Научная статья на тему 'Институциональные рамки и факторы экономического роста в России в перспективе'

Институциональные рамки и факторы экономического роста в России в перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин А. А.

В статье анализируются главные направления институционального развития России в среднесрочной перспективе с выделением четырех групп субъектов экономических интересов: государство; компании крупнейшего российского бизнеса; компании крупного регионального бизнеса; массовый средний и малый бизнес, включая сферу услуг. Подчеркивается, что серьезные преобразования именно на институциональном уровне призваны обеспечить широкое освоение принципов «экономики качества» и переход от нее к «инновационной экономике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные рамки и факторы экономического роста в России в перспективе»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ В ПЕРСПЕКТИВЕ

В статье анализируются главные направления институционального развития России в среднесрочной перспективе с выделением четырех групп субъектов экономических интересов: государство; компании крупнейшего российского бизнеса; компании крупного регионального бизнеса; массовый средний и малый бизнес, включая сферу услуг. Подчеркивается, что серьезные преобразования именно на институциональном уровне призваны обеспечить широкое освоение принципов «экономики качества» и переход от нее к «инновационной экономике».

Сложившаяся в российской экономике институциональная система соответствует той модели роста, которая существовала в предшествующее десятилетие, однако поскольку сама модель значительно меняется, то и обеспечивающие ее институты должны быть перестроены. При этом речь не идет о создании принципиально новой системы - многие из необходимых институтов имеются, но их работу следует наполнить новым содержанием либо активизировать.

Спрос на институты будет в значительной мере определяться задачами экономического развития, которые стоят перед различными общественными силами, поэтому анализ предстоящих преобразований следует начинать с выделения ключевых направлений структурной динамики, оценки их потенциала и «мощности».

Важно, чтобы в таком анализе выделялись не отрасли или сферы экономики, а ключевые, игроки, способные стать субъектами соответствующих преобразований. Представляется, что для такого анализа необходимо выделить следующие группы субъектов экономических интересов:

- государство (федеральный центр);

- крупнейший российский бизнес (примерно 20-30 отечественных компаний, которые не только стали лидерами отечественного роста, но и завоевали устойчивые позиции на мировых товарных и финансовых рынках);

- крупный региональный бизнес (примерно 500-700 отечественных компаний, которые устойчиво присутствуют и развиваются на отечественных региональных рынках, как правило, являются структурообразующими центрами региональных кластеров и постепенно встраиваются в зарубежные технологические цепочки);

- массовый средний и малый бизнес, включая сферу услуг.

Рассмотрим ключевые вызовы институционального развития в среднесрочной перспективе каждой из приведенных групп.

Государство. Повышение эффективности исполнения функций государства связано сегодня, во-первых, с выработкой и последующей реализацией проектов развития, консолидирующих интересы различных общественных групп и групп бизнеса для выхода на передовые позиции в отдельных сферах научнотехнического, экономического, социально-культурного развития. Такие проекты должны стать «несущим каркасом» выстраиваемой сегодня системы стратегического планирования, с определением их эшелонированных во времени целей, задач, конечных общественно значимых результатов, косвенных эффектов, участников, целевых социальных групп, рисков, механизмов управления. Эти проекты должны формироваться на принципах управления по результату, с широким общественным и государственным контролем, развитием их мониторинга и управленческого аудита. В этой связи становятся актуальными переход к финансированию этих проектов в форме комплексных или интегрированных контрактов с распреде-

лением обязательств и ответственности на весь срок реализации проектов и внесение необходимых поправок в Бюджетный кодекс РФ и бюджетный процесс.

Отсутствие подобных проектов порождает сегодня заметную «инфляцию целей и задач» различных экономических субъектов, обесценивающую значительную часть результатов их деятельности. Рассогласованность целей, нечеткость стратегий, размытые формулировки задач или непоследовательное их решение, затянутые сроки согласования решений, отсутствие контроля за их реализацией, другие подобные признаки свидетельствуют о том, что значимая часть государственных расходов тратится вхолостую. И государство, и экономические субъекты получают ошибочные сигналы и ориентиры для выработки решений от других «игроков». Все участники такой «игры» несут избыточные потери, поскольку средства расходуются, а товар или услуга не создается. Инфляция целей и задач становится серьезным фактором денежной инфляции.

