УДК 338.2
DOI: 10.30987/article_5b05328f2e8ec3.94402231
Е.Н. Стрижакова, Д.В. Стрижаков, И.А. Кузовлева
ИНСТИТУТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проанализированы существующие направления экономической политики государства, показано их воздействие на промышленность страны. Подробно рассмотрены специальные институты промышленной политики. Проведен анализ Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»,
выделены основные детерминанты развития промышленности страны.
Ключевые слова: промышленная политика, институты, инструменты управления, механизмы, государственное управление, федеральный закон, системная эффективность.
E.N. Strizhakova, D.V. Strizhakov, I.A. Kuzovleva
INSTITUTES OF INDUSTRIAL POLICY IN RUSSIAN FEDERATION
The existing directions of the state economic policy are analyzed, their impact on the country's industry is shown. Specialized institutes of industrial policy are considered in detail. The analysis of the Federal Law of December 31, 2014 No. 488-FZ "On industrial policy in the Russian Federation", outlines the main
determinants of the development of the industry of the country.
Key words: industrial policy, institutions, management tools, mechanisms, public administration, federal law, system effectiveness.
Введение
Современное состояние промышленности не оставляет сомнения в необходимости осуществления промышленной политики. Однако вопрос о методах, направ-
лениях, механизмах и институтах ее осуществления является до конца не решенным.
Институты и политика: теоретические п
В экономической теории под институтами принято понимать формальные и неформальные законы, правила поведения и непосредственно организации, их определяющие. В дальнейшем в данной статье, согласно Дугласу Норту, институтами будем считать «правила игры в обществе ... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [8], а также механизмы принуждения, используемые в процессе управления. При этом под механизмами принуждения будем понимать «управление, ибо именно оно предполагает понуждение к действию одних агентов со стороны других, чтобы достичь необходимых поставленных целей» [15].
В зависимости от того, в какой мере и на что именно направлены действия государства при осуществлении промышленной политики, принято выделять два ос-
новных типа промышленной политики: мягкий и жесткий. Мягкий тип, называемый иначе рыночным, подразумевает ограниченное использование инструментов планирования и государственного регулирования. Он направлен на осуществление согласования интересов государства, общественных организаций и непосредственно промышленных предприятий. При этом регулирование внешней торговли отсутствует, управленческие усилия институтов регулируют рыночную систему взаимоотношений. Установление цен на продукцию, полуфабрикаты, комплектующие, использующиеся в процессе производства, топливо и энергию происходит на рынке, отсутствует влияние государства на этот процесс. Налоговая политика осуществляется только в аспекте возможного предоставления льгот для предприятий определенных видов экономической деятельно-
сти. Регулирование государством трудовых отношений на промышленных предприятиях не отличается от процесса регулирования этих же отношений на предприятиях, относящихся к другим секторам экономики. Максимальное воздействие государственных институтов проявляется в процессе защиты интеллектуальной собственности, активное развитие получают механизмы защиты патентовладельцев. Именно такой тип промышленной политики осуществлялся в Российской Федерации начиная с 1990-х и по 2000-е годы.
Этатистская промышленная политика, являющаяся полной противоположностью политики невмешательства, представляет собой политику, основанную на государственном управлении и директивном планировании. Желаемым результатом осуществления такого типа промышленной политики является создание необ-
ходимой структуры экономики и промышленности, а также достижение промышленной системой установленных заранее ключевых показателей, таких как доля промышленности в ВВП, число занятых, уровень рентабельности промышленных производств, технологический уровень и т.д. Как следует из названия данного типа политики, в процессе ее реализации активно используются механизмы государственного планирования, защита внутреннего рынка промышленной продукции с помощью введения тарифов и пошлин, регулирование валютного курса. Для развития приоритетных секторов промышленности используются прямые государственные вливания в виде бюджетных субсидий. Названный тип осуществления промышленной политики, на наш взгляд, является приоритетным в настоящее время.
