Научная статья на тему 'Институциональные рамки обеспечения конкурентоспособности вузов'

Институциональные рамки обеспечения конкурентоспособности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATIONAL SERVICES / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / COMPETITIVENESS / QUALITY MANAGEMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Татьяна Владимировна, Немашкалова Карина Геннадьевна, Ямбушев Дамир Фатихович

В статье конкурентоспособность вузов рассматривается как система, обеспечивающая превосходство, проявляющееся в характеристиках качества образовательных услуг, уровне удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон, общественном и профессионально-общественном признании и возможностях эффективной реализации потенциала в интересах устойчивого развития организации высшего образования. Авторы считают, что основой анализа обеспечения конкурентоспособности вузов является концепция устойчивого развития как одно из направлений институциональной теории и прикладная концепция системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игнатова Татьяна Владимировна, Немашкалова Карина Геннадьевна, Ямбушев Дамир Фатихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS COMPETITIVENESS MAINTENANCE

In the article the competitiveness of universities is seen as a system that provides excellence, which manifests itself in the quality characteristics of education services, the level of customer and stakeholders satisfaction, public and professional recognition and opportunities for effective implementation of the potential for sustainable development of the organization of higher education. The authors believe that the basis of the analysis of maintenance of competitiveness of higher education institutions is the concept of sustainable development as one of the areas of institutional theory and application of quality management system concept.

Текст научной работы на тему «Институциональные рамки обеспечения конкурентоспособности вузов»

УДК 378

ИНСТИТУЦИОНАЛЬН Ы Е РАМКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ

Игнатова доктор экономических наук, профессор,

Татьяна заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства,

Владимировна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: karishka_ya@mail.ru

кандидат экономических наук, заместитель начальника департамента, ООО «Дмитрогорский продукт - Москва»

(101000, Россия, Московская область, г. Зеленоград, Ленинградское шоссе]. E-mail: damirka-90@mail.ru

Аннотация

В статье конкурентоспособность вузов рассматривается как система, обеспечивающая превосходство, проявляющееся в характеристиках качества образовательных услуг, уровне удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон, общественном и профессионально-общественном признании и возможностях эффективной реализации потенциала в интересах устойчивого развития организации высшего образования. Авторы считают, что основой анализа обеспечения конкурентоспособности вузов является концепция устойчивого развития как одно из направлений институциональной теории и прикладная концепция системы менеджмента качества.

Ключевые слова:устойчивое развитие, модернизация системы образования, образовательные услуги, высшие учебные заведения, конкурентоспособность, менеджмент качества.

В последние десятилетия в системе высшего образования России реализован ряд институциональных проектов по качественной модернизации образования и ее интеграции в международное образовательное пространство. Главным мотивом реформ является повышение качества образования и конкурентоспособности российских образовательных организаций. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Необходимость повышения конкурентоспособности российских вузов отмечается на всех уровнях управления. В соответствии с указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству РФ определено обеспечить реализацию мероприятий по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. С этой целью в 2013 г. был сформирован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Однако, как показывает практика, большинство вузов России не осуществляет целенаправленную деятельность по управлению своей конкурентоспособностью. В публикациях ученых отмечается, что во многих российских вузах отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью вуза, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать [2]. При этом очевидно, что развитая и эффективная система управления конкурентоспособностью - основа для устойчивого развития образовательных организаций.

Немашкалова

Карина

Геннадьевна

Ямбушев

Дамир

Фатихович

Суть устойчивого развития - разумное и бережное использование природных, человеческих и материальных ресурсов. Оно не должно подрывать жизнеобеспечение следующих поколений жителей и должно направляться на сохранение природной среды и культурного наследия [4].

Как следует из табл. 1, понятие «устойчивое развитие» по ряду аспектов отличается от традиционного понятия «развитие». Термин «устойчивое развитие» очень противоречив по своей сути, несмотря на то, что отражает комплекс социальных, этико-моральных и других проблем, экономическая составляющая более важна как первопричина: остальные проблемы - это, прежде всего, проблема хозяйственной и социальной жизни людей.

Таблица 1

Соотношение понятий «развитие» и «устойчивое развитие»

Устойчивое развитие Развитие

необратимый процесс

предполагает заботу о будущем, потенциально возможном состоянии направлено на настоящее

главный инструмент - изменение

в результате возникает новое устойчивое состояние в результате возникает новое состояние

обязательно учитывает потребности населения не направлено на учет потребностей

направлено на качественный рост не ориентировано на качество

происходит под влиянием ограничений, зависимых от состояния технологий и организации общества происходит под влиянием внешних и внутренних факторов

носит междисциплинарный характер

Еще в 1992 году в г. Рио-де-Жанейро на Всемирном саммите ООН по окружающей среде и развитию руководители более 100 государств и правительств пришли к согласию о том, что образование является решающим фактором перемен. Совершенствование и переориентация образования является одной из целей Повестки дня на XXI век, принятой на этой конференции. Глава 36 данного документа посвящена содействию просвещению, информированию населения и подготовке кадров.