Преодоление такой ситуации в современных условиях возможно лишь в рамках жесткой и всесторонней экспертизы стратегий и программ федеральных и региональных органов исполнительной власти, институтов развития, государственных корпораций, крупных отечественных компаний. Их цели, задачи, ключевые мероприятия, индикаторы должны обсуждаться и признаваться в рамках открытых процедур с участием широкого круга стейкхолдеров. При этом - с существенным сокращением сфер не исполняемых, не формулируемых, не контролируемых обязательств, а также сфер, не надлежащим образом их исполняемых, формулируемых, контролируемых, и даже не столько обязательств по финансированию (в этой части порядок довольно высокий), сколько по их содержанию, своевременности и полноте исполнения. Рост дисциплины обязательств и взаимной требовательности в оценке их выполнения касается и государства, и экономических субъектов, и населения.

В сфере государственного и общественного контроля должны оказаться процесс принятия обязательств, их исполнения, сопоставления исполненных и принятых обязательств, мониторинг и контроль последствий исполнения обязательств и их косвенных эффектов. Для этого необходимы следующие мероприятия.

В области реализации функций государства - перейти от системы правил и порядка распределения бюджетных средств к системе четких взаимных обязательств их получателей за результаты, достигнутые при использовании средств, в том числе обязательств руководителей всех уровней по реализации заявленных стратегий и проектов развития, включающих экономические и социальные параметры роста налоговой базы, уровня доходов бюджета, создания рабочих мест, обеспечения социального развития. Такие обязательства должны формулироваться, в том числе со стороны вышестоящих распорядителей бюджетных средств, перед нижестоящими в логике последовательной и эффективной реализации выбранной политики, а также различными распорядителями по отношению друг к другу при выполнении комплексных проектов развития - межведомственных и межрегиональных.

Аналогичные обязательства должны быть определены для руководителей госкорпораций, институтов развития, представителей РФ в международных организациях, руководителей предприятий естественных монополий как на федеральном, так и на региональном уровне. Экспертиза, мониторинг, оценка выполнения указанных обязательств должны проводиться в рамках требовательного и детального государственного и общественного контроля и формирования системы аудита результативности государственных программ, проектов, стратегий.

В целом в области социальной и региональной политики - необходимо сформировать на уровне Правительства Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации консульта-

тивный орган для выработки согласования и детализации системы стратегических документов федерального и регионального уровней, объединяющих программы, проекты развития, стратегии, с выделением в них задач и соответствующих показателей их решения, которые должны рассматриваться как обязательства руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти перед населением, социальными группами, представителями бизнес-сообщества. Перенести главные акценты в системе стратегических документов с развития сырьевых регионов на развитие крупных городов как центров соответствующих региональных кластеров, с широкими торговыми и гуманитарными связями с зарубежьем, с быстрорастущим средним классом, ростом в них потребительского спроса и высоким предложением квалифицированной рабочей силы, высоким спросом на комфортную среду обитания и доступность широкого набора услуг. Устранить административные и снизить стоимостные барьеры движения рабочей силы, повышения мобильности кадров и населения, перейти к гибким формам жилищной политики (рост масштабов сектора съемного жилья и повышение его качества), гибким системам образования, здравоохранения социального обслуживания, сопровождающим миграционные потоки, а не жестко привязанным к населенным пунктам. Необходимо также повышение ответственности руководителей соответствующих уровней за предоставление некачественных и ненадлежащих государственных услуг населению.

Крупнейший российский бизнес. Эта часть российской экономики требует особого рассмотрения, поскольку именно она обеспечила ключевые факторы роста всей российской экономики в прошедшее десятилетие. Двигателем этого процесса стала экспансия ведущих российских компаний на товарные, и главное, финансовые рынки за рубежом. Рост цен на сырье только способствовал такой экспансии. В результате, отечественный крупнейший бизнес за десятилетие встроился в привычные для среднего по мировым меркам бизнеса финансовые контуры и рынки, аккумулировал капитализацию до уровня, сопоставимого с аналогичными компаниями, организовал управление компаниями по передовым стандартам менеджмента, начал экспансию в смежные сферы, розничные сети, обслуживание и сервис.

