Научная статья на тему 'Институциональные проблемы государственной поддержки развития национальной инновационной системы'

Институциональные проблемы государственной поддержки развития национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы государственной поддержки развития национальной инновационной системы»

Институциональные проблемы государственной поддержки

развития национальной инновационной системы

Е. Б. Балашов,

к. ю. н., зам. директора департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации

Развитие институциональных рыночных отношений в сфере научно-технической и инновационной деятельности обусловлены тенденциями развития экономики знаний в постиндустриальном обществе. Поэтому в настоящее время на различных уровнях широко обсуждаются проблемы развития и реструктуризации государственной научно-технической сферы, государственной инновационной политики, меры государственной поддержки и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, вопросы нормативного, правового, организационного, информационного и кадрового обеспечения инновационной деятельности, формирования инфраструктуры инновационной системы в Российской Федерации.

Для решения указанных задач предстоит разработать и принять ряд кардинальных мер организационно-правового характера, направленных на развитие рыночных отношений в сфере инновационной деятельности. Этому вопросу было уделено особое внимание в выступлении Президента Российской Федерации В. В.Путина на выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, проходившем в г. Зеленограде 17 октября 2006 г. По итогам заседания Совета сформулированы поручения Президента Российской Федерации:

1. Правительству Российской Федерации надлежит принять решения, необходимые для создания на территории Российской Федерации крупных национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития современных технологий, а также представить предложения о возможности международной кооперации при реализации крупных финансовоемких долгосрочных исследовательских проектов, предусмотрев при этом:

формирование эффективной организационно — управленческой структуры и правовых основ деятельности национальных исследовательских центров;

■ реализацию механизмов совместного финансирования за счет государственных и частных средств деятельности национальных исследовательских центров;

■ создание условий для максимально быстрого внедрения разработок в производство;

■ совместное использование создаваемых в рамках международной кооперации объектов интеллектуальной собственности.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо представить предложения по созданию на базе Российского фонда технологического развития государственной структуры, осуществляющей координацию и финансирование проектов создания высоких перспективных технологий, важнейших инновационных проектов значимого для страны масштаба, в том числе в рамках создаваемых национальных исследовательских центов.

Решение указанных задач направлено на создание рыночных «институтов развития», способствующих созданию и совершенствованию механизмов сотрудничества и партнерства частного бизнеса и государства в сфере инновационной деятельности.

При этом следует использовать положительный международный опыт стран с развивающейся рыночной экономикой, связанный с созданием государственных «институтов развития», ориентированных на решение задач стимулирования экономического роста на инновационной основе. В настоящее время государственные институты развития, являясь некоммерческим общественными (государственными) корпорациями, играют важную роль в становлении национальных инновационных систем Мексики, Чили, Израиля, Южной Кореи, а также Республики Казахстан — нашего ближайшего партнера по СНГ и ЕВРАЗЭС. Через указанные институты государство участвует в инновационных проектах, которые ориентированы на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, последовательно развивая технологическую и экономическую цепочки добавленных стоимостей (ЦДС). Являясь юридическими лицами, указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность как полноправные субъекты рыночных отношений, наделенные государством имущественными и правами на объекты интеллектуальной собственности. Эти институты ответственны за реализацию го-

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

сударственной инновационной политики в реальном секторе экономики, выполняют инвестиционные, организационные и информационные функции и оказывают услуги бизнесу в соответствии с компетенцией, установленной для них государством.

Создание «институтов развития» в форме государственных инновационных корпораций направлено на формирование инфраструктуры национальной инновационной системы, функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.

Принцип децентрализации означает наличие множественности источников поддержки, в том числе финансовых, включая инициативы частного сектора. На практике это означает, что государство не будет сосредоточивать финансовые и информационные ресурсы только в одном институте развития. Это даст возможность:

■ избежать потенциальных системных ошибок при принятии решений;

■ заложить основы для конкуренции и, как следствие, осуществлять открытую политику при оказании поддержки;

■ проводить углубленный анализ инициатив частного сектора. Например, если перспективный проект не найдет поддержки в одном из институтов развития, то остается возможность получить ее в другом.