Состоявшийся в сентябре 2002 года саммит в Йоханнесбурге также предложил рассматривать образование в области устойчивого развития в качестве одного из основных приоритетов деятельности мирового сообщества. Организация Объединенных Наций объявила Декаду ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005 - 2014 гг.]. А в 2005 г. в Вильнюсе была принята «Стратегия образования для устойчивого развития» экономической комиссии ООН для Европы (ЕЭК ООН], объединяющей 55 государств Европы, Центральной Азии и Северной Евразии. В данном документе отмечено, что образование не только является одним из прав человека, но и выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления, обоснованного принятия решений и развития демократии [9].

Образование в интересах устойчивого развития развивает и укрепляет потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяющий иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития. Оно может способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать мир более безопасным, здоровым и процветающим, тем самым повышая качество жизни [7].

Цель стратегии заключается в поощрении государств-членов ЕЭК ООН к развитию и включению образования для устойчивого развития в свои системы формального образования в рамках всех соответствующих учебных дисциплин, а также в неформальное образование и просвещение. Достижение поставленной цели требует решения целого комплекса взаимосвязанных задач, важнейшими из которых в стратегии были названы следующие [9]:

- обеспечение политической, нормативно-правовой и организационной основы образования для устойчивого развития;

- содействие устойчивому развитию на основе формального и неформального обучения и просвещения;

- овладение педагогами знаниями, позволяющими включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые дисциплины;

- обеспечение доступности учебных средств и учебно-методических пособий по вопросам устойчивого развития;

- содействие проведению научных исследований в области устойчивого развития;

- укрепление сотрудничества в области образования для устойчивого развития на всех уровнях в пределах региона ЕЭК ООН.

Для успешной реализации стратегии была разработана программа образования в области устойчивого развития, включающая три фазы:

- 2005-2007 гг. - формирование национальных стратегий образования в интересах устойчивого развития, осуществление первоначальных мер по реализации стратегии, определение приоритетов дальнейшей деятельности на национальных уровнях;

- 2009-2010 гг. - процесс включения дисциплин, раскрывающих теорию и практику устойчивого развития в образовательные программы и планы; мониторинг прогресса, достигнутого в реализации национальных стратегий;

- 2010-2015 гг. - обеспечение значительного прогресса в развитии образования для устойчивого развития.

Результаты реализации первого этапа показали необходимость формирования более комплексного концептуального представления образования для устойчивого развития, чтобы перейти от экологического к образованию, в рамках которого одинаковое внимание уделяется всем аспектам устойчивого развития.

Многие европейские страны активно включились в деятельность по реализации стратегии образования для устойчивого развития, в том числе и в рамках Болонского процесса. В 2005 г. Бергенское коммюнике подчеркнуло необходимость развивать систему высшего образования в Европе на принципах устойчивого развития [13].

Реализация положений, приведенных в вышеперечисленных документах, проходила параллельно с созданием и развитием общеевропейской сети университетов Copernicus Alliance с целью продвижения идей образования для устойчивого развития. За период с 1994 по 2005 гг. 326 европейских университетов подтвердили свою приверженность принципам устойчивого развития, подписав хартию Copernicus.

Произошедшие в России экономические и социально-демографические процессы оказали большое воздействие на деятельность и роль вузов. Многие из них не только не стали конкурентоспособными, но и утратили накопленный интеллектуальный и инновационный потенциал, не воспользовались преимуществами образовательных кластеров. Поэтому задача вузов и всего образовательного сегмента экономики России заключается в том, чтобы от отдельных, даже общезначимых успехов, перейти к устойчивому развитию, определяющему будущее российской экономики и предпринимательства [3; 6].

Концепция устойчивого развития образовательного учреждения как система взглядов, представлений должна учитывать, в первую очередь, взаимосвязь экономического, экологического, социального и культурного аспектов в деятельности вуза. Ее можно представить как взаимозависимую совокупность шести основных принципов: принцип устойчивости, принцип упреждения, принцип предосторожности, принцип сохранения природной окружающей среды, принцип сотрудничества, принцип экологизации сознания и мировоззрения человека [1, с. 309].

Принцип предосторожности предполагает эффективное принятие мер по предупреждению ухудшения состояния. Другими словами, перед появлением новых образовательных программ и направлений подготовки необходимо сначала опробовать их на группе студентов, а затем при положительном итоге дать разрешение на их всеобщее применение.

Следующий принцип - принцип опережения, состоящий в том, чтобы не отставать от инновационного прогресса, идти вслед за развитием потребностей и технологий образовательной отрасли. Что обеспечит подготовку мобильных специалистов.

