Научная статья на тему 'Институциональные условия либерализации движения капитала'

Институциональные условия либерализации движения капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия либерализации движения капитала»

Пшеничный С.В., соискатель кафедры «Финансовый менеджмент» РГЭУ «РИНХ» ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ

КАПИТАЛА

Дискуссия вокруг вопросов, связанных с валютным регулированием и контролем за движением капитала, является одной из наиболее острых и актуальных. И это не случайно, учитывая высокую степень открытости экономики России, место валютного рынка - емкого и значимого - в ее финансовой системе, сложившиеся институциональные условия и тенденции валютной либерализации.

Проведение политики либерализации движения капитала призвано обеспечить дополнительное стимулирование внутреннего экономического роста за счет привлечения извне финансовых ресурсов.

Для того чтобы приток иностранного капитала способствовал экономическому развитию импортирующих его стран, в них должны быть созданы условия, определяемые степенью открытости внутреннего финансового рынка для международных капиталов, должны быть разработаны механизмы, позволяющие ограничить опасность и последствия такой открытости для национальной экономики, а также должны быть разработаны и использованы валютные режимы, необходимые для управления этим процессом.

Положительные стороны либерализации состоят в следующем: эффективное распределение финансовых ресурсов; возможность сглаживания бизнес-циклов; ускорение темпов экономического роста за счет привлечения иностранного капитала в период интенсивного роста; развитие инноваций и технологического процесса, связанных с движением капитала, а именно с притоком прямых инвестиций.

В настоящее время наблюдается большая сбалансированность в оценке плюсов и минусов либерализации и признается целесообразность использования в определенных ситуациях превентивных мер. Как показывает опыт стран с высокими темпами роста и открытой экономикой, минимальные ограничения имеют условный успех. Такой вывод подходит для развитых стран, так как необходимыми предпосылками эффективного использования преимуществ глобализации и свободного рынка капитала и минимизации связанных с этим потенциальных проблем

является наличие стабильной и эффективной институциональной системы, банковского сектора и финансовых рынков и выполнение других условий.

Исследуем важнейшие институциональные условия либерализации движения капитала в выделенных подсистемах национальной экономики.

Экономическая история знает множество примеров, которые полностью подтверждают идею о фундаментальном вкладе финансового развития в экономический рост. Исторический опыт промышленно развитых и развивающихся государств, накопленный к настоящему времени, позволяет сделать еще один важный вывод. Ключом для развития финансовых институтов (и государственных, и частных) являются «здоровые» государственные финансы и стабильная валюта.

Финансовые рынки создаются для снижения информационных затрат на заимствование и кредитование, а также расходов на трансакции. Выполняя это, финансовые рынки осуществляют ряд функций, которые являются важнейшими для современной экономики. Они предоставляют услуги, связанные с платежами, способствующими более широкому обмену товарами и услугами, мобилизации сбережений, предоставлению кредита и контролю за заемщиками. Оценивая альтернативные инвестиции и осуществляя мониторинг деятельности заемщиков, финансовые посредники решают возникающие информационные проблемы и повышают эффективность использования ресурсов. Кроме того, финансовые рынки ограничивают, объединяют и обменивают риски, проявляющиеся в ходе подобных действий.

Финансовые активы с привлекательными характеристиками доходности, ликвидности и риска поощряют сбережения в финансовой форме. Вклад финансовой системы в экономический рост и повышение уровня жизни населения зависит от количества и качества услуг этой системы, ее эффективности и степени охвата.

В число основных финансовых институтов входят банки, страховые компании, резервные и пенсионные фонды, инвестиционные фонды, сберегательные банки, кредитные союзы.

Вывод заключается не в необходимости создания отдельных разрозненных финансовых структур, а в необходимости совершенствования правовой и регулирующей среды в целом. Важно при этом обеспечить гарантированные права для внешних инвесторов и эффективные механизмы реализации контрактных условий.

