Научная статья на тему 'Институциональные предпосылки социального партнерства менеджмента и наемного труда в условиях социально ориентированной рыночной экономики ФРГ'

Институциональные предпосылки социального партнерства менеджмента и наемного труда в условиях социально ориентированной рыночной экономики ФРГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маринова М. А., Калашникова А. В.

В статье рассматриваются основные принципы социально ориентированной экономики, построенной на основе модели Л. Эрхарда, применявшейся в Германии после Второй мировой войны. Рассматриваются достоинства и недостатки этих принципов, выделяются основные субъекты экономических отношений и специфика реализации ими принципов социально ориентированного рыночного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Premises of Social Partnership Between Managers and Employees Under the Conditions of Socially-oriented Market Economy of the Federal Republic of Germany

The article considers basic principles of socially-oriented economy according to L. Erhard's model applied in Germany after World War II. It provides the analysis of their advantages and disadvantages, outlines the main subjects of economic relations and specifies the ways to implement the principles of socially-oriented market economy.

Текст научной работы на тему «Институциональные предпосылки социального партнерства менеджмента и наемного труда в условиях социально ориентированной рыночной экономики ФРГ»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МЕНЕДЖМЕНТА И НАЕМНОГО ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ФРГ

М.А. Маринова

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая 10/2, Москва, Россия, 117198

А.В. Калашникова

Кафедра социологии управления Московский государственный университет им. Ломоносова Ленинские горы, 1, Москва, Россия, 119991

В статье рассматриваются основные принципы социально ориентированной экономики, построенной на основе модели Л. Эрхарда, применявшейся в Германии после Второй мировой войны. Рассматриваются достоинства и недостатки этих принципов, выделяются основные субъекты экономических отношений и специфика реализации ими принципов социально ориентированного рыночного хозяйства.

Социально ориентированное рыночная экономика на первый взгляд противоречивое явление. С одной стороны, рынок — это довольно жесткие принципы и безусловность критерия экономической эффективности, с другой — всякая ориентация на социальное предполагает в качестве основного критерия социальную эффективность, которая может на совпадать с эффективностью экономической. Социальная ориентация экономики возникает в том числе и под влиянием социальных институтов, сложившихся в том или ином обществе.

Менеджмент фирмы, обслуживающий интересы бизнеса, помимо классических функций приобретает ряд особых свойств, которые отражают специфику той институциональной и социальной среды, в рамках которой он функционирует. Рассмотрим эту специфику применительно к системе институционального, социального и экономического устройства, характерного для ФРГ, декларирующей принципы социально ориентированной экономики [1].

Целевая функция фирмы, связанная с эффективностью и обеспечением прибыльности, является основной задачей любого частного предприятия, независимо от отрасли, специализации, размеров, места и времени локализации. А социально ориентированная экономика (несмотря на ее специфику в разных странах) — это прежде всего рыночная экономика. В ее рамках бизнес (и обслуживающий его менеджмент) является одним из базовых факторов повышения общественного благосостояния, обеспечивающих расширение и обновление производственных и технологических возможностей за счет постоянного роста производительности труда.

Это положение подчеркивалось одним из теоретиков социального государства и социально ориентированной рыночной экономики В. Ойкеном, который констатировал, что самая лучшая социальная политика не может дать никаких удовлетворительных результатов, если производительность труда невелика. Если верно, что можно распределять только то, что было до этого произведено, то первый вопрос всех социальных реформаторов должен быть адресован экономическому порядку, имеющему наивысший показатель экономической эффективности [2. С. 405, 406].

Однако экономическая эффективность общественного производства в условиях рынка — это равнодействующая двух факторов. Во-первых, предпринимателей (менеджеров), которые, ориентируясь на максимизацию прибыли, постоянно обновляют и комбинируют факторы производства с целью адаптации к конкурентным действиям других фирм, конъюнктуре рынка, ценовым колебаниями и перманентно изменяющимся предпочтениям потребителей. Обозначим их как «работодатели». Во-вторых, наемных работников, предельная производительность которых на рабочих местах в рамках различных предприятий является результирующим фактором роста общественного благосостояния. Это означает, что эффективное функционирование социально-ориентированной экономики базируется в первую очередь на развитии производительных сил и его главных составляющих — социальном слое предпринимателей (менеджеров) и наемных работников. Именно деятельность последних, интегрируясь в рамках фирм и предприятий, является базовым фактором повышения уровня производительности труда и, как следствие этого, уровня общественного благосостояния.

