54
ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА -ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
В
ЕСТНИК
университета
О.Е. Кугафина (МПОА)
Мария Викторовна ВАРЛЕН,
директор Института «Аспирантура и докторантура», профессор кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Институты представительной демократии в научном наследии профессора Е. И. Козловой
Аннотация. Статья посвящена анализу и консолидации основных выводов о правовой природе и особенностях отечественных институтов представительной демократии в трудах профессора, доктора юридических наук Екатерины Ивановны Козловой. Сделан вывод о том, что представительные органы и воля народа оставались научным интересом основоположника современного конституционализма на протяжении всего исследовательского пути. С точки зрения вневременного характера суждений и правоприменимости в действующих реалиях анализируются элементы и институты представительной демократии: сессионный порядок работы; заседания как форма деятельности; формирование вспомогательных и рабочих органов, которые, в свою очередь, не могут быть отнесены к самостоятельном институтам представительной демократии; отзыв, отчеты, предварительные обсуждения решений как формы связи депутатов с избирателями; принцип гласности и подробная правовая регламентация деятельности. Поддерживается отрицательная оценка Екатериной Ивановной отказа от процедуры конституирования представительных органов.
Ключевые слова: Е. И. Козлова, конституция, представительные органы, представительная демократия, воля народа, государство, конституирование, императивный мандат.
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.112.12.054-063
© Варлен М. В., 2023
Maria V. VARLEN, Director of the Institute "Postgraduate and Doctoral Studies", Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Associate Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Institutes of representative democracy in the scientific heritage of Professor E. I. Kozlova Abstract. The article is devoted to the analysis and consolidation of the main conclusions about the legal nature and features of domestic institutions of representative democracy in the works of Professor, Doctor of Law Ekaterina Ivanovna Kozlova. It is concluded that representative bodies and the will of the people remained the scientific interest of the founder of modern constitutionalism throughout his entire research career. From the point of view of
в
ЕСТНИК Варлен М. В.
the timeless nature of judgments and law enforcement in current realities, the elements and institutions of representative democracy are analyzed: sessional order of work; meetings as a form of activity; the formation of auxiliary and working bodies, which, in turn, cannot be classified as independent institutions of representative democracy; feedback, reports, preliminary discussions of decisions as a form of communication between deputies and voters; the principle of transparency and detailed legal regulation of activities. Ekaterina Ivanovna's negative assessment of the rejection of the procedure for constituting representative bodies is supported. Keywords: E. I. Kozlova, constitution, representative bodies, representative democracy, will of the people, state, institutionalization, imperative mandate.
0 октября 2023 г. в календаре у представителей юридического сообщества ^ / отмечено как столетие со дня рождения Екатерины Ивановны Козловой — это день памяти великого конституционалиста, первого историка науки советского государственного права1, профессора Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженного деятеля науки РФ, лауреата премии Президента России.
При этом Екатерина Ивановна никогда не занималась умозрительной наукой — востребованность и практикориентированность ее трудов были определены стремлением «глубокого ознакомления с организационной деятельностью органов государственной власти»2 и собственным продолжительным опытом деятельности в качестве депутата Бауманского районного совета, представителя власти.
Представительная демократия в целом, вопросы организации и функционирования представительных органов власти были первым научным интересом Екатерины Ивановны и оставались лейтмотивом основных ее трудов. На протяжении своего научного пути профессор исследовала и обосновывала закономерности развития концептуальных основ народовластия в России3, формулируя фундаментальные выводы об институтах представительной демократии как о конституционных ценностях4.
Важнейшая ценность научного наследия Е. И. Козловой заключается в том, н
что независимо от политического режима государства, изменения и усложнения
ТО
1 Куприц Н. Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1971. И q
2 Фадеев В. И. Екатерина Ивановна Козлова: классик при жизни // Lex russica. 2016. № 3.
