Научная статья на тему 'Институты гражданского общества в становлении транспортного права'

Институты гражданского общества в становлении транспортного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гражданское общество / транспортное право / конституция / государство / народ / законность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарова В.В.

Конституционное закрепление гражданского общества эволюционно должно затронуть концептуальные основы народовластия в Российской Федерации, квинтэссенцией которого является воля народа, целесообразно дальнейшее развитие идей народного представительства в концепции представительной демократии, муниципального и общественного представительства под новым углом зрения; обоснования конституционной идеи гражданского общества, выстраивания и наполнения общественной власти. В этой части необходимо институировать местное сообщество как способ формирования и выявления воли жителей муниципального образования, создать модельный нормативно-правовой акт, включающий полномочия институтов гражданского общества и жителей муниципальных образований в сфере транспорта, формы и механизмы их реализации, ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институты гражданского общества в становлении транспортного права»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-72-79 КОМАРОВА Валентина Викторовна,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Университета им. О.Е. Кутафина, e-mail: vvalentinak@ya.ru

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ

ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

Аннотация. Конституционное закрепление гражданского общества эволюционно должно затронуть концептуальные основы народовластия в Российской Федерации, квинтэссенцией которого является воля народа, целесообразно дальнейшее развитие идей народного представительства в концепции представительной демократии, муниципального и общественного представительства под новым углом зрения; обоснования конституционной идеи гражданского общества, выстраивания и наполнения общественной власти. В этой части необходимо институировать местное сообщество как способ формирования и выявления воли жителей муниципального образования, создать модельный нормативно-правовой акт, включающий полномочия институтов гражданского общества и жителей муниципальных образований в сфере транспорта, формы и механизмы их реализации, ответственность.

Ключевые слова: гражданское общество, транспортное право, конституция, государство, народ, законность.

KOMAROVA Valentina Viktorovna,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal LawO.E. Kutafin University

INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN THE DEVELOPMENT

OF TRANSPORT LAW

Annotation. The constitutional consolidation of civil society should evolutionarily affect the conceptual foundations of popular power in the Russian Federation, the quintessence of which is the will of the people, it is advisable to further develop the ideas of popular representation in the concept of representative democracy, municipal and public representation from a new perspective; substantiating the constitutional idea of civil society, building and filling public power. In this part, it is necessary to institutionalize the local community as a way of forming and revealing the will of the residents of the municipality, to create a model regulatory legal act that includes the powers of civil society institutions and residents of municipalities in the field of transport, forms and mechanisms for their implementation, and responsibility.

Key words: civil society, transport law, constitution, state, people, legality.

1. Введение (Introduction)

Институты гражданского общества в современных государствах активно участвуют как в формировании, так и в реализации внутренней политики, поскольку позволяют аккумулировать все важные проблемы общества и качественно доносить их до властных органов.

Отметим важность участия гражданского общества в разветвленной сфере российского транспорта. Нормы Конституции РФ (ст. 71), устанавливающие предметы федерального ведения в системе разделения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

её субъектов, закрепляют федеральный транспорт, пути сообщения.

Транспортная система для нормального функционирования объективно требует централизованного управления, их финансирование может обеспечивать только Россия. Именно в силу этих причин они и находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а по вопросам их регулирования должны издаваться федеральные законы [1, с. 13]. Еще одно положение следует из ст. 71 Конституции РФ: транспорт разделен на федеральный и субъектов Федерации, муниципальный. По видам транспорта можно также выде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

лить в общей политике государства политику в сфере автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного видов транспорта. Комплекс отечественного транспорта состоит из транспорта общего пользования, необщего пользования, а также технологического транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций.