Классификация институтов промышленной I
Определив некоторые теоретические положения, следующим шагом целесообразно, на наш взгляд, провести систематизацию институтов и инструментов, которые обладают потенциальной способностью оказывать влияние на изменение качественного и количественного состояния отечественной промышленности. При этом в роли ключевых критериев классификации примем к использованию понятия «точка приложения усилий» и «масштаб влияния (воздействия) институтов». Учитывая принятое выше условие, на сегодняшний момент позволительно выделить два базовых типа институтов, оказывающих влияние на промышленность.
Первый тип представляет собой макроинституты, то есть те организации и механизмы воздействия, которые оказывают влияние на экономику страны (ряда стран) в целом, не ставя своей главной целью управление промышленной системой.
Среди таких институтов резонно выделить транснациональные и национальные. Транснациональные институты оказывают воздействие и регулируют отношения в экономиках двух и более стран. Таковыми являются:
литики в России
• международные организации (например Всемирная торговая организация);
• торговые соглашения;
• альянсы;
• механизмы санкций.
Национальные институты основной
своей задачей ставят формирование и реализацию экономической политики конкретной страны. При этом отмеченное вовсе не означает отсутствие воздействия национальных институтов на условия ведения бизнеса в иных странах. Во многом как раз именно поведение и управленческие воздействия национальных институтов предопределяют тенденции в мировой экономике, являясь причиной большинства кризисных явлений. Национальные институты, в принятом контексте, обслуживают прежде всего интересы государства и бизнеса конкретной страны. Общемировые тенденции и последствия для экономик других стран принятых национальными институтами решений и предпринятых действий имеют более низкую значимость, более низкий уровень существенности, нежели интересы национальной экономики и национальных бизнес-структур. Планируемые к принятию национальными ин-
ститутами решения и действия рассматривают систему обратных внешнеполитических и внешнеэкономических связей как определенную систему ограничений (и возможностей) для функции результирующего экономического эффекта с использованием в качестве аргумента понесенных экономических и политических издержек и затрат.
Как было указано ранее, одной из ключевых, а может быть, и главной задачей национальных институтов является формирование и реализация экономической политики конкретной страны. При этом в ее рамках особую роль играет промышленная политика, поскольку именно
эффективная промышленная политика позволяет во многом обеспечить целевые установки и вызовы современных конкурентных противоборств, создать условия для развития экономики, ориентированной на инновации, обеспечить так называемый инновационный путь развития страны.
На текущий момент можно выделить десять основных направлений экономической политики государства, в той или иной мере затрагивающих интересы развития промышленности, а также определить области соприкосновения упомянутых направлений с промышленной политикой (табл. 1).
Таблица 1
Связь промышленной политики с другими видами и направлениями государственной
политики1
Вид государственной политики Область пересечения с промышленной политикой
Бюджетная политика Вложения в обновление основных фондов, расширение производства, предоставление дотации, субсидий (субсидирование части процентной ставки, предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности), предоставление субвенций, выделение бюджетных ассигнований на поддержку производства высокотехнологичной продукции, внедрение механизма возвратного финансирования в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в сфере промышленности
Внешнеэкономическая политика Протекционизм, установление таможенных пошлин для иностранных товаров, введение тарифов, создание особых экономических зон с льготной таможенной и налоговой политикой, привлечение иностранного капитала, препятствия для вывоза капитала за рубеж, создание совместных предприятий
Денежно-кредитная политика Регулирование общей экономической ситуации в стране. Доступность кредитов для промышленных предприятий
Инвестиционная политика Инвестиции в различные виды экономической деятельности промышленности
Налоговая политика Снижение налога на прибыль, механизм возвратного налогового финансирования, повышение ставок налогообложения для оборудования с высокой степенью износа
Оборонная политика и политика в сфере безопасности Продукция и услуги оборонного назначения, управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса, федеральная контрактная система, система подготовки специалистов по госзаказу
Образовательная политика Интеграция науки, производства и образования. Государственный заказ на подготовку необходимых специалистов и рабочих кадров
Политика в области труда и занятости Обеспечение потребностей промышленности работниками необходимых специальностей и квалификации
Региональная политика Размещение предприятий, использование природных ресурсов. Создание благоприятного инвестиционного климата в регионе. Оказание информационной и инвестиционной помощи предпринимателям, предоставление субсидий
Социальная политика Государственное воздействие на промышленные предприятия с целью выполнения последними социальных обязательств (например, предоставление рабочих мест для определенных категорий граждан)
1 Таблица полностью приведена в работе [14].