А 1 J
С. 12. ОП
3 Козлова Е. И. Эволюция концептуальных основ народовластия в РФ // Народовластие Q Р и права человека : материалы IV Международной научно-практической конференции,
проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским ин- У К
ститутом — филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной Ц °
службы при Президенте РФ 19—22 октября 2012 г. М., 2012. С. 51—55. ПШ
4 Козлова Е. И. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституиро- ¡¡¡О
-L m
ваться) // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации : материалы Международной научно-теоретической конференции 4—6 декабря 2008 г. М., 2009. О I С.25—31. ПРАВА
>
5 6 ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА - ^Т^ЕСТНИК
56 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА £3
ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета
системы народного представительства предложенное ею определение истинной природы представительной демократии, иные теоретические выводы имеют четкие границы правовых моделей и не теряют своей актуальности и возможности практической реализации. Более того, в Конституции России с учетом внесенных поправок 2020 г, а также в действующем законодательном регулировании можно найти отражение системных, комплексных идей Екатерины Ивановны, опубликованных в середине прошлого века. К ним относятся: конституционное закрепление перечня субъектов законодательной инициативы и стадий законодательного процесса; легальное определение статуса депутата; образование системы рабочих и вспомогательных органов при представительных органах власти5.
Вышесказанное подтверждает, что научные позиции Е. И. Козловой об институтах представительной демократии обоснованно приводить в части концептуальных основ и правовой природы, в том числе вне терминологии, отражающей отдельные аспекты идеологии различных периодов развития Советского государства.
В тексте диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Городской совет депутатов трудящихся» Е. И. Козлова, исходя из действовавшего в период подготовки работы политического режима, анализирует отдельные аспекты социалистического демократизма и демократического централизма, при этом делает в значительной мере актуальный для современной науки вывод о том, что представительный орган на местах должен обеспечивать гармоническое сочетание общегосударственных и местных интересов, стремиться к всемерному расширению связи с населением6.
Примечательно, что Конституционный Суд РФ в той или иной форме повторяет данную позицию Екатерины Ивановны, рассматривая вопросы права и определяя природу местного самоуправления и его представительных органов, и в своих решениях многократно подчеркивает их взаимосвязь с населением и наибольшую близость в единой системе публичной власти7.
5 Козлова Е. И. Процедура деятельности представительных органов власти в СССР // Советское государство и право. 1971. № 1. С. 88.
6 Козлова Е. И. Городской совет депутатов трудящихся : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953. С. 8.
7 Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1374 ; определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 830-0-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Зурабова Муссы Алиевича и Имагожева Гилани Зелимхановича на нарушение их конституционных прав Законом Республики Ингушетия «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Ингушетия "О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. № 6 ; постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П по
в
ЕСТНИК Варлен М. В.
Для Е. И. Козловой советы как представительные органы в системе выражения и проведения в жизнь государственной воли олицетворяют народ как ее носителя. Государственная власть, по замечанию профессора, не переходит к представительному органу от народа, неотделима от него, и должна осуществляться строго в его интересах и воле8. Здесь важно указать на особое мнение Екатерины Ивановны о том, что представительные органы непосредственно участвуют в определении формы и содержания воли народа, консолидируют различные мнения в единую и организованную, превращают ее в государственную волю9.
При этом Е. И. Козлова опровергала позицию приверженцев «чистой демократии» о том, что воля народа, составляющая содержание народовластия, является суммарной волей отдельно взятых членов общества, указывая на то, что процесс формирования воли народа — это сложный результат взаимодействия социальных слоев общества10.
Академик О. Е. Кутафин, уделяя большое внимание этому вопросу, писал, что народовластие есть принадлежность всей власти народу.
В докторской диссертации «Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа» Екатерина Ивановна определяет взаимосвязи между институтами представительной демократии и волей народа, представляет обобщенную характеристику проявлений представительной природы советов через порядок их формирования, предметы ведения и формы деятельности. Екатерина Ивановна обосновывает, что демократические принципы избирательного права, периодическое переизбрание советов, социальный состав депутатов, обновляемость депутатского состава являются важнейшими факторами, обеспечивающими подлинный характер представительной демократии11.