Как же обстоят дела с участием институтов гражданского общества в сфере транспорта, как освещает ее демократизацию транспортное право? Анализ учебников показал практически полное отсутствие этой части в образовательной траектории [5; 11; 12]. Упоминание вскользь о некоторых полномочиях власти и наличия институтов гражданского общества в практической деятельности не может быть признано удовлетворительным. Важность транспортной сферы для устойчивого развития государства и общества, их безопасности очевидна. Для выявления причин сложившейся ситуации и проблемных вопросов проведем анализ нормативного регулирования.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Методология настоящей работы представляет собой систему принципов построения исследования, а также конкретные способы познания предмета исследования. Методологическими принципами являются законность, исключение субъективных оценок, системность. Законность предусматривает строгое следование при проведении исследования букве и духу закона. Объективная оценка правовых явлений достигается благодаря исключению субъективных оценок. Системность обеспечивает полноту проводимого исследования, изучению подлежат все аспекты рассматриваемого предмета. Методами настоящего исследования выступают анализ, синтез, сравнение. Анализ позволяет рассмотреть составные части изучаемого явления. Объединение полученных результатов в целостные умозаключения возможно благодаря синтезу. Сравнение позволяет провести сопоставление различных точек зрения на рассматриваемую проблему.

3. Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

В российской практике взаимодействия публичной власти и гражданского общества произошел важный шаг к новому уровню - конституционное закрепление в рамках конституционной реформы 2020 г. Главные поправки в Конституцию РФ, касающиеся взаимодействия общества и власти, напрямую затронуты в ст. 71, 114 и 132. Отметим и косвенно затрагивающие сферу транспорта конституционные новеллы, например, перспективный, с нашей точки зрения, ранее действую-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

щий только на уровне отраслевого законодательства, а сегодня вынесенный на конституционный уровень институт партнерства. Мнение о том, что «приемлемой в современных условиях является модель социального партнерства, подразумевающая согласование интересов трех секторов: бизнеса, власти и общества - в целях повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста и др.» [6, с. 17], в сфере транспорта может быть использована на благо в решении существующих проблем, прежде всего, социализации бизнеса и решении экономических вопросов, основываясь на принципах конституционной экономики [2, с. 1557].

В формировании гражданского общества России все еще доминирует принцип «сверху-вниз», при котором власть берет на себя ответственность за формирование эффективных методов взаимодействия власти и общества. Ярким примером может послужить формирование специальных институтов: общественных палат и общественных советов.

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ (далее - общественные советы), создаются совместно с Общественной палатой РФ согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 481 [22].

Минтранс России, Ространснадзор, Росави-ация, Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот и другие, участвующие в решении вопросов в сфере транспорта федеральные органы исполнительной власти (Минстрой России, Минцифры России, Росприроднадзор, Росимущество, и т.д.), в обозначенной сфере взаимодействия с институтами гражданского общества создали общественные советы, наличествуют экспертные советы и группы.

На федеральном уровне - комиссии по транспорту, для «координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества по вопросам разработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере развития транспорта в Российской Федерации, в том числе в области научной, научно-технической и инновационной деятельности» [21]; Общественный совет Министерства транспорта РФ («Общественный совет призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Министерства транспорта Российской Федерации, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Министер-

ства транспорта Российской Федерации»), Студенческий совет транспортной отрасли при Министерстве транспорта РФ, Общественный совет при Росавтодор [15] и др.

На муниципальном уровне - по обеспечению безопасности дорожного движения, развитию сети автомобильных дорог [27]:

- создаются механизмы открытого правительства, проходят обсуждения проекты разрабатываемых актов [14];

- проводится антикоррупционная экспертиза, обладающая определенными особенностями [10, с. 199].

Приказ Росавиации от 18.10.2018 г. № 860-П (ред. от 27.04.2020) «Об Общественном совете при Федеральном агентстве воздушного транспорта», приказ Минтранса России от 21.12.2018 г. № 465 (ред. от 23.04.2020) «Об образовании Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации», приказ Росжелдора от 19.10.2018 г. № 378 «Об утверждении Состава и положения об Общественном совете при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и дополнительных (специфических) требований к общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям, обладающим правом выдвижения кандидатур в члены Общественного совета при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, и кандидатам в члены Общественного совета при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта», приказ Ространснадзора от 12.02.2019 г. № ВБ-104фс (ред. от 10.06.2020) «Об Общественном совете при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» и др.

