Научная статья на тему 'Институциональные особенности функционирования современных финансовых центров: перспективы России'

Институциональные особенности функционирования современных финансовых центров: перспективы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ / МОСКВА / INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER / WORLD FINANCIAL SYSTEM / THE GLOBAL INTERNATIONAL FINANCIAL INDEX / MOSCOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О. Б., Михайлецкая Т. С., Вовченко Н. Г.

Статья раскрывает особенности функционирования современных международных финансовых центров, их значимость для развития национальной экономики каждой отдельно взятой страны. На основе критериев конкурентоспособности МФЦ формируется стратегия построения успешного международного финансового центра в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article opens the features of functioning of modern international financial centers, their significance for development of national economy each country. Based on the criteria of competitiveness of IFC, we create a strategy of building successful international financial center in Moscow.

Текст научной работы на тему «Институциональные особенности функционирования современных финансовых центров: перспективы России»

Иванова О.Б.

д.э.н., профессор кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)

Михайлецкая Т.С. аспирант кафедры «Финансы»

РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: tatvana mts@mail.ru Вовченко Н.Г.

д.э.н., профессор кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта:

vovchenko@rambler.ru ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ:

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ

Статья раскрывает особен- ности функционирования современных международных финансовых центров, их значимость для развития национальной экономики каждой отдельно взятой страны. На основе критериев конкурентоспособности МФЦ формируется стратегия построения успешного международного финансового центра в Москве.

Ключевые слова: международ- ный финансовый центр, мировая финансовая система, индекс глобальных финансовых центров, Москва.

Неотъемлемой частью и механизмом международной финансовой системы с конца XX века становятся международные финансовые центры (МФЦ). По мере развертывания и углубления процессов глобализации мировой экономики роль МФЦ, их значимость и влияние существенно возрастают.

Деятельность одних МФЦ стано- вится все более комплексной, они со- средотачивают не только функции меж- дународного рынка ссудных капиталов, но и сопутствующую деятельность в области обслуживания международных валютно-финансовых, кредитных отно- шений, а также страховых, аудиторских и других услуг. Другие демонстрируют тенденции к дифференциации и специа- лизации своей деятельности.

При этом в настоящее время на- личие международного финансового центра в стране становится необходи- мым условием сильной экономики. Страны с международными финансо- выми центрами обладают рядом пре- имуществ: емким и устойчивым финан-

совым рынком; суверенной экономикой; максимально открытыми рынками, вхо- дящими в глобальное разделение труда

«с позиции силы»; и свободно конвер- тируемой национальной валютой. От- сутствие же развитых внутренних рын- ков приводит к зависимости от ино- странного капитала, необходимости за- крываться от глобальной экономики, оттоку сбережений населения на ино- странные рынки и слабой валюте.

С каждым годом возрастает роль международных финансовых центров на глобальных финансовых рынках и в ми- ровой экономике. Можно выделить 5 основных направлений, в отношении которых МФЦ оказывают влияние на экономику во всем мире.

Первая роль МФЦ заключается в стимулировании притока прямых ино- странных инвестиций в странах с высо- ким уровнем налогообложения.

Инвесторы склонны структури- ровать свои капитальные обязательства в странах с высоким уровнем налогооб- ложения, сочетая инвестиции в этих странах с инвестициями в МФЦ, и это

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 10 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

проявляется в том, что уровень прямых иностранных инвестиций в высоконало- говых странах чувствителен к наличию финансовых структур, которые исполь- зуют МФЦ.[ 1] Свидетельством данного примера является факт того, что фирмы, создавшие финансовые подразделения в МФЦ, показывают более высокие тем- пы прироста инвестиций и объема про- даж.

Вторая роль заключается в дис- циплинировании финансовых рынков в других частях мира, ограничение степе- ни, в которой банки и другие крупные финансовые институты могут использо- вать местные монополии в ущерб физи- ческим и юридическим лицам. Способ- ность инвесторов осуществлять финан- совые операции через международные финансовые центры снижает спреды процентных ставок и избавляет от дру- гих проблем, связанных с чрезмерной властью на рынке со стороны местных финансовых посредников. В результате МФЦ повышают устойчивость и ста- бильность мировой финансовой архитектуры.