Свобода торговли и большая степень конкуренции вносят существенный вклад в развитие финансовых институтов. Возросшая мобильность капитала приводит к следующим последствиям для государства и хозяйствующих субъектов: доступ к новым технологиям и методам управления; дополнительный источник инвестиций; активизация конкуренции; рост потребления; необходимость поддержания социальноэкономической стабильности; необходимость поддержания финансовой дисциплины; урегулирование платежного баланса.

В свою очередь, рост мобильности капитала обусловлен внешними и внутренними факторами развития государства (табл. 1).

Таблица 1.Факторы роста мобильности капитала

Внешние Внутренние

• Глобализация финансовых рынков. • Динамика процентных ставок. • Состояние и конъюнктура мировой экономики. • Социально-экономические реформы и структурные преобразования. • Степень открытости экономики. • Темпы экономического роста. • Состояние бюджетно-налоговой сферы Уровень кредитоспособности.

Растет вовлеченность российского финансового рынка в мировой фондовый рынок. В частности, соотношение российского и зарубежного сегментов рынка акций российских компаний составляет уже 3 к 1. Рост веса национального сектора рынка все в большей степени привлекает на него иностранных инвесторов, одновременно повышая интерес глобальных инвесторов к рынку российских акций в целом. Так, объем сделок с бумагами российских компаний, заключенных с участием иностранных инвесторов на Фондовой бирже ММВБ, в 2005 г. составил около 29 млрд долл. (а на вторичных торгах доля иностранных инвесторов достигала 15%). В свою очередь, в 2005 г. объем торгов депозитарными расписками на акции российских компаний на зарубежных биржах превысил 100 млрд долл. [1].

Сжатие государственного долга (на 25 млрд долл. за три квартала 2005 г.) было компенсировано рекордным объемом внешних заимствований российских компаний и банков, которые выросли в 2005 г. более чем на треть, до 147 млрд долл. В итоге совокупный внешний долг России достиг 260 млрд долл., в том числе за счет выпуска еврооблигаций российские эмитенты привлекли 17,8 млрд долл. [2].

Банковская система России, выступавшая в 1999-2001 гг. основным каналом

оттока капитала за рубеж, с 2002 г. стала уступать позиции реальному сектору,

который в 2006 г. превратился в ключевого экономического агента, вывозящего

73

капитал за рубеж (табл. 2).

Таблица 2. Чистый отток/приток капитала частного сектора (по

полугодиям), млрд долл.

Чистый отток капитала частного сектора 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

1 п/г 2 п/г 1 п/г 2 п/г 1 п/г 2 п/г 1 п/г 2 п/г

Банковским сектором: 4,0 -5,9 -9,9 2,0 -3,9 4,3 12 6

иностранные активы 0,9 -1,8 -5,9 2,3 -11,6 -1,1 -9 -6

иностранные пассивы 3,4 7,9 -0,8 7,9 6,5 11,5 15 11

Предприятиями: -4,1 -14,7 -5,4 -8,0 -0,6 -6,2 1 -1

иностранные активы -12,3 -18,9 -16,9 -18,6 -22,5 -32,7 -22 -23

иностранные пассивы 12,0 10,1 14,6 14,5 28,0 31,1 28 26

чистые ошибки и пропуски -3,8 -5,9 -3,2 -3,9 -6,1 -4,6 -4 -4

Населением 3,9 2,7 2,2 -0,2 1,8 0,1 5 2

Справочно:

Валовой отток -11,4 -23,9 -23,8 -20,4 -38,4 -38,3 -31 -31

Рост обязательств 15,4 18,0 13,9 22,3 34,5 42,6 42 37

Источник: Банк России, Фонд экономических исследований «Центр развития»

Существенный рост валютных активов банковской системы, по нашему мнению, будет сдерживаться ревальвацией рубля, которая приводит к обесценению валютных активов, даже несмотря на повышение краткосрочных ставок за рубежом. Только за первое полугодие текущего года рост обменного курса рубля к доллару составил более 6% (около 13% в годовом выражении). При объеме иностранных активов банковского сектора на уровне 40 млрд долл. (на начало года) это означает отрицательную переоценку активов примерно на 2.5 млрд долл. [3].