Данный сектор пользовался политической и финансовой поддержкой российского государства, что особенно проявилось в период острой фазы мирового финансового кризиса. Доходы этого сектора обеспечивали заметный спрос на внутренних рынках как в производственной и инвестиционной сферах, так и в потреблении домашних хозяйств. Они же стали ключевым ресурсом роста государственных расходов.

В то же время ресурсы дальнейшего роста этого сектора не так велики, как ранее, и не могут обеспечить его опережающей динамики. Капитализация составляющих его компаний возросла до нормального уровня, характерного для зарубежных аналогов. Дальнейший рост связан с политическими разменами активами и обязательствами на уровне правительств. Соответственно выработка стратегии присутствия и защиты отечественных крупнейших компаний на мировых рынках становится для государства стратегическим вопросом.

Наконец, сама ситуация на глобальных финансовых рынках становится все более «взрывоопасной», и риски кризиса также тормозят возможный рост сектора.

Дальнейший его рост на внешних рынках может связываться с активной диверсификацией компаний на смежных рынках по технологическим цепочкам и в сферах обслуживания и сервиса. Они же могли бы стать своего рода «плацдармами» для поддержки следующего эшелона российских компаний, начинающих продвижение на западные рынки, а также сформировать каналы трансферта западных технологий для российского бизнеса.

Во внутрироссийской жизни с компаниями этого сектора выстроена система договоренностей и взаимных обязательств, в частности, по их участию в ряде социальных, общественно значимых программ и проектов, по сдерживанию цен и тарифов, обеспечению доступа внутренних потребителей к их услугам и продуктам. Соответственно снижение лидирующей роли данного сектора в обеспечении экономического роста и бюджета страны должны привести к более жесткому контролю его инвестиционных и иных расходных программ, усилению требований к согласованности их результатов с результатами государственных программ, к участию их в проектах развития. В свою очередь повышение такого контроля приведет к постепенной передаче управления подобными программами вместе с соответствующей частью доходов компаний в более приспособленные для этой цели государственные и общественные структуры.

Крупный региональный бизнес. Эта часть российской экономики, как правило, представлена компаниями, устойчиво присутствующими на российском рынке и начинающими выходить на зарубежные товарные рынки. Их капитализация еще невысока по сравнению с зарубежными аналогами (а также по сравнению с компаниями крупнейшего отечественного бизнеса, рассмотренными выше) и доступ к финансовым ресурсам на мировых рынках ограничен, хотя и расширяется. Предприятия этих компаний представлены во всех отраслях производства, как правило, они либо сравнительно новые, либо на них проведено серьезное обновление производственного аппарата, модернизированы производственные, технологические и управленческие процессы. Тем не менее для них актуальны задачи выхода на новые рынки, достраивания бизнеса по технологическим цепочкам в рамках отраслевых или региональных кластеров, перехода на зарубежные стандарты ведения бизнеса, используемых технологий, технических регламентов, правил.

Представляется, что именно этот сектор российской экономики имеет наилучшие перспективы роста в среднесрочном периоде с точки зрения как его вклада в объемные макроэкономические показатели, так и расширения разнообразия рыночных и производственных стратегий, реализуемых его участниками. Эти стратегии предусматривают активное реформирование крупного и среднего бизнеса с «прорастанием» его в сферы последующих переделов продукции, развития сервисного обслуживания, роста ее качества; расширение линейки продуктов и услуг с одновременным «сдвигом» в создании рабочих мест в этих производствах, развертыванием малого бизнеса, работающего на аутсорсинге для крупного и среднего бизнеса; формирование соответствующей рыночной инфраструктуры. Необходимо также стимулирование спроса на высококвалифицированных работников и формирование системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров, с учетом перспективных запросов на специалистов.