Третья роль - поддержка в раз- витии демократических правительств. Данные показывают, что на сегодняш- ний день наиболее успешными между- народными финансовыми центрами яв- ляются те, которые находятся на верх- них позициях в рейтинге Всемирного банка по индикаторам, показывающим качество управления государством. В результате страны и территории без эффективных правительственных институтов имеют значительно меньше шансов стать международным финансо- вым центром. Как следствие междуна- родные финансовые центры показывают экономические выгоды демократиче- ских реформ. Кроме того, нежелание участников рынка вкладывать значи- тельные ресурсы в МФЦ при отсутст- вии высококачественных государствен- ных институтов означает, что МФЦ в основном представлены странами и территориями, где функционируют про- зрачные и регулируемые государством институты. Прозрачность и подотчет- ность МФЦ могут показаться несовмес- тимым с их репутацией мест для отмы- вания денег, уклонения от уплаты нало- гов, а также мест для открытия аноним- ных счетов для сокрытия доходов. Страны, которые предлагают возмож- ность анонимных счетов, могут косвен- но способствовать ухудшению структуры управления во всем мире, содейст- вуя коррупции в среде правительствен- ных чиновников. Самые последние дан- ные свидетельствуют, однако, что МФЦ такие, как: Бермудские острова, Британ- ские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановые

острова, Панама на самом деле довольно строго придер- живаются международных норм и тре- буют достаточно документов для созда- ния юридических лиц и открытия банковских счетов, что делает их непри- влекательными местами для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Вместо этого, крупные страны с высо- ким уровнем дохода, такие как: США, Великобритания и Канада с их упро- щенными банковскими требованиями являются удобными местами для созда- ния анонимных счетов.

Четвертая роль международных финансовых центров - это влияние на сбор налогов и налоговую конкуренцию среди крупных стран. Данные за по- следние 30 лет показывают [2], что на- логовая конкуренция среди стран Орга- низации экономического сотрудничест- ва и развития была незначительной, на- логовая база расширилась в той же сте- пени, что и снижались налоговые став- ки. Экономические исследования показывают, что наличие возможности низ- кого налогообложения для ряда отрас- лей, которые важны для МФЦ, позволя- ет правительствам поддерживать здоро- вый уровень внутренней налоговой ба- зы, не вызывая дефицита бюджета и на- логовой конкуренции. Следовательно,

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 11 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

существует основание полагать, что международные финансовые центры позволяют правительствам крупных стран внедрять внутреннюю налоговую политику, которую они хотят и в кото- рой нуждаются под влиянием мировой экономики.

Пятая роль международных фи- нансовых центров- это их место в миро- вой экономике. Международные финан- совые центры в целом показывают зна- чительный экономический рост на про- тяжении последних 25 лет, отражаю- щийся на возрастании важности финан- сового сектора в современной экономи- ке.[3] Высокие доходы в развитой части мира вносят свой вклад в экономиче- ские показатели развивающихся стран как часть обычного процесса экономи- ческой интеграции.

Таким образом, сложно недооце- нить роль МФЦ в современном мире, поскольку создание в стране междуна- родного финансового центра сегодня является важнейшим фактором гло- бальной конкуренции национальных финансовых систем. И в ближайшие 2030 лет эта тенденция лишь усилится. Согласно опросу, проведенному Инсти- тутом посткризисного мира в ноябре

2009 - январе 2010 г. среди 247 экспер- тов из 53 стран мира, в ближайшие 10 лет главными факторами, определяю- щими конкурентные преимущества стран, будут: человеческий капитал (45%), природные ресурсы (36,1%), но- вые высокие технологии (32,9%), эф- фективный финансовый сектор (19,4%) и инновации в государственном управ- лении (17,1%). При этом человеческий капитал и инновации - это обязатель- ные условия формирования эффектив- ного финансового сектора.

