Научная статья на тему 'Институциональный анализ экономики знаний'

Институциональный анализ экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросова Ирина Владимировна

Статья посвящена вопросам формирования и становления российской экономики знаний. Рассмотрены методы оценки экономики, основанной на знаниях, подтвержденные расчетами. Выделены основные направления формирования экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный анализ экономики знаний»

УДК 330.3

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Андросова Ирина Владимировна, к.э.н., старший преподаватель Россия, г.Курск, Юго-Западный государственный университет

Статья посвящена вопросам формирования и становления российской экономики знаний. Рассмотрены методы оценки экономики, основанной на знаниях, подтвержденные расчетами. Выделены основные направления формирования экономики знаний.

Ключевые слова: знания, экономика знаний, инновационный потенциал.

INSTITUTIONALANALYSISOF THE KNOWLEDGE ECONOMY АШгоБйУа Irina Vladimirovna, candidate of economic Sciences, senior teacher of the Department of regional Economics and management Southwest

state University

Abstract: The article is devoted to the issues of formation and development of the Russian economy of knowledge. Provides methods for estimating the knowledge economy, confirmed by the calculations. Main directions of formation of knowledge economy

Keywords: knowledge, knowledge economy, innovation potential

Образование является непременным атрибутом, определяющим развитие человека и общества в целом, поскольку личность формируется именно в процессе образования, при котором происходит овладение системой знаний, умений, навыков и складываются поведенческие и мировоззренческие качества личности. Профессиональное образование под влиянием научно-технического прогресса является приоритетным направлением социально-экономического развития государства.

Как отмечают многие современные ученые, в настоящее время происходит становление новой общественно-экономической формации - информационной, когда «не сырьевые ресурсы, а знания будут определять развитие цивилизации в XXI веке». На основании этого профессиональное образование необходимо рассматривать как определяющий фактор развития не только кадрового потенциала, но и всей экономики страны, что определяется «решающей ролью образования и науки в обеспечении как преемственности развития человеческой цивилизации, так и в модернизации общества, открытия новых путей социально-экономического и научно-технического прогресса» [1, с. 108].

Новый тип социально-экономического развития, который характеризуется высокими темпами научно-технического прогресса, ориентацией на развитие информационных технологий, на устойчивость, утверждается в информационном обществе и требует от человека, как работника и гражданина, активности, ответственности и высокой профессиональной квали-

фикации. В XXI веке решение глобальных проблем человечества напрямую связано с переходом к экономике знаний (рис.1).

Рисунок 1. Смена парадигмы: направления изменений

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание удельного веса выгод, связанных с получением знаний, образованностью, способствует утверждению профессиональной подготовки и переподготовки в качестве процессов предоставления услуг. Специфика образовательной услуги проявляется уже в ее определении - это трудовая деятельность экономической единицы, направленная на удовлетворение многообразных потребностей человека, общества и государства в образовании, а именно -в приобретении систематизированных знаний, информации, умений и навыков за счет целенаправленной организации процессов обучения, воспитания и развития.

Для России процесс становления и развитие экономики нового типа, основанного на знаниях, является актуальным, что проявляется, прежде всего, в возрастании роли знаний и информации в современном мире. Для разработки направлений эффективного экономического роста в области инноваций необходимо владеть методами оценки экономики знаний, что необходимо для определения различных вариантов развития, как на ближайшую перспективу, так и при формировании стратегических планов.

Метод, предложенный Всемирным Банком, базируется на расчете индекса знаний и индекса экономики знаний. Индекс экономики знаний предназначен для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Индекс знаний рассчитывается для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания. Методика предполагает выделение четырех групп

(институциональный режим, инновации, образование и информационно-коммуникационные технологии), включающих более ста показателей. По каждой из этих групп рассчитывается индекс, представляющий собой арифметическую среднюю величину нормализованных данных по показателям, составляющим ту или иную группу. Индекс экономики знаний представляет собой средний из четырех индексов. При расчете индекса знаний учитываются только три индекса, рассчитанные по группам «образование», «информационные технологии и коммуникации», «инновации». Оценки производятся по десятибалльной шкале, где 10 - максимально возможная оценка, 0 - минимальная [2].

На основании данных, опубликованных Всемирным банком на официальном сайте [2], об уровне развития экономики знаний, проанализируем позицию России и лидирующих стран в мировом рейтинге за 2005г, 2009г. и 2012г. (табл.2).