В опубликованных непосредственно перед защитой диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук трудах Екатерина Ивановна подчеркивала, что голосование, лежащее в основе формирования представительной демократии, не может быть взято в отрыве от факторов, составляющих основу
делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования — городского округа «Город Чита» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2190 ; постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 № 9-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 тР
и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного ^ ф
самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н. М. Саво-
л 11
стьянова // СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3239.
8 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском госу- р Р дарстве // XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы государственно-правовой науки :
сборник научных трудов. М. : ВЮЗИ, 1984. С. 20. У К
9 Козлова Е. И. Представительные органы государственной власти в СССР : учебное
пособие. М., 1974. С. 12. §Ш
10 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском госу- Н О дарстве. С 11. О^
11 Козлова Е. И. Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа : авто- О | реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973. С. 8. ПРАВА
>
58 профессор е. а. Козлова - ^Т^ЕСТНИК
58 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА £3
ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета
возникновения «общей воли», и само по себе является важным условием формирования единой воли народа12.
Среди характерных черт форм деятельности органов представительной демократии Е. И. Козлова называла особые требования, предъявляемые к гласности их работы, в том числе публикацию материалов: официальных сообщений, стенографических отчетов13. Профессор подчеркивала, что и широкий круг форм деятельности сам по себе имеет правовое значение для представительных органов.
Особая компетенция представительных органов включает в себя исключительные и опосредованные формы реализации полномочий: контроль за деятельностью исполнительных органов, утверждение планов развития (в определенной степени аналогов современных государственных стратегий) и бюджета14.
При этом наиболее важна и в полной мере отражает природу институтов представительной демократии такая характеристика компетенции представительных органов, как сессионность работы и надлежащая к ней подготовка, рассмотрение наиболее важных и актуальных вопросов: «Регулярное проведение сессий дает возможность советам поддерживать тесную и постоянную связь с населением, выявлять его нужды, систематически контролировать деятельность подчиненных органов управления»15.
В дальнейших своих трудах Е. И. Козлова определяет, что «формой деятельности Советов являются не сессии, а заседания советов, проводимые в сессионном порядке»16. Разница определялась Екатериной Ивановной в правовых конструкциях: сессии созывались актом подотчетных совету органов, президиумом или исполкомом, в то время как именно заседания самостоятельно учреждались и определялись самим представительным органом, т.е. исходили из собственно его полномочий и природы.
Более того, в своих научных исследованиях Е. И. Козлова отстаивает идею истинной природы представительной демократии, критикуя «косвенные» ее формы. В частности, Екатерина Ивановна не считала возможным отнесение к числу представительных органов президиумов, избираемых верховными советами17, в силу значительной разницы в правовой природе формирования, назначения органов, их роли в осуществлении функций государства. В самом содержании правовой природы профессор подчеркивала двойственные основы представительных органов, которые сочетают в себе черты государственной и общественной организации18.
12 Козлова Е. И. Воля советского народа // Советское государство и право. 1972. № 9. С. 21.
13 Козлова Е. И. Процедура деятельности представительных органов власти в СССР // Советское государство и право. 1971. № 1. С. 88.
14 Козлова Е. И. Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа. С. 21.
15 Козлова Е. И. Местные органы государственной власти в СССР : лекция для студентов ВЮЗИ. М., 1958. С. 47.
16 Козлова Е. И. Сессионная деятельность местных советов депутатов трудящихся // Труды ВЮЗИ. Вопросы развития и совершенствования органов народного представительства в СССР. 1966. Т. 7. С. 106.
17 Козлова Е. И. Представительные органы государственной власти в СССР С. 11.
18 Козлова Е. И. Местные органы государственной власти в СССР / ред. колл. : Ф. И. Кали-нычев, Б. П. Кравцов, А. Л. Недавний. М., 1967. С. 34.