В настоящее время постепенно формируются рейтинги мировых и ре- гиональных финансовых центров. С по- мощью подобных рейтингов сравнива- ются преимущества отдельных финан- совых центров. В перспективе они могут стать критерием эффективности программ формирования финансовых центров. Наиболее полновесным рейтин- гом такого рода является Индекс гло- бальных финансовых центров (GFCI - Global Financial Centers Index) Лондон- ского Сити, публикуемый исследова- тельской компанией Z/Yen Group Lim- ited. Впервые он был опубликован в марте 2007 года. Данный индекс рас- считывается по так называемой «модели факторов оценки», которая сочетает рейтинги стран по отдельным формали-

зованным показателям с оценками фи- нансовых специалистов.

Анализируются различные ас- пекты конкурентоспособности: челове- ческий капитал (наличие качественного персонала; гибкость рынка труда; биз- нес-образование); бизнес-окружение (регулирование бизнеса, налогообложе- ние, уровень коррупции, легкость осуществления бизнеса); доступ на рынок (уровень секьюритизации, емкость фи- нансовых рынков); инфраструктура (стоимость и доступность объектов не- движимости); общая конкурентоспо- собность (разница между совокупной конкурентоспособностью и суммой вышеперечисленных факторов конку- рентоспособности).

Основные выводы по изменениям индекса GFCI 2011 года.

Приостановлен тренд прошлых лет - быстрый рост азиатских финансо- вых центров в рейтинге. Гонконг, Син- гапур, Токио, Шанхай, Пекин, Тайпей и Шенчжень ослабили свои позиции в рейтинге

2011 года. Финансовые центры материковой части Китая значительно упали в рейтинге, Шанхай до 37 места и Пекин до 11. Гонконг опустился на 16 пунктов и сейчас на 27 пунктов ниже Лондона. Данные показатели - это лишь временное явление в долгосрочной тенденции усиления значимости Азиатского ре- гиона, а не фундаментальные изменения в международной финансовой системе.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 12 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

Таблица 1. Индекс глобальных финансовых центров

(GFCI - Global Financial Centers Index) Лондонского Сити.[4]

МФЦИ 2011 МФЦИ 2010 Изменения

Место Оценка Место Оценка Место Оценка

Лондон 1 781 1 774 0 7

Нью-Йорк 2 772 2 773 0 -1

Гонконг 3 754 3 770 0 -16

Сингапур 4 729 4 735 0 -6

Токио 5 693 6 695 -1 -2

Цюрих 6 689 8 686 -2 3

Чикаго 7 688 7 692 0 -4

Шанхай В 687 5 724 3 -37

Сеул 9 686 11 679 -2 7

Торонто 10 685 10 680 0 5

Бостон 11 684 12 678 -1 6

Сан-Франциско 12 683 9 681 3 2

Франкфурт 13 681 16 667 -3 14

Женева 14 679 13 672 1 7

Вашингтон, округ Колумбия 15 677 14 670 1 7

Сидней 16 674 15 669 1 5

Ванкувер 17 667 17 661 0 6

Монреаль 18 658 20 652 -2 6

Мюнхен 19 656 22 649 -3 7

Мельбурн 20 653 18 656 2 -3

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что центры Юго-Восточной Азии будут укреплять свои позиции в будущем. Следует отметить, что Сеул и Сидней являются единственными цен- трами в Тихоокеанском регионе, кото- рые заняли более высокие позиции, чем в 2010 году. Основной проблемой Ки- тая является внутренняя и внешняя ва- лютная политика.

Офшорные центры понесли значи- тельный репутационный ущерб в тече- ние последних четырех лет. В Отчете МФЦИ 2010 видно, что некоторые из этих центров начинали восстанавли- ваться и данная тенденция продолжает- ся. Джерси, Гернси, Каймановы остро- ва, Британские Виргинские острова,

Остров Мэн, Гибралтар и Маврикий (представленные в таком же порядке, как в рейтинге МФЦИ) показывают скромные положительные результаты. Джерси и Гернси остаются ведущими офшорными центрами. Исследования показывают, что такие финансовые центры, как Цюрих, Женева и Люксембург, не являясь географически морской тер- риторией, соревнуются также в рейтин- ге с офшорными центрами и по данным МФЦИ 2011 укрепили свои позиции.