Тем не менее, базовыми основами (принципами) взаимодействия упомянутых органов взаимодействие с гражданским обществом не названо. Исключение составляет Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 08.12.2020), частично регламентирующий транспортные отношения, устанавливающий режим водоохранных зон, прибрежной защитной полосы и закрепивший принцип участия граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов (ст. 3), и участие в составе бассейновых советов представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации помимо представителей органов публичной власти (ст. 29). Отметим также, что Ространснад-зор находится в ведении Минтранса и, осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, взаимодействует с органами исполнительной власти, органами мест-

ного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Такого рода нормативное закрепление взаимодействие не редкость. Например, согласно регламенту Федеральное агентство железнодорожного транспорта также при осуществлении деятельности взаимодействует с общественными объединениями [24].

В сфере транспорта целесообразно отметить работу отраслевых объединений и профсоюзов (институтов гражданского общества). Примером такой деятельности может стать Федеральное отраслевое соглашение по внутреннему водному транспорту на 2018 - 2021 гг. (утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российская палата судоходства» от 16 марта 2018 г.), и др. [25].

В некоторых аспектах деятельности сферы транспорта фигурируют институты гражданского общества. Так, в соответствии с Воздушным кодексом РФ в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере труда и социальной защиты населения участвуют общественные объединения инвалидов, с ними согласуется Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах (ст. 54, 106.1) [18].

Система уполномоченных по правам человека в России - это действенные институты гражданского общества, осуществляющие контроль и защиту прав человека. Согласимся, уполномоченные по правам человека в России, прежде всего федеральный уполномоченный по правам человека, является независимым контрольно-правозащитным органом [13, с. 8]. Их деятельность в сфере транспорта - один из немногих работающих механизмов. Вопросы в сфере транспорта были затронуты в докладах о деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации (в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [9, с. 277], Новосибирской области [16], Пермском крае [17]), в специальных докладах (Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Архангельской области 16 декабря 2009 г.).

Общественный транспорт, наравне со многими другими вопросами образованием, здравоохранением, ЖКХ, бытовым обслуживанием), беспокоит каждого человека, поэтому проблема эффективного осуществления местного самоуправления в нашей стране ныне одна из первоочередных. Активность населения, его участие в работе органов местного самоуправления, в первую очередь представительных, не только приближает власть к населению, но и реализует кон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ституционную основу народовластия и его базовую ежедневно действующую форму представительства в механизме представления воли народа [2, с. 27]. Участие населения в принятии решений, касающихся его жизнедеятельности, зависит от политической и социально-экономической стабильности развития соответствующей территории.

Ответственный выбор органов и должностных лиц местного самоуправления и грамотный общественный контроль за их деятельностью предопределяют эффективность местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Отметим некоторые, к сожалению, весьма редко встречающиеся примеры нормативного закрепления на уровне местного самоуправления правовых механизмов решения участия населения в решении некоторых вопросов транспортной сферы. Например, во исполнение постановления Правительства РФ от 19.11.2014 г. «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» [23]: Решение Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 28.10.2019 г. № 349/44 «Об утверждении Положения о присвоении наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа Павловский Посад Московской области, изменении, аннулировании таких наименований, размещении информации в федеральной информационной адресной системе» [27].

Помимо логически завершенного отраслевого законодательства о регулировании взаимодействия в сфере транспорта органов публичной власти, институтов гражданского общества, бизнеса, требуются поощрительные меры. Например, моральные и материальные стимулы для активистов [19], добровольцев (волонтеров), индивидуальных и коллективных субъектов в обозначенной сфере.

Выводы

Развитие взаимодействия гражданского общества и публичной власти давно требует активных изменений правовых механизмов [4, с. 17]. Конституционная реформа, подняв на конституционный уровень запрос общества в этой части, поставила перед юридической общественностью ряд новых задач.

По результатам проведенного анализа док-тринальных источников можно сделать вывод о недостатке научной обеспеченности участия институтов гражданского общества в решении вопросов в сфере транспорта. Отчасти это происходит в силу недостаточного нормативного закре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

пления форм и механизмов участия институтов гражданского общества в обозначенной сфере.

Анализ актов показал, что транспортное законодательство практически не содержит норм, регулирующих взаимодействие с институтами гражданского общества.

