Научная статья на тему 'Институциональный уровень реализации бизнес-деятельности и ее ценностных принципов: опыт социологического анализа'

Институциональный уровень реализации бизнес-деятельности и ее ценностных принципов: опыт социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЦЕННОСТИ / БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЙ И ДЕСТРУКТИВНЫЙ ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BUSINESS / BUSINESS ACTIVITY / SOCIAL INSTITUTE / VALUABLE PRINCIPLES / VALUES / BUSINESS ORGANIZATION / CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE TYPES OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузеванова Ангелина Леонидовна

В статье рассматриваются уровни реализации бизнес-деятельности и ее ценностных принципов: индивидуальный, организационный, институциональный. Особое внимание уделяется исследованию специфики макроуровня, связанного с деятельностью социального института бизнеса, выполняющего общественно значимые функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL LEVEL OF REALIZATION OF BUSINESS ACTIVITY AND ITS VALUABLE PRINCIPLES: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The levels of realization of business activity and its valuable principles are considered in the article: individual, organizational, institutional. The special attention is paid to the research of the specificity of the macrolevel connected with the activity of social institute of business, carrying out the socially significant functions.

Текст научной работы на тему «Институциональный уровень реализации бизнес-деятельности и ее ценностных принципов: опыт социологического анализа»

УДК 316.334.23 Кузеванова Ангелина Леонидовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса angelina2000@list.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРИНЦИПОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Kuzevanova Angelina Leonidovna

PhD in Sociology, associate professor of the chair of economics and management, Volgograd Institute of Business angelina2000@list.ru

INSTITUTIONAL LEVEL OF REALIZATION OF BUSINESS ACTIVITY AND ITS VALUABLE PRINCIPLES: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация:

В статье рассматриваются уровни реализации бизнес-деятельности и ее ценностных принципов: индивидуальный, организационный, институциональный. Особое внимание уделяется исследованию специфики макроуровня, связанного с деятельностью социального института бизнеса, выполняющего общественно значимые функции.

Ключевые слова:

бизнес, бизнес-деятельность, социальный институт, ценностные принципы, ценности, бизнес-организация, конструктивный и деструктивный типы деятельности.

The summary:

The levels of realization of business activity and its valuable principles are considered in the article: individual, organizational, institutional. The special attention is paid to the research of the specificity of the macrolevel connected with the activity of social institute of business, carrying out the socially significant functions.

Keywords:

business, business activity, social institute, valuable principles, values, business organization, constructive and destructive types of activity.

Бизнес-деятельность в современных российских условиях стала одним из распространенных видов социально-экономической активности населения, значение которого определяется не только тем, что благодаря бизнесменам удовлетворяются потребности общества в товарах и услугах, но и тем, что в рамках социального института бизнеса в полной мере реализуется бизнес-потенциал граждан. В связи с этим актуализируется проблема научного изучения процесса осуществления коммерческой деятельности и анализа ее ценностных принципов.

При исследовании сущности бизнес-деятельности необходимо учитывать наличие трех уровней ее реализации: институционального, организационного, индивидуального. На первом из них осуществляется функционирование бизнеса как социального института, который представляет собой устойчивую форму организации и регулирования совместной деятельности людей, направленность которой связана с получением и распределением прибыли в сфере коммерции, торговли, торгово-посреднических услуг. В основе появления этого института лежит удовлетворение социально значимой потребности в приобретении необходимых товаров и услуг, именно бизнес призван осуществлять организацию совместной деятельности людей для реализации данной потребности. Одним из условий институционализации бизнеса является также и удовлетворение потребности в реализации экономического потенциала членов общества, имеющих основания для ведения самостоятельной бизнес-деятельности. Изучаемый институт возникает на основе социальных связей, взаимодействия и взаимоотношений конкретных бизнесменов, бизнес-организаций, профессиональных объединений в этой сфере деятельности и др. Однако, имея надындивидуальный характер, обладая собственным системным каче-

ством, бизнес как институт приобретает черты обособленного общественного образования, имеющего свою логику развития. При таком подходе рассматриваемый институт может быть представлен в качестве организованной социальной системы, характеристиками которой являются: структурная устойчивость, интеграция элементов, определенная изменчивость функций.