Недавний кризис изменил баланс интересов в Еврозоне. Столичные горо- да со слабой экономикой сильно стра- дают. Дублин, Милан, Мадрид, Лисса- бон и Афины продолжают ослаблять свои позиции в рейтинге, начиная с

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

прошлого года. В отличие от центров со слабой экономикой в Еврозоне, такие города как Франкфурт и Париж вырос- ли в рейтинге. Это может быть резуль- татом деятельности политических лиде- ров Германии и Франции, которые про- являли заинтересованность в том, чтобы прийти к соглашению о едином пути выхода из кризиса Еврозоны. Исторически Франкфурт и Париж ежегодно ук- репляют и ослабляют свои позиции в рейтинге МФЦИ. Также произошли значительные изменения в рейтинге ев- ропейских городов, таких, как: Вена (поднялась на 21 пункт), Амстердам (поднялся на 12 пунктов), Варшава (поднялась на 13 пунктов) и Скандинав- ские центры - Стокгольм, Осло и Хель- синки -укрепили свои позиции.

Уверенность и спокойствие среди специалистов финансового сектора, из- меряемые средними оценками ведущих финансовых центров, были относитель- но стабильными на протяжении 2011 года.

Абу Даби и Калгари впервые представлены в рейтинге. В настоящее время четыре канадских финансовых центра находятся в топ-30 в рейтинге МФЦИ.

В отчете МФЦИ 2010 Гонконг от- ставал от Нью-Йорка всего на 3 пункта, а от Лондона на

4. В 2011 году Гонконг немного ослабил свои позиции, однако по прежнему сохраняет репутацию третьего международного финансового центра в мире. Лондон, Нью-Йорк и Гонконг контролируют значительную долю всех финансовых операций (около 70% объема торгов) и, вероятно, оста- нутся мощными финансовыми центра- ми в обозримом будущем.

Отношения между Лондоном,

Нью-Йорком и Гонконгом по-прежнему

являются взаимодополняющими. Не- смотря на то что некоторые аналитики до сих пор склоняются к мнению, что существует сильная конкуренция между этими городами, другие специалисты отрасли признают, что совместная рабо- та по определенным элементам норма- тивно-правовой реформы, скорее всего, повысит конкурентоспособность этих центров.

Несмотря на то что Гонконг и дру- гие финансовые центры Азии снизили свои позиции в рейтинге 2011 года, это повышает значимость поддержания конкурентоспособности такими МФЦ, как Лондон и Нью-Йорк. Уровень нало- гообложения в Великобритании остает- ся непопулярным в секторе финансовых услуг. В частности, ставка подоходного налога для топ-менеджеров - 50% явля- ется негативным фактором в процессе привлечения новых финансовых компа- ний и значительно снижает конкурентоспособность Лондона.

Мировой опыт показывает, что и появление новых, и укрепление своих позиций «традиционными» мировыми и региональными финансовыми центрами являются результатом проведения целе- направленной новаторской государст- венной политики.[5] России следует также активно вырабатывать и реализо- вывать такую инновационную полити- ку, нацеленную на формирование в стране МФЦ. Работа по развитию Мо- сквы как МФЦ уже ведется рядом феде- ральных органов исполнительной вла- сти, регуляторами рынка, профессио- нальным сообществом в лице саморегу- лируемых организаций, ряд законопро- ектов уже находится на рассмотрении в ГД РФ (таблицы 2).

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 14 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

Таблица 2. Результаты построения Международного финансового центра в Москве.[6]

• Институциональные изменения в российской экономике: повышение доли финансового сектора в ВВП и сопутствующее повышение ВВП за счет финансового сектора • Устойчивая и современная финансовая система • Повышение уровня международного доверия к России • Выгоды от интеграции России в мировую экономику Для общества: • появление новых рабочих мест в финансовой сфере; • повышение уровня квалификации персонала; • развитие образования и науки; • новые возможности для предпринимателей; • развитие социальной инфраструктуры; • выгоды от межкультурного обмена за счет привлечения в Москву большего количества иностранных специалистов.

Для экономики: • совершенствование законодательной базы в части финансовых рынков; • улучшение условий ведения бизнеса; • развитие финансовой индустрии; • улучшение системы рыночного регулиро- Для страны: • полномасштабное функционирование МФЦ в Москве также станет важным импульсом для развития российских регионов, в частности, региональной финансовой системы; • формирование МФЦ в Москве означает упрощение доступа к капиталу для российских компаний, а это — инвестиции в развитие всей страны.