Принцип специализации означает специализацию институтов развития на определенных операциях и/или видах деятельности. Принцип специализации не означает, что институты развития занимаются только операциями и видами деятельности в рамках их специализации. Они могут осуществлять и другие операции (виды деятельности), которые не являются для них основными. Для этого будут установлены лимиты осуществления неосновных операций и видов деятельности. Принцип конкуренции означает деятельность институтов развития на конкурентной основе. Такая необходимость связана с тем, что большинство институтов призваны имитировать рыночные, которые на данном этапе развития отсутствуют. Учитывая, что имитируемая природа институтов является рыночной, необходимо изначально строить их деятельность на рыночной, т. е. конкурентной основе. Принцип конкуренции даст возможность оценивать результаты деятельности того или иного института.

Принцип транспарентности означает создание прозрачной системы корпоративного управления государственными институтами развития, обеспечивающей подотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов. Государством должна быть предусмотрена защита от какого-либо давления на институты развития в целях надлежащей реализации поставленных перед ними задач. Для соблюдения этого принципа можно использовать институт независимых директоров (с привлечением высокопрофессиональных зарубежных менеджеров с

безупречной деловой репутацией), а также другие современные инструменты корпоративного управления.

Например, в Чили в настоящее время одним из ведущих «государственных институтов развития» является общественная корпорация CORFO, играющая важную роль в стимулировании инноваций и повышении конкурентоспособности чилийских компаний.

Задачами CORFO являются «...повышение качества менеджмента компаний, развитие кооперации и создание новых бизнес-структур в целях обеспечения сбалансированного развития Чили».

Основной функций CORFO является поддержка инноваций. Для этих целей в рамках CORFO созданы и функционируют два инновационных фонда: Фонд FONTEC, оказывающий содействие инновациям и технологическому развитию чилийских компаний, и Фонд развития инноваций (FDI), ориентированный на поддержку «доконкурентных инноваций», обеспечивающий формирование и реализацию важнейших инновационных проектов для различных отраслей экономики Чили.

Помимо инвестиций, CORFO предоставляет широкий спектр информационных, консультационных услуг, услуг по обучению, способствует сертификации организаций малого инновационного бизнеса, а также оказывает иные услуги, связанные с реализацией публичных функций органов государственной власти.

Представляет также интерес работа подобных «государственных институтов развития» в Казахстане. В рамках реализации индустриально-инновационной политики в соответствии с указами Президента Республики Казахстан был создан и успешно функционирует Национальный инновационный фонд, главной целью деятельности которого является содействие росту инновационной активности, развитию высокотехнологичных и наукоемких производств в Республике Казахстан. Для решения данной проблемы основные усилия Национального инновационного фонда направлены на стимулирование и развитие венчурного финансирования в Казахстане со стороны частного сектора и создание инновационной инфраструктуры. Предполагается, что на первоначальном этапе своей деятельности Национальный инновационный фонд совместно с отечественными и иностранными партнерами будет осуществлять финансирование инновационных проектов и создавать венчурные фонды. На последующих этапах по мере возникновения и роста отечественного венчурного капитала инновационный фонд будет сокращать деятельность по финансированию венчурных проектов и концентрировать свою активность на укреплении инновационной инфраструктуры и финансировании прикладных научных исследований. В числе важнейших задач Национального инновационного фонда значится:

■ участие в создании элементов инновационной

инфраструктуры (технополисов и технопарков,

информационно-аналитических центров и т.д.);

■ создание венчурных фондов совместно с отечественными и крупными венчурными инвесторами мирового уровня;

■ участие в уставном капитале создаваемых и действующих предприятий с целью производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, разработки новых технологий;

■ финансирование путем предоставления грантов отдельных научных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых технологий, товаров, услуг, являющихся потенциально перспективными, с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики.

Решение о выделении грантов инновационным фондом осуществляется только после проведения независимой научно-технической экспертизы.