Институционально компании данного сектора «живут» в существенно иной среде, чем крупнейшие отечественные компании. Для них взаимодействие с региональной властью имеет большую значимость, чем с федеральными органами исполнительной власти. Они в большей мере зависят от привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата на уровне регионов. Соответственно для их развития требуется существенно преодолевать рассогласованность решений и действий региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах, связанных с реализацией инвестиционных проектов. Даже законодательно установленные сроки рассмотрения проектов многократно выше аналогичных во многих странах.

Компании этого сектора в большей мере заинтересованы в развитии стратегического планирования на региональном уровне и стратегического взаимодействия с

региональной властью, в формировании проектов развития регионов и продвижении их на внешние рынки посредством активизации форм международного сотрудничества на региональном уровне. Сегодня такие формы развиты недостаточно и в основном концентрируются на федеральном уровне, хотя и появляются соглашения приграничных регионов о сотрудничестве, программы взаимодействия на региональном уровне органов исполнительной власти и ассоциаций бизнеса с аналогичными структурами за рубежом. Эта практика должна расширяться и приобретать более зрелые и стратегически ориентированные формы.

Компаниям данного сектора необходима и более серьезная поддержка на федеральном уровне. Российская Федерация является членом многих международных организаций, в том числе отраслевых. В них формируется значительный массив решений о разработке и применении разнообразных стандартов и правил. Российская сторона в целом довольно пассивно участвует в работе этих организаций. Необходима более действенная политика продвижения интересов российского бизнеса в подобных организациях.

Требуется также более активное продвижение основной части отечественного крупного и среднего бизнеса на внешние рынки и обеспечение защиты его интересов в преодолении политически мотивированных нетарифных ограничений, связанных с рынками передовых технологий, карбоновыми ограничениями и иными аналогичными препятствиями, стимулирование (и даже принуждение) такого бизнеса к переходу на стандарты прозрачности, социальной ответственности, нормы и обычаи делового оборота, стандарты качества продукции принятые в развитых странах.

Для этой части российского бизнеса необходимы также институты, консолидирующие их интересы в продвижении на западные финансовые рынки. Одним из них мог бы стать создаваемый международный финансовый центр в случае, если он возьмет на себя функцию посредника в выводе не очень еще заметных и известных на западе компаний на мировые финансовые рынки.

Массовый средний и малый бизнес, включая сферу услуг. Это самая гибкая, подвижная часть российской экономики и одновременно - наиболее уязвимая при резких колебаниях конъюнктуры и наименее защищенная от рисков утраты прав собственности по сравнению с предыдущими группами. Они, как правило, работают на узких локальных или очень сегментированных рынках (например, связанных с учредителем), хуже информированы о потенциальных возможностях, чем крупные и крупнейшие компании. Для них важно решение вопросов защиты собственности и избежания рейдерских захватов, снижения административных барьеров, доступности кредитов, сокращения трансакционных издержек.

В качестве мер поддержки этому сектору традиционно предлагается в обсуждениях субсидирование процентной ставки, выделение помещений, переход к «системе одного окна», сокращение частоты проверок. К этому списку следует добавить институты, способствующие маркетингу и продвижению продукции на новые рынки, например в других регионах страны. Подобную функцию должны более активно, чем сейчас, брать на себя и торгово-промышленные палаты, и ассоциации бизнеса в регионах, и органы исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях. Для ее эффективной реализации необходимо активизировать межрегиональные и межмуниципальные информационные обмены о состоянии рынков и потребности в продукции.

Подобные меры могут в какой-то мере способствовать развитию данного сектора, но вряд ли придадут ему решающий импульс. Они обсуждаются уже примерно 20 лет, и ситуация меняется очень медленно.

Гораздо более серьезное воздействие на такой рост может оказать усиленное стимулирование требовательности к качеству продукции и услуг, к повышению дисциплины исполнения обязательств всех участников экономики - бизнеса, государства, населения. Потенциал этого фактора представляется очень высоким, и в перспективе - он может стать одним из ключевых для экономического роста в целом.