в
ЕСТНИК Варлен М. В.
В этом аспекте важно подчеркнуть, что представительные органы, по мнению Екатерины Ивановны, не могут быть оторваны от народа, составлять автономную государственную структуру. Анализируя соотношение правового опыта советского государства и зарубежных стран, Е. И. Козлова указывает, что «представительство... выступает как само представительство народа. Народ сам себя представляет, сам осуществляет государственную власть через представительные органы, а не передает им свою власть и свой суверенитет» 19.
То есть Екатерина Ивановна делает вывод, отчасти противоположенный теоретическим разработкам, устоявшимся к данному историческому периоду: посредством выборов не происходит передача народом своей власти, меняется только форма ее осуществления. И сегодня сложно не согласиться с тем, что природа представительных органов, не предполагающая делегирование полномочий, своеобразный «наемный труд» законотворца и статуса «слуги народа», а отражающая внутреннее единство представительного органа и его избирателей, естественным образом гарантирует общность интересов народа и народных представителей. Подобная правовая конструкция изначально обеспечивает принятие нормотворческих решений исходя из общественной воли и одновременно не дает возможность лоббирования законопроектов, исходя из интересов отдельных социальных групп.
В частности, Е. И. Козлова в 1958 г в лекционном курсе «Местные органы государственной власти в СССР» для студентов ВЮЗИ высоко оценивала правовой опыт Латвийской ССР, в рамках которого при обсуждении особо важных вопросов предусматривалось прерывание на время работы сессии местных советов, чтобы до принятия решения депутаты могли посоветоваться с избирателями20. Вероятнее всего, подобная практика могла бы распространиться прежде всего на местном уровне.
Указанная позиция Е. И. Козловой заложила концептуальные основы формирования и развития современного гражданского общества, представительной демократии, поскольку предполагает собой определение ценности представительных органов в привлечении населения «к активному и действенному участию в управлении государственными и общественными делами»21. Екатерина Ивановна особенно подчеркивала ключевое значение положительного правового опыта деятельного участия в работе местных советов многочисленного
актива2
обозначенной правовой модели и являлся своеобразной формой, создающей
гпО
В рассматриваемом аспекте важно указать, что мандат депутата, именуемый сегодня как императивный, лежащий в основе деятельности органов предста- А т
вительной демократии, по мнению Е. И. Козловой, способствовал достижению
!□ П А
пП А
19 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском госу- У К дарстве. С. 19.
20 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском госу- ° Ш дарстве. С. 20.
В
21 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском госу- О А дарстве. С. 21. □ 1
22 Козлова Е. И. Местные органы государственной власти в СССР С. 50. ПРАВА
>
60 ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА - ^Т^ЕСТНИК
60 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА £3
ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета
гарантии полного и глубокого выявления воли народа23, или специализированной формой общественного контроля24. Так, закрепленный в Основном законе государства институт отзыва позволял избирателям лишить депутата, не оправдавшего их доверия, мандата и реализовывался десятки раз за календарный год. Подотчетность представительных органов расширялась предметно и формализованно благодаря развитию принципа гласности: отчеты оглашались «не только на сессиях, но и непосредственно перед избирателями, на собраниях рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений. С отчетами перед населением выступают также руководители отделов и управлений исполкомов местных советов»25. Проекты решений местных представительных органов проходили предварительное общественное обсуждение.
Избиратели оценивали политические, деловые и личные качества депутатов, и если те не отвечали требованиям, предъявляемым избирателями, то на последующих выборах кандидатам отказывали в доверии и не переизбирали на новый срок26. Указанное, с точки зрения Екатерины Ивановны, обеспечивало высокую активность и инициативность депутатов, серьезное отношение к выполнению обязанностей, предварительную подготовку к участию в обсуждении вопросов, их реализацию в качестве энергичных общественных деятелей, оправдывающих доверие избирателей27.