Третий принцип - принцип сотрудничества. Все организации высшего образования должны сотрудничать между собой, с целью обеспечения устойчивого потребления услуг.

Принцип сохранения природной окружающей среды выступает следующим принципом изучаемой концепции. Применительно к сфере конкурентоспособности вузов его можно рас-

шифровать следующим образом: информационная структура удовлетворения потребностей должна напоминать о необходимости беречь природу. Из этого принципа вытекает принцип экологизации сознания и мировоззрения человека.

И последний принцип концепции устойчивого развития - принцип устойчивости, заключающийся в распространении понятия устойчивость на три характеристики образовательной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие ключевого принципа концепции устойчивого развития вуза

Ключевым методом повышения конкурентоспособности вуза в рамках изучаемой концепции является моделирование его стратегии. Именно стратегия является основой социально-экономического устойчивого роста университета и дает обоснованные направления его развития. Стратегия формулирует потребности университета как базу действий, повышает конкурентоспособность вуза. Каждое высшее образовательное учреждение в условиях конкуренции может успешно работать, если оно имеет долгосрочные ориентиры и цели, показывающие партнерам, конкурентам его стремления.

Конкурентоспособная модель вуза должна основываться на принципах стратегического управления, менеджмента качества и информационной интеграции процессов. Переход к стратегическому планированию и стратегическому управлению деятельностью обусловлен необходимостью повышения адаптивных возможностей вуза [8].

При этом необходимо учитывать, что среда организации подвержена постоянным изменениям, в связи с чем для достижения устойчивого успеха топ-менеджменту вузов необходимо:

- разрабатывать долгосрочные планы развития;

- вести мониторинг и проводить анализ внешней и внутренней среды вузов;

- выявлять заинтересованные стороны, оценивать их влияние на деятельность вузов и обеспечивать сбалансированный подход к удовлетворению их потребностей и ожиданий;

- вовлекать потребителей и других заинтересованных сторон в повышение качества и эффективности деятельности вузов, информировать их о деятельности и планах вузов;

- обеспечивать установление взаимовыгодных отношений с поставщиками, партнерами и другими заинтересованными сторонами;

- оценивать риски и управлять ими;

- формировать мотивы для саморазвития сотрудников;

- разрабатывать и осуществлять процессы обеспечения инноваций и постоянного совершенствования и др.

На наш взгляд, ключевые элементы обеспечения устойчивого развития в контексте данного стандарта - эффективный менеджмент и инновации. Именно на их основе можно преодолеть дуальность категории «устойчивое развитие» (стабильность и рост). Составляющие устойчивого успеха вузов на основе ГОСТ Р ИСО 9004-2010 представлены в табл. 2.

Опираясь на основы концепции устойчивого развития применительно к сфере высшего образования, можно констатировать, что у образовательных организаций есть два альтернативных подхода к повышения своей конкурентоспособности: рыночный, базирующийся на использовании внешних факторов развития рыночной среды и ресурсный подход, основанный на эффективном, максимальном использовании внутренних возможностей образовательной организации [10; 11]. В современных условиях устойчивое развитие опирается, прежде всего, на фактор инноваций и с помощью него преодолевается дуальность категории устойчивости. В этой связи основная задача образовательной организации - перейти от патиентного к виолентному развитию.

Таблица 2

Составляющие устойчивого успеха образовательной организации на основе

ГОСТ Р ИСО 9004-2010

Элементы устойчивого успеха Ключевые положения

Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации Менеджмент вузов должен обеспечивать эффективное использование ресурсов, принятие решений на основе фактов, мониторинг и анализа внешней и внутренней среды, удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Стратегия и политика вузы должны выработать стратегию и политику и развернуть их по уровням управления и подразделениям вузов, обеспечить постоянное информирование заинтересованных сторон

Менеджмент ресурсов вузы должны обеспечить эффективное управление финансовыми человеческими ресурсами, партнерскими взаимоотношениями (включая поставщиков], инфраструктурой, производственной средой, знаниями, информацией и технологиями, а также природными ресурсами

Менеджмент процессов вузы должны управлять процессами (управленческими, основными и обеспечивающими] и эффективно определять ответственность и полномочия, связанные с процессами

Мониторинг, измерение, анализ и изучение вузы должны обеспечить мониторинг и измерение ключевых показатели деятельности вузов, проводить внутренние аудиты и самооценку, бенчмаркинг, анализ и изучение информации, полученной в результате мониторинга, измерения и анализа

Улучшения, инновации и обучение вузы должны осуществлять корректирующие и предупреждающие действия, реализовывать стратегию постоянного улучшения и внедрение инноваций, также оценивать риски

Виолентная стратегия характерна для крупных образовательных организаций, которые обладают значительной ресурсной силой и имеют силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке образовательных услуг. Механизм трансформации стратегии как способ преобразования потенциала образовательной организации в конкурентные преимущества и конкурентоспособность осуществляется в рамках общей системы управления образовательной организации. В данном механизме выделяются элементы потенциала образовательной организации и мониторинг рынка в качестве базовых факторов, способствующих достижению конкурентоспособности и стратегических целей развития образовательных организаций. Трансформация потенциала образовательных организаций в конкурентные преимущества является предпосылкой обретения ими состояния конкурентоспособности.