Система ценностей, ценностных принципов, идеалов, образцов деятельности, действующая в рамках института бизнеса, создает основания для согласования экономического поведения бизнесменов и коммерческих организаций, установления способов удовлетворения их потребностей, обеспечения состояния равновесия и стабильности. Важным условием институционализации бизнеса является не только наличие этих социокультурных элементов, но и процесс их интернализации бизнесменами, формирования на их основе соответствующих потребностей, принципов, ориентаций и ожиданий. При анализе организационного оформления социального института бизнеса следует отметить, что он представляет собой определенную совокупность лиц (бизнесменов, персонала бизнес-организаций, чиновников, работающих ведомствах, занимающихся проблемами развития бизнеса и т. д.), которые действуют в рамках коммерческих структур, общественных организаций и органов государственного управления, располагающих определенными материальными ценностями.

Представляется возможным выделение двух типов экономической деятельности в рамках бизнеса как социального института: конструктивного, имеющего отношение к выполнению социально и экономически важных функций данного института; деструктивного, связанного с возникновением дисфункций в его деятельности. В случае если общественная потребность в товарах и услугах не удовлетворяется, возникает ситуация, при которой появляются нормативно не регулируемые виды бизнес-деятельности, направленные на восполнение дисфункции института, что нередко осуществляется с нарушением правовых норм. Так, феномен «теневой экономики» является следствием появления дисфункциональных изменений в развитии института бизнеса.

На организационном уровне реализации бизнес-деятельности в качестве субъекта выступает коммерческая организация, являющаяся сформировавшейся общностью, существующей в условиях рыночной среды. Будучи коллективным субъектом экономической активности, бизнес-организация характеризуется взаимосвязанностью своих сотрудников, их совместным трудом и групповой идентификацией. Основными компонентами деятельности коммерческой организации являются: система целевых установок и управления, специфика взаимодействия с покупателями, комплекс мер, предпринимаемых для создания положительного имиджа компании. Важнейшим показателем эффективности деятельности бизнес-организации является прибыль, в которой находят свое отражение результаты ее активности в рамках рыночной среды (уровень продаж и затрат, производительность труда, состав произведенной продукции и т. д.) В современных условиях социально ответственная внутрикорпоративная и внешняя деятельность становится конкурентным преимуществом коммерческих организаций, что основывается на взаимосвязи внутренней и внешней эффективности функционирования компании.

Являясь сообществами, имеющими единообразное представление о целях своей работы, ее значении и смысле, о ценностях и нормах коллективного поведения, бизнес-организации осуществляют свою деятельность на основе организационной культуры, которая представляет собой систему принятых в компании подходов к ведению дел, формам отношений и к процессу достижения поставленных целей. Культурные образцы, считающиеся эталонными в данной организации, воздействуют на различные стороны деятельности компании: на систему отношений соподчинения и контроля, трудовые взаимо-

отношения, связь с внешней средой, мотивационный комплекс и т. д. Именно корпоративная культура определяет направленность интеграционных процессов и особенности требований к исполнению социально-профессиональных ролей, оказывает помощь компании в адаптации к внешней среде. Решая задачи интеграции внутренних ресурсов, этот тип культуры устанавливает нормы, выполняющие функции регуляторов отношений по линии «сотрудник - организация», создает механизмы закрепления определенного статуса за теми или иными членами коллектива, устанавливает границы социальной группы, складывающейся в рамках корпорации, вырабатывает набор оценок того, что является в деятельности работников предпочтительным, а что нежелательным. Содействуя достижению целей во взаимодействии с внешней средой, организационная культура способствует решению комплекса проблем, связанных с определением миссии компании, ее философии, целевых установок и средств их достижения.