Прирост обязательств предприятий и банков перед нерезидентами (иностранные инвестиции в Россию) во втором квартале 2006 г. достиг рекордного уровня 24 млрд долл., что в полтора раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Две трети из этой суммы составили иностранные инвестиции в реальный сектор российской экономики (рост на 37% (год к году)), оставшуюся одну треть получила банковская система (рост на 85% (год к году)). Продолжение столь интенсивного роста зарубежных инвестиций стало возможным благодаря двум основным экономическим факторам: повышению цен на нефть и росту обменного курса рубля. Для российских банков и предприятий рост курса рубля приводил к удешевлению стоимости привлечения зарубежных займов. Но для предприятий более важным обстоятельством являлась благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках. Рост цен на российскую нефть повышал кредитоспособность предприятий нефтегазового комплекса и снижал риски для нерезидентов. Наибольшую активность

в привлечении иностранного капитала во втором квартале проявили российские банки

— в результате устойчивого роста спроса на кредиты, в первую очередь со стороны населения на фоне потребительского бума. Иностранные обязательства банковской системы в апреле-июне 2006 г. выросли на 8 млрд. долл., что стало рекордным показателем за всю историю платежного баланса России. Рост процентных ставок за рубежом (до 5,25% в США по сравнению с 4,25% на начало года) компенсировался более значительным увеличением обменного курса рубля — на 3,5% в первом и на 2,5% во втором квартале 2006 г. Тем самым краткосрочные займы в иностранной валюте оказались практически бесплатными для российских банков. При этом процентные ставки по рублевым ресурсам для российских банков по-прежнему превышают номинальные ставки привлечения капитала за рубежом [3].

В результате во втором квартале 2006 г. сформировался чистый приток капитала в частный сектор в объеме 16 млрд долл. Чистыми импортерами капитала стали все экономические агенты: банки (+8 млрд долл.), предприятия (+3,5 млрд долл.) и население (+4,5 млрд долл.). Объемы привлечения иностранного финансирования в форме прямых и портфельных инвестиций корпорациями имеют стабильную восходящую динамику. В вывозе отечественного капитала заметное изменение претерпели лишь две статьи: резко активизировавшееся сокращение остатков наличной иностранной валюты на руках у населения (на 5,1 млрд долл.) и увеличение объемов утечки капитала в форме несвоевременного возврата экспортной валютной выручки, переводов по фиктивным импортным контрактам. В частности, объем утечки капитала в первом полугодии 2006 г. достиг 16,2 млрд долл. (15 млрд долл. за тот же период 2005 г.) и был почти в 2 раза выше вывоза отечественного капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (7,6 млрд долл.), хотя в относительном выражении (по отношению к сальдо счета текущих операций) утечка капитала в 2006 г. несколько сократилась [7, с.17].

Сейчас необходимы изменения в банковской системе, которые пройдут как в институциональном направлении, так и выборе модели развития в контексте процесса валютной либерализации.

Оздоровление банковской системы, по мнению автора, должно быть предварительным условием финансовой открытости, поскольку при слабости национальных банков многократно повышается их уязвимость: возникает угроза

высокой волатильности движения капиталов, резкого падения стоимости финансовых активов, спекулятивных атак на валютные курсы. Кроме того, банковским системам требуется больше времени для преодоления последствий финансовых кризисов.

Как показывает мировая практика, либерализация движения капитала в странах с переходной экономикой обычно осуществляется одновременно с макроэкономической стабилизацией. В этом заключается главная опасность открытости национальной экономики по отношению к международным рынкам капиталов. Возникновение у нерезидентов ожиданий валютного и финансового кризисов приводит к оттоку их капиталов, что, в свою очередь, усугубляет проблемы государственных финансов и обусловливает необходимость введения более жестких мер валютного регулирования и дополнительных валютных ограничений.