Отразим направления повышения конкурентоспособности вузов (рис. 2).

Управление в условиях стратегических неожиданностей предполагает постоянный мониторинг потенциала вуза, что позволит ему поддерживать конкурентоспособность в условиях высокой неопределенности внешней среды. Управление образовательными организациями на основе мониторинга внешней среды и внутренних возможностей позволит, во-первых, обеспечить эффективное функционирование организации в условиях турбулентной среды, а во-вторых, активно воздействовать на формирование и развитие рыночной среды.

Таким образом, методологическое обоснование обеспечения конкурентоспособности организаций высшего образования представляет собой синтез положений концепции устойчивого развития в условиях глобализации и динамики факторов внешней среды и концепции системы менеджмента качества применительно к сфере услуг высшего образования.

Направления повышения конкурентоспособности вузов в рамках концепции УР

Развитие инновационных технологий Научная деятельность

Соответствие содержания образовательных программ будущему спросу на рынке труда Взаимодействие с реальным сектором экономики по вопросам трудоустройства, проведения прикладных исследований

Ориентация на качество Расширение размеров рынка

Справедливое распределение ресурсов Ориентация на потребителя

Развитие академической кооперации с зарубежными вузами Развитие экспорта образовательных услуг

Стимулирование молодых преподавателей Проектирование и строительство кампусов

Рис. 2. Направления повышения конкурентоспособности вузов в рамках концепции устойчивого развития

Литература

1. Бараненко С.П., Шеметов В.В. Стратегическая устойчивость предприятия. - М.: Центрполиграф, 2010. 493 с.

2. Гречко М.В. Трансформация механизмов развития системы образования // Современные технологии управления, 2012. №3 (15). Режим доступа к журн.: http://sovman.ru

3. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. № 3. С. 94-99.

4. Игнатова Т.В., Рогова В.А. Управление устойчивостью предприятий как фактор экономической безопасности производства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8 (63). С. 93-99.

5. Немашкалова К.Г. Развитие инструментария социальной политики на основе кластерного подхода // Terra economicus. 2012. Том 10. №2-2.

6. Игнатова Т.В., Немашкалова К.Г. Экономические детерминанты и приоритеты государственной образовательной политики Российской Федерации // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. №10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сенашенко B.C., Ткач Г.Ф. О тенденциях реформирования российской высшей школы // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 29- 42.

8. Слинкова О.К., Патрусова А.М. Эволюция производственного менеджмента и его особенности в сфере услуг // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 67-75.

9. Стратегия ЕЭК ВУЗОВН для образования в интересах устойчивого развития - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.unece.org/env/documents/2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.r.pdf

10. Филимонцева Е.М. Модернизация и новые условия в российском образовании // Известия Сочинского государственного университета. 2014. №3. С.170-175.

11.Ямбушев Д.Ф. Повышение конкурентоспособности вуза в контексте положений концепции устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 (52], (Vol. 8 Nom. 11)

12.Ямбушев Д.Ф. Исследование уровня конкурентоспособности высшего учебного заведения // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12.

13.The European Higher Education Area - Achieving the Goals. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19-20 May 2005.

Ignatova Tatiana Vladimirovna, Doctor of Economic Science, Professor, Head of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru

Nemashkalova Karina Gennadievna, Candidate of Economic Science, Docent of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: karishka_ya@mail.ru

Yambushev Damir Fatikhovich, Candidate of Economic Science, Vice-Head of Department, OOO "Dmitro-gorskiy product - Moscow" (shosse Leningradskoe, Zelenograd, Moscow region, 101000, Russian Federation). E-mail: damirka-90@mail.ru

INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS COMPETITIVENESS MAINTENANCE

Abstract

In the article the competitiveness of universities is seen as a system that provides excellence, which manifests itself in the quality characteristics of education services, the level of customer and stakeholders satisfaction, public and professional recognition and opportunities for effective implementation of the potential for sustainable development of the organization of higher education. The authors believe that the basis of the analysis of maintenance of competitiveness of higher education institutions is the concept of sustainable development as one of the areas of institutional theory and application of quality management system concept.

Keywords: education system modernization, sustainable development, educational services, higher education institutions, competitiveness, quality management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.