Далее, не ставя задачей определение всех возможных институтов, оказывающих влияние на промышленность (в процессе реализации мероприятий, входящих в сферу их компетенции), перечислим некоторые из них. При этом учтем те их меро-
приятия, которые рядом авторов выделяются как мероприятия, необходимые к осуществлению в рамках промышленной политики (табл. 2; институты перечислены в алфавитном порядке).
Таблица 2
Институты и осуществляемые мероприятия [2 - 7; 9 - 13; 16; 17]
Институт Суть мероприятия или механизма воздействия
Комиссия Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Борьба с коррупцией
Министерство культуры РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ Развитие и поддержка культурной и социальной сферы
Министерство образования и науки РФ Поддержка науки
Интеграция образования, производства и науки
Министерство промышленности и торговли РФ Выработка единой системы для координации ФЦП и программ поддержки промышленности
Поощрение горизонтальной и вертикальной интеграции
Информационно-консультационная поддержка
Стимулирование НИОКР
Централизованное государственное планирование
Интеграция образования, производства и науки
Создание государственной информационной системы промышленности
Министерство транспорта РФ Развитие железнодорожных перевозок
Улучшение транспортной инфраструктуры
Министерство труда и социальной защиты РФ Повышение величины человеческого капитала
Министерство финансов РФ Введение пошлин на товары иностранного производства
Повышение уровня жизни населения для увеличения доли инвестиций в создаваемом продукте
Корректировка налоговых ставок
Министерство экономического развития РФ Государственно-частное партнерство
Стимулирование НИОКР
Финансово-промышленные группы
Введение пошлин на товары иностранного производства
Повышение уровня жизни населения
Разработка механизма защиты инвестиций
Министерство энергетики РФ Снижение цен на энергоресурсы
Минюст России, МВД России Разработка механизма защиты инвестиций
Органы государственной власти, органы местного самоуправления Поддержка в сфере кадрового потенциала
Создание государственной информационной системы промышленности
Органы государственной исполнительной власти Субсидирование процентной ставки по кредиту
Обеспечение льготного кредитования субъектов инвестиционной деятельности
Создание индустриальных парков, промышленных кластеров, промышленных агломераций
Специальный инвестиционный контракт
Окончание табл. 2
Институт Суть мероприятия или механизма воздействия
Правительство РФ Повышение уровня жизни населения
Создание особой экономической зоны
Региональные органы власти Финансово-промышленные группы
Современный аналог Госплана Централизованное государственное планирование
Федеральная служба по интеллектуальной собственности Закупка лицензий за рубежом Охрана интеллектуальной собственности
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Закупка лицензий за рубежом
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом при непосредственном контроле Администрации Президента РФ Национализация стратегических ресурсов страны
Центральный банк РФ Снижение ключевой ставки
Таким образом, наглядно видно, что существует множество институтов, оказывающих косвенное воздействие на промышленную систему страны.
Второй тип институтов - мезоинсти-туты, призванные развивать конкретную систему, в нашем случае промышленность, ее отдельный сектор или даже вид экономической деятельности.
В принятом для данной статьи контексте ключевым институтом, нормативно-правовым актом, согласно которому происходит формирование и реализация промышленной политики в России, является ФЗ № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. Данный закон состоит из пяти глав и двадцати трех статей, содержит базовые понятия в названной сфере, закрепляет цели, задачи и принципы ПП, полномочия субъектов рассматриваемых отношений и пр. [1]. Согласно данному ФЗ, участниками формирования и реализации промышленной политики являются органы государственной власти на трех уровнях управления (федеральном, региональном и местном), Счетная палата РФ, организации инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, субъекты деятельности в сфере промышленности.
В целях систематизации основные субъекты формирования и реализации промышленной политики в Российской Федерации авторами сведены в единую схему (рисунок).