Согласимся с позицией Е. И. Козловой, что «важнейшим направлением дальнейшего развития народовластия является расширение воздействующего влияния государственной власти, власти народа на многообразные сферы общественных отношений»28. Народовластие не статично в своих форме и содержании, оно развивается и отражает изменения, которые происходят в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества. В динамике развития представительных органов прежде всего заложен потенциал дальнейшего углубления и расширения народовластия29.
Сравнивая представительную и непосредственную демократию, Е. И. Козлова определяла, что в рамках первой представительными органами, обладающими верховенством, выражается государственная воля, при этом в рамках прямого народовластия происходит только волеизъявление масс30. При этом Екатерина Ивановна акцентировала внимание на том, что в деятельности представительного органа имеют принципиальное значение гарантированность выявления
23 Козлова Е. И. Процедура деятельности представительных органов власти в СССР. С. 87.
24 Козлова Е. И. В. И. Ленин о сущности и роли представительных органов в Советском государстве : лекции для студентов факультетов советского строительства. М., 1973. С. 26.
25 Козлова Е. И. Местные органы государственной власти в СССР С. 46.
26 Козлова Е. И. Местные органы государственной власти в СССР С. 47.
27 Козлова Е. И. Сессионная деятельность местных советов депутатов трудящихся. С. 110.
28 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве. С. 10.
29 Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве. С. 14.
30 Козлова Е. И. Представительные органы государственной власти в СССР С. 12.
в
ЕСТНИК Варлен М. В.
воли народа и степень непосредственно привлечения избирателей к решению вопросов, т.е. профессор Е. И. Козлова справедливо указывала на неразрывную связь прямой демократии с представительной и ее нормативное закрепление. Развивая указанную позицию, профессор сделала вывод о том, что «применительно к советам регламентируются не только основные организационные формы их деятельности, но придается существенное значение и более детальным вопросам порядка их работы, которые для иных органов, не являющихся представительными, не имеют самостоятельной правовой значимости или вообще не существенны»31.
В сфере теоретического осмысления Е. И. Козловой находился широкий спектр актуальных проблем конституционно-правового закрепления статуса современных представительных органов. Так, Екатерина Ивановна рассматривала «конституирование» Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как имеющее правовую значимость для представительного органа, однако утратившее, по мнению законодателя, значение, не регламентируемое, не предусмотренное правовыми конструкциями в настоящее время32.
Профессор подчеркивала, что, несмотря на изменения политического государственного режима в различные периоды развития России и приобретения им тоталитарного характера, государство никогда не отказывалось от реализации этого истинно демократического института — в каждом конституционном акте и регламенте представительного органа он был предусмотрен и реализовывался на практике.
В содержание конституирования Е. И. Козлова вкладывала признание законности проведенных выборов и утверждение полномочий избранных депутатов посредством принятия представительным органом своего первого постановления, по аналогии с процедурой вступления в должность Президента Российской Федерации33. Современное исключение конституирования Государственной Думы из правовой системы, по мнению Екатерины Ивановны, приводит к «юридическому несовершенству порядка ее формирования, оформления как органа, правомочного осуществлять конституционно закрепленные за ним полномочия»34. В этой связи конституирование Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е. И. Козлова называла утраченной конституционной ценностью.
Примечательно, что аргументы о потенциале развития представительной де-
31
mg
мократии можно увидеть в любом труде Е. И. Козловой, посвященном данному
вопросу. Каждый, кто знаком со слогом Екатерины Ивановны, кто проходил лично Иф
ее школу государствоведения35, творческую36 школу профессора, не может не А m
К
__ОП
Козлова Е. И. Процедура деятельности представительных органов власти в СССР С. 89. Q Р Козлова Е. И. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституироваться). С 25.
К
Козлова Е. И. Обоснование новых концепций российской конституции в правовой тео- Л g
рии // Lex russica. 2009. № 2. С. 316. ПШ
Козлова Е. И. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституиро- ОО ваться). С. 29.