Об этом убедительно говорит уровень экономического развития наиболее развитых в социально-экономическом отношении стран мира, среди которых ФРГ занимает одно из ведущих мест. Тот результат, который достигнут экономикой Германии, в том числе в плане обеспечения высокого уровня благосостояния своих граждан, являлся закономерным следствием действия двух категорий экономически активного населения. Именно они, занимая свое объективное место в системе разделения и организации труда (или в качестве работодателей (предпринимателей, менеджеров) или в качестве наемных работников), обеспечили такой уровень развития производительности и эффективности труда, который позволил направить существенную долю государственного бюджета, складывающегося из налогов граждан, на реальное инвестирование различных социальных программ и трансфертов и установить в конституционном и законодательном поряд-

ке для большинства граждан социально приемлемые уровни и пороги благосостояния, которые соответствуют критериям социальной справедливости.

Естественно, что все это стало возможным в условиях проведения такой социально ориентированной политики, в рамках которой последовательно решались две основные задачи. Первая касалась эффективного развития рыночного хозяйства, как экономической базы социального государства, вторая — формирования и воспроизводства такой системы социальных трансфертов, которая, с одной стороны, могла обеспечить справедливое перераспределение общественного богатства, прежде всего, для стартовой поддержки граждан и поддержки социальных аутсайдеров, с другой стороны, не была страховым фондом социального иждивенчества, а сохраняла бы приоритеты индивидуальной свободы и ответственности за свою жизненную перспективу для всех категорий экономически активных граждан.

В этом контексте важным элементом политики социального государства являются принципы, положенные в основу функционирования такой институциональной среды, в рамках которой возможны наиболее оптимальные условия партнерского взаимодействия бизнеса (менеджмента) и наемного труда, как основных субъектов социально-ориентированной рыночной экономики. Эти принципы были изложены в концепции Л. Эрхарда, практическая реализация которой привела в 50—60 гг. ХХ в. к «германскому экономическому чуду»; вместе с тем, по мнению многих специалистов, она может способствовать в будущем гармонизации тех противоречий и проблем, которые характерны для германской экономики в настоящее время.

Рассмотрим сформулированные Л. Эрхардом основные параметры политики социального государства по отношению к бизнесу и наемному труду, реализация которых является институциональным условием их партнерского взаимодействия в системе социально ориентированной рыночной экономики.

Таблица 1

Принципы государственной политики «регулирования» бизнеса в условиях социально ориентированной экономики [4. ^ 41—46]

Система принципов, обеспечивающая функционирование бизнеса (менеджмента) частных предприятий в условиях социально ориентированной рыночной экономики Функции социального государства по отношению к бизнесу (менеджменту)

Корпус предпринимателей и менеджеров является базовым субъектом рыночной экономики, обеспечивая экономический прогресс и позволяя потребителю пользоваться преимуществами более высокой производительности труда Обеспечение оптимальных условий функционирования рынка как наиболее эффективной экономической среды для функционирования бизнеса

Социальная компонента государственного регулирования неразрывно связана с рынком, и действующими в его рамках предпринимателями (менеджментом), которые, максимизируя прибыль, обеспечивают эффективность экономики, позволяющей достигнуть наиболее благоприятного удовлетворения общественных потребностей с точки зрения количества, качества и уровня цен Обеспечение такой системы государственного регулирования, которая открывает максимальные возможности для функционирования бизнеса

Государство ограничивает «максимизационный эгоизм» бизнеса (обслуживающего его менеджмента) и стремление его к монополизму, прежде всего, на основе постоянного воспроизводства конкурентной среды и конкурентного поведения хозяйствующих субъектов Минимизация государственного вмешательства в хозяйственные процессы за счет развития конкуренции и ограничения монополизма частных предприятий

Продолжение таблицы

Система принципов, обеспечивающая функционирование бизнеса (менеджмента) частных предприятий в условиях социально ориентированной рыночной экономики Функции социального государства по отношению к бизнесу (менеджменту)