В настоящее время в Российской Федерации созрели все необходимые предпосылки для создания «государственных институтов развития» для решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи о координации и финансировании проектов создания высоких перспективных технологий, важнейших инновационных проектов значимого для страны масштаба. Предлагается создать на базе Российского фонда технологического развития в форме государственной инновационной корпорации Национальное технологическое агентство «Российские инновационные технологии (РО-СИНТЕХ)», обеспечивающее:

■ осуществление мер государственной поддержки и координации создания и развития инфраструктуры национальной инновационной системы;

■ создание государственного института управления формированием и реализацией важнейших инновационных проектов государственного значения;

■ реализацию механизмов совместного финансирования за счет государственных и частных средств деятельности национальных исследовательских центров;

■ совместное использование создаваемых в рамках кооперации объектов интеллектуальной собственности, включая участие в реализации международных инновационных проектов;

■ осуществление контроля передачи технологий;

■ участие в разработке и поддержке технических регламентов и национальных стандартов, в создании системы сертификации качества инновационной продукции (услуг) и другие задачи.

Для реализации указанных задач государственная инновационная корпорация должна быть наделена функциями:

■ центра трансферта технологий;

■ депозитария результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет государственного бюджета;

■ разработчика и координатора межотраслевой политики в области учета и хозяйственного оборота результатов научно-технической деятельности,

произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

■ осуществления правомочий собственника результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

■ единого государственного заказчика на освоение промышленностью результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

■ уполномоченного экспортера результатов научно-технической деятельности, произведенных и приобретенных за счет средств государственного бюджета;

■ аккумулятора возвратных средств, полученных от освоения отечественной промышленностью результатов научно-технической деятельности, а также от экспорта этих результатов для освоения иностранными производителями;

■ государственного заказчика по подготовке кадров и повышению квалификации менеджеров для управления инновационными проектами и предпринимателей, специализирующихся в сфере инновационной деятельности.

Государственная инновационная корпорация — Национальное технологическое агентство — должна стать координирующим органом при осуществлении реструктуризации государственной научно-технической сферы. Ей должно быть предоставлено право выступать от лица Российской Федерации в качестве учредителя национальных исследовательских центров, центров коллективного пользования, научных и образовательных учреждений, автономных организаций, некоммерческих партнерств, простых товариществ и хозяйственных обществ, а также осуществлять необходимую для ее задач предпринимательскую деятельность.

Для финансового обеспечения функционирования элементов инфраструктуры национальной инновационной системы в агентстве должна предусматриваться возможность создания целевого бюджетного инновационного фонда (ЦБИФ), аккумулирующего средства бюджета, предусматриваемые на развитие инновационной системы РФ, а также внебюджетного фонда инновационно-технологического развития (ФИТР), аккумулирующего доходы от отчислений прибыли предприятий, направляемых на поддержку научных исследований, разработок и инновационную деятельность, а также доходы, получаемые от реализации прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, и доходы от реализации переданных государством инновационной корпорации прав на собственность.

Создаваемое Агентство должно быть наделено правом трастового управления государственным имущественным комплексом, включая объекты интеллектуальной собственности и финансовые активы (акции, ценные бумаги) находящихся в ее ведении

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

национальных исследовательских центров и инновационных предприятий.

Для обеспечения участия Агентства в развитии национальной системы стандартизации, разработке национальных стандартов и технических регламентов и поддержке международных стандартов предусматривается создание при участии Агентства специального органа добровольной сертификации инновационной технологической продукции (товаров, услуг) на базе Национальной технологической палаты — некоммерческого партнерства, объединяющего в рамках само-регулируемой организации национальные исследовательские центры и инновационные предприятия.

Реализация указанных функций позволит корпорации создать необходимые условия для объединения усилий государственных органов управления всех уровней и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий, способствовать привлечению внебюджетных, корпоративных финансов в необходимом объеме для финансирования инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Правовой основой для создания государственной корпорации служит статья 7 прим. Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанной статьей «.государственной корпорацией признается не имеющая членство некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных целей. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерации, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующая этим целям.

Органами управления государственной корпорацией являются Совет директоров корпорации, Правление корпорации и генеральный директор корпорации. В состав Совета директоров государственной корпорации входят представители Правительства Российской Федерации. Функции органов управления государственной корпорации определяется нормативным правовым актом, предусматривающим ее создание.

В соответствии со статьей 7 прим. Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственная корпорация создается на основе специального закона. Это ограничение в настоящее время служит серьезным препятствием на пути использования указанной организационно-правовой формы для создания эффективных «институтов инновационного развития». В этой связи представляется целесообразным внести в статью 7 прим. поправку, предусматривающую возможность создания Национального технологического агентства в форме государственной корпорации на основе Указа Президента Российской Федерации и соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.