Стремление бизнес-организации к экономической эффективности своей деятельности предполагает, что корпоративная культура, организационная стратегия, внешнее окружение и внутренняя среда компании были приведены в соответствие. При этом стратегия организации, осуществляющей свою бизнес-деятельность в соответствии с рыночными требованиями и находящейся в рамках динамично развивающегося окружения, предполагает формирование культуры, в основе которой лежат ценности, связанные с проявлением инициативности, риска, самостоятельности, с высокой степенью интеграции, созданием команды единомышленников.

Для изучения индивидуального уровня реализации бизнес-деятельности представляется возможным использование категории «диспозиция», которая рассматривается нами как готовность субъекта к осуществлению поведенческого акта. Такой подход детерминирует рассмотрение бизнес-диспозиции как предрасположенности индивида к бизнес-деятельности. Взяв за основу принципы организации общей диспозиционной структуры личности, мы можем выявить иерархически организованную структуру бизнес-диспозиции. Высший диспозиционный уровень представлен обобщенными диспозициями, которые выражают готовность личности к экономической активности в широком смысле слова. Средний уровень связан с оценочными характеристиками отношения к бизнес-деятельности в целом. Низшему диспозиционному уровню соответствуют конкретные бизнес-установки в профессиональной деятельности, содержание которых определяется требованиями социальной среды и личностными характеристиками индивида, занимающегося изучаемым видом экономической активности. Готовность к бизнес-деятельности будет более высокой, если ценностно-ориентационная структура личности не вступает в противоречие с необходимостью или желанием делать свой бизнес. Иными словами, если имеет место внутренняя согласованность бизнес-диспозиции, возрастает предрасположенность субъекта к осуществлению бизнес-инициатив.

Высокий уровень эффективности бизнес-деятельности на индивидуальном уровне обеспечивается рядом факторов, в том числе и личными, и профессиональными качествами бизнесмена. Именно способность к риску, систематическому планированию своей деятельности, установлению контактов, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, информированность, энергичность, практичность, инициативность, настойчивость, самостоятельность становятся залогом успешной работы в сфере бизнеса.

Основным признаком изучаемого вида социально-экономической активности является ориентация на получение прибыли. Так, американский экономист М. Селиген утверждает, что «история американского бизнеса, его основная предпосылка говорит о том, что главной заботой бизнесмена является получение прибыли... Погоня бизнесмена за прибылью воспринимается как нечто самоочевидное. Все другие его цели представляются

второстепенными» [1, с. 11]. Динамика прибыли определяет характер организации профессиональной деятельности бизнесмена, являясь показателем ее успешности. Рост доходов способствует тому, что субъект бизнес-деятельности активизирует процесс привлечения инвестиций, наращивает объемы товарооборота, расширяет масштабы торговли. Снижение прибыльности заставляет бизнесмена вносить коррективы в организацию своего дела, изменять маркетинговую политику, предпринимать антикризисные меры. Иными словами, прибыль можно рассматривать и как цель, и как индикатор его деятельности.

Однако при анализе целевых установок бизнеса на индивидуальном уровне следует учитывать, что в своей деятельности бизнесмен взаимодействует со значительным по численному составу кругом лиц: с потребителями, поставщиками, конкурентами, посредниками, контактными аудиториями (СМИ, органы государственной власти, финансовые круги, общественные организации и т. д.). Эффективное, осуществляемое на долговременной основе взаимодействие с этими группами невозможно без учета целей социального характера, к которым, к примеру, можно отнести удовлетворение общественных потребностей в материальных благах, обеспечение надлежащего уровня качества продаваемых товаров, соблюдение императивов бизнес-этики, содействие в решении социально значимых проблем. Таким образом, формируется иерархия целей деятельности бизнесмена, где главной целевой установкой становится стабильное и успешное развитие бизнеса, для которого получение прибыли является определяющим, но не единственным фактором.

В ходе реализации бизнес-деятельности формируется профессиональное самосознание бизнесмена, которое выступает в роли интегральной характеристики профессиональной культуры, нравственных и мировоззренческих предпосылок его экономической активности. В профессиональном самосознании аккумулируется комплекс норм, правил, ценностей, алгоритмов, являющихся неотъемлемой частью бизнес-деятельности. В нем находят свое отражение представления о социально-политической, нравственнопсихологической и профессиональной идентичности членов социальной группы бизнесменов. Формирование профессионального самосознания связано с появлением осознания общности интересов, механизмов социальной консолидации группы и поддержания устойчивости ее положения в обществе.