Социальная рыночная экономика — особая форма общественного устройства, при котором человек, независимо от его экономического статуса, превращается в автономную, самостоятельную личность, в свободного гражданина. В этом смысле экономическая эффективность вторична и является следствием такого общественного устройства, где индивидуальная свобода отдельных граждан является приоритетной ценностью Государство обеспечивает функционирование личных свобод и прав граждан, в том числе, как субъектов рыночной экономики

Эффективность политики хозяйственного порядка зависит от наличия действенных институтов контроля над государственными структурами, которые осуществляют регуляцию экономической жизни общества. К ним относятся, прежде всего, институты гражданского общества, которые обеспечивают ответственность всех граждан (независимо от экономического статуса) за свои действия, за свой выбор, за свою судьбу, повышают в рамках свободы социального выбора их ответственность за последствия свих действий, та как ответственность есть оборотная сторона свободы, способствуют минимизации патерналистских функций государства Государство является объектом действия механизмов гражданского контроля, которые обеспечивают защиту граждан от патерналистских функций государства и повышают их ответственность за последствия своих действий

Следует отметить, что выделенные нами принципы функционирования бизнеса (и менеджмента) в рамках социально ориентированной экономики являются неким нормативным эталоном и институциональным условием, в рамках которого, по мнению Л. Эрхарда, должна осуществляться социальная политика государства по отношению к этой категории экономически активного населения. Но это только одна сторона проблемы.

Очевидно, что деятельность бизнеса (менеджмента) в процессе управления коммерческим предприятием бессмысленна без такого фактора, как наемный труд, поскольку бизнес и наемные работники объективно должны находиться в состоянии партнерства в рамках различных форм производственной организации. Обусловлено это в том числе и взаимозависимостью бизнеса и наемных работников. И дело не в том, кто должен доминировать в системе социально-трудовых отношений, а в том, что результатом этих отношений должен быть такой уровень эффективности и производительности труда, в котором заинтересованы обе стороны.

В контексте этих соображений рассмотрим основные принципы концепции Л. Эрхарда по распределению социальных услуг со стороны социального государства, что позволит, с одной стороны, установить меру социальной защиты наемного труда, с другой — степень его ответственности за повышение эффективности общественного производства. Задачей государства в социально ориентированном рыночном хозяйстве является поддержка активности населения в экономической деятельности, а не поддержка иждивенчества: «Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу моей семьи» [4. С. 236].

Таблица 2

Принципы распределения социальных услуг социального государства в сфере функционирования наемного труда [4. ^ 41—46]

Основные принципы реализации социальных услуг со стороны государства по Л. Эрхарду Экстраполяции этих принципов в сферу наемного труда

Любые формы государственного перераспределения нарушают логику функционирования рыночной системы и ее целостность Наемные работники и предприниматели (менеджмент) базовые субъекты рыночной экономики. Основное условие их благосостояния (доходов) определяется не системой государственного перераспределения, а их реальным вкладом в максимизацию прибыли предприятий

Высокие налоги и социальные поборы лишают предпринимателей стимулов к инвестициям, расширению производства и созданию новых рабочих мест, а активную часть населения — стимулов к труду Излишне фискальная политика государства вредна как для предпринимателей (менеджмента), которые создают рабочие места, так и для наемных работников, основой благосостояния которых является заработная плата

Процессы перераспределения имеют тенденцию самопроизвольного расширения и роста. Эта тенденция заключается в том, что социальные блага, льготы и дотации, предоставленные одним, неизбежно порождают необходимость распространения их на других, дабы избежать социального недовольства Опасность процессов государственного перераспределения доходов для наемных работников заключается в том, что в своей излишней форме этот механизм, во-первых, понижает стимулирующую роль заработной платы, которая зависит от производительности труда; во-вторых, усиливают борьбу между различными категориями занятых за увеличение и расширение различных социальных льгот и дотаций

В результате возникает порочный круг: чем больше государство берется перераспределять, тем шире становится круг претензий, требующих дальнейшей эскалации государственного вмешательства Излишне перераспределительная политика государства, способствует увеличению патерналистских мотиваций наемных работников в ущерб мотивации повышения производительности на рабочих места