Между тем, в правовом демократическом государстве функция управления осуществляется под постоянным действенным надзором общества в условиях эффективной обратной связи, ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления перед населением, институтами гражданского общества, прежде всего, общественными объединениями граждан.

С целью исправления сложившейся ситуации и создания правовых механизмов реализации конституционной основы демократизма российской государственности, развития институтов гражданского общества и укрепления доверия граждан в публичной власти, целесообразно внести изменения и дополнения в действующее законодательство в сфере транспорта, закрепив принцип участия граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся сферы транспорта. Исходя из конституционных основ российской государственности, целей и направления развития, граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на объекты транспортной инфраструктуры при их строительстве, использовании и охране. Соответственно, органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Соответствующие изменения и дополнения целесообразно внести, прежде всего, в распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации», конкретизируя основные направления государственной политики в сфере транспорта на период до 2030 г. [20]; в Федеральные законы: от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 08.06.2020); в Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности» и ряд других законов в сфере транспорта.

Создать доктринальные основы и правовые механизмы их реализации для новых конституционных норм, касающихся транспортного права. Так, термин «взаимодействие» в предыдущей редакции Конституции РФ использовался один раз, в Законе о поправке 2020 г. мы встречаем его трижды, как правило, в отношении местного самоуправления [7, с. 31].

Хоть и фрагментарное, но конституционное закрепление гражданского общества эволюци-онно должно затронуть концептуальные основы народовластия в Российской Федерации,квинтэс-сенцией которого является воля народа, целесообразно дальнейшее развитие идей народного представительства в концепции представительной демократии, муниципального и общественного представительства под новым углом зрения; обоснования конституционной идеи гражданского общества, выстраивания и наполнения общественной власти.

В этой части, прежде всего, необходимо институировать «местное сообщество как способ формирования и выявления воли жителей муниципального образования», «как первый шаг в формировании, выявлении, консолидации интересов населения муниципального образования, выражения его воли — шаг к реализации конституционного императива демократизма российской государственности» [8, с. 75].

Создать модельный нормативно-правовой акт, включающий полномочия институтов гражданского общества и жителей муниципальных образований в сфере транспорта, формы и механизмы их реализации, ответственность.

Например, в решение схода (как формы решения вопросов местного значения и как формы работы территориального общественного самоуправления) включить вопросы:

1) создания добровольческих групп по оказанию помощи пострадавшим в результате правонарушений, хулиганских действий третьих лиц, преступлений, несчастных случаев, производственных травм, иных чрезвычайных жизненных ситуаций в сфере транспорта и в результате дорожно-транспортных происшествий; просветительству, подготовке жителей муниципальных образований к обозначенной деятельности;

2) обсуждение предложений по наименованию и переименованию объектов транспортной сферы;

3) обустройство остановок общественного транспорта;

4) заслушивание информации о проведенной работе за отчетный период представительным органом муниципального образования, муниципальными исполнительно-распорядительными органами, должностными лицами предприятий,

учреждений и организаций в сфере транспорта; обсуждение проектов решений и вынесение на обсуждение документов, подлежащих принятию представительным органом муниципального образования, рассмотрение проектов законов, выдвинутых на всенародное обсуждение; внесение предложений в обозначенной сфере;

5) общественный контроль в сфере транспорта.

Список литературы:

[1] Бошно С.В., Забелина Д.В. Проблемы определения места нормативного правового акта в системе российского законодательства (на примере Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Современное право. - 2007. - № 9. - С. 13 - 16.

[2] Булаков О.Н. Парламентаризм как представительство народа // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 12. - С. 24 - 27.

[3] Гошуляк В.В., Комарова В.В., Феоктистов Д.Е., Синцов Г.В. Конституционная экономика и стабильность развития экономических отношений. Constitutional Economies and Stability of Development of Economie Relations // Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: 32nd the International Business Information Management Conference (Spain, Seville, 15 - 16 November 2018). - Seville: International Business Information Management Association, 2018. - P. 1552 - 1556.

[4] Гражданское общество и некоторые государственные институты современной России: монография / под науч. и общ. Ред. В.В. Гошуляка, Г.В. Синцова. - Пенза, 2015. - 76 с.

[5] Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб.