Макроэкономическая стабильность стоит на одном из первых мест в финансовой политике государства, но сама по себе также недостаточна. Необходим адекватный контроль, в том числе валютный, за деятельностью коммерческих банков и других финансовых институтов, то есть в целом необходим должный уровень развития и эффективности финансовой сферы. Финансовая сфера является стержневым элементом экономической структуры. Финансовая, и в первую очередь банковская, система концентрирует на себе основные риски, связанные с несовершенством рыночных механизмов, асимметричностью информации, неадекватностью экономической политики. Следует упомянуть и риски, изначально присущие банковскому делу. Чтобы предотвратить эскалацию проблем, ограничить риски, в развитых странах существуют и соблюдаются требования раскрытия информации, принимаются строгие нормы пруденциального надзора. Пруденциальная политика, требуя эффективного управления рисками в финансовых учреждениях, способна сдерживать финансовые кризисы, в том числе валютные. Социальные издержки финансовых кризисов в развивающихся странах несоизмеримо выше, и эту сторону вопроса также следует принимать во внимание, оценивая возможности и последствия широкомасштабной либерализации.

Вывод в этом вопросе можно сделать следующий: преимущества свободного движения капитала неоспоримы, и либерализация необходима. Но процесс этот должен происходить постатейно и следовать за развитием финансовой системы, макроэкономической стабилизацией, а также структурными и институциональными

реформами, в результате которых будут созданы условия, благоприятные для движения капитала [4].

В России разработана Г осударственная стратегия экономической безопасности на период до 2010 года в целях обеспечения экономической безопасности и сохранения экономического развития страны на фоне процессов ее интеграции в мировое хозяйство, устойчивости функционирования всех секторов экономики. Деятельность федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации должна быть направлена на локализацию, предупреждение и противодействие угрозам экономической безопасности. Важнейшими факторами, определяющими сохранение этой угрозы в финансовокредитной сфере, являются:

• Неустойчивое состояние денежно-кредитной системы государства, банков и предприятий, обусловленное следующими факторами:

- сохраняющейся вероятностью резких колебаний на валютном и фондовом рынках, создающих угрозу дестабилизации всей финансово-банковской системы;

- высоким уровнем «долларизации» российской экономики и ростом недоверия к национальной валюте;

- привязкой денежного предложения к валютным резервам;

- бегством капитала;

- низким уровнем развития банковской системы, механизмов кредитования реального сектора экономики, наращиванием кредиторской и дебиторской задолженности.

• Сохраняется реальная угроза того, что финансовая система будет оказывать ограничивающее воздействие на экономический рост в результате:

- недостаточности бюджетного потенциала России для развития производства, модернизации его производственно-технической базы на основе новейших систем и технологий;

- ослабления государственного финансового и валютного контроля на федеральном и региональном уровнях;

- неустойчивости активного сальдо текущих операций из-за влияния мировых цен на сырьевые ресурсы и соответственно валютных поступлений на внутренний валютный рынок;

- утери государством контроля за получением природной ренты;

- сужения функций и сферы обращения национальной валюты с распространением разного рода псевдо денег (зачетных схем), долговых обязательств, наряду с неэффективной политикой стерилизации денежной массы и высоким уровнем внебанковских денежных потоков.

Правительство РФ начало крупномасштабную работу по обеспечению экономической безопасности в сфере финансов и денежного обращения. Так, в начале февраля 2002 г. при Министерстве финансов РФ начал работу Комитет по финансовому мониторингу (Федеральная служба по финансовому мониторингу). Этот орган имеет право на получение информации, составляющей банковскую тайну, в рамках дел об отмывании преступных доходов, ведущихся международными организациями.