Реализация ценностных принципов бизнес-деятельности осуществляется на микро-, мезо- и макроуровнях, первый из которых связан с ценностным сознанием бизнесмена, включающим в себя как устойчивые, так и динамичные структуры, испытывающие воздействие факторов ситуативного и конкретно-исторического плана. Второй из перечисленных уровней - это бизнес-организации, в рамках которых складывается своя совокупность ценностных принципов, определяющих характер и направленность их деятельности. На макроуровне действует система ценностных принципов, являющихся институционализирующими для бизнеса в целом.

Тематика данной работы предполагает изучение реализации ценностных принципов бизнес-деятельности на макроуровне, на котором совокупность этих принципов выступает в роли признака институционализации бизнеса, выполняющего в обществе ряд значимых функций:

1) экономическую, связанную с реализацией товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей конкретных потребителей, осуществляемую под воздействием всего комплекса законов рыночной экономики. Развитие бизнеса относится к тем условиям, которые определяют темпы экономического роста, увеличение национального дохода и объемов валового внутреннего продукта;

2) политическую, которая предполагает осуществление представления политических интересов социальной группы бизнесменов и предпринимателей;

3) социальную, выражающуюся прежде всего в формировании слоя бизнесменов, то есть индивидов, проявляющих самостоятельную хозяйственную инициативу, готовых к организации собственного дела и к преодолению препятствий, имеющихся в рыночной среде, способных достигать поставленных целей. Именно развитие бизнеса создает основания для появления новых рабочих мест, преодоления проблем, связанных с безработицей, укрепления социального положения наемных работников.

4) культурную, связанную с формированием культуры бизнеса, оказывающей влияние на общественное сознание и духовную атмосферу, складывающуюся в обществе.

Основой для реализации перечисленных функций бизнеса является совокупность ценностных принципов, определяющих характер, направленность, целевые установки бизнес-деятельности. Так, при выполнении первой из перечисленных функций на первый план выходят принципы содействия экономическому прогрессу страны, реализации бизнес-потенциала граждан. Вторая функция основывается прежде всего на принципе представительства властно значимых интересов бизнес-сообщества, достигаемого путем активного проникновения бизнеса в политическую жизнь общества, способствующего укреплению его позиций и получения доступа к законодательной деятельности. Реализация социальной функции невозможна без следования принципу социальной полезности, позволяющему бизнес-организациям находить оптимальный баланс между соблюдением собственных и общественных интересов. В осуществлении этой же функции немаловажную роль играет, к примеру, учет принципа уважения трудовых и потребительских прав, что влечет за собой максимально ответственное поведение компаний по отношению к своим сотрудниками и покупателям. Если рассматривать содержание культурной функции, то ценностные принципы образуют ядро культуры бизнеса, определяя ее специфику, роль и значение в жизни социума, характер ее восприятия общественностью, уровень ее влияния на ход общественного развития. Так, реализация принципа максимизации дохода приводит к изменению имеющихся в реформирующемся обществе образцов экономического поведения индивидов и формированию «рыночного» мировоззрения.

Рассмотрим реализацию ценностных принципов российской бизнес-деятельности на институциональном уровне в исторической ретроспективе. Анализ исторического материала приводит нас к заключению о том, что во второй половине XIX - начале XX вв. в России завершился процесс формирования социального института бизнеса. Аргументируя этот вывод, подчеркнем, что именно в данный период сложились наиболее благоприятные условия для институционализации российского бизнеса: во-первых, в ходе Великих реформ 60-х гг. XIX в., проведенных Александром II, впервые на законодательном уровне была закреплена свобода коммерческой деятельности: в податном законе от 1863 г. особо подчеркивалось, что свидетельства на занятие торговлей могут выдаваться всем лицам вне зависимости от сословной и половой принадлежности. Во-вторых, по закону от 9 февраля 1865 г. провозглашалась возможность приобретения прав купечества в полном объеме все подданным России, у которых имелись соответствующие капиталы, что способствовало значительному расширению состава и увеличению численности торгового слоя. В-третьих, со стороны государства были созданы юридические гарантии лицам и организациям, занимавшимся бизнес-деятельностью: в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов» (1863, 1865) закреплялось предоставление торговцам свобод и прав в осуществлении коммерческой деятельности. В-четвертых, именно во второй половине XIX - начале XX вв., как отмечалось выше, активно развивалась меценатская и