Козлова Е. И. Избранные труды : сборник статей, лекций, тезисов. М., 2017. С. 8. О1
Фадеев В. И. Екатерина Ивановна Козлова: классик при жизни. С. 12. ПРАВА
>
62 ПРОФЕССОР Е. А. КОЗЛОВА - т^^ЕСТНИК
62 ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА M^^XSSfSSSS^
ТЕОРЕТИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА университета
заразиться ее идеями и идеалами. Научное наследие Екатерины Ивановны Козловой как живая правовая материя — не забронзовело, а продолжает рождать дискуссии среди молодых ученых и опытных конституционалистов37, определивших своим научным интересом представительную демократию.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Козлова Е. И. В. И. Ленин о сущности и роли представительных органов в советском государстве : лекции для студентов факультетов советского строительства. — М. : ВЮЗИ, 1973. — 51 с.
2. Козлова Е. И. Воля советского народа // Советское государство и право. — 1972. — № 9. — С. 19—25.
3. Козлова Е. И. Городской совет депутатов трудящихся : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1953. — 20 с.
4. Козлова Е. И. Избранные труды : сборник статей, лекций, тезисов. / Сост., авт. вступ. ст. В. В. Комарова. — М. : Проспект, 2017. — 304 с.
5. Козлова Е. И. Местные органы государственной власти в СССР : лекция для студентов ВЮЗИ. — М. : ВЮЗИ, 1958. — 59 с.
6. Козлова Е. И. Местные органы государственной власти в СССР / ред. колл. : Ф. И. Калинычев, Б. П. Кравцов, А. Л. Недавний. — М. : Мысль, 1967. — 56 с.
7. Козлова Е. И. Обоснование новых концепций российской конституции в правовой теории // Lex russica. — 2009. — № 2. — С. 311—321.
8. Козлова Е. И. Представительные органы государственной власти в СССР : учебное пособие. — М. : ВЮЗИ, 1974. — 81 с.
9. Козлова Е. И. Процедура деятельности представительных органов власти в СССР // Советское государство и право. — 1971. — № 1. — С. 85—90.
10. Козлова Е. И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве // XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы государственно-правовой науки : сборник научных трудов. — М. : ВЮЗИ, 1984. — С. 3—23.
11. Козлова Е. И. Сессионная деятельность местных Советов депутатов трудящихся // Труды ВЮЗИ. Вопросы развития и совершенствования органов народного представительства в СССР. — М. : ВЮЗИ, 1966. — Т. 7. — С. 104—121.
12. Козлова Е. И. Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1973. — 34 с.
13. Козлова Е. И. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституироваться // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации : материалы Международной научно-теоретической конференции 4—6 декабря 2008 г. : в 2 т. — М. : Российская акад. правосудия, 2009. — Т. 1 / под ред. Н. В. Витрука, Л. А. Нудненко. — С. 25—31.
37 См., например: Теория народного представительства: научное наследие профессора В. С. Основина и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 29 марта 2018 г.) / под ред. Ю. Н. Старилова, Т. М. Бялкиной. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018. 174 с.
™^ЕСТНИК
в Я университета
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
63
14. Козлова Е. И. Эволюция концептуальных основ народовластия в РФ // Народовластие и права человека : материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом — филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19—22 октября 2012 г / под ред. Н. В. Витрука, Л. А. Нудненко. — М. : РАП, 2012. — С. 51—55.
15. Куприц Н. Я. Из истории науки советского государственного права. — М. : Юрид. лит., 1971. — 247 с.
16. Теория народного представительства: научное наследие профессора В. С. Ос-новина и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 29 марта 2018 г.) / под ред. Ю. Н. Старилова, Т. М. Бялкиной. — Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018. — 174 с.
17. Фадеев В. И. Екатерина Ивановна Козлова: классик при жизни // Lex russica. — 2016. — № 3 (112). — С. 9—21.
ч
ч □
ч>
П I
ПРАВА