Вступление в силу закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», присоединение России к Конвенции Совета Европы по борьбе с «отмыванием грязных денег», ратификация Конвенции Совета Европы об оказании правовой помощи по уголовным делам и борьбе с коррупцией и создание финансовой разведки еще раз подтверждают жесткие намерения власти бороться с этими преступными проявлениями. Россия сотрудничает со всеми международными организациями, созданными для борьбы с отмыванием незаконных доходов, и в частности с БАТЕ.

Ныне действующий Устав МВФ не требует устранения валютных ограничений в сфере международного движения капитала. Однако в связи с развитием глобализации финансовых рынков Фонд инициировал в 1997 г. разработку новых поправок в статьи соглашения МВФ, имеющие целью либерализацию операций по движению капиталов, распространение на данные операции требования отмены валютных ограничений. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. затормозил этот процесс. Тем не менее МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений, относящихся к трансграничному движению капиталов. А Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая индустриально развитые государства, в настоящее время обусловливает членство в ней отсутствием такого рода ограничений [5].

Резкое улучшение состояния торгового и платежного баланса, возобновление

экономического роста дали основание для постановки вопроса об осуществлении дальнейшей либерализации валютного регулирования в России, в том числе в части, касающейся международного движения капиталов.

Закон «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» разработан в целях реализации положений послания президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. в части принятия мер по обеспечению свободной конвертируемости рубля и отмены действия с 1 июля 2006 г. связанных с этим ограничений [6]. Правительство РФ считает, что в ходе реализации этого закона будут созданы реальные условия для обеспечения свободной конвертируемости валюты РФ.

Сложившаяся в стране экономическая ситуация позволяет смягчить валютное регулирование и контроль, отменив действие ряда ограничений, в частности, требования о резервировании и требования об использовании специального счета при совершении валютных операций. Банком России были изданы указания, в соответствии с которыми с 1 июля 2006 г. утратили силу все нормативные акты ЦБР, установившие требование о резервировании. Кроме того, этими нормативными актами было отменено требование об обязательном использовании резидентами и нерезидентами специальных счетов.

В соответствии с законом с 1 июля 2006 г. правительство РФ утратило право устанавливать ограничения на следующие виды операций между резидентами и нерезидентами:

> расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности (передача нерезидентами исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, предоставление нерезидентами прав на использование объектов интеллектуальной собственности резидентам, выполнение нерезидентами работ и оказание нерезидентами услуг резидентам);

> расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами;

> расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях

предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа (коммерческих кредитов в виде предварительной оплаты) на срок более трех лет при экспорте (импорте) товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры ВЭД;

> расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях

предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ;

> расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях

предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением отдельных операций.

Кроме того, Банк России с 1 июля 2006 г. утратил право устанавливать ограничения при проведении резидентами и нерезидентами следующих операций с финансовыми активами, в том числе ценными бумагами:

> расчеты и переводы при получении резидентом (физическим лицом -индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом) от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте и расчеты и переводы по приобретению у нерезидентов и отчуждению в пользу нерезидентов внешних ценных бумаг, включая расчеты, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

> расчеты и переводы при предоставлении резидентом (физическим лицом -индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом) нерезиденту займа в иностранной валюте, расчеты и переводы по операциям с внешними ценными бумагам между резидентами (физическим лицом - индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом) и нерезидентами;

>переводы средств резидентами на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках;

> приобретение нерезидентами у резидентов и отчуждение в пользу резидентов облигаций, выпущенных от имени РФ, являющихся внутренними ценными бумагами;

> приобретение нерезидентами у резидентов и отчуждение в пользу резидентов

облигаций, являющихся внутренними ценными бумагами, за исключением облигаций, выпущенных от имени РФ, являющихся внутренними ценными бумагами;

> расчеты и переводы при получении от резидента кредитов и займов в валюте РФ, для привлечения от резидента валюты РФ, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внутренними ценными бумагами, эмитентом которых является нерезидент;

> расчеты и переводы при предоставлении резиденту кредитов и займов в валюте РФ для приобретения у резидента неэмиссионных ценных бумаг и т.д.; купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами.

