустороннего сотрудничества стран с точки зрения публичной дипломатии, а именно культура, наука и образование, трансатлантические ценности и экономическое взаимодействие. При этом сотрудничество в области устойчивого развития не является профилирующим направлением между странами, так как характеризуется многосторонностью на базе международных организаций. Кроме того, прослеживается связь не только между координирующим публичную дипломатию Германии Федеральным министерством иностранных дел ФРГ и неправительственными организациями, действующими за рубежом, но и между компетентным ведомством и соответственными общественными организациями.

Что касается экспертного анализа, то большинство исследователей положительно оценивают деятельность организаций публичной дипломатии Германии для формирования её благоприятного образа за рубежом, в частности в США. Выделяются такие преимущества, как привлекательное положение неправительственных организаций публичной дипломатии, означающее высокую активность гражданского общества в Германии, что проявляется в деятельности многочисленных институтов, направленных на разные ресурсы мягкого влияния для формирования плюралистического государственного образа [4, p. 27-28]. Непосредственно для американцев гражданская активность является показателем развития государства, чем выше - тем демократичнее, а значит, привлекательнее. Кроме того, правительственные институты-заказчики не ограничивают в действиях институты-исполнителей (посреднические организации) при выполнении поставленных задач, что подавляет ощущение навязывания и пропаганды [1, с. 124-125]. В качестве ещё одного фактора для успеха германской публичной дипломатии указывается индивидуальный подход к государствам пребывания («диалог культур») [2]. Учитывая цели, интересы, культуру и историю США, Германия умело использует идею младшего надёжного партнёра. Однако некоторые немецкие учёные всё же указывают на трудность и длительность построения симметричных межгосударственных отношений, приносящих недостаточную выгоду для политического влияния Германии при использовании научных и культурных ресурсов [26, S. 9-10].

В заключение хотелось бы отметить, что на данном этапе широко представленные институты публичной дипломатии Германии активно формируют положительный образ страны в США. Последовательность, скоордини-рованность и открытость институтов обеспечивают их эффективность для продвижения позитивного имиджа, в том числе среди американского населения. Несмотря на осложнения во взаимоотношениях между Германией и США в период президентства Д. Трампа, представляется, что наработанный опыт сотрудничества, в частности в рамках институтов публичной дипломатии, позволит сохранить особые межгосударственные отношения.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении восприятия американским населением инструментов публичной дипломатии Германии посредством проведения социологических опросов, а также возможностей её цифровых методов при формировании позитивного образа государства за рубежом.

Источники | References

1. Девятков А. В., Кушнир К. А. Внешняя культурно-образовательная политика Германии и развитие немецкой «мягкой силы» // Вестник Пермского университета. Политология. 2016. № 2. С. 118-137.

2. Огнева А. Германия: от культурного империализма к стратегии равноправного партнёрства [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2012. № 4. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/649 (дата обращения: 11.05.2021).

3. Родович Ю. В. Отношения между ФРГ и США в 2009-2018 гг. и их влияние на международные отношения // Via in tempore. История. Политология. 2018. Т. 45. № 4. С. 665-673.

4. Auer C., Srugies A. Public Diplomacy in Germany. Los Angeles: CPD Perspectives on Public Diplomacy Series, Figueroa Press, 2013. 55 p.

5. Bauersachs H. Wandlungsprozesse in der deutschen Auswärtigen Kulturpolitik. Eine mehrdimensionale Analyse am Beispiel der Deutschlandjahre. Wiesbaden: Springer VS, 2019. 263 S.

6. https://dc.fes.de/topics (дата обращения: 25.03.2021).

7. https://dgap.org/de/forschung/programme/programm-amerika (дата обращения: 23.03.2021).

8. https://rosalux.nyc/de/our-work/ (дата обращения: 25.03.2021).

9. https://static.daad.de/media/daad_de/pdfs_nicht_barrierefrei/laenderinformationen/amerika/usa_daad_sachstand.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

10. https://www.auswaertiges-amt.de/en/aussenpolitik/themen/umwelt/-/218178.html (дата обращения: 15.02.2021).

11. https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Aussenwirtschaft/deutsch-amerikanischer-handel.pdf?__blob=publicationFile&v=52 (дата обращения: 28.01.2021).

12. https://www.bmz.de/de/presse/aktuelleMeldungen/2015/juli/20150701_Deutschland-weltweit-zweitgroesster-Geber-fuer-Handelshilfe-Aid-for-Trade/index.html (дата обращения: 09.02.2021).

13. https://www.boell.de/de/navigation/europa-nordamerika-1264.html?dimension1=division_euna (дата обращения: 25.03.2021).

14. https://www.dw.com/en/top-stories/americas/s-12757 (дата обращения: 04.03.2021).

15. https://www.dw.com/en/top-stories/europe/s-1433 (дата обращения: 04.03.2021).

16. https://www.freiheit.org/de/nordamerika (дата обращения: 25.03.2021).

17. https://www.germany.info/us-en/welcome/language-study-research/languageandeducation (дата обращения: 28.02.2021).

18. https://www.goethe.de/ins/us/en/kul.html (дата обращения: 19.03.2021).

19. https://www.gramota.net/materials/9/2020/5/17.html (дата обращения: 01.05.2021).

20. https://www.hss.de/ueber-uns/standorte/washington/ (дата обращения: 25.03.2021).

21. https://www.kas.de/de/web/usa/ueber-uns (дата обращения: 25.03.2021).

22. https://www.kooperation-international.de/laender/amerika/usa/ (дата обращения: 16.03.2021).

23. https://www.swp-berlin.org/projekte/#c542 (дата обращения: 23.03.2021).

24. Hülsse R. The Catwalk Power: Germany's New Foreign Image Policy // Journal of International Relations and Development. 2009. Vol. 12. P. 293-316.

25. Schwan A. Werbung statt Waffen. Wie strategische Außenkommunikation die Außenpolitik verändert. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2011. 397 S.

26. Wittig P. Die Rolle und das Verständnis von Soft Power in der Deutschen Außenpolitik // Außenwissenschaftspolitik - Wissenschaftsaußenpolitik. Arbeits- und Diskussionspapier 7/2007. Bonn: Alexander von Humboldt-Stiftung; Stiftung Wissenschaft und Politik, 2007. S. 8-10.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Кузина Оксана Евгеньевна1

1 Санкт-Петербургский государственный университет

Kuzina Oxana Evgen'evna1 1 Saint Petersburg State University

1 okkuzina93@rambler.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.04.2021; опубликовано (published): 31.05.2021.

Ключевые слова (keywords): публичная дипломатия Германии; акторы публичной дипломатии Германии; правительственные организации Германии; общественные организации Германии; имидж Германии за рубежом; Germany's public diplomacy; actors of Germany's public diplomacy; German governmental organisations; German non-governmental organisations; Germany's image abroad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.