Региональный и местный уровни представлены на примере Брянской обла-
сти и города Брянска соответственно. Наглядно видно, что на всех уровнях управления существует значительное количество институтов формирования и реализации промышленной политики. Однако вместе с тем имеются и проблемы.
Первая проблема заключается в следующем: согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017), промышленная политика не относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения, несмотря на то что, согласно Федеральному закону № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г., существует муниципальный уровень осуществления промышленной политики.
Вторая проблема связана с тем, что использование на промышленную политику межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений запрещено (согласно статье 8 ФЗ № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г.). Следовательно, если бюджет городского округа или муниципального района является дефицитным, то органы власти не имеют ресурсов для осуществления промышленной политики.
I Федеральным уровень
• Органы: государственной власти РФ
• Счетная палата РФ
• Государственные корпорации (Росюосмос. Росатом)
• Центральный банк РФ
• Федеральная служба по жшогичесжому, технологическому н атомному вадзору
• Агентство по технологическому развитию
• Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов
• Союз промышленников и предпринимателей
• Фонд развития промышленное™
• Государственная ышпания '^Российская корпорация нанотехнологни*
• Цгнтр злгороиньтт; тортов Ь^Ь
ПРегиональным уровень
• Правительство Брянский области
• Брянская областная дума
• Департамент промышленности, транспорта и связи
• Департамент финансов
• Департамент зтномики
• Управление государственны}; закупок Брянский области
• Региональные координационные совещательные органы в еффе промышленности (региональной объединений работодателей «Брянская областная а;;опиапия промышленных и коммерческих предприятий:)
III Мунмммп а льнын уровень
• А гтугшшетрлтшя г Крянсь-д
• Представительный орган местного самоуправления (горсовет г. Брянска)
• Контрольно-лешая палата
---
IV Организации инфраструктуры поддержки деяте льности в сфере промышленности; субъекты деяте льности в сфере промышленности
• Брянская областная общественная организация всероссийского обшества изобретателей и рационализаторов
• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
• Фонд поддфжкн малого и среднего предпринимательства '¡Брянская микрофинансовая организация:
• Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Брянской области ■(Брянский гарантийный фонд»
• Портал малого и среднего предпринимательства Брянской области
• Уполномоченный по запште прав предпринимателей в Брянский области
• ГАУ "Брянский областной бизнес-инкубатор*
• «РИЦ-Брянская область»
• Брянская ТПП
• Брянский микрофинансовый фонд (¡Новый мир»
• Государственное бюджетное учреждение "Агентство по сопровождению
ИНБВСТШШОННЫХ ПрОВКТОБ»
• Юридический лица
Рис. Субъекты формирования и реализации промышленной политики
Третья проблема связана с тем, что у муниципалитетов отсутствует заинтересованность в осуществлении мероприятий промышленной политики. Анализ бюджетной эффективности, проведенный органами власти города Брянска и Брянской области, показал, что предоставление налоговых льгот и субсидирование процентной ставки по кредитам промышленных предприятий снижает общую сумму поступлений налоговых платежей в об-
ластной и городской бюджеты. Мероприятия, заключающиеся в модернизации производств, оказываются убыточными для бюджета города, поскольку никаких дополнительных отчислений они не предусматривают. От реализации нового инвестиционного проекта, в результате которой создается новый промышленный объект, в бюджет города поступает только 0,1% от вложенной суммы [13].
Таким образом, необходимо пересмотреть существующее законодательство для устранения указанных институциональных проблем, а также предоставления
Заключение
Итак, в настоящее время в зависимости от того, в какой мере и на что именно направлены действия государства при осуществлении промышленной политики, выделяют мягкий и жесткий типы промышленной политики.
Мягкий тип подразумевает ограниченное использование инструментов планирования и государственного регулирования. Жесткий тип основан на государственном управлении и директивном планировании.
С позиций точки приложения усилий и масштаба влияния (воздействия) инсти-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. - Режим доступа: Шр ://Ьа8е^агап!ги/7083313 8/Шеп&.
2. Бодрунов, С.Д. Модернизация России. Вариант Витте / С.Д. Бодрунов // Город 812. - 2015. - № 9. - С. 27-31.