Чем масштабнее система государственной благотворительности, тем менее она эффективна. Это объясняется, во-первых, ростом и необходимостью содержать дорогостоящий государственный аппарат. Во-вторых, тем, что данная система слишком громоздка и непрозрачна Увеличение масштабов государственной благотворительности способствует, путем взимания налогов, изъятию средств из производящих секторов экономики, что, в конечном счете, не выгодно ни предпринимателям, ни наемным работникам. Это объясняется тем, что последние, во-первых, вынуждены содержать все большее число социальных иждивенцев в лице чиновничества. Во-вторых, лишаются информации об адресной направленности распределяемых государством средств, отвлекаемых в бюджет в качестве налогов и других сборов

Закономерным следствием государственного патернализма является распространение в обществе иждивенческих настроений и личной безответственности Излишне патерналистские функции государства усиливают иждивенческие настроения у части представителей наемного труда, которые перекладывают ответственность решения своих частных проблем, во-первых, на плечи патерналистского государства, во-вторых, работодателей

Отступление от принципов свободы и личной ответственности, в конечном счете, неизбежно ведет к снижению экономической эффективности и к постоянному сокращению объема социальных благ, на перераспределение которых претендует бюрократический аппарат Реализация принципов свободы и личной ответственности в равной степени касаются как предпринимателей (менеджеров), так и наемных работников, от деятельности которых непосредственно зависит экономическая эффективность рыночной экономики и рост объема социальных благ

Паралич экономического прогресса и превращение человека в «социальный винтик» — такова цена патерналистских гарантий его материальной обеспеченности со стороны всесильного государства Следствием излишне-патерналистских материальных гарантий государства по отношению наемным работникам является, в конечном итоге, их иждивенческая позиция, которая более опирается на дотации государства, чем на индивидуальный вклад в производительность или поиск более эффективных форм занятости

Продолжение таблицы

Основные принципы реализации социальных услуг со стороны государства по Л. Эрхарду Экстраполяции этих принципов в сферу наемного труда

Правильно понятая социальная политика со стороны социального государства предполагает, во-первых, создание условий для того, чтобы каждый человек имел возможность получить образование, профессию, рабочее место. Во-вторых, стимулирование стремления граждан накапливать сбережения и обзавестись собственностью Социальная политика государства по отношению к работникам, занятым в сфере наемного труда, должна быть ориентирована на обеспечение каждого стартовыми условиями вхождения на рынок труда (образованием, профессией, рабочим местом), а также такого уровня производительности труда и доходов, который позволял им в перспективе не зависеть от попечительских функций государства, а иметь необходимый страховой фонд в виде личных сбережений и собственности

Объектами социальной опеки со стороны государства должны быть только действительно нуждающиеся в поддержке или не имеющие возможности обеспечить себе прожиточный минимум. Критерии выбора объектов социальной поддержки со стороны государства логически вытекают из принципа субсидиарности Предметом попечительской функции социального государства должны быть социальные аутсайдеры, в том числе из категории занятых по найму, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум или объективно лишенные возможности самостоятельно обеспечить себя занятостью и доходами (инвалиды, сироты и т.п.); индивиды, домашние хозяйства и предприятия, обеспечивающиеся временной социальной поддержкой на основе принципа субсидиарности

Во всех тех случаях, когда жизненные риски предсказуемы (например, наступление нетрудоспособности по старости, вследствие болезни или несчастного случая), каждый гражданин может и должен своевременно сам позаботиться о себе, используя систему добровольного страхования, личные сбережения и т.д. Важной функцией социальной политики социального государства по отношению ко всем активным гражданам (в том числе, наемным работникам) является организация и защита институтов самообеспечения (накопительной пенсионной системы, сбережений, приобретения собственности). Эти институты должны быть основным средством страхования жизненных рисков наемных работников; обеспечивать с их стороны возможность реализации индивидуальных долгосрочных решений в социальной сфере; быть предметом защиты со стороны государства