вания;

• усовершенствование инфраструктуры рынка;

• повышение ликвидности рынка;

• оптимизация налогового бремени на инве-

стиционную деятельность.

Главными направлениями этой работы являются:

• совершенствование российской законодательной базы в части финансо- вых рынков с учетом изменений, вы- званных глобальным кризисом;

• формирование скоординирован- ной системы регулирования финансо- вых рынков, оценка целесообразности создания единого федерального ведом- ства, осуществляющего надзор за бан- ками, страховыми компаниями, провай- дерами финансовых услуг или коорди- нируего деятельность отдельных регу- ляторов;

• наличие эффективной судебной системы;

• формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообло- жения финансовых операций;

• развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формиро- вание института инвестиционных кон- сультантов, проработка вопросов созда- ния единого центрального депозитария и его последующее подключение к ме- ждународным рынкам, организация эф- фективно функционирующего международного признанного центрального клирингового дома;[7]

• повышение «прозрачности» фи- нансового рынка за счет внедрения эф- фективной системы раскрытия инфор- мации и финансовой отчетности, соот- ветствующей международным стандар- там; развитие и совершенствование корпоративного управления;

• создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке, по-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 15 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

вышение общего уровня финансовой образованности населения посредством разработки и внедрения государствен- ных стандартов образовательных про- грамм в области экономики и финансов для систем среднего и высшего образо- вания, а также для

профессиональной переподготовки и повышения квалифи- кации специалистов в области экономи- ки и финансов;

• интеграция стандартов профес- сиональной квалификации междуна- родного уровня в систему высшего об- разования или создание их российского аналога;

• создание системы налогового администрирования в секторе финансо- вых услуг, которая учитывала бы специ- фику работы рынков финансовых услуг и позволяла бы обеспечить эффектив- ный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и систему защиты прав налогоплательщиков;

• создание благоприятных условий для привлечения к работе МФЦ высококвалифицированного персонала, в том числе иностранного в случае необ- ходимости;

• активизация валютно-финан- сового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего с государствами - участ- никами СНГ, расширение использова- ния рубля в расчетах и превращение его в региональную резервную валюту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует учитывать, что рост гло- бальной интеграции российского фи- нансового рынка может повысить его подверженность внешним воздействи- ям, увеличить амплитуду перетока ка- питала. Это потребует создания более совершенной системы регулирования, в частности, в области кредитно- денежной политики. Необходимо также предусмотреть механизмы по ограниче- нию поглощений системообразующих участников финансового рынка Россий- ской Федерации иностранными финан- совыми институтами, чтобы сохранить

возможность определять условия функ- ционирования и развития МФЦ в Рос- сии.

В то же время качественное разви- тие российского финансового рынка - увеличение количества участников (особенно крупных российских и ино- странных долгосрочных институцио- нальных инвесторов), расширение спек- тра инструментов, рост ликвидности торгов и прозрачности эмитентов - по- может частично компенсировать ука- занные риски, снизить волатильность и увеличить стабильность российского финансового рынка. Конечная цель же развития МФЦ состоит в обеспечении финансовых ус- ловий для устойчивого и качественного экономического роста путем привлече- ния широких категорий международных инвесторов для повышения объема ка- питальных инвестиций в реальный сек- тор, увеличения капитализации финан- сового сектора, снижения издержек фи- нансирования и международной дивер- сификации рисков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.International FinancIal centers and the World economy by The Society of Trust and Estate Practitioners (STEP), 2009, page 12-13

2.Research report Understanding Global, Financial Networks Business and Staff Lo- cation Decisions by City of London Corpo- ration Economic Development Office, page 3-5

3.Xinhua-Dow Jones International Finan- cial Centers Development Index, 2011, page 37-45

4.The Global Financial Centres Index by Financial Centre Futures, March 2012 page 4-5

5.«Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономи- ки». Аналитический обзор. - М.: Финан- совый университет при Правительстве Российской Федерации. 2012 г. стр. 234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.