3. Бондаренко, В.М. Мировоззренческий подход к выработке предложений по развитию новой экономики, основанной на развитии несырьевого производства, современных технологиях и реализации человеческого потенциала / В.М. Бондаренко // Интеграл. -2014. - № 2. - С. 68-72.
4. Вечканов, Г.С. Неоиндустриализация и модернизация / Г.С. Вечканов // Экономист. -2012. - № 9. - С. 39-47.
5. Губанов, С.С. Державный прорыв. Новая индустриализация России и вертикальная интеграция / С.С. Губанов. - М.: Книжный мир, 2012. - 224 с.
6. Губанов, С.С. Системный выбор России и уровень жизни / С.С. Губанов // Экономист. -2011. - № 11. - С. 12.
7. Давыдов, Б. Организационные аспекты неоиндустриального развития / Б. Давыдов // Экономист. - 2012. - № 6. - С.43-48.
8. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с. - (Современная институционально -эволюционная теория).
9. Калашников, И.Б. Факторы актуализации неоиндустриальных преобразований производи-
ресурсов для осуществления мероприятий, направленных на стимулирование деятельности в сфере промышленности.
тутов на промышленную политику выделяют макро- и мезоинституты. Первые оказывают на нее косвенное, опосредованное воздействие, вторые ее непосредственно формируют и реализуют.
От качества принятых и планируемых к принятию решений и действий, организации эффективного менеджмента, разрешения конфликта интересов макро- и мезоинститутов промышленной политики зависит степень ее полезности для развития промышленности и инновационного потенциала экономики страны.
тельных сил России / И.Б. Калашников, И.А. Сушкова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 3-1. - С. 232-240.
10. Нешитой, А. Неоиндустриализация как основа возрождения промышленного потенциала / А. Нешитой // Экономист. - 2014. - № 10. - С. 3-9.
11. Примаков, Е.М. Выступление на Абалкинских чтениях: круглый стол «Экономический рост России» по теме «Россия на политико-экономической карте мира: тенденции, прогнозы, перспективы» (стенограмма) / Е.М. Примаков // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2012. - № 158. - С. 72-74.
12. Пьянкова, К.В. Государственно-частное партнерство: преимущества и недостатки для государства и бизнеса / К.В. Пьянкова, Н.Н. Косвинцев // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». - 2010. - № 4. - С. 12-19.
13. Стрижакова, Е.Н. Промышленная и инвестиционная политика на муниципальном уровне: уязвимые места / Е.Н. Стрижакова, Д.В. Стрижаков // ЭКО. - 2014. - № 9. - С. 39-49.
14. Стрижакова, Е.Н. Развитие методологии формирования промышленной политики в России: структурно-институциональный и ресурсно-факторный подход: дис. ... д-ра экон. наук / Е.Н. Стрижакова. - М., 2018.
15. Сухарев, О.С. Теория экономической дисфункции / О.С. Сухарев. - М.: Машиностроение, 2001. - 212 с.
16. Сухарев, О.С. Индустриальная политика: эволюция, институты и управление / О.С. Сухарев, Е.Н. Стрижакова. - М.: Ленанд, 2015. - 160 с.
17. Татаркин, А.И. Теоретические основы и этапы новой индустриализации экономики России / А.И. Татаркин, О.А. Романова // Наука и обра-
1. Federal Law No. 488 "On Industrial Policy in the Russian Federation" of December 31, 2014 - Access Mode: http://base.garant.ru/70833138/#friends.
2. Bodrunov, S.D. Modernization of Russia. Variant Witte / S.D. Bodrunov // City 812. - 2015. - № 9. -P. 27-31.
3. Bondarenko, V.M. World outlook approach to the development of proposals for the development of a new economy based on the development of non-primary production, modern technologies and the realization of human potential / V.M. Bondarenko // Integral. - 2014. - No. 2. - P. 68-72.
4. Vechkanov, G.S. Non-industrialization and modernization / G.S. Vechkanov // The Economist. -2012. - No. 9. - P. 39-47.