- 8-е изд., доп. и перераб. - М.: Юстицинформ, 2015. - 736 с.; Комарова В.В. Органы публичной власти и субъекты гражданского общества: правовое оформление взаимодействия // Система органов публичной власти: сб. науч. раб. / сост., отв. ред. В.В. Комарова, В.В. Невинский, А.М. Осаве-люк. - М.: РГ-Пресс, 2018. - Т. 3. - С. 317.

[6] Комарова В.В. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. -№ 8 (117). - С. 22 - 31.

[7] Комарова В.В. Современные механизмы формирования, выявления и защиты воли народа // Актуальные проблемы российского права. -2020. - Т. 15. - № 3 (112). - С. 74 - 80.

[8] О соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2020 году: доклад / Уполномоченный по правам человека в Хан-ты-Манс. авт. окр. - Югре; сост.: Н.В. Стребкова.

- Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2021. - 298 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

[9] Синцов Г.В. Особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2011. - № 7-3 (13). - С. 198 - 201.

[10] Транспортное право: учеб. пособие. -Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016. - С. 35 - 36.

[11] Транспортное право. Общая часть: учеб. / отв. ред. Н.А. Духно, А.И. Землин. — М.: Юридический институт МИИТа, 2017. - С. 41 - 42.

[12] Феоктистов Д.Е. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

- Саратов, 2012. - С. 8.

[13] URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/ poll-and-questioning (дата обращения: 25.06.2021).

[14] URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/ upravlenie-fda/about/upravlenie-fda/protivodeystvie-korruptsii/doklady-otchety-obzory-statisticheskaya-informatsiya/441761 (дата обращения: 25.06.2021).

[15] URL: https://zsnso.ru/sites/default/files/ imce/obyavlenie/doklad-chel2020.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

[16] URL: http://ombu.primorsky.ru/wp-content/ uploads/2020/04/Доклад-о-деятельности-Уполно-моченного-по-правам-человека-в-2019-году.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

[17] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ.

- 1997. - № 12. - Ст. 1383, 2019. - № 52 (ч. I). - Ст. 7796.

[18] Указ Президента РФ от 14.01.1994 г. № 153 «О присвоении почетного звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» работникам железнодорожного транспорта» // СЗ РФ.- 1994. - № 3. - Ст. 262.

[19] Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // СЗ РФ. - 15.12.2008. - № 50. - Ст. 5977; 29.12.2008.

- № 52 (ч. II).

[20] Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 г. № 220 (ред. от 24.08.2020) «О реорганизации Правительственной комиссии по транспорту и связи и об образовании Правительственной комиссии по транспорту и Правительственной комиссии по связи» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по транспорту») // СЗ РФ. - 2013. - № 12. - Ст. 1323, 2020. - № 35. - Ст. 5575.

[21] Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 481 (ред. от 25.06.2019) «О порядке образования общественных советов при

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 32. - Ст. 3322, 2019. - № 26. - Ст. 3458.

[22] Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221 (ред. от 04.09.2020) «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» // СЗ РФ. - 2014. - № 48. - Ст. 6861.

[23] Приказ Росжелдора от 05.04.2005 г. № 11 «Об утверждении Регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта» // БНА ФОИВ. - 2005. - № 22.

[24] Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.09.2017 г. № 1870р «Об утверждении регламента взаимодействия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и первичной профсоюзной организации ОАО «Российские железные дороги» РОСПРОФЖЕЛ по реализации пунктов 9.6, 9.7 и 9.16 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы» // Экономика железных дорог. - 2018. - № 1.

[25] Решение Совета депутатов городского округа Павловский Посад МО от 28.10.2019 г. № 349/44 «Об утверждении Положения о присвоении наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа Павловский Посад Московской области, изменении, аннулировании таких наименований, размещении информации в федеральной информационной адресной системе» // Информационный вестник городского округа Павловский Посад. - 2019. - № 11.

