СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Хоценко В.П., аспирант, кафедра социологии управления, Московский государственный университет им. М.ВЛомоносова, г. Москва, Россия
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Понятие социального контроля в современной социальной науке интерпретируется достаточно широко в значениях, простирающихся от признания социального контроля в качестве неотъемлемой части любой социальной организации, до использования данного термина для обозначения совокупности механизмов специфического воздействия одних участников управленческого процесса на других.
Полисемичность термина «социальный контроль» позволяет использовать его в исследованиях как абстрактно-философского содержания, так и в рамках прикладных исследований, например, прикладных социологических исследований системы управления.
Наиболее перспективным в рамках современной социальной науки представляется изучение социального контроля в качестве одной из важнейших функций целого ряда социальных институтов как уже оформившихся в качестве признанных элементов новой отечественной общественной системы, так и проходящим стадию институцио-нализации в условиях стремительно меняющейся российской реальности.
Таким образом, оправданно сегодня вести речь об изучении места и роли отдельных социальных институтов в постоянно развивающейся и совер-
шенствующейся системе социального контроля. Причем изучение данного вопроса на российском материале создает дополнительные научные возможности, поскольку процесс развития системы управления (неотъемлемой частью которого является социальный контроль) до сих пор не достиг того этапа, который можно охарактеризовать как окончательное оформление ее институтов.
«Общим местом» современных исследований, посвященных изучению «социального контроля» является признание (несмотря на разнообразие направлений социального контроля в системе управления), недостаточной изученности вопросов о месте и роли институтов гражданского общества в системе социального контроля деятельности разнообразных органов власти: исполнительной, законодательной и судебной, как на уровне государственной власти (федеральной и региональной), так и на ее муниципальном уровне.
Так в работах С.А. Абакумова подчеркивается, что «в зарубежной и отечественной науке создана определенная теоретическая и эмпирическая база по организации социального контроля над деятельностью государства гражданским обществом. Однако она еще не объединена единой методологией, теоретической конструкцией» [1].
№ 2, 3 (11) ФЕВРАЛЬ - МАРТ 2011
В диссертационном исследовании Кузнецовой Е.М. социальный контроль в системе социального управления рассматривается как «механизм разрешения социальных противоречий, обусловленных различиями интересов участников социальных отношений, посредством целенаправленного управленческого воздействия на объект управления» [1].
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что изучение социального контроля институтов гражданского общества над деятельностью органов власти представляет собой оправданную попытку упорядочить систему изучения одного из базовых противоречий российского общества — противоречий между обществом и властью в процессе осуществления данной власти.
Базируясь на признании глубинного противоречия между властью и обществом в процессе осуществления управления, необходимо также особый акцент сделать на определении доминирующего вектора социального контроля в этих взаимоотношениях.
«Власть должна создавать систему социального контроля над самой собой или социальный контроль является родовым признаком именно институтов гражданского общества?» — вот тот вопрос, который, вероятно, является ключевым звеном в ходе изучения феномена социального контроля.
Для более полной характеристики ситуации обратимся к практике формирования системы социального контроля в Российской Федерации, в частности, рассмотрим пример со становлением такого института гражданского общества, на который официально возлагаются функции социального контроля и который уже стал неотъемлемой частью системы управленческих отношений в нашей стране, — Общественную палату Российской Федерации.
Действительно, в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации «Об Общественной палате Рос-
сийской Федерации» система взаимодействия Общественной палаты с органами публичной власти в России включает общественный контроль за отдельными из них, в частности, за органами исполнительной власти федерального и регионального уровней [3].
Таким образом, на Общественную палату Российской Федерации, помимо задач согласования интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества, возлагается также и функция «осуществления общественного контроля деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления», на это указывают практически все изучающие место и роль Общественной палаты Российской Федерации в системе управления [4].
На примере Общественной палаты хорошо просматривается та функция, которую выполняют институты гражданского общества в системе социального контроля за деятельностью органов власти. Эта функция четко характеризуется особенностями социального контроля, о котором неоднократно писали российские юристы, политологи и социологи, рассматривающие в своих работах феномен социального контроля.
Итак, социальный контроль за органами исполнительной власти федерального и регионального уровней характеризуется тем, что:
— не обладает властно-правовым характером;
— не является обязательным;
— осуществляется от имени общественности и граждан.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Об этом пишет, например, В.В. Гриб который в своем исследовании общественного контроля, являющегося частным случаем контроля социального, прямо указывает на данные характеристики [5].
Таким образом, правомерно говорить об институтах гражданского общества как об одном из важнейших факторов существования системы социального контроля в системе управления общественными отношениями. Факторе, который не только не дублирует другие условия существования системы социального контроля — например, наличие соответствующей нормативно-правовой базы, но на современном этапе становится условием и движущей силой социального контроля.
Безусловно, необходимо признать важную роль самой власти в процессе формирования социального контроля, но при этом необходимо учитывать также и общую тенденцию передачи полномочий по оперативному управлению процессами организации и осуществления социального контроля от органов власти разнообразным институтам гражданского общества.
Среди таких социальных институтов, помимо Общественной палаты, необходимо назвать самоуправляемые сообщества, осуществляющие не только функции внешнего, но и внутреннего социального контроля, а также органы местного самоуправления, в первую очередь территориальные сообщества и объединения.
Чем же являются институты гражданского общества при выполнении функций социального контроля над деятельностью органов власти — пассивными участниками, допущенными к осуществлению одной из функций управленческого процесса или активными участниками этого процесса, определяющими тенденции развития социального контроля?
Ответ на этот вопрос может лежать в плоскости исследований и социаль-
ной философии и политологии, однако, оценивая социологические перспективы исследования данного вопроса, можно предположить, что основным социальными результатами исследования развития системы социального контроля в нашей стране вероятнее всего будут:
— признание властью невозможности существования общества в целом и самой власти в отсутствие системы социального контроля за ней;
— ярко проявившая себя за последние годы мобилизация ресурсов самих институтов гражданского общества по осуществлению социального контроля.
Таким образом, оправданно будет утверждать, что на сегодняшний день в России существуют реальные условия для того, чтобы институты гражданского общества полноценно выполняли функцию движущей силы и главного «оператора» социального контроля в условиях снижения уровня доверия к действующей системе управления, кризиса легитимности существующего режима и размытости социальной базы действующей власти. {
1. Абакумов С.А. Развитие гражданского общества как фактор оптимизации социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации (Социологический аспект) [Текст] : дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.08: — М., 2006. — 261 с. РГБ ОД, 61:06-22/229. http://www.lib.ua-ru.net/diss/ cont/206409.html
2. Кузнецова Е.М. Социальный контроль как элемент социального управления: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: — Омск, 2006. — 175 с. РГБ ОД, 61:07-9/164. http://www.disserr.ru/contents/177549.html
3. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (постатейный) / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына, В.М. Дикусар и др. / под ред. А.Г. Кучерены. — М.: Юстицинформ, 2007. — С. 12.
4. Панов А.А. Общественная палата Российской Федерации как новый субъект гражданского общества // Право и государство: теория и практика. — 2005. — № 6. - С. 19.
5. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. - 2010. — № 3. - С. 33.