5. Gubanov, S.S. Power breakthrough. New industrialization of Russia and vertical integration / SS. Gubanov. - Moscow: The Book World, 2012. - 224 p.
6. Gubanov, S.S. System choice of Russia and standard of living / SS. Gubanov // The Economist. -2011. - No. 11. - P. 12.
7. Davydov, B. Organizational aspects of neo-industrial development / B. Davydov // Economist. - 2012. - No. 6. - P.43-48.
8. Institutions, institutional changes and functioning of the economy / Trans. with English. A.N. Nesteren-ko; pref. and scientific. Ed. B.Z. Milner. - M .: Fund of the economic book "Elements", 1997. - 180 p. - (Modern Institutional Evolutionary Theory).
9. Kalashnikov, I.B. Factors of actualization of the neo-industrial transformations of the productive forces of Russia / I.B. Kalashnikov, I.A. Sushkov // Izvestiya of the Tula State University. Economic and legal sciences. - 2014. - No. 3-1. - P. 232-240.
Сведения об авторах:
Стрижакова Екатерина Никитична, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Брянского государственного технического университета, Тел. 56 - 88 - 52, е-mail: kathystr@inbox.ru. Стрижаков Дмитрий Валерьевич, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Брянского
Strizhakova Ekaterina Nikitichna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Bryansk State Technical University, Tel. 5б - 88 - 52, e-mail: kathy-str@inbox.ru.
Strizhakov Dmitry Valerievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Bryansk State Tech-
зование Большого Алтая. - Режим доступа: http://rectors.altstu.ru/periodical/publish/2014/01/0 1 02/01 .pdf.
10. Unshitted, A. Non-industrialization as the basis for the revival of industrial potential / A.Neshitoy // The Economist. - 2014. - No. 10. - P. 3-9.
11. Primakov, E.M. Speech at the Abalkin Readings: Round Table "Economic Growth of Russia" on the topic "Russia on the Political and Economic Map of the World: Trends, Forecasts, Prospects" (transcript) / Е.М. Primakov // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. - 2012. - No. 158. - P. 72-74.
12. Pyankova, K.V. Public-private partnership: advantages and disadvantages for the state and business / K.V. Pyankova, N.N. Kosvintsev // Bulletin of Perm University. Series "Economy". - 2010. -No. 4. - P. 12-19.
13. Strizhakova, E.N. Industrial and Investment Policy at the Municipal Level: Vulnerabilities / E.N. Strizhakova, D.V. Strizhakov // ECO. - 2014. - No. 9. - P. 39-49.
14. Strizhakova, E.N. Development of the methodology for the formation of industrial policy in: structural and institutional and resource-factor approach: dis. ... Dr. Econ. Sciences / E.N. Strizhakova. - M., 2018.
15. Sukharev, O.S. Theory of economic dysfunction / OS. Sukharev. - M .: Mechanical Engineering, 2001. - 212 p.
16. Sukharev, O.S. Industrial Policy: Evolution, Institutions and Management / O.S. Sukharev, E.N. Swift-cove. - Moscow: Lenand, 2015. - 160 p.
17. Tatarkin, A.I. Theoretical foundations and stages of the new industrialization of the Russian economy / A.I. Tatarkin, OA Romanova // Science and Education of the Greater Altai. - Access mode: http://rectors.altstu.ru/periodical/publish/2014/01/0 1_02/01.pdf.
Статья поступила в редколлегию 28.03.18.
Рецензент: д.э.н., профессор Брянского государственного университета Горбов Н.М.
государственного технического университета, Тел. 56 - 88 - 52, е-mail: dimasval@mail.ru. Кузовлева Ирина Анатольевна, д.э.н., зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» Брянского государственного инженерно-технологического университета, Тел. 74 - 05 - 33, е-mail: mail@bgitu.ru.
nical University, Tel. 5б - 88 - 52, e-mail: di-masval@mail.ru.
Kuzovleva Irina Anatolievna, Doctor of Economic Sciences, Head. Department of Economics and Management of the Bryansk State Engineering and Technology University, Tel. 74 - 05 - 33, e-mail: mail@bgitu.ru.