Эти новые институциональные условия должны послужить толчком для роста иностранных инвестиций в российскую экономику: на рынок смогут прийти консервативные инвесторы, избегающие вложений в активы стран с законодательными ограничениями на капитальные операции, это, в свою очередь, способно поддержать тенденцию роста на фондовом рынке. А для того, чтобы стимулировать интерес к рублю в мире в целях обеспечения его конвертируемости в России организуется биржевая торговля сырьевыми ресурсами.

Отказ от традиционных рычагов регулирования валютных потоков Центральным банком (норматив обязательной продажи, резервирование) в сочетании с принятием названных поправок в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» означает переход к полной конвертируемости рубля. Зачастую под ней понимается отсутствие формальных ограничений (институтов) обмена национальной валюты в любое время и в любом месте, при этом остаются в тени институциональные условия и ограничения опосредованного действия на конвертируемость и неформальные институты.

Также возрастает значение экономических факторов фактической конвертируемости валюты в условиях отсутствия формальных институциональных ограничений. К институциональным ограничениям в этом контексте следует отнести:

• Протекционистские меры государственной политики в финансовом и реальном секторе (ограничения на участие иностранного капитала в банковском и страховом бизнесе, а также в стратегически важных предприятиях российской экономики, в

частности «Газпрома» и др.).

• Ограничения на объекты инвестиций институциональных инвесторов (как российских, так и зарубежных).

• Пруденциальные нормы снижения рисков деятельности в банковском секторе и др.

Кроме того, инвесторы руководствуются не только валютными ограничениями, но и страновыми, политическими и экономическими рисками, которые сохраняются в связи с относительно малой глубиной финансового рынка России и характером его вовлеченности в трансграничное движение капитала. К последствиям валютной либерализации относятся проблемы дальнейшего укрепления рубля, поскольку резиденты в результате конвертируемости рубля получают стимул переводить сбережения из долларовых в рублевые активы. Эти факторы способны сдерживать рост движения капитала и его существенные изменения, которые должны быть результатом валютной либерализации в России.

Конечно, наряду с созданием внутренних предпосылок либерализации движения капитала необходимо учитывать внешние факторы, такие как положительное сальдо платежного баланса; возможность и последствия смены концептуальных предпочтений международных финансовых организаций в отношении установления конкурентоспособных валютных курсов. Изменение конъюнктуры мировых финансовых рынков, приоритеты в использовании их участниками валютно-финансовых инструментов и их доходность, а также степень экономической интеграции влияют на направление движения международных потоков капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конечном счете, совокупность внутренних и внешних факторов обусловливают выбор каждой страной конкретной модели политики либерализации движения капитала и инструментов валютного регулирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кризис как предчувствие // Интервью руководителя ФСФР России Вьюгина С.В. журналу «Итоги» от 28.08.2006 / http://www.fcsm.ru

2. Гурова А., Ивантер А. Мы гарантируем, что вы вернетесь живыми // Эксперт. - 2006. -№1-2.

3. Пухов С. Платежный баланс: банки повернулись лицом к России. Фонд

экономических исследований «Центр развития». 19.07.2006//

http://www.dcenter.ru/sam/pb_0306.htm

4. Воронина В.Г. Либерализация валютной политики: время пришло. Документы

экономической экспертной группы при Министерстве финансов и Министерстве экономического развития и торговли. Декабрь

2001//www.eeg.ra/downloads/PUBLICATЮNS/p26.pdf

5. Смыслов Д.В. Тернистый путь валютной либерализации в России // Банковское дело. -2005. - №3. - С. 30-36.

6. Федеральный закон от 26.07.2006 №131-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»» // Консультант-плюс.

7. Навой А. О проблемах введения полной конвертируемости рубля // Рынок ценных бумаг. - 2006. - №20. - С. 16 - 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.