благотворительная деятельность представителей купеческой среды, что способствовало нравственной легитимизации бизнес-деятельности в глазах общественности.

Следуя логике социологического анализа, отметим, что о завершении процесса формирования социального института бизнеса в России второй половины XIX - начала XX вв. свидетельствуют следующие признаки:

- отечественный бизнес в рассматриваемый исторический период уже представлял собой устойчивую форму организации и регулирования совместной деятельности людей, направленность которой была связана с получением и распределением прибыли в сфере коммерции, торговли, торгово-посреднических услуг, с удовлетворением социально значимой потребности в приобретении необходимых товаров и услуг;

- в этот период сложилась и оформилась система социальных связей и взаимодействия конкретных представителей деловой среды, торговых предприятий, представительных организаций и политических партий, выражавших экономические и социальные интересы торгового слоя;

- социальный институт бизнеса получил организационное оформление, поскольку представлял собой определенную совокупность лиц (купцов, торговых служащих, чиновников, работавших в ведомствах, занимавшихся проблемами развития торговли и т. д.), которые действовали в рамках коммерческих и представительных организаций, органов государственного управления, располагающих определенными материальными ценностями;

- бизнес развивался на основе сложившихся ценностей, ценностных принципов и ориентаций российской бизнес-деятельности того периода, которые создавали основания для ориентации и регулирования социально-экономической активности бизнесменов и коммерческих организаций, для установления способов удовлетворения их потребностей, обеспечения состояния равновесия и стабильности.

Если рассматривать процесс реализации ценностных принципов российской бизнес-деятельности второй половины XIX - начала XX вв. на институциональном уровне, то следует прежде всего отметить принцип содействия социально-экономическому прогрессу общества, чье действие нашло свое отражение в деятельности представительных организаций делового мира того периода, которые отстаивали экономические и социальные интересы бизнес-слоя перед правительством и общественными учреждениями [2, с. 135-136]. Деятельность этих организаций создавала предпосылки для дальнейшего развития капиталистических отношений в стране и укрепления позиций торгового слоя. Так, в частности, ежегодно собирались Съезды представителей промышленности и торговли, деятельность которых осуществлялась по нескольким основным направлениям. Во-первых, благодаря участникам съездов проводилось наблюдение за состоянием развития торговой и промышленной сфер; во-вторых, члены этой организации обсуждали наиболее актуальные проблемы деловой жизни и вырабатывали рекомендации по их решению; в-третьих, одобренные на съездах законопроекты, доклады, записки доводились до сведения правительственных органов; в-четвертых, представители этой организации принимали участие в работе государственных комиссий по вопросам развития промышленности и торговли. Важно подчеркнуть, что деятельность съездов оказывала значительное влияние на развитие отечественной экономики того периода, укрепление позиций деловых кругов, формирование положительного общественного мнения о бизнесе.

Таким образом, проведенный анализ приводит нас к выводу о том, что институциональный уровень реализации бизнес-деятельности и ее ценностных принципов имеет свою специфику, связанную с тем, что на этом уровне субъектом изучаемого вида социально-экономической активности является социальный институт бизнеса, выполняющий общественно значимые функции, влияющий на развитие различных сфер жизни социума.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Цит. по: Волков Н.В. Сто страниц о бизнесе. М., 1991. 128 с.

2. Барышников М.Н. История делового мира России. М., 1994. 224 с.

1. Cit. by: Volkov N.V. Sto stranits o biznese. M., 1991. 128 p.

2. Baryshnikov M.N. Istoriya delovogo mira Rossii. M., 1994. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.