Жесткая требовательность к качеству продукции является одновременно и фактором роста и фактором снижения цены и себестоимости продукции. Она заставляет производителя вводить новые этапы обработки деталей и узлов, использовать лучшие материалы, создавать системы контроля изделий, в то же время ведет к заметному сокращению потерь и издержек использования некачественных или низкокачественных продуктов и услуг.

Было бы иллюзией считать, что качество можно улучшать постепенно. К сожалению, всем известно - одна плохая деталь может испортить весь автомобиль, сколько бы в нем ни было других высококачественных деталей. Лишь самый широкий и очень жесткий контроль за качеством может стать эффективным. Говоря о прозрачности бизнеса, мы привыкли подразумевать прозрачность его финансовой деятельности. Не менее, а может и более важно, говорить о прозрачности его деятельности с точки зрения обеспечения качества продукции, надежности изделий.

Дисциплина на производстве - это не только дисциплина и профессионализм работников. Требовательность к качеству продукции, услуг, комплектующих существенно снижает риски потерь и себестоимость продукции. Сами предприятия -потребители продукции или не всегда в состоянии справиться с недобросовестными поставщиками, или несут большие издержки.

Повышение качества означает растущий спрос на создание малого и среднего бизнеса. Ведь создать качественную вещь можно, если только выстраиваются дополнительные этапы переработки, технического контроля, вспомогательных стадий обработки изделия, новых комплектующих, дополнительного сервиса, услуг по защите прав потребителей. Именно «экономика качества» становится естественным плацдармом для «ветвления» и «дробления» технологических цепочек, для массового среднего и малого бизнеса, для широкой диверсификации производства. Самое важное - без требовательности к качеству продукции не возникнут стимулы к активному повышению технического уровня производства, к массовому внедрению новых технологий, масштабному спросу на инновации, следовательно, не будет развиваться конкурентоспособная экономика.

Чтобы обеспечить такой переход необходимы серьезные преобразования именно на институциональном уровне. Следует поддерживать переход отечественной продукции на системы требований (1БО 9001, «евро-4» и др.) к качеству и техническому уровню продукции. Это требует значительных расходов, а отдача от них появится не сразу, поэтому есть повод подумать о том, как государство и бизнес могут оказать поддержку производителям современной продукции.

В этом направлении должна действовать политика последовательного снижения протекционистских барьеров входа на внутренний рынок, «защищающих» отечественных производителей. Без шоковых решений, но с пониманием того, что они должны все более конкурировать по качеству продукции и затратам на ее производство как на наших, так и, главное, на зарубежных рынках. Понадобится более серьезное и последовательное, чем сейчас, развитие институтов защиты и продвижения отечественного бизнеса на внешние рынки.

Должно происходить усиление ответственности производителей по линии максимально возможной гармонизации отечественных стандартов, норм, технических условий, правил, регламентов, иных документов, регулирующих качество продук-

ции и услуг, с принятыми в развитых странах аналогичными документами, выработка единой политики продвижения российских интересов через систему отраслевых и региональных международных организаций с участием России.

Следует создавать такие инструменты, как страхование ответственности производителей за вред, нанесенный их продукцией, расширять сферы обязательного страхования такой ответственности и ее государственного страхования (сострахования). На западе такие инструменты хорошо известны, но в России плохо приживаются. Именно страховщик может стать самым жестким и требовательным союзником потребителя в контроле за качеством приобретаемых продуктов. Необходимо активно формировать и поддерживать саморегулируемые организации поощрять выработку этических кодексов предпринимателей, поддерживать организации, аккумулирующие информацию о недобросовестной деятельности участников той или иной сферы деятельности.

Только пройдя через этапы «дисциплины обязательств» и широкого освоения принципов «экономики качества», российская экономика сможет в дальнейшем шагнуть к следующему этапу модернизации - переходу от «экономики качества» к «инновационной экономике». Переход к экономике гарантированного качества станет значимым фактором роста технического уровня и конкурентоспособности продукции, будет способствовать опережающему росту среднего и малого бизнеса, в сравнении с крупным, созданию рабочих мест для квалифицированных работников и расширению среднего класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.