№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011
И. А. Кох, д-р соц. наук, профессор, кафедра теории и социологии управления, В. А. Сухов, аспирант, Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург, Россия, kia4@mail.ru
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В государствах с рыночной экономикой значительное место отводится предпринимательству. Особенно велика роль малого бизнеса. В некоторых развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет весомую долю валового национального продукта. В современном обществе малое предпринимательство рассматривается как важный фактор устойчивого экономического развития и политической стабильности общества. В Российской Федерации в последние годы предпринимаются большие усилия по развитию малого предпринимательства и созданию институциональных структур для его поддержки.
Предпринимательство в современном понимании — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1. То есть современным законодательством предпринимательство рассматривается как с позиции создания нового предприятия, так и с позиции управления и развития уже существующих предприятий. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением рыночной стоимости предприятия.
Однако у предпринимателя есть еще одна очень важная характеристика. Известный австрийский экономист Й. Шумпетер указывал на то, что «быть предпринимателем — значит делать не то, что делают дру-
гие, и не так, как делают другие»2. Следуя за Шумпетером, В. В. Радаев формулирует общее определение предпринимательства: «это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода)»3. Предпринимательство, по В. В. Радаеву, конституирует три необходимых элемента:
♦ организационное действие;
♦ инициирование изменений;
♦ денежный доход как цель и критерий успеха.
Предпринимательство в этом ключе — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все ее институты. Предприниматели же, таким образом, представляют собой достаточно специфичную профессиональную группу, исследование особенностей профессионального становления и профессионального самосознания которой представляется весьма актуальным. В частности, предпринимательство в нашем обществе имеет свои специфические особенности вследствие особого пути формирования этой новой социальной группы. Например, ряд исследователей указывают на то, что «специфика профессионального становления именно российских предпринимателей заключается, в частности, в отсутствии специального образования в области бизнеса»4. Предпринимательство в современной России — это один из видов экономической деятельности, которая характеризуется, регулируется совокупностью социальных норм. Оно интегрировано в социально-политическую, ценностную структуры российского общества. Предпринимательство несет в себе целый комплекс
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
социальных функций: создание для занимающихся этой деятельностью возможности удовлетворять свои потребности и интересы, создание продуктов и услуг для удовлетворения потребностей _ населения, обеспечение стабильности общественной жизни.
В социологии и экономической теории существует множество значений понятий предпринимательства. Они = различны в понимании как природы, так и функционального содержания исследуемого явления. В. В. Радаев, обобщая изменения во взглядах экономистов и социологов, исследовавших предпринимательство, предложил авторскую типологию изменения подходов к предпринимательской функции, которая включает в себя пять различных трактовок5. По мнению авторов данной работы, попытки выбрать верное определение методологически бесперспективно. Социология — полипарадигмальная наука, а в каждой парадигме можно построить непротиворечивую систему категорий и понятийный аппарат. Для исследования предпринимательства следует определиться с подходом, парадигмой. Авторы придерживаются подходов и логики, лежащих в русле системно-структурных построений, это определяет и принимаемую им за основу концепцию предпринимательства Й. Шум-петера.
Данная трактовка (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Шмоллер, Й. Шумпетер, П. Друкер и др.) подчеркивает активный, инновационный характер предпринимательства не только в выборе из имеющихся альтернатив распределения ресурсов, но и в создании новых рыночных возможностей. Стержнем последнего направления стала концепция австрийского экономиста Й. Шумпетера. Предприниматели, по Шум-петеру, не образуют особой профессиональной группы или класса. Речь =
идет о функции, которую они осуществляют. Она может постоянно изменяться. При этом предприниматель не обязательно сам
Специфика профессионального становления именно российских предпринимателей заключается, в частности, в отсутствии специального образования в области бизнеса.
Социальный институт - это относительно устойчивая модель социального поведения, на поддержание которой направлены действия многих людей.
изобретает «новые комбинации». Он может использовать чужой хозяйственный опыт.
С позиции подобного структурно-функционального анализа предпринимательства весьма кстати оказывается концепция американского социолога Дж. К. Хоманса, продолжившего рассмотрение социальных институтов с позиции бихевиоризма и в его рам-= ках описавшего типологию социальных институтов. Социальный институт, по Хомансу, — «это относительно устойчивая модель социального поведения, на поддержание которой направлены действия многих людей»6.
Согласно концепции Дж. Хоманса, есть четыре способа обоснования социальных институтов7. Первый — психологический способ, который рассматривает социальные институты как психологическое образование. Второй способ — исторический, который рассматривает институт как результат исторического развития того или иного вида деятельности. Третий способ — структурный, рассматривающий социальные институты как элемент социальной системы. Четвертый — функциональный, исходящий из того, что существование институтов связано с исполнениями определенных функций в социальной системе, обеспечивая интеграцию ее элементов и стабильность развития и существования.
На наш взгляд, обоснования первого и второго порядка являются очевидными. Психологический генезис предпринимательства и историческое развитие предпринимательства как элемента экономических институтов нашли отражение в современной социологии. Структурно-функциональное - содержание предпринимательства, хотя и достаточно нами обосновано выше, все же нуждается в доказательстве. Здесь необходимо доказать, что функции изучаемого феномена являются значимыми, а совокупность функций предпринимательства близка по содержанию функциям, выполняемым в
№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
обществе социальными институтами. Для обоснования институциональной природы предпринимательства указанные обстоятельства важны.
Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Исходя из этих посылок, можно сделать вывод, что предпринимательство в функциональном плане обладает признаками социального института: предприниматель реализует функцию удовлетворения потребностей членов общества в товарах и услугах, а для того, чтобы сделать поведение предпринимателя предсказуемым, реальность экономической среды и общество создают правила и нормы поведения, регулирующие поведение каждого предпринимателя. Более того, сами предприниматели создают эти правила поведения (черные списки неплательщиков, работа с отсрочкой платежа, принципы взаимного доверия и т. д.).
Для обоснования институциональной природы предпринимательства целесообразно проанализировать способы его включения в другие сферы общественной жизни, взаимодействие с политическими, идеологическими и иными социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом другой сферы общества — культурной, политической и др. Институциональный подход к изучению социальных явлений исходит из того, что социальные институты формируются в процессе исторического развития социальной системы, однако при этом специфика основных механизмов их функционирования обусловлена внутренними закономерностями развития того или иного вида деятельности. Следовательно, рассмотрение предпринимательства невозможно без соотнесения его с функционированием других со-
Сами предприниматели создают эти правила поведения (черные списки неплательщиков, работа с отсрочкой платежа, принципы взаимного доверия).
циальных институтов. Предпринимательство сегодня — это, несомненно, часть института производства и сферы услуг, кото-_ рые, в свою очередь, являются элементами институтов экономической системы. Предпринимательство горизонтально пересекается с другими институтами: экономическими (промышленность, банки), политическими (государство, политические партии), социально-культурными (образование, наука), нормативными (гражданское право, институт частной собственности), семейными, религиозными и другими.
Третий этап, после функционального и структурного обоснования, связан с институциональной идентификацией сущности предпринимательства. Есть определенные трудности в определении институциональных признаков предпринимательства, в правомерности определения функций предпринимательства в качестве институциональных.
Вместе с тем, возникает вопрос, насколько законченным и комплексным его можно считать, насколько эффективно реализуются присущие ему социальные функции. На наш взгляд, для того чтобы понять это, необходимо опираться на уточненное понятие предпринимательства с точки зрения предмета социологии. Так, О. О. Вавиловым предпринимательство в данном контексте определено как «особый вид деятельности, преобразующий природу общества, по созданию продуктов или предо-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ставлению услуг и связанный с получением прибыли в условиях риска на основе использования предпринимательских качеств личности»8. Таким образом, «индивид, осознанно выбирающий направление своей деятельности, рассматривается как член общества, перед которым он несет социальную ответственность. При этом он стремится к реализации собственных потребностей высшего порядка, а также к удовлетворению этих потребностей остальных членов общества, т. е. к углублению процесса собственной социализации»9. При таком самосознании каждого предпринимателя можно говорить о подлинном завершении процесса институционализации предпринимательства. И в данном случае можно отметить, что процесс институционализации предпринимательства в России пока не завершен. Негативные последствия этого в современной России особенно остро ощущает на себе малое предпринимательство.
Четвертый этап предполагает анализ структуры социального института и характеристику его основных элементов. Структура предпринимательства неразрывно связана с социальной структурой общества. Существующие теоретические взгляды демонстрируют ведущую роль инновационной деятельности предпринимателя и качеств, ей способствующих. «Современное предпринимательство выступает в качестве нового типа организации и формы групповых социально-экономических отношений для отечественного социума. Поведенческие реакции предпринимателей в существенной мере обусловлены историческими традициями и национальной психологией. Можно констатировать, что развитие предпринимательства в Российской Федерации связано не только с современным экономическим состоянием, но и особенностями российской государственности и менталь-ности»10.
По мнению ряда авторов, основой успешного развития предпринимательства является предпринимательская среда, адекватная современным реалиям и требованиям бизнеса11. Связь предпринимательства с социальной, экономической и культурной подсистемами общества очевидна. Поэтому так важна стабильность внешней среды для развития предпринимательства. Кроме того,
творческий и поисковый характер является неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности, а значит, чертой современного отечественного предпринимателя должно стать наличие инновационно-поискового стиля поведения. Инновационная деятельность представляет собой способ удовлетворения потребностей обществом за счет принципиального изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о таких нововведениях, которые привносят в социокультурную среду революционные элементы и предусматривают переход некой системы из одного состояния в другое. 4
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301. Ст. 2.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В. С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. С. 28.
3. Радаев В. В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 94.
4. Вавилов О. О. Предприниматель как объект социально-экономического исследования: Автореферат дис. канд. соц. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 3.
5. Там же. С. 95-97.
6. Homans G. S. The sociological relevance of behaviorism // Behavioral sociology. Ed. R. Burgess, D. Bus-hell. N. Y, 1969. Р. 6.
7. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. С. 11.
8. Вавилов О. О. Предприниматель как объект социально-экономического исследования. С. 10.
9. Там же.
10. Лашкин М. М. Предпринимательская конкуренция в России: социально-экономический анализ. Автореферат дис. канд. соц. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 9.
11. Гурков И. Б., Аврамова Е. М, Тубалов В. А. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2005. № 2.