[26] Постановление главы г. Серпухова МО от 12.05.2009 г. № 998 (ред. от 27.02.2019) «О создании Комиссии городского округа Серпухов по обеспечению безопасности дорожного движения и развитию сети автомобильных дорог» (вместе с «Положением о Комиссии городского округа Серпухов по обеспечению безопасности дорожного движения и развитию сети автомобильных дорог»). URL: http://pravo.gov.ru

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Boshno S.V., Zabelina D.V. Problemy opre-deleniya mesta normativnogo pravovogo akta v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva (na primere Fed-

eral'nogo zakona «Ustav zheleznodorozhnogo transporta Rossijskoj Federacii» // Sovremennoe pravo. -2007. - № 9. - S. 13 - 16.

[2] Bulakov O.N. Parlamentarizm kak predstavi-tel'stvo naroda // Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2011. - № 12. - S. 24 - 27.

[3] Goshulyak V.V., Komarova V.V., Feoktistov D.E., Sincov G.V. Konstitucionnaya ekonomika i sta-bil'nost' razvitiya ekonomicheskih otnoshenij. Constitutional Economics and Stability of Development of Economic Relations // Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: 32nd the International Business Information Management Conference (Spain, Seville, 15 - 16 November 2018).

- Seville: International Business Information Management Association, 2018. - P. 1552 - 1556.

[4] Grazhdanskoe obshchestvo i nekotorye gosudarstvennye instituty sovremennoj Rossii: mon-ografiya / pod nauch. i obshch. Red. V.V. Goshulyaka, G.V. Sincova. - Penza, 2015. - 76 s.

[5] Egiazarov V.A. Transportnoe pravo: ucheb.

- 8-e izd., dop. i pererab. - M.: Yusticinform, 2015. -736 s.; Komarova V.V. Organy publichnoj vlasti i sub-"ekty grazhdanskogo obshchestva: pravovoe oform-lenie vzaimodejstviya // Sistema organov publichnoj vlasti: sb. nauch. rab. / sost., otv. red. V.V. Komarova, V.V. Nevinskij, A.M. Osavelyuk. - M.: RG-Press, 2018.

- T. 3. - S. 317.

[6] Komarova V.V. Konstitucionnaya reforma 2020 g. v Rossii (nekotorye aspekty) // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2020. - T. 15. - № 8 (117). - S. 22 - 31.

[7] Komarova V.V. Sovremennye mekhanizmy formirovaniya, vyyavleniya i zashchity voli naroda // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2020. - T. 15. - № 3 (112). - S. 74 - 80.

[8] O soblyudenii i zashchite prav, svobod cheloveka i grazhdanina v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre v 2020 godu: doklad / Upolnomochennyj po pravam cheloveka v Han-ty-Mans. avt. okr. - Yugre; sost.: N.V. Strebkova. -Hanty-Mansijsk: Print-Klass, 2021. - 298 s.

[9] Sincov G.V. Osobennosti provedeniya antikorrupcionnoj ekspertizy normativnyh pravovyh aktov // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yurid-icheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2011. - № 7-3 (13). - S. 198

- 201.

[10] Transportnoe pravo: ucheb. posobie. -Novocherkassk: YuRGPU (NPI), 2016. - S. 35 - 36.

[11] Transportnoe pravo. Obshchaya chast': ucheb. / otv. red. N.A. Duhno, A.I. Zemlin. — M.: Yuridicheskij institut MIITa, 2017. - S. 41 - 42.

[12] Feoktistov D.E. Konstitucionno-pravovoj status Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii (sravnitel'no-pravovoe issledo-

vanie): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2012.-S. 8.

[13] URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/ poll-and-questioning (data obrashcheniya: 25.06.2021).

[14] URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/ upravlenie-fda/about/upravlenie-fda/protivodeystv-ie-korruptsii/doklady-otchety-obzory-statistich-eskaya-informatsiya/441761 (data obrashcheniya: 25.06.2021).

[15] URL: https://zsnso.ru/sites/default/files/ imce/obyavlenie/doklad-chel2020.pdf (data obrash-cheniya: 25.06.2021).

[16] URL: http://ombu.primorsky.ru/wp-content/ uploads/2020/04/Doklad-o-deyatel'nosti-Upolnomo-chennogo-po-pravam-cheloveka-v-2019-godu.pdf (data obrashcheniya: 25.06.2021).