Общество не имеет права «проедать» больше, чем оно создает. Из этой формулы вытекает следующее: рост государственных расходов на социальные нужды не может быть выше темпов роста ВВП; увеличение заработной платы не должно опережать рост производительности труда; налоговая политика не должна лишать предпринимателя стимулировать инвестиции и «наказывать» тех, кто трудится больше и лучше; пособие по безработице не должно превращаться в легализованную возможность социального иждивенчества Развитие институтов занятости и наемного труда в условиях социально ориентированной рыночной экономики базируется на стабильности и эффективности экономической системы, которая не должна: обеспечивать рост государственных расходов на социальные нужды выше темпов роста ВВП; увеличивать заработную плату темпами, опережающими рост производительности труда; максимизировать налоги за счет дискриминации производителей; превращать пособия по безработице в легализированную форму социального иждивенчества; быть средством распределения незаработанных благ за счет налогоплательщиков; за счет избыточного перераспределения благ, лишать отдельных граждан возможности самим нести ответственность за свои поступки и действия

Из системы принципов Л. Эрхарда, заложенных в основу политики социального государства по отношению к наемным работникам и бизнесу (менеджменту), можно вывести следующие принципы их социального партнерства.

Социальная и экономическая свобода выбора сферы профессиональной деятельности, которая предоставляется и бизнесу (предпринимателям, менеджменту) и наемным работникам, является основанием для их функционирования как базовых субъектов рыночной экономики. Каждый из этих субъектов реализует

эту степень свободы в рамках той социальной функции и тех степеней ответственности, которые объективно задаются их местом в системе общественного разделения и организации труда.

Организационные формы, являющиеся институциональным и технологическим условием функционирования бизнеса и наемных работников, предполагают совместно-партнерский способ их взаимодействия, т.е. интеграцию их производственных и социальных функций в рамках различных форм экономической и фирменной организации.

Цель действия этих организационных форм в условиях социально ориентированной рыночной экономики — достижение такого уровня производительности труда, которая, с одной стороны, является экономической базой для роста общественного благосостояния; с другой, — не может выходить за пределы экономических возможностей общества при распределении трансфертов социальной защиты, направленных на поддержку нуждающихся слоев населения.

Достигнутый уровень производительности труда и адекватный этому уровень доходов и общественного благосостояния, которые обеспечиваются деятельностью двух базовых субъектов рыночной экономики, должен лежать в основе: а) роста государственных расходов на социальные нужды; б) увеличения заработной платы наемных работников; в) таких объемов налоговых сборов, которые стимулируют предпринимателей увеличивать, инвестиции в производственный сектор и т.п.

В условиях рыночной экономики неизбежны следующие противоречия в использовании мер социальной защиты наемного труда со стороны социального государства. С одной стороны, оно стремится реализовать политику полной занятости на основе обеспечения высокого уровня производительности труда [1. С. 179]. С другой стороны, оно не может гарантировать полную занятость, т.к. безработица представляет собой не поддающийся учету риск [1. С. 179]. Отсюда следует, что наемные работники в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры для обеспечения занятости, которая зависит от уровня экономической эффективности предприятий, должны отчасти разделять риски бизнеса (менеджмента).

Реализация этих требований в процессе развития социального рыночного хозяйства возможна тогда, когда основные субъекты рыночной экономики взаимодействуют в условиях сформировавшегося общества (formierte Gesellschaft). Последнее есть такой результат последовательного развития социального рыночного хозяйства, в рамках которого каждая общественная группа несет ответственность за общее благополучие, поскольку борьба за достижение лишь собственных целей, в конце концов, наносит вред и собственным интересам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. — М., 1984.

[2] Ойкен В.Основные принципы экономической политики. — М.,1995.

[3] Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика. — М.,

2001 // http://politekonom.ru/index.html

[4] Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М., 2001.

[5] Эрхард Л. Полвека размышлений. — М., 1996.

INSTITUTIONAL PREMISES OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN MANAGERS AND EMPLOYEES UNDER THE CONDITIONS OF SOCIALLY-ORIENTED MARKET ECONOMY OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

M.A. Marinova

Sociology Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

A.V. Kalashnikova

Sociology of Management Chair Lomonosov Moscow State University

Leninskie Gory, 1, Moscow, Russia, 119991

The article considers basic principles of socially-oriented economy according to L. Erhard’s model applied in Germany after World War II. It provides the analysis of their advantages and disadvantages, outlines the main subjects of economic relations and specifies the ways to implement the principles of socially-oriented market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.