Таблица 1. Индекс экономики знаний (по методике Всемирного банка)

Год Ранг Страна Индекс экономики знаний Индекс знаний

1 Швеция 9,25 9,29

о 2 Финляндия 9,11 9,05

о с^ 3 Дания 9,08 9,02

41 Россия 5,97 7,02

1 Дания 9,52 9.49

о 2 Швеция 9,51 9.57

о с^ 3 Финляндия 9,37 9.39

60 Россия 5,55 6,82

с^ 1 Швеция 9,43 9,38

о 2 Финляндия 9,33 9,22

3 Дания 9,16 9,00

55 Россия 5,78 6,96

Данные таблицы показывают, что во всех анализируемых периодах состав тройки лидеров оставался неизменным: в 2005 и 2012 годах первое место принадлежало Швеции, при этом индекс экономики знаний увеличился в 9,25 до 9,43; вторую позицию занимала Финляндия, индекс экономики знаний которой вырос с 9,11 до 9,33; третий ранг принадлежал Дании, индекс экономики знаний вырос до 9,16. В 2009 году лидирующие позиции занимали те же страны, но в другой последовательности: Дания, Швеция, Финляндия соответственно. Россия по итогам 2005 года занимала в мировом рейтинге 41 место, индекс экономики знаний составлял 5,97. В 2009 году уровень потенциала снизился до 60 места с индексом экономики знаний - 5,55. Такое падение в рейтинге может быть обусловлено наблюдавшимся на тот момент социально-экономическим кризисом. В 2012 году

повысился индекс экономики знаний до 5,78, что и обусловило 55 позицию в мировом пространстве. Так, в целом отметим, что в настоящее время наблюдается рост знаниевого потенциала России, что актуализирует необходимость изменений в управлении образовательным пространством.

Обращаясь к отечественным исследованиям, отметим, что ежегодно экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) рассчитывается индекс человеческого развития (ИЧР), характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. В расчет индекса человеческого развития входят такие компоненты как здоровье, знания и уровень жизни. Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1, далее государства ранжируются на основе этого показателя.

Используя информацию об индексе человеческого развития стран, разработанного экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций [3], проведем анализ российских позиций в мировом рейтинге (табл.2).

Таблица 2. Индекс человеческого развития стран (по методике ПРООН)

Год Ранг Страна Индекс человеческого развития

1 Норвегия 0,955

о 2 Австралия 0,938

о 3 Новая Зеландия 0,937

65 Россия 0,719

1 Норвегия 0,943

^ 2 Австралия 0,929

о 3 Нидерланды 0,910

66 Россия 0,755

1 Норвегия 0,955

с^ 2 Австралия 0,938

о 3 Соединенные Штаты Америки 0,937

55 Россия 0,788

В тройку лидеров рейтинга (стран с очень высоким уровнем развития) на протяжении 2010-2012гг. входят Норвегия и Австралия. В 2010 году тройку лидеров замыкала Новая Зеландия, в 2011 году - Нидерланды, в 2012 году - Соединенные Штаты Америки. В Индексе развития человеческого потенциала 2010 года Россия (страны с высоким уровнем развития) занимает 65 место с индексом в 0,719. В 2011 году позиция снизилась на один уровень, однако индекс человеческого развития вырос до 0,755.

По итогам 2012 года индекс человеческого развития увеличился до 0,788, Россия занимала 55 место. В целом, отметим, что на протяжении анализируемых периодов в России наблюдалась тенденция роста индекса человеческого потенциала, что свидетельствует о том, что развитие чело-

века становится одним из главных факторов в модели развития новой экономики, основанной на знаниях.

Разработка оптимальной методики с учетом российской информационной базы, для оценки экономики, основанной на знаниях, будет способствовать повышению внимания к проблемам формирования и развития экономики знаний, что связано с необходимостью расширения научных исследований и повышения качества образования в условиях современного российского общества.

Система высшего образования влияет на развитие экономики государства путем выпуска специалистов и удовлетворения спроса на труд. Спрос на высококвалифицированную рабочую силу и предложение рабочих мест формируется под влиянием объемов производства, структуры хозяйства и уровня его развития, научно-технических достижений экономики. Выпускники вузов формируют предложение рабочей силы по окончании вузов. Удовлетворение спроса специалистов происходит на рынке труда. Государство, нацеленное на устойчивое развитие экономики знаний, должно отводить приоритетное место процессам воспроизводства качественных человеческих ресурсов, где участвуют все сектора экономики.

Список литературы

1. Батракова Л.Г. Показатели развития экономики знаний// Ярославский педагогический вестник, 2012 - № 2 - Том I. - С. 107-111.

2. Сайт «Всемирный банк». (кйрУ/-^^^ worldbank.ru/)

3. Сайт «Программа развития организации объединенных наций». (http://www. un.org /)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.