[17] Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 g. № 60-FZ (red. ot 08.06.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021) // SZ RF. - 1997. - № 12. - St. 1383, 2019. - № 52 (ch. I). - St. 7796.

[18] Ukaz Prezidenta RF ot 14.01.1994 g. № 153 «O prisvoenii pochetnogo zvaniya "Zasluzhennyj rabotnik transporta Rossijskoj Federacii" rabotnikam zheleznodorozhnogo transporta» // SZ RF.- 1994. -№ 3. - St. 262.

[19] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2008 g. № 1734-r (red. ot 12.05.2018) «O Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 15.12.2008. - № 50. - St. 5977; 29.12.2008. - № 52 (ch. II).

[20] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot

16.03.2013 g. № 220 (red. ot 24.08.2020) «O reor-ganizacii Pravitel'stvennoj komissii po transportu i svyazi i ob obrazovanii Pravitel'stvennoj komissii po transportu i Pravitel'stvennoj komissii po svyazi» (vmeste s «Polozheniem o Pravitel'stvennoj komissii po transportu») // SZ RF. - 2013. - № 12. - St. 1323, 2020. - № 35. - St. 5575.

[21] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2005 g. № 481 (red. ot 25.06.2019) «O pory-adke obrazovaniya obshchestvennyh sovetov pri fed-eral'nyh ministerstvah, rukovodstvo kotorymi osush-chestvlyaet Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, feder-al'nyh sluzhbah i federal'nyh agentstvah, podvedom-stvennyh etim federal'nym ministerstvam, a takzhe federal'nyh sluzhbah i federal'nyh agentstvah, rukovodstvo kotorymi osushchestvlyaet Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2005. - № 32. - St. 3322, 2019. - № 26. - St. 3458.

[22] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot

19.11.2014 g. № 1221 (red. ot 04.09.2020) «Ob utverzhdenii Pravil prisvoeniya, izmeneniya i annu-lirovaniya adresov» // SZ RF. - 2014. - № 48. - St. 6861.

[23] Prikaz Roszheldora ot 05.04.2005 g. № 11 «Ob utverzhdenii Reglamenta Federal'nogo agent-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

stva zheleznodorozhnogo transporta» // BNA FOIV. - 2005. - № 22.

[24] Rasporyazhenie ОАО «RZhD» ot 13.09.2017 д. № 1870г «ОЬ utverzhdenii reglamenta vzaimodejstviya otkrytogo akcюnemogo obshchestva «Rossijskie zheleznye dorogi\» i pervichnoj profsoyuznoj organizacii ОАО «Rossijskie zheleznye dorogi» ROSPROFZhEL ро realizacii punktov 9.6, 9.7 i 9.16 Kollektivnogo dogovora ОАО «RZhD» па 2017 - 2019 gody» // Ekonomika zheleznyh dorog. -2018. - № 1.

[25] Reshenie Soveta deputatov gorodskogo okruga Pavlovskij Posad МО ot 28.10.2019 д. № 349/44 «ОЬ utverzhdenii Polozheniya о prisvoenii naimenovanij elementam ulichno-dorozhnoj seti (za isklyucheniem avtomobil'nyh dorog federal'nogo znacheniya, avtomobil'nyh dorog regional'nogo ili

mezhmunicipal'nogo znacheniya), naimenovanij е1е-mentam planirovochnoj struktury V granicah gorodskogo okruga Pavlovskij Posad Moskovskoj oblasti, izmenenii, annulirovanii takih naimenovanij, razmeshchenii informacii V federal'noj informacionnoj adresnoj sisteme» // Informacionnyj vestnik gorodskogo okruga Pavlovskij Posad. - 2019. - № 11.

[26] Postanovlenie glavy д. Serpuhova МО ot 12.05.2009 д. № 998 ot 27.02.2019) «О sozda-nii Komissii gorodskogo okruga Serpuhov ро obespe-^етуи bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya i razvi-tiyu seti avtomobil'nyh dorog» (vmeste s «Polozheniem о Komissii gorodskogo okruga Serpuhov ро obespe-^етуи bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya i razvi-tiyu seti avtomobil'nyh dorog»). URL: http://pravo. gov.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.